Введение к работе
Чеченская литература является важной составной частью не только литературного процесса России, но и мировой художественной культуры в целом Творчество чеченских писателей отражает духовный опыт многострадального, жизнелюбивого, чрезвычайно стойкого и гордого народа, находящего в себе силы сохранять и развивать древнейший язык, традиции и самобытную культуру Если душа народа, его поэтический гений воплощается в коллективном творчестве, в фольклоре, обрядово-ритуальной стороне жизни чеченцев, то личностное начало выражается в художественной рефлексии писателей и поэтов, стремящихся передать в литературных образах боль, надежды и собственное переживание истории Художественное мышление писателей Чечни преодолевает пределы локальной культуры горцев и выводит трагический опыт народа на глобальный, общечеловеческий уровень Изучение чеченской литературы позволяет не только лучше понимать специфическую уникальность этнической культуры и мировоззрения, но и в определенной мере дополняет картину духовного опыта других культур
Кроме того, изучение жанрового своеобразия такого уникального явления художественной культуры, как чеченский роман 80-х и 90-х гг XX в, представляется чрезвычайно актуальным и по целому ряду причин междисциплинарного характера. Во-первых, именно в этот период наступает рассвет литературного творчества, относимого к жанрам эпической прозы Во-вторых, романы писателей, указанного времени, не только синтезировали опыт предшественников, но и заложили основы нового, в художественном отношении совершенного направления в искусстве чеченской художественной культуры В-третьих, рассматриваемый период развития чеченской литературы важен еще и потому, что в своих романах писатели подвергают художественному анализу социокультурную реальность, в которой оказываются их герои, носители традиционного мировоззрения часто преломленного сквозь призму современных проблем Персонажи,
4 населяющие художественный мир большой прозы чеченской литературы, переживают экзистенциальное состояние времени, которое движется, ставя перед ними проблемы многовековой давности Настоящее как бесконечное повторение ощущений прошлого, как переживание морального обязательства перед памятью предков Наконец, в-четвертых, актуальность диссертационного исследования во многом обусловлена еще и важнейшим социокультурным значением тех кризисных явлений и проблем, которые подвергаются осмыслению средствами образного языка романов 80 - 90-х гг ХХв
Хотя литература Чечни прежде всего является событием эстетического плана, она выполняет, помимо художественных, социальные и даже социально-политические функции В романах, созданных в данный период времени, подвергается художественному осмыслению и критическому анализу средствами поэтической выразительности закономерности социальной истории и политики Писатели вместе со своими героями переживают трагедию народа, пытаются вскрыть ее причины и предупреждают в относительно спокойный период времени 80-х гг о возможности новых потрясений Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется еще и тем, что изучение жанровой специфики романов, выявление поэтических связей с традиционной культурой чеченцев, позволяет глубже понимать корни социального кризиса, проявившегося в конце 80-х начале 90-х гг
Следует отметить, что чеченские писатели прошли суровые испытания вместе с народом, разделили его судьбу и нашли в себе силы отстаивать свой взгляд, свою точку зрения на события прошлого и настоящего
На современном этапе развития литературного процесса перед отечественным литературоведением встает целый ряд качественно новых проблем Обращение к жанру романа обусловлено тем, что роман, по мнению исследователей, относится к «большим» жанрам, к наиболее зрелым литературным формам, что позволяет рассматривать роман как отражающий
5 наиболее значимые литературные тенденции, прошедшие «проверку временем»
Раскрывая степень изученности такого явления, как литературный процесс 80-90-х гг. XX в чеченской художественной культуры, необходимо отметить, что своеобразие литературы этого периода совершенно не раскрыто в чеченском литературоведении Одной из наиболее исследованных областей истории чечено-ингушской литературы является область историко-культурных связей художественного творчества с мифо-фольклорным наследием и традиционной культурой вайнахов
Отметим, что литература Чечни развивалась, творчески перерабатывая художественные особенности мировой культуры, но вместе с тем сохраняя ценностный потенциал наследия предков Исторические корни чеченской литературы проанализированы в работах Ю А Айдаева, Р А Чахкиевой, Д Мальсагова, X Ошаева, X В Туркаева и многих других исследователей
Некоторые особенности чеченского романа 50-70-х гг исследованы Р К Ужаховой, Л. Бекизовой, Н Д Музаевым, X М Мусаевым, X В Туркаевым, Р А Чахкиевой, М Д Чентиевой, Г И Яблоковой, и другими авторами
Чеченский и ингушский роман 20-х - 70-х гт XX в были предметом диссертационного исследования РК Ужаховой (1984) В этой работе выявлены поэтические особенности большой прозы от момента ее становления до 70-х гг. прошлого века Общему анализу развития чеченской прозы, и в частности, чеченского романа, посвящено диссертационное исследование ХР Абдуллаевой «Чеченская проза историко-культурный аспект» (1998)
Развитие чеченской литературы происходило в тесном взаимодействии с русской классической и всей советской литературой, что проявилось в общности основных тенденций Анализ глубоких идейно-художественных связей чеченской литературы с древним эпическим наследием дан в работах X В Туркаева (1971, 1973, 1978, 1984, 1991) Исследователь подчеркивает, что без анализа исторического духовного наследия чеченской культуры
невозможно понимание и современного культурного процесса, и современной литературы «Такие исследования, обращенные в глубь истории, обобщающие опыт культурно-исторического развития ранее бесписьменных народов, призван в итоге способствовать обогащению наших представлений об исторической закономерности возникновения национальных литератур»1
В литературоведческом изучении чеченской литературы сделано достаточно много «Полнее стали наши знания законов рождения новых идейно-тематических и художественных систем за годы советской власти < > Исследованы жанры, сделано многое для выявления общих закономерностей поступательного движения самих литератур» Было заложено прочное теоретическое основание, та опора, которая позволяет продолжать исследования чеченской литературы Труды перечисленных и многих других авторов определяет возможности дальнейшего продуктивного изучения литературного процесса при творческом развитии уже сделанного
Однако при значительных успехах в изучении литературного творчества народов Кавказа, многие вопросы и многие проблемы еще не нашли достаточно полного освещения «Несмотря на определенные достижения исследовательской мысли, необходимо отметить, что сложные пути становления молодых литератур довольно часто рассматриваются упрощенно, а многие проблемы еще ждут своего решения».3 Особенно мало внимания уделялось исследованию чеченской литературы 80- 90-х гг XX в. Кроме того, «не решены вопросы периодизации чеченского историко-культурного процесса, проблемы становления идейно-эстетических предпосылок зарождения чеченской литературы в ее связях и тесном взаимодействии с русской литературой и передовой демократической мыслью народов Северного Кавказа»4
1 Туркасв X В Зарождение реализма в чеченской и ингушской литературах / Автореферат дне кавд фил
наук- Тбилиси - С 4
2ТуркаевХВ На переломе -Грозный, 1991 -С 4
3 Там же С 6
4ТуркаевХВ На переломе -Грозный, 1991 -С 7
В свете названной проблемы представляется важным, чтобы духовное богатство и художественные достоинства чеченской литературы 80-х - 90-х гт XX в получили полного и глубокого освещения в литературоведении И сегодня необходимо проделать сложную и тщательную работу, целью которой должно стать новое прочтение хорошо известных произведений, в которых мы можем найти ответы как на вечные вопросы, так и на запросы современности
Притом, что существуют серьезные научные исследования, посвященные творчеству чеченских писателей, следует признать, что в силу социально-исторических условий литературный процесс 80-90-х гг совершенно не исследован Большая часть современных литературных произведений еще не стала предметом литературоведческого анализа В этой связи обращение к романам, написанным менее десятилетия назад, представляется новым и актуальным
Конец двадцатого века в Чечне и в России в целом сопряжен с ярко выраженным кризисом как в духовной, так и в социально-политической сферах В связи с этим обращение к чеченским романам дает возможность понять причины кризиса, выделить те основные духовные и нравственные вопросы, которые на протяжении многих лет представляли собой «болевые точки»
Таким образом, научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что жанровое своеобразие чеченской литературы советского периода, в особенности литература его последних десятилетий, комплексно рассматривается с точки зрения связей романной поэтики с фольклорным и эпическим наследием Впервые исследуется жанровая разновидность романов Абузара Айдамирова, Мусы Ахмадова, Шайхи Арсанукаева в связи с наследием традиционной культурой вайнахов. Очевидно, что закономерности литературного развития чеченского романа не могут быть до конца понятыми без обращения к мифо-фольклорным и эпическим мотивам
Объектом диссертационного исследования являются романы чеченских писателей, написанные и изданные в период с 1980 до 2000 года Предметом изучения является жанровая разновидность романов Абузара Айдамирова («Долгие ночи», «Молния в горах», «Буря»), Шайхи Арсанукаева («Линии судьбы), Мусы Ахмадова («На заре, когда звезды гаснут», «Деревья в сумерках»)
В качестве гипотезы научного исследования выдвигается идея глубинной связи произведений современных писателей с духовными традициями чеченской культуры, которые проявляются на всех уровнях романной поэтики Эта укорененность современных эпических форм чеченской литературы в духовной почве этнических традиций и является одной из наиболее значимых черт жанровой специфики исследуемых произведений
Основной целью диссертационного исследования является выявление, описание и характеристика жанровых разновидностей и жанрового своеобразия чеченских романов рассматриваемого периода, новаторство чеченских романистов последних десятилетий 20 в Для достижения поставленной цели необходимо качественно решить следующие задачи
- провести литературоведческий анализ понятия «жанр» и выделить
наиболее значимые основания для его использования при анализе романов,
- выявить на конкретном материале исследования существенные
характеристики романа как жанра,
- провести анализ романов, написанных в период 80-90-х гг XX в с
точки зрения их жанровой принадлежности и их связи с эпическим
наследием, выявление новаторства романистов
описать проблемно-тематический круг связей литературных и эпических образов,
определить функциональное значение обращения писателей к культурному наследию предков,
установить связь поэтики исследуемых романов с морально-этическим комплексом традиционной культуры вайнахов
9 Положения, выносимые на защиту
1 Чеченские романы 80-90-х годов XX века представлены широким
спектром жанров и жанровых разновидностей исторический роман, роман-
хроника, роман в стихах, социально-бытовой роман, роман-воспитания и
роман-фантасмагория
2 Развитие жанра романа в чеченской литературе в 80-90-х гг
происходило по двум взаимосвязанным направлениям по пути повышенного
внимания к истории народа и развитию личности в конкретных исторических
обстоятельствах
3 Для чеченских романов 80-90-х годов XX века характерно слияние в
рамках одного произведения нескольких жанровых разновидностей,
образующих синтетическое единство художественного пространства
Для чеченского романа рассматриваемого периода характерна высокая степень связи с эпическим наследием Интеграция традиционных элементов мифо-фольклорной поэтики с элементами поэтики современной литературы
Жанр исторического романа, развивая традиции, заложенные в многонациональных литературах России, осваивал идейно-эстетические требования романа-хроники Динамика развития исторического романа строится в направлении к большему вниманию к конкретным и философским вопросам, отходу от стереотипов
Развитие жанра включает в себя активное освоение приемов и методов мировой литературы Жанровой особенностью чеченского романа рассматриваемого периода является художественный прием «поток сознания»
7 Пространственно-временная организация романов во многом
воспроизводит мифо-фольклорную систему пространства и времени
эпических произведений
8 Эволюция внутреннего мира героев исследуемых произведений
определяется непрекращающимся диалогом с духовным наследием предков
Практическая значимость исследования. Полученные результаты диссертационного исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении истории чеченской литературы, создании учебного курса «Современный чеченский роман», а также при изучении литератур народов Северного Кавказа
Методологической основой диссертации послужили труды известных отечественных ученых В. Агеносова, М Бахтина, Д Лихачева, Е Мелетинского, а также работы северокавказских исследователей Ю Айдаева, Л Бекизовой, Н Музаева, X Мусаева, У Панеша, X Туркаева, Р Ужаховой, Р Чахтиевой, М Чентиевой, К Шаззо В качестве основного метода историко-литературного анализа использовался сравнительный метод, позволяющий выявить типологические основы идейно-образной системы романов
Апробация работы. Материалы диссертации были положены в основу докладов, прочитанных на конференциях Основные положения работы отражены в публикациях
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка цитируемой литературы