Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нравственно-философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой Отечественной войне Канаметова Елена Нартшаовна

Нравственно-философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой Отечественной войне
<
Нравственно-философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой Отечественной войне Нравственно-философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой Отечественной войне Нравственно-философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой Отечественной войне Нравственно-философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой Отечественной войне Нравственно-философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой Отечественной войне Нравственно-философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой Отечественной войне Нравственно-философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой Отечественной войне Нравственно-философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой Отечественной войне Нравственно-философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой Отечественной войне Нравственно-философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой Отечественной войне Нравственно-философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой Отечественной войне Нравственно-философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой Отечественной войне
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Канаметова Елена Нартшаовна. Нравственно-философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой Отечественной войне : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Канаметова Елена Нартшаовна; [Место защиты: Кабард.-Балкар. гос. ун-т им. Х.М. Бербекова].- Нальчик, 2010.- 170 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-10/1094

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Кабардинская поэзия в контексте национальной литературы периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) 10

Глава II. Осмысление нарвственно-философских проблем военного времени в творчестве поэтов-фронтовиков 27

2.1. Начальный этап войны: социальная функция и поэтическое искусство (1941-1942 гг.) 27

2.2. Этап глубинного осмысления этических и нравственно-философских проблем (1942-1945 гг.) 38

2.3. Тема войны в творчестве поэтов-фронтовиков послевоенных десятилетий 51

Глава III. Нравственно-философские проблемы в поэзии авторов послевоенных поколений 84

3.1. Патриотизм: декларативность и убеждения (преодоление социально мотивированных установок) 84

3.2. Личностный план в поэзии о войне: роль военной темы в становлении художественного мастерства 92

3.3. Нравственные поиски и особенности создания поэтических образов 121

Заключение 148

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Тема войны остается одной из самых сложных и неоднозначных в кабардинской литературе. Изучению нравственно-философских проблем в военной лирике в российском и северокавказском литературоведении посвящено немало трудов (отдельных монографий, глав в книгах, статей в сборниках и журналах). Однако многие аспекты нравственно-философского осмысления войны в литературе остаются явлениями малоизученными. Например, до настоящего времени не уделено достаточно внимания отражению интересующей нас темы дифференцированно, выявлению родовых признаков того или иного периода. Между тем даже при беглом взгляде очевидно, что творчество старшего поколения кабардинских поэтов претерпело в течение военного времени значительные изменения, что отражается и в тематике произведений, и в их художественных особенностях. Так, cтихи поэтов-фронтовиков особенно в период начала войны преисполнены публицистического пафоса, они ориентированы на пробуждение патриотических настроений. Философско-гуманистические и психологические мотивы вышли в центр внимания уже позже, преимущественно после войны.

Поэтому одинаково важно рассматривать как эволюцию творчества авторов военного поколения, так и преемственную связь в плане идейно-художественных исканий между представителями разных поколений кабардинских поэтов. До настоящего времени в трудах адыгских литературоведов основное внимание концентрировалось на анализе творчества таких крупных поэтов национальной литературы, как А.П. Кешоков, А.О. Шогенцуков, Б.И. Куашев. Представители же первого поколения поэтов, пришедших в литературу в послевоенные годы, остались как бы в их тени, хотя уже в 50-е годы ХХ в. появилась целая плеяда самобытных и талантливых авторов, среди которых У. Ногмов, Ф. Балкарова, Н. Шогенцуков, З. Налоев, Б. Кагермазов, П. Кажаров, Х. Шогенов, З. Тхагазитов, П. Мисаков, А. Браев, М. Кештов, Ю. Карамурзов, С. Хахов, Л. Губжоков.

Не отрекаясь от созданного в годы войны, они по-своему осмысливают и обогащают то, что было сделано поэтами-фронтовиками. Послевоенное время обеспечило свободу творческого проявления. В их произведениях рельефнее проявляется своеобразие индивидуальности каждого поэта, его субъективное ощущение, личностное восприятие войны. Поэтому с новым временем в литературе появились новые проблемы, которые ранее либо не замечались, либо находились под негласным запретом.

Сравнительное изучение степени восприятия войны поэтами-фронтовиками и теми поэтами, которые не принимали участия в Великой Отечественной войне по разным обстоятельствам (пол, возраст), позволило проследить идейно-тематическую преемственность, долгие годы остававшуюся на периферии внимания. Подобного рода многоаспектный анализ предопределил создание целостной картины эволюции военной лирики.

Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы – исследовать идейно-художественные нравственные и философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой Отечественной войне, опираясь на достигнутое предшествующим и современным литературоведением.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

- определить идейно-тематическое и художественное своеобразие военной лирики, созданной во время и после Великой Отечественной войны авторами разных поколений;

- дифференцированно установить художественно-стилевые особенности произведений, созданных до начала войны, в военные и послевоенные годы;

- выявить эволюционные изменения, произошедшие в идейно-тематическом, изобразительно- выразительном и формальном отношениях;

- определить место поэтических произведений военного времени, посвященных Великой Отечественной войне, в истории национальной кабардинской литературы.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в выборе объекта анализа: кабардинская военная лирика впервые подвергается монографическому исследованию в нравственно-философском аспекте. При этом в настоящей диссертационной работе нравственно-философский и художественно-стилистический аспекты рассматриваются в их органическом единстве.

Объектом исследования в настоящей работе выбраны произведения поэтов-фронтовиков А. Шогенцукова, А. Кешокова, Ад. Шогенцукова, А.Шомахова, М. Губжева, созданные в предвоенные, военные и последующие годы. Также к рассмотрению и анализу привлекаются произведения таких поэтов послевоенного поколения, как У. Ногмов, Ф. Балкарова, Н. Шогенцуков, Б. Кагермазов, П. Кажаров, Х. Шогенов, З. Тхагазитов П. Мисаков, А. Браев, М. Кештов, Ю. Карамурзов, С. Хахов, Л. Губжоков, Х. Кауфов, А. Оразаев, И. Кашежева, А. Бицуев, Б. Балкизов, Р. Ацканов, Л. Загаштокова, Л. Балагова, П. Хатуев, Х. Кунижева, З. Гучаев, А. Тлупов, Н. Махотлов.

Степень разработанности темы. В адыгском северокавказском литературоведении нет специального научного исследования, посвященного нравственно-философским проблемам в кабардинской поэзии о войне, хотя те или иные аспекты данной проблемы частично рассматриваются в монографических исследованиях М.Сокурова «Лирика А.Кешокова» (1969); З.Налоева «Послевоенная кабардинская поэзия» (1971); Х.Бакова «Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии» (1994). Ценные наблюдения содержатся в книге «Очерки истории кабардинской литературы» (1967), в отдельных статьях вышеназванных авторов, а также в трудах П.Шевлокова, Х.Кауфова, Х.Кажарова, Х.Кармокова, А.Мусукаевой, А.Гутова, М.Шаковой, Л.Бекизовой, К.Шаззо, З.Толгурова, Н.Джусойты. Эти и другие работы, труды названных авторов послужили научной теоретической базой для нашего исследования.

Методологическую основу работы составили теоретические положения, сформулированные в научных трудах таких ведущих отечественных литературоведов, как В.В. Виноградов, Л.Я. Гинзбург, В.В. Дементьев, И. К.Кузьмичев, Г.И. Ломидзе, П.А. Топер, Б.М. Эйхенбаум, и других, а также адыгских и северокавказских ученых: Х.И. Бакова, Н.Г. Джусойты, У.М. Панеша, М.Г. Сокурова, З.М. Налоева, К.Г.Шаззо и другие.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что на материале кабардинской поэзии даются обобщения и выводы об эволюционных закономерностях восприятия и художественного отражения социально значимой темы – темы войны в сознании поэтов одного поколения и характере преемственности в освещении этой темы в произведениях поэтов последующих поколений. Названные закономерности исследуются с разных позиций – с точки зрения изменений в области конкретной тематики и пафоса стихотворений, мировоззренческих установок, поэтического языка и в области версификации.

Практическая значимость диссертации обусловлена тем, что она расширяет общее представление о кабардинской поэзии обстоятельной разработкой изучаемой темы. Результаты исследования могут стать самостоятельной частью обобщающих трудов по исследованию национального многообразия литератур народов Северного Кавказа, истории кабардинской литературы, истории кабардинской поэзии. Они могут быть использованы в качестве спецкурса в высших учебных заведениях.

Апробация исследования. Основные положения, научные результаты диссертации обсуждались на международных, региональных и межвузовских конференциях: «VIII конференция молодых ученых КБНЦ РАН» (Нальчик, 2007); «Перспектива 2008» (Нальчик, 2008); «Наука и устойчивое развитие» (Нальчик, 2007), «Материалы Х конференции молодых ученых» (Нальчик, 2009), «Концептуальные проблемы литературы: художественная когнитивность» (Нальчик, 2007).

Диссертация обсуждена на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (май 2010 г.), на расширенном заседании сектора кабардинской литературы Института гуманитарных исследований Правительства КБР и Кабардино-Балкарского научного центра РАН (январь 2009 г.) и рекомендована к защите.

Структура работы определена ее исследовательскими целями и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Кабардинская поэзия в контексте национальной литературы периода Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Опыт войны стал источником поэтического вдохновения, У характеризующего сущность всего творчества этих поэтов. В кабардинской литературе основательно и последовательно представлено многообразие вариантов воплощения военной темы в произведениях таких жанров, как роман, повесть, рассказ, лирическое стихотворение, поэма, пьеса. Поскольку кабардинская проза не имела традиции и являлась совершенно новым, молодым явлением, в военной литературе преимущественно получили развитие поэтические жанры. За военное пятилетие на страницах местных газет появилось всего несколько десятков рассказов, художественных очерков, посвященных теме Великой Отечественой войны, были выпущены сборники «Вы беритесь за оружие», «Во имя Родины», «На фронтах войны», «Смех убивает врага», а также большое количество «Окон ТАСС». (1941-1945)

Основными видами прозаических жанров эпохи Великой Отечественной войны были оперативные газетные жанры: публицистическая статья, фельетон, очерк и рассказ. Как известно, очерк в военное время получил особое развитие во всей литературе. Оригинальные кабардинские очерки этого периода расшифровывались в подзаголовке, как «1уэху къэхъуа» - «быль», «случившееся дело», в котором описывалось реальное событие. Со своими биографическими очерками «Смелый воин» (1941-1945), «Краснофлотец Кишев Хашир» (1941-1945) на страницах газет выступал Х.Хавпачев.

Как и в поэзии, в центре внимания авторов, выступивших в жанре рассказа, особенно в первой половине военного пятилетия, были военные события - действующие лица играли второстепенную роль. Такой характер носили рассказы X. Тутукова «Как освободили деревню П.» (1941- 1945), «Партизан Павлик» (1941-1945), «В семье» (1941- 1945), С. Батырова «Трафи» (1941-1945), А. Кешокова «Если хочешь соврать, сваливай на мертвецов» (1941-1945). В произведении X. Тутукова «Как освободили деревню П.» нарисована общая картина подготовки к бою.

Традиция изображения народного характера в годы Великой Отечественной войны проявлялась в выражении идеального через родовое, в господстве родовых начал над индивидуальными: на первый план в характере героя выдвигались качества народности, патриотизма, человек выступал прежде всего в его слитности с обществом, не сколько как индивидуальность. Не миновала литература 40-х годов и переходного пути изображения народного характера: в произведении Х.Тутукова герои при всей своей оригинальности важны обобщенными чертами, несмотря на это, в них выделяются индивидуальные характеры, что свидетельствовало о том, что усиливался интерес к личностному началу в человеке.

В других своих рассказах «Партизан Павлик», «В семье» Х.Тутуков прибегает к приключенческому сюжету. В рассказе «Партизан Павлик» описывается горе подростка, у которого немцы убили родителей. Уйдя к партизанам, мальчик становится разведчиком. Рассказ заканчивается (сценой геройской смерти Павлика. Сделав своим героем подростка, автор наделил его чертами характера, свойственными взрослым. Однако образ не отличается живостью и непосредственностью восприятия мира, характерной для подростка. Рассказ «В семье» посвящен теме бдительности советских людей в военное время. И здесь главные действующие лица - это смелые разведчики, которые в исключительных условиях проявляют находчивость и выдержку. Но в погоне за сюжетной остротой автор не дает психологической характеристики героев.

Кабардинские писатели стремились отразить в своих произведениях не только фронтовые будни, но и жизнь тыла. Сайд Батыров в рассказе «Трафи» пишет о кабардинских колхозниках, работающих для фронта.

Таким образом, в рассказах первой половины военного пятилетия кабардинские авторы стремились запечатлеть всенародный общественно-политический подъем. Но главной оказалась внешне-событийная сторона, яркие индивидуализированные образы отсутствовали. Многие авторы, не сумели раскрыть душевное богатство народа, реалистически описать трудности войны.

Позднее кабардинские литературные произведения на военную тему приобретают более яркую эмоциональность, психологизм. В эти годы в литературу вступает молодой прозаик и поэт А. Хавпачев, для творчества которого было характерно наличие острого сюжета. Таковы произведения «На берегах Баксана», «Отомстила» (1941-1945). В рассказе «На берегах Баксана» подросток Тута, мать которого погибла от немецкого снаряда во время уборки урожая, переправляется с солдатом Абашидзе через реку Баксан и взрывает вражескую пушку. О стойкости и мужестве советского человека повествует рассказ «Отомстила». Молодую девушку Санят пытают в гестапо за связь с партизанами. Перед смертью девушке удается уничтожить несколько гестаповцев и предателя - односельчанина.

Первые рассказы А. Хавпачева при всех достоинствах не свободны от штампов. Часто писатель злоупотребляет уменьшительно-ласкательными словами. Особенно это проявляется при характеристике героев, симпатичных ему. Характеризуя Санят из рассказа «Отомстила», А. Хавпачев впадает в приторно-сентиментальный тон: такие слова, как «губки», «глазки», «личико», «кулачки», «волосики», «сердечко» только снижают художественную значимость образа.

Оригинальными произведениями отозвался на события войны один из ведущих кабардинских поэтов А. Кешоков. Рассказы «Безобидная корова» (1941-1945), «Петух» (1941-1945) были первыми сатирическими рассказами в советской кабардинской прозе. Основные действующие лица произведений -домашние животные, помогающие солдатам ловить немцев. Введение в повествование животных - прием басенный, служащий средством сатирического осмеяния врага. Рассказ «Безобидная корова» начинается следующей характеристикой: «Корова, хоть она и рогатая, существо смирное, и нет в ней нисколько мужества. Увидит она немца с автоматом, - сердчишко ее уходит в пятки, глаза закатываются, и она начинает испуганно мычать, словно говорит: «Меня хотят зарезать, спасите». Автор говорит об этом с иронией, которую подчеркивает художественный прием, свойственный, басням -аллегория: таким образом писатель высмеивает немцев.

Начальный этап войны: социальная функция и поэтическое искусство (1941-1942 гг.)

Потребность в оперативных, мобилизующих жанрах вызвала во всей советской литературе - русской и литературах всех народов СССР - массовое возрождение публицистических форм, характеризующихся политической злободневностью, оперативностью в освещении событий, силой эмоционального и идеологического воздействия. Пафосный, призывный стиль, вызванный первоочередными требованиями, обусловил сокращение широты художественного охвата действительности. Авторы сосредоточивают внимание на готовности героя к подвигу ради освобождения Родины и утверждении чувства единства народа перед общей опасностью.

В годы Великой Отечественной войны к мобильным жанрам публицистики обращались почти все писатели. В творчестве кабардинских поэтов также прослеживаются подобные мотивы. В первую очередь военная тема нашла свое художественное воплощение в творчестве классика кабардинской литературы А. Шогенцукова. С первых дней войны на страницах газет и журналов печатались такие его стихи, как «Все беритесь за оружие!» (1941), «На коней, джигиты!» (1941), «С нами партия!» (1941), «Москва» (1941). Одно из таких стихотворений «Шагьдий гъэшхахэм техутэ - Седлай і/ жеребца» (1941) зовет народ к борьбе, к уничтожению врага. Стихотворение, v написанное в самые тяжелые, месяцы войны, проникнуто несокрушимой верой в победу. Создать такое настроение автору помогает использование гиперболы «Фашист лъэбжьанэр фЬтхынщ» - «Удалим когти фашизма». Подобным образом автор стремится обосновать неизбежность краха гитлеровской Германии и неминуемую победу советских людей: Ди хэку къыхэк1а шухэр Всадники, рожденные нашей землей, Шыгъэ зехьэп1эм дихуащ, Настал миг, когда мы можем проявить мужество, Феуэ фашистхэу лъыгъажэм Бейте фашистов, кровавых, Ди хэкум ахэр къепхъуащ. Они посягли на нашу родину. Тхъумэнщ адэжьхэм я лъапсэр, Сохраним землю наших отцов, Фашист лъэбжьанэр фЬтхынщи Выдернем когти, Хунт къэтщ1ыжынщ ди къуэшхэр. Освободим наших братьев. [266:187] Подстрочник

В том же году А. Шогенцуков написал стихотворение «Призыв», патриотические мотивы которого общеизвестны. В нем А. Шогенцуков обращается к солдатам со словами: «Родина, которую ты должен защищать, это тот очаг, где твоя мать пекла хлеб и где та свобода, каждый шаг к которой оплачен кровью твоего отца». Напоминая о знаменитых героях фольклора и истории, поэт утверждал, что «все великие богатыри родились только в битвах за свободу отечества, за правое дело» - писал 3. Налоев, анализируя стихотворение «Призыв» (1941). Тем же настроением, что и «Призыв» А. Шогенцукова, были проникнуты военные стихи А.Кешокова «Слово Родины» (1941), «Пушкин в ноябре 1941 года» (1941), «Клятва» (1942), «Ночь» (1941) и другие. Военная тема плавно вошла в определившееся предвоенными годами поэтическое русло А.Кешокова. Стихотворение «Если вспомнишь обо мне, мать» (1940) было наполнено ощущением надвигающейся опасности и верой в торжество сил добра. В. Дементьев в своей книге «Со временем в ладу» писал: «Чувствовалась ли в лирике А. Кешокова некая тревожная нота? Предчувствовал ли он грозные события? Хотя время и накладывало свой отпечаток на творчество А. Кешокова, но эта временная связь не была так еще хорошо отлажена, чтобы в поэзии со всей очевидностью ощущалась интуитивная, подспудная тревожность, опасность, грозящие миру» [26,81]. С этим утверждением можно поспорить. В стихотворении «Если вспомнишь обо мне, мать», написанном А. Кешоковым в 1940 году, звучат следующие слова: Жэщ пшагъуэ кіьіфіьім и щіакіузм Хоть враг и прячется Бйм зыщигъэпщк1уми солъагъу, Под буркой темной туманной ночи я его вижу, Къедмыгъэблагъэу къытхуэк1уэм, Тому, кто придет к нам незваным, Хуэтщ1ынкъым тізкіуи гьущізгьу. Ни на толику не дадим пощады. [231:48] Подстрочник

Эти строки порождены той ситуацией, которая отразилась во всей советской литературе - особенно поэзии - как предощущение надвигающейся войны. Не прошло и года, когда началась Великая Отечественная война. Более того, в произведении-предсказании А.Кешокова можно проследить призывные мотивы, характерные для военной лирики. Автор предвидел не только саму войну, но и то, каким образом она начнётся. Развёрнутая метафора («Жэщ пшагъуэ кіьіфіьім и щіакіузм / Бийм зыщигъэпщк1уми солъагъу» - « Хоть враг и прячется под буркой туманной темной ночи, Я его вижу») говорит о том, что притаившийся враг нападёт неожиданно, нанесёт удар в спину. Так и случилось: Германия напала на нашу страну на исходе ночи. «Первые военные стихи А. Кешокова по своему основному содержанию и образному строю не представляли чего-то нового и оригинального в кабардинской поэзии. Многие из них были декларативны и анемичны. Пафос их ограничивался простыми публицистическими обещаниями и призывами к скорейшему разгрому врага», -пишет М. Сокуров [87:97]. Это было типично для всей советской поэзии того времени: поэтическое слово перед лицом огромной опасности для страны превратилось в средство агитации, единения людей, мобилизации всех усилий.

В дни войны многие авторы не раз вспоминали далекое прошлое: взор обращался к образам предков, к истории, к той национальной тверди, которая s взрастила и столетиями непоколебимо держала на себе духовный опыт народа. Примеры из славного прошлого, подвиги легендарных и исторических героев стали той идейно-художественной константой, которая оказала мощное влияние на сознание всего общества. В зависимости от собственного опыта, национального художественного мышления каждая из литератур огромной страны стремилась выработать свои специфические формы. В лирике кабардинских поэтов национальная самобытность определялась больше характером лирического героя, чем эпическими образами. В произведении «Голос земли» А.Кешоков призывает: «Сражайтесь, как в нашем роду заведено». Автор говорит о нормах поведения, которые испокон веков поднимали война в бой, помогали разгромить врага. Сам ход реальных событий, напряженность военного времени диктовали поэту необходимость и художественную возможность обращения к именам легендарных героев, нормам «Адыгэ хабзэ» как действительно соответствовавшим экстремальному положению страны и ее народов.

Кодекс чести и достоинства воина-адыга, выработавшийся веками, оказался как нельзя более подходящим для того, чтобы занять верную морально-этическую позицию, найти в себе силы противостоять врагу. Адыг должен был быть настоящим патриотом, бесстрашным и готовым умереть за свою родину, за свою честь, умеющим переносить любые трудности и невзгоды. В кабардинском обществе известность и славу можно было завоевать только храбростью, мужеством и отвагой, только об обладателях этих достоинств слагали свои песни народные певцы.

Этап глубинного осмысления этических и нравственно-философских проблем (1942-1945 гг.)

Лирический герой понимает, что от него и миллионов ему подобных солдат зависит разгром фашизма, что он должен принести мир на землю, должен все вынести и победить. Долг и ответственность - эти нравственные понятия движут поступками и высказываниями героев.

Как мы видим, в призывных стихах налицо соотнесенность человека и эпохи, личность нисколько не стирается, не нивелируется, но ситуация требует того, чтобы она отодвинула индивидуальное ради торжества интересов, общих для многих людей. Такой принцип типизации творчески реализуется и при раскрытии главных событий, и при выявлении основных черт героев.

В произведениях о Великой Отечественной войне герой - это человек, который в решительный момент сознательно отказывается от личных интересов, и делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества, ставит во главу угла интересы Родины. Где бы ее герои не находились, о чем бы не думали, все их мысли и чувства проверяются общенародным 1делом, в котором они участвуют. Конкретный человек с личными чаяниями, интересами отходил на второй план. При этом внимание писателей к душевным переживаниям персонажей, к раскрытию характеров в их индивидуальной сути подчиняется данным принципам типизации.

Мог ли быть при этом героический характер художественно богатым, если герой подчинен одной цели, а все его поступки характеризовались одной меркой - как он проявляет себя в борьбе с фашизмом? Скорее всего, нет. Но время требовало, чтобы эстетический идеал был предельно прост и легко понятен.

Героический характер интересен не столько своей индивидуальностью, сколько готовностью к самопожертвованию. Но он привлекает и яркостью отдельных компонентов. Их невозможно подвести под общий стандарт: чем выше нравственность, тем ярче личность. Гегель утверждал, что сила нравственности «покоится только на индивидах, становящихся по своей частной воле и благодаря выдающейся силе и влиянию характера во главе той действительности, в которой-они живут». Ведь одно из условий существования героического в действительности -свободная воля и инициатива человека. Вынужденные действия, как указывал еще Гегель, не могут быть героическими [20:193].

В этом мы видим причину того, что сочетаемыми оказываются такие полярные свойства, как выраженная личностность и общечеловеческая значимость поступка. Действительно, несмотря на распространенную в 40-х годах мысль о том, что подвиги на войне совершались только во имя идеалов, истории известна масса примеров, когда поведение человека на войне определяется не одними только социально-патриотическими идеалами, а уважением к самому себе, желанием сохранить в себе достоинство, проявить себя в наилучших своих качествах. Ф.М. Достоевский определял такое явление как «сознательное и никем не принуждаемое самопожертвование в пользу всех». Он справедливо считал, чго только духовное развитие личности может привести ее к самопожертвованию. «Добровольно положить свой живот за всех, пойти на костер можно лишь при самом сильном развитии "личности» [28:133].

«Художественный историзм немыслим без индивидуализации, без воплощения общего в отдельном», - пишет С. Кормилов в статье «Теоретические аспекты художественного историзма» [44:123].

Возможно, это была одна из причин, благодаря которой внимание авторов, ранее сосредоточенное на общественной природе подвига, чуть позлее переносится на исследование нравственной сущности отдельного человека, анализ его внутреннего мира. Они стремились к углубленному раскрытию личностно осознанного поведения человека на войне, всматривались не только в события, но и в нравственный мир героя, размышляя над тем, в чем источник его силы -духа, что заставляло вступать героя в борьбу. Самой существенной частью внешнего окружения для каждого из людей являются не природные условия, не географические . ландшафты, а окружающие его люди. С ними человек сталкивается, ощущает их поддержку или сопротивление, они заставляют его считаться с собой, жертвовать своими личными интересами, совершать поступки, иногда вопреки своим желаниям. Нет внешней силы, более влияющей на человека, чем сила людей, окружающих его.

Военное время, как признают те, кто об этом писал, совсем другое, отличное от обычного времени. В условиях фронтовой жизни круг людей, окружающих человека, ограничен: соратник в разведке, сосед по окопу, маленькая - два-три человека - партизанская группа, отправленная на задание. Но это люди, от которых зависит его жизнь и жизнь которых точно так же зависит от него.

В военное время человек отрешается от суеты, от того, что называется житейскими мелочами, условностями. Без этих формальных условностей человеческие отношения проще, чище и истиннее. Возникает ощущение такого единения с людьми, которое способствует смешению личного и общественного, «я» становится частью «мы». Поэтому любовь воспринимается не как чувство, обращенное во вне, а чувство органически родное. Все воины одинаково делили тяготы трудного боя: и умирали, и мерзли, и голодали. Они видели людей, вместе с ним подвергающихся опасности, и старались защищать и оберегать их.

Патриотизм: декларативность и убеждения (преодоление социально мотивированных установок)

Опыт очевидца войны бесценен. Но все же надо признать: видеть события, участвовать в них и поведать о них подлинно художественными средствами - далеко не одно и то же. В мировой литературе много примеров того, как участники больших событий впоследствии получали известность за их художественное описание, но немало таких случаев, когда лучше иного участника об этих событиях рассказывал тот, который не мог быть ни участником, ни очевидцем. Уместно вспомнить в данной связи «Войну и мир» Л. Толстого или «Бородино» Ю. Лермонтова. В данном случае мы имеем в виду тех, кто физически не мог быть на фронте по объективным причинам, не вышел возрастом или родился после войны.

Это Ф. Балкарова, 3. Налоев, Л. Губжоков, Б. Кагермазов, П. Кажаров, И. Кашежева, М. Кештов, 3. Тхагазитов, А. Бицуев и другие поэты. Кто-то сохранил в памяти, прежде всего, трагическую потерю отца и сиротское детство. Кого-то война коснулась менее сурово, но все же даже самый благополучный из так называемых детей военного времени испытал на себе тяготы современников и сверстников, чьи отцы погибли на войне.

У определенных авторов к опыту военного детства была подключена память людей, которые принимали непосредственное участие в войне. Например, Л. Губжоков создал поэтическую биографию целого поколения людей, родившихся в годы второй пятилетки, чье детство совпало с войной. На их долю и позже выпало тяжелое бремя жить в пору полуголодных восстановительных пятилеток.

Таким образом, каждый из этих авторов имел личное отношение к войне, поскольку он видел страдания своих родственников. Однако не следует исключать воздействия художественного творчества писателей-фронтовиков, которое в результате приводило к типологически родственным литературным процессам и обеспечивало не только тематическую, но и духовную преемственность поколений.

Единство народа, историческая диалектическая связь «все и каждый», которая с особенной силой выявилась в годы войны, нашла свое воплощение в творчестве следующего писательского поколения.

Так, в творчестве послевоенного поколения тоже встречаются произведения, в которых авторы акцентируют внимание на том типологически общем, что составляло сущность характера в военное время. В этих произведениях конкретные, личные чувства и переживания носят в себе общезначимый, общенародный характер. В качестве примера можно привести произведения таких авторов, как Ф. Балкарова, Л. Губжоков, С. Хахов, которые создавали характеры своих лирических героев, следуя подобной соотнесенности.

Подстрочник Богатство или распад человеческой личности авторы также соотносят с мерой участия лирического героя во всенародной борьбе. Поэты не оставляют без внимания психологию простого человека, который может оказаться не только сильным и достойным своего высокого назначения.

Л. Губжоков рассказывает о двух братьях, росших и воспитанных в одной семье, но проявивших себя по-разному в решающий момент жизни. Один из братьев до конца остался верен своему долгу. Другой между желанием остаться в живых, уклонившись от вражеского огня, или погибнуть, защищая Родину, дрогнул и выбрал жизнь. В конце автор показывает, что ожидало такого героя впереди. Пусть его не убивают физически, но его постигает духовная смерть. Лирический герой живой умирает для всех. Его отвергают мать, друзья, невеста. Солдат, который в первую очередь думает о своем личном спасении, пытается сохранить жизнь любой ценой, кто тем самым противопоставил себя близким и родным, не мог рассчитывать на их сочувствие и снисхождение. Впору здесь вспомнить блистательный пример из лермонтовской поэмы «Беглец»: в ее основе та же ситуация - трус, бежавший с поля боя подвергается всеобщему остракизму, и он погибает с позором. Неслучайно поэма имеет ремарку: «Кавказская легенда». [219:100] Подстрочник Интересы личности, без сомнения, важны, поскольку жизнь у каждого одна. Но есть и жизнь всего общества, поэтому с позиции общества высшей чести заслуживает тот, кто в момент выбора умеет предпочесть благо всего общества собственному благополучию. Испокон веков величальные песни поются не о тех, кто сохранил свою жизнь, а о тех, кто не жалел ее ради Родины, ради общества.

С. Хаховым также ставится во всей остроте проблема ответственности каждого человека за свои поступки перед Родиной и своим народом.

Партизанскому отряду из стихотворения С. Хахова «Солдат» (1977) немцы ставят условие: или они сдадутся в плен, или их лишат жизни. Недолго думая, командир отправил одного из солдат с ответом, но при этом дал ему загадочный сверток, который тот должен был нести под боком. Когда парень дошел до указанного места, он еле держался на ногах. Как оказалось, в свертке была рысь, которая все это время грызла его бок и лакала кровь. Твердость духа рядового воина, который ценою жестоких страданий и нечеловеческого терпения выполняет приказ, была красноречивым ответом на ультиматум самонадеянных врагов. Каждый шаг, каждый пройденный метр стоил ему нечеловеческих усилий, страданий, и он запросто в любую минуту мог избавиться от зверя, если бы нарушил приказ.

Утомленные бесконечными лишениями войны, солдаты чувствовали, что в них иссякает сила, которая помогала перебороть тяжелые обстоятельства. Возможно, и для героя наступил такой момент. Он мог просто уйти. Ведь в тот момент его поступки и действия никто не контролировал. Но герой помнит то доверие, с которым его отправляли на задание. Именно неоправданное доверие смущало его. Командир вверил ему не только свою жизнь и жизнь товарищей, хотя и это является высочайшей степенью доверия. Он возложил на простого воина ответственность за моральный дух всего народа, ибо по нему одному враг мог судить обо всех.

Похожие диссертации на Нравственно-философские проблемы в кабардинской поэзии о Великой Отечественной войне