Содержание к диссертации
Введение
1-я глава. Время, художник, поэтика (Лирический историзм и способы его эстетического выражения в поэзии Ярослава Смелякова 14
2-я глава. Эстетическая концепция Ярослава Смелякова и образно-стилистическая структура его лирики 85
Заключение 185
Библиография 194
- Время, художник, поэтика (Лирический историзм и способы его эстетического выражения в поэзии Ярослава Смелякова
- Эстетическая концепция Ярослава Смелякова и образно-стилистическая структура его лирики
Введение к работе
Актуальность проблемы исследования. В своем выступлении на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС К.У.Черненко отметил: "Великий Октябрь уничтожил социальные и духовные оковы, которые столетиями душили творческие силы людей труда ...
В ходе революционной борьбы и революционного созидания мужал," закалялся и рос советский человек - пламенный патриот и интернационалист, убежденный в правоте идеалов коммунизма... У нас есть все основания считать, что новый человек - это не только отдален- ней идеал, но и реальность наших дней" .
Это высказывание не случайно начинается знаменательными словами: "Великий Октябрь...": именно Октябрьская революция создала нового человека и новый тип цивилизации на нашей планете.
Создание нового типа цивилизации - процесс всеобщий и всеобъемлющий, не оставивший без изменений практически ни одной грани человеческого бытия и человеческого сознания. Применительно к широкой сфере духовной жизни, искусства, литературы процесс этот означал прежде всего рождение нового типа художественного мышле- ния, новых возможностей связи поэта и мира, новых способов проявления творческой индивидуальности художника.
Именно в силу утверждения свободы как одного из краеугольных камней нового человеческого общества Октябрьская революция стала и началом наиболее органичного, естественного, свободного развития творческого сознания писателя - участника истории мира, активного деятеля и борца, чьи идеи и чувства выступают в систе-
I Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с. 27. - 4' -ме художественных образов как индивидуальные духовно-художественные формы проявления общих исторических и эстетических тенденций мирового процесса "создания цивилизации нового типа".
Это дает основание утверждать, что исследование проблем творческой индвидуальности талантливого художника социалистического реализма не может не дать возможности установления как некоторых общих закономерностей духовного движения мира к новому типу общественного бытия, так и многообразия типов свободного художественного волеизъявления личности в условиях, созданных человечеством впервые в истории своего развития на Земле. Думается, актуальность исследований такого рода не может быть подвергнута сомнению.
Поэт Ярослав Смеляков может по праву быть назван одним из художников, рожденных Великим Октябрем и утверждающих его идеи как свои личные идеи - с позиций глубокого нравственного убеждения в исторической необходимости процесса освобождения человечества. Гражданственность его творчества, национальное своеобразие и интернациональная суть художественного мышления, действенное участие в пятидесятилетнем пути страны Советов, масштабность поэтического мира, редкий талант, проявляющийся с неизменной цельностью и постоянством творческого горения - все это обуславливает тот факт, что исследование общей проблемы творческой индивидуальности художника социалистического реализма в работе, посвященной анализу лирики Смелякова, обретает, так сказать, "двойную" актуальность. Думается, поэзия Смелякова, наследника и продолжателя гражданских, нравственных и эстетических принципов Маяковского, в максимальной степени может выразить идейно-эстетический смысл и внутреннюю творчески-индивидуальную структуру тех константных явлений, на которых, в частности, зиждется художественное содер- - 5 -жание процесса "создания цивилизации нового типа" в XX веке. Ибо творчество Смелякова есть одно из наиболее талантливых лич-ностно-художественных,частных проявлений общих законов искусства нашего времени - времени, начатого Октябрьской революцией и продолжающегося сегодня.
Может быть, в силу и этих причин для исследования нами избрана именно лирика Смелякова - как вид поэзии, где общее выявляется в наиболее остро выраженной личностной форме, позволяющей раскрыть многочисленные каналы связи индивидуума и мира, детер-минаты выбора и развития конкретных, преломленных в сознании творческой личности художественных структур, определяемых и мировосприятием, и биографией, и гражданским темпераментом, и природой таланта поэта.
Методология исследования. Постановка в центр диссертации главным образом проблештворческой индивидуальности художника закономерно требовала точной методологической постановки самого исследования. Методологической основой работы являются важные положения марксизма-ленинизма о литературе и искусстве, о свободе творчества, о безграничном развитии творческой индивидуальности художника социалистического реализма. В литературном деле, отмечал, как известно, В.И.Ленин, "безусловно необходимо обеспечение большего личного простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию" . Эти "индивидуальные склонности", особенности "мысли и фантазии", "формы и содержания" и составляют то, что определяет своеобразие художественного мира писателя, неповторимость его дарования, получающего в условиях социалистического общества максимальный
I Ленин В.И. О литературе: Статьи и речи. - М.: Гос.изд. худож. лит., 1957, с. 7. простор и возможности развития таланта. "Партия, - отмечалось в Резолюции ХНУ съезда КПСС по Отчетному докладу ЦК, - стоит за разнообразие и богатство форм и стилей, вырабатываемых на основе социалистического реализма. Она высоко ценит талант художника..."
Одной из важных задач современного литературоведения, вытекающих непосредственно из этих четких положений, является научное исследование "разнообразия и богатства форм и стилей" советского искусства, раскрытие тех исторических свойств социалистического реализма, которые обеспечили "простор мысли и фантазии" писателя, развитие его индивидуальной образно-стилистической системы и неповторимой художественной структуры его творений.
Скрупулезный анализ поэтики индивидуального, выражающего типичное, тем более необходим, что в настоящее время партия с особенной остротой ставит вопрос о пристальном и чутком внимании к подлинному таланту, нацеливая не только на бережное к нему отношение, но и глубокое, тонкое изучение выразительности, гармонии, красоты эстетического богатства, созданного художником. В партийных документах не раз подчеркивалось, что талантливое произведение литературы или искусства - это национальное достояние, способное передать потомкам память о нашем времени, его треволнениях и свершениях.
Все эти положения и высказывания являются принципиально важными для исследователя, приступающего к изучению проблемы творческой индивидуальности художника.
Творческое обоснование многих необходимых аспектов исследования этой проблемы мы находим в трудах известных советских ли-
I Материалы ХНУ съезда КПСС. - М.: Госполитиздат, 1972,с.527. _ 7 - тературоведов, среди которых прежде всего должны быть упомянуты работы Ю.Н.Тынянова, М.М. Бахтина, Б.Эйхенбаума, Л.С. Выготского, Б.В.Виноградова, Л.Я.Гинзбург, Д.С.Лихачева, М.Б. Храпченко, А.В.Чичерина, Н.К.Гея .
В этих трудах, на материале творчества самых различных художников прошлого и настоящего убедительно показана несостоятельность отождествления творческого метода писателя и его мировоззрения, обоснована и утверждена марксистско-ленинская материалистическая концепция творческой индивидуальности, постигнута диалектика корреляции общего и индивидуально-особенного в художественном процессе, раскрыта методология исследования творческой индивидуальности художника в единстве его мировоззренческих и эстетических позиций.
I Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. - М.: Сов. пис, 1965. Его же. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож. лит., 1975. Его же. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979.
Эйхенбаум Б.М. О поэзии. - Л.: Сов. пис, IS69. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1968. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. - М.: Наука, 1961. .
Гинзбург Л.Я. О лирике: Изд. 2-е, доп. - Л.: Сов. пис,1974. Е:ез же. О литературном герое. - Л.: Сов.пис, 1979. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. -Л.: Худож. лит., 1971.
Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы: 2-е изд. - М.:Худок. лит., 1972. Чичерин А.В. Идеи и стиль. - М.: Сов.пис, 1965. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. - М.: Наука, 1975.
Научная новизна исследования. О Ярославе Смелякове написано немало. Вместе с тем бесспорно, что истинный талант, подлинная художественная индивидуальность дает исследователю слишком значительный материал, сосредоточивающий в себе целые пласты масштабных проблем, чтобы можно было углубленно раскрыть их на малом плацдарме статьи или даже монографии. Вспомним, что В.И.Ленин в "Философских тетрадях" отмечал неисчерпаемость индивидуального, в котором ощутимо бесконечное.
Естественно, в статьях и книгах о Смелякове (В.Винокурова, В.Дементьева, В.Ланиной, В.Огнева, Ст.Рассадина, В.Соловьева, А.Туркова и других^), в диссертации Г.Губановоьг очень многое тонко раскрыто, точно подмечено, задан верный тон, подняты важные вопросы, связанные с художественными поисками Смелякова; но здесь нет, да и, пожалуй, не может быть углубленного научного исследования закономерностей смеляковской поэтики, - нет по причинам, определяемым прежде всего конкретными задачаїли указанных статей и книг: дать (главным образом для широкого читателя) об-
1 Винокуров Е. Я.В.Смеляков. йзбр.произведения: В 2-х т. - М.: -
Худой.лит., 1976, с.455.
Дементьев В. Ярослав Смеляков: Сильный как терн.- М.: Сов.Россия, 1987.
Ланина В. Поэзия строгой любви: 0 лирике Ярослава Смелякова.-М.: Сов.пис, 1965.
Огнев В. Большие ожидания.(Ярослав Смеляков). Поэзия и современность. - М.: Сов.пис, 1961, с.255. Рассадин Ст. Ярослав Смеляков: Лит. портрет. - М.: Худож. лит., 1971.
Соловьев Б. Ярослав Смеляков. - В кн.: Смеляков Я.В. Стихотворения и поэмы. -Л.: Сов.пис, 1979, с.5. Турков А. Со строгой любовью. Поэзия созидания. - М.: Сов. пис, 1962, с. 133.
2 Губанова Г.А. История и современность в поэзии Ярослава Сме лякова. - Дис ... канд.филолог.наук. -М., 1978. - 9- -щий абрис и общее представление о поэте, рассмотреть движение его "нравственных координат" во времени.
Между тем возможен и даже необходим и иной путь исследования, кстати, "подсказанный" самим поэтом.
Размышляя о принципах расположения своего творческого наследия по разделам, Смеляков отмечал: "Может быть, взять за основу хронологию? Дескать, поглядите, как я писал в определенное время и как стал писать в другие годы. Но нет в моей работе таких резких граней" .
Здесь точно уловлена и выражена самим поэтом та константность его художественности, которая позволяет и делает необходимым исследование в первую очередь не изменяющихся, а именно неизменных свойств поэтики Смелякова как структурных и системных основ его творческой индивидуальности. Из всех, кто писал о Смеля-кове, лишь один Ст. Рассадин в своей небольшой книге принял и утвердил этот принцип анализа смеляковского творчества, соответствующий не только многочисленным декларациям самого поэта, но и объективной истине. Однако в своем литературном потрете Ст.Рассадин (который, бесспорно, имеет право сам определять главные задачи и принципы строения книги) в большей степени интересуется проблемами развития "переменного", чем проникновением в глубины "постоянного". Нас же в первую очередь привлекает именно постоянное в художественном сознании Ярослава Смелякова - то, что он сам неизменно выделял как "самое главное", подчеркивая и повторяя это многократно, настойчиво и полемично:
I Смеляков Ярослав. Собр.соч.: Б 3-х т. - М.: Молодая гвардия,
1977-1978. - Т.З, с. 342. В дальнейшем все ссылки - на это издание с указанием тома и страницы в тексте.
Кому - на смех, кому - на зависть, я утверждать не побоюсь, что в самом главном повторяюсь и '.'- бог поможет - повторюсь.
И даже муза дальних странствий, мне дав простора своего, не расшатала постоянства, а лишь упрочила его. 2,62 Это стихотворение так и называется - "Постоянство", и звучит оно не только как декларация, но и как клятва верности "самому главному" и самому себе.
Научная новизна данной работы, на наш взгляд, заключается прежде всего в том, что в ней впервые проведено по возможности скрупулезное структурное исследование подобных идейно-художественных констант поэтического мира Смелякова-лирика.
Это определило цель и конкретные задачи исследования, которые состоят в том, чтобы проникнуть в творчески-индивидуальные закономерности смеляковской поэтики, раскрыть сущность и художественную целесообразность ее многих важных и неизменных эстетических "молекул" - принципов лирической выразительности художника, способа создания лирического .характера, особенностей монологического и диалогического контакта с читателем, приемов воспроизведения неповторимого "душевного жеста". В работе ведется углубленный поиск внутренних оснований возникновения и постоянного использования избираемых поэтом художественных структур; детер-минатов и типов употребления своеобразной металогии, синтаксических построений, спонтанных, но осознанных законов движения идеи и эмоции (отрицание как импульс утверждения, антитетичность поэтического мышления, художественный парадокс), принципов разви- - її - тия смеляковской стилистики, связи условности и реальности, создания системы опорных образов, диалектики развития идеи от предмета к символу и т.п.
Не ставя перед собой задачи рассмотреть лирику Смелякова в ее хронологическом движении, автор диссертации тем не менее постоянно исследует ее движение во времени, связывая жизнь художественного сознания поэта (в формах, им избранных) с социально-историческими, общественными, нравственными явлениями, определившими возникновение и развитие тех или иных константных эстетических структур в поэзии Смелякова. Этим достигается, на наш взгляд,необходимый историзм работы о форме и ее роли в рождении творческой индивидуальности художника.
Горький писал: "Художник - это человек, который умеет разработать свои - личные - субъективные - впечатления, найти в них общезначимое - объективное - и который умеет дать своим представ- лениям свои формы" . Маяковский отмечал: "Вопрос о С.Есенине -
2 это вопрос о форме, о подходе к деланию стиха..." .
Вопрос о каждом большом поэте - это есть "вопрос о форме", это есть поиск тех "своих форм", которые и составляют способ духовного существования художественной индивидуальности.
Г.В. Плеханов подчеркивал, что в Гегелевой "Логике" раскрыто понимание формы "как "закона" предмета или, лучше сказать, его "строения" .
Горький М. Собр. соч.: В 30-ти т. - М.: Гос.изд.худож.лит., 1949-1955,- Т.29, с.259.
Маяковский В.В. Поли.собр.соч.: В 13-ти т. - М.: Гос.изд. худож.лит., І955-І96І. - Т.12, с. 316.
Плеханов Г.В. Materialismus militans. йзбр. философские произведения: В 5-ти т. - М.: Изд. соц.-эконом, лит., 1963-1967. Т.З, с. 239.
В данной работе мы стремимся именно к такому пониманию формы смеляковской лирики - то есть прежде всего к исследованию ее внутренних законов через ее строение и структуру, через "атомные ядра" ее поэтики. Напомним слова Блока о том, что "душевный строй истинного поэта выражается во всем, вплоть до знаков препинания" .
Это не значит, что абсолютно все "знаки препинания" -все проблемы смеляковской поэтики затронуты в настоящей диссертации - естественно, это невозможно в рамках одной работы о большом мастере. Как уже отмечено, нас интересовали в первую очередь принципы лирической выразительности Смелякова и образно-стилистическая структура его лирики, то есть те черты поэтики, в которых, нам кажется, наиболее полно и остро воплощены как личностный, нравственно-духовный мир художника, так и сущностные, самобытно воспринятые им категории социально-исторического, эстетического опыта и творческого метода.
Думается, этим в известной мере определена и практическая ценность настоящей работы, которая могла бы быть использована не только при чтении спецкурсов и профилирующих курсов по истории советской литературы, при составлении пропедевтических программ, касающихся проблем современной советской поэзии,вопросов теории (поэтики,стиля,художественной формы),но и в качестве одной из пока еще немногочисленных в нашем литературоведении попыток структурного анализа,проникновение в творческую лабораторию большого
I Цит. по кн.: Светов Ф. Михаил Светлов - М.: Худож.лит., 1967, с. 96. - ІЗ -мастера, конкретного решения проблемы творческой индивидуальности художника не только в общетеоретическом, айв исследовательском практическом ключе.
Время, художник, поэтика (Лирический историзм и способы его эстетического выражения в поэзии Ярослава Смелякова)
Лирика - одно из наиболее сложных художественных явлений духовного мира, она не сравнима ни с эпосом, ни с драмой по не-исповедимости своих связей с действительностью, по бесчисленности каналов и возможностей этих связей между художником и миром. Однако существуют и вырабатываются различные попытки градации, классификации лирики и лириков, их деления на типы и виды(чаще всего не по сходству, а по контрасту). Одна из таких классификаций принадлежит М.Цветаевой, которая делила всех стихотворцев на поэтов "с историей" и "поэтов без истории".
"Поэты без истории", по Цветаевой, - это "чистые лирики", это "морская волна, которая всегда одна и та же: морская". "Чистым лирикам ничего не нужно узнавать: они всё уже знают отродясь. Они ни о чем не спрашивают - они только являют. Ибо они пришли в мир не узнавать, а сказать. Сказать то, что уже знают ... Они пришли в мир, чтобы дать знать о себе..."
Иное дело "поэты с историей". Их М.Цветаева сравнивает уже не с морской волной, а с рекой, которая всегда в движении. "Они открывают себя через все явления, которые встречают на пути... Их самооткрывание есть ... самопознание души через видимый мир? "Для поэтов с историей нет чужеродных тем, они сознательно участвуют в мире. Их Я равно миру. От человеческого до вселенского" .
При всей условности подобной классификации, в ней есть главное: тип отношений художника и мира. Если восходить к этому главному, то Ярослав Смеляков должен быть безоговорочно отнесен к "поэтам с историей", представляя собой один из наиболее обнаженных "срезов породы" как раз такого типа художника. Когда знакомишься неповерхностно с его творчеством, с движением его лирики в ее постоянной соотнесенности с биографией России, с историей поколения, - может показаться, что именно о нем говорила Цветаева, уподобляя "поэта с историей" одинокому пешеходу,который несет на спине "тяжелую ношу опыта и творчества, увеличивающуюся в весе на каждом повороте". "А дорога ведет в бесконечность...
И нет предела ни расходу сил, ни пути!"
Как и Галактион Табидзе, Смеляков мог бы сказать: "Не я пишу стихи. Они, как повесть, пишут// Меня, и жизни ход сопровождает их..."
Смелякову было бы близко высказывание Гончарова: "То,что не выросло и не созрело во мне самом, чего я не видел,не наблюдал, чем не жил - то недоступно моему перу!.. Я писал только то, что о переживал, что мыслил,что любил, что близко видел и знал" .
Еще в 1932 г. в открытом письме к Ярославу Смелякову, отмечая, что его и других молодых поэтов "объединяет одно горестное, хоть и неизбежное, понятное и вполне естественное свойство" (у них "нет биографии", за их спиной "чересчур короткий жизненный опыт"), - Ефим Зозуля вместе с тем подчеркивал: "Главный успех Ваших стихов, успех, прикрывающий недостатки, - объясняется прежде всего именно тем, что они связаны с производством,со строительством, с комсомолом. Это придало им ту бодрость, свежесть, искренность, и самое главное, способность воздействовать на читателя, эмоционально заражать его, чем Ваши стихи и отличаются" .
Биография, жизненный опыт не просто входят в стихи поэта, а становятся стихами - в этом один из секретов взаимопроникновения лирического, личностного - и всеобщего, исторического у Ярослава Смелякова. Сам он, размышляя о творческой индивидуальности художника, считал первичным, точкой отсчета не личностность почерка, а неповторимость жизненного опыта: "Вероятно, у каждого из нас, пишущих, бывают раздумья о том, что такое индивидуальность поэта, язык поэта, его место в общем строю. Будучи совсем юношей, я думал, что свой поэтический почерк, свой стиль возникает в результате сознательных специальных усилий: надо что-то такое свое придумать, или по-своему рифмовать, или свой ритм вырабатывать, свою систему придумывать, - иными словами, "выдумывать" свою оригинальную личность.
Позднее я увидел, что люди, идущие по этому пути, не только не стали талантливыми, но совсем не стали поэтами... А стали поэтами те, кто имел совсем другие установки, кто не гнался за особой оригинальностью, но внимательно и серьезно всматривался в действительность, кто имел свой индивидуальный жизненный опыт, СВОЙ идеи" (3,319-320).
Наша задача в данной главе - проследить, как происходило то, что Ал.Михайлов, говоря о поэзии Смелякова точно назвал "опытом о душевного вживания в эпоху" . Литературовед относил это к его стихам об истории, но термин, на наш взгляд, звучит гораздо шире, относится ко всему творчеству Смелякова, о котором можно сказать словами того же Ал.Михайлова, что это "стихи" не о себе, но о своем поколении, значит, - вторым планом - о себе" .
Мы не ставив своей задачей последовательное "биографическое соотнесение конкретного жизненного опыта Смелякова с его лирикой; наша цель иная: показать, как вырастают стихи поэта из впечатления, переживания, факта, как происходит и в чем выражается движение его внутреннего мира, его художественного "душевного жеста" (термин А.Толстого). Нас интересуют способы воплощения многогранного "Я" художника, соотношение личностного и вне-личностного, приемы лирического и гражданского самовыражения -в их связи с тем самым "характером" и жизненным опытом, без которых они не могли бы возникнуть именно у Ярослава Смелякова.
Присматриваясь к лирическому "я" поэта, мы прежде всего отмечаем, что к поэзии Смелякова по сути неприменимо понятие "образ лирического героя". В ней обнаруживается явление, которое скорее можно было бы условно обозначить, как "лирический био-графизм".
Эстетическая концепция Ярослава Смелякова и образно-стилистическая структура его лирики
Структура образной системы, отдельного стихотворения и даже дискретного образа Смелякова выражает удивительную цельность всей его эстетической концепции. Мало кто из поэтов был так органичен в своей приверженности к ясно сознаваемой, логически и художественно выверенной, внутренне отчетливой и целостной системе, как Ярослав Смеляков. Эта система, эта эстетическая концепция выдерживается на протяжении многих десятилетий с поразительной четкостью и стройностью. При этом ничего не зависит ни от темы, ни от проблематики стихотворения, равно как и от поставленного в центр внимания героя. Стихи о революции и о природе, о женщинах и стройках, о деревьях и лошадях, о лопате и кетмене, о Земле и Вселенной - везде Смеляков верен одному магистральному принципу: он воспевает и утверждает наиболее существенные и жизненно важные истины, характеры, явления, всегда связанные с земным и прочным миром подлинных, непоказных, вечных вещей и вечных чувств - с миром работы и любви. "Даже при обращении к темам Революции и Ленина, предполагающим монументальность художественного письма, справедливо отмечала Г.А.Губанова, - поэт привносит в лирику лич т ное, человеческое начало" .
Эта внешняя заземленность не отрицает высокого - подвига,духовности, порыва. Но и подвиг, и духовность у Смелякова существуют только в земном и простом, конкретном и вещном; более того, -земное, главное, обыденное, трудовое, "человеческое начало" есть.
В стихотворении "Индустриальный пейзаж" все это полемически заострено и вызывающе подчеркнуто уже самим заголовком, получающим в ходе размышлений поэта точное развитие:
Нет синевы, и нет ветвей зеленых.
Сурово блещет небо надо мной, с него сошли созвездия влюбленных и разместились в лавах под землей.
Меж тесной грязи рельсы молча лезут, клубится пар, несется сильный ток.
Здесь торжествуют уголь и железо, диктаторствуют бур и молоток ... 1,193 Здесь все призвано спорить с привычным восприятием того,что именуется "красотой", что воспевается в торжественных и нежных красках и тонах; и, наоборот, сурово и величественно приподнимается, возводится в степень прекрасного то, что обычно не замеча- ется, не становится предметом поэзии. Полемика ведется яростно и с первого же слова: "Нет..." - излюбленная манера Смелякова (утверждение через отрицание), к которой мы еще вернемся ниже. Красота "высокого" намеренно зачеркивается - снимаются ее знакомые, весенние цвета, синий и зеленый; блеск неба стерт жестким эпитетом ("сурово блещет"), романтические "созвездия влюбленных" жестоко снижены и заземлены презрительным канцеляризмом "разместились"; всегда зовущие куда-то, убегающие вдаль, поющие рельсы здесь неожиданно "меж тесной грязи... молча лезут" - и "грязь", и "молча", и "лезут" явно намеренно, хотя и точно передают шахтерские будни. И в то же время небо все-таки "блещет", а "созвез - 87 дия влюбленных" не исчезают, они лишь спускаются туда, где живет и властвует красота сущего. Совсем не случайны величественные,найденные в долгих поисках удлиненные и многомерные глаголы, относящиеся к предметам-символам этой красоты: "Здесь торжествуют уголь и железо, диктаторствуют бур и молоток". "Романтический и торжественный" Смеляков не исчез, он по-прежнему воспевает "высокое", только не ищет его в некой отдельной сфере (пейзаж, любовь, искусство), а находит в глубине земного, простого, трудо- . вого бытия.