Введение к работе
Актуальность темы исследования. Историческая обстановка на территории Башкортостана XVIII - XIX вв. оставила глубокий след в истории литературы того времени. Именно в этот период начинают свое развитие историко-функциональные . жанры, отличающиеся большой обрядовой и деловой предназначенностью. В число такого рода литературного наследия относится и жанр саяхатнамэ, который совмещает в себе исторические и литературные ценности.
В современном литературоведении жанровый подход к башкирским саяхатнамэ XVIII - начала XX вв. является актуальным и перспективным. Исследование этих бесценных человеческих документов и введение их в научный оборот являются одной из важных задач башкирского литературоведения. К тому же исследование дорожных заметок, путевых записок и описаний путешествий, а также эволюция этого самобытного явления художественного творчества создает определенные возможности для понимания общих тенденций и развития литературы в целом. Актуальность темы обусловлена тем, что в диссертации впервые применяется комплексный подход к изучению идейно-художественных и стилевых особенностей башкирских саяхатнамэ XVIII - начала XX вв., который содействует более полному раскрытию их литературной значимости.
Степень изученности темы. Башкирскими литературоведами предпринимались неоднократные попытки систематизации широко распространенных в литературе башкирских саяхатнамэ. Так, одним из первых к данному вопросу обращался в своих трудах Р. Фахрстдинов, затем его примеру последовали А. Харисов, Г. Хусаинов, М. Надергулов1. Они внесли значительный вклад в классификацию наиболее известных тюркских путевых записок, в том числе «Саяхатнамэ Исмагил-ага», «Саяхатнамэ Мухаммет-Амин Гумер углы», «Путешествие Наримана» и др. Хаджнамэ «Насим ас-саба» («Ветер утренней зари») Г. Сокороя стало объектом исследования М.Х. Надергулова, которое вошло в его работу «Образцы башкирской прозы XVIII - начала XIX века» и во второй том «Антологии
1 См.: Фахретдинов Р. Булгарские и Казанские тюрки. - Казань: Тат. юг издательство, 1993 (на тат. яз.); Харисов А. Литературное наследие башкирского народа. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1965 (на башк.яз.) Хусаинов Г.Б. Поэтика башкирской литературы. - Уфа: Гилем, 2007 (на башк.яз.); Он же. Поэтика башкирской литературы. Вторая часть. - Уфа: Гилем, 2007 (на башк.яз.); Он же. Голос веков. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1984 (на башк. яз.); Он же. Гуманитарий. Литература. Духовная культура. Фольклор. История. Археография / Г.Б. Хусаинов; авт. вступ, ст. Г. Кунафин; Отд. соц. и гум. наук АН РБ; ИИЯЛ УНЦ РАН. - Уфа: Гилем, 2008; Надергулов М.Х. Историко-функциональные жанры башкирской литературы (генезис, типология, традиции). -Уфа: Китай, 2002; Образцы башкирской прозы XVIII - начала XIX века /Автор вступительного слова, отв. редактор М.Х. Надергулов. - Уфа: Гилем, 2006. (на башк. яз.).
башкирской литературы». Основные концепции формирования жанра саяхатнамэ рассмотрены в трудах академика Г.Б. Хусаинова.
В отличие от исследователей башкирских саяхатнамэ, в данной работе отражены такие аспекты письменных памятников путевого характера, как их тематика, проблематика, идея, концепция лирического героя, мотив дороги, художественное воплощение описываемых событий и фактов, сюжетно-композиционное построение и стилевые особенности всего корпуса известных произведений данного жанра.
Предметом исследования являются жанровые, идейно-тематические, художественные и стилевые особенности башкирских путевых заметок XVIII - начала XX вв.
Объект и материал исследования. Основным источником работы являются содержащие описание путешествий литературные памятники «Саяхатнамэ Исмагила-ага»; «Саяхатнамэ Мухаммет-Амин Гумер углы»; «Насим ас-саба» Г. Сокороя; поэтическое саяхатнаме А. Каргалы; «Путешествие в Крым», «Мысли о Москве», «Мысли о Петербурге» М. Уметбаева; «Путешествие Наримана» и др. Многие из этих образцов нами были извлечены из фондов архивов, отделов редких книг библиотек академических институтов и высших учебных заведений.
В исследовании особое внимание уделено литературоведческому анализу вышеперечисленных саяхатнамэ. При этом мы исходим из того, что своими корнями этот жанр литературы во многом восходит к фольклорным началам, так как не только эпические - сказки, легенды, предания, но и песенные жанры - кубаиры, исторические, лирические песни, а также разные виды обрядовой поэзии сюжетное действие нередко начинается с отправления героя в дальний путь, расставания героя с родными, близкими, сверстниками, продолжается его подвигами, теми или иными действиями и завершается чаще всего возвращением в родные места. В каждом жанре фольклора мотив дороги освещается по своему и вносит заметную лепту в зарождение и становление саяхатнамэ.
Целью диссертационного исследования является изучение башкирских саяхатнамэ XVIII - начала XX вв. как художественно-публицистических произведений и выявление их идейно-художественных и стилевых особенностей. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
- пополнить арсенал исследования за счет малоизученных, ставших известными в наше время и вновь открываемых, в том числе и нами, башкирских саяхатнамэ, произвести систематизацию и классификацию собранного материала, восстановить детали биографии авторов-путешественников, время и место написания, их творческие и исторические судьбы в духовной жизни народов Востока;
- проанализировать определенный цикл саяхатнамэ в контексте
историко-функциональных жанров средневековой восточной литературы,
сыгравших немалую роль в становлении и развитии исследуемого жанра
башкирской литературы XVIII - начала XX века;
разобраться в поэтике башкирских саяхатнамэ, для чего выявить их идейно-тематическое содержание, сюжетно-композиционные особенности, образную систему и способы и средства раскрытия характеров действующих лиц, жанровую специфику и обосновать закономерность их отнесения к художественно-публицистическим произведениям;
исследовать процесс эволюции жанра путевых записок, попытаться мысленно восстановить и изложить обстоятельства, которые способствовали их появлению и распространению; дать определение жанру саяхатнамэ; воспроизвести пути и особенности развития жанра, определить его роль в башкирском литературном процессе, выявить традиции и мотивы, заимствованные из других национальных литератур;
установить, в какой степени отражалась в обследуемых памятниках общественно-политическая обстановка в России, Башкортостане и странах Востока, как преломлялись в них жизнь, быт и нравы обитающих там народов и племен, насколько повлияли на мировосприятие и манеру письма авторов инонациональные историко-литературные традиции и какое место занимают созданные ими произведения в истории башкирской литературы.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют сравнительно-типологический, сопоставительный и историко-описательный методы и принципы анализа литературного произведения.
Конкретной базой теоретической концепции послужили труды таких видных просветителей и теоретиков литературы, как Н.Г. Чернышевский, Н.И. Прокофьев, В.М. Жирмунский, Н.И. Конрад, Д.С. Лихачев, В.М. Гуминский, Н.М. Маслова, А.А. Решетова, Н.В. Черепанова, В.П. Адрианова-Перетц, О.А. Дыдыкина, И.М. Мальцева, В.А. Михайлов1 и др.
1 См.: Чернышевский Н.Г. Письма об Испании //Полное собрание сочинений. В 15-ти т. Т.4. -М: Госполитиздат, 1948; Прокофьев Н.И. Традиции древнерусского жанра хождений в литературе XVIII в. //Проблемы мастерства в изучении и преподавании художественной литературы. - М. 1967; Он же. Древнерусские хождения XII - XV вв.: автореф. дис. д-ра филол. наук. - М. 1970; Он же. Древнерусские хождения как произведения очерковой литературы //Художественно-документальные жанры (вопросы теории и истории). -'Иваново, 1970; Он же. Литературные путешествия XVI - XVII веков //Записки русских путешественников XVI - XVII веков. - М. 1988; Жирмунский В.М. Избранные труды. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад. - Л., 1979; Конрад Н.И. Запад и Восток. - М: Наука, 1966; Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X - XVII веков: Эпохи и стили. - Л., 1975; Он же. Избранные работы. В 3 т. Т.1. Развитие древнерусской литературы. - Л.: Худож. лит., 1987; Гуминский В.М. Открытие мира, или Путешествия и странники. - М.: Современник, 1987; Маслова Н.М. Путевой очерк: проблемы жанра. - М., 1980; Решетова А.А. Древнерусская паломническая литература XVI - XVII веков (история и поэтика). - Рязань, 2006; Черепанова Н.В. Путешествие как феномен культуры. - М., 2006; Адрианова-Перетц В.П. Путешествия //История русской
Диссертант также использовал результаты исследований башкирских, татарских, казахских и узбекских ученых: Г.Б. Хусаинова, Г.С. Кунафина, М.Х. Идельбаева, М.Х. Надергулова, З.Я. Шариповой, Ф.Б. Юнусовой, А.Х. Алеевой, Э.М. Тойбаева, Ж. Бимагамбетовой, Х.М. Джалиловой и'др1.
Научная новизна. Впервые в башкирском литературоведении предпринято комплексное монографическое изучение текстов башкирских саяхатнамэ XVIII - начала XX вв. как художественно-публицистическое явление и доказывается, что данный жанр является начальным этапом развития башкирской прозы и литературы в целом. В ходе исследования выявлены особенности, свойственные к литературному произведению -идейно-тематические, художественные и стилевые аспекты.
Диссертантом впервые в истории башкирской литературы был переведен с тюркского на башкирский язык и введен в ее научно-исследовательскую структуру полный текст саяхатнамэ «Мухаммет-Амин Гумер углы».
Научно-практическое значение исследования. Результаты исследования могут быть применены в процессе чтения спецкурсов, курса «История башкирской литературы до XX века», а также при разработке учебников и учебных программ, пособий и методических разработок для вузов, ссузов и школ.
В ходе выполнения диссертации вводятся в научный оборот художественные материалы, которые могут быть использованы при составлении сборников, хрестоматий, антологий по башкирской литературе XVIII - начала XX вв. и отчасти культурологии.
литературы. - М-Л.: АН СССР, 1941; Дыдыкина О.А. Эволюция стиля русских литературных путешествий конца XVIII - первой половины XIX века (от Карамзина до Гончарова): автореф. канд. филол. наук. - М., 1998; Мальцева И.М. Записки путешествий XVIH века как источник литературного языка художественной литературы (к постановке вопроса) //Язык русских писателей XVIII века - Л., 1981; Михайлов В.А. Эволюция жанра литературного путешествия в произведениях русских писателей XVIII - XIX вв. // Автореф.дис. - Волгоград, 1999. 1 См.: Указанные на с.4 труды Г.Б. Хусаинова, М.Х. Надергулова; Кунафин Г.С. И песней, и сатирой. Развитие жанровой системы башкирской литературной песенной и сатирической поэзии XIX - начала XX веков. - Уфа: Китап, 1999; Шарипова З.Я. Башкирская литературная мысль. - Уфа, 2008 (на башк. яз.); Идельбаев М.Х. Башкирская изустная литература (вопросы взаимосвязи с фольклором и письменной литературой, жанровой природы и поэтики) - Уфа: Изд. БГУ, 2000 (на башк. яз.); Юнысова Ф.Б. Художественные особенности путевых записок XIX века //Гуманитарные науки в Башкортостане: история и современность: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН. - Уфа: Гилем, 2007; Алеева А:Х. Художественные и стилистические особенности татарских саяхатнамэ VIII века //Ядкяр, 2007, №7; Тойбаев Э.М. Эволюция развития казахских путевых очерков. //Массовая коммуникация Казахстана в XXI веке: реалии и прогнозы развития, 2008; Бимагамбетова Ж. К вопросу о жанре путешествий в казахской литературе //Вестник КАСУ, № 2 - 2006; Джалилова Х.М. Путешествие в поисках истины //Вестник КАСУ, № 2 - 2006.
На защиту выносятся следующие положения:
-
В истории башкирской литературы жанр саяхатнамэ формировался под влиянием средневековых литератур Востока и Запада и имеет несомненный историко-функциональный и большой познавательный характер.
-
Путевые записки в башкирской литературе отличаются синкретичностью жанра: в содержании саяхатнамэ органически сочетаются комбинации из элементов исторического и этнографического очерка, воспоминаний, описаний встреч с теми или иными лицами. Другими живыми существами, природными и рукотворными достопримечательностями, биографические данные и т.д.
-
Башкирские саяхатнамэ посвящены жизненно важным темам, поднимают актуальные проблемы своего времени, имеют четкое сюжетно-композиционное построение. Как правило, главным героем саяхатнамэ от начала до конца выступает сам автор, через восприятие которого воссоздаются все происходящие и движущие сюжет события, которые кровно касаются его самого и в развитии которых он нередко играет едва ли не доминирующую роль.
-
Особенности и характер интерпретации в саяхатнамэ отдельных событий и прошпествий из сюжетов легенд, преданий и рассказов очевидцев, случаев из жизни выдающихся личностей, а также услышанных самим повествователем придуманных и реальных историй, вымышленных приключений, пословиц и поговорок, их языковых и стилистических средств и т.д. дает основание рассматривать тексты саяхатнамэ как своеобразный жанр художественного творчества.
Апробация работы. Рукопись диссертации обсуждалась на заседании кафедры башкирской литературы до XX века ФБГОУ ВПО «Башкирский государственный университет». Основные положения и результаты исследования излагались в научных сборниках материалов международных, всероссийских, региональных и межвузовских научно-практических конференций, а также в журнале, входящего в список рекомендованным ВАКом (1).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.