Введение к работе
Аульдин Матуевич Эльмесов (1932 – 1997) вошел в кабардинскую литературу в 70-х годах прошлого столетия, - период, когда на пике популярности были имена теперь уже знаковых фигур северокавказской литературы – А. Кешокова, Ад. Шогенцукова, Ахм. Налоева, К. Эльгара, М. Кармокова и некоторых других.
Примечательно, что свой «исследовательский» путь Эльмесов начал не с гуманитарных областей знания, а с естественнонаучных. Профессиональный физик, он с 1950 г. до времени своей кончины работал в этой области, имел степень кандидата физико-математических наук. Подобная необычность творческого пути служит своеобразным фактором интереса к наследию названного автора. Эльмесову принадлежат незначительные опыты в поэзии, в детской литературе (сказки), основной же акцент его художнических исканий пришелся на прозу – рассказы, повести, роман.
Актуальность темы исследования обусловливается прежде всего неизученностью творчества Аульдина Эльмесова, его идейных и образных установок. Между тем можно утверждать, что при несколько линейной трактовке изображаемых событий и образов, трудно не заметить пронизывающее их острое ощущение эпохи, чувство времени, которые призывают к более детальному рассмотрению художественного наследия Эльмесова. Мы в определенной степени пытаемся восполнить этот пробел.
Цели и задачи исследования. Цель настоящего диссертационного исследования состоит в изучении прозаического творчества А. Эльмесова с позиции его художнической индивидуальности, выяснения тематического направления его творчества и своеобразия мастерства. В связи с чем представляется необходимым решение следующих задач:
выявить роль национальной художественной традиции в творчестве А. Эльмесова;
исследовать проблематику его повестей и рассказов;
изучить приемы художественной изобразительности, посредством которых раскрывается отношение «человек-среда»;
рассмотреть систему образов и способы их типизации;
рассмотреть проблемы историзма и попытаться приблизиться к мировоззренческим установкам писателя.
Научная новизна. В настоящем диссертационном исследовании впервые предпринята попытка монографического рассмотрения творчества А.Эльмесова. Выявляется содержательный уровень его произведений, исследуются особенности поэтики, круг наиболее активно задействованных тем и мотивов, художественных приемов, ставших, на наш взгляд, определяющими для творчества данного автора.
Новизна диссертационной работы заключается еще и в том, что впервые объектом комплексного исследования стали произведения, не являвшиеся ранее темой специального рассмотрения литературоведов.
Объект исследования. В качестве объекта исследования берется прозаическое творчество А. Эльмесова: опубликованные в разное время на страницах периодической печати и в отдельных изданиях рассказы, повести, а также его единственный роман – «Орлы возвращаются в горы» (1993).
Степень научной разработанности темы. Специальных монографических исследований, освещающих избранную нами тему, нет, что послужило главной причиной нашего обращения к творчеству Аульдина Эльмесова. Краткие сведения о творчестве данного автора отражены в биографическом справочнике «Кабардинские писатели» (Нальчик, 1999), конкретные стороны поэтики романа «Орлы возвращаются в горы» рассматриваются в статье П. Шевлокова «Рука об руку с историей» (1995).
Однако отдельные вопросы, соприкасающиеся с нашей темой, подробно разработаны А. Мусукаевой (Северокавказский роман. - Нальчик, 1993); К. Султановым (Динамика жанра: Особенное и общее в опыте современного романа. – М., 1989), З. Толгуровым (В контексте духовной общности. - Нальчик, 1991); Ю. Тхагазитовым. (Адыгский роман. - Нальчик, 1987; Эволюция художественного сознания адыгов. - Нальчик, 1996); К. Шаззо (Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. - Тбилиси, 1978). В перечисленных трудах особую ценность представляет рассмотрение вопросов историзма, художественной правды, роли творческой индивидуальности в северокавказском литературном процессе.
Методологической основой диссертационного исследования явились теоретические выводы, содержащиеся в трудах: Ю. Барабаша, Д. Лихачева, А. Федорова, М. Храпченко, А. Чичерина.
Также учтены работы северокавказских литературоведов: А. Гутова, А. Мусукаевой, К. Султанова, З. Толгурова, К. Шаззо, У. Панеш, Ф. Урусбиевой, П. Шевлокова и многих других.
Основными методологическими принципами явились: историзм, системность, единство содержания и формы.
Базовые методы работы - культурно-исторический и типологический.
Теоретическая значимость диссертационного труда состоит в попытке системно-комплексного рассмотрения творчества А. Эльмесова. На основе его прозаических произведений осмысляется роль конкретной творческой индивидуальности в развитии кабардинской литературы, а также показывается отражение в отдельном художественном мире общих закономерностей развития северокавказской прозы.
Полученные результаты могут способствовать сравнительно-типологическому изучению прозаических жанров литератур Северного Кавказа и тем самым выявлению их национальных особенностей.
Практическая значимость. Выводы и основные положения работы могут быть использованы при чтении спецкурсов по истории литератур Северного Кавказа и проведении спецсеминаров по изучению поэтики и проблематики кабардинской литературы.
Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация была обсуждена на расширенном заседании кафедры кабардинского языка и литературы Института филологии Кабардино-Балкарского государственного университета им.Х.М.Бербекова (январь 2008 г.), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им.Х.М.Бербекова (февраль 2008 г.).
Основные положения диссертации отражены в четырех статьях, одна из которых опубликована в рецензируемом издании, рекомендованном ВАК.
Структура диссертации определена поставленными в ней целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.