Введение к работе
Актуальность исследования. Литература периода стротельства социализма, 1920-1930-х годов, являет собой важный этап истории национальных культур Дагестана, всей страны Литературное наследие этих лет нуждается в современном прочтении и осмыслении, в плане выявления эволюции художественного мышления в период беспрецедентных общественно-политических преобразований
Абдулла Абдулмуталимович Баширов (1894-1947), являющийся автором семи поэтических книг, изданных в указанный период, был репрессирован, как и многие другие деятели кумыкской национальной культуры А Акаев, Т -Б Бейбулатов, Б Астемиров и др Несмотря на то, что наследие большинства из них со второй половины минувшего столетия стало возвращаться в литературный обиход, творчество А Баширова, к сожалению, до сих пор остается неизвестным широкому кругу читателей, неоцененным в должной мере исследователями
А Башировым внесен значительный вклад в развитие литератур народов Дагестана Его перу принадлежат первые авторские книги для детей в литературе кумыков и Дагестана в целом, его произведения стоят у истоков литературной сказки, детской поэмы в национальной словесности. Весома его роль в развитии крупной стихотворной формы, новаторские решения которого определяются гармоничным использованием фольклорных традиций.
Таким образом, неизученность значительного по объему, многогранного и самобытного по содержанию поэтического наследия Абдул-лы Баширова определяет актуальность данной работы, являющейся первым монографическим исследованием, посвященным его творчеству
Объект исследования - поэтическое наследие Абдуллы Баширова
Предмет исследования - художественные особенности, поэтика, идейно-нравственные ориентации творчества А Баширова
Степень изученности темы. Поэтическое наследие А Баширова до сих пор остается неизученным в полном объеме Тем не менее определенные аспекты его творчества, некоторые из произведений писателя рассмотрены в обобщающих трудах дагестанских исследователей. Так, известный дагестанский критик КД Султанов в монографии «Литература кумыков»1 вовлекает в орбиту своего исследования стихи социального содержания А Баширова, дает высокую оценку его детской лирике, поэме «Партизан Клыч» Литературоведы РА. Ахмедова, Ф.Х Мухамедова,
'СуттановКД Литература кумыков (Къумукьланы адабияты) Махачкала, 1964 На кум я4
Н К Аджаматова уже в постсоветский период дали обстоятельную характеристику отдельных пластов поэзии исследуемого автора, а именно детской лирике, произведениям крупной стихотворной формы.
Названными исследователями высказаны ценные суждения о творчестве А. Баширова, которые учтены при выполнении данной работы
Целью исследования являются систематизация, целостная характеристика поэтического наследия Абдуллы Баширова в контексте кумыкской, всей дагестанской литературы 1920-1930-х годов, выявление при этом его художественных особенностей, идейно-нравственных ориентации
В отмеченном контексте в работе решаются следующие задачи
осуществляется систематизация и классификация произведений А. Баширова по жанровым и внутрижанровым признакам,
выявляются характерные особенности поэтики А Баширова, оригинальность и своеобразие его дарования;
исследуются формы использования поэтом традиций национального фольклора, опыта кумыкской героико-эпической поэзии и национальной песенной лирики;
освещается творческая эволюция автора в русле развития общественных процессов минувшей эпохи и дагестанской литературы
Основные положения, выносимые на защиту:
Абдулла Баширов, издавший в 1920-1930-е годы семь поэтических книг, к слову сказать, больше всех среди дагестанских авторов этих лет, внес значительный вклад в развитие литературного процесса.
Своим творчеством он способствовал расширению жанрового состава национальной литературы, внутрижанровых модификаций крупной стихотворной формы. Им созданы первые образцы литературной сказки, героико-романтической поэмы
В начальный период деятельности А Баширов, как и многие современные ему молодые авторы, творил в русле идеологических задач, о чем свидетельствуют его социально-политическая лирика, стихи антирелигиозного содержания (1920-е гт). В последующем его поэзия эволюционировала, обретая полновесное художественно-эстетическое звучание
Абдулла Баширов внес весомый вклад в становление и развитие детской поэзии в литературе кумыков и Дагестана в целом. Таким образом, поэт способствовал своим творчеством «отпочкованию» литературы для детей в отдельную разновидность национальной словесности
1 Ахмедова Р А Кумыкская поэма духовно-нравственные проблемы Махачкала, 1999, Му-хамедова Ф X Дагестанская детская литература. Махачкала, 2001, Аджаматова Н К Кумыкская детская поэзия формирование и развитие Махачкала, 2004 4
Своеобразие литературы 1920-1930-х годов, в том числе творчества исследуемого кумыкского поэта, во многом определялось успешным использованием устнопоэтических, фольклорных традиций, апелляцией к исконным народным нравственным ценностям, частьгм обращением к фразеологизмам
Художественные образы кумыкского автора имеют ярко выраженный национальный характер, обусловливающийся во многом их трепетным отношением к народным этическим представлениям, кумыкским адатам, исламской морали В данном контексте четко высвечивается жизненная философия персонажей, в более широком аспекте философия поэтического мира А Баширова
Методами исследования являются историко-художественный, аналитический, сравнительный, социокультурный.
Источниками исследования являются поэтические книги автора, изданные при его жизни, а именно «Сборник стихов» (Шиърулар маж-муасы Махачкала, 1928), «За новую жизнь» (Янгы яшав учун Махачкала, 1932), «Мулла и поп» (Молла кешиш Махачкала, 1931), «Кто что делает» (Ким не эте Махачкала, 1934), «Партизан Клыч» (Партизан Къылыч Махачкала, 1932), «Мансур» (Махачкала, 1934), «Пионер Кантив» (Пионер Къантив. Махачкала, 1934)
Теоретической и методологической базой исследования являются труды ярких представителей русской критической мысли В Г Белинского, Д И Писарева, Н А Добролюбова и др., литературоведов М.Б. Храпченко, В М Жирмунского, Г Н Поспелова, В.В Виноградова, Д.С Лихачева, Л.И Гинзбург и др, литературоведческие исследования последних десятилетий российских ученых Н С Надъярных, В Е. Хализева, Э Я Фесен-ко, а также северокавказских, дагестанских исследователей Р Ф Юсуфова, К К Султанова, К И Абукова, 3 Н Акавова, А -К Ю. Абдуллатипова, С М Хайбуллаева, С.Х Ахмедова, А М Вагидова, М А Гусейнова и др, в которых на современном уровне осмысливаются проблемы художественного наследия
Научная новизна работы заключается в том, что она является первым монографическим исследованием, посвященным творчеству А. Баширова Многие поэтические произведения данного автора впервые вводятся в научный оборот, что способствует воссозданию полновесной и объективной истории развития национальной поэзии на одном из ее переломных, узловых этапов Поэзия Абдуллы Баширова представляет ценность в аспекте изучения взаимодействий литературы и власти, их притяжения и отталкивания в годы строительства социализма
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что наследие А Баширова дает возможность проследить формы применения дос-
тижений предшествующей, дореволюционной словесности, устно-поэтических традиций в дагестанской литературе периода становления советской власти, эволюцию художественного мышления на переломном этапе социального развития Изучение творчества А. Баширова в контексте современного осмысления литературного наследия способствует высвечиванию путей становления, формирования отдельных жанров, разновидностей национальной литературы, в частности детской
Практическая ценность работы заключается в том, что проведенное исследование может быть использовано в вузовском преподавании дагестанской литературы, в качестве основы для спецкурсов на филологических факультетах дагестанских вузов На базе данной работы в преподавательской практике, в том числе в спецкурсах, могут быть разработаны такие проблемные направления, как пути развития кумыкской и других литератур Дагестана в плане расширения их жанрово-тематического диапазона; формы влияния идеологии на литературу и ее последствия и т д
Апробация работы. Данное исследование обсуждено на кафедре литературы Дагестанского государственного педагогического университета Основные положения диссертации нашли отражение в шести научных публикациях.
Структура работы обусловливается поставленными в ней целями и задачами, степенью изученности темы Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.