Введение к работе
Актуальность темы исследования. Начало третьего тысячелетия ознаменовалось выраженным интересом ученых-гуманитариев к антропоцентрической парадигме в литературоведении. Как отмечают исследователи, для ее реализации потребовались «философская призма интерпретации произведения, внимание к экзистенциальным основам бытия и их воплощению в поэтике произведения». Предложенная в 2000-е годы методология многослойного изучения внутреннего мира личности в художественном тексте опиралась на концепцию «слоев» польского исследователя-феноменолога Р. Ингардена, на переосмысление приемов анализа литературного произведения отечественных ученых Ю. Борева, В. Тюпы, Л. Гинзбург и др. По мнению современных теоретиков художественной антропологии, наиболее оптимальным является выделение определенных «пластов» (Ю. Борев), «уровней» (В. Тюпа). Их конкретная реализация в методике интерпретирования текста (Л. П. Егорова) обеспечивает научно обоснованный, системный подход к художественному исследованию личности. Последовательное освоение структурных уровней образа литературного героя и произведения в целом позволяет раскрыть во всей полноте многомерный образ человека, преломленный в художественном тексте.
Предложенная методология, учитывающая гносеологический потенциал философии и литературоведения в синтезе, позволяет рассматривать художественный текст как важный источник антропологических знаний. Появление такой действенной методологии дает возможность основательно изучить антропологические представления классика балкарской поэзии Кайсына Кулиева (1917-1985), воплощенные в его творческом наследии. Необходимость подобного исследования актуализирована слабой изученностью философского стержня поэзии К.Кулиева, его антропософии, которая вобрала в себя мировоззренческую основу взглядов балкарского народа.
Объектом исследования выступает поэтическое наследие Кайсына Кулиева, предметом – художественная антропология поэта, рассмотренная как многомерное литературно-философское явление. В качестве основного материала используются произведения поэта, включенные в сборники «Здравствуй, утро!» (1940), «Раненый камень» (1964), «Избранное» (1957), «Человек. Птица. Дерево» (1985), а также собрание сочинений в трех томах на русском языке (1976-1977) и шеститомное собрание сочинений, изданное на балкарском языке (2007-2012).
Целью исследования является раскрытие образа лирического героя поэзии К. Кулиева в антропологическом аспекте. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих теоретических и практических задач:
интерпретация художественного уровня автокоммуникации («Я и Я») как результата философской саморефлексии героя;
рассмотрение философской составляющей и художественных форм диалога «Я и Другой»;
исследование жанрово-стилевых форм, в которых реализуется модель «Я и Социум»;
определение натурфилософских воззрений поэта через анализ и интерпретацию параллели «Я и Природа»;
изучение дискурса «Я и Космос» для выявления специфики ноосферного сознания К. Кулиева.
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней впервые предпринимается попытка многоуровневого исследования художественной антропологии К. Кулиева. Выделение в ней пяти взаимосвязанных уровней позволяет более глубоко постичь структурные основы человеческой природы, воплощенные в поэтическом тексте балкарским автором.
Степень научной разработанности проблемы. Творчество Кайсына Кулиева на протяжении многих лет вызывает большой интерес. К исследованию его поэзии обращались ведущие отечественные ученые: Ст. Рассадин, В. Дементьев, В. Ф. Огнев, К.К. Султанов, Н.Г. Джусойты, Н. Байрамукова, С. К. Башиева, З. Джанхотова, А.М. Казиева, А.И. Караева, З.Х. Толгуров, Т.З. Толгуров, З.А. Кучукова, Ж.К. Кулиева, Т.Е. Эфендиева, С.И.Эфендиев. В статьях и монографиях глубоко и обстоятельно исследованы вопросы традиции и новаторства, индивидуального стиля, основ стихосложения, проблем перевода, мифопоэтических, этнологических и онтологических аспектов творчества балкарского поэта. Однако до сих пор комплекс вопросов, связанных с художественной антропологией К. Кулиева, не становился предметом специального исследования. Развитие антропологического литературоведения с тонко разработанным инструментарием дает возможность системно и в более конкретизированной форме изучить представление балкарского поэта о личности в его отношении к себе, к другому, к социуму, к природе и к мирозданию.
Методологической основой работы послужили труды ведущих ученых в области антропоцентрического литературоведения. Среди них М. Бахтин, Ю. Борев, Ю. Лотман, Л. Гинзбург, В. Тюпа, Л. П. Егорова, А. А. Фокин и другие. Специфика нашей работы потребовала обращения к трудам античных философов и философов Нового и Новейшего времени: Аристотеля, Платона, Л. Фейербаха, Х. Ортеги-и-Гассета, М. Эпштейна, П.С. Гуревича, С. Г.Семеновой, Г. Д. Гачева, Х. Г. Тхагапсоева, К. Б. Шокуева, С. И. Эфендиева и других. При исследовании вопросов, связанных с этнопоэтикой, мы учитывали положения, содержащиеся в трудах северокавказских литературоведов: Х.И.Бакова, Л.А. Бекизовой, Т.Ш. Биттировой, А. М. Гутова, А. М. Казиевой, З. А. Кучуковой, Е. А. Куянцевой, Х.Х. Малкондуева, А. Х. Мусукаевой, Б. И. Тетуева, З. Х. Толгурова, Ю. М. Тхагазитова, А. Х. Хакуашева, В. К. Чумаченко, Н. А. Шогенцуковой, Т. Е. Эфендиевой. Использованы методы: историко-генетический, историко-функциональный, а также метод описательной поэтики.
Теоретическая значимость работы состоит в разработке методов и приемов анализа текста с точки зрения антропоцентрической поэтики. Результаты исследования могут способствовать дальнейшему изучению философских основ творчества К. Кулиева и стать теоретическим обоснованием при изучении творчества других авторов в рамках художественной антропологии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при создании обобщающих работ о творчестве К. Кулиева и о карачаево-балкарской поэзии в целом. На основе приведенного в работе фактологического материала можно создать серию спецкурсов и спецсеминаров по изучению философских, онтологических аспектов северокавказской поэзии.
Положения, выносимые на защиту:
Стилеобразующим и системообразующим фактором в ранней поэзии Кулиева является удивление как эстетическая и гносеологическая категория. В дальнейшем поэт выступает как наблюдатель, отслеживающий диалектику собственного сознания. «Автобиография души» лирического героя воплощена во внутренних монологах, субъективных впечатлениях внешнего мира.
Художественное воплощение диалога «Я и Другой» в лирике К. Кулиева раскрывается как система «художественной коммуникации» литературного героя с ближним (цикл «Мои соседи»). При этом на первый план выступает морально-этическая проблематика. Для лирического героя Кулиева характерен экстравертивный тип отношения к миру, выражающийся в диалогичности поэзии.
В семиотической системе кулиевской поэзии природные образы отражают диалектическую основу мироздания, а так же служат «эзоповым» языком для выражения трагедии выселения и возрождения балкарского народа.
Ноосферное сознание героя Кулиева определяется его внутренней причастностью космосу, вечности, а также чувством ответственности за социальный и вселенский порядок.
С антропоцентрической точки зрения приоритетными жанрово-стилевыми формами в поэзии Кулиева являются «диалогические», пейзажные, медитативные, колыбельные стихи, любовная лирика, а также стихи-благопожелания, заповеди, завещания.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы изложены на международных, всероссийских, региональных научно-практических и научно-теоретических конференциях: «Языки и литература народов Кавказа: проблемы изучения и перспективы развития» (Карачаевск, 2001); «Интеграция культур в смыслосозидающем образовании» (Махачкала, 2002); «Этнические конфликты и урегулирование: взаимодействие науки, власти, гражданского общества» (Ставрополь, 2002); «Биосфера и человек». (Майкоп, 2003); «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005); «Национальные образы мира в художественной культуре» (Нальчик, 2010). По теме диссертации опубликована статья в ведущем рецензируемом журнале, рекомендованном ВАК (Культурная жизнь Юга России» 2009, №5).
Диссертация обсуждена на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (КБГУ, январь 2012), на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета (февраль, 2012) и рекомендована к защите.
Структура диссертации. Поставленные цели и задачи диссертационной работы определили её структуру, которая состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографии.