Содержание к диссертации
ГЛАВА I. Функции и возможности массовой литературы С. 22
1.1. «Литературный мейнстрим» или маргинальная литература? С. 22
2.1. Автор литературы для масс и ее читатель С. 42
ГЛАВА II. Типология героев романов И. Шоу в контексте
«американской мечты» С. 65
1.2. «Американская мечта» как национальный идеал С. 65
2.2. Герои романов И. Шоу в контексте фронтирной традиции С. 79
3.2. Носитель «американской мечты» - «средний американец» С. 95
4.2. Мир «очень богатых людей» С. 106
5. 2. Экзистенциальный герой С. 115
ГЛАВА III. Американские ценности и клише массовой литературы в
романах И. Шоу С. 140
1.3. Суверенность личности С. 140
2.3.Клише авантюрного романа как способ отражения идеи
испытания С. 147
3.3. Проблематика социальной нестабильности в детективном
романе С. 159
4.3. Семейные ценности на фоне сексуальной революции и клише
любовного романа С. 169
5.3. Каноны романа о художнике и проблемы коммерциализации
искусства С. 178
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 191
БИБЛИОГРАФИЯ
С.196
Введение к работе
Общественное сознание во второй половине XX века характеризуется утратой идеальных ценностей. В области философского знания этот факт особенно отчетливо освещен в работе Ж. Ф. Лиотара «Состояние постмодерна» (1979), где термином «метанарратив» обозначены все те «объяснительные системы», которые, по его мнению, организуют буржуазное общество и служат для него средством самооправдания — религия, история, наука, психология, искусство (иначе говоря, любое «знание»). Согласно Лиотару, тип современного мышления определяется «недоверием» в отношении метанарративов, «кризисом знания», утратой веры в легитимность любой истины.
Современный «кризис веры» означал в конце XX столетия разрушение всех видов ценностных иерархий. Это явление можно наблюдать в областях человеческой деятельности, объединяемых термином «культура», особенно на уровне «массовой культуры».
Последний термин не означает явление овладевания масс культурой, хотя в определенном смысле это верно, так как уровень грамотности и распространения книг гораздо выше, чем в предшествующие столетия. Однако он означает культуру масс, т.е. большей части общества, не способной к осознанно интеллектуальному и эстетическому восприятию ее явлений. Уже в первой половине века массовую культуру осмысляли ведущие умы Европы: Хосе Ортега-и-Гассет («Восстание масс», 1929), Освальд Шпенглер («Закат Европы», 1922). Эта проблема остается актуальной и позднее в работах Карла Ясперса («Духовная ситуация времени», 1931), Жана Бодрийяра («Фантомы современности»), Питирима Сорокина («Человек. Цивилизация. Общество») и сотни других авторов.
Важной составляющей массовой культуры является массовая литература. Термин, несмотря на его широкое употребление, остается не
4 вполне определенным, включая в качестве наиболее распространенных следующие толкования: 1. любое произведение, возникшее в постгутенбергову эпоху и бытующее в условиях современного технического прогресса1; 2. определенная жанровая парадигма, в которую входят детектив, фантастика, фэнтези, мелодрама и- др ; 3'. нижний ярус литературы при размежевании ее по эстетическому качеству, т.е. чуждый господствующей литературной теории эпохи3. Негативный оттенок, присущий последнему, «нижнеярусному» определению, заметно усиливается явной коммерческой зависимостью авторов подобного рода произведений от вкусов не просто читателей, а читательских масс, учитывая проблему продаваемости книжной продукции. Господствующая интеллектуальная традиция имеет одним из базовых критериев оценки качества художественного произведения, кроме собственно эстетической интенции, прежде всего материальную незаинтересованность автора. В принятой иерархизации успех автора как создателя бестселлера (хорошо продаваемой книги) низводит его на низшую ступень литературной пирамиды в оценке критики. Наоборот, на высшей* оказываются^те, кто не идет на уступки широкой публике.
Произведения искусства становятся товаром уже в начале индустриальной эры. Подход к проблемам, коммерциализации, в том- числе литературного труда, рассматривал Карл Маркс в «Теории прибавочной стоимости» («Капитал», Т.4): Его подход сохранил свое значение и в XX веке. Важно то, что отметил Питирим Сорокин (и десятки,других, авторов): «Как коммерческий товар для развлечений, искусстве все чаще контролируется торговыми дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды... Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей красоты, принуждает художников подчиняться их 1 Белокурова, СП., Дуговейко, СВ. Русская литература. Конец XX века. - Спб., 2001. - С. 239. 2 Черняк, М. Массовая литература XX века : учеб. пособие / М.А. Черняк. - М.: Флинта: Наука, 2007. - С. 5. Рейтблат, А.И. Лубочная литература и фольклор// Традиционная культура: научный альманах. - 2002. - № 2. - С. 6.
5 требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации»4. Но нельзя не отметить непременную зависимость литературы (и представителей других искусств) от экономического фактора. По мнению Поля Бурдье, «существуют экономические условия, обеспечивающие безразличие к экономике, которое* позволяет занимать наиболее рискованные позиции в интеллектуальном и артистическом авангарде», но существуют и «экономические условия, обеспечивающие доступ к символическим прибылям, которые, в свою* очередь, могут быть рано или поздно обращены в прибыли экономические»5. Как бы ни был, в конечном счете, шаток и относителен критерий материального успеха автора при отнесенности его к высокой или массовой литературе, фактор полного перехода литературы в систему рыночных отношений в конце XX века практически завершился.
При этом идеальные ценности, утраченные в результате социокультурных процессов во всей их катастрофичности в XX веке, ходовым товаром никак не являлись в контексте нарождающейся уже в конце 50-х «постмодернистской парадигмы». В результате «массовая литература» все чаще осмысляется как одно из средств разрушения культуры, которая остается, по удачной формулировке С.Франка, «совокупностью идеальных ценностей». Может ли коммерциализированный творческий процесс, реально существующий как создание определенной продукции, имеющей товарно-меновую стоимость, служить новому производству такого рода ценностей?
Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Изучение его заставляет обратиться к творчеству писателей 50-70х годов XX века. Это рубежный период между существованием общественного сознания* еще на основе традиционной* системы целеполаганий и абсолютным ее разрушением в последующие «постмодернистские» десятилетия. Репрезентативным в этом смысле становится литературный процесс США. Политическая,жизнь этой 4 Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - Москва: "Политиздат", 1992. - С. 14. 5 Бурдье, П. Поле литературы// Новое литературное обозрение. - 2002. - № 45. - С. 23. страны в названный период характеризуется действиями государственной власти в русле «холодной войны», борьбы с коммунистической идеей, экспансией «американской демократии», «американского превосходства» в страны Азии, приведшей к войнам в Корее и Вьетнаме. Вторая мировая война вернула стране экономическое процветание, на времяу утраченное. в период депрессии, в 1945-1960 США утверждаются как богатейшая^держава мира. Значительная часть населения относит себя к «среднему классу». Обществом все более владеет «дух единообразия». Конформизм присущ всем социальным группам, каждый представитель которых стремился не к выражению собственной индивидуальности; а, напротив, к соответствию «групповым нормам». Однако обществодалеко от состояния стабильности.
Общественный протест выразился в многочисленных рабочих митингах, в разнообразных формах студенческого движения, имеющих единую антивоенную и антипотребительскую направленность. В" литературе в этом отношении на первый план выходят «битники», которые, будучи с восторгом восприняты молодым поколением, ' разрушают официальную идеологию, а вместе с ней и способствуют переосмыслению национальных идей; В литературном процессе этого периода занимает свое место/ Ирвин; Шоу. Его произведения были созданы; в. переломные, как, сказано» выше; рубежные десятилетия. Он1 имел широчайший круг читателей и в США;, и в других странах.
Несмотря на то, что в последние десятилетия века;', теоретики постмодернизма снимали, оценочное разграничение массового, и элитарного искусства, проблема качества произведений, в том; числе литературных; осталась. Романы Ирвина Шоу позволяют поставить вопрос: каким может быть и каким должно быть произведение, массовогтиражированное, имеющее успех у широкого читателя (потребителя?), приносящее коммерческую выгоду? Может ли в такого рода произведении, пусть,и в адаптированном
7 виде, сохраниться и донестись до интеллектуально неразвитого восприятия «великая идея»? Этот вопрос ставится в данном исследовании.
Объект исследования - романы Ирвина Шоу, созданные в 50-80-е годы, а именно «Молодые львы» ("The Young Lions", 1948) «Растревоженный эфир» ("The-troubled air", 1950), «Люси Краун» ("Lucy Crown", 1956), «Две недели в другом городе» ("Two weeks in another town", 1960), «Голоса летнего дня» ("Voices of a Summer Day" 1965), «Богач, Бедняк» ("Rich Man, Poor Man'', 1970), «Вечер в Византии» ("Evening in Byzantium", 1973), «Ночной портье» ("Nightwork", 1975), «Нищий, вор» ("Beggarman, Thief, 1977), «Вершина1 холма» ("The Top of the Hill", L979), «Хлеб по водам» ("Bread Upon the Waters", 1981), «Допустимые потери» ( "Acceptable Losses", 1982).
Предмет исследования диссертационной работы - художественное воплощение проблем и идей, актуальных для американского сознания второй половины XX века, средствами массовой литературы.
Ирвин Шоу (Irwin Shaw; настоящее имя> Irwin Gilbert Shamforoff) (1913-1984), американский прозаик и драматург. Родился 27 февраля 1913 в^ Нью-Йорке. После окончания в> 1934 году Бруклинского колледжа зарабатывал на жизнь сочинением радиосериалов. Литературную известность ему принесла- пьеса «Предайте мертвых земле» ("Bury the Dead", 1936), пацифистская, в духе «потерянного поколения». Свое неприятие войны И. Шоу высказывает устами погибших солдат, которые, восстав из мертвых, обращаются к зрительному залу. Писательский путь Шоу продолжает как автор коротких рассказов. Наиболее известными становятся сборники его новелл «Моряк из Бремена» ("Sailor of a Bremen", 1939), «Добро пожаловать в город» ("Welcome-to the city", 1941), «Акт доверия» ("Act of Faith", 1946) и др. Шоу-новеллист был крайне высоко оценен критикой. Как отметил Хуберт Сал в Сатердей Ревью, «Shaw's high place among contemporary writers rests
8 largely on-his short stories» . Его талант рассказчика сравнивали с талантом Фицджеральда: «Coupled with the narrative gift is the ability to write with an ease and a clarity that only Fitzgerald had» .
С началом Второй мировой войны пацифист И. Шоу пошел добровольцем на фронт. Опыт военных лет лег в основу его лучшего романа «Молодые львы» ("The Young Lions", 1948). Этот роман всегда оценивался критикой как высокохудожественное произведение. Однако все последующие книги И. Шоу такой оценки уже не имели. Как сказано в «Словаре современных авторов», «The Young Lions established him as one of the major novelists of the 1950s while his later novels (were) critically snubbed»8.
В России еще в 1936 году журнал «Новый мир» опубликовал пьесу двадцатитрехлетнего американца, которая называлась «Похороните мертвых»9. Это был дебют Ирвина Шоу. На счету этого автора более десятка романов, пять пьес, семь сборников рассказов. Некоторые из произведений Шоу переводились на русский язык, но по-настоящему этого писателя в России открыли лишь в 80-е годы. В 1980 г «Прогресс» выпустил отдельной книгой его ранее опубликованный* «Иностранной литературой»1 роман «Вечер в Византии» , в журнале «Нева» " опубликован сокращенный вариант романа «Ночной портье» и, наконец, «Иностранная литература» напечатала также с сокращениями роман «Богач, бедняк» . В 90-е годы Шоу стали активно издавать.
Произведения Шоу неизменно пользовались читательским успехом во всем мире. Из одиннадцати романов, написанных им, десять попали в списки 6 Высокое место среди современных писателей И. Шоу занимает в основном благодаря рассказам. (Saturday Review.- 1970 - October, 17.) 7 Дар рассказчика, умение писать просто и ясно ставит его в один ряд с Фицджерапьдом. (New York Times Book Review. - 1965. - February, 28 ) 8 Молодые львы завоевали И. Шоу славу главного романиста 50-х, в то время как его последующие романы не были приняты критикой. (Shaw, Irwin //Contemporary Authors, New Revision Series. - Detroit: Gale Research Co , 1987. -Vol. 21. - P. 406.) 9 Шоу, И. Похороните мертвых// Новый мир. - 1936.№ 7. - С. 145-167. 10 Шоу, И. Вечер в Византии// Иностранная литература. - 1975. № 9,10 11 Шоу, И. Вечер в Византии: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1980 - 314 с. 12 Шоу, И. Ночной портье// Нева. - 1980. № 7,8 13 Шоу, И. Богач, Бедняк// Иностранная литература. - 1980. № 8-11.
9 бестселлеров, а «Богач, бедняк» вошел в число наиболее читаемых англоязычных романов семидесятых годов. «В каком бы жанре ни пробовал себя Ирвин Шоу, у него получалось интересно - для самых разных читательских групп, казалось бы, ничего общего между собой не имеющих. Рассказы, романы, пьесы, выходящие из-под пера Шоу, имеют свойство привлекать тех, кто любит почитать книгу, чтобы «развеяться», отдохнуть от сложностей повседневности, и тех, кто не мыслит удовольствия от чтения^без напряжения интеллектуальных способностей, и- берется за книгу в надежде как-то разобраться в запутанной современности. Шоу читают любители отождествить себя с героем - затаив, дыхание, следуют за ним через все тяготы и невзгоды его фабульной судьбы, искренне радуются счастливому финалу и горюют над печальными развязками. К книгам Шоу обращаются и читатели аналитического склада, стремящиеся отстраниться от конкретных судеб персонажей и уловить в сюжетных перипетиях знаки общих ситуаций, документ времени».14
Тем не менее, произведения Ирвина' Шоу до сих пор встречают прохладный прием у критики. Любопытно, что этот авторне удостоился пока ни одной монографии в отечественном литературоведении; престижные литературно-критические журналы, такие как «New York Times Book Review», также не пишут о его творчестве. Если новеллы и драматические произведения Шоу были благосклонно восприняты критикой, то его романы, за исключением романа «Молодые львы», так и не удостоились высокой оценки. Как отмечает Уолтер Росс, «...neither book (of Irwin Shaw) was well received by the critics. He was called a facile novelist,...a writer who made no effort to create three-dimenensional characters..., while at his peak as a short-story writer, some of his work could be compared with the best of Hemingway and Fitzgerald»15. Далее вслед за отзывом Л. Фидлера, который в Современном 14 Белов, С. Ирвин Шоу: Профессия - беллетрист//Иностранная литература. - 1983 №6. - С. 188. 15 Ни одна книга Ирвина Шоу не была благодушно воспринята критиками. Его называли поверхностным романистом, писателем, который не предпринимает усилий создать трехмерный характер, как на пике своей
10 Ревью 1956 года назвал творчество И. Шоу полуискусством (half-art)16 и тем самым на долгие годы определил направление критики в отношении Шоу, последовал ряд отрицательных отзывов, где писателя обвиняли в поверхностности, чрезмерной занимательности в ущерб художественному качеству и т.д. Тем не менее время от времени появлялись те, кто наряду с недостатками признавал мастерство Шоу. Так Лайнел Триллинг отмечал, что « nothing Mr. Shaw might write could be totally lacking in interest of one kind or another. For one thing, he always does observe and always does feel and even then he is facile in observation and sentiment, he is not insincere»17. Вслед за признанием достоинств автора (так, Уильям* Брашлер в Чикаго Трибьюн назвал Ирвина Шоу «a craftsman and storiteller» , а Майкл Томас в Вашингтон Пост «a fine and serious writer»19) шли разгромные статьи, где неприятие творческой манеры автора выражалось в гораздо более резкой форме, нежели похвала ему. Так, Курт Сапл в журнале Вашингтон пост, говоря о романе «Вершина холма», заметил, что «nearly 1000 trees have already fallen to provide the paper for Irwin Shaw's new novel. By any literary standard, those trees have died in vain»
В 1982 году в журнале «Saturday Review»" вышла статья о писателе под заголовком «Конфликт между большими деньгами и большой литературой». Возможно, причина забвения Шоу критикой кроется именно в этом конфликте: «Законы литературной моды и требования рынка слишком сильно накладывают свой отпечаток на его книги, а занимательность фабулы в романах Шоу становится самоцелью, легкость почерка же переходит в популярности в качестве новеллиста, когда лучшие из его работ были сравнимы с работами Хэмингуэя и Фицдлеральда. (Shaw, Irwin // Contemporary Literary Criticism. - Detroit: Gale, Research Co., 1983. - Vol XXIII.-P. 292.) 16 Fiedler, L. Irwin Shaw: Adultery, The Last Politics// Comentary. - 1956. - July, 22 - P. 71-74. 17 Ничто из того, что пишет мистер Шоу, не может быть лишено того или иного интереса Он всегда наблюдает и всегда чувствует, и даже когда он легковесен или сентиментален, он никогда не бывает неискренен. (New York Times Book Review - 1973. - April, 1.) 18 Мастер и рассказчик. ( Chicago Tribune Book World. - 1965. - March 7.) 19 Хороший и серьезный писатель. (Washington Post - 1981. - August 27.) 20 Около 100 деревьев понадобилось для того, чтобы произвести бумагу для нового романа Шоу. В соответствии с любыми литературными стандартами, эти деревья погибли зря (Washington Post. - 1979. - December, 11.) 21 Saturday Review. - 1982 - August. легковесность мышления»22. С другой стороны, невнимание критиков к этому автору может быть связано с другими причинами: литературоведение США сосредоточено на разборе книг «сложно написанных» или, напротив, коммерчески успешных образцов массовой литературы не слишком хорошего качества. Голдмен так объяснял его неуспех у критики: «Не was not skillful enough to surmount the ultimate obstacle: popularity. Before the war, when no one was reading him, he was a critic's darling. They never forgave him the success of "The Young Lions"» . Место'же Ирвина Шоу в литературном процессе до сих пор четко не определено. Традиционно о Шоу говорят, что он занимает промежуточное место между элитарной и массовой литературой, относят этого автора к так называемой «пограничной литературе», однако детального разбора его произведений; с четким выявлением элементов той и другой не проводят.
Степень изученности. В зарубежном литературоведении крайне мало работ, посвященных Ирвину Шоу. Наиболее заметной является монография Майкла Шнайерсона24, одного из редакторов знаменитого журнала Vanity fair. Основным предметом рассмотрения в ней является биография Ирвина Шоу, причем скорее его внешняя, нежели внутренняя жизнь. Автор монографии не ставит своей целью разбор творчества автора, а потому ограничивается лишь перечислением произведений Шоу и краткими замечаниями по поводу сюжета. На фоне такого невнимания < к творчеству автора парадоксальным кажется тот факт, что его произведения попадают как минимум в десятку - а то и в тройку - в рейтингах самых успешных и продаваемых книг. Рейтинги эти традиционно публикуются в американских пособиях по созданию бестселлеров, которыми так изобилуют два последних 22 Белов, С. Незначительные потери// Современная художественная литература - 1984. №4. - С. 87. 23 «Ему не хватило искусства, чтобы преодолеть одно важное препятствие: популярность. До войны, когда его книги никто не читал, Шоу был любимцем критики. Однако критика не простила ему успеха «Молодых львов» (New York Times. - 1983. - February, 17.) 24 Shnayerson M. Irwin Shaw: a biography. - New York : Putnam, 1989. - 447 p.
12 десятилетия. Среди них Handbook of American popular literature" , The writer's handbook , American Bestsellers" . Любопытно, что в последнем издании роман Шоу «Вечер в Византии» стоит в списке бестселлеров в рубрике Novels about Glamour, роман «Вершина холма» в рубрике Novels about Sex, а роман «Богач, бедняк» в рубрике The immigrants come to America.
В 1981 году в журнале Сатердей Ревью был подведен итог всему построенному творчеству Шоу. В нем говорилось, что «Irwin Shaw has come to represent big bucks and bad books. Shaw was an exceptionally gifted short-story writer who published a promising first novel and then betrayed his promise»?8. Несколько страниц посвящены разбору романа «Молодые львы» в книге Джона Олдриджа (John Aldridge) After the lost generation29; в книге Джеймса Джиллса (James R. Giles) проанализированы некоторые рассказы Шоу30. Среди других работ, посвященных Шоу, можно отметить статьи в словарях и> энциклопедиях Contemporary Popular Writer's , World Authors , Dictionary of literary biography33, Contemporary Literary Criticism 34, Dictionary of literary biographyYearbook .
Количество критических работ, посвященных творчеству данного писателя, в русском литературоведении также весьма ограниченно. В основном это журнальные публикации, в которых о творчестве Ирвина Шоу говорится с оттенком снисходительности. «От него не ждут открытий, его Handbook of American popular literature/ed. by M. Thomas Inge. - N-Y.: Greenwood Press, 1988.-408 p. 26 The writer's handbook/ ed. by E. Abbe. - Kalmbach publishing, 2002. - 1056 p. 27 Hickley K.., Hickley B. American Bestsellers: A reader's guide to popular fiction. - Indiana University press, 1989.-212 p. 28 Ирвин Шоу пришел в литературу, чтобы представить большие деньги и плохие книги. Он был исключительно одаренным создателем рассказов, который опубликовал многообещающий роман, а затем изменил своему обещанию (Saturday Review. - 1981. -August.) 29 Aldridge, J. After the lost generation. -New York: McGraw-Hill Book Co., 1951. -263 p. 30 Giles, J. R. Irwin Shaw: A Study of the Short Fiction. - Boston: Twayne Publishers, 1991.-236 p. 31 Contemporary Popular Writers/ ed. by D. Mote - Detroit: St. James Press, 1996. - 528 p. 32 World Authors 1900-1950/ed. by M.Seymour-Smith and A.C. Kimmens. - New York: H.W. Wilson, 1996. - Vol. 4.-P. 2388-2390. 33 Dictionary of literary biography. American novelists since World War II. Second series/ edited by J.E. Kibler, Jr. - Detroit' Gale Research Co., 1980. - Volume VII. - P. 265-277. 34 Contemporary Literary Criticism. - Detroit: Gale, Research Co., 1983. - Vol. XXIII. - P. 289-294; Contemporary Literary Criticism. - Detroit: Gale, Research Co., 1977. - Vol. VIII.; Contemporary Literary Criticism. - Detroit: Gale, Research Co., 1985.-Vol. XXXIV. 35 Dictionary of literary biographyYearbook: 1984. - Detroit: Gale Research, 1985.-407 p.
13 самоповторения воспринимаются как норма, среди недостатков традиционно выделяют схематизм, декларативность и сентиментальность произведений Шоу, но никто не оспаривает его высокий писательский профессионализм»36. Анализ собственно романов ограничивается лишь общим обзором сюжета. Среди таких работ можно назвать статьи крупнейшего исследователя-американской литературы А. Зверева, такие как «На вершине»37, «Хлеб по водам» , а также работы С. Белова «Незначительные потери» , «Профессия - беллетрист» . С. Белов говорит о таланте Шоу как рассказчика, умеющего хорошо «подать» историю, но вместе с тем отмечает, что это умение постепенно превращается в определенный штамп письма, «и тогда владение формой становится даром сомнительным».41
В статье «Конец игры» С. Белова дан чуть более подробный разбор произведений автора: он выделяет некую общую модель поведения героев-Шоу и рассматривает ее с точки зрения игровой теории, объясняя поступки персонажей постоянным стремлением убежать от реальной жизни и раствориться в стихии игры.42
Актуальность настоящего исследования определяется тем, что проблема потенциала массовой^литературы, сыгравшей заметную роль как в формировании ценностей в социокультурном пространстве во- второй половине XX века, так и в их разрушении, не может оставаться^на периферии исследований. Изучение романов Ирвина Шоу в названном аспекте позволяет углубить представление об аксиологии массовой.литературы.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые творчество И. Шоу 50-80-х гг. рассматривается как явление эстетически полноценное и аксиологически значимое, его романы становятся предметом 36 Белов, С. Несладкая жизнь//Иностранная литература. - 1981. №11. - С.74-77. "Зверев, А. На вершине//Современная художественная литература. - 1982. №5. - С. 66-69. 38 Зверев, А.Хлеб по водам//Современная художественная литература. - 1981.№ 2. -С. 79-81. 39 Белов, (^.Незначительные потери//Современная художественная литература. - 1984. № 4. - С. 87-89. 40 Белов, С. Профессия -беллетрист//Иностранная литература. - 1983.№ 6. - С. 188-194. 41 Белов, С. Профессия - беллетрист//Иностранная литература. - 1983.№ 6. - С. 190. 42 Белов, С.Конец игры//Иностранная литература.-1981 №1, -С. 264-265.
14 исследования в своей совокупности в свете проблемы влияния массовой литературы на сознание предельно широкого круга читателей. Впервые предпринята попытка рассмотреть творчество Ирвина Шоу в контексте идей, ставших ключевыми для американского сознания.
Целью исследования является характеристика трансформации «американской мечты» в романах И. Шоу и обоснование эстетической значимости социально-ценностных качеств его произведений.
Задачи:
Систематизировать теоретические положения, связанные с проблемами массовой литературы, ее качества, функций, общественного значения и возможностей влияния на самый широкий круг читателей и дать обоснование критериев оценки явлений массовой литературы.
Доказать, что смыслообразующее начало романов И. Шоу основано на приверженности писателя системе ценностей, объединяемых термином «американская мечта», которые получают художественное воплощение в типах героев, традиционных для американской литературы.
Выявить принципы использования Ирвином Шоу для выражения основополагающей национальной идеи и связанного с ней корпуса социальных проблем жанровых клише массовой литературы.
Исходя из целей и задач, на защиту выносятся основные положения:
1. Массовая литература как специфическое явление возникает в эпоху Нового времени. Ее формирование в европейских странах связано с профессионализацией писательского дела. Разграничение литературы на «высокую» и «массовую» происходит в эпоху романтизма, когда индивидуальность писателя, переведенная в культ гения, разделяет тех, кто способен к высокому озарению и воплощению, и тех, кто к ним не способен.
15 Творчество И.Шоу относится к массовой литературе в связи с принципиальной вторичностью идей и форм его произведений.
2. Среди разнообразных функций массовой литературы особый социокультурный смысл имеет функция транслятора символов национальных идей от элитарной культуры к обыденному сознанию. Аксиология массовой литературы заключается в нравственной ценности трансформируемых ею идей.
И.Шоу в своих произведениях воссоздает важнейшую составляющую" «американской мечты»: идею внутренней самодостаточности личности, занятой любым позитивным в социальном плане видом деятельности и получающей в результате ощущение психологического комфорта и стабильности в окружении себе подобных, и в этом смысле «доверяющей себе».
Автор предлагает ряд основных типов героев, связанных с традициями «американской мечты»: фронтисмен, «средний американец», «очень богатый человек» и экзистенциальный герой. Все они не идеализируются, но в совокупности составляют апологетический образ идеального американца. Особое место в этом ряду занимает экзистенциальный герой, который у Шоу способен преодолеть все те проблемы, которые порождены его мятущимся сознанием в силу особого американского прочтения идеи «мужества быть».
В романах 50-80 гг. И. Шоу, используя клишированные формы, доносит до широкого читателя проблемы, актуальные для американского общества того времени (суверенности личности, испытания как одного из компонентов «американской мечты», социальной нестабильности, утраты традиционных семейных ценностей в период сексуальной революции, коммерциализации искусства).
Будучи приверженцем жанра социально-психологического романа, И. Шоу использует в то же время возможности, которые заложены в излюбленных жанрах массовой литературы (авантюрном, любовном, детективном романах) и жанре романа о художнике, закрепляя за каждым из них определенную проблематику.
7. Гуманистический пафос романов И. Шоу определяет художественную ценность его произведений, заключающуюся в донесении до массового читателя позитивной составляющей «американской мечты». Можно одновременно говорить и о потребности широкого круга читателей в такой идее, о чем свидетельствуют большие тиражи многократно переиздаваемых романов Шоу, и о дидактическом потенциале массовой литературы. Нравственный оптимизм писателя оказывается особенно актуальным в период утраты веры в этические ценности на рубеже XX-XXI вв.
Методы исследования. Поставленные задачи предполагают использование культурно-исторического, историко-литературного, типологического и аксиологического методов исследования. Аксиология, принадлежащая к области философских знаний, все чаще используется как методология исследования конкретных литературных произведений и литературного процесса определенных периодов43. Очевидно, это связано с актуальностью попыток возвращения к утраченным системам* нравственных ориентиров. Главная цель аксиологического подхода в исследовании феномена ценности в литературном творчестве представляется адекватной предпринимаемому здесь исследованию. Аксиологическое направление в нашем литературоведении связано с именем Л.Н. Столовича, одного из основателей «общественной концепции», согласно которой эстетическое обладает социокультурной реальностью. В своих трудах 50-60-х гг. и в книге «Эстетическое в действительности и в искусстве» (1959) он рассматривает 43 Попова, Е.В. Ценностный подход в исследовании литературного творчества: дис. ... д-ра фил. наук: 10.01.08. - Москва, 2004. - 326 с. ; Хализев, В.Е. Ценностные ориентации русской классики/ В.Е. Хализев . -М. : Гнозис, 2005 . - 431 с; Султанов , К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы. - М.: ИМЛИ РАН, 2001. - 196 с; Татарникова, Л. Р. Ценностно-смысловая трансформация христианских мотивов в произведениях Ивлина Во, Джона Фаулза и Курта Воннегута: дис. . . канд. фил. наук: 10.01.03. - Чита, 2006. - 177 с; Новикова, И.И. Философские тенденции в романе США 70-х годов (Р. Пени Уоррен, У. Стайрон, Дж. Гарднер): дис. ... канд. фил. наук: 10.01.05. - Москва, 1985. - 198 с; Карлина, Н. Н. Миф Америки в американской и русской литературе второй половины XX века: Э.Л. Доктороу и В. Аксенов: дис.... канд. фил. наук : 10.01.03, 10.01.01. - Москва, 2005. - 184 с.
17 «историческое развитие аксиологической эстетики и эстетической аксиологии в контексте анализа соотношения эстетических ценностей с ценностями другого рода»44 (из предисловия автора к книге). В американском литературоведении аксиологический принцип наиболее отчетливо просматривается в «Теории литературы» Р.Уэллека и О.Уоррена (1949), где говорится о необходимости соотнесения произведения с системой ценностей эпохи, когда оно было создано, и^ вместе с тем - всех последующих эпох. Следует согласиться с доводами И.К. Кузьмичева, который полагает, что «аксиология - не более чем эпизод в истории эстетики, которая к середине XX века уже исчерпала свои возможности»45, поскольку сторонники этой методологии склонны к структурно-функциональному подходу, проблеме «лучшего функционирования вещи», чего недостаточно для выявления природы эстетического4 . В то же время аксиологический подход как исследование феномена ценности в литературном творчестве, с объектом - литературным' произведением в соотнесенности с миром ценностей, представляется продуктивным сегодня, после десятилетий глобального* аксиологического релятивизма в поиске новых культурных оснований.
Теоретической базой для> исследования стали труды М. Бахтина, который ввел понятие «ценность» в терминологический оборот литературоведения и широко использовал его при анализе историко-литературных явлений, Л.Н. Столовича47, Ю.Б. Борева48, А. В. Гулыги49, Т.Б. Любимовой5 ; работы по теории массовой и элитарной литературы X. 44 Столович, Л.Н. Эстетическое в действительности и искусстве. - М.:Политпздат, 1959 - С.6 45 Кузьмичев, И.К. Введение в общее литературоведение.Н.Новгород, Изд-во Нижегородского университета им.Н.и Лобачевского, 2001. - С. 190 46 Там же. С. 189 47 Столович, Л.Н. Эстетическое в действительности и в искусстве / Л. Н. Столович. - М.: Политиздат, 1959. - 256 с. 48 Борев, Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки : Опыт прочтения "Медного всадника" / Ю.Б. Борев . - М.: Советский писатель, 1981 . -399 с. 49 Гулыга, А. В. Эстетика в свете аксиологии. Пятьдесят лет на Волхонке: монография / А. В. Гулыга; Отв. ред.-сост. И. С. Андреева. - СПб. : Алетейя, 2000. - 447 с.
Любимова, Т.Б. Аксиологические построения произведения искусства // Эстетические исследования: методы и критерии. М.: ИФРАН, 1996. - С. 88-106. сі і*5 4Л С Л
Ортеги-и-Гассета , Ж. Бодрийяра , С Московичи , Р. Варта , Дж. Кавелти55, Р. Брауна56, А. Зверева57, Ю. Лотмана58. В них даны различные основания и определения массовой литературы, а также обозначены социальные причины возникновения данного феномена, временная его обусловленность. Кроме того, в данных работах представлен широкий спектр отношения к массовой- литературе, от полного неприятия данного феномена до понимания неизбежности этого явления, определения его специфики и степени влияния на культуру в целом.
В выборе критериев разграничения< массовой и элитарной литератур наше исследование базируется на работе А. Зверева «Что такое массовая литература»59. Кроме того, в данной' книге представлены примеры разбора произведений массовой литературы («Крестного отца» Пьюзо и т.д). Также были использованы словарные статьи из «Словаря культуры XX века» В. Руднева60, в которых в краткой форме даны основные теоретические и философские понятия, наиболее востребованные в XX веке. Кроме того, проанализированьготношения массовой*и-элитарной культур.
В основу рассмотрения, «американской мечты» легли работы американских ученых У. Аллена , С. Холбрука , В. Брукса , М. Каули, а 51Ортега-и-Гассет, X. Дегуманизация искусства// Дегуманизация искусства и другие работы. - М.,1996. -640с. 52 Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального: Пер. с фр. - Екатеринбург: изд-во Уральского университета, 2001, - 96 с. 53 Московичи, С. Век толп: исторический трактат по психологии массы: Пер: с фр. - М.: Прогресс, 1996. - 478 с. 54 Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ, ст. Г. К. Косикова,- М.: Прогресс, 1989:-616 с. 55 Cawelty, J.G. Adventure, Mystery and Romance: Formula Stories as Art and Popular Culture. - Chicago : University of Chicago Press, 1976.-336 p. 56 Browne, R. B. Hero with 2000 faces//The hero in transition/ed. by Ray B. Browne & Marshall W. Fishwick. - Bowling Green, Ohio: Bowling Green University Popular Press, 1983. - 324 p. 57 Зверев, А. Что такое «массовая литература» // Лики массовой литературы США/ Отв.ред. A.M. Зверев. - М.: «Наука», 1991.-С. 3-36. 58 Лотман, Ю.М. О содержании и структуре понятия "художественная литература" // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т, 1. - Таллинн, 1992. - С. 203-216. 59 Зверев, А. Что такое «массовая литература» // Лики массовой литературы США/ Отв. ред. A.M. Зверев. - М.: «Наука», 1991.-С. 3-36. 60 Руднев, В.П. Энциклопедический Словарь культуры XX века. - М.: Аграф, 2001. - 608 с. 61 Аллен, У. Традиция и мечта: критический обзор английской и американской прозы с 20-х годов до сегодняшнего дня: Перев. с англ. - М.: Прогресс, 1970. - 424с. f2Holbrook, S. Dreamers of the American Dream. — Garden City, NY: Doubleday & Company, 1957 . - 369 p. "Brooks, V. W. Opinions of Oliver Allston. - London: J.M. Dent and sons ltd. ,1942. - 216 p.
19 также исследования отечественных литературоведов А. Зверева65, работы «Проблемы становления американской литературы»66 и «Литературная история США»67. Анализ типов героев, свойственных для американской литературы, опирается на работы Ф. Дж. Тернера68, М. Бахтина69, У. Эко70, А. Саруханян , Ю. Ковалева ~. При написании параграфа, посвященного экзистенциальному герою, были рассмотрены общефилософские работы по теории экзистенциализма С. Кьеркегора73' 74, М. Хайдеггера75, К. Ясперса76'77, Ж-П. Сартра , А. Камю ' , а также комментарии к работам этих философов, сделанные современными исследователями экзистенциализма. Также мы опирались на работу Т. Денисовой «Экзистенциализм и современный американский роман» . Автор поэтапно рассматривает эволюцию героя американского романа, то, как из традиционного героя фронтира он превращается в личность, не принимающую традиционные американские представления о благополучной и успешной жизни. Также автор данного исследования останавливает свое внимание на некоторых художественных приемах, позволяющих передать экзистенциальное одиночество, образность, соответствующую данному мировосприятию. При написании 3 главы, Cowley, М. A Second Flowering: Works and Days of the Lost Generation. —New York: Viking, 1973. - 224 p. 65 Зверев, А. «Американская трагедия» и «американская мечта»//Литература США XX века. - М.: Наука, 1978.-С. 134-208. 66 Проблемы становления американской литературы. - М.:Наука, 1981. -384 с. 67 Литературная история Соединенных Штатов Америки. - М., 1977. - Т. 1.-607 с. 68 Тернер, Ф. Дж. Фронтир в американской истории. — М.: Весь Мир, 2009. — 304 с. 69 Бахтин,М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М.: Худ. лит., 1990.-453 с. 70 Eko, U. The narrative structure in Fleming// The role of the reader. Bloomington, 1989. P. 3-43. 71 Саруханян, А. Проблема фронтира в американской литературе/'Проблемы становления американской литературы. - М.: Наука, 1981. -С. 217-250. 72 Ковалев, Ю. Теодор Драйзер открывает Америку // Т. Драйзер. Финансист. - Л. : Лениздат, 1987. - С. 542-
Кьеркегор, С. Или-или// Хрестоматия по истории философии, (западная философия): Учебное пособие в
3-х частях-Москва, 1997. -Ч. 2. -С. 64- 71. 74 Кьеркегор, С.Наслаждение и долг.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998 -416 с. 75Хайдеггер, M. Статьи и работы разных лет / Пер., сост. и вступ, ст. А. В. Михайлова. — М.: Гнозис, 1993. -
464 с. 76 Ясперс, К. Всемирная история философии. Введение. - СПб.: Наука. 2000. - 272с. 77 Ясперс, К. Смысл и назначение истории. - М., Политиздат, 1991. - 527 с. 78 Сартр Ж-П. Экзистенциализм -это гуманизм// Сумерки богов. - М., Политиздат, 1989. - С. 319 - 344. 79 Камю, А.Прометей в аду//Вопросы литературы. - 1980.№2. - С. 188-190.
Камю, А. Миф о Сизифе; Бунтарь/ Пер. с фр. О.И. Скуратович. - М.: Попурри, 1998. - 544 с. 81 Денисова Т.Экзистенциализм и современный американский роман.- Киев: Наук, думка, 1985. - 246 с.
20 посвященной нарушению жанровых стереотипов в романах И. Шоу, написании главы об элементах массовой литературы в творчестве И. Шоу мы опирались на работу Дж. Кавелти,82 где выделены и разобраны основные формульные структуры, стереотипы массовой литературы, их особенности и примеры использования. При рассмотрении стереотипов отдельных жанров
ОТ од ОС нами использовались работы М. Бахтина , У. Эко , Дж. Симонса , Б. Ричарда86, а также энциклопедические статьи ю.
Теоретическая значимость работы вытекает из поставленных целей и задач: выводы диссертации могут быть полезны как при исследовании" специфики массовой литературы, так и творчества Ирвина Шоу, а также литературного процесса Америки второй половины XX века. Диссертация вносит определенный вклад в изучение особенностей формальных средств выражения массовой литературы как воплощающих фундаментальные национальные ценности.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в вузовских и общих курсах по современной американской литературе, массовой литературе и социологии. Полученные выводы и некоторые положения представляют интерес как для литературоведов, так и для читателей, интересующихся творчеством И. Шоу.
Апробация работы. Положения работы были представлены в виде ряда статей и докладов на научных конференциях: XII Нижегородской сессии молодых ученых «Голубая Ока» (2007), VII и VIII Грехневских чтениях «Словесный образ и литературное произведение» (Н. Новгород, Cawelty, J.G. Adventure, Mystery and Romance: Formula Stories as Art and Popular Culture. - Chicago : University of Chicago Press, 1976. - 336 p. 83 Бахтин ,M. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин.-М.: Искусство, 1979.-С. 188-237. 84 Заметки на полях «Имени розы»: Пер. с итал. Е. Костюкович. — СПб.: Симпозиум, 2005. — 96 с. 85 Symons, J. Bloody Murder: From the Detective Story to the Crime Novel. - New York: Mysterious Press, 1992. - 349 p 86 Richard, B. Schwartz nice and noir: Contemporary American Crime Fiction. - University of Missouri Press: Columbia, 2002 - 173 p. 87 Novel // The Columbia Encyclopedia/ edited by Paul Lagasse. - Columbia University Press, 2000. - 3156 p.
21 2008, 2010), на XIV международной научно-практической конференции «Художественный текст: варианты интерпретации» (Бийск, 2009), на международной конференции «Литературный персонаж как форма воплощения авторских интенций» (Астрахань, 2009), на II Международной научной конференции «Язык, литература, ментальность: разнообразие культурных практик» (Курск, 2009).
Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 33 Наименования (в том числе 86 на английском языке).