Содержание к диссертации
стр.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 3-9
ГЛАВА I. ИЗ ИСТОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ "МОЛЛА
НАСРЕДДИНА" 10-24
ГЛАВА П. ОСНОВЫ ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ БОРЬБЫ
"МОЛЛА НАСРЕДЦИНА" 25-50
ГЛАВА Ш. ПУБЛИЦИСТИКА "МОЛЛА НАСРЕДДИНА"
Создание и формирование публицистической школы ""Молла Насредлина" . . 51-94
Жанровые особенности публицистики "Молла Насреддина"
а) Информационные жанры 95-III
б) Жанры аналитической публицистики II2-I24
в) Жанры художественной публицистики 125-154
г) Жанровые особенности эпической
прозы 154-163
ГЛАВА ІУ. ПОЭТИЧЕСКАЯ ЖОЛА "МОЛЛА НАСРЕДДИНА"
1. Зарождение поэзии "Молла Насред -
дина" 164-219
2. Особенности поэзии "Молла Насред -
дина"
а) Вопросы жанра 220-239
б) Вопросы формы:
Использование форм классичес -
кой поэзии 239-253
Использование форм народной
поэзии 253-261
Влияние молланасреддинцев на просве-тительско-романтическую поэзию. . 261-276
Влияние молланасреддинцев на любовно-эпигонскую поэзию 276-287
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 288-291
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 292-306
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Введение к работе
Актуальность исследования. Изучение и постижение исторического опыта литературного наследия и использование его достиже -ний в развитии современной литературно-эстетической мысли сое -тавляют основу марксистско-ленинского отношения к классическому наследию.
Насыщенный общечеловеческими идеями, обладающий высокими художественными достоинствами, азербайджанский сатирический жур -нал "Молла Насреддин" (І906-І93І) постоянно находится в центре внимания советского литературоведения, а также зарубежных востоковедов. Эта неизменная актуальность темы "Молла Насреддина" вытекает из его монументальности и эпохальности как литературно-общественного явления»
По словам джалила Мамедкулизаде, идейного руководителя журнала, "само время породило "Молла Насреддина". Задачи, вставшие перед литературно-художественной мыслью после первой русской революции, требовали совершенно новых и оригинальных средств для их решения на должном уровне. По историческим задачам, стоящим перед журналом, по особенностям их решения "Молла Насреддин" нельзя сравнить ни с одним литературно-художественным явлением своего времени. Историко-литературное значение "Молла Насредди -на" обуславливается, прежде всего, его ролью как создателя и пропагандиста азербайджанской революционно-демократической мыс -ли, а также как журнала, отразившего поэтическую систему крити -ческого реализма в азербайджанской литературно-художественной мысли*
Значение журнала "Молла Насреддин" в идейной борьбе своего времени следующим образом охарактеризовано в "Очерке истории
Коммунистической партии Азербайджана": "... журнал "Молла Насред-дин" сплотил вокруг себя лучших представителей демократической интеллигенции Азербайджана. Дж.Мамедкулизаде и журнал "Молла Насреддин" разоблачали колониальную политику царизма, пропагандировали идеи дружбы народов, вели борьбу против религиозного фанатизма и мракобесия, освещали ход освободительного движения масс, ведущую роль в нем русского пролетариата" .
В условиях феодального Востока "Молла Насреддин", вдохнов -ленный марксистско-ленинскими идеями классовой борьбы и построения общества на новых основах, сыграл исключительную роль в под -готовке социалистической революции в Азербайджане.
Историческое значение "Молла Насреддина" обуславливается не только его участием в общественной борьбе. Он явился новым эта -пом в развитии художественной мысли в Азербайджане. На страни -цах этого журнала разработана система эстетических средств азербайджанского критического реализма. Здесь сформировались азер -байджанская сатирическая поэзия, сатирическая публицистика и проза, наконец, реалистическая графика. В "Молла Насреддине" выросли такие крупные представители азербайджанского критического реализма, как Дж.Мамедкулизаде, М.А.Сабир, М.С.Ордубади, А.Ах -вердов, А.Назми, А.Гамкюсар и др.
В начале XX века журнал был центром, вокруг которого спло -тились писатели, придерживавшиеся принципов реализма и народности в азербайджанской литературе, тесно связанные единой идеоло -
гией, мировоззрением, что выражалось в идейно-художественных особенностях их произведений, тематике, в построении сюжета и выборе героев, в средствах художественного выражения, языковых
Очерки истории Коммунистической партии Азербайджана. -Баку: Азгосиздат, 1963, с.114.
особенностях и т.пі Стремление исследовать, анализировать социальные корни общественных противоречий, борьба с ними посредством сатиры превратили "Молла Насреддин" в колыбель критического реализма в Азербайджанец
Учитывая роль, занимаемую "Молла Насреддином" в азербайджанском реалистическом движении начала XX века, литературоведы всегда воспринимали его не только как сатирический журнал, но и как
целую литературную школу , "трибуну азербайджанской революцион-
2
ной демократии" '
Цель, задачи и новизна исследования. Большое литературно-общественное значение "Молла Насреддина", отдельные особенности его идейно-литературного направления, а также творчество некоторых сотрудников журнала уже давно привлекали к нему внимание азербайджанских и зарубежных ученых. Однако далеко не все важ -нейшие проблемы, связанные с журналом, стали объектом специаль -ных глубоких научных изысканий^
На всем протяжении истории молланасреддиноведения внимание литературоведов было сосредоточено, в основном, на общественно-, литературных проблемах, художественные же особенности журнала * исследовались сравнительно мало.
В диссертации впервые в азербайджанском литературоведении в историко-литературном и теоретическом аспектах исследуется и анализируется, как литературная школа, сатирический журнал "Молла Насреддин" - трибуна азербайджанской революционной демокра -тии, орган, отражающий в себе поэтическую систему критического
См.: Мир Джалал Пашаев. Литературные школы в Азербайджане. Автореф.дисс. ... докт.йилол.наук. - Баку: Изд.АГУ им.С.М.Кирова, 1949: Хандан Дж. Азербайджанская литература XX века. - Баку: Изд.АГУ им.С.М.Кирова, 1951, с.35 и др. (на азерб.яз.).
г Мирахмедов А. Сила сатирического смеха. - Баку: Коммунист, 1981, с.З.
реализма азербайджанской литературно-художественной мысли. К ис -следованию автором привлечено огромное количество номеров журнала "Молла Насреддин" за I906-I9I7 годы и литературоведческий мате -риал, имеющий важное историко-филологическое значение.
В работе впервые в азербайджанском литературоведении исследуются генеалогические корни создания и формирования "Молла Нас-реддина" как конкретного литературно-общественного явления, оп -ределяются главные факторы, обусловившие формирование в начале XX века в Азербайджане этого журнала именно как литературной школы. Здесь выявляется идейно-художественное своеобразие путей создания и формирования сатирической школы публицистики "Молла Насреддина", обосновываются причины обращения в начале XX века самых видных азербайджанских писателей-реалистов к этому виду творчества, прослеживаются их творческие связи в области идеи, формы, благотворное воздействие этих писателей-публицистов друг на друга и т.д.
В диссертации исследуются также богатые жанрово-стилевые особенности публицистики "Молла Насреддина", показывается, как азербайджанская сатирическая публицистика обрела здесь новые качества, расширила свои идейно-художественные возможности, раздвинув границы охватываемых событий, глубину обобщения, художест -венную выразительность, образный язык, идейно-эмоциональное воздействие и т.п. Здесь подчеркивается, что публицистика "Молла Насреддина", выдвигавшая самые важные общественные проблемы и находившая новые художественные средства их выражения, предвос -хитила всю азербайджанскую художественную мысль начала XX века.
В диссертации впервые в азербайджанском литературоведении прослеживаются особенности формирования поэзии "Молла Насредди --на", ее темы, идеи, жанровв-стилевые особенности, дается класси-*
фикация жанров новой поэзии, выявляется, в чем заключается ее новизна по сравнению с предшествующей поэзией. Особое внимание уделено формам молланасреддинскои поэзии, путям создания тесной связи поэзии "Молла Насреддина" с классической поэзией и устным народным творчеством, выявлению вопроса, какие новые идейно*-эс -тетические качества приобрели классические и фольклорные поэти -ческие формы под пером молланасреддинцев.
Для выявления роли "Молла Насреддина" в развитии азербай -джанскои литературы начала XX века диссертант впервые специально останавливается на проблеме влияния молланасреддинцев на просве-тительско-романтическую поэзию, а также на эпигонско-любовную лирику, широко распространенную в азербайджанской литературе начала XX века и препятствовавшую процессу развития реалистичес -кой литературы;
В диссертации обобщена роль "Молла Насреддина" в развитии азербайджанского критического реализма начала XX века в воздей -ствии его на общественную жизнь.
Объект исследования. Сатирический журнал "Молла Насреддин" издавался с интервалами с 1906 по 1931 гг. Но самый продолжи -тельный и самый активный период его деятельности приходится на I906-I9I7 годы, когда было издано около четырехсот номеров жур -нала;
В диссертации к исследованию привлечены почти все изданные за этот период номера. Кроме самого "Молла Насреддина" глубоко и всесторонне исследован также литературный процесс этого периода, изучены и проанализированы основные историко-литературные источники той эпохи, научно-теоретические труды, посвященные вопросам развития реализма, просветительства и революционной - демократии в Азербайджане, а также теории сатиры, лирики, худо-
жественной формы, публицистики и т.п.
Кроме того, к работе привлечено большое количество трудов видных советских ученых, посвященных как самому "Молла Насред -дину" и молланасреддинцам, так и другим представителям азербай -джанской литературы начала XX века.
Основной объект исследования, богатый литературно-художест -венный материал дали диссертанту возможность рассмотреть в тес -ной взаимосвязи такие вопросы, как просветительство, просвети -вельский реализм, революционный демократизм, критический реализм, классическое наследие и новаторство, литературные жанры и т.д.
Методологической основой исследования явились положения марксистско-ленинской эстетики. Следуя современным методам и принципам анализа художественных произведений и явлений, глубо -ко и всесторонне изучив предмет, диссертант стремился строго придерживаться ленинского указания: "Логика диалектическая тре -бует того, чтобы мы шли дальше. Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и опосредствования" .
Апробация исследования. Труд разработан на основе научно-исследовательского плана Института литературы им.Низами АН Азер -байджанской ССР, утвержден на координационном совете по пробле -ме "Закономерности развития мировой литературы".
Основные положения исследования были опубликованы в виде книг и статей, помещенных на страницах научных изданий АН Азер -байджанской ССР, Азербайджанского государственного Университета им.С.М.Кирова, республиканской печати.
Отдельные положения исследования включены в многотомную "Историю азербайджанской литературы", подготавливаемую к печати
1 В.И.ленин. Полн.собр.соч.7 т.42, с.290.
Институтом литературы им.Низами АН Азерб.ССР.
В виде книги исследование включено в издательский план АН Азербайджанской ССР.
В 1982 году диссертация была обсуждена в отделе азербай -джанской литературы начала XX века с участием соответствующих специалистов отделов теории, литературы и текстологии Института литературы им.Низами и рекомендована к защите.
Практическое значение исследования. Изучение сатирического журнала "Молла Насреддин" - это, по сути дела, изучение есєй азербайджанской литературы начала XX века. Исследование в столь широком плане идейно-художественных особенностей "Молла Насред-дина" будет способствовать более глубокому постижению ряда ак -туальных проблем азербайджанского литературоведения. Данный труд полезен всем специалистам, занимающимся исследованиями в области азербайджанской литературы указанного периода, а также путей развития реализма в азербайджанской литературе.
Исследование может быть использовано педагогами и студен -тами высших и средних учебных заведений Азербайджана гуманитарного профиля, где изучается журнал "Молла Насреддин" и твор -чество ряда его представителей, в качестве вспомогательного учебного пособия.
10 ~