Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Постмодернизм в современной прозе Китая Завидовская Екатерина Александровна

Постмодернизм в современной прозе Китая
<
Постмодернизм в современной прозе Китая Постмодернизм в современной прозе Китая Постмодернизм в современной прозе Китая Постмодернизм в современной прозе Китая Постмодернизм в современной прозе Китая Постмодернизм в современной прозе Китая Постмодернизм в современной прозе Китая Постмодернизм в современной прозе Китая Постмодернизм в современной прозе Китая
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Завидовская Екатерина Александровна. Постмодернизм в современной прозе Китая : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 : Москва, 2005 200 c. РГБ ОД, 61:05-10/837

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Специфика исследований литературного постмодернизма в Китае 9

Вступление. Оценка критикой динамики литературы конца 80-90гг 9

1.1. Постмодернизм в современной прозе Китая 11

1.2. Систематизация взглядов на постмодернизм в Китае 23

1.2.1 Исторический и политический факторы 25

1.2.2Философский и методологический факторы 31

1.2.3 Этический фактор 34

1.2.4 Литературный и литературоведческий факторы 35

1.2.5 Особенности теоретического осмысления постмодернизма в Китае 42

1.3 Взаимодействие «чистой» и массовой литературы 43

1.4 Традиционная и постмодернистская литературы 51

1.5 Выводы к 1 главе 61

ГЛАВА II. Особенности художественной прозы Китая конца 80-90х гг.: пространство и время, субъект повествования 63

2.1 Анализ постмодернистского романа в западном литературоведении 63

2.2 Специфика развития китайской литературы на грани десятилетий 67

2.2.1 Авангардная проза конца 80-х гг 69

Сон и явь в творчестве Сунь Ганьлу 72

Философия и лирика Гэ Фэя 80

Реальность Юй Хуа 86

Причины угасания авангардного направления в 90-х гг. Постмодернизм и авангардная проза Китая конца 80х гг 100

2.2.2 Отражение и «переписывание» истории в прозе конца 80-90 гг 102

Воспоминания о прошлом у Су Туна и Е Чжаояня 105

История как текст в творчестве Ли Эра 113

Народный взгляд на историю в романах Лю Чжэньюня 121

История и легенда Янь Лянькэ 129

2.2.3 Выводы. Специфика изложения истории в прозе 90-х гг.

138

ГЛАВА III. Новые черты в прозе Китая 90-х гг. Постмодернизм и творчество «позднерожденных» авторов 90-х 141

3.1. Специфика творчества «позднерожденных» авторов 146

Проза Чжу Вэня, Хань Дуна 151

Гуй Цзы: проза «тягот и испытаний» 167

Город в литературе «позднерожденных». «Письмо желания» 176

3.2. Выводы. Вопрос о субъективности и индивидуализме в литературе 90-х гг. 187

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 189

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 196

Введение к работе

Актуальность исследования.

Характеристика сложной «многополярной» ситуации, сложившейся в китайской литературе к концу 90-х гг., является актуальной проблемой для российского китаеведения, требующей специального исследования. В диссертации анализируется творчество авторов, активно заявивших о себе с конца 80-х гг., чье творческое созревание пришлось на период после «культурной революции», произведения которых мало или вообще не изучены в России.

Современная культурная динамика выражается в постоянном и быстром проникновении разных традиций в сферы влияния друг друга. Китайская литература конца 80-90х гг. также содержит в себе проявления межкультурного взаимодействия. В работе рассматриваются новые направления в современной прозе Китая и вопрос о правомерности применения по отношению к ним западного термина «постмодернизм», которым активно оперирует современная литературная мысль. В последнее десятилетие в Китае пышно расцвела массовая культура, проходит коммерциализация символов национальной традиции, активно формируется информационное общество. Тем не менее, на наш взгляд, все еще отсутствуют условия для формирования массового феномена «постмодернистского сознания» в китайской литературе. Для рассмотрения постмодернизма в Китае необходимо правильно выявить пропорцию заимствований с Запада и явлений постмодернистского характера, имеющих национальные корни, если таковые все-таки существуют. Постмодернизм выступает для китайской литературной мысли как новый термин, обобщающий некоторые содержательные и формальные особенности прозы указанного периода.

Изучение жанрового, стилевого разнообразия литературы указанного периода, а также исследование процесса адаптации на китайской почве заимствованных извне теорий и практики представляет интерес для теории литературы. Освещение сложной «многополярной» ситуации, сложившейся в

5 китайской прозе к концу 90-х гг., является весьма актуальным для истории литературы новейшего периода.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования в диссертации выступает художественнадпроза Китая конца 80-90х гг. Предметом исследования являются проявления приемов и теорий постмодернизма в китайской прозе этого периода.

Методы исследования.

Общие тезисы и теоретические положения, к которым приходит диссертант, о специфике основных направлений в литературе Китая конца 80-90х гг., сделаны на основе анализа произведений пятнадцати современных китайских авторов наиболее показательных для заявленной темы. В работе используются литературоведческие принципы анализа, предполагающие подробное описание материала источников, анализ тем и сюжетов, образов героев, обобщение ряда типических и частных явлений. Также уделяется внимание особенностям техники повествования, роли субъекта повествования, голоса рассказчика и автора, полифонии голосов героев и таких важных составляющих фактуры повествования, как модальность, пространственно-временной континуум, историческое сознание, а также экспрессивно-выразительные приемы каждого автора.

Данная работа носит характер дискуссии, полемизируя с работами и теориями китайских литературоведов и критиков «новой волны», доказывающими наличие постмодернизма в ряде направлений прозы с конца 80-х гг. и преследует цель критически осмыслить разработки китайских ученых, обобщить специфику прозы данного периода.

Цель и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является анализ литературного процесса конца 80-90 гг., выявление характерных особенностей прозы и их

освещение в литературной критике. Выделяются проблемы эстетики, стилистики, отражения субъекта повествования, художественных особенностей произведений указанного периода, а также их взаимодействия с традиционными мотивами и сюжетами китайской литературы, специфика соотношения методов реализма, модернизма и постмодернизма. Целью исследования является проблема правомерности применения к прозе данного периода параметров постмодернизма в местной модификации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

  1. Дать наиболее полное представление о состоянии литературы, периода конца 80х - 90х гг. и ее оценку критикой;

  2. Охарактеризовать специфику адаптации теорий и литературной практики западного постмодернизма в Китае с начала 80-х гг.;

  3. Проанализировать положение литературы в рамках ее взаимодействия с массовой культурой и предыдущей традицией (реализм, традиционная эстетика);

  4. Выявить специфические черты творчества авторов указанного периода, которые можно соотнести с признаками модернизма и постмодернизма.

Хронологические рамки исследования

Диссертационное исследование охватывает показательные для темы исследования прозаические произведения Китая с 1987 г. до конца 90-х гг. XX века. Верхней границей обозначен год подъема в китайской литературе авангардного направления. 1990-е гг. рассматриваются как период значительных перемен идейного наполнения, эстетики и формального уровня прозы Китая, в исследовании рассматриваются те произведения, которые наиболее ярко отражают эти новшества. Из разнообразия прозы 90-х гг. в исследовании рассматриваются произведения молодых авторов, т.н. «позднерожденных», а также произведения Ли Эра, Лю Чжэньюня, Янь Лянькэ, с новых позиций отражающие историческое прошлое страны.

7 Материал исследования

Данное исследование, преследуя цель концептуально осветить специфику художественной прозы Китая конца 80х - 90х гг., опирается на теоретические разработки ряда китайских литературоведов (Чэнь Сяомин, У Сюань, Гэ Хунбинь, У Сюмин, Чжан Вэйчжун, Чжан Сюечжэн, Ван Юечуань), иностранных синологов (Тан Сяобин, А.Веделл-Веделлсборг, В. Ларсон), а также труды западных и отечественных теоретиков постмодернизма (Ф.Джэймсон, Ж.-Ф.Лиотар, Д.Фоккема, И.Хассан, Д.Лодж, Н.Б.Маньковская, М.Б.Липо&ецкий, И.С.Скоропанова, М.Берг). В качестве справочного пособия по теории постмодернизма использованы работы И.П.Ильина и И.С.Скоропановой.

Источники исследования

Источниками исследования являются художественные произведения и эссе пятнадцати китайских писателей: Юй Хуа, Гэ Фэя, Сунь Ганьлу, Су Туна, Ли Эра, Лю Чжэньюня, Янь Лянькэ, Чжу Вэня, Хань Дуна, Шу Пина, Дяо Доу, Хай Нань, Гуй Цзы, Чжоу Цзежу, Дай Лая.

Кроме книг и периодических печатных изданий используются статьи и художественные произведения, размещенные в Интернет.

Научная новизна исследования

В российском китаеведении пока нет работ, комплексно освещающих динамику литературного процесса 90-х гг., а также посвященных проблемам постмодернизма в литературе Китая. В данной работе акцент сделан на «периферийной» прозе, сохраняющей дистанцию с мейнстримом, а также прозе авторов, заявивших о себе в конце 80-х и начале 90-х гг., и практически неизвестных в России. Научно-практическая значимость работы

Данная работа вводит в обиход российского китаеведения ранее неизвестный материал, а также представляет основные направления современной литературной мысли Китая последних двадцати лет.

8 Положения данного исследования, а также анализ произведений китайских авторов могут быть использованы при создании картины литературного процесса современного Китая, найти отражение в курсах лекций по новейшей китайской литературе. Предлагаемый материал также может быть привлечен при составлении справочных изданий, учебных, пособий в области изучения литератур Востока.

Апробация работы

Основные положения диссертации были представлены в виде докладов в следующем порядке:

1. XIV Международная конференция Европейской ассоциации китаеведов
(Москва, 26-28 августа, 2002). Доклад «Postmodernist Traces in the Works of
Contemporary Chinese Writer Yu Hua»;

2. XIV Международная научная конференция «Китай, китайская цивилизация
и мир. История, современность, перспективы». (Москва, 23-25 августа,
2003). Доклад «Глобализация через призму современного
литературоведения Китая»;

  1. Международная конференция Университета Вены (Австрия): «As China Meets the World: China's Changing Position in the International Community, 1840-2000» (Вена, 17-19 мая, 2004). Доклад «Traditional in the Modern Age. Rewriting and Recollecting the Past of China in the Literature of the 1990s»;

  2. Международный синологический семинар «От национальной традиции к глобализации, от реализма к постмодернизму: пути развития современной китайской литературы» (Санкт-Петербург, 22-26 июня, 2004). Доклад «Trends in Chinese Literature of Late 1980s -late 90s: Literary Postmodernism, Realism and Tradition».

5. Международный форум востоковедов ICANAS-37. (Москва, 16-21 августа,
2004). Доклад «Пути развития китайской литературы конца 1980-90х гг.».

Постмодернизм в современной прозе Китая

Во вступлении к первой главе мы приведем обзор и систематизацию оценок китайской литературы критикой в исследуемый период. В современном китайском литературоведении принята следующая периодизация данного отрезка истории литературы: период 1976-1987гг. обозначается как «новый период» (также этот период называют «новым Просвещением»), а 1987- 90гг. как «пост новый период». Границей, разделяющей эти этапы негласно считаются события на площади Тяньаньмэнь 1989г., ставшие толчком для изменения курса развития страны и переосмысления интеллигенцией своих отношений с государством.

Китайская критика зачастую использует возрастной принцип для выделения литературных направлений. Так, «литература шрамов», возникшая сразу после «культурной революции», обозначается как творчество старшего поколения писателей, которые, будучи зрелыми людьми, сильно пострадали от ее произвола. Второе поколение, играющее важную роль на литературной арене 80-х, это авторы поколения «чжи цин», многие из которых в «культурную революцию» молодыми были направлены на работы в деревню и глухие районы страны. Эти авторы выражают «идеалистической пафос и мечту

О героическом»1 целого поколения граждан Китая. Чэнь Сяомин обобщает специфику литературы «нового периода» и указывает, что, «возрождая единый историзированный дискурс, она сохраняет строгую историческую преемственность с революционной литературой, возникшей еще до победы демокра тической революции 1949г.» . Признание подобного единства и монолитности литературы дает основания критикам для отделения ее от «пост нового» периода, начавшегося около 1978-1989 гг. На основании возрастного принципа молодые авторы, выходящие на литературную арену в 90-х, называются «позднерожденными» (Ш АіК), потому что они родились в 60гг. и не застали крупных исторических событий.

Хотя в 90гг. устройство и система КНР не претерпели значительных изменений, но начало развития рыночной экономики и коммерциализация культуры привели к тому, что «прошлое единство исторического пространства начинает расщепляться, теряют действенность знаки идеологической системы, легитимность которой начинает ослабевать...формируется многополярность»3. Как отмечает датская исследовательница А. Веддел-Ведельсборг, конец 80гг. в Китае отмечен большим интересом к созданию «новой критики», небывалый энтузиазм возник вокруг привлечения на китайскую почву новейших западных теорий . Дискуссия о свойствах авангардной литературы конца 80-х гг. вылилась в обсуждение гораздо более широкого круга вопросов, касающихся выявления элементов постиндустриального общества в Китае.

Проведение в Китае политики открытости и расширение образовательного и академического обмена с другими странами и главным образом с Западом привели к росту интереса к новейшим разработкам западной философии и культуры, в том числе к теориям постмодернизма. С середины 80х складываются два направления литературной мысли Китая:

1) Направление критики, придерживающееся установок и ценностей «нового периода». Например, теория Чэнь Сыхэ о возрождении «гуманитарного духа» в литературе, которая наследует традицию Движения 4 мая с идеей о том, что литература должна быть обеспокоена судьбой нации и народа. Критик Чжан Вэйчжун указывает, что литература 4 мая осталась верна конфуцианскому завету «Болеть душой прежде всех в Поднебесной, радоваться последним в Поднебесной» 5 . Данное направление критики сохраняет традиционно утилитарный подход к литературе. Его представители зачастую акцентируют внимание на ценностном (морально-этическом) наполнении литературы, поэтому крушение «гуманистического духа» в литературе 90-х воспринимается ими как упадок и кризис. Это направление критики главным образом фокусируется на почвеннической литературе, стремящейся соблюдать дистанцию с официальной культурой и привнесенными извне ценностями модернизации. Оно ищет источники для развития современной литературы в древней традиции, местном народном фольклоре, считает, что задача литературы состоит в выявлении национального духа. Это направление критики можно трактовать как выражение тенденций антиглобализма. 2) «Новая критика», возникшая под влиянием западной философии и литературной теории. Она исследует структуру и технику повествования, отражение субъектно- объектных связей, оперируя новыми западными теориями и терминологией, принимает на вооружение междисциплинарные культурные исследования (cultural studies). «Новая критика» объектом своего внимания избирает новейшие тенденции в китайской литературе и стремится к их концептуальному осмыслению, в частности интерпретирует эти «смутные и периферийные», по словам Ван Ганя, явления как формы выражения модернизма и постмодернизма. Теории критиков «новой волны» о проявлениях постмодернизма представляют особый интерес в связи с тем, что с новых позиций проводят анализ современного состояния литературы. Вопрос о присутствии феномена постмодернизма в культурной жизни Китая, на наш взгляд, до сих пор является открытым, и немалая проблема заключается в нарочитой теоретической расплывчатости этого феномена даже в рамках породившей его западной культуры. Как отмечает И.С.Скоропанова, «термин «постмодернизм» до настоящего времени не устоялся окончательно и применяется в области эстетики и в литературной критике наряду с терминами «постструктурализм», «поставангардизм», «траснавангард», «искусство деконструкции» и совершенно произвольно» . Терминология, которой оперирует современная критика, включает понятия «новое Просвещение», «гуманистический дух», «деконструкция», «властный дискурс - постидеология, постполитика», «периферийная литература - литература мейнстрима», «чистая и массовая литературы», «новый историзм, неисторизм», «новый реализм» и т.д. Ниже в работе будет даваться их расширенное определение.

Представителями «новой критики» можно назвать Чэнь Сяомина, Гэ Хунбиня, Дай Цзинхуа, У Сюаня, Чжан Иу, Ван Ганя, Ван Нина и др.

Внимание данного исследования обращено на новые течения в прозе Китая, поэтому ниже мы часто приводим оценку этих явлений «новой критикой».

Анализ постмодернистского романа в западном литературоведении

Как уже отмечалось в первой главе, ряд западных исследователей постмодернистской литературы стремится отталкиваться от ее взаимодействия с предыдущим этапом - модернизмом. Активные дискуссии о постмодернизме в западной литературе, развернувшиеся в конце 70-х начале 80-х гг7 отмечают проблематичность четкого определения временных и жанровых границ этого явления. Самым главным вопросом является выяснение его отношения к ценностям и эстетическим установкам модернизма. К постмодернистской прозе относят творчество А.Роб-Грийе («новый французский роман»), Х.Л.Борхеса, Г.Гарсиа Маркеса, Л.Кортасара, М.Фуэнтеса, позднего В.Набокова, С.Беккета, А.Кальвино, У.Эко, Г.Грасса, Хандке, Бартельма, Т. Пинчона, М.Кундеры и др.

Литературовед И.Хассан видит связь постмодернизма с радикальным, авангардом - дадаизмом, футуризмом, видя в нем продолжение антилитературной (т.е. отрицающей художественность литературы) направленности этих течений. Важно акцентировать тот факт, что ряд западных литературоведов отделяет литературный модерн 10-20 х.гг. от авангарда, в основном на основании уровня их радикализма. И.Хассан определяет постмодернизм как литературу молчания, вырабатывающую антизнаки, антэстетику. Исследователь видит два пути возможного продолжения развития искусства современности: либо полное отрицание себя в антиискусстве, либо растворение в жизни l . Он проводит гипотетическую нить, связующую писателей разных эпох: Де Сад, Бретон, Хемингуэй, Кафка, Сартр, Камю, Роб-Грийе, Жен.-ь, Беккет, которые внесли вклад в формирование «эстетики молчания». Х.Бертенс противопоставляет постмодернизм модернизму, указывая на его антиэлитарную направленность и призыв отказаться от интерпретации, конформизм и стремление слиться с массовой литературой". Д.Фоккема указывает, что «с точки зрения литературных техник существует большая преемственность между модернизмом и постмодернизмом»3. Как отмечает П.Вау, «термин «постмодернизм» двигается в начале 80-х гг. от описания ряда литературных приемов, включающих иронию, пародию, фрагментацию, к понятию, которое включает общие установки и отмечает цинизм в отношении прогрессивистских идеалов модерна»4. То есть можно наблюдать все большее сращивание современного литературоведения Запада с философскими теориями постмодернизма, когда литература становится полем для поиска подтверждения теориям.

Британский литературовед Д.Лодж, основываясь на теории формалиста Р.Якобсона, доказывает, что литература в своем развитии подобно маятнику перемещается между полюсами метонимического и метафорического выражения. Так, классический реализм, базирующийся на историческом эмпиризме, обозначается им как литература метонимии, а модернизм как метафорическая, так как активно применяет аллюзии, упоминания мифического и архитипического, создает ритм лейтмотивов5. Анализируя постмодернистские романы британца Беккета, американцев Пинчона, Барта, Воннегута, Барроуза, Майклза, Бартельма, Д.Лодж делает вывод о том, что эта литература «ищет формальные альтернативы модернизму и антимодернизму (имеется ввиду литература 20 века, открыто критиковавшая модернизм- Е.З.) ...использует метонимические и метафорические приемы в совершенно новом ключе»6. Этого они добиваются отказом от принципа отбора и ставят в текст разные типы повествования, сталкивают метафору и буквальный смысл. Сохраняя преемственность с модернизмом, постмодернистское письмо обличает фальшивость тех «выкроек», которые накладывает на действительность реализм, при этом оно обвиняет модернизм в том, что он упрощает мир и по-прежнему тешит себя надеждой найти способ его понимания. Д.Лодж выводит следующие формальные приемы постмодернистской прозы:

1) Отказ от отбора средств (принцип нонселекции), попытка показать все возможные варианты, множество альтернативных концовок;

2) Прерывность повествования, текст представляет собой множество кратких отрывков, нередко не связанных по содержанию;

3) Интерес к случайности, абсурдная композиция;

4) Нарочитое нагромождение тропов для их разрушения и освобождения от их диктата;

5) Автор в качестве действующего лица, включение в текст рефлексии о процессе создания произведения7.

Д.Фоккема проводит анализ постмодернистской прозы с семантической и синтаксической точки зрения и приходит к выводу, что она противостоит модернизму по ряду направлений: выдвигает ассимиляцию против различения и разграничения; умножение и взаимомутирование против логического сознания и конструирования; чувственное восприятие и передвижение против интеллектуального освоения впечатлений в модернизме. На уровне синтаксиса постмодернисты также опрокидывают каноны модернизма. Так, стремясь подорвать иерархичность и стройность текста, они строят грамматически неправильные конструкции, обрывают или дублируют фразы. На уровне композиции данное направление прозы доводит до предела формальный эксперимент пересечением нескольких линий повествования, повторением действий, героев, клише, самого акта письма, смешением выдумки и факта.

Специфика творчества «позднерожденных» авторов

Определение «позднерожденные» авторы (ШїкіХ) используется наравне с аналогом «авторы нового поколения» (Ur Eit), «авторы, рожденные в 60 гг.» (УЧ г Шт-Ж). Что обозначает это название? В 1998 году в журнале «Шу у» Чжао Ботянь пишет о поколении, родившихся в 60-е гг.: «Те события, которые они помнят, уже относятся к середине 70-х гг., эпоха 60-х гг. с ее аффектом и иллюзиями это не их история...они эмигранты «красной эпохи». Они стоят на развалинах пафоса и подъема эмоций. Когда они выросли слова «подъем чувств», «идеалы», «справедливость» обрели отрицательный смысл»3. Этих писателей называют «позднерожденными» потому, что на их век не выпали такие серьезные испытания, как «культурная революция», они не успели родиться в период значительных исторических событий, испытали меньше тягот и лишений.

Гэ Хунбинь отмечает, что эта литература значительно отличается от «нового периода» тем, что тут мы уже не видим отражения идеалов, ответственности перед обществом, «они не похожи на первое поколение авторов, например Ван Мэна, Чжан Сяньляна, не похожи на второе поколение, Чжан Чэнчжи, Хань Шаогуна, у которых в душе есть нечто прочное, что дает им стабильность, упорство, веру. Третье поколение писателей, Ма Юань, Хун Фэн, Лю Чжэнюнь, Су Тун, Сунь Ганьлу, Цань Сюэ и др., выступают против правил, профанируют истину, ставят под сомнение святое, потому что у них есть другая цель. А эти авторы постоянно бегут, потому что им негде остановиться, их бег лишен цели»4. Так критик выводит специфику подхода к творчеству разных поколений литераторов Китая.

При всем тематическом и идейном разнообразии произведений группы «позднерожденных» авторов их творчество можно считать знаковым для 90х гг. Если отталкиваться от представления о том, что абстрактный дух эпохи материализуется в культуре, то в литературе его отражение наиболее очевидно в прозе «позднерожденных». Какие основные аспекты характеризуют их творчество:

1) Провозглашение отказа идти в ногу с литературой мейнстрима, стремление к независимости от контроля государства. Ярким проявлением стала программная публикация Чжу Вэня и Хань Дуна «Раскол» (ШШ) в 1998 г. с результатами опроса ряда «позднерожденных» авторов;

2) Этический релятивизм, отказ от оценок. Настроение неопределенности, растерянности, смутности, подвешенности рассказчика и героев. Негативное кризисное мировоззрение;

3) Провозглашение гедонизма, высвобождение сексуального желания. Поиск наслаждений показан как одно из основных устремлений человека;

4) Плоскостное и скользящее описание действительности, связанное с вышеуказанным разрушением системы ценностей, в результате чего литература теряет свою критическую направленность и не дает эмоциональную встряску;

5) «Сумеречная эстетика» в прозе «позднерожденных», как отражение эмоциональной энтропии и усталости (Гэ Хунбинь);

6) Тема индивида в мегаполисе, взгляд на новые явления в городской жизни периода рынка;

7) Литература для «позднерожденных» выступает как арена реализации индивидуализма, отражает зарождение нового для китайской культуры «внутреннего субъекта», болезненно сознающего свой раскол с социумом

4 Гэ Хунбинь. Чжэнъуды шисюе (Полуденная поэтика). - Шанхай. 2001. с. 218. (наиболее ярко видно в творчестве женщин - писательниц Чэнь Жань, Хай Нань).

В плеяде «позднерожденных» можно выделить группу авторов, которые считаются зачинателями нового направления - это Чжу Вэнь, Хань Дун, Лу Ян, Чжан Мин и др. Чжу Вэнь и Хань Дун начинали как поэты, впрочем, многие «позднерожденные» вначале писали стихи, и относились к направлению «пост туманных стихов» (ІаШШЩ. Проза этих писателей отличается от творчества плеяды еще более молодых авторов, родившихся в 70-е гг. Они занимают выжидательную и нередко критическую позицию в отношении ценностей общества потребления, их герои не упиваются призрачными удовольствиями городской жизни. В целом их проза выступает как образец крайнего индивидуализма с опорой исключительно на личный жизненный опыт, неприятия каких-либо норм и ограничений внелитературного характера.

Похожие диссертации на Постмодернизм в современной прозе Китая