Введение к работе
Брэм Стокер (Abraham (Bram) Stoker. 8 ноября 1847 – 20 апреля 1912) вошел в литературу как автор одного романа – «Дракула» (1897) – который вписал имя его создателя прежде всего в готическую традицию.
Однако помимо романа «Дракула», перу Б.Стокера принадлежат еще 11 романов, сборник литературных сказок «Under the Sunset» (1881), цикл новелл «Snowbound: The Record of a Theatrical Touring Party» (1908), сборник «страшных» историй «Dracula’s Guest and Other Weird Stories» (1914) (опубликован посмертно женой писателя Флоренс Стокер). Воспоминания о работе в театре Генри Ирвинга нашли отражение в книге «Личные воспоминания о Генри Ирвинге» (1906), впечатления о гастрольной поездке в Америку описаны в «A Glimpse of America» (1886). В книге «Famous Impostors» (1910) Б.Стокер разоблачает знаменитых самозванцев и обманщиков.
В Великобритании отмечается повышение интереса к творчеству Б.Стокера: в 2006 году вышел роман «The Snake’s Pass», текст которого идентичен изданию 1890 года, переизданы сборник сказок «Under the Sunset» (2002), цикл новелл «Snowbound: The Record of a Theatrical Touring Party» (1999, 2000), роман «The Jewel of Seven Stars» (1999, 2001, 2008). В 2011 году внучатый племянник писателя Дейкр Стокер совместно с Яном Холтом опубликовал сиквел «Dracula the Undead», действие которого происходит в 20-е годы XX века. В это же время правнук писателя Ноэл Доббс обнаружил дневник писателя и передал Д.Стокеру, который совместно с Э.Миллер подготавливают его к публикации.
В зарубежном литературоведении отмечается интерес к приключенческому роману писателя «Ущелье змеи», к новеллистике, а также к литературным сказкам.
Все это осталось вне сферы внимания отечественных литературоведов. В нашей науке творчество Б. Стокера было предметом внимания Г.В. Заломкиной, которая изучила и описала поэтику пространства и времени в романе «Дракула» (2006). Анализ научных источников свидетельствует о том, что в настоящее время ни в западном, ни в отечественном литературоведении не сложилась законченная научная концепция творчества писателя. Нет специального исследования его романов или произведений малых жанров, кроме отдельных работ (Г.В. Заломкина) или упоминаний в контексте проблемы готики, в то время как вполне очевидны типологические связи произведений Стокера с различными литературными направлениями и художественными системами, которые сложились в английской литературе на рубеже ХIХ - ХХ веков. В последнее десятилетие интерес к «готическому» усилился. Ряд ученых исследует проявления готики: так, Г.В. Заломкина изучает в своей диссертации закономерности создания готического пространства и времени.
М.П. Одесский подробно описал исторические факты, свидетельствующие о существовании реального прототипа графа Дракулы, правившего в Валахии (Румынии) XV века (2010). Н.Д. Садомская упоминает творчество Б.Стокера при анализе неоромантического приключенческого романа в английской литературе рубежа XIX-XX веков, относя произведения писателя к массовой литературе (2006).
Актуальность диссертационного исследования обусловлена не только малой изученностью творчества Б.Стокера в отечественном литературоведении. Именно в его творчестве проявились тенденции к созданию синтетических жанровых форм, к использованию элементов готического мифа в романном жанре и в малых эпических формах (сказке и новелле).
Научная новизна заключается в определении поэтологических особенностей романа Стокера «Ущелье змеи», литературных сказок и новелл как произведений, в которых в специфической и самостоятельной форме функционируют элементы готического мифа.
Цель исследования – проанализировать роман Стокера «Ущелье змеи», сборник сказок «На закате», новеллистический цикл «Занесенные снегом» с точки зрения своеобразия поэтики. Поставленная цель предопределяет решение следующих задач:
исследовать творчество Б.Стокера в контексте развития английской литературы рубежа ХIХ-ХX веков;
выявить эстетические и поэтологическиехарактеристики сказок «На закате»;
охарактеризовать особенности художественного мира цикла новелл Стокера «Застигнутые снегом»;
изучить основные черты поэтики романа «Ущелье змеи».
Объектом исследования выступает романная, сказочная, новеллистическая проза Б.Стокера.
Предмет исследования: поэтологические особенности прозы Б.Стокера в контексте роли готической традиции в английской литературы рубежа XIX-XX веков.
Материал исследования: текст романа Б.Стокера «Ущелье змеи» (1890), текст литературных сказок «На закате» (1882), цикл новелл «Занесенные снегом: заметка о театральной вечеринке во время гастролей» (1908), текст романов «Копи царя Соломона» (1885), «Она» (1887) и «Аэша» (1905) Г.Р. Хаггарда, «Затерянного мира» (1912) и рассказов «Пестрая лента» (1903), «Коричневая рука» (1889), «Кольцо Тота» (1890), «Лот 249» (1892) А.Конан-Дойля, романа «Ким» (1901) Р.Киплинга, «Остров сокровищ» (1883) Р.Л. Стивенсона, текст рассказа «Правда о Пайкрафте» (1903) Г.Уэллса.
Методология исследования включает системный и историко-теоретический подходы. Согласно системному подходу произведение рассматривается как целостное множество элементов в единстве со связями и отношениями между ними, то есть как система [Ракитов, 1977]. Историко-теоретический подход, рассмотренный в исследованиях Ю.Б. Виппера и Н.П. Михальской, позволяет изучить прозу Б.Стокера в контексте викторианской литературы рубежа XIX-XX веков. Рассматриваемые методы исследования позволяют в полной мере изучить творчество Б.Стокера в контексте традиций английской приключенческой литературы рубежа XIX-XX веков, выявить черты уникальности авторского стиля писателя и черты, объединяющие авторов рассматриваемой эпохи.
Теоретико-методологической базой исследования служат труды, посвященные жизни и творчеству Б.Стокера (F.Botting, B.Belford, P.Brantlinger, J.D.Cook, N.Daly, D.David, D.Glover, C.Leatherdale, E.MacAndrew, P.Pal-Lapinski, D.Punter, G.Byron, A.R.Phyllis, D.J.Skal, C.A.Senf, L.Stock, W. Hale, L.A.Bethell, J.Wanamaker, G.Westfabl, J.M.Wright), викторианской эпохе (J.A.Cramb, D.David, P.Pal-Lapinski, T.Richards, V.Strong-Boag, H.Bower), работа, в которой изложена теория хронотопа (М.М.Бахтин «Формы времени и хронотопа в романе»). Особого внимания заслуживают монография Г.В.Заломкиной, изучение которой позволило систематизировать информацию о феномене «готического» в литературе, монография Н.Д.Садомской, в которой изложены предпосылки формирования «имперского» готического романа в викторианской литературе, статьи М.П.Одесского, в которых он рассказал о влиянии готики на роман «Дракула». Работы, посвященные истории и поэтике викторианской сказки (В.Я. Проппа, М.Н. Липовецкого, Н.М. Демуровой, А.А. Бурцева, Н.В. Семиной), английского рассказа (Р.И. Хлодовского, Е.М. Мелетинского, Е.Л. Пивоваровой, А.В.Барыкина, О.В. Лебедевой).
Теоретическая ценность работы заключается в определении жанровых особенностей «имперского» готического романа, а также особенностей проблематики и поэтики романа «Ущелье змеи» Б.Стокера. Помимо этого, ценность работы состоит в выявлении поэтологических особенностей викторианских литературных сказок Б.Стокера. Эти вопросы ранее не становились предметом изучения отечественных исследователей.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для углубленного изучения не только творчества Б.Стокера, но и приключенческого романа, а также викторианской литературной сказки рубежа XIX-XX веков, малых прозаических жанров. Помимо этого, результаты исследования могут быть использованы для разработки спецкурсов по английской литературе рубежа XIX-XX веков.
Основные положения, выносимые на защиту:
Творчество Б.Стокера развивается в контексте художественных поисков «рубежной эпохи».
Поэтика сборника сказок Б.Стокера «На закате» характеризуется единством элементов разных художественных языков. В литературных сказках Б.Стокера отразились общие тенденции развития викторианской литературной сказки. При этом писатель обновляет поэтику викторианской литературной сказки за счет трансформации образов аллегорических персонажей, использования собственной символики (имена героев, цветы, числа).
Б.Стокер создает новеллистический цикл с использованием обрамляющей новеллы («Застигнутые снегом»), разрабатывает темы тайны из прошлого, применения науки и современных технологий, взаимодействия театра и жизни актеров.
Роман Б.Стокера «Ущелье змеи» вписывается в поэтологическую систему приключенческого романа, обновленную за счет активного присутствия готических элементов (мотив семейной тайны; мотив инфернального брака; переосмысленные феномены фантастического, страшного; рационализация готического пограничья жизни и смерти). Сделав местом действия романа Ирландию, автор создает необычный образ британской колонии, описывает местный колорит, обновляет систему персонажей.
Апробация диссертационного исследования проходила в виде докладов на заседаниях кафедры мировой литературы Оренбургского государственного педагогического университета, а также на методологических семинарах кафедры английской филологии и методики преподавания английского языка Оренбургского государственного университета. Основные результаты работы отражены в докладах на международной научно-практической конференции «Филологические чтения» (Оренбург, 2010, 2011); международной научно-практической конференции «Литература и язык в евразийском культурном пространстве» (Орск, 2011); международной научно-практической конференции «Филология, искусствоведение и культурология в XXI веке» (Новосибирск, 2012). Основные положения работы отражены в 9 публикациях, в том числе 3 статьях в научных периодических изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Структура диссертации. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Библиографического списка из 198 наименований, включая 102 на английском языке.