Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы поэтики малой прозы Н. Готорна : на материале сборников "Дедушкино кресло", "Книга чудес", "Истории Тэнглвуда" Старкова Элла Александровна

Проблемы поэтики малой прозы Н. Готорна : на материале сборников
<
Проблемы поэтики малой прозы Н. Готорна : на материале сборников Проблемы поэтики малой прозы Н. Готорна : на материале сборников Проблемы поэтики малой прозы Н. Готорна : на материале сборников Проблемы поэтики малой прозы Н. Готорна : на материале сборников Проблемы поэтики малой прозы Н. Готорна : на материале сборников
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Старкова Элла Александровна. Проблемы поэтики малой прозы Н. Готорна : на материале сборников "Дедушкино кресло", "Книга чудес", "Истории Тэнглвуда" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Старкова Элла Александровна; [Место защиты: Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького РАН].- Москва, 2009.- 169 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/1251

Введение к работе

Натаниэль Готорн - один из крупнейших писателей эпохи романтизма в США, того ее периода, который известен как «американский Ренессанс». Именно в это время, по мнению ведущих историков американской литературы, отечественных и зарубежных, происходило становление национальной литературы США, закладывались основы американской эстетической мысли, формировалась тематика, система жанровых и поэтических форм. С именем Готорна историки американской литературы связывают утверждение самобытной нравственной, психологической и исторической проблематики, интересные жанровые и стилевые находки. Немало написано о вкладе Готорна в развитие концепции жанра romance и практику самого жанра. Малые прозаические жанры тоже не остаются без внимания исследователей; созданные преимущественно на начальном этапе писательской карьеры рассказы, новеллы, скетчи, эссеистика, очерки, письма, заметки Готорна послужили основанием занести его имя в число новаторов также и в области малых форм - наряду с В. Ирвингом, Э.А. По, У.Г. Симмсом, Г. Мелвиллом.

Актуальность темы исследования. Три сборника рассказов «Полная история дедушкиного кресла, или Подлинные рассказы из истории Новой Англии 1620-1808 годов» ' (The Whole History of Grandfather's Chair, or True Stories from New England History 1620-1808, 1840-1841), «Книга чудес» (A Wonder-Book for Girls and Boys, 1851) и «Истории Тэнглвуда» (Tanglevvood Tales for Girls and Boys, 1853) представляют научный интерес как группа произведений, недостаточно освоенная историками американской литературы. Традиционно причисляемые к детской литературе, рассказы ставят серьезные проблемы, связанные с историей Новой Англии - региона, сыгравшего исключительную роль в истории Америки, ее культуры и литературы. Содержание сборников отвечает современным запросам о важности знания о прошлом нации и человечества, о значении мирового наследия для развития национальной культуры, о значимости освоения региональных культур. Сохраняют свою актуальность вопросы связи поколений, эстетической и нравственной ценности античного культурного наследия, воспитательных задач литературы и правомерности существования художественной дидактики.

Творчество Готорна - плодотворная область для постановки историко-литературных и теоретических проблем. Богатый исследовательский опыт российских и зарубежных историков американской литературы подсказывает новое направление изучения готорновского наследия. Как в российском, так и в американском готорноведении ощущается недостаточность освоения малой прозы писателя с позиций исторической поэтики, притом что немало глубоких и тонких наблюдений над поэтикой отдельных произведений содержится в работах, не ставивших целью специальное рассмотрение ни данной группы рассказов, ни художественного языка малой прозы писателя. Таким образом, задача исследования проблем поэтики «Дедушкиного кресла», «Книги чудес» и «Историй Тэнглвуда» представляется давно назревшей.

Обращение к указанным сборникам позволит обновить научные знания о художественном мире Готорна, расширить представление о масштабе творчества писателя и по-новому взглянуть на ставшие классическими произведения. Анализ художественных достижений Готорна в области рассказа поможет изучению национальной специфики американских малых повествовательных форм.

Далее, согласно принятой в российской американистике традиции, используется более краткая версия названия сборника - «Дедушкино кресло».

Целью настоящей работы является выделение и рассмотрение основных проблем поэтики трех сборников малой прозы Готорна - «Дедушкино кресло», «Книга чудес» и «Истории Тэнглвуда», оценка художественно-эстетической значимости этих произведений, уточнение их места в творчестве Готорна и в американской литературе эпохи романтизма.

В задачи диссертационного исследования входит:

  1. обобщить опыт американистики в области изучения поэтики Готорна, в частности, рассказов рассматриваемых сборников;

  2. оценить взгляды Готорна на проблемы художественного творчества и малую прозу на фоне литературно-критических воззрений писателей-современников;

  3. рассмотреть проблемы поэтики рассказов трех сборников через призму важнейших категорий - художественных идей, характера, сюжета, жанра, повествования - под углом зрения их функционирования в этих произведениях;

  4. рассмотреть три сборника как художественное целое; уточнить место этих произведений в творчестве Готорна и в американской литературе эпохи романтизма.

Объектом изучения в диссертационной работе служат три сборника рассказов «Дедушкино кресло», «Книга чудес» и «Истории Тэнглвуда», предметом исследования является поэтическое мастерство Готорна как автора малой прозы.

Методологической основой диссертации стали работы классиков российской и зарубежной теоретической и исторической поэтики - Аристотеля, А.Н. Веселов-ского, М.М. Бахтина. Система научных терминов диссертационной работы сложилась с учетом основополагающих категорий, разработанных в фундаментальных исследованиях В.М. Жирмунского, В.Я. Проппа, Б.В. Томашевского, Е.М. Мелетин-ского, В.В. Виноградова, Д.С. Лихачева, С.С. Аверинцева, Ю.М. Лотмана, Р. Барта, Р. Уэллека и О. Уоррена, а также в новейших коллективных трудах по теоретической и исторической поэтике. Значительная часть понятийного аппарата складывалась в процессе освоения опыта конкретных исследований по истории литературы США, главным образом по истории американской словесности эпохи романтизма, Я.Н. Засурского, A.M. Зверева, М.М. Кореневой, Е.А. Стеценко, Т.Л. Морозовой, Ю.В. Ковалева, В.И. Оленевой, А.Н. Николюкина, А.Ф. Головенченко, Э.Ф. Осипо-вой, Е.М. Апенко, Л.П. Башмаковой, В.Л. Паррингтона, Ф.Л. Патти, Д. Хоффмана, М. Рорбергер, Л. Бьюэлла, X. Макферсона. В процессе работы использовались следующие методы исследования: проблемный, системный и сравнительно-сопоставительный анализ художественного текста, типологический и исторический подходы. Для анализа привлекались тексты рассказов трех сборников на языке оригинала (английском).

Научная новизна исследования заключается в том, что книги, написанные для детей, рассматриваются в общем историко-литературном контексте американской литературы эпохи романтизма; в диссертации впервые проведен детальный анализ рассказов трех сборников под углом зрения основных категорий поэтики. Три цикла рассказов, созданные в разные периоды творчества, рассматриваются как единый дискурс, в котором нашла отражение общность мировоззренческой и эстетической позиции автора, проблематики и повествовательной манеры. Введены в научный оборот следующие рассказы книги «Дедушкино кресло»: «Дедушка, дети и кресло» (Grandfather and the Children and the Chair), «Провинциальные сборы» (The Provincial Muster), «Коттон Мэзер» (Cotton Mather), «Альбом с портретами» (A Collection of Portraits). Впервые проведен сравнительный анализ поэтики «Дедушкиного кресла» Н. Готорна и «Дедушкиных историй: Рассказов из истории Шотландии» Вальтера Скотта (Tales of a Grandfather; Being Stories Taken from Scottish History, 1827-1829). В работе рассмотрены и обобщены в сопоставлении с взглядами

других писателей-романтиков суждения Готорна о художественном творчестве и малых формах прозы. Готорн предстает в новом повествовательном качестве - литературного рассказчика.

В диссертации нашли развитие положения, выдвинутые в трудах российских американистов - Я.Н. Засурского, Ю.В. Ковалева, А.Н. Николюкина, A.M. Зверева, М.М. Кореневой, Е.А. Стеценко, А.Ф. Головенченко, А.В. Ващенко, Е.М. Апенко, Л.П. Башмаковой, И.В. Морозовой, о самобытных чертах поэтики американской романтической прозы, о жанре рассказа, особенностях национального повествования (storytelling), а также о важности региональной проблематики в творчестве американских романтиков, темы национальной истории и художественного осмысления национальных идеалов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В рассказах сборников «Дедушкино кресло», «Книга чудес» и «Истории Тэнгл-
вуда» развиваются художественные идеи, дающие основание ставить вопрос о
переоценке этой части «малого» прозаического наследия Готорна, не ограничи
вая значимость данных произведений пределами детской литературы. Наиваж
нейшими идеями представляются:

- художественное осмысление путей развития национальной истории, нравов,
характера;

- утверждение ценности нравственного и эстетического наследия античности.

  1. Художественное утверждение концепции развития национального исторического и культурного бытия как части общемирового историко-культурного процесса осуществляется в рассказах трех сборников на всех уровнях поэтики, через категории характера, сюжета, жанра и повествовательные формы.

  2. Жанровую специфику рассказов Готорна в каждом из трех сборников составляет синтез форм скетча и «устной истории».

  3. В рассматриваемых произведениях Готорн, снискавший признание в качестве романиста и новеллиста, выступает в качестве литературного рассказчика.

  1. Система эстетических воззрений автора, изложенная в специальных предисловиях и скетчах, художественно реализована поэтической тканью рассказов.

  2. Сборники «Дедушкино кресло», «Книга чудес» и «Истории Тэнглвуда» представляют собой художественно-эстетическое единство.

Прикладная ценность исследования заключается в возможности включения итогов работы в программы учебных курсов по истории литературы США первой половины XIX века, спецкурсов по региональной проблематике американской культуры. Материалы диссертации могут быть использованы в исследованиях по поэтике литературы США, при создании учебных пособий по художественному анализу произведений американской литературы.

Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографического списка. Содержание диссертационного исследования изложено на 148 страницах. Объем работы с библиографическим списком составляет 169 страниц. Библиографический список включает 259 наименований, из них на английском языке - 100. В это число вошли 37 наименований первоисточников, из них на английском языке - 24.

Похожие диссертации на Проблемы поэтики малой прозы Н. Готорна : на материале сборников "Дедушкино кресло", "Книга чудес", "Истории Тэнглвуда"