Введение к работе
з
Первая мировая война в сознании современников стала границей, после которой должен был начаться новый отсчет времени Она привела к необходимости возобновления поиска нравственных ценностей, ревизии современного состояния духа и морали Австрийские писатели, пережившие двойное разочарование - в человеке, позволившем втянуть себя в ужасы войны, и в империи, нежизнеспособность которой привела к распаду и неопределенности будущего Австрии, - особенно остро осознали противоречивость эпохи Имперское самосознание ушло в прошлое. Поиск новых этических координат столкнулся с «распадом ценностей».
20 - 30-е годы XX века - исторически напряженная эпоха -является и одним из переломных моментов в становлении романа. С одной стороны, именно в это время написаны такие выдающиеся романы XX века, как «Замок» Ф Кафки (1922), «Лунатики» Г. Броха (1928 - 1932) «Человек без свойств» Р Музиля (1930 - 1942) - в австрийской литературе, «Иосиф и его братья» Т. Манна (1933 -1943) - в немецкой С другой стороны, в межвоенное двадцатилетие появляются многочисленные суждения о смерти романа о том, что он соединяет в себе стремления к синтезу и к распаду1 (Д. Лукач «Теория романа», 1914 - 1915), о том, что новый роман должен «стереть границы между наукой и искусством»2 (Т Манн «Об учении Шпенглера», 1924), что необходимо переосмыслить его содержание, функции и задачи, чтобы «оправдать право на существование»3 Г. Брох («Картина мира в романе» и «Комментарии к "Лунатикам"», 1932 - 1933). Очевидно, таким образом, что проблема специфики и развития романного жанра между двумя мировыми войнами представляет особый интерес для исследователя.
Данная диссертация посвящена поэтике австрийского романа межвоенного двадцатилетия Если на рубеже веков и в первое десятилетие XX века литературный подъем в Австрии связан с малой прозой и лирикой (А Шницлера, Г фон Гофмансталя, Р. Бер-Гофмана, П Альтенберга, РМ Рильке, Ф. Кафки), то после Первой
1 Лукач Д Теория романа/Д Лукач//НЛО -№9 -1994 -С 13-78
2 Манн Т ОбученииШпенглера//Т МанаСобр соч. в Ют /гост С Апта.-М Худ лит, 1960 -Т 9-С 612
3 Брох Г Об основах романа «Лунатики» / Г Єрох // Лунатики в 2 т / пер Н Кушнира - Киев Лабиринт, СПб
Алетейя, 1997 -Т 2 -С 401
.О
I Ч
4 мировой войны наступает эпоха романа В литературе межвоенного двадцатилетия жанр занимает лидирующее положение Продолжают писать те авторы, которые уже заявили о себе как о романистах до войны (Кафка, Майринк, Гютерсло, Музиль), обращаются к роману писатели, ранее творившие в других жанрах (Верфель, Хорват, Цвейг), формируется новое поколение авторов, чье творчество изначально связано с романом (Рот, Брох, Канетти, Браун, Додерер).
Объектом исследования в реферируемой диссертации являются немецкоязычные романы межвоенного периода, написанные авторами, родившимися в Австрии или проживавшими в ней во время работы над ними, чьи тексты характеризуются значимыми для австрийского романа межвоенного десятилетия чертами, особый вид сатиры, сочетающийся с утопией, обязательное наличие мифологического плана, поиск универсальных духовных ценностей, установка на преодолимость распада и др. Внимание, таким образом, будет сосредоточено на романах Роберта Музиля (1880 - 1942), Феликса Брауна (1885 - 1973), Германа Броха (1886 -1951), Франца Верфеля (1890 - 1945), Эриха Ландгребе (1890 -1979), Йозефа Рота (1894 - 1939), Хаймито фон Додерера (1896 -1966), Эдона фон Хорвата (1901 - 1938), Элиаса Канетти (1905 -1995), Фридриха Торберга (1908 - 1970), написанных в 20 - 30 е годы XX века. При этом некоторые романы, завершенные уже во время Второй мировой войны, были начаты еще в рамках рассматриваемого исторического промежутка и сформированы культурной атмосферой межвоенной Австрии, поэтому они также включены в данное исследование. Наиболее значительными текстами, отражающими характерные эстетические и философские тенденции эпохи, являются романы Германа Броха «Лунатики» и Роберта Музиля «Человек без свойств», поэтому им в работе уделяется большее внимание, чем всем остальным Кроме того, специально рассматриваются авторские концепции истории, познания и словесного творчества Броха и Музиля, для чего привлекается материал их романов, художественных произведений других жанров, публицистика, письма, дневники, эстетические и философские трактаты
История австрийской литературы между Первой и Второй мировыми войнами изучена недостаточно.
Обзорные труды по истории австрийской литературы, как правило, уделяют межвоенному двадцатилетию немного внимания. Их задача - выявить историко-литературные тенденции, характерные для австрийской литературы в целом Подобного рода исследования приобретают особую актуальность в конце 40 - начале 60-х годов4 поскольку послевоенная Австрия проходит путь национального самоопределения и нуждается в обосновании своей культурной самостоятельности и значимости В 80 - 90-е годы XX века задача создания систематизированной истории австрийской литературы вновь актуализируется в контексте дискуссии об объединении Европы и сохранении национальной культуры5. Однако период 20 -30-х годов XX века чаще всего не выделен в этих исследованиях как предмет самостоятельного интереса На большом литературном материале авторы таких работ выделяют и рассматривают ту или иную тенденцию развития австрийской литературы И Надлер в «Истории литературы Австрии», например, основное внимание сосредотачивает на традиции австрийского католического барокко, лежащей, по его мнению, в основе «особого стиля» австрийской литературы, Ф. Троммлер в книге «Роман и действительность» пишет о формировании в ХЕХ веке и разрушении в первой половине ХХ-го штифтеровского канона австрийского романа, Й. Штрелка («Между мечтой и действительностью») подчеркивает сословный характер австрийской литературы и выделяет чиновничью, офицерскую литературу и др
Российское литературоведение включается в дискуссию о специфике австрийской литературы с 70-х годов6 Наиболее широким
4 См, например Nadler J Literaturgeschichte Osterreichs I J Nadler - Salzburg Mflifer, 1951 - 568 S , Seldmayr H.
Verlust der Mitte Die bldende Kunst des 19 und 20 Jatrrhunderrs als Symptom und Symbol der Zeit / H Seldmayr - Frankfurt
aM. Das goldene Vbes, 1955 - 191 S, Magns С Der habsburgische Mymos in der osterreiebschen Literanir / CMagns -
Salzburg SalzburgerV, 1963 -240S,TiomlerF Roman und Wirklichkeit Erne Ortsbestrnimung am Beispiel von Musd, Broch,
Rot,DodererundGutersloh/F Trormer-Star^ait,Berbi^K6m,Mamz.Koblhaminer, 1966-180 S идр
5 См., например Die Osterreichische Literatur Erne Dokumentahon mrer Iiterarhist Emwicklung in 2 Bdn / Hrsgb von
H Zeman - Graz Akad Drach- und Verl - Anst, 1982, Zima P V Ideologic und Theone Eme Diskursknnk / P V Zrraa
- Tubingen Franke Verl 1989-476 S Strelka J Zwischen Wirkbchkrat und Traum das Wesen des Osterreichischen m der
Literatur I 3 Strelka. - Tubingen, Basel Francke V, 1994 - 336 S, Arlt H Osterreichische Literatur „Seukturen',
TimisEHmahorieri,Widerspmchsfekier/H.Arlt-StIrtt}bert:Kjormg -405S идр
* См, например Русакова А В Австрийская литература К проблеме изучения / А В Русакова // История и современность в зарубежных литературах межвузовский сб Проблемы истории зарубежных литератур / под ред В Е Балаханова - Вып 1 - Л Изд-во ЛГУ, 1979 - С 146-152, Михайлов А В Искусство и истина поэтического в австрийской культуре середины ХЕХ века // Советское искусствознание - 1976 -№1 -С 137- 175 Затонскии ДВ Существует ли австрийская литература''/ Д В Затонскии//Современная литература за рубежом -М Сов писатель, 1975 - С 154 - 174 Рожновский С В Прошлое и настоящее австрийской словесности Не совсем
исследованием австрийского романа является книга Д В. Затонского «Австрийская литература в XX столетии»7, где дана системная характеристика большой и малой прозы Музиля, Броха, Рота, Додерера в контексте классической традиции австрийской литературы Необходимо также назвать диссертации Ю И. Архипова8 и А.М. Науменко9, посвященные межвоенной австрийской драме, литературные процессы интересующего нас исторического периода рассматриваются в этих исследованиях на другом материале Некоторые из аспектов этих работ (например, о взаимоотношениях писателей, являвшихся представителями разных поколений (Затонский), о влиянии, оказанном национальными литературами земель на Венскую литературу (Науменко) или о связях литературы Вены и Праги (Архипов, Науменко)), ценные сами по себе, не вошли в поле нашего внимания в силу специфики поставленных в работе задач. В то же время опыт этих исследований учтен в диссертации.
В 2000-е годы появляются исследования, ставящие своей целью представить развитие австрийской культуры в те или иные периоды XX века в соотношении философии и естественных наук с литературой10, литературы, музыки, живописи и философии В них соединяются исторический и сравнительно-типологический подходы, что позволяет выявить общие тенденции в развитии литературы определенного времени. Такая цель поставлена и в реферируемой работе
Данное диссертационное исследование актуально, во-первых, в контексте дискуссии о специфике австрийского литературного процесса в ряду немецкоязычных литератур, представленной в австрийском и немецком литературоведении и поддержанной русскими исследователями. Эта дискуссия начинается еще в 30 - 50-е
академические раздумья / С В Рожновский // Ин лит - № 9 - 1981 - С 183 - 188, Павлова НС Природа реальности в австрийской литературе / Н С Павлова ~М Языки славянской культуры, 2005 -312с и яр
Затонский Д В Австрийская литература в XX столетии / Д В Затонский - М Художественная литература, 1985 -444с
8 Архипов Ю И Австрийская драма 30 - 40-х годов днсс уч степ канд филол наук / Ю И Архипов - М,
1971 -210 с.
9 Науменко AM Жанровая специфика австрийской драмы 1918 - 1938 годов дисс уч степ доктора филол
иаук.-М, 1989 -476 с
10 Kassung Ch Entropie Geschichten / Ch Kassung - Frankfurt a M Suhrkamp V, 2001 - 326 S
" Puchalski L Imaginarer Name Osterreich / L Puchalski II Der lit Osterreichbegnff an der Wende vom XVIII zum XIX Jb - Wien, ВбЫаи, 2000 - 298 S Цветков ЮЛ Литература венского модерна /ЮЛ. Цветков - М Иваново МИК.2003 -431с
годы XX века и ставит цель дифференцировать литературный процесс Австрии и другие немецкоязычные национальные литературы На сегодняшний день сам по себе вопрос о существовании австрийской литературы представляется риторическим, однако сохраняют актуальность проблемы-прерывности и самостоятельности литературной традиции в Австрии, круга литературных явлений, ее составляющих, специфических черт австрийской литературы. Во-вторых, актуальным является объединение авторов, различных по уровню художественного мастерства и взглядам, но связанных друг с другом эпохой и типом сознания, в единый объект исследования, попытка рассмотреть их романы как единый «австрийский текст» с тем, чтобы выделить наиболее значимые философские, этические и эстетические тенденции в развитии национальной литературы рассматриваемого периода
Целью диссертации является исследование поэтики романов австрийских авторов 20 — 30-х годов XX века с точки зрения соотношения традиционного и нового в системе мотивов и концептов
Для осуществления этой цели были поставлены следующие задачи:
дать системный анализ поэтики австрийского романа 20 - 30-х годов с точки зрения функционирования основных жанровых форм; исходя из частотности и универсальности (на основании мотивного, сравнительного и статистического анализа текстов), выявить круг важнейших мотивов и концептов в австрийских романах 20 - 30-х годов;
выявить закономерности эволюции поэтики австрийского романа внутри описываемого периода, для чего на примере мотивов, являющихся специфическими для данной эпохи, представить, как меняется их функционирование в конкретных текстах от начала 20-х к концу 30-х г,
используя возможности концептного анализа, показать, как по-разному были осмыслены центральные эстетические и философские категории в австрийском и немецком романе,
8 определить, какие традиции (литературные, философские, общекультурные) наследовались и нашли отражение в системе мотивов и концептов в австрийском романе 20 - 30-х годов XX века; рассмотреть романы Г. Броха «Лунатики» и Р. Музиля «Человек без свойств» как тексты, в которых концентрированно отразились эстетические и философские идеи австрийского романа 20 - 30-х годов XX в.
Мы исходим из гипотезы, что межвоенный период австрийской литературы, с одной стороны, является самостоятельным и характеризуется эволюцией мотивов и концептов от начала 20-х к началу 40-х годов, с другой — связан с предшествующим и последующим литературным процессом, и следовательно, в системе мотивов и концептов сохраняются смыслы и формы их художественной реализации, характерные для австрийской литературы XX века в целом.
Ядро методологии составляют сравнительно-типологический и историко-функциональный подходы, позволяющие рассмотреть романы различных авторов 20 - 30-х годов в их единстве и индивидуальности, выделить тенденции, характеризующие литературный процесс внутри указанного двадцатилетия. Используются методы мотивного и концептного анализа с тем, чтобы выделить важнейшие художественные тенденции, устойчиво проявляющиеся в структуре различных текстов и свидетельствующие о культурном, историческом и ментальном единстве литературного процесса рассматриваемого периода. В то же время, в различных частях работы используется и другая методология.
Структура работы, состоящей из введения, пяти глав, заключения и библиографии, включающей 752 источника, выстроена в соответствии с поставленными задачами. В первой главе определяется понятийный аппарат диссертации и комментируется ее методология. Рассматривая поэтику романов, мы, безусловно, обращаемся к широкому кругу вопросов, касающихся композиции, героя, хронотопа и пр., однако центральными методами исследования являются мотивный и концептный анализ. Соответственно, в первой главе определяются параметры анализа. Представленная диссертация является историко-литературным исследованием, поэтому теоретико-
9 литературные вопросы решаются в ней путем систематизации положений трудов ведущих теоретиков литературы и их актуализации с учетом избранной темы. Во второй главе дается системное представление о культурном, философском и естественнонаучном фоне, на котором происходит развитие литературы в 20 - 30-е годы XX века, о литературоведческой дискуссии по проблеме специфики австрийской литературы и об актуальных для рассматриваемого периода жанровых формах австрийского романа Поскольку некоторые имена впервые вводятся в оборот отечественной науки о литературе, мы пытались представить творческое наследие авторов настолько широко, насколько позволяли рамки исследования, это же обстоятельство объясняет и большое количество цитат, иллюстрирующих наши рассуждения Глава базируется на методологических принципах типологического, историко-функционального и социокультурного подходов. Центральная задача третьей главы - дать целостное представление об особенностях поэтики австрийского романа межвоенного двадцатилетия на уровне хронотопа, типологии героя, наиболее важных мотивов и концептов Поскольку особенности национальной картины мира очевиднее выявляются в ходе сравнения с другими национально-литературными процессами, помимо творчества австрийских романистов межвоенного периода, мы обращаемся к романам наиболее значимых немецких авторов того же периода Т. Манна, Л Фейхтвангера, Э Юнгера, Б. Франка и Э Людвига Конкретным объектом сравнения в этом случае служит специфика функционирования актуальных концептов эпохи в художественной структуре австрийских и немецких романов Соответственно, методология исследования в этой части работы типология, мотивный анализ, методы философской критики языка и концептный анализ В четвертой и пятой главе данного исследования рассматривается функционирование выделенных в первых главах характерных для австрийского романа 20 - 30-х годов XX века мотивов и концептов в наиболее показательных текстах этого периода: романах Р. Музиля «Человек без свойств» и Г Броха «Лунатики». Мы стремимся показать, как в художественной ткани того и другого романа соединяются общезначимые тенденции
10 национальной литературы с авторской эстетикой и философией, что особенно важно, поскольку Музиль и Брох выступают не только как художники, но и как мыслители и в трудах 30-х годов формулируют целостную историко-гноееологическую концепцию Таким образом, закономерности литературного развития, выделенные в двух первых главах на широком материале и представленные в эволюции в рамках выбранного двадцатилетия, в третьей и четвертой главах рассмотрены в контексте авторской эстетики Р Музиля и Г. Броха. Методологической основой этих двух глав является мотивный (мы ориентируемся на труды А Н. Веселовского, О М Фрейденберг, В.Я Проппа, Б.В Томашевского, АП Скафтымова, БМ Гаспарова, И В. Силантьева) и концептный (с ориентацией на труды С.А. Аскольдова, Ю С. Степанова, Д С Лихачева, Н Д Арутюновой, В Г Зусмана) анализ; кроме того, в них учитываются достижения рецептивной эстетики, используются идеи X. Блума, X Р. Яусса, Т С Элиота, семиотических трудов Ю М. Лотмана и В.Н Топорова
Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации впервые дается системное описание поэтики австрийского романа периода 20 - 30-х годов Выдающиеся образцы австрийского романа («Лунатики» Г. Броха и «Человек без свойств» Р. Музиля) рассматриваются на фоне большого количества текстов менее известных авторов (имена некоторых впервые вводятся в оборот отечественного литературоведения), чье творчество, однако, является знаковым для изучаемой эпохи; таким образом, ставится и решается проблема целостности культурной жизни Австрии межвоенного двадцатилетия. Представленная типология позволяет сделать выводы об эстетическом единстве литературного процесса в этой стране, несмотря на политическую эволюцию и смену государственности Следует подчеркнуть, что, хотя в немецком и австрийском литературоведении существует немало работ о творчестве отдельных авторов рассматриваемого периода, подход, позволяющий рассмотреть основные мотивы и концепты эпохи, во-первых, в их эволюции, во-вторых, в специфике их функционирования в австрийском и немецком романе одного и того же периода, к этому материалу не применялся. Выбранная методика позволяет определить пути синтеза в австрийском романе
мифологического, событийно-фабульного, сатирического,
исторического и философского уровней, выделить несколько актуальных для эпохи типов героя, выявить специфику образности романов указанного времени.
Научно-теоретическая значимость исследования заключается в существенном расширении представлений о закономерностях литературного и культурного процесса в Центральной Европе первой половины XX века. Полученные выводы позволяют углубить знания о традициях, культурных и философских истоках и своеобразии литературы межвоенного периода, о связи ее с литературным процессом других исторических периодов, прежде всего новейшей австрийской литературой
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы и выводы исследования могут быть использованы в самых различных областях изучения и преподавания австрийской и, шире, немецкоязычной литературы.
Основные результаты исследования прошли апробацию в различных формах в ряде статей в научных изданиях и журналах, в докладах на съездах Российского союза германистов, международных конференциях «Пуришевские чтения» (Москва, 2001, 2002, 2004, 2005), «Лафонтеновские чтения» (Санкт-Петербург, 2000, 2002, 2003), «Литература в контексте современности» (Челябинск, 2003, 2005, 2007), «Проблемы литературных жанров» (Томск, 2002), «Ручьевские чтения» (Магнитогорск, 2004, 2006), «Иностранные языки и литературы» (Пермь, 2005, 2007) и др На основе исследования изданы две монографии «Австрийская параллель: А Штифтер, Г Брох, Р. Музиль» (2005) и «Австрийский роман Zwischenkriegszeit» (2006).
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Межвоенное двадцатилетие (1918- 1938 годы) — особый, целостный, в эстетическом и идеологическом планах существенно отличающийся от предшествующей и последующей литературной традиции период в австрийской литературе. Единая идеология, которая определила бы целостность литературного процесса в Австрии этого периода, отсутствует, однако анализ демонстрирует
12 эстетическую общность, сходство художественных принципов построения текстов и путей подхода к решению наиболее значимых проблем эпохи.
-
Деструктивная энергия культурного, общественного и технического развития рубежа веков и первого десятилетия XX века сменяется в межвоенный период поиском альтернативного пути познания — познания поэтического или религиозного И то и другое базируется на равновесии логики (космогонии), этики, эмоции и эстетики. Главная задача литературы 20 - 30-х годов - поиск духовных ценностей, духовной опоры в системе меняющихся исторических координат.
-
20 - 30-е годы - время расцвета романа в Австрии Именно в это время жанр подвергается существенной трансформации, что проявляется в австрийском романе межвоенного периода в жанровом синтезе, взаимодействии черт различных романных форм в рамках одного текста; наличии религиозного и мифологического плана; интеллектуализме как универсальном свойстве романов 20 - 30-х годов Таким образом, происходит возвращение романа к эпической традиции «нерасчлененности» (синкретизма) знания, взаимопроникновения различных форм научного и художественного познания действительности
-
В австрийском романе 20 - 30-х годов представлены как общезначимые для мировой литературы, так и сугубо специфические мотивы. К первым можно отнести мотив дороги, изгнанничества, двойничества, разрабатываемые литературой предшествующих десятилетий мотивы (бюрократической машины). Их переосмысление в литературе межвоенного периода проявляется в новом соотношении конкретного и абстрактного смыслов каждого из названных мотивов. Ко вторым - мотивы мнимой смерти и утраты национальной идентичности.
5. Внимание к проблемам языка в 20 - 30-е годы выражается в дифференциации бытия вещей и бытия слов и провозглашении молчания значимой формой коммуникации, в поиске другого, более универсального языка, в языковой игре.
6 Круг концептов, функционирующих в австрийском романе межвоенного двадцатилетия, отражает специфику национального
13 сознания, культуры и социально-исторической ситуации е Австрии этого периода Специфическими, в отличие от контекста немецкой литературы того же времени, смыслами обладают концепты «слово», «дело», «игра». Особое значение в контексте австрийского романа обретают также концепты «империя», «Австрия», «обычный -чудесный», «религия», «ценность»