Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. РОК-ПОЭЗИЯ: ГЕНЕЗИС И ПОЭТИКА 13
1. Истоки рок-поэзии 13
2. Идейные установки и идеалы рок-поэзии 18
3. Рок-песня и рок-альбом 34
Выводы 59
ГЛАВА II. ГОРИЗОНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА 60
1. Немецкоязычная рок-поэзия 68
2. Параметры русской рок-лирики 119
Выводы 199
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 201
БИБЛИОГРАФИЯ 205
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 218
Введение к работе
Песенная рок-лирика представляет собой «обособленную ветвь поэзии XX века»1 и относиться к ней как к самостоятельному течению стали сравнительно недавно и в Германии, и в России. Именно в последнее время появились исследовательские работы, посвященные этому феномену.2
На данный момент в рокологии существует острая необходимость в системном теоретическом осмыслении самого предмета исследования. Актуален вывод, сформулированный на страницах ежегодного сборника «Русская рок-поэзия: текст и контекст»: «Конкретные исследования рок-текста не могут базироваться на собственной теории, потому что она еще не сделала первого шага - не решила вопрос о предмете изучения» . В настоящее время филологическое исследование рока включает в себя два направления: с одной стороны, теоретическое, с другой - прикладное. Логичным и научно оправданным является рассмотрение частных вопросов рок-поэзии с опорой на серьезную теоретическую базу. Однако, по справедливому замечанию С. В. Свиридова, «исследования о русском роке опираются на внешние основания... теоретическое направление развивается само по себе»4. Эта цитата вполне применима и к традициям изучения рок-поэзии на Западе, где ежегодно защищается значительное количество дипломов, магистерских работ и диссертаций, посвященных частным вопросам рок-лирики.5
1 Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. 4.2. - М.: Музыка, 1978.
2 См. например Wicke P. Popmusik in der Analyse. [Электронный ресурс]. URL: Durr W. Sprache und Musik / Musika con texto/. [Электронный ресурс]. URL:
culturalia.ubk/ac/at; Pichottky S. Aktuelle deutschsprachige Rock- und Popmusik im Lyrikunerricht der Se-
kundarstufe 1. [Электронный ресурс]. URL: ; Свиридов С. В. Авторская пе-
сенность. Основные понятия и термины. - Калининград: РГУ им. И. Канта, 2006; Доманский Ю. В. Русская
рок-поэзия: текст и контекст. - М.: Intrada, 2010; Русская рок-поэзия: текст и контекст. -Тверь: ТГУ. 1998-
2010. Вып. 1-11; Русская рок-поэзия как социокультурный феномен: Сборник научных статей. - Череповец:
ЧГУ, 2000.
3 Свиридов С. В. Рок-искусство и проблема синтетического текста.// Русская рок-поэзия: текст и контекст. -
Тверь: ТГУ. 2002. Вып. 6. С.5
4 Там же
5 Becker М. Der Tod und die Gesellschaft: Texte in der Hardrock- und Heavy-Metal-Musik. [Электронный ресурс]
URL: ; Wflhrle S. Jugend und Rockmusik. [Электронный
ресурс] URL: ; Androutsopoulos J. Intertextualitat in jugend-
kulturellen Textsorten. [Электронный ресурс]. URL: .
В России изучение данного течения поэзии происходит системно. Так, с 1998 года и по настоящее время в Твери выходит ежегодный сборник «Русская рок поэзия. Текст и контекст». Он собирает исследователей со всех уголков России, в его рамках становится возможным решать задачи, подводить промежуточные итоги. Содержание ежегодника охватывает широкий круг проблем: статус рока в общекультурном пространстве, полисемантичность понятий «русский рок», «рок-поэзия», приемы воздействия на публику, формы бытования рока, проблемы циклизации, теоретическое осмысление синтетического текста. Своеобразным историко-литературным «зачином» в рассмотрении ключевых проблем рок-поэзии стала статья О. Суровой и И. Кор-мильцева6 (1998) . Она определила полемический дискурс последующих публикаций: во втором сборнике А. В. Щербенюк упрекнул авторов в излишней эксманентности подхода7, С. А. Константинова и А. В. Константинов, Д. С. Прокофьев усомнились в существовании самого предмета исследования и в состоятельности методов академической науки применительно к року.8 Следующие два издания посвящались в основном имманентному описанию рок-искусства, в результате было предложено «несколько конструктивных подходов, ориентированных на формирование собственной теории»9. А. В. Щербенюк , поднял проблему логоцентричности русского рока, теоретически значимой оказалась и статья Д. М. Давыдова11, проясняющая статус автора в российской рок-поэзии. Помимо этого тематика первых номеров включает в себя определение самобытности русской рок-музыки. Идет отмежевание от западной культурной традиции и от традиций авторской песни. Статьи следующих лет продолжают разрабатывать тему в данном направлении: в них рассматриваются особенности рок-текста, его символика, образность, мифологическое начало, интертекстуальные связи
6 См. Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция// Рус
ская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь: ТГУ. 1998. Вып. 1.
7 См. Щербенюк А. В. Слово в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь: ТГУ. 1999.
Вып. 2.
8 См. Контантинова С. А., Константинов А. В. дырка от бублика как предмет «русской рокологии» // Рус
ская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь: ТГУ. 1999. Вып. 2; Прокофьев Д. С. Толстой в творчестве К.
Кинчева // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь: ТГУ. 1999. Вып. 2.
9 Свиридов С. В. Рок-искусство и проблема синтетического текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст. -
Тверь: ТГУ. 2002. Вып. 6. С.5
10 См. Щербенюк А. В. Слово в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь: ТГУ. 1999.
Вып. 2.
11 См. Давыдов Д. М. Статус автора в русской рок-культуре // Русская рок-поэзия: текст и контекст. - Тверь:
ТГУ. 1999. Вып. 2
с песенной народной традицией и русской литературой в целом. Третий, четвертый и пятый сборники посвящены осмыслению такой проблемы, как циклизация (в русской филологической традиции рок-альбомы принято осмысливать как аналог лирического цикла), подобный подход встречается и на Западе (альбомы, где песни объединены циклообразующими связями, называются в Германии Konzeptalben, в Англии и США concept album)12. Как видим, в первых сборниках происходило формирование взгляда на рок, выработка основных подходов к рок-произведению; номера последних лет тяготеют к изучению творчества отдельных авторов, кроме того, активно рассматриваются вопросы интертекстуальности. В 2010 году выходит монография Юрия До-манского «Русская рок-поэзия: текст и контекст», которая, no-мнению критиков, стала «первым примером фундаментального исследования, посвященного феномену рок-поэзии»13. Она представляет собой попытку рассмотреть рок в нескольких филологических аспектах: текстуальных, контекстуальных (связанных с традицией русской литературы). Вариативность, циклизация, интертекстуальность рок-текста обозначены здесь как типологически значимые черты. В послесловии к своей книге автор пишет: «Перед исследователем русской рок-поэзии именно сейчас открываются грандиозные горизонты, к которым можно и нужно стремиться»14. И это действительно так. Например, в десятом выпуске, В. А. Гавриков15 приводит обзор российских диссертаций, посвященных русскому року, который позволяет сделать вывод: исследование данного поэтического течения в нашей стране отличается многообразием подходов и концепций, однако «терминология, связанная с "роковым" инструментарием еще не устоялась»16.
Таким образом, для рокологии в данный момент становится важным поиск надёжных способов идентификации предмета исследования. Такая задача требует не только имманентного анализа материала, но и рассмотрения некоторых эксманент-ных факторов. В первую очередь здесь необходимо четкое осознание соотнесенности
12 См.: Konzeptalbum. [Электронный ресурс]. URL:
; Concept-album [Электронный ресурс]. URL
13 Шостак Г. В. Русская рок-поэзия: текст и контекст/рецензия. [Электронный ресурс]. URL:
14 Доманский Ю. В. Русская рок-поэзия: текст и контекст. -М.: Изд-во Кулагиной - Intrada, 2010. С.229.
15 Гавриков В. А. Время сбора камней (обзор диссертаций по русскому року) // Русская рок-поэзия: текст и
контекст. - Тверь: ТГУ, 2008. Вып. 10. С.285-302.
16 Там же
понятий, смежных с рок-лирикой, которая в нашем понимании является современным поэтическим течением, одним из видов песенной поэзии. Неоспоримым и логически верным, на наш взгляд, является то, что появление и развитие рок-поэзии обусловлено рок-музыкой, с которой ее связывает общая история появления и периодизация. Немаловажным, с нашей точки зрения, также является правильная расстановка приоритетов в исследовании. Так, неоднократно многими филологами отмечалось, что рок -понятие синтетическое, состоящее из разных субтекстов. У исследователей вызывает сомнение то, что изучение рок-поэзии ведется «не по звучащему источнику, а чаще всего по источнику графическому» . Указывая на необходимый анализ влияния остальных субтекстов на изучаемое нами поэтическое течение, ученые видят перед собой только один перспективный путь: рассмотрение рок-лирики в ее связи с музыкальной составляющей рок-композиции. Задача сложная, требующая знания музыкальной теории, и, на наш взгляд, она не должна быть приоритетной для рокологии. Рок-лирика, как одна из ветвей песенной поэзии, нуждается в подробном анализе музыкального потенциала рок-слова. Кроме того, говоря о рок-поэзии, мы исследуем не стихотворение, но песню, и потому ее структурные особенности также должны быть включены в анализ. Решение этих двух задач поможет сделать новый шаг в теоретическом осмыслении рок-поэзии. Тем более что в литературоведении вопрос о специ-фике такого поэтического жанра как песня был решен уже довольно давно . Здесь важно уяснить для себя то, что принятие песенной специфики рок-лирики ни в коем случае не отрицает ее принадлежности поэзии, а наоборот, делает ее более устойчивой в русле современных видов поэтического слова. Вместо этого русская ро-кология занята анализом внешних связей, которые образуются между рок-лирикой и русским литературным процессом: в этом науке о роке видится своеобразное «литературоведческое оправдание»19 рок-поэзии как предмета исследования. Наиболее полно оно было сформулировано на страницах диссертационного исследования Т. Е. Логачевой: «Рок-поэзия, а точнее, лучшие образцы, вполне могут рассматриваться как часть поэзии как таковой, а, следовательно, эту поэзию необходимо анализировать в
17 Доманский Ю. В. Русская рок-поэзия: текст и контекст. - М.: Изд-во Кулагиной - Intrada, 2010. С. 17.
18 См. Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского лирического стиха // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. - СПб.: ОПО
ЛЗ, 1922.
Гавриков В. А. Время сбора камней (обзор диссертаций по русскому року) // Русская рок-поэзия: текст и контекст.-Тверь: ТГУ.2008. Вып. 10.
контексте мировой литературы, выявляя реминисценции, аллюзии, различного рода заимствования и влияния» . Анализируя основные подходы к рок-тексту, Ю. В. До-манский отмечает: «Спектр проблем, который затрагивается в филологических работах по русской рок-поэзии, достаточно широк. Прежде всего, это различные проявления "чужого" слова ...кроме того, рассматривается практически все то, что является приоритетным и при изучении традиционного поэтического текста»21. Как нам кажется, несмотря на свою важность и содержательность, такой подход также не должен быть в изучении рок-лирики основным. Данное поэтическое течение приходит в Россию и в Германию из Англии и США вместе с музыкальным стилем рок, породившим ее. Поэтому, прежде чем переходить к изучению национальной специфики рок-текста, его интертекстуальности, необходимо уяснить себе глубинные, типологически значимые черты предмета исследования. Для этого мы в нашей работе обращаемся к немецкоязычному и русскоязычному року и выявляем особенности, объединяющие их на идейном, тематическом и художественном уровнях. Такая межнациональная перспектива позволяет представить рок-поэзию как единое явление, обладающее общими типологическими чертами. Наконец, вызывают сомнение чрезвычайно размытые понятия: «лучшие образцы рок-поэзии», «классическая рок-поэзия», свидетельствующие о том, что данное поэтическое течение с большими оговорками пытаются принять в русло национальной литературы, не прояснив до конца его специфику. В связи с этим новизна диссертационного исследования состоит в устранении пробела в изучении рок-поэзии, в представлении ее историко-литературной специфики в контексте современной поэзии, в анализе ее межнациональной перспективы и национальной особенности (немецкоязычный и русскоязычный варианты).
Актуальность темы диссертационного сочинения обусловлена обращением к самым значимым проблемам рок-поэзии как специфического явления в литературном процессе конца XX начала XXI века: идейно-тематический уровень, структурные особенности, типологические параллели и их содержание.
Логачева Т. Е.Русская рок-поэзия 1970-х -1990-х гг. в социокультурном контексте: Диссертация на соискание звания кандидата филологических наук. - М., 2002. 21 Доманский Ю. В. Русская рок-поэзия: текст и контекст. - М.: Изд-во Кулагиной - Intrada, 2010. С. 16.
Объектом настоящего исследования является творчество немецких и русских рок-поэтов, а непосредственным предметом - типологические особенности рок-поэзии, сходство и различие ее национального проявления.
Таким образом, систематизация типологических особенностей рок-поэзии является целью нашего исследования.
Достижение поставленной цели реализуется с помощью выполнения следующих задач:
- проанализировать и описать факторы, повлиявшие на формирование рок-
поэзии;
выявить общие идейные установки и идеалы, характеризующие рок-поэзию;
выявить художественные особенности рок-поэзии на уровнях рок-песни и рок-альбома;
исследовать национальную специфику немецкоязычной и русскоязычной рок-поэзии;
определить, каким образом описанные типологические черты коррелируют с индивидуальным видением мира отдельных рок-поэтов.
Материалом исследования послужила рок-поэзия немецкоязычных и русскоя-
77 *У\ 74.
зычных групп. В Германии: «ASP» , «der Bote», «Eisbrecher» , «In Extremo», «La-crimosa»25, «Letzte Instanz»26, «Megaherz», «Oomph!», «Schandmaul», «Silber» «Subway
to Sally» , «Tanzwut» «Umbra et Imago», «Unheilig». В России: «Машина времени»; «Воскресенье», «Бригада С» «Ва-банк», «Монгол Шуудан», «Моральный Кодекс», «Аквариум», «Кино», «Ноль», «Сплин», «Пикник», «Ночные Снайперы», «Кукры-никсы», «Наутилус Помпилиус», «Настя», «Агата Кристи», «Смысловые галлюцинации», «Чайф», «Калинов мост», «Гражданская оборона», а также рок-поэзия Яны Дягилевой, Константина Рябинова, Вадима Кузьмина, Николая Кунцевича, Майка Науменко.
Здесь и далее, кроме специально отмеченных, перевод наш.
23 Перевод песен группы от iloverock
Athras, Feuervogel, Софии Линковой aka Sonneschko
24 Перевод песен группы от Линковой Софии aka sonneschko
25 Перевод песен группы от Morgana
26 Перевод песен группы от София Линкова aka sonneschko
27 Перевод песен группы от София Линкова aka sonneschko
Цель и задачи диссертации определили применение комплексной методики анализа, включающей сравнительно-типологический, сравнительно-исторический методы, структурный, мифопоэтический и сравнительно-сопоставительный приемы анализа поэтического текста.
Методологическую и теоретическую базу исследования составили труды по истории и теории литературы ведущих представителей отечественного и зарубежного литературоведения: Ю. М. Лотмана, Д. С. Лихачева, М. Л. Гаспарова, Б. М. Гаспаро-ва, М. К. Мамардашвили, А. К. Жолковского, И. В. Фоменко, М. Н Дарвина, В. И. Тюпы, Л. Я. Гинзбург, С. Г. Бочарова, Е. М. Мелетинского. В работе также учитывалось и использовалось мнение таких авторитетных исследователей рок-поэзии, как Ю. В. Доманский, С. В. Свиридов, P. Wicke, J. Androutsopoulos. Изучение лгузыкальной природы рок-текста базировалось на работах Б. М. Эйхенбаума и В. А. Васиной-Гроссман
Теоретическая значимость работы заключается в комплексном исследовании типологических особенностей рок-поэзии, позволяющем говорить о ней как о сформировавшемся явлении, которое плодотворно развивается в настоящее время. Содержащиеся в данном исследовании наблюдения и выводы могут быть использованы в дальнейшем рассмотрении теоретических проблем рок-поэзии.
Практическая ценность настоящего исследования обусловлена возможностью использования материалов и результатов исследования в разработке и преподавании курсов истории зарубежной и русской литературы XX - XXI веков, спецсеминаров по анализу художественного текста, а также спецкурсов, посвященных особенностям песенной поэзии.
В соответствии с поставленной целью в качестве основных положений, определяющих научную новизну и теоретическую значимость работы, на защиту выносятся следующие:
1. Двоемирие авторского универсума (разделенность на священный и профанный мир) и протестность - главные черты рок-поэзии, определяющие ее с начала становления. Они были сформированы под влиянием различных факторов. С одной стороны, на рок-поэзию оказало воздействие традиционное африканское мышление (музыкальным фундаментом рок-н-ролла критики называют негритянский ритм-энд-блюз, рок, равно как джаз и блюз, явился примером синтеза двух ранее незнакомых культур: аф-
риканской и европейской). С другой стороны, рок с самого начала появления позиционировал себя как контркультура. Несмотря на то, что внешний пафос отрицания в данный момент в рок-тексте непопулярен, протестность остается внутренней глубинной сутью изучаемого нами поэтического течения.
Обе черты органично проявляют себя на идейно-тематическом, художественном уровнях как немецкой, так и русской рок-лирики. Протестность рок-поэзии выражается в активном использовании системы конфликтов как основы большинства сюжетов. Авторский универсум оказывается разделен на две области: реальную и ирреальную, где бытуют противоположные системы ценностей (священная и бытовая), -так проявляет себя идея двоемирия.
В системе образов рок-лирики, помимо стандартного набора персонажей, встречается архаичная фигура культурного героя (воспеваемого образца для подражания). Она существует здесь в вариантах эталона человека, медиума и трикстера.
Художественные особенности рок-поэзии обусловлены спецификой песни, в частности ее куплетно-припевной организацией, что позволяет объединить в рок-тексте риторические и поэтические приемы. Любой рок-поэт ставит перед собой две задачи: убедить в своей точке зрения (область риторики), описать свой двуединый художественный мир (область поэтики).
Музыкальный потенциал рок-слова позволяет говорить о рок-поэзии как о самобытном явлении песенной лирики.
Установленные общие и типологически значимые черты рок-поэзии по-своекгу проявляют себя в творчестве немецкоязычных и русскоязычных авторов, формируя национальную и авторскую специфику.
Категория «художественный мир автора» позволяет увидеть, как общие типологические черты рок-поэзии, а также национальная специфика проявляют себя в отдельно взятом авторском универсуме. Это позволяет избежать схематичности исследования, сообщает ему большую убедительность, демонстрируя жизнеспособность созданной типологии.
Структура работы тесно связана с ее целями и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, содержащей список использованной научной литературы и публицистики, словарей и энциклопедических изданий, а также списка сокращений.
Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры зарубежной филологии факультета филологии и журналистики Российского государственного университета имени Иммануила Канта. Основные положения исследования были изложены в виде докладов на областной научной конференции «Человек в системе нравственности» (апрель 2006 г.), на международной конференции: «Феномен Русской духовности: Словесность, история, культура» (октябрь 2006 г.), а также опубликованы в 6 статьях автора.
Истоки рок-поэзии
В данном параграфе мы ставим перед собой задачу проследить историю появления основополагающих, типологически значимых черт рок-поэзии, для этого нам необходимо обратиться к ее истокам. В нашем понимании рок-лирика изначально обладает единой с рок-музыкой историей становления. Исходя из этого, полагаем что, как в Германии, так и в России рок-поэзия была заимствованным поэтическим течением, оно появилось в конце шестидесятых - середине семидесятых годов. Адаптировавшись к национальной почве, рок-лирика получила индивидуальную для каждой страны историю становления и периодизацию. В то время как ее формирование произошло задолго до этого, в пятидесятых годах в США вместе с появлением рок-н-ролла, основой которого исследователи называют негритянский ритм-энд-блюз28. Данный жанр популярной музыки зародился в негритянских гетто США в результате миграции исполнителей с Юга на Север, из сельской местности - в большие города, с ферм и плантаций - на заводы и фабрики. Блюз перекочевал с сельских пикников, где он чаще всего звучал, в бары и клубы. Например, в Лос-Анджелес переселились такие известные блюзмены, как Ти-Боун Уокер из Техаса и Би Би Кинг из Мемфиса; в Нью-Йорк - Луис Джорден из Арканзаса и Джо Тернер из Канзас-Сити; из дельты Миссисипи в Чикаго - Мадди Уотерс, Элмор Джеймс и Хаулин Вулф. Обитатели гетто не только жили, но и развлекались обособленно от белых. Для удовлетворения культурных потребностей цветного населения стали открываться звукозаписывающие студии и радиостанции, ориентированные на производство и пропаганду музыки чернокожих. «В таких условиях ритм-энд-блюз до начала 50-х годов оставался наиболее изолированным от белой аудитории видом негритянской музыки»29. Но постепенно среди американской молодежи того времени его актуальность и популяр ность выросли до такой степени, что узкие рамки гетто сдерживать его не могли. Одним из первых эту тенденцию отметил Алан Фрид - диск-жокей радиостанции в Кливленде, передававшей легкую и классическую музыку. От хозяина станции ему удалось получить разрешение на трансляцию специальной еженедельной вечерней программы с записями ритм-энд-блюза. Специально для этой передачи, названной «Moondog s Rock And Roll Party» («Рок-н-ролльная вечеринка Лунного Пса») он взял себе псевдоним Moon Dog (Лунный Пес). Постепенно по инициативе диск-жокея популярное музыкальное течение вместо ритм-энд-блюза стало называться рок-энд-ролл. Как замечает Джереми Паскаль, «оба слова, составившие термин, были заимствованы из негритянского слэнга и уже несколько лет мелькали на пластинках. .. . Алан Фрид ввел это выражение в обиходную разговорную речь»30. Со временем музыкальное течение, известное только узкой прослойке населения, стало всемирно известным.
Русские и западные музыковеды, отмечают тот факт, что рок «а также джаз и блюз, есть уникальный пример диалога двух ранее не связанных цивилизаций: евро-пейской и африканской» . На наш взгляд, общение с современной традиционной культурой Африки наложило свой отпечаток не только на музыкальную эстетику рока, но и на становление и развитие идейно-ценностной системы рок-поэзии.
«Традиционные культуры негритянских народов Африки (или черной Африки) обладают своей особенностью, которая состоит в их ориентации на настоящее время. Это значит, что африканское мышление выделяет только настоящее и прошлое, понимаемое, однако, иначе, чем в современной европейской культуре. Эти два измерения кенийский ученый Дж. Мбити назвал следующими терминами, взятыми из языка суахили: саса — «теперь» - осознание человеком собственного существования, динамическое настоящее, ограниченное будущим и уже прожитым прошлым, в котором он участвовал или участвует, и залгани — «давно» макровремя обозначающее, все, что происходило до сегодняшнего момента»32. Здесь бытует совсем иное отношение к личности: лишенный перспектив будущего, человек находится в эпицентре судьбо носных событий ежесекундно. Такое понимание времени характерно и для рок-поэзии, где главной задачей агенса видится осуществление себя «здесь и сейчас», в настоящем времени. Эта особенность, через использование художественных средств выразительности, проявляет себя в рок-лирике и формирует особые связи с реципиентом. Стараясь создать иллюзию сопричастности, рок-поэт обращается к аудитории напрямую, устанавливает с ней непосредственный контакт и вводит в свой мир. Важно отметить, что на любом этапе существования рок-поэзии такая особенность производила глубокое впечатление на аудиторию. Кроме того, сила воздействия рока на слушателя велика еще и потому, что связана с менталитетом африканцев, которым знаком живой религиозный опыт, что формирует иную систему ценностей - действительность, в понимании африканца, иллюзорна, значимостью обладает непредметная священная реальность - «иерофания» . В своих трудах М. Элиаде отмечал, что для современной западной цивилизации она остается явлением утерянным и непонятным. В то время как, данное поэтическое течение, сохраняя органичную связь с африканским мировидением, переняло личностное отношение к ирреальному. По мнению автора, о священном в этом мире мало просто знать, к нему необходимо приобщиться, пройти особый действенный путь по его обретению. Он может быть описан как мистические странствия души по неизведанным краям, как размышления о сути бытия и своего места в мире. Здесь необходимо вспомнить М. Мамардашвили, выделившего особый тип поэтического мышления, в котором посредством творчества необходимо найти «духовную родину», в чьих недрах созидается душа. По мнению философа «у каждого художника есть уникальное видение мира, носящее индивидуальный акцент. Оно как бы увидено не здесь»34. В творчестве подавляющего большинства рок-поэтов происходит воссоздание особого мира со своими закономерностями, который архети-пичен и индивидуален одновременно. На наш взгляд, общей чертой авторского универсума, сформированной под влиянием традиционной африканской культуры, является его двоемирность: разделенность на реальное и ирреальное пространства.
Идейные установки и идеалы рок-поэзии
В рок-лирике отправной точкой в размышлениях об окружающей действительности становится представление о двойственности нашего мира. Универсум рок-поэта включает в себя равноправные области профанного и священного, которые находятся в состоянии взаимовключенности: одно можно увидеть в другом. Особенность авторского взгляда состоит в переоценке ценностей, принятых бытовым сознанием. Важность реального мира здесь не больше чем иллюзия, в то время как значимой становится непредметная ирреальность. В рок-поэзии последовательно утверждается ложность идейно-ценностной системы человеческого мира. Реальность здесь ограничена своей предметностью и основывается на ней. Всевозможные блага цивилизации, материальный достаток, спокойная и комфортная жизнь глубоко презираемы данным поэтическим течением, поскольку не дают возможности состояться духовному опыту. Важно понимать, что ирреальность каждым рок-поэтом понимается по-своему. Для кого-то ключом в надмирное является религия, мистические практики, кто-то видит возможности приобщения к священному в определенной исторической эпохе, а кто-то считает, что для его обретения необходимо познать себя, полностью отстранившись от авторитетов и любых привязанностей. Отсюда проистекает тематическое разнообразие рок-поэзии, которая стремится возродить в себе и аудитории сам механизм обретения Священного, оставаясь глубоко индивидуальной в поисках путей к нему. Александр Шпренг, поэт немецкой группы «ASP», ставит перед собой цель утвердиться в независимости, таким образом он обретает духовную свободу. Его путь в запредельное - это странствие в мрачных и темных областях стихийного подсознательного мира. В 2003 году его группа выпустила альбом «Weltunter»42 где описана «некая пустынная местность, в которой возвышается Тёмная Башня - символ души рок-поэта. В разных композициях он проводит слушателя через комнаты этого сооружения, демонстрируя, таким образом, свой необычный внутренний мир»43. Авторам песен группы «In Extremo» кажется близкой эстетика Средневековья. В своих песнях они пытаются пробудить дух эпохи, где артист занимал особое место посредника между мирами44. Для Бориса Гребенщикова иррациональный путь в священное открывается с постижением учений и религиозных практик Востока: «Когда я только учился писать песни, мне, естественно, было интересно, откуда они берутся. И то, что Харрисон со всей своей группой отправился в Индию, было знаком, где нужно искать. .. . Это был неосознанный процесс - ведь в мире вообще большинство вещей неосознанны. Половина песен, если не больше, у меня тоже неосознанна, но я как бы знал, что так надо. Спустя пятнадцать лет я понял, почему мне так было надо, и теперь получаю большое удовольствие от этого. .. .что касается дзэнской практики, естественно, мне было до неё далеко, и вместо этого был рок-н-ролл, что отчасти тоже дзэн-буддизм. Кстати, так было всегда: любую духовную практику мне заменял рок-н-ролл до тех пор, пока мне не стало требоваться что-то еще»45. В то время как для Констан 23 тина Кинчева, рок-поэта группы «Алиса», ключом в надмирное является христианство: «Мои песни адресованы прежде всего не тем, кто уже в храме и приобщается Таинств. Мое слово обращено к язычникам. Надеюсь, благодаря песне кто-то задумается, кто-то обратит свой взор к Небу. На этом моя миссия заканчивается»46.
Из этого следует, что в рок-поэзии автор занимает особое, по отношению к своей аудитории, место. Специфика изучаемого нами явления такова, что художник здесь выступает в амплуа медиума или жреца. Его представления о реальности и месте в ней человека взяты из надмирной области; его жизненный опыт, переносимый в песню, в большинстве случаев трансцендентный. У амплуа жреца есть свои положительные и отрицательные стороны. Автор такого типа характеризуется жертвенной, по отношению к своей аудитории, ролью: он находится в позиции отдающего и делится знаниями, что были добыты путем тяжелого душевного становления. Как следствие, уровень духовных запросов рок-поэта велик, и это выбивает его из обычного ритма жизни, нарушает коммуникацию с социумом. Художник здесь противопоставлен своей аудитории и одновременно конфликтует с окружающей его действительностью.
Немецкоязычная рок-поэзия
Под термином немецкоязычный рок мы в своей работе понимаем рок-лирику Германии, написанную на немецком языке. Процент такого рода групп невелик, что объясняется сильно развитыми англоязычными традициями бытования западного рока, а также активной включенностью стран Евросоюза в процесс глобализации. Достигая известности у себя на родине, немецкие рок-коллективы жаждут славы в мировом масштабе.
Группы, пишущие тексты на родном языке представляют исследовательский интерес в силу следующих причин. Во-первых, с самого начала возникновения рок-поэзии в Германии и по сей день существует целое направление рок-поэтов, предпочитающих писать тексты исключительно на родном языке. Во-вторых, Германия подарила мировой рок-музыке такие чисто немецкие направления как. «Krautrock103» и «Politrock104» (группы игравшие в этом стилевом направлении сочиняли тексты преимущественно на родном языке). В-третьих, немецкоязычная рок-поэзия обладает рядом специфических черт, что позволяет типологизировать ее как отдельную рок-школу со своими традициями. Кроме того, в немецкой истории музыки принято разделять рок на немецкоязычный и англоязычный.105
На возникновение и становление рок-музыки в Германии повлияла ее разде-ленность на ФРГ и ГДР (история развития и появления рок-музыки в социалистической и капиталистической Германии различны). Вследствие чего, периодизация рок-музыки Германии распадается на 3 крупных этапа. Появление рок-музыки в ФРГ (1960-е - начало 1970-х годов).
В первую очередь о рок-музыке узнали в капиталистической Германии, открытой влиянию Запада. На начальном этапе признание доставалось группам, мастерски копирующим стиль и манеру исполнения уже известных команд США и Великобритании, кроме того, исполнители первых хитов в Германии сочиняли свои тексты на английском языке, считавшемся тогда «ритмичным и уместным» . Как отмечают исследователи, «в то время лучшие группы выполняли функцию местного замещения англоязычных оригиналов».107 В 1964 году американские организаторы провели конкурс-фестиваль, носивший названия «Кто играет как Битлз?». Группа «Lordz» одержала там уверенную победу. Параллельно тому развивался в ФРГ и немецкоязычный рок, остававшийся первое время на периферии. Ситуация изменилась в 1968 году, когда Рольф Ульрих Кайзер организовал первый фестиваль «Essen Song Tagen» для групп, поющих на родном языке. Коллективы, выступившие там, выбивались из общей волны популярной музыки своими текстами, направленными на осуждение существующего политического строя. Немецкоязычные рок-поэты того времени воспринимали музыку данного направления в качестве одного из инструментов социальной борьбы. Таким образом, данный фестиваль положил начало такому немецкому направлению рок-музыки, как политический рок (Politrock). Признание получили множество немецкоязычных команд: «Fug s», «Frank Zappa», «The Mothers of invitation», «Floh de Cologne», «Tangerine dream», «Guru-Guru», «AmonduUl». Рольф Ульрих Кайзер сыграл большую роль в становлении германского рока, в 70-ые годы им была основана звукозаписывающая студия «Ohr Music Produktion», на которой получили возможность выпустить свои альбомы около тридцати новых немецкоязычных команд.
Открытием этого периода следует также считать новое направление рока «Kraftwerk»(«Krautrock»)108. Здесь рок-поэзия отличалась глубоким смыслом, а щзы-ка композиционной сложностью. Это направление было признано немецким явлением и разрушало «мнение о немецкоязычном роке как о суррогате англоязычной рок-музыки»109. Начало стилю было положено одноименной группой, выпустившей в 1974 г. свой первый альбом «Autobann»
Становление и развитие рок-музыки в ФРГ (70-ые — начало 90-ых годов).
В данный временной период новое музыкальное течение смогло прижиться и адаптироваться. Возможность плодотворного развития получили как немецкоязычные, так и англоязычные рок-коллективы. Группы, поющие на родном языке, не отказываясь от самобытности, шли на компромисс. С целью снискать славу в мировом масштабе, они стали выпускать свои наиболее удачные альбомы в англоязычном варианте. Такая тенденция сохраняется в стране до сих пор, что дает возможность исполнителям занимать высокие места в хит-парадах США и Великобритании.
В этот период растет профессионализм команд и уже с середины семидесятых годов сюда проникают различные стилевые направления рок-музыки: хэви-метал, го-тик-рок, хард-рок, арт-рок, джаз-рок. Для немецкоязычного рока данный этап становления ознаменовался укреплением традиций исполнения репертуара на родном языке, группы такого рода снискали большую популярность. Примером тому может служить творчество команды «Dire Kindern», тексты которой носили ярко выраженную политическую окраску и за ними окончательно закрепилось стилевое определение «Politrock».110
Особняком в истории немецкого рока стоит фигура рок-поэта Удо Линдберга из группы «Panik-Orhester». Он был одним из первых, кто выпустил немецкоязычный альбом («Alles klar auf der Andrea Doria», 1974). В текстах этого автора видно большое языковое чутье, позволявшее выразить тончайшие переходы эмоций и смысла. В его поэзии нашла отражение идея протестности, которая выразились в непримиримости перед существующей действительностью и политическим строем. Появление рок-музыки в ГДР (1960-е - начало 1970-х годов).