Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литературные биографии Вирджинии Вулф в контексте эстетической программы группы "Блумсбери" : Вирджиния Вулф и Роджер Фрай Андреевских Ольга Сергеевна

Литературные биографии Вирджинии Вулф в контексте эстетической программы группы
<
Литературные биографии Вирджинии Вулф в контексте эстетической программы группы Литературные биографии Вирджинии Вулф в контексте эстетической программы группы Литературные биографии Вирджинии Вулф в контексте эстетической программы группы Литературные биографии Вирджинии Вулф в контексте эстетической программы группы Литературные биографии Вирджинии Вулф в контексте эстетической программы группы Литературные биографии Вирджинии Вулф в контексте эстетической программы группы Литературные биографии Вирджинии Вулф в контексте эстетической программы группы Литературные биографии Вирджинии Вулф в контексте эстетической программы группы Литературные биографии Вирджинии Вулф в контексте эстетической программы группы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Андреевских Ольга Сергеевна. Литературные биографии Вирджинии Вулф в контексте эстетической программы группы "Блумсбери" : Вирджиния Вулф и Роджер Фрай : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03. - Нижний Новгород, 2005. - 163 с. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВАI Жанр биографии в творчестве В. Вулф. Эстетическая программа группы «Блумсбери» 15

1.1 Специфика биографического жанра. Развитие биографического жанра на рубеже XIX-XX веков 15

1.2 Эстетическая программа В. Вулф и творческие поиски блумсберийцев (Вирджиния Вулф и Роджер Фрай) 27

1.3 Жанр биографии в творчестве В. Вулф 38

1.4 «Блумсбери» как концепт английской ментальносте 46

1.5 Образ В. Вулф в современной литературе и искусстве 52

ГЛАВА II Пародийная биография «Орландо» как жанровый эксперимент 78

2.1 История создания биографии 78

2.2 Художественные особенности биографии...;.. 90

ГЛАВА III Жанровая специфика биографий «Флаш» и «Роджер Фрай» 108

3.1 История создания и художественные особенности пародийной биографии «Флаш» 108

3.2 «Роджер Фрай» как литературная биография 128

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146

БИБЛИОГРАФИЯ 152

Введение к работе

Английская писательница Вирджиния Вулф входит в литературу в 1904 г. как автор эссе и рецензий. В 1907 г. она делает первые наброски романа под названием «Мелимброзия» {Melymbrosid), которые публикует в 1915 г. как роман «Путешествие» {The Voyage Out). В 1917 г. вместе с мужем Леонардом Вулфом Вирджиния основывает издательство «Хогарт Пресс» {The Hogarth Press), а вскоре издает книгу рассказов «Пятно на стене» {The Mark on the Wall).

Литературное наследие Вулф включает романы: «Путешествие» (The Voyage Out, 1915), «Ночь и день» {Night and Day, 1919), «Комната Джекоба» {Jacob's Room, 1922), «Миссис Дэллоуэй» {Mrs Dalloway, 1925), «На маяк» {То the Lighthouse, 1927), «Волны» {The Waves, 1931), «Годы» {The Years, 1937), «Между актами» {Between the Acts, 1941). Вирджиния Вулф получила признание и как автор рассказов. Ею было издано несколько сборников: «Пятно на стене», «Королевские сады» {Kew Gardens, 1919), «Понедельник или вторник» {Monday or Tuesday, 1921). Перу Вулф также принадлежат одни из лучших образцов английской эссеистики. Ее. эссе печатались в сборниках: «Обязательное чтение» {The Common Reader, 1925) и «Второе обязательное чтение» {The Second Common Reader, 1932). Творчество писательницы имеет большое значение для движения феминизма. Вулф излагает свои взгляды на проблемы женщин в современном обществе в эссе «Своя комната» {A Room of One's Own, 1929) и «Три гинеи» {Three Guineas, 1938). Особое место в творчестве Вулф занимают произведения биографического жанра: «Орландо» {Orlando, 1928), «Флаш» {Flush, 1933), «Роджер Фрай» {Roger Fry, 1940). Эти произведения отражают попытки писательницы реформировать биографию, найти новые горизонты жанра, новые возможности изображения внутреннего мира человеческой личности. Однако экспериментаторская природа биографий на протяжении долгого времени была причиной того, что

4 они не рассматривались как произведения, принадлежащие к одному жанру.

Почти не вызывала сомнений жанровая принадлежность «Роджера Фрая», но

жанровая природа «Орландо» и «Флаша» до' сих пор нуждается в четком

определении.

В отечественном и зарубежном литературоведении творчество Вирджинии Вулф вызывало горячий интерес на протяжении XX столетия. Было опубликовано несколько биографий Вулф (Д. Дэйчес, К. Белл, Г. Ли, Дж. Кинг, Н. Николсон). Ученые посвящали работы различным аспектам творчества писательницы. Множество работ сосредоточено на романах писательницы, причем часто в состав романного творчества включаются «Орландо» и «Флаш».

Например, в книге «Главные романы Вирджинии Вулф: Современные басни» {Virginia Woolf's MajorNovels: Fables of Anon)1 Мария ДиБаттиста рассматривает «Орландо» как сатирический, пародийный роман. Эвром Фляйшман в монографии «Вирджиния Вулф: Критическое чтение» {Virginia Woolf A Critical Reading) признает значимость жанра биографии в творчестве Вулф, но характеризует жанр «Орландо» как пародийный Kunstlerroman, роман о художнике. Говард Харпер {Between Language and

Silence: the Novels of Virginia Woolf) исследует связь «Орландо» с «Неистовым Роландом» Ариосто, определяет главного героя как архетип английской культуры и рассматривает жанр произведения как роман воспитания. Гермиона Ли в книге «Романы Вирджинии Вулф» {The Novels of Virginia Woolff делает акцент на стилистических характеристиках произведения. По мнению исследовательницы, автор «Орландо» пародирует тот или иной литературный стиль для описания исторических эпох. Джин Александр {The Venture of Form in he Novels of Virginia Woolf) выделяет

1 DiBattista, Maria. Virginia Woolf s MajorNovels: The Fables of Anon. - London, 1980.

2 Fleishman, Avrom. Virginia Woolf: A Critical Reading. London, 1975.

3 Harper, Howard. Between Language and Silence: the Novels of Virginia Woolf. - Lousiana, 1982.

4 Lee, Hermione. The Novels of Virginia Woolf. - London, 1971.

5 Alexander, Jean. The Venture of Form in the Novels of Virginia Woolf. - London, 1974.

5 символическое начало в произведении. Дороти Брюстер анализирует сюжет

«Флаша» и «Орландо» с позиций феминизма, характеризуя жанр произведений как роман6. Подобный подход применяет Сьюзен Меррилл Скуайер7.

Гораздо меньшее внимание уделяют исследователи проблеме жанра биографии в творчестве писательницы. Возможно, это обусловлено именно тем фактом, что «Орландо» и «Флаш» часто рассматриваются не как биографии, а как романы. Поэтому у исследователей не возникает необходимости объединять биографии Вулф в отдельный аспект в рамках ее

творчества. Жан Гиге в своей диссертации посвящает отдельную главу биографическим произведениям писательницы, но исключает из их числа «Орландо». Джеймс Кинг в объемной монографии «Вирджиния Вулф» (Virginia Wool/)9 признает, что «Орландо» - биография Виты и одновременно биография Вулф как творческой личности. Но исследователь не занимается жанровыми особенностями биографических произведений Вулф. К вопросам биографического жанра в творчестве Вулф обращается Джулия Бриггс в статье «Вирджиния Вулф и «Как следует писать о жизни» (Virginia Wool/and "The Proper Writing of Lives")10. Дж. Бриггс доказывает, что на протяжении всей творческой истории Вулф биография играла для нее важную роль. Во многом проза писательницы была автобиографична, и это справедливо как по отношению к ее романам, так и по отношению к биографическим произведениям. Детальный анализ биографических произведений В. Вулф проводит югославский литературовед Слободан Вукобрат в докторской диссертации на тему «Теория и техника биографического творчества Вирджинии Вулф» (Teorija і tehnika biografskoy stvaralastva Virdzinije Vulf)n. Диссертация состоит из двух частей. Первая посвящена биографии «Роджер

6 Brewster, Dorothy. VirginiaWoolfs London. - London, 1959.

7 Squier, Susan Merril. Virginia Woolf and London. The Sexual Politics of the City. - London, 1985.

8 Guiguet, Jean. Virginia Woolf et son oeuvres. L'art et la Quete du Reel. These Principale pour le Doctorat. -
Grenoble, 1962.

9 King, James. Virginia Woolf. - New York, 1995. ,

10 Briggs, Julia. Virginia Woolf and "The Proper Writing of Lives"// The Art of Literary Biography. Ed. by John
Batchelor. - Oxford, 1995. - С 245-265.

11 Vukobrat, Slobodan. Teorija і tehnika biografskoy stvaralastva Virdzinije Vulf. - Beograd, 1984.

Фрай». Ученый пишет о «методе компиляции» в биографии, о роли лейтмотива, о функции цитат, об образах и символах, о символике центра, об авторской объективности и нейтральной интонации. Завершается глава параграфом о соотношении биографии и эскапистских умонастроений блумсберийцев. Вторая глава сосредоточена на биографиях «Орландо» и «Флаш» как экспериментальных и пародийных, «шуточных» произведениях. В 1987 году выходит книга Рут Хоберман о жанре биографии в английской литературе первой трети XX века (Modernizing Lives. Experiments in English

Biography. 1918-1939) . Исследовательница характеризует биографии «Орландо» и «Флаш» в контексте феминистских убеждений автора. Для определения жанровой природы «Роджера Фрая» Рут Хоберман пользуется термином «социобиография» (sociobiography), который, по ее мнению, полностью отражает жанровую специфику этого произведения. Под социобиографией Хоберман понимает такой тип повествования, в котором судьба главного героя раскрывается в контексте его общественной деятельности.

Особое место в общей массе литературы о жизни и творчестве Вирджинии Вулф занимают книги и статьи о взаимодействии писательницы с блумсберийцами, о влиянии эстетики «Блумсбери» на творческую эволюцию писательницы. Следует выделить монографию Дэвида Даулинга «Эстетика Блумсбери и романы Форстера и Вулф» (Bloomsbuiy Aesthetics and the Novels of Forster and Wool/)13. Ученый дает характеристику эстетики блумсберийцев, исследует различные направления, по которым шло взаимное влияние членов группы «Блумсбери» и Вирджинии Вулф, в частности, влияние современной живописи на формирование писательской манеры Вулф. Леон Эдел в книге «Блумсбери. Дом львов» (Bloomsbury. А House of Lions)14 детально изучает историю группы «Блумсбери», социальное положение, философские и эстетические взгляды блумсберийцев. Джон

12 Hoberman, Ruth. Modernizing Lives. Experiments in English Biography. 1918-1939. - Illinois, 1987.

13 Dowling, David. Bloomsbury Aesthetics and the Novels of Forster and Woolf. - London, 1985.

14 Edel, Leon. Bloomsbury. A House of Lions. - New York, 1979.

7 Леман в монографии «Вирджиния Вулф и ее мир» (Virginia Wool/ and her

World) пишет о том, как шла работа писательницы над итоговой

биографией «Роджер Фрай», о том, какую роль' в жизни писательницы играл

Фрай. Заслуживает внимания и труд Дж. К. Джонстона «Группа

«Блумсбери». Исследование творчества Э.М. Форстера, Литтона Стрэйчи,

Вирджинии Вулф и их окружения» (The Bloomsbury Group. A Study of ЕМ.

Forster, Lytton Strachey, Virginia Wool/, and their Circle)16. Ученый подробно

описывает историю взаимоотношений блумсберийцев, их творческую и

философскую установку. Вызывает интерес и книга «Группа «Блумсбери».

Собрание мемуаров, комментарий, критика» (The Bloomsbury Group. А

collection of Memoirs, Commentary and Criticism) - сборник воспоминаний и

статей членов группы и их современников. Большой объем интересной и

важной информации содержит и сборник «Вирджиния Вулф: Воспоминания

современников» (Recollections of Virginia Woolf by her Contemporaries)1*.

Современники Вирджинии Вулф, среди которых - Виктория Сэквилл-Уэст и

Э.М. Форстер, вспоминают о событиях, ( связанных с творчеством

писательницы и ее деятельностью в рамках «Блумсбери». Сборник

«Вирджиния Вулф: интервью и воспоминания» (Virginia Woolf: Interviews and

Recollections)19 содержит выдержки из мемуаров и писем блумсберийцев и

предоставляет информацию, которая способна прояснить некоторые

эпизоды, связанные с творческой судьбой писательницы. Представляется

полезным ознакомиться с биографией Роджера Фрая, выполненной в

соответствии с традиционным каноном жанра литературной биографии. В

1980 г. Фрэнсис Сполдинг издает книгу «Роджер Фрай. Жизнь и искусство»

(Roger Fry: Art and Life) , где предлагает читателю новый взгляд на личность

и судьбу Роджера Фрая. Как считает автор, Вирджиния Вулф в своем

15 Lehman, John. Virginia Woolf and her World. - London, 1975.

16 Johnstone J.K. The Bloomsbury Group. A Study of E.M. Forster, Lytton Strachey, Virginia Woolf, and their
Circle. - London, 1954.

17 The Bloomsbury Group. A collection of Memoirs, Commentary arid. Criticism. - Toronto, 1975.

18 Recollections of Virginia Woolf by her Contemporaries. Ed. with an introduction by John Russel Noble. -
London, 1972. >

19 Virginia Woolf: Interviews and Recollections. Ed. by J.H. Stape. - Iowa City, 1995.

20 Spalding, Frances. Roger Fry: Art and Life. - Los Angeles, 1980. .

8 произведении представляет героя с точки ' зрения близкого человека,

принадлежащего к тому же тесному кругу людей, как бы «изнутри». Поэтому

биография Вулф обходит стороной те факты, которые писательница не

хотела или не могла раскрывать читателю. Как отмечает Сполдинг, со

времени создания биографии «Роджер Фрай» было открыто достаточно

большое количество новых фактов, поэтому первая биография нуждается в

уточнении, в том, чтобы была добавлена информация о личной жизни Фрая и

его месте в группе «Блумсбери».

В отечественном литературоведении исследование творчества Вулф имеет давнюю традицию и представлено трудами Н.П. Михальской, Д.Г. Жантиевой, Н.Ю. Жлуктенко, статьями Е.Ю; Гениевой, Н.А. Соловьевой, диссертациями Н.И. Бушмановой, А. А. Колотова, Л.В. Моденковой, Н.В. Морженковой. Как правило, в работах отечественных ученых «Орландо» и «Флаги» рассматриваются как несерьезные произведения, «шутки» писательницы. Однако в последние годы появились работы, применяющие «серьезный» метод анализа к «Орландо» и «Флашу». В кандидатской диссертации А.А. Колотова' исследуются особенности романного хронотопа «Орландо» и «Флаша». Н.В. Морженкова делает попытку проанализировать художественные особенности «Орландо» как постмодернистского романа. Вызывает интерес статья О.Б. Вайнштейн «Шекспировские вариации в английской прозе»21, в которой автор сравнивает бессмертного героя Вулф с Шекспиром и выдвигает тезис о том, что мифологему романа можно обозначить термином «мировая книга».

Недостаточно изучена и биография «Роджер Фрай». Наиболее глубокий анализ произведения можно найти в кандидатской диссертации Н.И. Бушмановой на тему «Литературная эссеистика Вирджинии Вулф».

Вайнштейн О.Б. Шекспировские вариации в английской прозе // Английская литература XX века и наследие Шекспира. - М, 1997. - С. 92-120.

9 Автор пишет о жанровой новации Вирджинии Вулф - «крупной форме» эссе.

К произведениям этого жанра исследовательница относит «Свою комнату»,

«Флаша», «Три гинеи», «Роджера Фрая». По мнению Н.И. Бушмановой,

«крупная форма эссе у Вулф представляет собой синтез собственно эссе

(литературно-критического, биографического, публицистического) с

элементами художественного вымысла, фантастики и романной структуры

(фабулой, образом рассказчика и т.д.)»22.

Следует отметить, что биографические произведения писательницы в отечественных источниках не выделяют в особую линию в рамках творческой эволюции Вулф. Кроме этого, в отечественной среде глубоко укоренилась традиция рассматривать произведения В. Вулф вне контекста идейно-эстетических исканий группы «Блумсбери». Возможно, причина этому - мнение, что блумсберийцы не обладали серьезной эстетической программой и в основном представляли кружок близких друзей, имеющих общие взгляды на искусство, философию и политику. Однако, как будет доказано в дальнейшем, изучение произведений писательницы в контексте эстетических экспериментов блумсберийцев дает возможность раскрыть новые неизученные грани ее работ, получить более полное представление о том, как вписывается творчество писательницы в общий культурный контекст начала XX века.

В качестве материала исследования выбраны три крупных биографических произведения: «Орландо» {Orlando, 1928), «Флаш» {Flush, 1933), «Роджер Фрай» {Roger Fry, 1940). Кроме этого, проводится подробный анализ программных эссе Вулф, посвященных особенностям биографии как жанра литературы: «Новая биография» {The New Biography, 1927) и «Искусство биографии» {The Art of Biography, 1939).

Бушманова Н.И. Литературная эссеистика В. Вулф. Автореф. - М"., 1989. - С. 13.

Предметом исследования является специфика биографического жанра в рамках эстетической программы Вулф, в частности, характеристики модернистской модификации жанра биографии.

В диссертации впервые в отечественном литературоведении указанные произведения («Орландо», «Флаш», «Роджер Фрай») рассматриваются как эволюция жанра биографии в творчестве писательницы. Единство жанровой природы произведений доказывается путем анализа их общей тематики и схожих принципов композиционной организации и построения сюжета. В этом заключается научная новизна работы.. Несмотря на то, что многие аспекты творчества Вулф были достаточно глубоко и полно изучены, в отечественной традиции не сформировалось представление о писательнице как о реформаторе жанра литературной биографии. Однако, как доказывает диссертационное исследование, Вирджиния Вулф действительно добилась успеха в создании новой модернистской модели^иографического жанра. Это удается писательнице за счет применения новой техники повествования и эксперимента с образом главного героя и образом автора биографии.

Актуальность работы обусловлена все возрастающим вниманием к творческому наследию и личной судьбе Вирджинии Вулф в конце XX и начале XXI века столетия, а также повышенным интересом читающей публики к произведениям биографического жанра в целом.

К образу Вулф и ее творчеству обращаются и в литературе, и в мире кино. На протяжении XX века образ Вулф входит в литературные произведения: пьеса Э. Олби «Не боюсь Вирджинии Вулф», биографическая пьеса Э. О'Брайен «Вирджиния», роман Майкла Каннингема «Часы» и роман Жаклин Арпман «Орланда». В 1992 году появляется экранизация биографии «Орландо», а в 2002 году - экранизация романа «Часы».

Такое внимание к творчеству и личной биографии Вирджинии Вулф обусловлено актуальностью в условиях современной действительности тем и проблем, которые писательница поднимала в своих произведениях. С другой стороны, писатели, обращавшиеся к творческому наследию Вулф, как

правило, выделяют конкретные аспекты ее прозы. Это, прежде всего, ярко выраженный тендерный характер, стилистические и лингвистические эксперименты и определяющая роль личности и характера героя для выбора сюжета произведения.

Не угасает и интерес к творчеству Вулф со стороны литературоведов. Например, весной 2005 года В Англии была выпущена в свет монография Джулии Бриггс «Вирджиния Вулф: Внутренний мир» .

Цель диссертации заключается в том, чтобы выявить специфику модернистской модификации жанра литературной биографии в творчестве В. Вулф.

Задачи диссертации заключается в следующем:

  1. определить жанровые параметры литературной биографии;

  2. очертить степень влияния идейно-художественных воззрений членов группы «Блумсбери» и эстетических взглядов Роджера Фрая на формирование творческой установки писательницы;

3) определить жанровые особенности модификации модернистской
биографии В. Вулф;

4) проследить динамику развития жанра биографии в творчестве В. Вулф;

5) охарактеризовать место биографических произведений в творческом
наследии писательницы

Структура работы, в соответствии о поставленными целями и задачами, состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей источники на русском, английском, французском и сербском языках. Первая глава посвящена анализу жанровой природе литературной биографии, особенностям развития жанра биографии на рубеже XIX-XX веков. Помимо этого, в главе анализируется роль жанра биографии в творческой системе Вулф. Далее рассматривается культурный контекст, в рамках которого творила Вулф, а именно - контекст эстетической

Briggs, Julia. Virginia Woolf: An Inner Self. - Oxford, 2005.

12 деятельности группы «Блумсбери». Глава завершается анализом рецепции

творчества Вулф на протяжении XX века. Творчество писательницы является

неотъемлемой частью культурного наследия блумсберийцев, поэтому

представляется целесообразным изучать природу жанрового эксперимента

Вулф именно в контексте эстетики «Блумсбери».

Вторая глава сосредоточена на жанровых характеристиках биографии «Орландо». Произведение рассматривается в рамках биографического и общелитературного контекстов. Такой подход к исследованию произведения обусловлен самой его природой. Вулф экспериментирует, прежде всего, с образом героя биографии: это герой, наделенный чертами реального прототипа, но, в то же время, Орландо - символ поэтического сознания вообще. Поэтому его биография - не только события частной жизни, но и история его взаимодействия с литературной традицией, критикой, история его творческого развития.

Третья глава посвящена двум другим, более зрелым биографиям писательницы. Это «Флаш» и «Роджер Фрай». Как и в «Орландо», главные герои этих произведений - творческие люди, поэтесса Элизабет Барретт-Браунинг и искусствовед и художник Роджер Фрай.

Теоретико-методологическую базу работы составляют труды отечественных и зарубежных ученых по теории и истории литературы. Исследование жанра литературной биографии, динамики его развития и характерных черт, проводится с опорой на труды С.С. Аверинцева, М.М. Бахтина, Б.О. Кормана, Б.В. Томашевского, Б.А Успенского, В.Е. Хализева, Г. Николсона, Р. Хоберман.

Из зарубежных источников по проблемам биографии особое внимание уделено книге Гарольда Николсона «Развитие английской биографии» {The Development of the English Biography)2*. Учитывая тот факт, что Вулф и Николсон достаточно тесно общались (Вирджиния была близкой подругой его супруги Виты, Гарольд Николсон был вхож в «Блумсбери»),

24 Nicolson, Harold. The Development of the English Biography. - London, 1933.

13 представляется правомерным утверждать, что взгляды Вулф и Николсона на природу и перспективы развития жанра биографии были взаимосвязаны: проза Вулф давала возможность Николсону прогнозировать дальнейшее сближение биографии с литературой, а Вулф в ее жанровых поисках вдохновляло исследование Николсона.

В соответствии с особенностями диссертационного исследования в качестве основных методов выбраны: 1) биографический метод, помогающий проследить степень и характер влияния эстетики «Блумсбери» на творческую установку Вулф, механизм' взаимодействия концепций В. Вулф и Р. Фрая; 2) рецептивный метод, используемый для характеристики восприятия творчества Вулф и «Блумсбери» как концептов культуры; 3) комплексный метод, позволяющий исследовать биографические произведения Вулф в рамках общего контекста творчества писательницы, проанализировать их тематику, систему персонажей, особенности сюжетостроения, обозначить черты, роднящие биографии с основой частью произведений писательницы.

Теоретическая значимость работы состоит в попытке расширить рамки биографического жанра, выделить' характерные особенности модернистской модификации литературной биографии, проанализировать творческое наследие В. Вулф с точки зрения реформы биографического жанра и жанра «новой биографии».

Практическое значение работы заключается в возможности применять выводы и материал исследования в лекционных и практических курсах «Истории зарубежной литературы XX века», «Истории английской литературы XX века», в спецкурсах, посвященных различным аспектам творчества Вулф, а также в семинарах пО проблеме жанра в эпоху модернизма и в XX веке в целом.

Апробация диссертационного исследования осуществлялась в рамках научных конференций: «Литература: миф и реальность» (Казань, 2003), «Лингвистические основы межкультурной коммуникации» (Нижний

14 Новгород, 2003), «Слово, высказывание, текст в когнитивном,

прагматическом и культурологическом аспектах» (Челябинск, 2003), «Перевод и межкультурная коммуникация» (Нижний Новгород, 2003), «Феномен прецедентности и культурный традиции» (Тамбов, 2003), «Художественный текст и культура V» (Владимир, 2003), «Компаративистика на пороге XXI века. Современные теоретико-методологические проблемы» (Санкт-Петербург, 2004), «Французский язык и культура Франции и России XXI века» (Нижний Новгород, 2004), «Пуришевские чтения» (Москва, 2003-2005 гг.). Различные аспекты исследования были освещены в двенадцати публикациях. Диссертация обсуждалась на кафедре зарубежной литературы и межкультурной коммуникации Нижегородского Государственного Лингвистического Университета им. Н.А. Добролюбова.

Специфика биографического жанра. Развитие биографического жанра на рубеже XIX-XX веков

Категория жанра - одна из самых спорных в литературоведении, известные жанровые классификации неоднородны в своей основе, и причина этого - в сути самого явления жанра, так как эта категория достаточно подвижна и непрерывно развивается. Поэтому вопрос о жанровой природе того или иного произведения не всегда может быть решен однозначно, следовательно, требует внимательного и осторожного отношения.

Необходимо проследить динамику развития и жанровую специфику биографии как вида литературы.

В статье, посвященной биографическому жанру, в «Краткой литературной энциклопедии»25 А.Ю. Наркевич дает следующее определение: «Биография (от греч. биос - «жизнь» и графо - «пишу») - жизнеописание. Научная биография дает на основе фактического материла картину жизни человека, развития его личности в связи с общественной действительностью эпохи. Биография помогает понять формирование личности, направление, характер и процесс творческой и общественной деятельности человека... Виды биографии разнообразны: она может быть научной, художественной, академической, популярной и т.д.».

Родоначальником биографического жанра считают Плутарха, а его «Параллельные жизнеописания» - первым произведением, написанным в собственно жанре биографии. Для того .чтобы раскрыть особенности античной биографии, можно обратиться к монографии С.С Аверинцева «Плутарх и античная биография» . Во введении ученый исследует источники жанра биографии и разводит биографический и иные жанры античной литературы. Исследователь отмечает, что в отличие от других жанров, характеризующихся твердыми законами (обязательный метр, лексика и другие формальные приметы), биография является слабым жанром, у которого подобные жесткие признаки отсутствуют. Затем ученый анализирует жизнеописания Плутарха в контексте греческой биографии. Он разделяет все бытовавшие тогда биографии на два вида: гипомнематический и риторический. Гипомнематический тип биографии представляет собой полную справку о происхождении, событиях жизни, роде смерти героя. Справочный характер ней преобладает над повествовательностью. Такой тип биографии тяготеет к рубрицированности. Другой тип, риторический, по мнению Аверинцева, нельзя назвать биографией в строгом смысле этого слова. Причина в том, что «в сфере риторики биографический материал непременно проходит эмоционально-оценочный отбор, и поэтому мы имеем пред собой либо «похвальное слово» (энкомий), либо его противоположность, то есть «поношение». (псогос)». Исследователь выделяет характерные особенности таких произведений: интонация в них ровная, однородная; материал отбирается с исключением эмоционально-нейтральных и диссонирующих друг с другом сведений.

Как утверждает Аверинцев, такое деление биографии на два типа пережило античность и встречается в византийской разновидности биографии (агиографии). Что касается Плутарха, то его произведения не принадлежат ни одному из двух видов: это подлинные жизнеописания. По мнению ученого, Плутарх создает новый тип биографии - «моралистико-психологический этюд». Можно определить специфические жанровые черты такого типа биографии. Как считает Аверинцев, поскольку у биографии, в отличие от других литературных жанров, нет в арсенале особого стиля повествования, специфического языка, ее построение происходит в сфере композиции. Для Плутарха характерны свободные ассоциативные переходы от темы к теме, он подчиняет повествование движению мысли. Его жизнеописаниям свойственна дидактичность, возникающая за счет особой интонации разговора с читателем.

После Плутарха биографии бытуют как жития святых в эпоху Средневековья. Но в эпоху Возрождения вновь появляется интерес к отдельной человеческой личности, что вызывает широкое распространение биографии. Эпоха Просвещения внесла в биографический жанр документальность и критический подход к отбору источников, стремление к исторической точности. Девятнадцатый век традиционно считается веком появления обширных фундаментальных биографий. Начало и первая половина двадцатого столетия - это время переосмысления жанрового канона в целом, и в особенности канона биографического жанра. Основное направление, в котором литераторы разных стран ведут поиски, - полный или частичный разрыв с традицией, стремление преобразовать жанр биографии. Такое стремление писателей подогревалось резко возросшим на рубеже веков интересом к биографиям со стороны читателя. Этот интерес был вполне объясним: начало XX века - время, жестокое по отношению к отдельно взятому человеку. Это время глобальных преобразований во всех сферах и областях человеческой деятельности: политика, наука, искусство, литература, театр и т.д.

История создания биографии

Вирджиния Вулф посвятила «Орландо» своей близкой подруге Виктории Сэквилл-Уэст. Виктория Мэри Сэквилл-Вэст (1892 - 1962) родилась в поместье Ноул в Кенте, которое являлось родовым гнездом Сэквиллов, начиная с XVI столетия. В 1913 году она стала женой английского дипломата Гарольда Николсона. Она увлекалась литературой, писала биографии, поэзию, романы; любила природу. Ее перу принадлежат поэтические сборники «Стихотворения Запада и Востока» {Poems of West and East, 1917), «Сад и виноградник» {Orchard and Vineyard, 1921); романы «Наследство» {The Heritage, 1919), «Ноул. и Сэквиллы» {Knole and the Sackvilles, 1922), а также «Эдвардианцы» {The Edwardians, 1930) и «Растраченная страсть» {All Passion Spent, 1931). За поэму «Земля» {The Land, 1926) Вита получила премию Готорна. В целом ее творчество составляет порядка пятидесяти книг.

Очевидная связь между главным героем/героиней биографии и подругой Вирджинии Вулф позволяет исследователям говорить об «Орландо» как о «романе с ключом», roman-a-clef ,как о « любовном послании».

Реальные черты, свойственные Вите, мы находим и в образе Орландо: это любовь к литературе, природе; .благородное происхождение, литературный талант, а также и бисексуальность, символически вополощенная в мотиве травестии, смены пола.

Первое издание книги сопровождалось фотографиями Виты в одежде XVIII, XIX и XX столетий, изображениями племянницы Вулф, Анджелики Белл, облаченной в экзотический костюм и представлявшей Сашу, а также три реальных исторических портрета членов семьи Сэквиллов : «Эрцгерцогиня Харриет", "Мармадьюк Бонтроп Шелмердин", "Орландо в детстве. Таким образом, даже подборка иллюстраций позволяла современникам и многим исследователям воспринимать книгу исключительно как "роман с ключом", так как многие из деталей, которые Вита упоминает в своем автобиографическом произведении «Ноул и Сэквиллы», посвященном родовому поместью, встречаются и в «Орландо»: например, имена слуг, описания деталей интерьера. Ранние трагедии Орландо напоминают не только юношеские пробы пера Виты - исторические произведения и пьесы, но и трагедию «Горбодьюк» Чарльза Сэквилла; отношения Орландо с Ником Грином отражают свойственное Сэквиллам покровительство различным видам искусства; аллюзии на творчество и образ Шекспира - воплощают попытки Виты найти какие-либо связи между последним и поместьем Ноул.

Есть и другие общие черты, как пишет Говард Харпер. Ученый считает, что для образа Саши реальным прототипом была некая Вайолет Трефу сие, связь с которой едва не разрушила брак Виты; эрцгерцог Харри - это Лорд Лэселз, один из ее поклонников; поместье Ноул род Сэквиллов получил в дар от Королевы Елизаветы в 1566 году (впоследствии, после смерти отца Виты в 1928 году, дом перешел к его брату, который в 1946 году передал его организации Нэшенл Траст, the National Trust).

Находятся автобиографические черты и .в плане сюжета. В монографии «Вриджиния Вулф» Джеймс Кинг пишет о том, что брак Виты и Гарольда Николсона воплощен в союзе Орландо и Шелмердина, причем и здесь писательница намекает на бисексуальность Виты: «Харольд Николсон ласково называл Виту «Map» - именно так Орландо называет своего мужа. Таким образом, мужское начало в характере Виты проявляется не только в образе главного героя, но и в образе Шела, спутника героини.

История создания и художественные особенности пародийной биографии «Флаш»

Как и биография «Орландо», «Флаш» был для Вирджинии Вулф, по ее собственным словам, возможностью отдохнуть после трудной работы над романом «Волны». Она писала леди Оттолайн Моррел, что идея Флаша возникла из усталости, которую она почувствовала, завершив «Волны»: «я лежала в саду и читала любовную переписку Браунинга, и образ собаки меня рассмешил, поэтому я не могла противостоять желанию дать ему жизнь». Кроме того, писательница признавала, что ей хотелось подшутить над Литтоном Стрэйчи, спародировать его. Однако,-как отмечает Сьюзен Меррил Скуайер, со смертью Литтона 21 января 1932 года стимул писать «Флаша» как комическую, пародийную биографию несколько уменьшился. Исследовательница считает, что «вторая фантастическая биография Вулф, созданная в зрелые годы (после «Орландо») задумывалась как беспечная мистификация, пародирующая жанровый канон как Викторианской «двухпалубной» биографии, так и модернистскую модель Стрэйчи. В итоге она оформилась в повествование, критикующее ценности, составляющие основу социальной и политической жизни" Лондона».172 Однако вряд ли можно заявить, что в конечном итоге «Флаш» утрачивает черты пародийной биографии. Произведение основано на событиях из жизни викторианской поэтессы Элизабет Барретт-Браунинг. В центре внимания автора - тяжелая болезнь героини, ее знакомство с Робертом Браунингом, любовь, брак, путешествие в Италию. Писательница старается сохранить достоверность и даже снабжает текст примечаниями и указывает источники информации: таким образом, произведение приобретает черты традиционной биографии. Вулф вновь прибегает к жанровому эксперименту. Основа эксперимента здесь, как и в «Орландо», - образ главного героя. Именно необычный выбор героя отражает эстетическую установку Вулф и ее творческие поиски.

С одной стороны, выбор на роль ге;роя Флаша, кокер-спаниеля Элизабет Барретт, обусловлен тем, что каноническая викторианская биография не способна достоверно и полно раскрыть внутренний мир персонажа. Писательница использует прием остранения: изображает чувства, переживания героини через восприятие всего происходящего ее собакой. Так как автор не может быть уверен, что эмоции героини переданы и истолкованы верно, необходимо сузить угол зрения, остановившись на собаке, чей «внутренний мир» будет гораздо проще исследовать. Автор всячески подчеркивает в тексте двойничество пса и хозяйки. Например, в описании первой встречи, глядя друг на друга, они словно смотрятся в зеркало: «оба удивились. Тяжелые локоны обрамляли лицо мисс Барретт; большие яркие глаза сияли на этом лице; улыбался большой рот. Тяжелые уши обрамляли физиономию Флаша; глаза-у него тоже были большие и яркие; и рот был большой. Они были очень похожи. Глядя друг на друга, оба подумали: «Да это же я!» И сразу потом: но какая разница! У нее было истомленное, больное лицо, бледное от недостатка света, воли и воздуха. У него - бодрая, цветущая мордочка юного, резвого, весело зверя. Расколотые надвое, но вылитые в донной форме - не дополняли ли они тайно друг друга?». С другой стороны, выбор собаки в качестве героя биографии высокого, серьезного жанра - обусловлен скептическим отношением Вулф к канонам жанра, особенно к канонам викторианской биографии. Как отмечает Рут Хоберман в монографии «Модернизируя жизни», несмотря на то, что биографию «Флаш» писательница характеризовала как шутку, она больше, чем «Орландо» соответствует требованиям биографического жанра. Книга сопровождается не только примечаниями и ссылками, но и фотографиями героев. В тексте есть вступление и заключение, есть и комментарий к событиям от лица повествователя-биографа. Но выбор предмета исследования автоматически делает биографию пародийной.

Как и в биографии «Орландо», герой и героиня «Флаша» в своем становлении и развитии движутся по пути освобождения. Прежде всего, это путь к свободе от патриархального давления, от многочисленных ограничений - причины страдания Элизабет и Флаша; от того заточения, которое воплощает собой Лондон. Сьюзен Меррил Скуайер пишет, что «основой сюжета в «Флаше» является физическое и психологическое путешествие от несвободы Лондона к свободе за его пределами, в иностранных городах Пизе и Флоренции. Это архетип развития женщины-писателя от восприятия урбанистической культуры как сдерживающей и патриархальной к осознанию того, какие возможности дает город и решительному намерению насладиться своим освобождением».

Похожие диссертации на Литературные биографии Вирджинии Вулф в контексте эстетической программы группы "Блумсбери" : Вирджиния Вулф и Роджер Фрай