Введение к работе
Актуальность темы исследования. Персидско-таджикская классическая литература как часть общечеловеческой литературы с ее ценным наследием внесла огромный вклад в обогащении сокровищницы мировой культуры Особенно, ее поэзия, распространившаяся по всему свету имеет важное значение в становлении и самопознании людей.
Произведения унаследованное от представителей этой литературы, воплощены в разных поэтических жанрах, изучаются и исследую гея учеными этой области
Необходимо отметить, что в последние юды в таджикском литературоведении проделана значительная исследовательская работа по изучению некоторых вопросов поэзии и прозы, которые оставались вне поле зрения учёных Особенно, вопросы взаимовлияния формы и содержания и их связи, гакже исследование основных элементов стихотворения - размер, рифма, художественные средства описания, плавность и связносіь стихотворения стали предметом пристального внимания
Наряду с изучением истории развития художественной мысли и содержания этой литера (уры, также необходимо исследовать историю появления и совершенствования ею литературных жанров
В последние годы были проведены ряд исследований поэтических жанров таких как газель, китьа. руба» (четверостишие), касыда, сокинаме, дубайти (двустишие), маснави, бейт, фард, му-саммаї и их особенности, коюрые были направлены именно для э той цели
Для того, чтобы лучше знать исюрию развития и суть поэтических жанров современной лиіературьі, необходимо всесторонне изучить литературу прошлых леї
Газель является одним из наиболее распространенных поэтических жанров таджикско - персидской классической литературы, на котором пробовали свои силы величайшие поэты прошлого такие как Рудаки, Дакики. Робия. Сапой, \тюр, Джалолиддин Балхи, Саади, Хафиз, Камол Худжанди, Джами и другие
Теоретики прошлых лег оставили очень много сведений о газели, и эти рассуждения имеют огромное значение в определении историческото'обозрения, его формирования и преобразования Вместе с тем.' в их определениях о газели прослеживаются противоречивые мнения Информация из источников и литературные научные споры происходили вокрут двух её особенностей
Если авторы теоретических источников, таких как Родуени, Рашидиддин Ватвот, Шамс Кайс Рози, Хусейн Воиз Кошифи, Атоулло Хусейни, Кабул Мухаммад и другие затрагивали в ос-г новном форму и содержание газели, то исследователи газели, такие как Шибли Нуъмони, Зайнулобиддин Муътаман, ,-ЕЭБертельс А Мирзоев, А Афсахзод. Сирус Шамисо, М ЛРейснер, Парвиз Но і ил Хонлари, И С. Брагинский, Ш Ху-сейнзаде, М Давлатов Т Самадов и другие наряду с формой и содержанием, также упоминают об истории и формировании газели В большинстве случаев исторические и теоретические стороны сплетаются друг с друї ом Проведенные исследования хотя и охва-іьтали теоретические историко-литераіурньїе стороны газели, но полное исследование появления и развития форм газели в таджик-ско-псрсидской литера іуре до сих пор не проводилось Кроме нескольких замсюк в научных трактатах и в предисловиях любовных поэм проблема сіановления и развития газели в маснави до сих нор не была предмсюм исследования В современном таджикском литера гуроведении изучение газели в маснави не проводилось но той причине, чю она встречалась внутри поэм и тем самым никто не занимался его исследованием Основная причина выбора и исследования зі ой темы исходила из этого факта
Целью и задачей нашего исследования, прежде всего, является обобщение научных и исканий и изложений основных особенностей жанровой формы газели - іазель в маснави, обширность его содержания, появление, преобразование, совершенство и развитие газели в маснави в талжикско-персидской литературе до XV века Наша научная работа наряду с исследованием структуры газели в маснави. также будет \.оеюять из определения в каком виде поэм (маснави) был испольюван іазель Следовательно, исследованию подлежи) первые газели в маснави, их формы и содержание, раз-ішіие и совершенное и до XV века
В связи с їси, что большинство литературоведов и исследователей прошлых лег и настоящей времени под поняшем газель подразумевали юлько одну его форму. )о есть терминологическую (ірадиционную общеприняіую), нам необходимо было выявить новые до сих пор ней .вестные формы іазели Основой данной работ, связанная с исследованием газели в маснави и в поэмах, мы попы і ались определи і ь особенности их формы и друтие её художественно- эостическис стороны, опираясь на определения, данные теоретиками прошлых лет и научные труды современных тад-
жикско-персидских литературоведов, а также на основе іазелей в маснави, использованных поэтами- сочини і елями поэм
Поэтому, на основе литературных источников, высказываний авторов энциклопедий и словарей, а также рассуждений иранских -, и западных ученых и российских востоковедов мы истолковали понятие газели и обсудили ее появление, становления и совершенствование с X по XV веки
Степень изученности темы. Хотя о іазели, как стихотворной < формы, её появлении и развитии проведено немало научных исследований, о другой ее форме- «газель в маснави», истории её появления, формирования и преобразования, также другие ее осо- . бенносги отдельно не рассматривалось В последние годы относительно жизни и творчества поэюв появились научные произведения, которые ознакомили круг литераіуроведов с некоюрыми особенностями этой формы газели Но сам процесс развития, формирования и совершенствования газели охватывает огромный период развития истории литературы
О лексическом значении и термине «поель» изложили свои мнения и рассуждения авторы стоварей. таджикские ученые и литературоведы прошлых лет и настоящей времени, также и зарубежные востоковеды
Часть сведений из теореіичсского исючника приведена и исследована в книге Р Мусулмониена Но цели и задачи его моно-і рафии отличаются от нашей научной работы. Если цель Р Мусулмониена является анализ сведений из источников для определения статуса и взгляда на газель как основу ешхотворсния на все жанры поэзии то в нашей диссертации іазель рассматривается с точки зрения жанровой широты (разнообразие богатства гемы и формы)
В европейском востоковедении и таджикском литературоведении газель в маснави хотя не рассматривалась как стихотворная форма, но известные зарубежные и российские востоковеды Шиб-чии Нуъмони, Зайнулобиддини Муъгамлн, Е Э Бертельс. Сирус Шамисо, М Л Рейснер, Парвиз Нот ил Хонлари. И С Брагинский. Асъод Абдулходи Кандил. Мургазо Мутахарри, Ризозода Шафак, Сайд Абдулло, Ходжа Алтоф Хусейн Холи. Джалолиддии Хумои и таджикские литературоведы С Аинй, А Абдуллоев. А Абдуманнонов, А Афсахзод, Р Мусулмонииг. А Мирзоев. Т, Са-мадов. Ш Хусейнзаде. М Давлатов, М Бакоев, У Казакова, Н Каххоров, А Хакимов, М Муллоахматов, Р, Ходи заде, А Сатторов, Ш Рахмонов и другие в спорах о литературных жан-
pax и анализе творчества отдельных поэтов выражали свои суждения о газели, на которых мы будем ссылаться в необходимых случаях
Научная новизна исследования. В таджикском литературоведении на тему газели в маснави до сих пор никаких исследований не велось и наша диссертация впервые затронула вопрос о появлении и формировании газели в маснави. В этой научной работе мы попытались раскрыть свойство и стиль іазели в маснави, газели и его развитии в поэмах по >гов, как одной из известных форм Некоторые исследователи, не обращая внимания на газель внутри маснави, изучали только терминологическую газель В данной диссертации впервые газель в маснави (песня, чома, стихотворение, нашид, газель) исследована как литературная форма, которая наряду с другими стихотворными жанрами имеет положение лирического іероя На основе примеров газели в маснави, кошрых поэты привели в своих поэмах, становится известно, что газель или песня непосредственно появились в таджикской литературе не из арабской литера іурьі, а имееі фольклорную .основу
Еще до распространения ислама существовали жанры, похожие на іазель, которые назывались «чома» или «песня» 1
Меюдолотческую и теоретическую основу диссертации составляют принципы метрического сопоставления, исследования типологии литературных жанров и достижения современных таджикских лиіературоведов
Источники исследования. Книги, содержащие іеорстические и литера іурньїс сведения «Тарджумонулбалога», «Ходоикуссехр», «Алмуъджам фи маъойири ашъориладжам», «Бадоеъулафкор фи саноеьулашъор» «Джамъи мухтасар», «Бадоеъуссаноеъ», «Хдфт кулзум», «Шеъруладжам», словари ангалогии и научно-исюрические произведения «Гиесуллугої», «Фарханги забони точний», поэмы поэтов Фирдоуси, Аиюки, Фахриддина Гургони, Низами Ганджави, Флридудини Атторл. Амир Хусрава Дехлеви Кроме юю. для сравнения или постижения некоторых стихотворных особенности автор обратился к лзорчеству поэтов прошлых столетии, в том числе при проведении исследования сопосіавились и изучались более двадцати поэм
Теорсіичсская значимость диссертации состоит в том, что в основе данной работы, котрая связана с исследованием газели в маснави и в поэмах мы попытались определить особенности их формы и другие се художественно- зсіешческие стороны, опираясь на определения, данные теоретиками прошлых лет и научные
труды современных таджикско-персидскик литературоведов, а также на основе газелей в маснави, исполь юванных поэтами- сочинителями поэм
Поэтому, на основе литературных источников, высказываний авторов энциклопедий и словарей, а гакже рассуждений иранских и западных ученых и российских востоковедов мы истолковали понятие газели и обсудили ее появление, становления и совершенствование с X по XV веки.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы и заключения можно использовать при написании докладов по истории таджикско-персидской литературы и специальных курсах но теории литера і урных жанров для студентов высших учебных заведений Кроме того, диссертация располагает богатым материалом и полезными выводами для написания книги по истории таджикско-персидской литературы, учебников и дальнейшего исследования литературных жанров
Апробация работы. Диссеріационная работа была обсуждена на расширенном заседании отделов исследования и публикации письменного наследия Ирана и Афганистана, Индии и Пакистана Института востоковедения и письменною наследия АН РТ (протокол №9 о г 13 09 2009) и объединенном заседании отделов истории таджикской литературы, современной литераіурьі и фольклора Института языка и литературы имени Рудаки Академии наук Республики Таджикистан (протокол №11 от 20 октября 2009 года) и рекомендована к защите
Некоторые положении диссеріации были представлены на научных конференциях Государственного университета имени Носи-ра Хусрава города Куріан-гюбе и Инстиіуге повышения классификации преподаваїелей Хатлонской области в 1991 - 2003 г г Основное содержание диссертации изложено в статьях, перечисленных в конце авторефера та
Структура работы. Диссертация сое шит из введения ірех глав, заключения и библиографии Содержание диссертации изложено на 165 страницах компьютерного набора