Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия истории и жанровый синтетизм артуровской пенталогии Мэри Стюарт Анисимов Андрей Борисович

Философия истории и жанровый синтетизм артуровской пенталогии Мэри Стюарт
<
Философия истории и жанровый синтетизм артуровской пенталогии Мэри Стюарт Философия истории и жанровый синтетизм артуровской пенталогии Мэри Стюарт Философия истории и жанровый синтетизм артуровской пенталогии Мэри Стюарт Философия истории и жанровый синтетизм артуровской пенталогии Мэри Стюарт Философия истории и жанровый синтетизм артуровской пенталогии Мэри Стюарт
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Анисимов Андрей Борисович. Философия истории и жанровый синтетизм артуровской пенталогии Мэри Стюарт : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Анисимов Андрей Борисович; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Якутск, 2007.- 219 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/1596

Введение к работе

Замечательная английская писательница Мэри Стюарт в 1970-1990-х годах написала пять романов («Кристальный грот» 1970, «Полые холмы» 1973, «Последнее волшебство» 1979, «День гнева» 1983, «Принц и паломница» 1995), объединенных общим замыслом и изображающих Британию V-VI веков, и где главными героями выступают персонажи артуровских легенд Пенталогия М.Стюарт - одна из самых прославленных Артуриан XX века.

Артуровские романы МСтюарт принадлежат к числу ее поздних произведений и приходятся на наиболее зрелый и значительный этап в ее писательской деятельности. М.Стюарт приступила к созданию своей Артурианы, когда за ее плечами уже был большой жизненный и творческий опыт

В англо-американской критике появление Артурианы МСтюарт вызвало неподдельный интерес и достаточно благоприятные отклики. Так, появились отзывы таких литературоведов, как Э.Бучер, М.Левин, КМуссел, НРобертсон, ШСпивак, Б.Тейлор, Р Г Томпсон, А Фут, СХаддон, ФХеммингс. Эти исследователи, рассмотрев первые три романа пенталогии, причисляют их к романтическим произведениям Все вышеназванные зарубежные критики, описывая творческий метод МСтюарт, все же недостаточно глубоко и всесторонне исследуют ее романы. Лишь немногие из них (Ш.Спивак, Б Тейлор) точно подметили в романах писательницы наличие реалистических тенденций

В отечественном литературоведении появление романов М Стюарт также не осталось незамеченным Впервые попытка общей характеристики первых трех романов Артурианы М Стюарт в ряде статей была предпринята В В Ивашевой Размышляя над проблемами развития английской литературы 70-х годов, В В Ивашева причислила эти романы М.Стюарт к произведениям так называемой «большой темы». Исследователь указывает на то, что манера письма писательницы соединяет в себе как реализм, так и романтизм Следующим отечественным литературоведом, рассмотревшим Артуриану М Стюарт, является СЗолотцев Критик утверждает, что писательница в своей исторической прозе еще более чем в прежних своих- произведениях-привержена реализму

Г А Козлова защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук на тему «Легендарно-историческая тетралогия М Стюарт» (1989). В ее работе проводится достаточно глубокий анализ творческого метода М Стюарт в первых четырех романах ее Артурианы Г А.Козлова также указывает на присутствие как романтической, так и сильной реалистической струи

Актуальность настоящего исследования обусловлена следующими факторами Во-первых, изучение идейно-художественного восприятия истории в пенталогии МСтюарт не было еще предметом специального исследования в широком тематическом плане, с привлечением большого фактического материала по истории Британии V-VI веков наряду с рассмотрением способов создания «местного колорита» и лексико-стилистических особенностей Во-вторых, вопрос, связанный с определением жанра романов пенталогии МСтюарт, вызывает у исследователей неоднозначную оценку. Современная отечественная литературоведческая наука рассматривает артуровские романы МСтюарт как

произведения, определенно относящиеся к такому сравнительно новому литературному направлению как «фэнтези», проблема которой еще далека от своего окончательного разрешения В многочисленных Интернет-сайтах романы писательницы также причисляются главным образом к жанру «фэнтези». Зарубежные критики не столь категоричны в своих оценках Артурианы М Стюарт В основном они склонны рассматривать романы писательницы как историко-романтические произведения (хотя и среди них есть исследователи, причисляющие их к жанру «фэнтези») И тот факт, что ее романы воспринимаются многими исследователями произведениями, относящимися исключительно к жанру «фэнтези» или историческому роману требует, безусловно, пересмотра В третьих, неуклонно возрастает интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей к различным литературным проявлениям Артурианы

Предметом исследования является философия истории и жанровый синтетизм романов пенталогии

Объект исследования пять артуровских романов М Стюарт («Кристальный грот» 1970, «Полые холмы» 1973, «Последнее волшебство» 1979, «День гнева» 1983, «Принц и паломница» 1995)

Новизна исследования заключается в том, что в нашей работе впервые в отечественной науке осуществляется попытка рассмотрения особенностей жанрового синтетизма романов пенталогии М Стюарт в аспекте комплексного изучения исторического романа и жанра «фэнтези» Также рассматриваются способы и средства создания «местного колорита» на основе характеристики природоописания и использования топонимов, раскрытия предметной изобразительности, а также, опираясь на анализ лексико-стилистических особенностей

Цель диссертации - исследовать идейно-художественное восприятие истории, выявить жанровый синтетизм и рассмотреть способы и средства создания «местного колорита» в пенталогии Мэри Стюарт — — Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих задач

продолжить изучение творчества Мэри Стюарт, начатое зарубежными и отечественными исследователями,

выявить своеобразие жанрового синтетизма пенталогии М Стюарт,

рассмотреть специфику историчности главных героев артуровских легенд и основных событий эпохи «темных времен» (V-VI вв),

раскрыть философско-историческую концепцию Мэри Стюарт в артуровской пенталогии,

проанализировать систему художественных образов;

охарактеризовать использование топонимов и описание природы,

определить функции предметной изобразительности,

- показать лексико-стилистические особенности текста
Многоаспектность поставленных задач определила методологию

исследования Данная работа является комплексным исследованием на

основании конкретно-исторического, сравнительно-типологического и историко-функционального методов, а также приемов лексико-стилистического анализа текста

Теоретико-методологической осповой работы служат труды отечественных и зарубежных литературоведов, в которых рассматриваются базовые для данного исследования вопросы теории литературы, а также анализируются проблемы развития исторического романа и жанра «фэнтези» (ЛП Александровой, МГ Альтшуллера, Л Г Андреева, А Г Баканова, М М Бахтина, А А Вельского, И.П Варфоломеева, АН Веселовского, И К Горского, ЕВ Жаринова, ДВ Затонского, В В Ивашевой, Г М. Ленобля, Г.В Макаровской, Е М. Мелетинского, А Д Михайлова, Н П Михальской, ВЛ Проппа, Ю С. Райнеке, Б Г Реизова, Б Л Сучкова, ДМ. Урнова, У. Ирвина, МЛасселлеса, Г Лукача, СН Мэнлава, Н Ронса, Э Сандерса, Дж. Тиммермана, Р Г Томпсона, А.Флейшмана, Г Шоу и др) Особое значение имели труды по истории Британии V-VI вв таких отечественных и зарубежных исследователей, как Л А Кедова, А В Гунько, В.Л. Ларионов, М.Е. Лошкарева, Н.Ю Чехонадская, Р.Барбер, Н Гудрич, М.Диллон, А. Мортон, ЛОлкок, НЧэдвик, Дж.Эш и др При изучении раннесредневековой истории Британии исключительно важную роль играют различные письменные источники («О погибели Британии» Гильды, «История бриттов» Ненния, «Церковная история народа англов» Беды Досточтимого, «История бриттов» Гальфрида Монмутского, «История франков» Григория Турского)

Научно-практическое значение исследования состоит в том, что в широком контексте исследуется идейно-художественное восприятие истории в пенталогии М Стюарт, причем последний роман, «Принц и паломница», не был предметом специального изучения ни в зарубежной, ни в отечественной критике Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования его материалов в дальнейших исследованиях, посвященных английской литературе XX века, при чтении лекций и спецкурсов по литературе Англии, при разработке учебных пособий по литературе XX века

Апробация исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры русской и зарубежной литературы ЯГУ Основные положения диссертационной работы излагались автором на конференциях молодых ученых ЯГУ, на 5-й Международной конференции молодых ученых и студентов (Самара, 2004)

Положения, выносимые на защиту

  1. Романы пенталогии следует отнести к так называемым историко-фантастическим произведениям, поскольку они являют собой прекрасный пример художественного синтеза исторического романа и жанра «фэнтези» — одной из разновидностей фантастики

  2. В пенталогии М Стюарт удачно сочетаются исторический и легендарный планы, при этом легендарному плану отводится ведущая роль Мир, созданный воображением М Стюарт, не противоречит материалу легенд и историческим фактам. Писательница исторически достоверно изображает общую расстановку классовых сил, социально-политические отношения и конфликты

  1. Значительно углубляется традиционная трактовка образов Мерлина, Артура, Мордреда

  2. Использование топонимов, описание природы, предметная изобразительность, а также типические языковые приметы изображаемой эпохи способствуют созданию «местного колорита»

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 284 наименования