Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Боки Рахим-Заде. Идейно-художественные и жанровые особенности творчества Нуров Садриддин

Боки Рахим-Заде. Идейно-художественные и жанровые особенности творчества
<
Боки Рахим-Заде. Идейно-художественные и жанровые особенности творчества Боки Рахим-Заде. Идейно-художественные и жанровые особенности творчества Боки Рахим-Заде. Идейно-художественные и жанровые особенности творчества Боки Рахим-Заде. Идейно-художественные и жанровые особенности творчества Боки Рахим-Заде. Идейно-художественные и жанровые особенности творчества Боки Рахим-Заде. Идейно-художественные и жанровые особенности творчества Боки Рахим-Заде. Идейно-художественные и жанровые особенности творчества Боки Рахим-Заде. Идейно-художественные и жанровые особенности творчества
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Нуров Садриддин. Боки Рахим-Заде. Идейно-художественные и жанровые особенности творчества : ил РГБ ОД 61:85-10/3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование творческой индивидуальности поэта. Художественные поиски 15 - 37

Глава II. Лирика, единство и многообразие 38 - 105

Глава III. Эпика. Истоки и традиции 106 - 121

Достоны и их лиро-драматические свойства І27- 149

Глава ІV.Новое дыхание традиций 150 - 173

Заключение 174 - 179

Литература 180 - 189

Приложение 190 ~ 240

Введение к работе

Таджикская литература, имеющая богатые тысячелетние традиции, после Великой Октябрьской революции возродилась заново, обрела возможность полноправного участия в развитии нашей культуры "социалистической по содержанию, по главному направлению своего развития многообразной по своим национальным формам и интернационалистской по своему духу и характеру" Творчески осваивая достижения метода социалистического реализма, таджикская литература движется по пути все более глубокого и многообразного художественного постижения реального мира. Расширяется идейный и художественный диапазон творчества таджикских писателей, сумевших выйти за рамки традиционных канонов.

В этой связи является важным всестороннее исследование таджикско-литературного процесса, в частности, художественных, идейных и жанровых особенностей творчества мастеров слова. Здесь уже достигнуты определенные успехи. Множество серьезных и интересных исследований посвящено изучению жизни и творчества Садриддина Мни, Абулкасима Лахути, Пайрава Сулаймони, Мухаммад-жона Рахими, Мирзо Турсун-заде, Мирсаида Миршакара, Джалола Икрами, Рахима Джалиля, Сатыма Улугзаде и ряда других писателей.

Таджикское литературоведение в советское время провело серьезные изыскания в деле изучения как своего классического наследия,так и современного литературно-художественного опыта. Фундаментальные работы И.С.Брагинского, А.Н.Болдырева, З.Г.Ос-мановой, А.Мирзоева, Х.Мирзо-заде, Н.Масуми, М.Ш.Шукурова, С.Ш. Табарова, Р.Амонова, В.Асрори, Ю.И.Бабаева, Л.Н.Демидчик, ряд

исследований Р.Ходизаде, А.Сайфуллаева, А.Маниязова, А.Афсах-зода, Р.Мусулманкулова и некоторых других литературоведов содержат значительные достижения в исследовании таджикской литературы. В их трудах освещаются такие проблемы как: взаимосвязь фольклорных и литературных традиций, национальное своеобразие таджикского литературного процесса, взаимодействие литератур в современную эпоху, художественный мир творчества писателя и тому подобное.

Работы исследователей таджикской литературы отличаются широтой и объемностью, глубиной в решении поставленных задач. Однако и до настоящего времени не всем вопросам уделено достаточно внимания. В частности, до сих пор еще комплексно и типологически не изучено творчество замечательного таджикского писателя и поэта Боки Рахимзаде.Тогда как без ясного представления о месте его творчества среди других мастеров слова невозможна полная, объективная оценка формирования и специфики становления современной таджикской литературы.

"... В том, что духовная жизнь советского общества становится все более многообразной и богатой, — бесспорная заслуга наших деятелей культуры, нашей литературы и искусства" 2#2/.

Эти слова по праву относятся и к Б.Рахимзаде, многообразное творчество которого на протяжении почти полувека основывалось на незыблемых принципах нашей коммунрістической нравственности и представляет собой богатый материал для исследования.

Таджикская литература, вступившая к середине 30-х годов в новый этап развития,нуждалась в пополнении своих рядов.Острая борьба с внутренними и внешними врагами,с религиозным мракобесием и пережитками прошлого требовали действий широким фронтом, чтобы открыть путь свободному движению социалистической культуры и новому отношению к труду.Именно на это было направлено стремление всех отрядов литературы и,в том числе, молодых талантов; — Б.Рахимзаде, Н.Масуми, Х.Юсуфи, Н.Шанбе-заде, X. Обиди, Т.Пулоди и других.Всех их, вошедших в таджикскую литературу в середине 30-х годов, несмотря на индивидуальность личной и литературной судьбы, объединяло страстное стремление помочь партии воспитать в широких массах устойчивые принципы коммунистической морали на данном этапе жизни республики.

Преемственность — объективная закономерность природы и общества. В последнем она находит выражение в материальной и духовной культуре. "История есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями; в силу этого данное поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой — видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности" -1- 3/.

Так сопрягались жизненные и творческие пути различных поколении таджикских писателей, вливаясь в магистральную дорогу, которая обеспечила воздействие национальной советской литературы на сознание трудового народа.

Актуальность нашего исследования необходимо оценивать именно с этой точки зрения, так как произведения Б.Рахимзаде являются ярким примером творческого развития фольклорной и письменной традиций, способствующих созданию неповторимого национального колорита, обусловливающих глубоко индивидуальные пути ее художественных исканий.  

Формирование творческой индивидуальности поэта. Художественные поиски

Художественные творения Боки Рахим-заде,отражающие жизнь современников,образы близких,знакомых,тех,с кем поэт жил и трудился, составляют частицу истории его родины, родного горного края.Из этого следует,что творчество Б.Рахим-заде является важной составной частью таджикской советской литературы,всестороннее изучение которой — насущная задача литературоведов республики.

Жизнь таджиков-горцев до Октябрьской революции была поистине тяжелой ношей.В отдаленных уголках таджикской земли,среди горных теснин и ущелий,где по образному народному выражению "небо недоступно,а земля тверда",простой труженик испытывал всю тяжесть бесчеловечного гнета и насилия эмира,местных правителей и религиозного мракобесия.Но какой бы тяжкой ни была жизнь горцев,она не могла подавить стремления к свету и просвещению. Среди горцев имелось немало людей,стремящихся к знанию, к прекрасному миру поэзии.Духовным силам народа была нужна лишь благоприятная почва,чтобы развернуться во всю свою мощь и служить народу,родине.Одним из представителей этой эпохи,превратившей мечту и надежду в явь,является и Боки Рахим-заде,жизнь которого неразрывно связана с жизнью своего народа.

Б.Рахим-заде родился в кишлаке Сарбог бывшего Каратегин-ского бекства /ныне Гармский район/,в одном из отдаленных горных уголков Таджикистана.Его отец Мулло Рахим,преподававший в медресе,помимо своих основных занятий,увлекался поэзией.Он знал наизусть множество стихов,сочинял и сам.Маленький Боки,очень рано осиротевший,унаследовал отцовскую склонность к поэзии.

После смерти отца /а мать умерла еще раньше/ девятилетний Боки вступает в самостоятельную жизнь полную трудностей и лишений. Некоторое время он помогает своему дяде-крестьянину,получает трудовую закалку,а затем добывает себе пропитание пастушеством. С победой Бухарской революции и установлением советской власти свет свободы достиг и кишлака Боки.В 1925 году здесь открывается первая советская школа.Боки и подобные ему дети бедняков были первыми, кто устремился к невиданному до сих пор в этом горном крае источнику знаний.Позднее,вспоминая свои детские годы,поэт в одном из своих маснави 3#18 пишет:

Это произведение перекликается с "Гиссарской долиной" Мирзо Турсун-заде не только по форме,но и содержанию, что ее тественно: ровесники с похожими судьбами не могли не смотреть на прошлую жизнь единым взглядом.Когда настала и для Боки "счастливая,светлая жизнь",он не только учился в первом советской школе,но и вне расписания искал знаний в диванах классиков персидско-таджикской литературы.К счастью Еоки,на своем жизненном .пути он встретил много хороших людей,оставивших добрые следы в становлении его жизненных позиции,в формировании его поэтического дара.В личных беседах,статьях и воспошшаниях поэт с искренним уважением и любовью вспоминает имена Мирзоаб-дулхамида Одинаева /председателя Гармского ревкома/, Мирзомак-суда Дарвози /популярного дарвазского народного поэта/, Мулло-хофиза Шулмаки, Шарофа Язгуломи, Мулло Еадала /своих учителей/ и других .

Если один из них уделил внимание грамотности Боки,другой воспитывал в нем любовь к поэзии,а третий — направлял его внимание к постижению основ и других наук.

Вспоминая дни своей юности /1925 - 26 гг/,Боки Рахим-заде говорил: "Как-то раз достал я у соседей сборник стихов Хафиза, переписанный не очень разборчивым почерком.По мере тогдашних моих возможностей я читал и перечитывал страницу за страницей волнующие стихи поэта.Впечатление от этого чтения живо в моей памяти и по сей день" 3,,г1 .Поэт с благодарностью вспоминает своего учителя Шарифа Шинглиджи /из Гармского района/ и отмечает ,что,благодаря ему,он впервые познакомился с революционной поэзией Садредцина Мни, Абулкасима Лахути и других таджикских советских поэтов.

Лирика, единство и многообразие

В наше время понятие "лирика" приобрело довольно широкое и разнообразное значение.Функции жанра лирики в современной поэзии возросли до уровня действенного средства идеологической, нравственной и политической борьбы.В процессе эволюции послевоенная лирика приобрела новые,оперативные свойства.Этот малый, лаконичный поэтический жанр способен на серьезные философские обобщения,принимает активное участие в сложных, драматических событиях современной жизни.Нельзя не согласиться с Ю.Суровцевым, что лирика наших дней "вбирает в себя элементы "пейзажа" и "публицистики",прихотливого движения эмоций и "логических" выводов — полнота переживаний диктует полноту,"многослойность" формы высказывания" 4/.

Согласно принципам метода социалистического реализма объективное содержание действительности и субъективный взгляд художника переплетаются в лирическом произведении в одно целое. Результат этого синтеза проверяет,оценивает объективный ход самой жизни.

Лирика со всем ее разнообразием, составляющая основной жанр творчества Б.Рахим-заде, с самого начала его поэтической деятельности обогащалась с ростом мастерства художника.Это проявилось прежде всего в многоплановости произведений и их тематическом многообразии. Темы дружбы,мирного труда,содружества народов,международной жизни,любви и молодости сочетаются в его творчестве с патриотической,гуманистической и партийной направленностью.

Многообразие жизненных явлений,а,следовательно,и тем требовало от поэта разнообразия изобразительных форм.Традиционным мусамматом /в который входят жанровые формы классической поэзии — тристишие,четверостишие,пятистишие и так далее/,каким бы филигранным он ни был,многокрасочную и многоплановую палитру новой созидательной жизни советских людей не нарисуешь.Нужен был поиск и инициатива,чтобы изменить традиционные и найти адекватные новым явлениям формы.

Одним из воплощений творческих поисков Б.Рахим-заде в первые послевоенные годы является его первая тарона /разновидность народной песни/ "Иди зафар" /"Праздник победы"/,посвященная исторической победе советского народа над фашизмом.

Достоны и их лиро-драматические свойства

Весть о восстании Усмона облетела все уголки горного края. Оно росло и ширилось как бушующий огонь, несмотря на яростное сопротивление правителей и их приспешников.Поэма завершается победой восставших,занятием крепости бекства и изгнанием кара-тегинского бека,Но,как свидетельствует история: "... бек, собрав силы,двинулся к Гарму и после неудачного для повстанцев боя,овладел крепостью.Затем Усмон потерпел еще одно поражение и был вынужден скрываться на Памирском перевале.Он был вероломно схвачен,доставлен в Гарм,где по приказу бека его подвергли мучительной казни. БІЛИ также казнены два других вожака восстания Одина Лукач и Мулло Тошев" З 114/.

Конечно,такой поворот борьбы не мог произойти без участия сосредоточившихся контрреволюционных сил и сарбазов эмира, свергнутого в сентябре 1920 года и нашедшего временное убежище в Гиссарском бекстве.Однако таджикский народ с помощью Красной Армии вскоре очистил свою республику от всякой нечисти,разгромив одних и обратив в бегство других.

Хотя о дальнейшей судьбе восстания поэт не упоминает, но оптимистический тон повествования убеждает читателя,что начатое Усманом и его соратниками дело завершится победой.Как показала жизнь,гибель вождя и других героев была не напрасной.

Следует отметить,что в поэме "Незаконченная повесть" за кадром остаются начало и конец восстания,некоторые важные детали,основные предпосылки и сдвиги национального самосознания.Некоторые факты неточны.Так,восстание произошло в 1920 году,а не в І9Г8. Однако,говоря о недостатках,надо учесть и то,что Б.Рахим-заде первым в поэзии обратился к этому историческому событию,желая художественными средствами отразить и осмыслить эпоху великих перемен. При этом несомненным достижением произведения является показ пробуждения классового самосознания трудящихся горного Таджикистана и вскрытие взаимосвязи этого процесса с революционной борьбой русского пролетариата.

Похожие диссертации на Боки Рахим-Заде. Идейно-художественные и жанровые особенности творчества