Введение к работе
Актуальность темы объясняется устойчивым интересом к жанру пьесы-маски и связанным с ней различным проблемам, возникшим еще в начале XX века, и приобретшим особую значимость после выхода в свет работ С. Оргела и сохраняющимся до сегодняшнего дня. Различные формы придворного церемониала, среди которых важное место занимает пьеса-маска, активно изучаются.
Произведениям в этом жанре посвящено много работ, среди которых следует, прежде всего, назвать труды С. Оргела . Однако многие важные проблемы остались нерешенными. В первую очередь это относится к вопросу о соотношении королевской власти и о ее связи с традицией театральных представлений эпохи Возрождения. Этот вопрос не был систематически изучен в отечественном литературоведении. Нет и фундаментальных исследований о природе королевской власти в эпоху раннего Нового времени. Плохо изучены сами тексты масок. Можно сказать, что они практически не исследовались: кроме мимоходных упоминаний в трудах по английской литературе Ренессанса, работ о них почти нет. Из всех масок наибольшего внимания удостаивался лишь «Комос» Дж. Милтона.
Что касается крупнейшего представителя этого жанра - Бена Джонсона, то он упоминается во многих исторических и литературоведческих исследованиях, однако работ, в которых его маски и связанные с ними проблемы изучались бы систематически, даже в англоязычном литературоведении очень мало.
Научная новизна диссертации, таким образом, обусловлена недостаточной изученностью темы и определяется, прежде всего, следующим.
Произведения, принадлежащие к этому жанру, рассматриваются в диссертации в широком историко-культурном контексте. Эта работа еще не проводилась в таком объеме; многие произведения никогда не изучались подобным образом и исследуются так впервые.
Основной целью диссертации является описание поэтики пьес-масок,.
В соответствии с этим ставятся следующие задачи:
выявить сходство и различие пьес-масок и форм народной карнавальной культуры;
показать связь маски и идеи королевской власти конца XVI - начала XVII века;
показать маску как форум, на котором обсуждались значимые для всей нации проблемы
1 Orgel S. The Jonsonian Masque.. - Cambridge (MA).: Harvard University Press, 1965.; Idem. The Illusion of Power. -Berkeley (CA).: University of California Press, 1975.
Теоретическое значение работы определяется тем, что охарактеризованные в ней тексты рассмотрены в широком историко-культурном контексте. Полученные выводы могут иметь значение как для истории английской литературы и культуры XVI - первой половины XVII вв., так и для истории идеи королевской власти.
Практическая значимость диссертации состоит в возможности использования полученных результатов при чтении общих и специальных курсов как по истории английской литературы и культуры, так и в общих и специальных курсах по истории Возрождения.
Апробация работы. По теме диссертации был прочитаны доклады на Дне науки в 2007 г. Опубликовано 5 работ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.