Содержание к диссертации
Введение
Глава I ДИАЛЕКТИКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО В КУЛЬТУРНО-ВОСЖТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА стр. 15 -97
I Сущность и содержание социалистической национальной культуры в СССР стр. 15 -39
2 Воспитательные функции национальной культуры и их использование в культурно-просветительной работе стр. 39 -67
3 Прогрессивные национальные традиции.как средство патриотического, интернационально-.
го и атеистического воспитания стр. 67 -96
Глава II РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ЕДИНСТВА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО В КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ стр. 97-180
I Роль национальных традиций и обрядов в.повышении действенности художественноняас сотвой пропаганды стр. 98-133
2 Взаимодействие, фольклора и любительского искусства как условие развития художествен-,
ной самодеятельности стр.133-156
3 Место национальных форм досуга в свободном времени и организации культурного отдыха .масс стр.156-180
Заключение стр.181-188
Список использованной литературы стр.189-204
Приложения
стр.205-230
- Сущность и содержание социалистической национальной культуры в СССР
- Воспитательные функции национальной культуры и их использование в культурно-просветительной работе
- Роль национальных традиций и обрядов в.повышении действенности художественноняас сотвой пропаганды
Введение к работе
ХХУ съезд КПСС обратил особое внимание на усиление идеологической работы, указав на необходимость комплексного подхода к постановке всего дела воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся. Задачи дальнейшего улучшения идеологической, политико-воспитательной работы были сформулированы также в постановлении ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", которое на ХХУІ съезде партии было определено как документ долговременного действия.
Комплексный подход - это всестороннее воспитательное воздействие на духовный мир индивида, формирование всех качеств личности в единстве и взаимосвязи. Он предполагает учет строгой зависимости всех направлений и разнообразия средств, форм, методов, организационно-методических принципов идейно-воспитательной работы. Как принцип организации практических воспитательных действий комплексный подход означает знание и понимание того, что деятельность культурно-просветительных учреждений определяется многими социально-экономическими, идейно-политическими факторами. Отражая качественную характеристику воспитательной деятельности, он предполагает обеспечение единства и совокупности всех социальных и духовных условий, воздействующих на воспитательный процесс. Методологической основой такого подхода является марксистско-ленинское положение о том, что личность - "совокупность всех общественных отношений".
Расширяющийся процесс интернационализации, с одной стороны, а также существующие национальные особенности культуры - с другой, являются одним из таких факторов воздействия на дея-
Маркс К. и Энгельс Ф.- Соч.- Т.З,с.З. тельность культпросветучреждений по коммунистическому воспитанию масс. В докладе на июньском /1983г./ Пленуме ЦК КПСС К.7.Черненко подчеркнул, что "важно вовремя подмечать новые позитивные сдвиги в национальных отношениях, всесторонне анализировать тенденции расцвета и сближения наций находить такие формы работы, которые открывают еще больший простор взаимообогащению культур наших народов. Важно своевременно выявлять и возникающие здесь проблемы и противоречия, умело разрешать их".
Изучение социально-педагогического аспекта взаимодействия интернационального и национального в коммунистическом воспитании определяется необходимостью датгьнейшего формирования единых морально-политических качеств советских народов. В постановлении Июненского /1983г./ Пленума ЦК КПСС указывается: "Братский союз наций и народностей СССР, их совместный труд,прогрессирующее сближение, взаимообогащение национальных культур - важнейшие факторы укрепления сплоченности советского народа,успешного решения задач воспитания в духе социалистического интернационализма. Надо вести его широко,настойчиво, в органической связи с патриотическим воспитанием,выступать с позиций партийной принципиальности и непримиримости к любым проявлениям национальной ограниченности или национального нигилизма, бережно относиться к чувствам и достоинству людей всех националь- ностей".
Исследование проблемы взаимодействия интернационального и национального является одним из важных направлений усиления идеологического воздействия на массы, что обусловлено обострением идеологической борьбы по национальному вопросу. Буржуазные идеологи утверждают о некоей "русификации","нивелировке духовной жизни советских наций. Западная пропаганда на основе отождествления национального 1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.-М.: Политиздат,1983, с.59. 2 Там же, с.72. с религиозным и патриархальным пытается осуществить идеологические диверсии на республики Средней Азии. В этих условиях особое значение имеет интернациональное и патриотическое воспитание масс, предполагающее дифференцированный подход. Дифференцированный подход в патриотическом и интернациональном воспитании означает учет конкретных особенностей формирования каждой нации, характера ее культурного наследия,степени развития традиционных связей с другими народами. Это дает возможность наиболее эффективно воздействовать на национальную психологию в интересах формирования интернационального сознания и чувств. В интересах успешного коммунистического строительства требуется также усиление борьбы против имеющих место проявлений национализма. Националистические предрассудки более всего устойчивы в вопросах морали,быта,эстетических оценок и требуют больших усилий по их преодолению.
Для культпросветработника как педагога-организатора воспитательного процесса личность выступает живым человеком со своими достоинствами и недостатками. Каждый индивид одновременно - носитель качеств, присущих социалистическому обществу в целом и определенной социальной группе, в том числе этнической общности. Социализация как процесс включения человека в активную общественную деятельность реализуется под влиянием этой общности,с помощью общественных и бытовых традиций,обрядов,обычаев,ритуалов и других элементов культуры. Установки и ценностные ориентации личности в значительной мере обусловливаются традициями и устоями той социальной группы,к которой принадлежит данная личность. Следовательно,развитие творческой активности личности как одна из педагогических задач культпросветработников также предполагает учет национальной культуры,в которой преломляется психический склад нации.
Национальное отчетливо проявляется в быту и морали. Это требует изучения специфики национального быта и механизма ее воздействия на деятельность культпросветучреждений по формированию коммунистическо- го быта и внедрения социалистических траджщй, праздников, обрядов. Рельефно взаимосвязь национально-этнических различий с работой учреждений культуры прослеживается также в организации художественной самодеятельности и культурного отдыха трудящихся.
Проблема единства интернационального и национального в коммунистическом воспитании выступает и как социально-экономическая. Отдельные районы Средней Азии,например,считаются трудоизбыточными. Здесь растерт численность сельского населения,часть замужних женщин занята лишь домашним хозяйством,а рабочие из других регионов страны не всегда оседают. Специалисты видят причину в том,что у первых нет навыка индустриального труда,последние нелегко привыкают к местному укладу жизни. Культпросветучреждения могут содействовать общению представителей различных социальных групп,опираясь на принцип единства интернационального и национального,зачитывая характер воздействия на человека микросреды, составной частью которой являются национальные особенности культуры и быта.
Для дальнейшего изучения процессов взаимодействия воспитательной системы культпросветучреждений с социальными группами людей как объектом воспитания,а также с различными факторами социальной среды, влияющими на развитие личностинеобходимо тщательное обобщение имеющегося опыта культурно-просветительной работы отдельных регионов страны. Решение данной задачи предполагает использование достигнутых результатов исследований марксистско-ленинской философии,социологии, педагогической и ряда других отраслей научных знаний.
Методологической основой освещения различных аспектов диалектики интернационального и национального для советской научной литературы служат основные положения классиков марксизма-ленинизма по теории нации. Маркс и Энгельс часто применяли тер-Рахимов К. ,Мерсон А.Трудовые ресурсы: производство,быт,досуг.-Клуб и художественная самодеятельность,1976, В 12,с.19-21. - 5 -мин "противоположность национальных характеров", имея под этим в виду национальные различия в психике, быту и культуре народов. Они пользовались им в относительном смысле, подчеркивая лишь некоторое своеобразие духовной деятельности определенной нации. Отмечая, что исторически решающую роль в формировании нации играют социальные отношения, они доказали, что нация - общественно-исторический продукт. Этим самым они акцентировали различие классовых интересов у различных классов. Вместе с тем эти интересы, указывали они, имеют национальный характер.
Огромная роль в разработке марксистской теории нации принадлежит В.И.Ленину. Развитие Лениным материалистического учения о нации шло в острой борьбе с народнической теорией о самобытности исторического развития России и пресловутой бауэровской концепцией "культурно-национальной автономии". Ленин доказал, что в действительности своеобразие духовной деятельности народа определяется особенностями его исторического пути.
Опираясь на ведущие положения марксистско-ленинской теории по национальному вопросу, советская научная литература последних лет достаточно полно и разносторонне осветила проблему интернационального и национального в духовной жизни социалистического общества. Обстоятельно рассматриваются многие стороны проблемы
I " Абдулатипов Р.Г. ,Бурмистрова Т.Ю.Ленинская политика интернационализма в СССР: История и современность.-М.:Мысль, 1982; Багра-мов Э.А.Национальный вопрос в борьбе идей.-М.:Политиздат, 1982; Диалектика интернационального и национального в культуре и образе жизни социалистического общества.-Москва-Фрунзе:Илим,1981; Диалектика интернационального и национального в социалистическом обществе.-М.: Наука, 1981; Джунусов М.С.Две тенденции социализма в национальных отношениях.-Ташкент:Узбекистан,1975; Гизятов К.Т.Диалектика национального и интернационального в советском искусстве: Автореф.дисс.на соиск.учен.степени докт.филос.наук.-М.:1975; Капустин М.П.Диалектика национального и общечеловеческого в художе- гармонического сочетания интернационального и национального в работе А.Г.Агаева "Социалистическая национальная культура" /М.: Политиздат,1974/. Результаты конкретных социологических исследований соотношения интернациональных и национальных черт в разных сферах жизни социалистического общества, прежде всего семей-но-бытовой и досуговой сфере, образе жизни, освещены Ю.В.Арутю-няном в монографии "Опыт этносоциологического исследования образа жизни" *№:Наука,1980/. Сущность национального и его соотношение с интернациональным в социалистической культуре анализирует Р.А.Филиппова в своем автореферате кандидатской диссертации "диалектика национального и интернационального в духовной культуре советского общества" № :1976/.
Для нашей темы, естественно, особое значение имели исследования представителей общественных наук Средней Азии. При написании диссертации мы опирались на многие труды С.Шермухамедо- ственной культуре Советского Востока.-Ташкент:Фан,1978; Калтах-чян С.Т.Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей.-М.:1976; Куличенко М.И.Расцвет и сближение наций в СССРШроблемы теории и методики.-М.:Мысль,1981; Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях.-М.:Политиздат, 1974; Ленинизм и развитие социалистической культуры .'Материалы Всесоюзного симпозиума. -Москва-Ташкент:1971; Ломидзе Г. Чувство великой общности.-М.:1978; Ленинские принципы интернационального воспитания трудящихся.-Таллин:Ээстираамат,1975; Вопросы интернационального воспитания трудящихся.По.материалам Всесоюзной научно-практ.конференции в Тбилиси в окт.1976.-М.: Мысль,1977; Национальное и интернациональное в. современном мире. -Кишинев,1981; Серова И.И.Советская общенациональная гордость Минск:Изд-во БГУ,1981; Турсуналиев Т.Диалектика социалистического содержания и национальной формы советского искусства:Автореф. дисс.на соиск.учен.степени канд.филос.наук.4Л.:1975; Умурзакова 0.П.Сближение быта и традиций социалистических наций.-Ташкент: 1972. - 7 -ва, который исследует проблему взаимодействия и сближения национальных культур, раскрывает вопросы взаимообогащения и взаимопроникновения общих черт в культуре советских наций.
В последние годы стало больше уделяться внимание исследованию культурно-просветительной работы в Узбекистане. Однако все имеющиеся диссертационные исследования^ посвящены истории становления и развития культпросветработы в республике. В плане нашего исследования интерес представляет диссертация У.Х.Ка-рабаева "Единство национального и интернационального в массовой культурно-проветительной работе Узбекистана первых лет Советской власти". Освещая проблему интернационального и национального, автор обращается к периоду становления культпросветрабо-ты в Узбекистане - I9I7-I92I годам и ограничивается им. 1 Шермухамедов С. Некоторые вопросы теории и практики развития социалистической культуры.-ТашкентУзбекистан,1980; Он же. Расцвет и сближение национальных культур народов СССР - важнейшая закономерность формирования коммунистической культуры: Ав-тореф.докт.дисс.-Ташкент:1978; Он же.Русский язык - великое и могучее средство общения советского народа.-М.:Просвещение,1980.
Бердиев Ш.К.Развитие культурно-просветительной работы в Узбекистане в послевоенный период /1946-1958/:Автореф.дисс.на ооиск.учен.степени канд.ист.наук.-Ташкент:1971; Минеев В.Н.Де-ятельность культурно-просветительных учреждений Узбекистана по приобщению женщин к социалистическому производству и культуре быта:Автореф.дисс.на соиск.учен.степени канд.пед.наук,- М. :1980; Карабаев У.Х.Единство национального и интернационального в массовой культурно-просветительной работе Узбекистана первых лет Советской власти:Автореф.дисс.на соиск.учен.степени канд.пед. наук.-Л.:1979; Мукаррамова С.Культурно-политическое просвещение трудящихся масс Туркестанской АССР в восстановительный период :Автореф.дисс. на соиск.учен.степени канд.ист,наук.-Ташкент: 1971; Рузметов A.M.Деятельность клубных учреждений по идейно-политическому воспитанию трудящихся /на материалах УзССР.1924-1941/:Автореф.дисс.на соиск.учен* степени канд.пед.наук,41.:1979 - 8 -Современное состояние культпросветработы в Узбекистане в целом и ее своеобразие, реализация принципа интернационального и национального, в частности, остаются до сих пор не изученными. Этим и определяется выбор темы исследования.
Актуальность избранной темы исследования обусловливается задачами, поставленными в материалах и решениях ХХУІ съезда КПСС. В Отчетном докладе ЦК КПСС съезду партии отмечалось: "Единство советских наций прочно, как никогда. Это не значит, конечно, что все вопросы в сфере национальных отношений уже решенц. динамика развития такого крупного многонационального государства, как наше, рождает немало проблем, требующих чуткого внимания партии".
Важность исследования проблемы единства интернационального и национального в культурно-просветительной работе определяется необходимостью развития новых социалистических форд культуры: традиций, праздников, обрядов, художественной самодеятельности и т.д.,которые призваны повысить эффективность усилий учреждений культуры по коммунистическому воспитанию мас( Интернациональные по своей сущности эти формы социалистической культуры формируются на основе прогрессивных народных элементов. Умелое использование их как педагогического инструмента -действенное средство повышения эффективности воспитательной деятельности культпросветучреждений.
Значимость исследования проблемы взаимосвязи интернационального и национального в воспитательной работе учреждений культуры обусловливается не только необходимостью учета особенностей культуры и быта коренных национальностей союзных республик. На ХХУІ съезде КПСС отмечалось значительное увели- —I
Материалы ХХУІ съезда КПСС- М.:Политиздат, 1981,с.56. - 9 -чение численности граждан некоренных национальностей. Съезд обратил внимание на необходимость учета специфических запросов в области языка, культуры и быта.
Основной своей целью диссертант считал выявление условий и направлений повышения эффективности культурно-просветительной работы отдельных регионов на основе принципа единства интернационального и национального и разработку научно-обоснованных рекомендаций по усилению воспитательного воздействия учреждений культуры на различные социальные группы с учетом национальных особенностей культуры и быта.
Предмет нашего исследования составляют педагогические проблемы взаимодействия современных культурно-просветительных средств с национальными формами творчества, досуга и развлечений, а также эмоциональное богатство и воспитательные возможности культуры советских народов как средство воздействия на объект воспитания.
Действенность воспитательного процесса обеспечивается его конкретным характером, а это требует, помимо прочего, использования прогрессивного культурного наследия народов в утверждении принципов дружбы между народами, в формировании нравственно чистого, эстетически развитого человека. Именно через использование культурного наследия наций и проявляется синтез интернационального и национального в воспитательном процессе, с одной стороны, с другой - культурно-просветительная работа в союзных республиках приобретает своеобразный колорит.
При исследовании ставились следующие задачи:
I.Определить место национальной культуры в обществе
Материалы ХХУІ съезда КПСС, с.57. - 10 -развитого социализма. Эта задача теоретического анализа проблемы явилась осмыслением с марксистско-ленинских позиций соотношения интернационального и национального в жизни общества, а также воспитательных функций национальной культуры.
Проанализировать социально-педагогическую значимость фольклора, прогрессивных национальных праздников, обрядов, ритуалов. Исходя из духовных потребностей социалистического общества, национальные .ценности рассматриваются как эстетические ценности, имеющие воспитательное значение. Наследие выступает формой осмысления окружающей действительности и средством социально-культурной активизации личности. Коллективный педагогический опыт, воплощенный в фольклоре, может помочь в совершенствовании педагогической культуры масс.
Наметить пути использования в культпросветработе национальных форм, гармонически синтезирующихся с интернациональны-ми. Мы определяли наибольшие точки соприкосновения национальных досуговых форм и фольклора с утвердившимися, общеизвестными формами культпросветработы. Поиск точек соприкосновения помогает выявить: а/ формы и методы использования национального культурного наследия в воспитательном процессе; б/ уровни проявления интернационального и национального в культпросветработе; в/ пути реализации принципа интернационального и национального в деятельности учреждений культуры.
4. Основной практической задачей выступала разработка ре комендаций, направленных на повышение действенности воспита тельного воздействия кулътпросветучреждений по формированию идейной убежденности и сознательности советских людей, чувства дружбы и уважения трудящихся различных национальностей, предан ности идеалам коммунизма, верности общим революционным, боевым и трудовым традициям. - II -
Намечая эти задачи, мы исходили из гипотезы,что: 1/взаи-мосвязи интернационального и национального в культурно-просветительной работе означают многосторонне-целостное- решение задач коммунистического воспитания на путях единства и многообразия; 2/на эмоционально-волевую сферу, направленность чувств, интересов и вкусов личности определенное воздействие оказывает духовная культура нации, представителем которой является эта личность; 3/единство интернационального и национального тесно смыкается с принципом дифференцированного подхода.
Научная новизна исследования заключается в том,что впервые осмысливается педагогический аспект соотношения интернационального и национального в современной практике культпросвет-работы. Это позволяет научно обосновать педагогическое руководство воспитательным процессом в культпросветучреждениях.
Проблема исследовалась на материалах деятельности учреждений культуры Ташкентской, Самаркандской, Андижанской и Наман-ганской областей. Первые две характерны своей многонациональ-ностью даже на селе, последние - в сельской местности относительно однонациональны. Исследование охватывает период с 1966 по 1980 годы.
Методологической основой исследования послужили труды классиков марксизма-ленинзма по вопросам теории нации, культурного наследия, коммунистического воспитания трудящихся, прог-раммые документы КПСС, определяющие основные задачи и направления культурно-просветительной работы на современном этапе. Источником явились труды советских философов, социологов, историков и представителей педагогических и искусствоведческих наук.
Диссертация носит педагогический характер, поэтому при исследовании проблемы мы руководствовались частной методологией педагогических исследований. В целях реализации поставлен- ных задач использовались такие конкретные методы, как анализ архивных материалов и текущей документации, наблюдение; беседы с культпросветработниками и посетителями культпросветучреж-дений, анкетирование культпросветработников, опытная работа. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе были изучены и проанализированы текущие архивы Министерства культуры УзССР, Республиканского и Ташкентского, Самаркандского, Андижанского и Намаганского областных научно-методических Центров и управлений культуры. Изучались материалы смотров и фестивалей самодеятельных творческих коллективов, а также смотров работы культпросветучреждений, их учетно-отчетные материалы. Анализировалась периодическая печать. В диссертации использованы материалы научных и практических конференций и семинаров, проведенных в Узбекистане.
На втором этапе проведен анкетный опрос участников Республиканского семинара культпросветработников, состоявшегося в сентябре 1978 г. в г.Мархамате Андижанской области. Анкета была утверждена на Совете Республиканского научно-методического кабинета Министерства культуры УзССР. Опросом охвачены две группы людей: практики культпросветработники и эксперты - специалисты, работники органов культуры, преподаватели вузов и ссузов. На этом же семинаре по поручению РНМК Минкультуры УзССР разработано и осуществлено совместно с У.Х.Карабаевым экспериментальное театрализованное представление "Культармейцы всегда в строю!",в котором широко использовались узбекские национальные досуговые формы и фольклор.
На третьем этапе проводилась опытная работа, а также широко применялся метод наблюдения. Возможности использования произведений русского народного творчества как средства повышения воспитательного воздействия мероприятий проверялись в - ІЗ - цикле театрализованных клубных мероприятий, проведенных студентами группы методистов-организаторов заочного отделения Ташкентского института культуры /выпуск І98І-І982 учебного года/ -"Мистерия-клуб" в 1979 году, "Одержимость культпросветчика" в 1980 году, "Бенефис методистов-организаторов" в 1982 году. Методом наблюдения изучался положительный опыт, что позволило установить причины неудач, выявить основы успеха, определить интерес аудитории к тем или иным формам культпросветработы. В проведении наблюдения и работе над диссертацией автору помогла его многолетняя работа в учреждениях и органах культуры республики. Объективность наблюдения и опроса перепроверялась беседами и интервью. .
Практическое значение проведенного исследования заключается в возможности использовать взаимосвязи интернационального и национального в культпросветработе, а также элементов национальной культуры как инструмента педагогического управления в воспитательном процессе. Результаты исследования используются в преподавании курсов "Обрядоведение", "Основы режиссуры клубных представлений". Автор выносит на защиту следующие выводы:
I.Дальнейшее совершенствование воспитательной деятельности культурно-просветительных учреждений обеспечивается наряду с другими принципами единством интернационального и национального. Принцип единства интернационального и национального содействует решению таких важнейших задач коммунистического воспитания трудящихся, как: формирование мировоззрения советских людей - патриотов-интернационалистов, преданных идеалам коммунизма; социализация личности на основе восприятия и усвоения революционных, боевых и трудовых традиций народов СССР, а так- - 14 -же прогрессивных национальных традиций, норм и ценностей; - утверждение социалистического образа жизни, важными чертами которого стали единство, дружба, братство и общенациональная гордость советских наций и народностей.
2.Принцип единства интернационального и национального входит в целостную систему общих положений, отражающих сущность культурно-просветительной работы, и наряду с такими принципами, как идейность, комплексность, дифференцированный подход, конкретный характер, определяет содержание и формы воспитательного процесса в учреждениях культуры.
3.Одним из действенных условий оптимизации системы воспитательных мероприятий в культпросветучреждениях являвгея четкое определение педагогических задач и содержания мероприятий в соответствии со спецификой аудитории, на основе учета ее интересов, ценностных ориентации, устоявшихся традиций. Это означает, что повышение результативности воспитательного воздействия на различные социальные группы возможно на основе знания и учета национальных особенностей культуры и быта народов.
4.Эффективность культурно-просветительной работы в союзных республиках неразрывно связана с использованием совокупности традиционно сложившихся в нашей стране культурно-просветительных средств, форм и прогрессивных национальных культурных традиций, фольклора, национальных досуговых форм. Их синтез определяет своеобразие культурно-просветительной работы, помогает организации и проведению системы агитационно-пропагандистских и культурно-массовых мероприятий на региональном и республиканском уровнях.
Сущность и содержание социалистической национальной культуры в СССР
Марксистско-ленинское учение о национальных отношениях является основополагающим при рассмотрении вопроса о соотношении интернационального и национального в социалистической культуре. Необходимость его рассмотрения в рамках данного исследования обусловлена тем,что проблема национального многообразия и единства социалистической культуры является теоретической основой в осуществлении единства интернационального и национального в культурно-просветительной работе.
Культура советского народа - не простая сумма национальных культур. В ней диалектически взаимосвязаны национальные и интернациональные начала. Коммунистическая партия всегда обращает внимание на гармоническое сочетание интернационального и национального. В постановлении ЦК КПСС "О 60-й годовщине образования СССР" отмечалось:"Тщательный учет интересов и потребностей каждой нации и народности,органическое их сочетание с интересами советского народа в целом,объединение усилий трудящихся на решение актуальных задач развития общества - все это находится в центре внимания КПСС".
В нашей литературе утвердилось определение культуры как обусловленной способом материального производства активной творческой деятельности людей /индивидов,социальных групп, классов,общества/ по освоению мира,в процессе которой производятся, сохраняются и потребляются социальные ценности и нормы, "Правда", 1982,21 февраля. а также совокупность этих ценностей и норм,опредмечивающих деятельность людей. Культура - многогранное социальное явление, в котором во всей сложности проявляются классовые,национальные и интернациональные моменты. Она принимает ту или иную форму, обусловленную исторически сложившимися формами общности людей. Проявлением множественности общечеловеческой культуры является ее национальное разнообразие. Национальная культура как исторически закономерная форма культурного развития общества формируется на основе капиталистического способа производства. Именно капитализм вызывает к жизни новую общность людей - нацию,которая характеризуется общностью их экономической жизни, территории, языка и психического склада.
В советской научной литературе конца 60-х годов прошла дискуссия об общности психического склада нации. Эта проблема не является задачей нашего исследования. Автор заинтересовался ею постольку, поскольку она затрагивает вопросы,связанные с проблемой национальной специфики, с одной стороны, с другой -ясное понимание этого.вопроса является верным ключем разрешения проблемы соотношения интернационального и национального в культурно-просветительной работе.
Воспитательные функции национальной культуры и их использование в культурно-просветительной работе
Проблема интернационального и национально го, диалектика их проявления в советской культуре - не только проблема художественная, но и социальная. Здесь она находит прямой выход в культурно-просветительную работу как педагогическая проблема.
Формула "социалистическая по содержанию, национальная по форме", относимая к советской социалистической культуре, в равной мере выражает сущность всей системы культурно-просветительной работы в нашей стране. При социализме марксизм-ленинизм становится господствующей идеологией,которая определяет интернационалистское содержание коммунистического воспитания масс. Формирование интернационалистского мировоззрения советских людей обусловливается единством идейно-политических.социально-экономических факторов. Однако эффективность этого процесса во многом зависит от выбора форм и средств с учетом национально-специфического, то есть от правильного сочетания интернационального и национального.
Как педагогическая проблема вопрос о единстве интернационального и национального связан;: с необходимостью анализа в культурно-просветительной работе тех или иных психологических моментов языка,культуры,искусства,обычаев и традиций,чувств нации, ее интересов. Все эти моменты входят в духовный облик социалистических наций. Поэтому без изучения социального механизма их воздействия на те или иные процессы,общественные явления невозможно организовать трудовую деятельность в многонациональных коллективах,правильно формировать у людей настроения,воспитывать интернациональные,общесоветские черты в духовном облике советских людей.
Система коммунистического воспитания реализуется через три основные целевые установки: формирование научного материалистического мировоззрения у всех членов социалистического общества; повышение социальной активности; передачу социального опыта,накопленного как всем человечеством,так и непосредствен Во
но предшествующим поколением. и всех трех целевых установках воспитательного процесса преломляется единство интернационального и национального. Научное мировоззрение советского человека - это стройная система взглядов подлинного патриота-интернационалиста на основные закономерности общественного развития. Его социальная активность формируется на основе норм и ценностей, революционных, боевых и трудовых традиций как своего народа, так и всех советских наций и народностей. Процесс предполагает и усвоение опыта человечества,и восприятие культурного багажа своего народа. В советском народе как новой исторической общности гармонически соединяются социалистические,интернациональные черты и национальные особенности народов.
Роль национальных традиций и обрядов в.повышении действенности художественноняас сотвой пропаганды
В культурно-просветительной работе прочно вошло понятие "художественно-массовая работа". Им определяется сложное образование комплексных массовых форм клубной и парковой работы,а также массовая агитационно-пропагандистская деятельность учреждений культуры,которые организуют и проводят общественно значимые массовые акции. Массовые действия и представления направлены на коммунистическое воспитание,формирование личности нового человека,удовлетворение потребностей советских людей В межличностном общении,проявлении своих способностей.
Иногда это направление деятельности учреждений культуры называют художественной пропагандой. Однако рассматриваемые понятия не всегда совпадают. Художественно-пропагандистская деятельность связана прежде всего с практикой художественно-эстетического воспитания,пропагандой различных видов искусства. Художественная пропаганда использует разнообразие форм маесовой,групповой и индивидуальной работы для решения задач эстетического воспитания,развития художественных вкусов,формирования способностей правильно оценивать и творить прекрасное,поэтому она является одним из направлений эстетического воспитания.
Художественно-массовая пропаганда включает в себя вопросы художественно-эстетического воспитания и проблемы соединения массовой пропаганды с искусством. В то же время она органически связана с другими направлениями коммунистического воспитания. Художественно-массовая практика основана прежде всего на массовых формах агитационно-пропагандистской деятельности учреждений культуры,поэтому ее предметом являются такие процессы культпросветработы,как синтез методов воздействия на массовую аудиторию,психология массового общения и т.п. Художественно-массовую работу нужно рассматривать - как целостную систему воспитательного воздействия на массы. _
Взгляд на художественно-массовую пропаганду как на совокупность последовательных воспитательных действий культпросветработников с ярко выраженными идеологическими целями обусловливает изучение ее социально-психологических аспектов: особенностей социальных контактов людей,основ психологии массового восприятия и т.д. Одним из важных психолого-педагогических аспектов художественно-массовой практики клубов и парков является,на наш взгляд, вопрос о соотношении интернационального и национального в массовой агитационно-пропагандистской деятельности.