Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Создание творческого проекта как условие формирования социально-нравственной позиции детей 9 - 12 лет Владимирова, Мария Леонидовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Владимирова, Мария Леонидовна. Создание творческого проекта как условие формирования социально-нравственной позиции детей 9 - 12 лет : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Владимирова Мария Леонидовна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2014.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/488

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена возрастающей потребностью общества в решении задач воспитания детей в условиях новой реальности, где ценностные и общественные категории приобретают иной уровень осмысления и требуют использования новых форм, средств и условий воспитательной работы. В нашей стране всё активнее внедряется система единого образовательного процесса, направленная на развитие индивидуальной личности, где нравственные, социальные и психические качества ребенка являются основной целью воспитания. На сегодняшний день средства всестороннего развития в процессе обучения основаны на объединении воспитательных и образовательных функций педагога в единый процесс формирования целостной, конкурентоспособной, высоконравственной личности.

Законодательная база регулирует деятельность системы образования и вычленяет потребность государства в воспитании культурного, нравственного, гармоничного человека. Ежегодно в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ отмечается важность образовательного процесса, как способа объединить нацию, сформировать единые ценностные категории, способные сплотить народ России. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей (период реализации Концепции 2008 – 2015 гг.) определяет совокупность основных государственных и общественных мер по созданию условий для формирования духовно-нравственного облика подрастающего поколения. Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 г. (действующий с 01.09.2012 г.), учитывая особенности детей и их неосознанное подражание, запрещает различные информационные продукты, способные нанести вред психическому и физическому здоровью, влияющие на формирование асоциального поведения и нарушающие нравственные ориентиры детей.

Исходя из тенденций, наметившихся в системе образования и актуальных потребностей общества в ценностных ориентирах, мы видим своевременность и актуальность проблемы разработки целостной методики формирования социально-нравственной позиции личности ребенка. Нравственные представления детей и ценностные ориентиры в возрасте 9 – 12 лет в большей степени основаны на страхе наказания и личной выгоде в социальном взаимодействии. Нравственная позиция базируется на двуединстве «хорошо – плохо», причем ребенок не всегда может объяснить, почему именно этот поступок «плохой». Мы считаем, что одним из средств, формирующих социально-нравственную позицию детей 9 – 12 лет, будет коллективный творческий проект. Создание детьми пьесы, как способ осмысления социально-нравственного взаимодействия, и постановка по ней спектакля, как способ закрепления полученного опыта и знаний. Именно по этой причине, еще один аспект актуальности нашего исследования заключается в проблеме подбора репертуара для детских спектаклей. Все больше педагогов и режиссеров говорят об отсутствии «качественного» драматургического материала для постановок детскими театральными коллективами, способного формировать личность и прививать ценностные, нравственные качества как детям, участвующим в спектакле, так и зрителям. В погоне за доступностью текста и адаптации жаргонных выражений, драматургия для детей теряет свое предназначение – воспитание через сопереживание и погружение. Педагоги, не имеющие специального режиссерского образования, нуждаются в информационно-методических материалах, доступно объясняющих принципы, структуру и особенности работы с детьми во время театральной деятельности (постановки спектаклей, сценок, миниатюр, выступлений на концертах). Мы считаем, что разработка методики, основанной на принципах доступного языка и понятной структуры режиссерского и актерского анализа, используемая в процессе коллективного творческого проектирования, будет своевременна и востребована не только для деятельности театральных коллективов, но и в целом для педагогов в системе образования.

Актуальность исследования заключается в разработке и обосновании условий, позволяющих формировать у ребенка целостное представление о взаимосвязи знаний, умений, навыков, нравственных ценностей и поступков.

Таким образом, творческий процесс позволяет ребенку получить и закрепить знания и опыт социально-нравственного взаимодействия. Именно это выявило обострение противоречий между:

– потребностью общества в личности, обладающей сформированной социально-нравственной позицией, и недостаточной разработкой средств формирования целостной личности ребенка;

– особенностями социально-нравственной позиции детей 9 – 12 лет и существующими формами педагогического воздействия на социально-нравственное развитие детей;

– педагогическими методами работы с детьми 9 – 12 лет, основанными на ведущем виде деятельности, и недостаточным вниманием к творческой и игровой деятельности, как наиболее эффективным способам формирования социально-нравственной позиции детей в этом возрасте;

– необходимостью повышения творческой активности детей и недостатке методов стимулирования творческой активности в процессе обучения.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: при каких условиях коллективное творческое проектирование будет эффективно влиять на формирование социально-нравственной позиции детей 9 – 12 лет.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, выявленные противоречия, а также интерес к проблеме и поиск автора, обуславливает выбор темы исследования: «Создание творческого проекта как условие формирования социально-нравственной позиции детей 9 – 12 лет».

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать условия формирования социально-нравственной позиции детей 9 – 12 лет средствами создания и реализации творческого проекта.

Объект исследования – процесс формирования социально-нравственной позиции детей 9 – 12 лет.

Предмет исследования – условия создания и реализации творческого проекта в детском театральном коллективе с целью формирования социально-нравственной позиции детей 9 – 12 лет.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования была выдвинута следующая гипотеза: формирование социально-нравственной позиции детей 9 – 12 лет в процессе создания и реализации творческого проекта будет эффективным, если:

– выделены основные компоненты социально-нравственной позиции детей 9 – 12 лет;

– процесс создания и реализации творческого проекта рассматривается как коллективная творческая деятельность, влияющая на формирование социально-нравственной позиции детей 9 – 12 лет;

– определена специфика темы, идеи и конфликта в сюжетах творческого проектирования, как репертуарная основа, формирующая социально-нравственную позицию детей 9 – 12 лет;

– разработана методика создания и реализации творческого проекта.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить и охарактеризовать специфику социально-нравственной позиции детей 9 – 12 лет, и на этой основе спроецировать процесс ее формирования.

  2. Охарактеризовать принципы творческого проектирования, как средства формирования социально-нравственной позиции детей 9 – 12 лет.

  3. Теоретически обосновать и разработать условия создания и реализации творческого проекта, как средства формирования социально-нравственной позиции детей 9 – 12 лет.

  4. Осуществить апробацию авторской методики проектирования и процесса формирования социально-нравственной позиции детей 9 – 12 лет.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: теоретические разработки в области метода учебного проектирования (Дж. Дьюи, У.Х. Кильпатрик, , С.Т. Шацкий и др.); теоретические разработки в области нравственного воспитания детей и подростков (Ш.А. Амонашвили, Е.А. Леванова, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.И. Петрова, Е.В. Субботский, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова и др.); исследования роли мотивов в развитии личности (Л.И. Божович, B.C. Ильин, П.М. Якобсон и др.); концепция личностно-ориентированного образования и воспитания (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская и др.). При разработке проблемы творческой активности детей, мы опирались на научные исследования детского творчества (Б.Г. Ананьева, Т.И. Бакланова, Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, , Т.Я. Шпикалова и др.), концепцию творческого восприятия и способности к творческой деятельности, (Н.С. Александрова, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев, Н.М. Сокольникова и др.). Теоретической базой для описания процесса и поэтапного структурирования творческого продукта послужили теория драмы и теория анализа пьесы (А.Н. Бородин, И.Л. Вишневская, В.А. Сахновский-Панкеев, К.С. Станиславский и др.).

Для решения задач, поставленных на разных этапах опытно-экспериментальной работы, использовались следующие методы исследования:

– теоретические методы: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, культурологической, методической, и другой научной литературы и диссертационных работ по теме исследования, сравнительный анализ и обобщение передового педагогического опыта и практического опыта работы по исследуемой проблеме, прогноз и моделирование процесса;

– эмпирические методы: опросные методики (анкеты, беседы, интервью), социометрия, наблюдение, изучение творческого продукта, тестирование, топосоциометрия, метод незаконченных фраз, эксперименты (поисковый, констатирующий, формирующий), методики коллизий и альтернативного выбора, анализ опытно-экспериментальных данных (математические и статистические методы обработки результатов).

Ведущим методом проверки достоверности научных данных явилась опытно-экспериментальная работа.

Научная новизна исследования заключается в:

– раскрытии сущностно-содержательной характеристики процесса формирования и развития социально-нравственной позиции детей 9 – 12 лет средствами творческой проектной деятельности;

– выявлении и научном обосновании влияния творческого процесса создания пьесы (продукта проектирования) как средства формирования социально-нравственной позиции детей 9 – 12 лет;

– обосновании авторской методики по формированию и развитию социально-нравственной позиции детей средствами создания и реализации творческого проекта;

– разработке, апробации и практической реализации методики в условиях детского театрального коллектива.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

– проанализировано и конкретизировано представление о принципах и процессах формирования и развития социально-нравственной позиции детей 9 – 12 лет средствами коллективного творческого проектирования;

– представлено научное обоснование эффективности комплексного воздействия создания и реализации творческого проекта на формирование и развитие социально-нравственных позиций детей;

– разработана адаптированная поэтапная структура творческого проектирования, направленная на формирование социально-нравственной позиции детей 9 – 12 лет.

– систематизированы и описаны интегрируемые направления (психология личности, педагогическое развитие социально-нравственных позиций детей, теория драмы, поэтапное описание процесса создания и соотнесенные с ним коррекционно-развивающие аспекты), необходимые для работы в рамках предлагаемой методики.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики создания и реализации творческого проекта детьми 9 – 12 лет с поэтапным описанием процесса проектирования, направленной на развитие гармоничной личности, в основе которой лежит формирование и развитие социально-нравственной позиции. Реализация методики в рамках авторской программы по предмету «Сценическая практика» на театральном отделении Детской школы искусств. Содержащиеся в методике теоретические положения, выводы и рекомендации создают предпосылки для научно-методического обеспечения деятельности педагогов в различных образовательных учреждениях. Универсальность разработанной авторской программы «Мы с детьми в театр играли» позволяет использовать ее в массовой практике общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования, при организации досуговой и кружковой деятельности, в детских театральных коллективах и т. д.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается целостным научно-теоретическим подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; применением методов, адекватных его цели, задачам и предмету; корректной организацией опытно-экспериментальной работы в сочетании с аналитическим представлением собственного опыта и опыта коллег; применением разнообразных методов диагностики и математической обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования: детских театральных коллективах г. Кирова, г. Перми, г. Дальнегорска и ряде других школ и театральных студий. Всего в эксперименте приняло участие 372 ребенка. В контрольную группу исследования вошли 325 детей.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2007 по 2013 гг. и состояло из трех этапов.

На первом этапе (2007 – 2008 гг.) – аналитико-поисковом – определялась общая направленность исследования; его теоретико-методологическая основа, проблема, объект и субъект, что позволило сформулировать цель, задачи и гипотезу исследования; проводился анализ литературы по данной проблеме и выявлялось фактическое положение дел по исследуемой теме; изучался и обобщался инновационный опыт работы ведущих педагогов; выявлялся исходный уровень базовых показателей, учитываемых при проведении апробации; анализировался характер проявления и степень потребности в формировании социально-нравственной позиции детей 9 – 12 лет.

На втором этапе (2008 – 2012 гг.) – опытно-экспериментальном – проводились поисковый и констатирующий эксперименты на базе детских коллективов в г. Кирове, г. Перми и г. Дальнегорске; разрабатывалась технология и структура методики с учетом научных исследований; проводилась оценка методики с учетом интеграции в процесс обучения; велась практическая работа с группами детей, по созданию и реализации творческих проектов; уточнялась научная концепция исследования.

На третьем этапе (2012 – 2013 гг.) – оценочном – обрабатывались и обобщались результаты исследования; выявлялись качественные результаты воздействия творческого процесса на формирование социально-нравственных позиций детей; формулировались выводы; оформлялось диссертационное исследование.

Положения, выносимые на защиту:

1. Специфика формирования социально-нравственной позиции детей 9 – 12 лет обусловлена уровнем развития поведенческой мотивации, социализацией, уровнем ответственности за поступки, способностью понимать чувства и эмоции других людей, уровнем развития рефлексии, принятием общечеловеческих ценностей. В этом возрасте происходит смена поведенческой мотивации в понимании ценностей и нравственности поступков. От формы запрета в мотивации поступков (хорошо – плохо) дети переходят к форме осознания (добро – зло). Несмотря на ведущую деятельность, детей увлекает игра, как способ познания мира. Дети 9 – 12 лет постепенно отказываются от ведущего авторитета взрослых и ориентируются на группу сверстников, как значимый для них индикатор «правильности» поступков.

2. Принципы коллективного творческого проектирования являются одним из эффективных средств, формирования социально-нравственной позиции детей 9 – 12 лет. Мы выделяем такие принципы как: результативность (создание и реализация продукта), единство творческого пространства, ценностное отношение к личности участника и группе, равноправное партнерство, обоснованность и эффективность. Проектная деятельность группы направлена на общий результат, где каждый участник чувствует свою незаменимость. Принятие участника проекта группой и педагогом, как уникальной личности и следование этическим нормам взаимодействия позволяет сформировать творческое единство и доверительное отношение в группе. Активный интерес детей в процессе проектирования и добровольное участие в проектной деятельности, взаимодействие педагога и учеников как равноправных участников творческого процесса позволит избежать у детей отторжения информации, которая преподносится как проблема, требующая совместного решения. Педагог направляет деятельность детей и помогает выбрать тему, идею, сюжет пьесы в соответствии с поставленными задачами.

3. Условия создания и реализации творческого проекта, как средства формирования социально-нравственной позиции детей: методы сообразны возрасту 9 – 12 лет, имеют групповой вид деятельности, в их основе лежит творчество, методы долгосрочны и системны, результатом деятельности детей является творческий продукт. Приемы и педагогические технологии, поставленные педагогом задачи и теоретическая подготовка детей разработаны в соответствии с возрастом, их применение обосновано и целенаправленно. Понимание социально-нравственной позиции как социального явления нуждается в применении групповых форм работы. Мотивационный потенциал проектной деятельности усиливается при осознании детьми значимости проблемы, которая выносится за рамки стремления написать пьесу и поставить спектакль.

4. Методика коллективного творческого проектирования, разработанная и описанная в исследовании, легла в основу создания учебной программы «Мы с детьми в театр играли». Методика по формированию социально-нравственной позиции детей 9 – 12 лет эффективна при:

– проведении предварительной психолого-педагогической подготовки проектной группы, формирующей высокий уровень сплоченности и уважительного отношения друг к другу;

– создании творческого с учетом структуры пьесы (сюжет, идея, конфликт, сквозное действие, особенности персонажей и т.д.);

– опосредованном развитии социально-нравственной позиции через персонаж, созданный ребенком, в процессе группового обсуждения;

– построении репетиционной работы на поиске мотивов поведения и поступков придуманных детьми персонажей;

– осознании ответственности и причастности каждого участника проектирования к созданию продукта, ценности собственного мнения и мнения других, как уникальных авторских единиц.

Апробация и внедрение результатов исследования. Процесс и результаты исследования на разных этапах были представлены и обсуждены на заседании кафедры педагогики Вятского социально-экономического института; на педагогических совещаниях МБОУ ДОД «Детская школа искусств №11» г. Кирова; на курсах повышения квалификации при Кировском областном «Учебно-методическом центре повышения квалификации работников культуры и искусства»; представлены и получили одобрение на семинарах и научно-практических конференциях.

Структура диссертации отражает общую логику исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Общий объем диссертации составляет 175 страниц. В работе приведено 6 таблиц, 7 рисунков.

Похожие диссертации на Создание творческого проекта как условие формирования социально-нравственной позиции детей 9 - 12 лет