Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Историко - педагогические аспекты социального воспитания студенческой молодежи в условиях досуговой деятельности 14
1.1. Социальное воспитание студенческой молодежи в условиях досуговой деятельности как проблема исследования 14
1.2. Социально-педагогическая характеристика культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи 36
1.3. Анализ решения исследуемой проблемы повышения эффективности социального воспитания в учебно-воспитательном процессе высшей школы 63
Выводы по главе 1 102
Глава 2. Организационно-педагогические условия эффективности социального воспитания студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности 106
2.1. Диагностика пространственно-временной структуры и содержания свободного времени студентов 106
2.2. Формирование у студентов опыта организации культурно-досуговой деятельности 130
2.3. Подготовка студентов и профессорско-преподавательского состава по специализации «Социально-педагогическая анимация» 160
Выводы по главе 2 185
Заключение 188
Библиография 191
Приложения 206
- Социальное воспитание студенческой молодежи в условиях досуговой деятельности как проблема исследования
- Социально-педагогическая характеристика культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи
- Диагностика пространственно-временной структуры и содержания свободного времени студентов
- Подготовка студентов и профессорско-преподавательского состава по специализации «Социально-педагогическая анимация»
Введение к работе
Актуальность исследования. Интересы любого общества, его процветание, безопасность в значительной степени во все времена определялись интеллектуальной мощью и уровнем духовности населения. Мировой опыт свидетельствует, что многие страны достигли социально-экономического прогресса за счет приоритетного развития системы образования и социального воспитания, которая обеспечила социальное развитие молодого поколения, постоянное возрастание духовного и материального богатства общества.
Государственно-политические и социально-экономические преобразования на рубеже ХХ-ХХІ вв. оказали определенное влияние на статус воспитания в высших учебных заведениях, обновление его структуры и содержания, пропаганду и распространение передового опыта воспитательной деятельности в высшей школе. Во многих высших учебных заведениях разработаны собственные воспитательные программы, которые соотносятся с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.
Однако, состояние нынешней системы воспитания в целом можно характеризовать как сложное, что связано с распадом основных целеобразую-щих элементов воспитательной политики, поиском новых ориентиров в обучении и воспитании. Происходят изменения ценностных ориентации у различных социально-демографических групп населения России, в том числе у молодежи и, прежде всего, у представительной ее части - студенчества.
Студенчество как наиболее образованная и социально активная макрогруппа молодежи особенно остро ощущает происходящие перемены в жизни общества. Вследствие известных инновационных и деструктивных тенденций в общественном развитии происходит фиксируемый социологами рост прагматизма и индивидуализма у молодежи и студенчества.
В этих противоречивых условиях социальное воспитание становится востребованным на всех уровнях общественной жизни. Именно социальное воспитание может и должно оказывать сегодня свое эффективное влияние на формирование у молодого поколения духовных ценностей и идеалов, инди-
видуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков.
Значительная роль в воспитании социально ориентированной личности принадлежит высшей школе, что соответствует отечественным педагогическим традициям, учитывающим интересы личности, общества и государства в целом. При этом высшая школа призвана не только готовить высококвалифицированных специалистов, но и воспитывать в них социально одобряемые качества, готовность выполнять общественно значимые социальные роли, используя современные педагогические технологии.
Существенно осложняет воспитание студентов отсутствие в стране целенаправленно реализуемой государственной молодежной политики, а также четкой концепции социального воспитания студенческой молодежи в высшей школе. Несмотря на то, что усиливается тенденция в личностно-ориентированном образовании и главной целью вуза было и остается формирование и развитие личности специалиста, педагогика на всех уровнях учебно-воспитательного процесса подменена дидактикой.
Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал. Однако, характерной тенденцией наших дней в сфере молодежного и студенческого досуга, отмечаемой исследователями Л.А.Акимовой, Н.Д.Вавилиной, Ю.А.Стрельцовым, В.Я.Суртаевым и др., является существенная невостребованность культурно-развивающего потенциала социокультурной сферы значительной частью молодых людей. Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижно-конформистская мотивация и др.) не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих способностей, а иногда и превращается в криминогенный фактор общества.
Таким образом, в настоящее время проблема эффективного использования воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности в систе-
ме воспитания вузов приобрела особую актуальность. Имея возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, из-за отсутствия необходимых навыков, недостаточной организационно-педагогической помощи студенты часто не готовы к осознанному выбору видов деятельности, способствующих их полноценному развитию.
В последние годы заметно обострилось противоречие между потребностью студентов использовать досуг как сферу удовлетворения творческих потребностей, самоутверждения, полноценного общения и неумением реализовать себя в свободное время ввиду недостаточности усилий в организации воспитательной работы со стороны вузов, которая сегодня чаще всего сводится к отдельным развлекательным мероприятиям или к перенесению в сферу досуга методов и форм учебной деятельности. Из-за отсутствия системности организации, координации в осуществлении воспитательной работы и недооценки в этом процессе новых тенденций в образе жизни молодежи воспитательный потенциал досуговой сферы, а также большой опыт организации культурно-досуговой деятельности, накопленный отечественной высшей школой и за рубежом, реализуется не в полной мере.
Степень научной разработанности проблемы.
Социальному воспитанию как составной части социальной педагогики посвящены труды многих современных ученых, среди них В.Г.Бочарова, М.П.Гурьянова, И.П.Клемантович, А.В.Мудрик, Л.Е.Никитина, М.М.Плоткин, В.Д.Семенов, Г.Н.Филонов и др. К проблеме социального воспитания в сфере досуга и социально-культурной деятельности в целом обращаются отечественные ученые: Л.А.Акимова, С.Р.Демьяненко, А.Д.Жарков, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, И.А.Новикова, Ю.А.Стрельцов, В.М.Чижиков и др. Из большого числа зарубежных специалистов выделим Ж.Дюмазедье, Т.Парсонса, К.Франера и др.
Вопросы педагогической организации досуга в широком социокультурном контексте разрабатывали Р.Н.Азарова, Г.А.Евтеева, М.Б.Зацепина, В.Я.Суртаев, Б.А.Титов и др.; профессиональной подготовки будущих спе-
6 циалистов в образовательной системе - Л.Г.Арчажникова, А.Ю.Гончарук, И.П.Клемантович, А.И.Лучанкин, Е.М.Приезжева, Л.А.Рапацкая, В.А.Сластенин, А.А.Сняцкий, И.И.Шульга и др.
Современные исследования проблемы воспитательной работы в вузе представлены работами В.А.Березиной, Е.В.Бондаревской, И.А.Винтина, Н.С.Дежниковой, И.М.Ильинского, Т.С.Комаровой, Е.А.Левановой, В.Л.Матросова, Э.И.Сокольниковой и др. Проблемы внеучебного времени в вузе исследуются в трудах А.А.Бартоломей, Б.З.Вульфова, Л.И.Новиковой, В.А.Сластенина и др.
Методологические проблемы исследования молодежи как социально-
демографической группы, психолого-педагогические особенности подрост
ково-юношеского возраста всесторонне освещены в исследованиях
Л.И.Божович, Л.С.Выготского, С.Н.Иконниковой, Н.П.Ищенко, И.С.Кона,
С.И.Левиковой, В.Т.Лисовского, А.В.Мудрика, В.С.Мухиной,
А.В.Петровского и др.; студенчества как особой самостоятельной социальной группы А.С.Власенко, Т.В.Ищенко, Т.Н.Кухтевич, А.С.Панарина и др.
Несмотря на наличие большого массива социально-педагогической литературы, проведенные до настоящего времени исследования по проблемам социального воспитания студенческой молодежи в условиях досуга не дают ответов на многие сегодняшние актуальные вопросы и рекомендаций по созданию условий для ее культурно-развивающей досуговой деятельности, адекватных проблемным тенденциям, имеющим место в социокультурной сфере современной России.
Актуальность исследования данной проблемы, недостаточный уровень ее теоретико-методологической разработанности обусловили выбор темы диссертации: «Социальное воспитание студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности».
Цель исследования: разработать и реализовать педагогическую модель социального воспитания студентов в культурно-досуговой деятельности с использованием современных воспитательных технологий.
Объектом исследования является социальное воспитание студенческой молодежи; предметом - организационно-педагогические условия повышения эффективности социального воспитания студентов в культурно-досуговой деятельности.
Гипотеза исследования: эффективность социального воспитания студентов в культурно-досуговой деятельности может быть существенно повышена, если будут разработаны:
система организационно-педагогических условий, методов и средств, направленных на формирование досуговой культуры студентов, профессиональное освоение ими культурно-досуговых технологий, а именно: развитие навыков рационального использования своего свободного времени, творчески созидательного освоения и распространения духовно-культурных ценностей; повышение уровня досуговой активности при участии в социально значимых культурно-развивающих формах проведения досуга; развитие умений и навыков организации культурно-досуговой деятельности;
педагогическая модель социального воспитания студентов в культурно-досуговой деятельности с использованием технологий социально-культурной анимации, которые предполагают реализацию программ развития культурно-творческой личности, активного интеллектуально и физически развивающего отдыха, социально-психологической консолидации студенческого коллектива, создания педагогических отношений в процессе досугового взаимодействия на основе ценностей культуры и искусства.
Задачи исследования.
Определить теоретико-методологические основы социального воспитания студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности.
Охарактеризовать педагогическую сущность и воспитательное значение культурно-досуговой деятельности в процессе социального воспитания студентов, исследовать структуру и содержание их свободного времени.
Выявить и обосновать организационно-педагогические условия повышения эффективности организации культурно-досуговой деятельности в процессе социального воспитания студентов.
Разработать и реализовать педагогическую модель социального воспитания студентов в культурно-досуговой деятельности.
Методологической основой исследования явились общефилософские, социологические и психолого-педагогические концептуальные положения о фактах и закономерностях развития личности в социуме, воспитательных отношений в условиях досуга, в частности, природной, культурной и социальной обусловленности этого процесса, содержащиеся в трудах А.И.Арнольдова, Ю.К.Бабанского, Л.С.Выготского, С.В.Дармодехина, И.А.Зимней, С.Н.Иконниковой, И.С.Кона, В.В.Краевского, В.Т.Лисовского, А.В.Мудрика, А.В.Петровского, И.Н.Семенова, Э.В.Соколова, В.А.Ядова, Е.А.Ямбурга, Н.Н.Ярошенко и др.
Для решения поставленных задач и проверки доказательств выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы:
теоретические: сравнительный теоретический анализ психолого-педагогической, философской, культурологической, социологической литературы;
эмпирические: обсервационные: наблюдение, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности; экспериментальные: моделирование, педагогический эксперимент; диагностические: анкетирование, тестирование, интервью, беседы; статистические: математическая и статистическая обработка полученных результатов, их системный и качественный анализ, табличная и графическая интерпретация.
Достоверность и надежность научных результатов обеспечивается методологической базой исследования, теоретическим обоснованием проблемы, разнообразием использованных методов исследования, адекватных его предмету, гипотезе, задачам и логике; репрезентативностью исследовательской базы; возможностью воспроизведения эмпирических данных; срав-
нимостью теоретико-экспериментальных данных с инновационной массовой практикой.
Научная новизна исследования.
Проанализированы философские, социально-педагогические, психологические подходы к пониманию значения социального воспитания в формировании личности студенческой молодежи с учетом сегодняшней социокультурной ситуации.
Процесс социального воспитания студенческой молодежи рассмотрен с позиции ее включенности в культурно-досуговую деятельность, организуемую в условиях высшей школы, где при организации воспитательной работы большое значение имеет как рекреационно-развлекательный так и культурно-развивающий компоненты.
Расширено содержание понятий «социальное воспитание», «свободное время», «досуг», также конкретизированы такие понятия, как «культура досуга», «культурно-досуговая деятельность», «социально-культурная анимация» применительно к проблемному полю исследования.
Определен педагогический смысл и потенциал культурно-досуговой деятельности в учебно-воспитательной системе вузов, ее культурно-развивающая сущность и социальная значимость. Определены и обоснованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность социального воспитания студентов с учетом современной социокультурной ситуации, специфики студенческой среды, их досуговых предпочтений, применения в воспитательной работе современных технологий социально-культурной деятельности с использованием соответствующей социокультурной инфраструктуры.
Теоретическая значимость исследования.
Рассмотрение студенческой молодежи как объекта воздействия досуго-вой среды осуществлено с позиции их ценностно-ориентационного отношения к своему свободному времени. Выявлены досуговые интересы студентов в условиях современной социокультурной ситуации, мотивы их участия в до-
суговой деятельности, а также проблемы, связанные с организацией их свободного времени.
Определены концептуальные основы педагогически целесообразной организации культурно-досуговой деятельности студентов, согласно которым необходимым условием эффективности этого процесса является формирование у студентов досуговой культуры, профессиональное освоение ими досуговых технологий. Разработана педагогическая модель социального воспитания студентов в культурно-досуговой деятельности с использованием технологий социально-культурной анимации.
Практическая значимость.
Положения и выводы проведенного исследования, разработанная педагогическая модель и научно-практические рекомендации, направленные на совершенствование процесса подготовки студентов к организации культурно-досуговой деятельности, могут быть использованы при составлении учебно-методических пособий, разработке программ по организации культурно-досуговой деятельности в центрах по работе с детьми и молодежью, в образовательных учреждениях, в учебном процессе в курсах гуманитарных дисциплин, а также при подготовке преподавателей, социальных педагогов и социальных работников, чья профессиональная деятельность соприкасается со сферой обучения и воспитания в условиях досуга.
На основе результатов исследования разработана и включена в учебно-образовательный процесс специализация 031344 «Социально-педагогическая анимация» по специальности 031300 (050711.65) «Социальная педагогика», направленная на профессиональную подготовку студентов к организации культурно-досуговой деятельности (утверждена Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования 14 ноября 2006 года №25/03-08).
На защиту выносятся следующие положения: 1. Социальное воспитание играет одну из ведущих ролей в решении проблем формирования личности и предполагает согласованное участие в этом
11 процессе всех институтов воспитания, на основе полноценного использования потенциала личности, воспитательных средств и возможностей социокультурного окружения. Социокультурная сфера и, в частности, воспитание в системе высшего образования, рассматривается как важная составляющая социального воспитания молодого поколения.
2. Педагогическая сущность культурно-досуговой деятельности студентов
в процессе социального воспитания определяется тем, что досуг - это, преж
де всего, необходимый и неотъемлемый элемент их образа жизни и является
пространством для удовлетворения студентами потребностей в творческом
самовыражении, духовно-культурном росте, интеллектуальном и физическом
самосовершенствовании, выполнении широкого круга социальных ролей, тем
самым рассматривается как наиболее благоприятное воспитательное поле.
В досуговой сфере заключены широкие воспитательные возможности на основе использования культурных ценностей, накопленных обществом. Полноценная реализация воспитательного потенциала досуговой сферы обусловлена педагогически целесообразной организацией культурно-досуговой деятельности, где акцент делается на духовно-культурный, творческий, интеллектуально и физически развивающий компоненты.
С социально-педагогической точки зрения досуг студентов рассматривается как: время духовного общения, где им предоставляется возможность свободного выбора общественно и личностно значимых социальных ролей; сфера, в которой полноценно раскрываются их естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении; деятельность, развивающая возможности студентов, их творческие способности в наиболее целесообразном применении; социальная среда, в которой студенты открыты для влияния различных общественных институтов и организаций.
3. Организационно-педагогическими условиями эффективности органи
зации культурно-досуговой деятельности в процессе социального воспита
ния студентов являются:
формирование досуговой культуры студентов, а именно: развитие на-
выков рационального использования свободного времени через планирование своего свободного времени, направленность на самообразование, творчески созидательную деятельность; повышение уровня досуговой активности через привлечение к участию в социально значимых культурно-развивающих формах досуга;
использование при организации культурно-досуговой деятельности студентов всей окружающей социокультурной инфраструктуры, привлечение специалистов в области педагогики досуга;
развитие у студентов умений и навыков организации культурно-досуговой деятельности через использование технологий социально-культурной анимации, которые предполагают создание педагогических отношений в процессе досугового взаимодействия на основе широкого использования общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, обеспечивая личности реальные условия для включения в образовательные, творческие, оздоровительные, развлекательные и другие виды деятельности.
4. Педагогическая модель социального воспитания студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности учитывает содержательно-целевую основу организации досуга, специфику студенческой субкультуры в современной социокультурной ситуации, их досуговые предпочтения и базируется на широком использовании педагогического потенциала досуговой сферы, применении современных воспитательных технологий.
Опытно-исследовательской базой послужил Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова и его филиалы при активном участии студентов факультета педагогики и психологии, а также организационном содействии профессорско-преподавательского коллектива кафедр теории и методики воспитательной работы и прикладной психологии.
Этапы исследования.
Первый этап (2001-2003 гг.) - поисково-теоретический (констатирующий): изучение и анализ философской, культурологической, социально-
педагогической, психологической литературы; определение и формулировка цели, объекта, предмета, общей гипотезы и задач, плана и стратегии исследования; установление исходных позиций исследования; определение теоретико-методологических основ исследования, уточнение и конкретизация основных понятий, значимых показателей.
Второй этап (2004-2005 гг.) - опытно-диагностический (формирующий): накопление, систематизация и научный анализ накопленных данных, их теоретическая интерпретация. Проведение диагностики, количественно-качественный анализ и обобщение полученных результатов, формулировка первичных выводов, поиск путей решения проблем, выявленных по ходу исследования.
Третий этап (2006-2007 гг.) - заключительно-обобщающий (контрольный): разработка и реализация экспериментальной педагогической модели, систематизация и оформление результатов исследования. Формулировка выводов и методических рекомендаций по итогам исследования, оформление диссертации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования использовались диссертантом в его практической учебно-воспитательной работе по организации различных культурно-досуговых мероприятий со студентами, обучающимися на факультете педагогики и психологии МТУ им. М.А. Шолохова. Они стали основой докладов на научно-практических конференциях, заседаниях кафедры теории и методики воспитательной работы вышеуказанного вуза. Некоторые идеи исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практической конференции, посвященной «Гражданскому становлению и патриотическому воспитанию студенческой молодежи», проходившей в первой московской поликультурной школе № 1650.
Структура диссертации соответствует логике исследования и включает: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Социальное воспитание студенческой молодежи в условиях досуговой деятельности как проблема исследования
Вместе с возрастанием роли и влияния человека в современном мире увеличивается значимость воспитания, образованности общества, которая связывается не только с повышением его благосостояния, развитием экономики государства, повышением ее конкурентоспособности. Воспитательная политика, направленная на социальное формирование молодого поколения новой России, становится магистральной, важнейшей составляющей государственной политики, инструментом обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития, гуманизации общественных отношений, роста культуры.
От того, какими станут подрастающие поколения ближайшего времени, от уровня и качества их образованности, воспитанности, подготовленности к жизни в быстро меняющихся условиях, от современности их мышления, преданности и гражданской ответственности, инициативности их социального участия в делах своей страны, от их готовности (и подготовленности) к политическому и социальному выбору - сегодня зависит будущее страны.
Эти и другие качественные характеристики молодого человека, востребованного современным этапом развития общества и перспективного его развития, свидетельствуют о принципиально новой постановке проблем воспитания и подходах к его пониманию и осуществлению. В научной литературе существуют по крайней мере три значения понятия «воспитание». Одно из них трактует «воспитание» широко, подразумевая под ним такие процессы, как «воспитывает жизнь», «воспитывают семья и школа», «воспитывает каждый квадратный метр земли» и т.д. В этом случае подразумевается влияние природной и социальной среды на растущего человека. При этом происходит трансляция последующему поколению культурных ценностей, знаний, обычаев, традиций, сложившихся в определенном народе, семейно-соседской общности, социальной группе [149, с. 32].
Другое значение понятия «воспитание» А.В.Мудрик трактует как целенаправленное создание условий для развития человека. Или: воспитание как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации [121, с. 5-6].
Отсюда можно сделать вывод, что: воспитание может осуществляться в семье, и в этом случае мы имеем дело с семейным воспитанием; воспитание осуществляется религиозными организациями, и в этом случае речь идет о религиозном или конфессиональном воспитании; воспитание осуществляется обществом в социальных институтах, специально созданных для этих целей, либо в социальных институтах общества, которые занимаются воспитанием помимо своих основных функций. В этом случае речь идет об общественном или социальном воспитании; воспитание, осуществляемое в специальных организациях (к примеру, для слепоглухих, имеющих психические и социальные дефекты и отклонения) - это адаптационное и коррекционное воспитание.
Мы поддерживаем точку зрения М.М.Плоткина, которая состоит в том, что социальное воспитание пронизывает все сферы воспитания, которые «выходят» за рамки институциональной среды и в которых присутствует в том или ином виде социальный компонент - факторы микро-, макросреды, оказывающие свое влияние на процессы социализации личности, социальные отношения между отдельными учреждениями и субъектами социализации [149, с. 32-33].
Наконец, третье определение понятия «воспитание». И.П.Клемантович считает воспитание важнейшей функцией общества и определяет как «соци альный процесс, складывающийся из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействия среды и активности самой личности как субъекта этого процесса» [77, с. 59]. С.Д.Поляков также трактует это понятие как целенаправленное влияние на развитие личности и уточняет, что влияние на развитие «...наиболее важной мотивационно-ценностной сферы молодого человека» [150, с. 10].
В толковых словарях русского языка морфологическое значение слова «воспитание» складывается из толкования его составных частей - приставки «вое» и корня «питание». В русском языке приставка «вое» - «то же, что «воз»...; пишется вместо «воз» перед глухими согласными» [131, с. 580].
Смысловое значение приставки связывается с восполнением, и отвечая на вопрос: восполнение чего? Тождественная приставке «вое» приставка «воз» может наполнять слово «воспитание» смыслом «возделывание». Именно к этому смысловому значению наиболее близка трактовка «воспитания» в толковом словаре С.И.Ожегова. Он указывает: «Воспитать, -аю, -аешь, -итанный; 1. кого (что): вырастить (ребенка), воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения. В. детей. 2. кого (что): путем систематического воздействия, влияния сформировать (характер, навыки). В. специалиста. В. ученика. 3. что (в ком): привить, внушить что-л. кому-н. В. в детях любовь к Родине» [131].
За последнее десятилетие в ходе социокультурной трансформации России, ее перехода к демократической модели управления и рыночной экономике существенно меняется облик студенческой молодежи.
Социально-педагогическая характеристика культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи
Досуговая сфера является одной из доминирующих в жизни людей, имеющая наиважнейшее значение и оказывающая решающее влияние на развитие личности. Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни и содержит в себе значительный потенциал для формирования личности.
Досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его, а также важным фактором реализации ведущих принципов демократии: гласности и свободы слова, раскрепощенного сознания. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь молодым людям реализовать то лучшее, что в них есть. Культурно-развивающая значимость ч досуговои деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей молодых людей [93, с. 74-75].
Посредством досуговои деятельности происходит трансляция духовно-культурных ценностей, обеспечивается преемственность поколений, передача традиций, стимулирование творчества.
В сфере досуга происходит активный контакт формирующегося человека с окружающим миром, накапливается необходимый социальный опыт. Различные формы культурно-досуговой деятельности являются неотъемлемой частью духовной жизни, отвечают потребностям той или иной общности и отдельной личности. Поэтому благодаря культурно - досуговои деятельности создаются благоприятные условия для успешной социализации - «развития и самореализации человека на протяжении всей его жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества» [121, с. 26].
Исследование проблем социального воспитания студенчества и досуговои сферы как социализирующей среды, ее воспитательного потенциала невозможно без подробного рассмотрения понятий: «свободное время», «досуг», «культурно-досуговая деятельность».
Термин «досуг» встречается уже в философско-педагогическом наследии Платона (427 г. до н.э. - 347 г. до н.э.) и его ученика Аристотеля (384 г. до н.э. - 392 г. до н.э.) Досуг, по Платону, есть достояние общества, полностью освободившегося от труда и использующее свое досуговое время не столько для восстановления психической и физической энергии, необходимой для труда, сколько для преобразования этой энергии в формы, достойные свободного гражданина и отвечающие его высокому назначению. Аристотелю принадлежит понятие «высокий досуг», в которое он вкладывает самоценность свободного времени, всех его богатств как источников радости и счастья [40].
Термин «досуг» и прилагательное от этого слова «досужий» известны с древнерусской эпохи, с XIV века, хотя встречаются в памятниках письменности редко и поэтому их значение противоречиво. Судя по контекстам, приводимым лингвистом И.И.Срезневским, в термин «досуг» вкладывался такой смысл: «умение», «разумение», «способность». Это разъяснение исследователь берет из кабальной грамоты XIV века: «варить по досугу ... как могя». У него же об Иване Грозном: «мужеством и досужеством подобен» [181, с. 717].
В историко-этимологическом словаре современного русского языка П.Я.Черных, [199, с. 265] есть свидетельство, что слово «досуг» в этимологическом отношении первым было объяснено И.М.Желтовым в труде «Этимологические афоризмы» в 1875-1876 г.г. Он связал термин «досуг» со старославянским словом - «достигать». Далее это объяснение было подтверждено в статье Б.М.Ляпунова «Из семасиологических этюдов в области русского языка», в которой сказано: «Досуг есть собственно способность достягнуть рукой, отсюда способность, что-либо делать и свободное время как условие этой возможности» [106, с. 66]. Оба ученых, с нашей точки зрения, дают не только лингвистическую, но и философско-социологическую трактовку этого термина. По Б.М.Ляпунову, развитие значения слова досуг было следующим: «достижение» - «успех», «возможность», по-видимому, речь идет о возмож ности располагать своим временем по окончании труда и, наконец - «отдых» [106, с. 66].
Есть необходимость обратиться и к авторитету исследователя и собирателя слов русского языка В.И.Далю, который так трактовал термин «досуг»: «Досуг - свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела ...досуг - забава, занятия для отдыха, на гулянках, безделье». И здесь же: «Досужий - умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хороший мастер своего дела или мастер на все руки... Досужиться - найти себе свободное время, досуг, удосуживаться» [41, 481]. Трактовка термина «досуг» у В.И.Даля носит этапный характер, она содержит: а) характеристики времени (свободного, незанятого), способа его проведения (гулянки, гулячая пора и т.д.); б) сферы деятельности (пора для досужего - умеющего, способного к делу и т.д.); в) самой деятельности (умение, ловкость, способность к делу, мастерству), возможности к досужеству, проявить свойства досужего.
Во второй части определения В.И.Даль вкладывает неожиданно контрастные характеристики «досужести»: «многое умеющий, способность к делу, мастер на все руки, «у милостливого мужа жена досужа», «жена досужа, добра и без мужа»; «досужество дороже досуга»; досужиться - найти себя в свободное время» [41, с. 481].
В популярном словаре русского языка С.И.Ожегова записано: «Досуг -свободное от работы время» [131, с. 180]. В Большом энциклопедическом словаре (1998 г.), та же трактовка: «Досуг - свободное время» [19,373].
Культуролог Т.Г.Киселева анализирует определения сущности досуга по самым авторитетным словарям Англии и США. Вебстеровский словарь социологии: «Досуг» - свобода от обязательств или бизнеса, праздное время, время, свободное от работы, в течение которого человек может отдаваться отдыху, рекреации и т.п.» [74, с. 14].
Диагностика пространственно-временной структуры и содержания свободного времени студентов
Исследование пространственно-временной структуры и содержания свободного времени студентов опирается, прежде всего, на анализ их досуго-вой сферы и направлено на выявление досуговых интересов и склонностей студентов; мотивов выбора ими занятий в свободное время; потребностей и возможности удовлетворения их в условиях досуговой деятельности; проблем, связанных с организацией студентами своего свободного времени; а также определение потенциала развития молодых людей в сфере досуга.
Диагностика досуговых социокультурных процессов позволяет фиксировать устойчивые сочетания свойств различных видов досуговых занятий, их культурный потенциал и воспитательные возможности, выявлять те или иные особенности проявлений личности молодых людей, их потребности и мотивацию и на этой основе прогнозировать развитие и совершенствование досуговой сферы с целью создания оптимальных условий для формирования личности.
В области социологии досуга диагностика — это знание состояния и качества функционирования досуговой сферы, взаимосвязей между основными признаками и параметрами досуговых процессов их социально-психологические особенности. Диагностика состояния и характера досуга, основанная на достоверной и сопоставимой информации о позитивных и негативных сторонах досуговых процессов, умении расчленять их на составляющие элементы, позволяет выявлять реальное положение дел, вникнуть в суть противоречий той или иной досуговой ситуации, усвоить логику и динамику ее изменений. Основой социологического диагноза является анализ причинно-следственных связей, наблюдаемых признаков с внутренними свойствами изучаемого реального процесса. Диагностика представляет собой дифференцированное знание о закономерностях и особенностях досу-говой сферы. Она позволяет сделать целостное описание объекта на основе нахождения его универсальных постоянных свойств, закономерностей, устойчивом их сочетании, предметной специфики и оптимальной совокупности непосредственно фиксируемых показателей состояния досу-говых процессов и явлений [119, с. 63].
Исследование проходило на базе Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова при участии студентов различных факультетов очной, очно-заочной форм обучения в количестве 248 человек, из которых 36 юношей и 212 девушек. Из всей совокупности респондентов подверглись анализу те молодые люди, чей возраст составлял 17-21 год (67%). У значительного числа респондентов (77%) обучение в вузе является основным видом деятельности, остальные во внеучебное время имеют постоянную или временную работу.
Рассмотрение студенческой молодежи как объекта воздействия досуго-вой среды наиболее продуктивно, на наш взгляд, с позиции ценностно-ориентационного отношения к досугу.
Одним из методов изучения различных особенностей досуговой сферы студентов, использованных нами, стал метод «прожективной ситуации», когда изучаемому субъекту задаётся некая идеальная, но вполне возможная ситуация (анкета, в которой содержатся варианты высказываний, из которых респондент должен выбрать один или несколько соответствующих ему, а также возможность включения самим респондентом того, что не учтено).
На начальной стадии данного исследования во время многочисленных дискуссий мы попытались выяснить - что же такое «досуг» в понимании студентов, чем он ценен для них, осознают ли они его общественное и личное значение, культурно-развивающую сущность. Ниже представлена типология определений (см. таблицу №2)
При рассмотрении этого, казалось бы, простого для понимания и «близкого» для всех понятия и попытке дать наиболее конкретное и корректное определение возникали трудности и это естественно, так как каждый участник дискуссии давая характеристику понятию «досуг» руководствовался своими интересами, потребностями, ценностями, условиями жизни и уходя тем самым от объективности давал (более или менее обоснованное) определение своего личного досуга. Но, также встречались и вполне корректные варианты, отличающиеся конкретностью и объективностью.
Самым распространенным оказался следующий вариант определения: «Досуг - это свободное от работы.., учебы.., домашних (практически только у девушек) дел», в котором ребята просто противопоставляют досуг труду или учебе, хотя существует множество досуговых занятий, связанных с творческим трудом и довольно энергозатратных (например: кузнечное, столярное дело, садоводство и т. д.). При таком подходе молодыми людьми явно был упущен тот факт, что далеко не все люди работают и учатся (это, например, дети дошкольного возраста, пенсионеры, инвалиды и просто не работающие люди). По данным социологических исследований лишь только 44% населения заняты трудовой деятельностью (работая на производстве, в сфере услуг и т. д.) [194, с. 240] и тогда получается, что время досуга для них длится постоянно.
Подготовка студентов и профессорско-преподавательского состава по специализации «Социально-педагогическая анимация»
Начиная с середины 90-ых годов, в ВУЗах страны предпринимается работа по подготовке специалистов по таким специальностям, как «менеджер социально-культурной деятельности», «технолог социально-культурной деятельности», «постановщик культурно-досуговых программ», «социальный педагог досуга» и др. В соответствии с ГОС высшего профессионального образования такие специализации предусмотрены для специальности 053100 «социально-культурная деятельность». Разработаны учебные планы и программы подготовки специалистов. Вопросы профессионального становления организаторов досуга являются предметом научного анализа значительного числа исследователей (А.Д.Жарков, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Д.А.Стрельцов, Н.Н.Ярошенко и др.).
Подготовка таких специалистов осуществляется во многих вузах культуры РФ. Однако, учитывая сложившуюся социокультурную ситуацию, а именно, настоятельную общественную потребность наиболее эффективно использовать воспитательный потенциал досуга, снизить влияние глобального процесса информатизации его деструктивным содержанием на развивающуюся личность, правомерно говорить о необходимости усиления внимания к подготовке специалистов указанного профиля и в рамках высшего педагогического образования, тем более, что воспитательная деятельность в социокультурной среде - это сфера деятельности социальной педагогики.
Колоссальным потенциалом для подготовки специалистов в сфере детского и молодежного досуга обладает существующая система подготовки студентов по специальности 031300 «Социальная педагогика» с различными специализациями, ориентированными на работу в социуме.
Сфера свободного времени, как особое пространство самовыражения, самореализации личности предъявляет особые требования к педагогу, специализирующемуся в данной области. В качественно новом статусе педагога-аниматора доминирующими признаками являются его высокая культурная об разованность, духовно-нравственная воспитанность, профессиональная компетентность. Педагогически организованный досуг, как некоторая система, не сводится к сумме образующих его элементов. Он обладает особым интегра-тивным качеством, которое задается объектом профессиональной деятельности аниматора. С одной стороны - это ребенок, подросток, юноша во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой стороны - это высокий профессионализм, элементы общественной культуры, которыми владеет социальный педагог.
Предложенная нами концепция социального воспитания студенческой молодежи в процессе культурно-досуговой деятельности предполагает углубленное изучение процессов подготовки социальных педагогов к практической деятельности в области социокультурной анимации. Наша задача состоит не только в том, чтобы подготовить специалиста как безупречного функционера, но, также и в том, чтобы дать ему возможность решать проблемы современного социума на качественно новом, одухотворенном уровне, предполагающим реализацию программ творческой реабилитации, активного культурно-развивающего отдыха, социально-педагогической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры. Умение воодушевлять, создавать благоприятную воспитательную среду в процессе педагогического взаимодействия, в полной мере использовать культурно-развивающий потенциал социально-культурной деятельности, в том числе, воспитательный потенциал высшей школы - это то, что сегодня стоит в первой очереди социальных ожиданий от профессиональной деятельности социального педагога.
Имея положительный опыт применения в учебно-воспитательной работе педагогических технологий социально-культурной анимации на основе организационно-педагогических условий, способствующих их эффективной реализации, мы решили включить данный компонент в учебно-образовательный процесс.
В этой связи мы предлагаем в процесс подготовки специалистов по специальности 031300 «Социальная педагогика» ввести специализацию «Социально-педагогическая анимация». Необходимость в этом признается большинством профессорско-преподавательского состава и студенчества факультета педагогики и психологии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова. Проведенное нами исследование по данной проблематике среди профессорско-преподавательского состава факультета показывает, что в основе аргументации «за введение данной специализации» следующие доводы: необходимость повышения досуговой культуры и творческого потенциала будущих социальных педагогов - 54%; как способ приобщения к этнокультурным ценностям - 26%; как способ формирования системности в профессиональном мышлении, что позволит не только успешно достигать поставленных целей в профессиональной деятельности, но и обеспечивать комфортность клиента в социально-педагогическом процессе - 20%.
Среди студенчества преобладают доводы, которые аргументируют необходимость включения данной специализации в учебный процесс более прагматического характера.
Во-первых, это повышение уровня конкурентноспособности специалиста на рынке труда - 36,2%.
Во-вторых, это влияет на успешность в практической деятельности специалиста, его уверенность в правильности принятого решения, так как специализация значительно расширяет диапазон средств коммуникации с социально-педагогической средой - 24,6%;
В-третьих - специализация расширяет возможности для обеспечения высокого статусного положения в микросоциуме, так как дает повышенную возможность к более устойчивым, комфортным условиям общения с клиентами- 18,3%...