Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система воздействия клуба на социализацию семьи (на примере Кабардино-Балкарской АССР) Шахзадова Надежда Васильевна

Система воздействия клуба на социализацию семьи (на примере Кабардино-Балкарской АССР)
<
Система воздействия клуба на социализацию семьи (на примере Кабардино-Балкарской АССР) Система воздействия клуба на социализацию семьи (на примере Кабардино-Балкарской АССР) Система воздействия клуба на социализацию семьи (на примере Кабардино-Балкарской АССР) Система воздействия клуба на социализацию семьи (на примере Кабардино-Балкарской АССР) Система воздействия клуба на социализацию семьи (на примере Кабардино-Балкарской АССР) Система воздействия клуба на социализацию семьи (на примере Кабардино-Балкарской АССР) Система воздействия клуба на социализацию семьи (на примере Кабардино-Балкарской АССР) Система воздействия клуба на социализацию семьи (на примере Кабардино-Балкарской АССР)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шахзадова Надежда Васильевна. Система воздействия клуба на социализацию семьи (на примере Кабардино-Балкарской АССР) : ил РГБ ОД 61:85-13/1042

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Клуб в структуре социально-педагогической системы воздействия на социализацию семьи 19-70

I. Социализация семьи как функция социально-педагогической системы 19-45

2. Учет особенностей образа жизни национальной семьи в деятельности клубных учреждений 45-70

Глава II. Функциональное назначение клуба по социализации семьи 71-143

I. Клуб как система воспитательного воздействия на семью 72-106

2. Совершенствование основных направлений деятельности клуба по социализации семьи 107-143

Заключение 144-150

Список использованной литературы i5i-i69

Приложение

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется все возрастающей объективной потребностью в укреплении советской семьи как "одной из высших моральных ценностей социалистического общества" (39). Наряду с социально-экономическими, идеологическими и другими факторами семья органически связана с решением кардинальных задач коммунистического воспитания. (33, 34, 35, 36, 37, 38, с.55).

Существенную роль в системе педагогического воздействия на социализацию семьи могут и должны сыграть культурно-просветительные учреждения клубного типа, призванные способствовать утверждению новых качеств жизни советских людей, "включающих в себя коллективизм и товарищество, нравственное здоровье и социальный оптимизм, уверенность каждого человека в завтрашнем дне, высокую культуру труда и потребления, поведения и быта" (35, с.60).

Особую остроту проблеме придает резкое обострение идеологической борьбы на международной арене. Буржуазные идеологи пытаются насадить в наш быт чуждые черты брачно-семейных отношений, усиливают клерикальную пропаганду и деятельность религиозных фанатиков в национальных республиках, стремятся умалить роль социалистического общества в укреплении семьи. В связи с этим актуальность темы во многом определяется усилением идейно-воспитательной работы, направленной на "все стороны жизнедеятельности людей, включая их быт, досуг, сйетзу семейных отношений" (35, с.60). Это ставит задачу усиления воспитательного воздец-ствия на семью всех социально-культурных институтов, формирующих социалистический тип личности, в том числе и культурно-просветительных учреждений. Как известно, быт, семья остаются наиболее интимной сферой жизнедеятельности личности; областью, менее других поддающихся социальному контролю и педагогическому регулированию. Тем важнее подчеркнуть, что именно клуб, в силу своей природы и сущности, обладает объективными возможностями для оказания воспитательного влияния через такие средства как общественное мнение, коллективные и семейные формы досуга (семей-но-бытовые праздники и обряды, клубы молодой семьи) и организацию культурно-просветительной работы по месту жительства. Клубные средства воспитательного воздействия расширяют педагогические возможности социализации семьи. Вместе с тем в педагогической науке эта сторона культурно-просветительной работы не нашла достаточного отражения.

Степень -разработанности проблемы. Различным аспектам работы клуба с семьей посвящены исследования Б.Ф.Воронина (81),2.М.Навра-жиной (139). З.М.Навражина исследовала возможности педагогического воздействия клуба на семейное воспитание. Она ограничила рамки диссертации созданием системы педагогического просвещения.

Разработка педагогических целей и задач воздействия клуба на социализацию семьи в условиях развитого социализма потребовала изучения понятийного аппарата в монографиях Б.Г.Ананьева (56),Н.В. Андреенковой (52,53), Л.П.Буевой (76), О.И.Иванова (96),И.О.Кона (109), Б.Д.Парыгина (145), В.Д.Чекалиди, а также в исследованиях марксистов братских стран - С.Ангелова (54), В.Момова (138),Я.Ще-паньского (202) и вопросов специфики социализирующего воздействия клуба на личность - Л.М.Дока (104,с.98-105), Н.И.Ивановой (179, с.108-123),И.П.1укшина (179,с.35-67), А.В.Сасыхова (105, с.55), Ю.А.Стрельцова (173, с.6) и др.

Проблема формирования социалистического образа жизни исследовалась в общесоциологическом,социально-психологическом плане (А.И. Арнольдовым (55,56), Е.И.Коганом, Е.И.Капустиным (99),Н.С.Мансу- ровым (133, 134), В.З.Роговиным (156), И.М.Руткевичем (155), Т.В. Саблиным (157), В.И.Толстых (185), М.М.Усеновой (186),Г.Н.Хамидо-вой (189), Г.В.Шешуковой (205).

Различным аспектам роли семьи в коммунистическом воспитании посвящены работы Ю.П.Азарова (44, 45), Б.Г.Балагушкина (61), В.В. Бойко (77), Э.К.Васильевой (78), Л.А.Зубенко (95), Н.Д.Макарова (129), В.И.Сикоровой (176), Н.П.Харитоновой, А.Г.Харчева (190), З.Я.Янковой (209).

Разработаны теоретико-методические основы системного подхода к исследованию клуба в трудах Л.И.Беляевой (62,63), А.В.Сасыхова (105, с.55), Ю.А.Стрельцова (143, с.6), В.В.Триодина (181,183), В.А. Бесединой (68) и др. Однако социализирующее воспитательное воздействие клубных учреждений этими авторами не исследовано, так как оно не входило в круг их научных интересов. Таким образом эффект педагогического воздействия клуба сдерживается недостаточной разработанностью теории и методики вопроса.

Сложность темы и малая степень ее разработанности, а также противоречия между требованиями к деятельности клуба по воспитательному воздействию на семью и реальным уровнем его воплощения, убедили нас в необходимости осуществления данного исследования на материале определенного региона страны - Кабардино-Балкарской АССР, где эти вопросы стоят особенно остро (130).

Пель исследования - выявить специфику социализирующего воздействия клуба на семью, разработать научно обоснованную систему воспитательного воздействия на нее формами, методами и средствами клубной работы.

В реализации этой цели использован опыт практической деятельности диссертанта в течение 10 лет (1967-1978 гг.) в клубных учреждениях Кабардино-Балкарии и опыт исследовательской и экспериментальной работы (1980-1984 гг.).

Задачи исследования: I) рассмотреть педагогическую характеристику "социализации" применительно к малой социальной группе - семье как основы для дальнейшей разработки целеполагания и оценки культурно-просветительной работы; выявить специфику и прогрессивные тенденции образа жизни семьи Кабардино-Балкарии как объекта социально-педагогической деятельности; разработать систему воздействия клуба на социализацию семьи; определить педагогические условия и механизмы осуществления социализации семьи в процессе воспитательного воздействия клуба при оптимальной реализации его социальных функций; разработать научно-обоснованную программу и методические рекомендации в помощь клубному работнику.

В процессе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что осуществление процесса социализации семьи возможно в случае, если деятельность клуба направлена на организацию педагогического просвещения по вопросам семьи и брака, подготовку молодежи к семейной жизни, внедрение прогрессивных семейных обрядов, праздников и традиций, вовлечение членов семьи, особенно женщин, в воспитательную и общественную деятельность.

Предметом исследования является клубный воспитательный процесс, направленный на социализацию семьи в условиях национальной республики, объект - культурно-просветительная деятельность клубных учреждений Кабардино-Балкарии по социализации семьи.

Методологическую основу диссертации составляет теоретические положения, содержащиеся в произведениях К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И. Ленина, документах КПСС и Советского правительства о сущности и особенностях сферы быта и брачно-семейных отношений как сферы идеологического и воспитательного воздействия, а также работы - 7 -партийных и государственных деятелей и труды философов, социологов, педагогов по исследуемой проблеме.

Методы исследования. Для решения исследовательских задач использовались социально-педагогические методы: опрос, интервью, анкетирование, наблюдение. Их результаты служили основой поисково--констатирующего исследования и педагогического эксперимента. Разработанная многоступенчатая выборка охватывала все экономико--географические районы Кабардино-Балкарии. Каждый был представлен 2 селами, городом или поселком городского типа. Отобранные клубные учреждения отвечали современным требованиям по работе с семьей и действовали как методические центры. Выбранные объекты давали возможность решать как теоретические, так и прикладные задачи. Поэтому рекомендации могут найти применение в отдельных регионах национальных республикьСеверного Кавказа и Средней Азии. Отбор 10-ти контрольных и 8-ми экспериментальных клубных учреждений проводился с учетом этнического состава жителей зоны клубного действия, корреляционной выборки, обеспечивающей репрезентативность основных характеристик (см.приложение 2 таблицы 12 и приложение 3 таблиц 15-21). В общей сложности опрошено 1285 человек, из них 349 клубных работников, 66 слушателей курсов повышения квалификации работников культуры и искусства, 405 участников свадебного обряда, 465 посетителей клубных мероприятий. В эксперименте применялся сравнительный анализ статистических и текущих материалов, позволяющий уточнить характеристики клубных мероприятий и документации. Всего диссертантом за 1980-1984 годы проанализировано свыше 200 текущих и перспективных планов, а также дан анализ программ факультетов! здоровья, педагогических знаний, тематических циклов, планов и программ клубных объединений, сценарией семейно-бытовых обрядов. ,

На первом этапе исследования (1980 г.) проанализирована спе- - 8 -циальная литература, разработаны программа и интрументарий исследования, произведен отбор клубных учреждений для опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (1981г.) была уточнена и прокорректирована программа исследования, проведено анкетирование клубных работников, посетителей и участников мероприятий (см.приложение I), разработана программа "Педагогическая деятельность клубных учреждений с семьей" и методика проведения тематического цикла "Неделя советской семьи".

На третьем этапе (1982-1983гг.) был осуществлен педагогический эксперимент, в процессе которого выявилась целесообразность и педагогическая эффективность не только отдельных компонентов методики, а всей системы ее реализации в целом.

За период экспериментальной работы под непосредственным руководством диссертанта проведено 20 тематических циклов, что в общей сложности составило 120 мероприятий. Среди них тематические вечера, прессконференции "Стол справок отвечает", вечера вопросов и ответов, конкурсы "КВН", "Дни отцов", "Береги честь смолоду", Дни помолвки, праздники семей. Составленная таким образом программа частично входила в тематический цикл "Неделя советской семьи", позволила раскрыть перед посетителями клуба семейную проблематику и удовлетворить их потребности в подобных мероприятиях. (Число семей, посетивших контрольные мероприятия, составило 900, экспериментальные -,1200).

После завершения опытно-экспериментальной работы в республике продолжают функционировать 73 лектория и 85 университетов здоровья, 250 различных факультетов семейных отношений.

На заключительном этапе (1984 г.) сделан социометрический срез, позволяющий характеризовать культурно-просветительную работу клубных учреждений и выработать научно обоснованные рекомендации по оптимиза- - 9 -пий педагогического воздействия клуба на социализацию семьи. Научная новизна исследования заключается в: обосновании теоретического вывода о расширении рамок культурно-просветительной работы в период развитого социализма,ее распространения на сферу семейно-бытовых отношений; конкретизации понятия "социализация" применительно к социальной группе - семье,как основы для дальнейшей разработки целеполага-ния в процессе культурно-просветительной работы; определении основных направлений культурно-просветительной работы,обеспечивающих социализирующее воздействие клуба на семью; применении системного подхода, позволяющего рассмотреть объект исследования в развитии и как часть метасистемы, установить закономерные связи между целями,содержанием,средствами,формами воспитательной работы и результатами их реализации в клубном педагогическом процессе; разработке модели системы клуба, позволяющей охарактеризовать воспитательный процесс на различных этапах социализации семьи, применение которой дает возможность преодолеть противоречия между объективными возможностями воздействия клуба на семью и ее реализацией на практике.

Практическая значимость исследования заключается в том,что оно позволяет при проведении культурно-просветительной работы учитывать как социально-психологические особенности семьи в регионах, ранее исповедывавших ислам,так и использовать национальные традиции,народную педагогику и осуществлять дифференцированный подход на различных этапах жизнедеятельности семьи. Результаты исследования позволяют обогатить формы и методы работы клубов с различными категориями семей.

Материалы исследования, выводы и методические рекомендации диссертации легли в основу программы занятий республиканских кур- - ю - сов повышения квалификации работников культуры и искусства в 1983 году, факультетов "Культпросветработник" и школ передового опыта, получивших признание среди клубных работников Кабардино-Балкарии, одобренных дирекцией республиканских курсов повышения квалификации и подтверждены актами о внедрении предложенных научно-обоснованных рекомендаций. Разработанная программа может стать основой спецкурсов в вузах культуры, искусства и культурно-просветительных училищах.

Апробация результатов исследования. Содержание разделов диссертации и важнейшие выводы отражены в лекциях по исследуемой проблеме перед слушателями республиканских курсов повышения квалификации работников культуры и искусства в 1983 г. и в опубликованных работах автора. Программа опытно-экспериментальной работы клубных учреждений рекомендована Министерством культуры Кабардино-Балкарии для перестройки работы клубных учреждений с семьей.

Основное содержание диссертации изложено в докладах на республиканских и районных семинарах работников культуры и искусства (1983 г.), на 5-ти межвузовских научных конференциях аспирантов вузов культуры и искусства.

На защиту выносятся теоретические положения о том, что:

В системе социальных институтов, воздействующих на семью, клуб занимает одно из важных мест. Он имеет возможность "вторгаться" в самую замкнутую сферу - быт, где наиболее живучи пережитки индивидуализма, религиозные традиции; формировать у членов семьи различные стороны материалистического мировоззрения, прививать им нормы коммунистической морали, ценностные установки,необходимые для жизнедеятельности в семье и социалистическом обществе.

Экстраполяция термина "социализация" на малую социальную группу, к которой относится семья, послужила основанием педагогической характеристики как цели и результата воспитательного воз- - II - действия клуба. Применительно к культурно-просветительной работе под "социализацией семьи" следует понимать не только процесс усвоения социального опыта посредством специфической системы воспитательного воздействия данного института, но и вовлечение малой социальной группы в воспитательную и общественную деятельность через организацию педагогического просвещения по вопросам оемьи и брака, участие в подготовке молодежи к семейной жизни, внедрение прогрессивных семейных обрядов, праздников и традиций, организуемых клубом.

3. Советский клуб как социально-педагогическая система,харак теризуется временной,пространственной,координационной структурой и представляет механизм социализации. В процессе социализации осуществляется взаимодействие основных компонентов подсистем:кадровой, методической, материально-вещественной, репертуарной.

Непрерывность процесса социализации обеспечивается системой педагогического просвещения для различных категорий семей в соответствии с цикличным характером их развития. Через факультеты семейных отношений,справочно-консультационные центры по вопросам семейной жизни (ломающих традиционные запреты женщинам посещать общественные центры), а также систему массовых культурно-просветительных мероприятий, гражданских праздников и обрядов,любительских объединений и кружков) клуб вовлекает семью в воспитательную работу и общественную деятельность и делает ее субъектом воспитания.

Важнейшими условиями эффективного воспитательного воздействия клуба на социализацию семьи выступают: - а) овладение клубными работниками методикой постановки воспитательных целей, задач и механизмов социализации; - б) знание субъективных особенностей социально-психологического склада объекта (семьи); - в) усовершенствование содержания,методики воспитательного воздействия клуба с учетом требований к цикличному развитию семьи и характером деятельности клуба с ней; - г) совершенствование системы подготовки специалистов культурно-просветительной работы.

Структура диссертации. Логика научного поиска потребовала вначале конкретизировать понятие "социализация" как предмет педагогического изучения применительно к малой социальной группе - семье, чтобы "перевести" социальные цели в педагогические задачи культурно-просветительной работы, дать социально-психологическую характеристику объекта воздействия клуба - кабардино-балкарской семьи. Опираясь на научно-теоретические выводы первой, во второй главе на основе анализа опыта работы клубных учреждений Кабардино-Балкарии разработана и обоснована модель клуба как системы педагогического воздействия на социализацию семьи и методика воспитательного воздействия.

Во "Введении" обосновывается актуальность проблемы, степень ее разработанности, уточняются цель, задачи, методологическая основа, выделяется научная новизна и практическая значимость исследования, приводятся сведения об апробации работы.

В первой главе: "Клуб в структуре социально-педагогической системы воздействия на социализацию семьи" анализируется сложный, противоречивый процесс социализации, включающий в себя различные аспекты индивида-семьи-общества.

В первом параграфе рассматривается социалистический образ жизни и семья как диалектически взаимосвязанные сложные системные объекты различных уровней.

Учитывая неоднозначность трактовки понятия "социализация" представителями различных наук, диссертант пришел к выводу, что все имеющиеся дифиниции объединены общим подходом, изначально определенным К.Марксом как "социализированный человек" (I, с.221), аккумулирующий в своей сути "совокупность всех общественных отношений!1 (4,3, с.З). - ІЗ -для которых общественные цели и идеалы нового человека приобретают личностный характер.

Изучение проблемы семьи и брака ведется по разным направлениям. Одни ученые исследуют процесс социализации индивида в семье - Ю.А.Азг ров (44, 45),Н.В.Андреенкова(52), Л.М.Снежко (168), Н.П.Харитонова (190); другие - в свободное от основной работы время и в трудовых коллективах - Л.А.Гордон и Э.В,Клопов (88), А.Г.Ковалев (107);третьи рассматривают семью в структуре социалистического образа жизни -М.М.Усенова (186), Г.М.Хамидова (189),Г.В.Шешукова (205) .При этом учитывается следующее: семья,как отдельная личность,усваивает существующие в обществе формы и образцы деятельности (трудовой,общественной, культурной, воспитательной); ее активное участие в этих сферах осуществляется в соответствии с качественными потенциями ее членов, склонностями и способностями; семья как социальный институт является составной частью социалистического образа жизни,ее объектом и субъектом деятельности. Это позволило экстраполировать термин на социум, малую социальную группу и рассматривать "социализацию" как категорию описывающую процесс становления и развития малой социальной группы.

На основе теоретических изысканий диссертантом предложены следующие этапы социализации семьи: "формирующийся" (подготовка молодежи к семейной жизни); "развивающийся" (молодая семья); "саморазвиваю щийся" (семья,имеющая детей); "стабильный" (супруги,вырастившие детей). Автор всесторонне исследует специфику воспитательного воздействия клуба на каждом из этих этапов, учитывая особенности семьи с различным социальным опытом.

Диссертант приходит к выводу, что "социализацию" следует понимать как процесс усвоения малой социальной группой характера и норм социалистического образа жизни, отражающего существующие отношения данного общества, искоренение досоциалистических и религиозных черт в традиционном образе жизни, создание социально-психологической ат- - 14 -мосферы коллективизма в быту, включение ее членов в различные виды жизнедеятельности семьи и общества.

Это дает возможность понять "социализацию" как непрерывный процесс, который: - продолжается на протяжении всей жизнедеятельности семьи, а не ограничивается какой-то возрастной категорией; сопровождается повышением культуры семейно-брачных отношений, социальной активностью членов семьи в различных сферах деятельности общества; усилением воспитательного воздействия на семью всех государственных и общественных органов.

Кабардино-балкарская семья, как объект социально-педагогического воздействия требовала изучения особенностей семейно-бытового уклада. Автор основывался на положении К.Маркса о том,что семья должна изучаться согласно существующим эмпирическим данным,а не еоглас-но"понятию семьи"... (5,0.27-28). Во втором параграфе на основе этнических наблюдений дореволюционных путешественников П.А.Карауло-ва (100), Ф.И.Леонтовича (121) и современных исследователей образа жизни, а также собственного поисково-констатирующего и социально-педагогического исследования выявлены особенности образа жизни кабардинской и балкарской семей, показана динамика их развития и обратное воздействие на совершенствование образа жизни советской семьи,

Основной предпосылкой социализации семьи являются: раскрепощение женщин Кабардино-Балкарии, которое привело к возникновению в 1922-1923 годах групп сочувствующих РКП(б) и вступлению в ряды партии горянок, а учреждение женотделов в 1926 году, созданию клубов горянок способствовали повышению роли женщины в решении семейных дел, изменению характера "семейной власти".Отделение молодых семей от старшего поколения привело к ослаблению авторитарной,деспотической власти главы семьи, а традиционное уважение к старшему поколению, стремление считаться с из жизненным опытом стало характеризовать новые взаимоотношения поколений.

Поисково-констатирующий этап социально-педагогического исследования свидетельствует об активном формировании элементов социалистического образа жизни, интернационализации семейной культуры.

Однако несмотря на огромные экономические и социальные преобразования, которые произошли в Кабардино-Балкарии, в силу сложившихся форм труда и быта, межличностных отношений, часть семей продолжает сохранять негативные элементы. Особой консервативностью отличаются устаревшие нормы и привычки в быту, традиционные формы взаимоотношений (подчинение женщины мужчине и старшим родственникам, скрытые формы выкупа невесты в свадебном обряде), отождествляемые с национальными традициями. На это обратила внимание ХХУТ конференция Кабардино-Балкарского обкома КПСС (130).

Результаты наблюдений, личных бесед, опроса посетителей клубных мероприятий и участников свадебного обряда помогли выявить довольно большой процент (примерно 47$ от 870 опрошенных) участия в религиозных обрядах. Таким образом исследование подтвердило необходимость совершенствования деятельности клубов, разработки методики воспитательного воздействия на семью.

Во второй главе разработана модель клуба как системы, предложена научно обоснованная и экспериментально проверенная методика его воспитательного воздействия на семью Кабардино-Балкарии.

В первом параграфе особое внимание уделяется методологическим установкам системного подхода применительно к исследуемой проблеме. Исследования Б.Ф.Ломова-(125),В.И.Наумова (140),В.А.Пятина (153), а также ученых клубоведов Л.И.Беляевой (63),Г.П.Блиновой (72), В.А.Бесединой (68), Ю.А.Красильникова (106),А.В.Сасыхова (105), Ю.А.Стрельцова (160) и др.дали возможность рассмотреть клуб как систему и изучить его со стороны присущих ему целостных свойств,раз' работать модель клуба как системы педагогического воздействия на со циализапию семьи,объектом которой является человек как социальное существо, или группа людей, как сложная динамическая система. В качестве основных компонентов ее выступают кадровая,методическая,материально-вещественная, репертуарная (средства воздействия) подсистемы, направленные на объект.

Ведущим элементом системы является субъект социализации, который входит в "кадровую" подсистему. Он обладает свойством осуществлять контроль за всеми другими подсистемами и в значительной мере определяет эффективность воспитательного процесса.

Поэтому в поисково-констатирущем эксперименте особое внимание уделялось изучению состояния подготовки специалистов по работе с семьей. С этой целью автор разработал специальный предмет "Педагогическая деятельность клубного учреждения с семьей" для республиканских курсов повышения квалификации. Он состоит из 26 лекционных (охватывает четыре раздела) и 7 практических занятий,показательных мерс приятии в опорных домах культуры республики, с последующим их анализом и обсуждением.

Деятельностный подход в изучении проблемы педагогического воздействия клуба на социализацию семьи позволяет выделить объектом воспитательного воздействия малую социальную группу - семью,т.к.она обладает внутренними механизмами саморегулирования и в процессе целенаправленного комплексного воздействия воспитателей со временем становится субъектом клубной деятельности (основная характеристика ее раскрыта во втором параграфе первой главы).

Таким образом,все элементы модели клуба как системы воздействш на социализацию семьи были проанализированы. Основным принципом ее функционирования является непрерывность действия, а характеристикам] становятся временная, пространственная, координационная. Но срабатывает система при условии ее целостности,согласованности всех элементов (целеполагания, организационной и предметной деятельности). Итоги экспериментальной работы дают основание считать возможным - 17 -применение данной системы на практике.

Во втором параграфе диссертантом предложена методика воспитательного воздействия клуба, основанная на направлениях деятельности клуба с семьей, обусловленные потребностями семьи и общества и реализующиеся через основные формы клубной работы.

Опытно-экспериментальная работа по совершенствованию методики проводилась в естественных условиях (для клубных посетителей эта была серия плановых мероприятий). Важное значение для разработки методики имел учет результатов опроса, выявление условий,способствующих популярности форм культурно-просветительной работы среди семейных посетителей, определена активность посетителей по национальному признаку, семейному положению, полу, возрасту. Автором обнаружена прямая зависимость между посещаемостью и уровнем удовлетворенности семей конкретным содержанием и формами клубной работы.

Учитывая национальные запреты и малую посещаемость клубов женщинами коренного населения Кабардино-Балкарии, в педагогическом просвещении при организации опытно-экспериментальной работы большое внимание уделялось организации деятельности справочно-консультацион-ных центров по вопросам семейной жизни как индивидуально-групповой формы работы. Наряду с ними (по мере расширения аудитории) организовывались факультеты семейных отношений при народных университетах культуры с отделениями для "формирующейся", "развивающейся" и "саморазвивающейся" семей, по разработанной автором двухгодичной программе, а также циклы устных журналов "О нашей семье".

Значительное место в опытно-экспериментальной работе автора заняла разработка и внедрение в быт кабардино-балкарской семьи новых советских праздников, обрядов и ритуалов,сопровождающих основные, этапные события в жизни семейных коллективов и его членов: свадьба, рождение ребенка, имянаречение, поступление в школу, совершеннолетие, проводы в армию, трудовые юбилеи и т.д. Особое зна- чение придавалось разработке сценария свадебного обряда. В нем,как и в других обрядах, сохранены прогрессивные национальные моменты ритуала, отброшены обрядовые действия, символизирующие элементы покупного брака: скрывание невесты, одаривание родственников,раздельное застолье мужчин и женщин. Новый свадебный обряд проникнут идеями равноправия, взаимоуважения и любви между женихом и невестой и их родственниками.

По сценарию автора проведено 48 обрядов бракосочетаниям статистика свидетельствует об их дальнейшем распространении.

Поскольку процесс социализации немыслим вне коллективной самодеятельности, основным, интегрирующим оба предыдущих направления, диссертант считал организацию семейных и женских клубов "Дом","Ма-дина", "Подружка", "Хозяюшка", а также тематических циклов клубных мероприятий семейной проблематики для массовой аудитории.

Резюмируя содержание второй главы, диссертант делает вывод о том, что созданная модель клуба научно обоснована и апробирована, а методика воспитательного воздействия клуба на семью подтвердила возможности ее применения в клубном педагогическом процессе.

Основные положения диссертации явились основой четырех публикаций.

Социализация семьи как функция социально-педагогической системы

Поскольку понятие "социализация семьи"вводится нами, является новым и в то же время центральным для нашей темы, то перед нами встает необходимость определить содержание этого понятия, выявить его связи и отношения с другими понятиями и категориями исследования. И в первую очередь нужно выяснить, как оно соотносится с понятиями "семья" и "социализация".

Согласно марксистско-ленинскому учению о познании, научное понятие,должно отражать сущность данного явления, проявляющуюся в объективных связях и диалектических закономерностях его развития. В понятиях отражается объективный мир,так как они есть не что иное, как форма отражения объективного мира,а, следовательно и не могут быть "неподвижны,а вечно движутся, переходят друг в друга, переливаются одно в другое, без этого они не отражают живой жизни" /19, с.226-227/.

В современных социологических и педагогических исследованиях нет понятия "социализация семьи", но нам представляется целесообразным и вполне оправданным сформировать это понятие, расширив уже тлеющийся термин "социализация личности". При этом мы будем опираться на те понимания социализации, которые могут быть отнесены не только к личности, но и к семье.

В советской научной литературе "социализация" изучается в самых различных аспектах. Одни ученые исследуют процесс социализации индивида в семье (52,168,169), другие - в свободное от основной работы время и в трудовых коллективах (88,89,107), третьи рассматривают семью в структуре социалистического образа жизни (124,148,162,186,189,205),

Каждое из определений отражает специфику рассматриваемой деятельности и уровень исследования соответствующей проблемы. Анализ этих исследований показывает, что все они объединены общим термином, изначально определенным К.Марксом как "социализированный человек" (1,0.252) и "коллективный человек" (12, с.387), аккумулирующим в своей сути всю совокупность объективных общественных отношений. "Социализация" личности, по К.Марксу означает сущностное "социальное качество", отражающее характер реальных общественных отношений. Следовательно,общественные отношения различных экономических формаций определяют характер "социализации", "социальной направленности","способы существования и действия социальных качеств человека" (1,с.242). В своем субъективном содержании "социализация" является осуществлением активной жизнедеятельности отдельных индивидов, для которых общественные цели и идеалы приобретают личностный характер. На это указывают такие философы, как Н.ВДндреенкова (53), Л.П.Буева (76), Л.Н.Голубничая (87), О.И.Иванов (96), И.О.Кон (109), Л.М.Снежко (168), Ю.В.Смородская (169) и другие. Социа - 21 лизация раскрывается ими как процесс формирования субъекта деятельности и тем самым, субъекта общественных отношений. Динамика развития субъективной стороны социализации заключается в том, что отдельный индивид, включенный в систему общественных отношений является и объектом и субъектом процесса социализации,его причиной и следствием, его предпосылкой и результатом.

На наш взгляд, наиболее полное определение социализации принадлежит советскому психологу Б.Д.Парыгину, который под социализацией понимает "весь многогранный процесс очеловечения человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное устройство окружающего (как природного, так и социального) мира: изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоническое развитие" (144,с.165). Включение человека в различные виды деятельности оказывает влияние на его социальную сущность, наполняет его жизнедеятельность социальным опытом, выработанным предшествующими поколениями и зафиксированными в многообразных произведениях материальной и духовной культуры. Сам процесс социализации представляет собой, прежде всего, объективный процесс, характеристика которого заключается не только в том, что он порожден определенными объективными условиями и развивался подих влиянием, но и в том, что социализация - усвоение объективного мара посредством трудовой, общественной деятельности, культуры, воспитания и образования.

О возрастающем интересе советских ученых педагогов к процессу социализации говорит появление ряда работ: JI.А.Беляевой и Г.М.Коростелева (65), И.И.Берниковой (79), М.П.Дементьевой (90), Г.Н.Логуа(124), Л.М.Николаевой (141), Н.Р.Касьянова (162,с.42-49), В.Д.Чекалиди (198). Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема социализации находится по существу еще в стадии становления. Авторы вышеуказанных исследований и статей определяют пути педагогического воздействия семьи на социализацию личности через единство трех сторон педагогического треугольника: обучения, образования, воспитания (87). Здесь мнение ученых едино. Все они под социализацией понимают "процесс усвоения человеческим индивидом определенной системи знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально контролируемые процессы воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование" (75,с.221), в ходе которых индивид становится общественным существом. Как нам представляется, такое определение может быть распространено и на семью, причем тем самым оно получит дальнейшую разработку и будет способствовать пониманию различных вопросов, касающихся социалистической семьи.

Учет особенностей образа жизни национальной семьи в деятельности клубных учреждений

Особое внимание уделяли классики марксизма-ленинизма взаимодействию образа жизни как системы в целом и таких его элементов, как быт и семья.

К.Маркс и Ф.Энгельс указывали, что из всех форм бытовой общности людей наиболее устойчивой и социально-важной является семья. Именно она была "вначале единственным социальным отношением" (5, с.27), именно в семье впервые возникло "естественное", по словам К.Маркса и Ф.Энгельса, разделение труда, что существенным образом повлияло на образ жизни людей.

Социалистический образ жизни и семья диалектически взаимосвязанные сложные системные объекты различных уровней. Поэтому адекватное научное отражение этой взаимосвязи возможно лишь с позиций марксистско-ленинского анализа, в котором семья рассматривается как "продукт общественной системы" (16,с.37), активно взаимодействующий с другими его подсистемами, со всеми элементами данного образа жизни (с базисом и надстройкой).

В решениях ХХУІ съезда КПСС и последующих постановлениях отмечается, что необходимо "убедительно, на конкретных фактах раскрывать советский образ жизни" (34,с.64, 37,с.7). В связи с этим были определены задачи и основные направления по дальнейшему совершенствованию социалистического образа жизни: "следует умело и творчески пропагандировать советский образ жизни, фундаментальные ценности социализма" (35,с.73). Новый общественный строй, общество зрелого социализма способствуют формированию нового типа семьи и преодолению противоречащих социализму явлений в образе жизни отдельных семей, что подразумевает искоренение традиционного образа жизни и преодоление пережитков прошлого в сознании, быту и общественной жизни.

В последнее десятилетие по проблемам изучения социалистического образа жизни большой вклад в разработку методологии и методики исследования внесли А.И.Арнольдов (55,56), Н.С.Мансуров (133,134), М.Н.Руткевич (155), Е.И.Капустин (99), А.Г.Харчев (196), В.И.Толстых (185), Л.А.Гордон (89), В.З. Роговин (156), С. Ангелов (54) и многие другие. Понятие "образ жизни" рассматривается ими как одна из важных характеристик социализма (43, 133,с.2). Он охватывает сферу труда, сферу общественно-политической деятельности, сферу образования, культуры и искусства, сферу быта и сферу непосредственного социального окружения личности. В нашем исследовании мы полагаемся на определение В.И.Толстых, который определяет его "как устоявшиеся, типичные для исторически-конкретных отношений формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей,которые характеризуют их общение, поведение и склад мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга" (185; с.27).

Не подлежит сомнению, что образ жизни - явление многомерное, его следует рассматривать как иерархическую многоуровневую структуру, различные уровни которой (общество, группа, коллектив, личность) взаимосвязаны как общее, особенное, единичное.

В пределах нашей темы образ жизни можно рассматривать на трех уровнях: на уровне общества - семья рассматривается как элемент структуры образа жизни, здесь анализируется традиционный для социологии аспект: прямые и обратные связи семьи и общества; на уровне семейных ГРУПП. Семья выступает как субъект целостного образа жизни; на индивидуальном уровне. Степень включенности индивида в социалистический образ жизни различна.

Н.С.Мансуров выделяет степень социализации образа жизни, которая показывает, "насколько данная личность руководствуясь в жизни общественными идеалами, ценностями, насколько она подвержена моде и т.п." (133, с.17).

По отношению к образу жизни советской семьи социалистический образ жизни выступает как общее, целое понятие (151, 170). Жизнедеятельность советской семьи непосредственно связана с деятельностью своего класса или социальной группы. Социалистический образ жизни советского народа в целом не иск лгочает национально-специфических черт образа жизни каждой национальной семьи. Это можно проследить на примере исторического развития семьи в Кабардино-Балкарии по отношению к образу жизни отдельной кабардинской и балкарской семей, выступающих как единичное. Семья находится, с одной стороны, под влиянием жизни социалистического общества, с другой стороны, исторически сложившейся культуры народа, всего семейного уклада, быта и традиций. Образ жизни национальной семьи проявляет свои характерные черты, зависящие от культурного общеобразовательного уровня и организации семейного быта (186). По определению Н.Д.Джандильдина, "национальное - это специфическая форма, неповторимые элементы в конкретной форме хозяйственной деятельности, особенности быта и форм культуры, национальный язык, этнические черты характера, национальные чувства,традиции, обычаи и др. (91,с.19).

Национальное складывается в течение длительного времени как специфический вид отражения в психологии и поступках людей особых условий жизни, исторического пути развития, природной среды, своеобразия культуры каждого отдельного народа, верования, традиций и обычаев. Благодаря этому осуществлялась связь исторического прошлого с настоящим, что является одним из механизмов, обеспечивающим преемственность в развитии образа жизни.

Клуб как система воспитательного воздействия на семью

В последние годы широкое распространение получил системный подход в педагогике. Интерес для нашего исследования представ-г лягот работы таких ученых, как В.С.Безрукова (143,с.152-154), В.А.Ганзена (84), Л.А.Левшина (120), Б.Т.Лихачева (123), Б.Ф. Ломова (125), Б.И.Наумова (140), В.А.Пятина(153). В работах этих авторов нашли применение такие понятия, как "система целей воспитания", "система знаний, умений и навыков", "система методов воспитания", "система народного образования" и множество других.

Делается попытка применить системный подход и в теории культурно-просветительной работы (64,68,72,83,101,105). В соответствии с установившимися представлениями наибольшее распространение в клубоведческой литературе получила интерпретация системного подхода, как способа научного исследования, при котором на первый план ставится не анализ частей объекта, а его характеристика как целого организма, раскрытие его механизмов, обеспечивающих его целостность в определенном отношении и связях. Одна из таких попыток подойти к рассмотрению клубного педагогического процесса.как целостной системы предпринята А.В. Сасыховым и Ю.А.Стрельцовым в монографии "Основы клубоведения" (160).

Наибольший интерес в этом плане представляют работы Л.И. Беляевой (62-64), В.А.Бесединой (68), Г.П.Блиновой (72), А.В.Ворошилова (85), Ю.Д.Красильникова (106),В.В.Савельева (158), А.В.Сасыхова (105,160), В.Е.Триодина (181), Р.К.Шепетило (201) и др.

Авторы стремятся применить принципы системного подхода к исследованию культурно-просветительной практики. Некоторые из них рассматривают клуб как целостную систему, подчеркивая при этом важность проблемы системного изучения воспитательного процесса. В системе "клуб" они выделяют три основных элемента: I) деятельность клубного учреждения, которая реализуется в системе клубных мероприятий (КМ); 2) посетители клуба (ПК); 3) коллектив клубных работников (КР), осуществляющий управление клубной работой и регулирующий взаимодействие между первыми двумя элементами. При этом система "клуб" рассматривается ими как открытая, так как она включена в широкую сферу общественных явлений (64, с.123).

Особенно следует выделить диссертационное исследование В.А.Бесединой, которая изучает процесс воспитания клубной аудитории и участников клубных объединений. При этом автор рассматривает педагогический процесс в клубе как педагогическую систему. По ее определению, системное исследование педагогического процесса в клубе заключается в изучении его как педагогической системы с учетом содержательных принципов целостности, динамизма в функциональном и предметном аспектах, в развитии (68,с.20). Несомненной заслугой В.А.Бесединой является то, что она одна из первых поставила вопрос о полиструктуре клубного педагогического процесса. В определении стратегии системного исследования социализирующего процесса в клубе мы основывались на положениях, разработанных В.А.Бесединой.

Рассмотрение различных точек зрения на использование системного подхода в клубоведении можно было бы продолжить. Однако даже вышеизложенное позволяет сделать некоторые выводы. Построенные разными исследователями системы существенно отличаются друг от друга и по количеству компонентов системы, и по структуре, и по способу функционирования, и по методике подхода к объекту изучения. Безусловным достоинством вышеуказанных исследований является то, что в них дается возможность рассмотреть клуб как систему и изучить его со стороны присущих ему целостных свойств.

Однако это не снимает необходимости и все более глубокого исследования клубного воспитательного процесса, его специфических закономерностей на современном этапе. В частности, это относится к вопросу, которому исследователи не уделили должного внимания - разработки системы воспитательного воздействия на социализацию семьи. При этом необходимо сосредоточить внимание на качественных отличиях клуба от других социальных институтов, воздействующих на семью. Такая постановка вопроса требует более подробной характеристики клуба как социального института, функционирующего в условиях национальной республики.

Важным звеном в системе социальных институтов, влияющих на формирование семьи нового типа, выступает советский клуб, история которого в Кабардино-Балкарии берет начало с первых лет Советской власти.

В.И.Ленин, определяя ближайшие задачи партии в области политико-просветительной работы, указывал на то, что необходима "всесторонняя помощь Советской власти самообразованию и саморазвитию рабочих и трудовых крестьян (устройство библиотек,школ для взрослых, народных университетов, курсов, лекций, кинематографов, студий и т.п.)" (22, C.S6). Эти культурные задачи он называл "маленькими делами" (29,с.169). В.И.Ленин неоднократно подчеркивал, что с их помощью можно победить "...ту некультурность и ту темноту и дикость, от которых нам приходится все время страдать" (23, с.332).

В.И.Ленин указывал на то, что клубы и библиотеки нужны для просвящения рабочих и крестьян: "внешкольное образование важно для переустройства всей жизни... В партийной работе мы выработали свои навыки широкого воздействия на массы, но их нужно соединить с методами культурно-просветительными..." (21, с.463-464). Клубы, избы-читальни, кино были призваны повышать культурный уровень трудящихся, способствовать их всестороннему развитию, приобщать людей к науке и искусству, разумно организовывать их отдых.

X съезд партии поставил первоочередной задачей - помочь отсталым народам России в развитии "быта, культуры и экономического состояния различных наций и народностей.... развивать и укреплять у себя советскую государственность в формах, соответствующих национально-бытовым условиям этих народов... развивать у себя прессу, школу, театр, клубное дело и вообще культурно-просветительные учреждения на родном языке" (31,с.364-366).

Партийные организации городов и селений Кабардино-Балкарии, опираясь на возрастающую активность трудящихся, стали претворять в жизнь указания В.И.Ленина. В 1923-1924 годах в республике насчитывалось 72 культурно-просветительных учреждения, а на декабрь 1925 года - уже 258 (188,с.17). В эти годы клубные учреждения размещались в малоприспособленных для этого зданиях. Для них отводились здания мечетей, закрытых по инициативе самих крестьян. Позже во многих селениях были построены типовые клубные учреждения на 300-500 и даже 800 мест. Клубы селений Баксан, Сармаково, Гунделен и других, построенные на средства населения, по своей архитектуре, художественному оформлению и уровню клубной работы,не уступали городским.

Совершенствование основных направлений деятельности клуба по социализации семьи

Целью данного исследования - показать, с одной стороны, место советского клуба в системе социалистического образа жизни, с другой - изучить реальные возможности его в воспитательном воздействии на социализацию семьи. В связи с этим применялось поисково-констатирующее исследования (1980-1984 гг.) практической деятельности клубных учреждений Кабардино-Балкарии.

Анализ практики показал, что в клубных учреждениях республики, в частности, Баксанском, Майском, Советском РДК, на основных базах нашего исследования, уделяется большое внимание повышению социальной активности семьи.

Опытно-экспериментальная работа охватывала основные направления: педагогическое просвещение по вопросам семьи и брака,внедрение прогрессивных обрядов, праздников и традиций,коллективную общественно-досуговую деятельность.

Учитывая национальные запреты и малую посещаемость клубов женщинами коренного населения республики, в педагогическом просвещении большое внимание уделялось организации и популяризации деятельности справочно-консультационных центров по вопросам семейной жизни как индивидуально-групповой формы работы.

Наряду с ниш (по мере расширения аудитории) организовывались факультеты семейных отношений при народных университетах культуры с отделениями для "формирующейся", "развивающейся" и "саморазвивающейся" семей, по разработанной автором двухгодичной программе, а также циклы устных журналов "0 нашей семье".

Внедрение новой гражданской обрядности явилось вторым значительным направлением в опытно-экспериментальной работе.

В новом свадебном обряде торжествуют идеи равноправия, взаимоуважения и любви между женихом, невестой и их родственниками. По сценарию диссертанта проведено 48 обрядов бракосочетания, а статистика свидетельствует об их дальнейшем распространении.

Поскольку процесс социализации немыслим вне коллективной самодеятельности, основными (интегрирующими оба предыдущих направления) автор считает организацию женских и семейных клубов "ДОМ", "Малина", "Подружка", "Хозяюшка", а также тематические циклы клубных мероприятий семейной проблематики для массовой аудитории.

Разумеется, количество проводимых мероприятий, число лекций, вечеров, конкурсов и т.д. не являются исчерпывающими показателями эффективности клубных учреждений в работе с семьей, главное - это их качество.

Поисковый характер исследования, собственно и задал динамику уровней эффективности воспитательного воздействия клуба на социализацию его посетителей. Его задача состояла в том, чтобы на основе воспитательного воздействия совершенствовать содержание и методику его деятельности. Следует отметить, что опытно--экспериментальная работа по совершенствованию разработанной методики проводилась в естественных условиях.(Для клубных посетителей эта была серия плановых мероприятий).

Как по форме, так и по содержанию контрольные мероприятия были идентичны экспериментальным. Они включали шесть одинаковых по задачам, направлениям, содержанию мероприятий.

Всего за период экспериментальной работы, под непосредственным руководством диссертанта проведено 20 тематических циклов, что в общей сложности составило 120 мероприятий. Среди них тематические вечера, пресс-конференции "Стол справок отвечает" вечера-вопросов и ответов, конкурсы "КВН", "Дни отцов" такие, как "Береги честь смолоду", "Дни помолвки", праздники семей. Составленная таким образом программа частично входила в тематический цикл "Неделя советской семьи", позволила раскрыть перед посетителями клуба семейную проблематику и удовлетворить их потребность в подобных мероприятиях.

Опытно-экспериментальная работа автора легла в основу дальнейших исследований в этом направлении. Благодаря этому сейчас в республике функционируют 73 лектория и 85 университетов здоровья, 250 различных факультетов семейных отношений.

Основная задача клуба - формирование разумных потребностей и интересов. Немалая заслуга в этом принадлежит клубным учреждениям республики, способным развивать интересы своих посетителей. Действительно, как показало наше исследование, посетители приходят в клуб не только потреблять духовные ценности, но и формировать в процессе посещения тех или иных мероприятий свои ценностные ориентации (см.табл.7 "Степень влияния мероприятий на посетителей с целью выработки ценностных ориентации") {% от общего числа опрошенные.

Похожие диссертации на Система воздействия клуба на социализацию семьи (на примере Кабардино-Балкарской АССР)