Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Преодоление асоциального поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности Смирнов Ярослав Юрьевич

Преодоление асоциального поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности
<
Преодоление асоциального поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности Преодоление асоциального поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности Преодоление асоциального поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности Преодоление асоциального поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности Преодоление асоциального поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности Преодоление асоциального поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности Преодоление асоциального поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности Преодоление асоциального поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности Преодоление асоциального поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Смирнов Ярослав Юрьевич. Преодоление асоциального поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : СПб., 1998 127 c. РГБ ОД, 61:99-13/553-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 . Художественное воспитание - важнейшее звено нравственно-эстетического развития личности

1.1. Подросток и художественная культура 9

1.2. Реализация воспитательного потенциала музыкальной культуры 24

Глава II. Музыкальная педагогика как средство воспитания и перевоспитания подростков CLASS CLASS

2.1. Использование непреходящих традиций музыкальной педагогикив воспитательном процессе 40

2.2. Воспитание песней 60

Глава Ш . Любительский коллектив как комплексная форма нравственно-эстетического воспитания

Заключение 112

Литература 116

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования

Во все времена у всех народов преодоление кризисных явлений связывалось с реализацией созидательного потенциала культуры, с возрождением и дальнейшим развитием лучших ее традиций, среди которых особое место принадлежит эффективному использованию объективных возможностей искусства как средства нравственно-эстетического воспитания и перевоспитания подростков.

Эта проблема исключительно актуальна в настоящее время, когда интенсивный рост преступности обусловил борьбу с ней как стратегическое направление деятельности российского общества и государства. Наркомания, пьянство, бродяжничество, проституция, деструктивные формы свободного времяпрепровождения и прямая преступность в наибольшей степени поразили молодежно-подростковую среду, что явилось реакцией на кризисные явления в экономике, социальную дифференциацию, напряженность в межнациональных отношениях, трудности с получением образования и с трудоустройством, слабости молодежной политики, коммерциализацию досуга, ослабление ряда традиционных институтов социализации, девальвацию нравственных идеалов, этических ценностей и норм.

Преодоление асоциального поведения подростков требует широкого использов ния системы взаимодополняющих профилактических мер социально-экономического, правового, организационного, психологического и иного характера, среди которых значительное место призвана занять педагогическая целесообразно-инструментованная куль-турно-досуговая деятельность.

В течение многих десятилетий мы пытались решать проблемы формирования личности, ограничивая процесс воспитания рамками трудового и учебно-воспитательного коллектива. В последние годы имели место попытки преодолеть дискретность воспитательного процесса, включив в него и сферу досуга. Но эффективность этой деятельности оказалась чрезвычайно низкой вследствие того, что на область свободного времени были механически перенесены методы воспитания, принятые в формализованных условиях труда и обучения. Можно спорить о правомерности и границах педагогического влияния на сферу досуга, но вряд ли ньше следует сомневаться, что управлять поведением и деятельностью подростка в его свободное время нельзя. Государство и общество призваны создавать условия для удовлетворения и дальнейшего возвышения реально проявляемых интересов и потребностей подрастающего поколения, для преодоления черт асоциального

поведения, но достигать этого можно и нужно посредством педагогической профилактики, решающим условием которой представляется высвобождение подростков из криминального окружения и создание благоприятной культурной среды.

Проблема педагогической профилактики асоциального поведения подростков осо

бо встала в сфере досуга, которая оказалась наиболее уязвима в криминогенном отноше t ний. Здесь в наибольшей мере утверждается подростково-молодежная субкультура,

: вжным элементом которой выступает гипертрофированный интерес к рок-музыке и к раз личным музыкальным суррогатам и подделкам.

Сам факт увлечения музыкой, которая обладает интернациональным языком и полифункциональностью можно лишь приветствовать.

Можно и нужно использовать интерес подростков и молодежи к восприятию му-Іі зыки, эмощтональным переживаниям и музицированию, но делать это как правило, для - is TQJT чтобы наполнить музыкой в широком понимании этого слова - от популярной песни до оперы и симфонии - подростковый досуг, в полной мере реализовать способность музыки конструктивно воздействовать на духовный мир формирующейся личности.

Сложившееся противоречие между объективными возможностями культурно t досуговой деятельности как фактора нравственно-эстетического воспитания и перевоспи тания подростков и реальным уровнем их реализации обусловило целесообразность осуществить социально-педагогическое исследование, цель которого - разработать и апробировать систему преодоления асоциального поведения подростков посредством создания благоприятной культурной Среды и вовлечения последних в музыкальное любительское творчество.

Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:

1. Выявить роль и место художественного воспитания в системе нравственно-эстетического развития подростков в сфере свободного времени.

2. Раскрыть объективные возможности музыкальной педагогики в воспитании и перевоспитании подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

3. Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подро стковой культурной Среды.

4. Обосновать педагогический механизм создания и функционирования любительского коллектива как комплексной формы нравственно- эстетического воспитания и перевоспитания подростков.

Объект исследования - подростки, вовлеченные в культурно- досуговую деятельность в коллективах художественного творчества

Предмет исследования - социально-педагогический процесс преодоления асоциального поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

База исследования - Дворец культуры молодежи Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

Базы сравнительного анализа - Центральный дом культуры учащихся профтехобразования (Москва), Санкт-Петербургский Дворец творчества юных, подростковые клубы Центрального и Петроградского районов Санкт-Петербурга.

Степень научной разработанности проблемы

Вопросы преодоления асоциального поведения подростков привлекали внимание ученых в течение многих веков. Современная философия, социология, психология, педагогика, равно как правоведение и ряд других наук, составляющих человековедение конца XX века, опираются на труды И.Беккария, ЧЛомброзо, З.Фрейда, Э.Фромма; на исследования КМангейма, АКоэна, ТПарсона, Г.М.Миньковского, Я.ИГилинског6, ИСКона, В.Т.Лисовского, А.АСукало; на работы таких специалистов в области перевоспитания как ІМ.РИЧМОНД, ДКреммер, А.С.Макаренко, МААлемаскин, АИ.Кочетов, А.И.Долгова, I Л.М.Зюбин и других.

Культурологические аспекты воспитания и перевоспитания средствами культурно-досуговой деятельности широко раскрыты в исследованиях и публикациях М.ААриарского, Г.М.Бирженюка, АП.Буевой, Г.ПБутикова, АДЖаркова, АС.Запесоцкого, СШИконниковой, М.С.Кагана, Т.Г.Киселевой, Ю.ДКрасильникова, Л.П.Малаховской, АП.Маркова, В.С.Садовской, Э.В.Соколова, Ю. А Стрельцова, В.Я.Суртаева, Б.А.Титова, В.Е.Триодина, П.С.Хейфеца, В.Ф.Чабанного; в ряде комплексных исследований Санкт-Петербургской государственной академии культуры и Московского государственного университета культуры. Наконец, следует учитывать и фундаментальные исследования в области художественной культуры, музыки, психологии Искусства и музыкальной педагогики (Б.В.Асафьев, АИ.Буров, Н.АВетругина, Л.С.Выготский, В.Л.Зинченко, Д.Б.Кабальевский, Э.В.Квятковский, АГ.Костюк, А.Н.Леонтьев, ЛИЛовикова, Ю.ПСмирнов, АЛСохор, В.М.Теплов, Ю.У.Фохт-Бабушкин, В.Н.Шацкая, Б.Л.Яворский, ПМ.Якобсон и другие), в которых наряду с общетеоретическими вопросами формирования музыкальной культуры рассматриваются и многие проблемы перевоспитания средствами музыки.

Однако при всем многообразии научных, публикаций, посвященных различным аспектам перевоспитания подростков, все они в большей или меньшей степени освещают ту или иную сторону проблемы и изначально не преследуют задачи ее комплексного решения. В этом свете наше исследование, ставящее своей целью соединить философские, правовые, социологические, психологические, культурологические, музыковедческие и педагогические аспекты преодоления асоциального поведения подростков в рамках единой социально-педагогической концепции представляются достаточно конструктивными.

Изучение теории и истории вопроса, дополненное поисково- констатирующим экспериментом в оркестре баянистов им.ГШ.Смирнова Дворца культуры молодежи Комитета по образованию Санкт-Петербурга, позволило сформировать исходную рабочую гипотезу, основанную на том, что, учитывая особую роль музыки в подростково-молодежной субкультуре, можно и нужно построить процесс преодоления асоциального поведения подростков посредством качественного изменения их микросреды, в рамках которой будет обеспечена поэтапная и корректная замена деструктивных форм общения с музыкой на последовательное вовлечение последних в мир шедевров музыкальной культуры и подлинное музыкальное творчество.

Методологическую основу исследования предопределила утвердившаяся в современной философии, культурологии и педагогике концепций личности как высшей ценности общества; опора на гуманистические традиции общественного развития, утвердившие себя в отечественной духовной жизни (Ф.М.Достоевский, ЛН.Толстой, Н.А.Бердяев, В.И.Вердандский, НХРерих, М.М.Бахтин, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман, А.Д.Сахаров, А.И.Солженицин).

Исследование было детерминировано активно-деятельным подходом к развитию личности и ее связей с микросредой. Будучи по природе своей социально-педагогическим, оно в значительной мере носило междисциплинарный характер, интегрируя ряд аспектов современного права, философии, психологии, культурологии и других наук.

Значительную роль в методологии исследования сыграли присущие российской культурологии и педагогике идеи реализации культуросозидающего потенциала нравственно-эстетического воспитания и перевоспитания средствами искусства (Е.Р.Дашкова, И.И.Бецков, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, С.И.Шацкий, А.А.Брянцев).

Исследование опиралось на разработанные на кафедре социально-культурной деятельности Санкт-Петербургской государственной академии культуры принципы прикладной культурологии (М. А.Ариарский, А. А.Сукало, Б. АТитов) как наук, раскрывающей механизмы создания культурной Среды и вовлечения человека в мир культуры.

Существенную роль в разработке стратегии исследования сыграла опора на социокультурную концепцию А.Н.Сохора, и Б.ЛЯворского, раскрывающую взаимосвязь музыкального искусства с жизнью общества и предопределяющую механизм воздействия музыки на разные группы населения.

Организация и методика исследования, осуществлявшегося в 1994-1998 годах, включала несколько этапов, каждый из которых строился на использовании ряда взаимодополняющих методов педагогического, культурологического, социологического и социально-психологического анализа.

На первом этапе (1994-1995) - посредством анализа 180 документов, монографий и других научных публикаций осуществлен анализ истории и теории вопроса; выявлено состояние практики; обобщен опыт лучших учебно-воспитательных учреждений и центров молодежного досуга по реализации нравственно-эстетического потенциала культурно- Я досуговой деятельности.

С помощью контент-анализа 104 директивных материалов органов культуры и об

разования выявлены тенденции развития воспитательных и культуросозидающих функ

ций учебно-воспитательных и клубных учреждений, связанных с перевоспитанием подро

стков, проявивших асоциальное поведение. і

На втором этапе (1995-1997) на базе Дворца культуры молодежи Комитета по об- разованию Санкт-Петербурга был осуществлен ретроспективный анализ пятидесятилетней деятельности оркестра баянистов им ЛИ. Смирнова по вовлечению подростков с асоциальным поведением и музыкальное творчество и их перевоспитанию.

В этот же период здесь был осуществлен формирующий социально-педагогический эксперимент по созданию благоприятной культурной Среды и вовлечению подростков в социально-культурное творчество.

На третьем этапе (1997-1998) - обобщены проанализированы итоги опытно-экспериментальной работы; выявлена результативность реализации предложенной диссертантом программы преодоление асоциального поведения подростков средствами куль-турно-досуговой деятельности; сформулированы выводы исследования. Осуществлена логическая и литературная обработка диссертационных материалов.

Достоверность исследования обеспечена длительностью и широтой опытно-экспериментальной деятельности; применением комплекса взаимодополняющих методов научного анализа, адекватных цели и згдачам исследования; широким использованием профессиональной и общественной экспертизы, с помощью которой оценивались результаты каждого этапа работы.

Научная новизна исследования проявилась в раскрытии социально- педагогического механизма преодоления деформаций в молодежной субкультуре и асоциального поведения подростков посредством преобразования культурной Среды и использования интереса к музыке для вовлечения подрастающего поколения в мир подлинных ценностей культуры.

Исследование дало возможность обосновать принципы доверия и свободы выбора, следование которым позволяет подросткам с отклоняющимся поведением включиться в жизнь и деятельность здорового любительского коллектива и проявлять в нем творческую активность.

Благодаря интеграции социальных, правовых, организационных, культурологических, психологических и педагогических аспектов исследования раскрыта приоритетная роль педагогически целесообразно организованного музыкального досуга и музыкального любительского творчества как средства коррекции жизненных позиций и духовного развития подростков.

Практическая значимость исследования выразилась в научном обосновании "Педагогической программы преодоления асоциального поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности". Реализованная на базе оркестра баянистов им.П.И.Смирнова, ансамбля танца и 12 других опорных коллективов любительского творчества Дворца культуры молодежи Комитета по образованию Санкт-Петербурга эта про-; грамма позволила за последние 2года вернуть к общественно оправданной и духовно насыщенной жизни более 400 учащихся школ и профессиональных учебных заведений, ранее проявлявших асоциальное поведение.

Практический интерес к методике преобразования культурной среды подростков с уклоняющимся поведением проявили учебно-воспитательные и клубные учреждения Санкт-Петербурга, Москвы, Поволжья, Урала и Сибири.

Разработанная в процессе исследования и отраженная в публикациях диссертации "Методика погружения подростков в мир шедевров музыкальной культуры" позволяет эффективно реализовать нравственно-эстетический потенциал молодежного музыкального досуга, что должно оказать существенное влияние на весь процесс воспитания и перевоспитания молодежи.

Апробация исследования осуществлялась посредством выступлений диссертанта на региональных научных конференциях, общественных обсуждений трех брошюр автора, посвященных методике создания благоприятной культурной Среды и организации воспитательного процесса в коллективах любительского творчества.

Итоги формирующего социально-педагогического эксперимента обсуждались и получили одобрение в Комитете по образованию Санкт-Петербурга и на заседании комиссии учебных заведений Российского творческого союза работников культуры.

Результаты научно-исследовательской и опьггно-экспериментальной деятельности позволяют вынести на защиту:

1. Феномен молодежной музыкальной субкультуры, проявляющийся в способности музыки преобразовывать культурную среду подростков с отклоняющимся поведением, превращая ее из средства в демонстрации девиантности и делинквентности в фактор нравственно-эстетического воспитания и социально-культурной активности личности.

2. Механизм преодоления асоциального поведения подростков и деформаций в молодежной субкультуре посредством их последовательного вовлечения в педагогически целесообразно организованный досуг, реализующий культуросозидающие возможности музыкального искусства.

3. Принцип доверия и свободы выбора как психолого-педагогическое условие и средство вовлечения подростков, проявлявших асоциальное поведение, в жизнь и деятельность здорового любительского коллектива художественного творчества, в фактор стимулирования их общественной активности.

4. "Методика погружения подростков в мир шедевров музыкальной культуры", позволяющая строить учебнснюспитательный и художественно-творческий процесс в любительском коллективе на поэтапном вовлечении подростков в изучение и использование музыкальной классики и эффективной реализации конструктивного потенциала молодежного музыкального досуга.

Подросток и художественная культура

Формирование личности ребенка, подростка, юноши или девушки носит всеобъемлющий, всепроникающий характер. В этом процессе проявляют себя эстетическое воздействие природы и вещей, целесообразно организованная учебно-трудовая и общественная деятельность, общение учащегося в быту, спорте, игре. Но наиболее эффективным, поддающимся педагогической инструментовке, несомненно, является художественное воспитание как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства, в котором у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, способность творить в области искусства.

Богатство и многообразие художественной культуры обусловили неослабевающий интерес к ней со стороны ряда наук. Философы исследуют ее методологическую основу, содержание, структуру и функции, социологи изучают формы распространения художественной культуры и уровень овладения ею различными группами населения, психологи постигают специфику художественных способностей и художественного творчества, а педагогов интересует процесс формирования личности под воздействием художественной культуры, и в этой области за последние десятилетия достигнут определенный прогресс. Рад работ, посвященных изучению художественной культуры в целом, либо отдельных его аспектов, способствовали дальнейшей разработке таких вопросов,как понятие, структура, функции художественной культуры, место художественной культуры в жизни общества, роль художественной культуры в гармоническом развитии личности. Указывая на богатейший духовный потенциал различных видов искусств, которые интегрирует художественная культура, ряд специалистов (Ю.Б.Борев, М.С.Каган, Л.Н.Коган, ЮАЛукин, С.Т.Махлина, Ю.У.Фохт-Бабушкин и др.) подчеркивают относительную самостоятельность художественной культуры, и в то же время рассматривают ее в более узком плане -в сопоставлении с эстетической культурой. Ю.У.Фохт-Бабушкин определяет художественную культуру как ядро эстетической культуры . Л.Н.Коган видит в художественной культуре степень реализации сущностных сил социального субъекта в художественном освоении действительности . КХБ.Борев обращает внимание на специфику искусства, которое вовлекает аудиторию в выработку эстетических идей и заставляет читателя, зрителя, слушателя интериоризировать художественные идеи в личной форме . А М.С.Каган отмечает способность искусства "раздвинуть границы реального опьгга жизни, значительно расширить жизненный кругозор .

За последние годы появилось немало интересных работ, посвященных проблеме функций искусства . Отсутствие единства в трактовке этих функций говорит о сложности предмета исследования и о возможности различных подходов к его рассмотрению. Но так или иначе всеми авторами признается такая функция искусства, как его преобразующее воздействие на личность (например, у С.М.Кагана - просветительная, воспитательная и функция художественного воспитания, у Ю.Б.Борева - общественно-преобразовательная, познавательно-эвристическая, воспитательная функции).

В психологии и педагогике воздействие искусства на человека рассматривается с точки зрения его возможности в плане формирования личности. Н.А.Ветлугина, в частности, пишет: "Художественно-образное выражение в деятельности детей (которое является результатом восприятия искусства и знакомства с ним) в ранних своих истоках - лишь предпосылка к дальнейшим творческим действиям, если к нему своевременно побуждать, то творческие проявления сыграют свою роль в развитии интересов и способностей каждого ребенка Психологи единодушны во мнении, что художественная деятельность, направлен ность на ее результаты является непременным условием формирования эстетических пе реживаний, творческих способностей детей, подростков и молодежи. Необходимость сис тематического общения подрастающего поколения с искусством, овладение его языком являются непреложными условиями художественного развития личности. Не случайно 7 сегодня одной из важнейших проблем современной педагогики является разработка и реализация всеобъемлющей системы приобщения каждого подростка к духовным ценностям, аккумулированным в различных видах искусств, обеспечение художественного образова ния каждого школьника, учащегося профтехучилища, включение определенного миниму ма знаний, умений и навыков в сфере искусства в число непреложных для любого встуюциального опыта через собственную активную деятельность индивида по преобразова нию своей личности, становление своего "Я". Центральным новообразованием личности подростка, по мнению психологов, является формирование чувств взрослости, развитие І» самосознания. Это пора активного самовоспитания, возраст, когда возникает потребность д в знании собственных особенностей, интерес к себе и размышления о себе. Этот возраст представ идеальную возможность приобщения формирующейся личности к ценно-стям отечественной и мировой культуры, к процессу художественного освоения мира. Сегодня есть все основания утверждать, что художественное образование в дет ском возрасте оказывается существенным фактором в процессе интеллектуального развития ребенка. Практика отбора учащихся в фюикс-математи 1 ванные школы показывает, что на творческую результативность будущих физиков, мате матиков и представителей других естественно-научных дисциплин существенное влияние оказьгоает и уровень, и структура художественно-творческих способностей подростков. Это, в частности, обусловило включение значительного числа часов на изучение различ ных видов искусств в учебные планы специализированных школ естественно-научной на правленности.

Реализация воспитательного потенциала музыкальной культуры

В широком круге художественных явлений, влияющих на формирование и развитие личности, особое место принадлежит музыкальной культуре. В условиях, когда с помощью средств массовой информации музыка вошла в каждый дом и приобрела всепроникающий характер, она с каждым годом играет все большую роль в духовной жизни подрастающего поколения, расширяет диапазон идейно-эмоционального воздействия на нравственно-эстетический облик детей, подростков, юношей и девушек.

Понятие "музыкальная культура" интегрирует искусствоведческий, социологический и широкий культурологический подход, отражая сложный, емкий и динамичный процесс создания освоения, сохранения и распространения ценностей мировой и отечественной музыки. На уровне личности музыкальная культура характеризуется степенью освоения этих ценностей, уровнем включенности в процесс восприятия музыки, музыкального исполнительства и музыкального творчества В понятие "музыкальная культура" входят теоретические знания о музыке и основанное на музыкально-эстетическом идеале гуманистическое сознание человека. Наиболее полное определение понятия "музыкальная культура личности" дает Р. А.Тельчарова , которая в своем учебном пособии раскрывает следующие ее показатели: - участие в создании музыкально-прекрасного, музыкально-творческая деятельность во всем многообразии форм музыкального поведения; - система музыкально оценочных представлений, формирующихся на основе опыта музыкального восприятия и творчества, проявляющаяся в музыкально-эстетических оценках, взглядах и убеждениях; - объем, качество, системность художественно-эстетических и музыкальных знаний практического и теоретического характера как основы формирования эстетического отношения к явлениям музыкального искусства; - влияние развитых форм музыкального сознания и деятельности на другие виды материальной и духовной деятельности, степень стимуляции внемузыкальных сфер жизнедеятельности человека. Тельчарова Р.А. Музыкально-эстетическая культура и концепция личности.- М.: Прометей, 1989.-127 с. Воспитание музыкальной культуры всегда было актуально для любой страны и для любого общества. Однако в конце XX века эта проблема приобрела чрезвычайную актуальность из-за ряда негативных процессов, которые нашли свое выражение в существенном сокращении слушателей симфонической и концертной музыки, деформации музыкальных интересов и предпочтений значительной части молодежи, отчуждения музыкального образования от духовных ценностей классической музыки. Даже в таких музыкальных центрах России как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород большинство населения не бывает в филармонии, не испытывает непосредственного общения с шедеврами мировой и отечественной музыки, не восприняло непреходящие традиции академической и фольклорной музыкальной культуры. Серьезный кризис переживет массовое музыкальное образование. С одной стороны, его душит резкое сокращение государственного финансирования, а, с другой, значительная потеря музыкально-эстетической ориентации, потребительское отношение к музыкальному ремеслу, выражающееся в однонаправленном обучении какому-либо виду исполнительской деятельности.

Углублению кризисных явлений в области музыки способствуют многие радио-, и телепередачи, пропагандирующие далеко не лучшие образцы самовыражения и самоутверждения средствами музыки. Следует изначально оговориться, что мы не ставим под сомнение правомерность развития многих направлений музыкальной культуры, которые известны под названием "рок-музыка", "поп-музыка" и т.д. Мы отвергаем лишь спекуляцию повышенного интереса подростков и молодежи к новому в музыке, в результате чего на эстраду приходит явная халтура и антикультура. Подлинная рок-музыка - это жанровая форма, отражающая новый стиль музыкального мышления. Подростков, юношей и девушек в этом стиле привлекает широкое использование современных технических средств, прямое обращение к молодежным проблемам, молодость самих исполнителей. В этой музыке подрастающее поколение выразило негативное отношение к состоянию общества и его культуры, заявило о себе и это вполне естественно.

Популярная музыка привлекла молодежь доступностью музыкального языка, относительной легкостью исполнения. Миллионы подростков вслед за своими музыкальными кумирами за сравнительно короткое время овладели несложным искусством игры на гитаре. Феномен популярности поп-, рок- и иных подобных направлений объясняется широ 26 ким использвоанием фольклорных источников, стандартностью мелодических оборотов, эффектом узнавания. Не менее важно и то, что здесь с максимальным эффектом используется динамизация ритма, громкость звучания и многое другое, что создает впечатление сплоченности, ощущения эмоционального подъема. На концертах популярной музыки молодежная аудитория в полной мере испытывает единство рекреации и релаксации, отдых и возбуждение, чувство сопричастности и самоутверждения. Все это заставляет со всей глубиной разобраться в специфике молодежной музыкальной субкультуры и не отвергать ее (что бесполезно), а попытаться, найдя в ней конструктивные аспекты, опереться на них и определить возможности придания им социально и музыкально значимого развития. Объективно воспитательный потенциал заложен и в рок-музыке, и в иных направлениях популярной музыки. Проблема в том, чтобы суметь разумно использовать его. Воспитание музыкальной культуры, развитие музыкального восприятия различных слушательских групп, приведение всего музыкально-просветительского процесса в соответствие с требованиями сегодняшнего дня являются важнейшими компонентами формирования общей культуры как отдельно взятой личности, так и общества в целом. Признавая воспитывающее и развивающее значение всех видов искусства, необходимо отметить, что музыка играет совершенно особую роль. Музыка обладает наиболее сильным тонким и глубоким воздействием на духовных мир человека и отражает природу человека в гармонической целостности и единстве эмоциональной, рациональной и интеллектуальной сторон. Музыка выражает то, что нельзя выразить словами. В любом виде искусства явно или скрыто присутствует музыка. Поэзия и живопись, скульптура и архитектура, театр и кино - все они имеют собственные, специфические средства выражения, но все они могут быть сопряжены с музыкой, все они немыслимы без гармонии и музыкальности. Поэтому развитие в человеке и обществе музыкальной культуры неизбежно явится стимулом к развитию общей культуры в целом .

Использование непреходящих традиций музыкальной педагогикив воспитательном процессе

Музыка в одинаковой мере окружает каждого из нас, но один слышит мелодию колы-шащейся на ветру травы, другие остаются глухими к шедеврам Бетховена или Глинки; один видит свое счастье в возможности попасть на концерт С.Рихтера или "Виртуозов Москвы", другие - не испытывают комплекса неполноценности от того, что ни разу в жизни не были в филармонии или оперном театре. В этих различиях проявляются индивидуальные способности, развитость эмоциональной сферы, наследственность и иные личностные качества, но в первую очередь - это результат воспитания, благодаря которому человек научился или не научился воспринимать духовное богатство музыки, испытывать f благодаря ей всю гамму человеческих чувств.

Самые великолепные творения музыкального гения остаются "вещью в себе" до тех пор, пока люди не освоили их. Даже для профессионалов требуется время, чтобы услышать и принять новую мелодию. История знает как трудно коллеги по "Могучей кучке" принимали Первый концерт для рояля с оркестром П.И.ЧаЙковского; сколь болезненно шли первые репетиции "Войны мира" С.СПрокофьева, как музыканты отвергали первые опусы А.Шнитке. Вряд ли на фоне этих примеров можно удивляться, что школьники или учащиеся профтехучилищ без необходимой подготовки не проявляют интерес к И.С.Баху или Д.ДШостаковичу.

Необходимость музыкального воспитания как одного из условий гармонического развития личности бесспорна Однако, далеко не бесспорна его методика, организация, возрастные границы, количественные и качественные параметры. Музыка - это мир, куда человек входит однажды и остается поклонником навсегда. Мир музыкальной красоты существует не сам по себе. Он становится или не становится таковым в зависимости от личности, соприкасающейся с музыкой. Музыкальная культура личности - показатель развития самой личности. Почему целостное развитие личности протекает более успешно, если к средствам ее воспитания дополняется музыка? Главной проблемой, связанной с осмыслением роли музыки в воспитании человека, является ее специфика. Первая особенность музыки кроется в интонациональной природе этого вида искусства. Музыка становится близкой и полятной в силу сходства с интонациями человече РОФСИЙСКЛЯ ской речи. Когда язык и звуковая речь в древности стали средствами общения между людьми, возникли первые образцы вокальной музыки - музыки для голоса. Интонирование в музыке как проявление человеческой речи, сознания и мысли раскрыты в работах академика Б.В.Асафьева. Интонация стала рассматриваться как фундамент, как звуковыраженная "музыкальная мысль", которая лежит в основе музыкального образа произведения, содержания и формы, творческого метода и стиля, реализма, народности и других сторон музыкального произведения. Б.В.Асафьев подчеркивал, что в самом звучании слова отражается интонационный смысл смысла... музыка не выдумывается, а плавится из реальности. Можно сказать, что главное в восприятии музыкального произведения состоит в том, чтобы услышать "смысл интонационного смысла". Вторая особенность музыки в том, что она особый язык человеческого общения: музыка не может отражать и изображать отдельные предметы и явления, но способна более ярко передавать переживания человека, внутренний мир его чувств, эмоционально-психологические состояния, их динамику, переливы.

Не случайно Р.Шуман любил повторять, что там, где кончается слово, начинается музыка. Воссоздавая эмоциональный опыт человечества, музыка заставляет каждого переживать сильнейшие чувства, придает людям нравственные силы, воспитывает в них мужество, веру в жизнь, правду, красоту, подсказывает воображению интересную мысль, обогащает чувства, интеллект. Третья особенность музыки состоит в глубине и огромной эмоциональной силе не только нравственно-эстетического, но и психологического, и физиологического воздействия на человека. Материалом, физической основой построения музыкального произведения таится в его художественно-образной системе, однако нельзя недооценивать и силу физиологического воздействия на человека физико-акустического ряда музыкального произведения.

Можно констатировать и другие особенности музыки, предопределяющие ее огромный воспитательный потенциал. Однако, чтобы реализовался, а музыка не оставалась "вещью в себе", необходимо приобщить человека к музыкальной культуре, научить его слушать музыку понимать ее. Академик Б.Асафьев неоднократно подчеркивал, что в отличие от слова, восприятие которого находится в прямой зависимости от его новизны, музыка воспринимается тогда, когда слушатель находит в ней знакомые мелодии. Соратники П.И.Чайковского по "Могучей кучке" были выдающимися композиторами, великолепно ощущавшими достоинства любой музыкальной фразы. Но даже они с первого раза не смогли оценить его гениальный Первый концерт для рояля с оркестром. Почти два года коллеги ДТухманова не принимали его "День Победы". И нужно ли удивляться, что не имея необходимого опыта общения с музыкальной культурой, подросток не способен сразу воспринять шедевры И.С.Баха, Л.В.Бетховена, М.П.Мусоргского, С.СПрокофьева, Д. ДШостаковича. В этой связи в ряде городов России делаются попытки найти оптимальные формы приобщения детей и молодежи к достижениям мировой и отечественной культуры, к примеру, в Москве и Санкт-Петербурге большим успехом пользуются детские абонементы "Музыка от А до Я", популярные лекции-концерты, раскрывающие перед детьми богатство мира музыки и способствующие овладению основами музыкальной грамоты. В ряде публикаций достаточно широко раскрыта методика приобщения детей к шедеврам отечественного искусства, убедительно показана эффективность этой работы. Однако в этих же публикациях не менее убедительно показано, что научно обоснованная система музыкально-эстетического воспитания подростков реализуется лишь в отдельных культурных центрах и далеко еще не стало нормой, принятой повсеместно. Анализ работы Омской, Хабаровской, Орловской, Псковской филармонии показывает, что достаточно активно пропагандируя музыкальное искусство среди почитателей музыки, эти учреждения культуры лишь в самых ограниченных масштабах планируют работу с детьми и охватывают FCBOHM влиянием не более 6% школьников 4-8 классов.

Осуществленный нами анализ показывает, что из 3156 учащихся этих классов в 1980 году в филармонии побывало менее 200, то есть 6,3%. Если учесть, что в большинстве регионов страны нет специальных музыкально-просветительных центров типа филармонии, а в домах культуры симфонические и камерные концерты - редкое исключение, то проблема пропаганды музыки остается очень острой.

Воспитание песней

Среди непреходящих ценностей отечественной культуры особое место принадлежит песне и, в первую очередь, народному хоровому творчеству. Будучи своеобразной душой народа и формой сохранения и обогащения его нравственно-эстетических традиций, на родная песня живет и развивается во всех сферах жизнедеятельности людей, вбирая в себя приметы эпохи и характерные черты каждого вступающего в жизнь поколения. Песня - наиболее демократичная и общедоступная форма художественной культуры. Она приходит к человеку буквально с молоком матери, но сила ее воздействия находится в прямой зависимости от умения воспринять ее подлинные ценности, от способности увидеть и понять эстетическую природу песенного искусства. Нравственно-эстетическое воспитание молодежи средствами народной песни представляется сегодня возможным и целесообразным в силу, как минимум, двух причин. Во-первых, приобщение детей, подростков, юношей и девушек к народной песне, как правило, находит самую широкую и активную поддержку в семье, у людей старшего возраста, видящих в этом существенную форму передачи из поколения в поколение лучших эстетических традиций. Во-вторых, нельзя не учитывать, что в последние десятилетия сложилась новая хоровая литература, появился ряд ярких сочинений, основанных на традициях народного песенного искусства, обновился язык современной русской хоровой музыки, разнообразней стали программы хоровых концертов, выросла исполнительная культура ведущих хоров. В условиях общего кризиса системы художественной самодеятельности и существенного сокращения театральных и иных клубных коллективов наблюдается значительный рост самодеятельных фольклорных ансамблей и других любительских объединений, которые в поисках наиболее выразительных средств художественного отражения действительности все больше и больше обращаются сокровищнице национального искусства.

Однако, нельзя не обратить внимание на то, что это происходит на фоне общего падения интереса к хоровой самодеятельности со стороны значительной части населения, серьезных недостатков в хоровом образовании молодежи, принципиальных изъянов в пропаганде хорового искусства и всей системы музыкально-эстетического воспитания. Народная песня в ее подлинном виде фактически исключена из активной творческой практики большинства детей и юношества; непрерывно сужается сфера ее использования в быту. Как отмечала в своем интересном исследовании В.М.Савова , многие самодеятельные народные хоры перестали выполнять свою основную художественную и в еще большей мере нравственно-эстетическую функцию - способствовать сохранению и дальнейшему развитию лучших образцов подлинного фольклора, своеобразных, нередко уникальных исполнительских традиций, присущих различным регионам России. Часто народная песня подменяется псевдонародными подделками, порой единственным атрибутом фольклора выступает народный костюм.

Недопустимые просчеты в организации пропаганды русского народного хорового искусства, а главное, в использовании его как незаменимого по воспитательному потенциалу средства формирования человека и гражданина привели к существенным пробелам во всей системе воспитания молодежи, к падению интереса подростков, юношей и девушек к народному искусству, к превалированию эстрадно-развлекательных форм молодежного досуга, к проникновению в молодежную среду чуждых национальным традициям россиян образцов свободного времяпрепровождения.

Если в первой половине XX века развитие самодеятельного народного песенного искусства осуществлялось в исторически сложившейся крестьянской среде бытования народно-песенных традиций, то с конца 50-х годов и в еще большей мере в 80-х - 90-х годах оно органически связано с социально-культурными последствиями научно-технической революции, урбанизации, коренных изменений в образе жизни и способах организации досуга.

Суть проблемы не только и не столько в том, что вчерашние крестьяне и их дети, переселились в город, потеряли связи с живыми традициями народно-песенной культуры и все реже обращаются к фольклору, к народным песням, танцам, обрядам. Значительно более глубокие изменения и у городского, и (что принципиально важно) у сельского населения произошли в структуре и содержании свободного времени в результате влияния телевидения, транзисторных приемников, магнитофонов и других атрибутов культурно-технического прогресса. Однако глубоко и всесторонне осмыслить их ни теория, ни практика пока не сумели.

Повседневное общение с шедеврами отечественного мирового искусства, ставшее возможным благодаря компьютеризации, телевидению и другим достижениям науки и техники конца XX века, способствовало бурному росту эстетических интересов и потребностей как городского, так и сельского населения; привело к эволюции эстетических вкусов людей; в самых отдаленных от индустриально-культурных центров селах критерии оценки хоровой самодеятельности приблизились к нормам профессионального искусства. В новой социально-культурной ситуации народно-песенное творчество может функционировать и развиваться лишь при условии соответствующего качественного скачка, что в свою очередь предполагает и качественно новый уровень музыкально-педагогического руководства этой областью народного творчества. Эффективное использование русского народного хорового творчества как средства нравственно-эстетического воспитания молодежи не может быть достигнуто осуществляемыми ныне эпизодическими мерами по развитию фольклорных ансамблей или совершенствованию методики обучения в самодеятельных коллективах русской народной песни. Русское народное хоровое творчество нельзя рассматривать только в контексте развития ташюдеятельного хорового искусства. Оно может и должно выступать как инструмент гражданского и нравственно-эстетического воспитания, как средство духовного наполнения досуга, как фактор эстетизации быта.

Похожие диссертации на Преодоление асоциального поведения подростков средствами культурно-досуговой деятельности