Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия оптимизации образовательно-воспитательного воздействия краеведческого музея на учащуюся молодежь Юхневич Марина Юрьевна

Педагогические условия оптимизации образовательно-воспитательного воздействия краеведческого музея на учащуюся молодежь
<
Педагогические условия оптимизации образовательно-воспитательного воздействия краеведческого музея на учащуюся молодежь Педагогические условия оптимизации образовательно-воспитательного воздействия краеведческого музея на учащуюся молодежь Педагогические условия оптимизации образовательно-воспитательного воздействия краеведческого музея на учащуюся молодежь Педагогические условия оптимизации образовательно-воспитательного воздействия краеведческого музея на учащуюся молодежь Педагогические условия оптимизации образовательно-воспитательного воздействия краеведческого музея на учащуюся молодежь Педагогические условия оптимизации образовательно-воспитательного воздействия краеведческого музея на учащуюся молодежь Педагогические условия оптимизации образовательно-воспитательного воздействия краеведческого музея на учащуюся молодежь Педагогические условия оптимизации образовательно-воспитательного воздействия краеведческого музея на учащуюся молодежь
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Юхневич Марина Юрьевна. Педагогические условия оптимизации образовательно-воспитательного воздействия краеведческого музея на учащуюся молодежь : ил РГБ ОД 61:85-13/906

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Специфика образовательно-воспитательного воздействия краеведческого музея на учащуюся молодежь 17

I. Краеведческий музей в системе коммунистического воспитания учащейся молодежи 17

2. Учащаяся молодежь - объект образовательно-воспитательного воздействия краеведческого музея 42

3. Экспозиция как ведущее средство образовательно-воспитательного воздействия краеведческого музея на учащуюся молодежь 56

Глава II. Психолого-педагогические условия повышения эффективности образовательно-воспитательного воздействия экспозиции краеведческого музея на учащуюся молодежь 77

I. Показатели эффективности образовательно-воспитательного воздействия экспозиции 77

2. Совершенствование предметной основы экспозиции 87

3. Оптимизация взаимодействия предметной и текстовой информации в экспозиции 114

4. Подготовка учащейся молодежи к восприятию экспозиции 137

Заключение 154

Список использованной литературы 164

Приложения

Введение к работе

Проблема воспитания и образования подрастающего поколения имеет в нашей стране общегосударственную значимость, занимает одно из центральных мест в важнейших партийных документах. Так, на ХХІУ съезде KQGG была обоснована особая актуальность задачи воспитания нового типа личности - человека коммунистического общества. ХХУ съезд партии, последовательно развивая эту идею, наметил конкретные пути ее решения - комплексный подход к постановке всего дела воспитания. На ХХУІ съезде партии было сформулировано требование, предъявляемое к воспитательной работе на современном этапе - перестройка многих участков и сфер идеологической работы и ее оптимизация с учетом задач сегодняшнего дня.

Значительными возможностями в коммунистическом воспитании молодежи обладают культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации и пропаганды. В последние два десятилетия заметно активизировалось изучение проблемы оптимизации их контактов с молодежной аудиторией. Эта проблема ставится в ряде работ общетеоретического характера по теме "Молодежь и культура" /101, 151, 180/. Специальные исследования посвящены вопросам оптимизации работы с молодежной аудиторией театра и кино /102, 158, 212, 224, 309/, средств массовой информации /226, 292, 313, 315, 319/, в том числе телевидения /72, 114, 118, 209/. Важное место в литературе по данной проблематике занимают исследования читательских интересов молодежи и молодежной аудитории библиотек /75, 84, 90, 166, 172, 174 с.118-153, 196, 229, 244, 245, 254, 321, 324/, а также о разнообразных формах клубной работы с молодежью /107, 119, 197, 284, 297, 339/.

..4-

Среди культурно-просветительных учреждений важное место принадлежит музею.

На всех этапах музейного строительства, начиная с периода становления советского музея и включая современный этап музейного строительства, чрезвычайно актуальной оставалась проблема "музей и учащаяся молодежь". Значимость проблемы определила многообразие аспектов ее рассмотрения теоретиками и практиками музейной работы. Б сферу анализа включались такие основополагающие вопросы, как роль музея в идейно-политическом, трудовом и нравственном воспитании учащихся на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа /100, ПО, 149, 209, 256, 265, 266, 275, 291, 293, 294, 311/, в развитии их творческих способностей и эстетических потребностей /68, III, 211, 288, 300/. Особо выделялись вопросы использования музеев в учебном процессе и для решения задач внешкольного образования /220, 246, 247, 279, 340, 341, 344, 349, 352/. Значительная часть исследований посвящена специфическим для музея формам научно-просветительной работы с молодежной аудиторией'/83, 170, 192, 198, 213, 221, 223/ и прежде всего экскурсии /168, 182, 250, 285, 302, 303/. Все более важное значение приобретает изучение поисковой и краеведческой работы учащихся, роли школьных музеев и

значения его контактов с государственными /127, 161, 228, 248, 285, 339/.

Различные стороны проблемы использования музейных средств для коммунистического воспитания трудящихся, и прежде всего .молодежи, рассматривались в диссертациях И.И.Бондаренко /92/, Д.А.Вайнштейна /97/, А.Н.Должанской /129/, Г.А.Дружининой /133/, Д.В.Кацюбы/171/, И.Ф.Плотниченко /265/, А.М.Ревес/283/, К.З. Сафиулиной /294/, А.Е.Сейненского /295/,* В.И.Смирнова /299/,

Ю.Е.Соколовского /302/, И.Р.Тимошина /312/, Л.М.Шляхтиной /332/, А.Т.Якубовской /338/.

Таким образом, вопросы использования средств музейного воздействия в целях коммунистического воспитания не только обсуждаются специалистами-практиками, но и получают теоретическое обоснование в трудах представителей педагогической науки.

Одним из важнейших педагогических аспектов изучения дея- -тельности музея является определение путей повышения эффективности воздействия музейной информации на учащихся.

Актуальность проблемы подтверждается решениями июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, определившего стержневые направления идеологической работы. В постановлении Пленума со всей определенностью говорится о необходимости "вести систематические научные исследования эффективности воспитательной работы" /33, с.79/, уделяя при этом особое внимание всем социальным группам и возрастным категориям молодежи.

На основе анализа литературы можно выделить два основных этапа, когда и в практической деятельности музеев, и в теоретических исследованиях проблема эффективности воздействия музея на учащихся приобретала особую актуальность и остроту.

Первый этап относится к середине 30-х годов. В связи с активизацией в этот период работы музеев со школой на повестку дня выдвигается задача изучения юного посетителя музея. В частности, научно-методический совет музейного отдела Наркомпроса принял резолюцию, в которой говорилось о необходимости проведения соответствующих исследований во всех центральных и местных музеях, разработки и популяризации методик /65/. Наиболее значительным в этом отношении оказался опыт экспериментальных исследований по выявлению эффективности различных методов экскур-

- б -

сионной работы со школьниками, осуществленных Центральной детской экскурсионно-туристической станцией (ЩЭТС) совместно с Государственным историческим музеем (ГИМ) и Политехническим музеем по руководством А.М.Кобылиной и О.Т.Козловой /173, 181/.

Популяризация методики изучения эффективности восприятия экскурсии школьниками явилась одной из основных задач семинара по изучению юного посетителя музея, проведенного ПДЭТС и музейным отделом Наркомпроса в 1934 г. /176/. Семинар дал толчок для проведения подобных исследований в других музеях страны.

Активно развернувшаяся работало изучению восприятия экскурсионного материала учащимися была приостановлена после публикации Постановления ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе Наркомпроса" (1936 г.) /28/ и речи наркома просвещения А.С.Бубнова "О теории и практике современной педологии" /94/, в которых педология подвергалась критике как антинаучная теория. В области музейного дела как педологическое извращение и прожектерское экспериментаторство расценивались методы изучения восприятия с помощью анкет, вопросников, тестов и, в частности, методика А.М.Кобылиной и О.Т.Козловой /272/.

В целом задача изучения эффективности воздействия музейной информации на учащихся не снималась с повестки дня, напротив, расценивалась как необходимое условие оптимизации контактов со школой /66/. Однако отсутствие конкретных методик исследования приостановило эту работу.

Второй этап проведения исследований по изучению эффективности воздействия музейной информации на учащихся начинается в 60-е годы и продолжается до настоящего времени.

В этот период в музейную практику все более широко внедряются прикладные исследования, направленные на изучение музей-

ной аудитории, с использованием методов социологии. Подобные исследования проводятся в исторических музеях /135, 148, 177, 178/, музеях науки и техники /73, 74/, художественных /204, 210, 257, 287/, краеведческих музеях /235-238/, в историко-архитек-турных и литературных музеях-заповедниках /77, 109-239/.

Воздействие музейной информации на учащихся активно изучается в музеях художественного профиля. Это нашло отражение в материалах научного семинара "Роль художественных музеев в эстетическом воспитании школьников" (1973 г.) /288/, Республиканской научно-практической конференции "Художественный музей и эстетическое воспитание школьников и учащейся молодежи" (1979 г.) /300/, Всесоюзной межмузейной конференции "Музей и дети" (1982 г.) /III/. Значительная часть докладов и выступлений специалистов была посвящена психолого-педагогическим проблемам активизации художественного восприятия. Данный факт объясняется вниманием ученых к проблемам эстетического воспитания учащихся /159, 160, 162, 219, 242, 268,,280, 296, 335, 336, 338/, в том числе средствами изобразительного искусства.

Однако, как ни важно изучение особенностей эстетического воспитания учащихся в художественных музеях, существенное значение имеет рассмотрение специфики и средств оптимизации воздействия, осуществляемого музеями других профилей, прежде всего историческими, историко-революционными, краеведческими.

Данная проблематика была положена в основу диссертации Ю.Е.Соколовского, в которой исследовался вопрос об оптимизации образовательно-воспитательного процесса во время экскурсии в музее исторического профиля /302/, и диссертации И.Ф.Плотни-ченко, где решалась задача повышения эффективности работы по воспитанию молодежи на революционных, боевых, трудовых тради-

циях в народном музее, посвященном истории предприятия /265/. Значение обоих исследований определяется, в частности, тем, что в них изучалась чрезвычайно важная проблема - активизация позначательной деятельности учащихся в музее.

В названных диссертациях, так же как и в исследованиях, осуществленных в 30-е годы, предметом рассмотрения было воздействие музейной экскурсии, основным объектом - учащийся-экскурсант.

Внимание исследователей к проблеме экскурсионной работы с учащимися объясняется тем, что во время экскурсии педагогическое воздействие осуществляется в наиболее непосредственней форме. Эффективность экскурсии зависит от методики ее проведения, в основе которой лежит соблюдение определенных психолого-педагогических требований. Экскурсовод, выступающий в роли интерпретатора экспозиционного материала, может добиваться того или иного эффекта, используя различные методические приемы. Определение приемов педагогического воздействия, оптимальных для той или иной группы посетителей и типа экскурсии, является основной целью исследований по проблеме эффективности экскурсий.

Однако современный музей не только принимает участие в образовательно-воспитательной деятельности школы, техникума, вуза, но и является местом, где учащиеся самостоятельно пополняют свои знания, расширяют кругозор, занимаются самообразованием и самовоспитанием в рамках свободного времени.

В процессе самостоятельного знакомства с музеем посетитель также испытывает определенное педагогическое воздействие, но в более опосредованной форме. В этом случае средством педагогического воздействия является сама экспозиция, в которую

_ 9 -

музейным работником-экспозиционером закладывается определенная научная концепция, воплощенная в предметно-образной форме. Эффективность педагогического воздействия, осуществляемого музейным работником через экспозицию, зависит от того, насколько экспозиционер учел возможности ее восприятия и усвоения посетителями, интересы и потребности аудитории. Методика построения экспозиции, следовательно, также должна быть основана на соблюдении определенных психолого-педагогических требований.

Вопросы активизации познавательной деятельности посетителей при самостоятельном знакомстве с экспозицией, анализировались в диссертациях А.Н.Должанской и Л.М.Шляхтиной. Однако А.Н.Должанская рассматривала различные аспекты восприятия экспозиции с точки зрения особенностей выставки, которая отлична от музея. Не случайно автор диссертации сделала акцент на восприятии посетителями отдельных экспозиционных материалов и их свойств, что было бы недостаточным и принципиально неверным при изучении восприятия музейной экспозиции, представляющей собой целостную содержательную структуру, где все элементы взаимосвязаны /129/. Л.М.Шляхтина исследовала вопрос об удовлетворении общественной потребности в самостоятельной познавательной деятельности по изучению музейных собраний с точки зрения использования различных форм научно-просветительной работы, не учитывая, что названная потребность реализуется главным образом во время индивидуального осмотра экспозиции /332/. Б обеих диссертациях учащаяся молодежь рассматривалась лишь в общей структуре музейной аудитории.

Анализ литературы позволяет сделать следующий вывод. Хотя эффективность воздействия экспозиции на учащуюся молодежь в процессе самостоятельного осмотра музея принадлежит к актуаль-

ным педагогическим проблемам музейной деятельности, она не была предметом специального исследования. Не изучены, в частности, особенности воздействия на молодежь индивидуальных посетителей экспозиции краеведческого музея.

Проблему исследования можно определить как повышение эффективности образовательно-воспитательного воздействия краеведческого музея на учащуюся молодежь - индивидуальных посетителей при самостоятельном осмотре экспозиции.

В основу проведенного исследования легла следующая рабочая гипотеза: условиями повышения эффективности воздействия краеведческого музея на учащуюся молодежь являются как научно-методическое совершенствование экспозиции, с учетом особенностей восприятия ее данной категорией посетителей, так и создание целостной программы работы с учащимися - индивидуальными посетителями.

Объектом исследования является образовательно-воспитательная работа краеведческого музея с учащейся молодежью. Предмет исследования - образовательно-воспитательное воздействие экспозиции на учащуюся молодежь - индивидуальных посетителей.

Цель исследования состоит в определении психолого-педагогических условий повышения эффективности воздействия экспозиции при ее самостоятельном осмотре учащейся молодежью.

В исследовании решаются следующие задачи:

  1. Определить место краеведческого музея в системе коммунистического воспитания молодежи и охарактеризовать специфику его образовательно-воспитательного воздействия.

  2. Выявить особенности учащейся молодежи как объекта воздействия краеведческого музея и определить положение данной группы в структуре музейной аудитории.

- II -

^ 3. Рассмотреть экспозицию краеведческого музея в качестве ведущего средства образовательно-воспитательного воздействия музея и сформулировать показатели эффективности данного воздействия.

  1. Обосновать психолого-педагогические условия оптимизации образовательно-воспитательного воздействия экспозиции краеведческого музея на учащихся - индивидуальных посетителей и апробировать их эффективность в эксперименте.

  2. Разработать рекомендации по совершенствованию работы краеведческого музея с учащейся молодежью - индивидуальными посетителями.

В качестве базы исследования выбраны краеведческие музеи РСФСР (конкретные базы охарактеризованы ниже).

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации определены специфические возможности краеведческого музея в коммунистическом воспитании молодежи; обоснована необходимость осуществления, наряду с традиционно выделяемыми принципами образовательно-воспитательной деятельности музея, педагогических принципов, не сформулированных ранее в музееведении; дана всесторонняя характеристика образовательно-воспитательной деятельности краеведческого музея по отношению к учащейся молодежи, в частности, охарактеризованы направления и формы работы с учащимися, контакты музея с различными группами молодежи (школьниками, учащимися ПТУ, студентами), факторы,определяющие их приобщенность к музею, а также интересы и тематические предпочтения, связанные с экспозицией; выявлены возрастные и социально-психологические особенности учащейся моло-.дежи, учет которых особенно важен при осуществлении музеем образовательно-воспитательного воздействия; уточнено понятие

"экспозиция краеведческого музея"; разработаны показатели оценки эффективности воздействия экспозиции на посетителей; впервые проанализированы особенности и степень результативности самостоятельной познавательной деятельности учащихся - индивидуальных посетителей при восприятии экспозиции; экспериментально изучены психолого-педагогические условия повышения эффективности воздействия экспозиции на учащихся - индивидуальных посетителей.

Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных рекомендаций, способствующих улучшению работы краеведческого музея с учащейся молодежью. Важно подчеркнуть комплексный характер этих рекомендаций, которые направлены -на оптимизацию как экспозиционной, так и научно-просветительной деятельности краеведческого музея.

Результаты исследования находят применение в практической работе краеведческих музеев, а также музеев других профилей. Разработанные на основе исследования научно-методические рекомендации, принятые МК РСФСР, внедряются в отрасль.

Исследование проходило в три этапа.

Первый этап связан с проведением комплексного социологического исследования "Музей и посетитель", осуществленного отделом музееведения НИИ культуры в 20 краеведческих музеях РСФСР. Автор принимал непосредственное участие в разработке инструментария, полевой работе и обобщении результатов исследования по теме "Краеведческий музей и учащаяся молодежь".

На первом этапе изучались различные аспекты отношения к музею учащихся - посетителей краевых и областных краеведческих музеев следующих городов: Владивосток, Вологда, Грозный, Киров, Краснодар, Курск, Махачкала, Омск, Орел, Пенза, Пермь, Петро-

- ІЗ -

павловск, Саратов, Свердловск, Смоленск, Сыктывкар, Тюмень, Уфа, Чебоксары, Чита. Выборочная совокупность составила 1867 человек.

Второй этап был осуществлен по специально разработанной автором программе "Краеведческий музей и учащиеся" в Вологодском областном краеведческом музее.

Изучалось воздействие экспозиции на учащихся различных учебных заведений г.Вологды: ученики 9 и 10 классов школ Ш 20, 22, 27, 32; учащиеся сельскохозяйственного техникума и технического училища железнодорожников; студенты исторического факультета Вологодского государственного педагогического института (всего 285 чел.). Учащиеся самостоятельно осматривали (по просьбе автора) экспозицию "Трудовые и ратные подвиги вологжан в годы Великой Отечественной войны. І94І-І945 гг.".

На третьем этапе был проведен психолого-педагогический эксперимент по изучению условий оптимизации воздействия экспозиции на учащихся - индивидуальных посетителей. Эксперимент проводился в экспозиции Калининского Государственного объединенного музея "Край в годы восстановления и развития народного хозяйства" (см. Приложение І). В эксперименте приняло участие 100 учащихся - индивидуальных посетителей музея.

В процессе проведения исследования использовались следующие методы:

  1. Анкетный опрос. Метод применен . на первых двух этапах исследования. В соответствии с задачами каждого этапа были использованы: анкета "Музей и посетитель (Приложение П.І), анкета "Музей и учащаяся молодежь" (Приложение П.5). Всего было опрошено 2152 человека.

  2. Интервьюирование экспертов (Приложение П.З). Метод при-

менялся на первом этапе исследования. В состав экспертной группы вошли лица, которые профессионально занимаются вопросами просвещения и воспитания молодежи и связаны с краеведческим музеем общностью решаемых задач и непосредственными деловыми контактами, а именно: работники областных и городских комитетов партии, ведающие проблемами народного образования, работники обкомов и горкомов ВЛКСМ, преподаватели школ, профтехучилищ, техникумов, вузов, сотрудники Домов пионеров, молодежных газет, детских туристических станций и молодежных туристических организаций, работники системы повышения квалификации учителей. Всего был проинтервьюирован 101 человек.

  1. Интервьюирование посетителей (Приложение П.2 и Приложение П.7). Метод применялся на первом и третьем этапах. Интервью взято у 85 учащихся (соответственно 35 и 50).

  2. Метод визуального невключенного формализованного наблюдения за осмотром экспозиции индивидуальным посетителем. Процедура осуществлялась при помощи "Карточки индивидуального наблюдения" (Приложение П.4) . Всего было осуществлено 440 наблюдений на первом этапе, в рамках исследования "Музей и посетитель", и 100 наблюдений на третьем этапе в процессе проведения психолого-педагогического эксперимента.

  3. Психолого-педагогический эксперимент. Был применен на третьем этапе исследования.

  4. Анализ музейной документации, отражающей работу краеведческого музея с учащейся молодежью (статистические данные,

I. Процедура и инструментарий были разработаны автором совместно со старшим научным сотрудником НИИ культуры Д.А.Равико-вич.

журнал учета научно-просветительных мероприятий, отчеты музея по разделу "научно-просветительная работа", справки музеев о работе с учащимися, методические разработки экскурсий и научно-просветительных мероприятий), а также рекламных изданий музея (афиши, листовки, пригласительные билеты).

7. Изучение текстового комментария к экспозициям и выставкам историко-революционных, краеведческих, литературных и художественных музеев. Материал собирался в течение 1973-1980 гг. (всего картотека насчитывает 153 наименования).

Методологическую основу исследования составили труды основоположников марксизма-ленинизма, Программа КПСС, материалы съездов партии и пленумов ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС и государственных органов о народном образовании, о музейном деле, доклады и выступления руководящих деятелей партии и правительства по вопросам коммунистического воспитания.

В диссертации использовались труды В.И.Ленина о культурной революции, о роли молодежи в коммунистическом строительстве и задачах коммунистического воспитания, статьи и выступления Н.К.Крупской о значении музея в осуществлении принципа наглядности обучения, о сотрудничестве музея и школы, статьи и выступления А.В.Луначарского по проблемам народного образования и организации музейного дела в нашей стране.

Комплексный характер исследования определил обращение к психолого-педагогической литературе (К.Д.Ушинский, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович. П.П.Блонский, Н.Н.Волков, Г.А.Евтеева, Л.В.Занков, П.И.Зинченко, О.И.Никифорова, А.Н.Леонтьев, Л.И.Рувинский, В.А. Сухомлинский, П.М.Якобсон), к трудам специалистов в области культурно-просветительной работы и теории культуры (А.И.Арнольдов, Э.А.Баллер, В.М.Вахта, Л.И.Беляева. Л.Н.Коган, Т.А.Кудри-

на, Ю.Е.Соколовский, Ю.У.Фохт-Бабушкин), а также к работам социологов (И.В.Бестукев-Лада, Б.А.Грушин, С.Н.Иконникова, И.С Кон, Н.С.Мансуров. В.Т.Лисовский, Ю.А.Шерковин), посвященных проблемам активизации познавательных процессов, взаимоотношения слова и наглядности,,содержащих характеристику возрастных особенностей молодежи, ее интересов и культурных потребностей.

В процессе исследования были проанализированы работы отечественных музееведов (Н.М.Дружинин, О.Т.Козлова, А.М.Кобыли-на, Ш.И.Шмит, Ю.А.Бычкова, А.Б.Закс, К.М.Газалова, И.В.Ионова, Ф.К.Курлат, В.Г.Лурье, А.З.Крейн, А.И.Михайловская, A.M.Разгон, Д.А.Равикович, Ю.П.Пищулин), а также зарубежных специалистов в области музеологии и музейной педагогики (Й.Аве, И.Бенеш, З.Махачек, К.Патцвалл, З.Странский).

При изучении музееведческой литературы были использованы: материалы архива отдела музееведения НИИ культуры МК РСФСР, научные труды Института музейной и краеведческой работы (с 1969 г. - НИИ культуры МК РСФСР), музееведческие периодические издания и журналы: "Советский музей" (издавался с 1931 по 1941 гг., возобновлен с 1983 г.), сборник "Музейное дело в СССР" (выходит в свет с 1968 г.), и издающиеся в ГДР журнал "Неле Musetanskunde ", сборник "Sehule tmd Museum im eiiULerfclicheiL Bildungssystem der DDR " (издается с 1964 г.).

Результаты исследования изложены в двух главах. Основные выводы и рекомендации даются в заключении.

Краеведческий музей в системе коммунистического воспитания учащейся молодежи

Краеведческий музей нельзя рассматривать как изолированный источник образовательно-воспитательного воздействия. Он является частью сложившейся в нашей стране системы коммунистического воспитания, в которую входят различные учебные заведения, общественные и профсоюзные организации, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации и др. Основой данной системы является общность цели, определяющая деятельность всех учреждений и организаций,-достижение всестороннего развития человека, формирование его идейных, нравственных и эстетических качеств и черт, отражающих облик строителя коммунизма .

Место краеведческого музея в данной системе определяется государственной музейной политикой, в основу которой легли идеи В.И.Ленина о культурной революции, об отношении социалистического государства к культурному наследию прошлого и роли этого наследия в формировании социалистической культуры.

В первые месяцы и годы своего существования советское правительство осуществляет важнейшие мероприятия, направленные на то, чтобы превратить музеи в общенародное достояние: создается коллегия по делам музеев и охраны памятников (ноябрь 1917 г.), принимается декрет о национализации музеев и музейных коллекций (октябрь 1918 г.), а также постановление о развитии музейного дела в стране (январь 1918 г.). На УШ съезде партии (март 1919 г.) обсуждается вопрос о необходимости всемерного использования исторических памятников и памятников искусства в просвещении народа /117/.

Принципиальными для развития музейного дела в стране явились положения, сформулированные на Первой Всероссийской конференции по делам музеев (февраль 1919 г.). В своем выступлении на конференции А.В.Луначарский назвал музеи "опорными пунктами в деле народного образования" и определил их важнейшую задачу - сделать свои экспонаты доступньши массам /138, с.31-34/.

Вопрос стоял не просто о доступности музеев, а о новом содержании их деятельности - помощь трудящимся в овладении культурным наследием прошлого.

В первые годы советской власти определилось место краеведческого музея в решении задачи народного просвещения. Краеведческие музеи, ставшие центрами изучения родного края, играли важную роль в пропаганде истории и культуры региона. Это подчеркивалось, в частности, А.В.Луначарским в докладе на Тринадцатом Всероссийском съезде советов /37/.

С конца 20-х - начала 30-х годов осуществление образовательно-воспитательной деятельности музеев, и прежде всего краеведческих, начинает связываться с задачами школьного обучения. Это направление в значительной степени активизировалось после принятия важнейших постановлений ЦК ВКП(б) "0 начальной и средней школе" (сентябрь 1931 г.) /26/,и "Об учебных программах и режиме работы в начальной и средней школе" (август 1932 г.) /27/. В постановлениях конкретно указывалось на необходимость введения в преподавание принципа историзма, повышения наглядности обучения, усиления.краеведческого материала и более широкого использования экскурсионного метода.

Ццеи реорганизации школы на основе органической связи учебно-воспитательного процесса с задачами социалистического строительства получают теоретическое обоснование и широко пропагандируются в этот период в статьях и выступлениях Н.К.Крупской, которая руководствовалась указаниями В.И;Ленина о путях политехнизации средней школы /16/. Говоря о развитиии народного образования, Н.К.Крупская подчеркивала, что "никогда не будет годна школа, которая будет оторвана от жизни, которая не будет помогать ребятам изучать окружающую их жизнь... и преобразовывать ее" /39, с.511/.

Перед школой ставилась задача не просто сообщать учащимся определенную сумму знаний, а воспитать человека, который усвоенные им знания сумеет приложить к конкретной действительности. Выполнение этой задачи Крупская связывала с использованием музеев: организацией экскурсий, устройством школьных музеев и музеев на предприятиях при инициативной помощи учащихся /40, с.337; 41, 0.366 43, с.572; 60, с.106-107; 61/.

Требование установления непосредственной связи музеев со школой и органами народного образования, сформулированное в постановлениях партии и правительства, а также в работах Н.К. Крупской, получило практическое воплощение. С середины 30-х годов совместная работа музеев и школы приобретает все более организованный характер.

Этому способствовало и создание в 1934 г. при музейном отделе Наркомпроса школьной комиссии и организация аналогичных комиссий при музеях. В "Положении о школьных комиссиях музеев", подписанном Н.К.Крупской, музей определялся как "органическое звено в учебной и школьной работе" /65, с.88/.

Особенно ответственная роль отводилась в этот период крае - 20 ведчёскому музею. Для выполнения задачи приближения школы к жизни требовалось, чтобы, во-первых, в учебном процессе максимально использовался краеведческий материал, и, во-вторых, уча -щиеся привлекались к изучению природы, истории, экономики, культуры своего региона.

На этой основе краеведческие музеи активизировали свою работу со школой и другими учебными учреждениями: значительно увеличилось число посетителей-учащихся, стали более разнообразными формы работы с ними. В краеведческих музеях открылись специальные школьные комнаты, в которых сосредотачивались материалы, необходимые для более углубленного изучения учебной программы. Местные музеи принимали деятельное участие в конкурсах на лучшую работу со школой.

В своей деятельности краеведческие музеи руководствовались подписанной Н.К.Крупской инструкцией Наркомпроса "Об укреплении и связи музеев со школами" (1938 г.), в которой содержались практические рекомендации, способствовавшие органическому включению музея в учебную и воспитательную работу /66/.

Опыт работы краеведческих музеев с учебными учреждениями постоянно обсуждался в музееведческой печати /202, 204, 271, 304, 331/, изучался и пропагандировался Институтом краеведческой и музейной работы /247/.

Учащаяся молодежь - объект образовательно-воспитательного воздействия краеведческого музея

Музейная аудитория состоит из различных групп посетителей, имеющих определенные социально-демографические характеристики и связанные с ними потребности и интересы. Анализ аудитории краеведческого музея, осуществленный на материалах исследования "Музей и посетитель", выявил, что основу его аудитории составляет молодежь. Данные о возрастных характеристиках посетителей обобщены в табл.1.

Понятие молодежь связано с возрастными характеристиками определенной группы общества, но не определяется только ими. Так, С.Н.Иконникова правомерно ставит вопрос о том, что молодежь следует рассматривать как классово-дифференциро-ванную социально-демографическую группу общества /152, с.78/.

Свойственные молодежи ценностные ориентации, мировоззрение, потребности и интересы связаны с ее положением в социальной структуре общества. Они по-разному проявляются у городской и сельской, работающей и учащейся молодежи, молодой интеллигенции, колхозников. От них в значительной степени зависит восприятие молодежью идеологического воздействия. Поэтому расчленение общественного сознания по социально-возрастным критериям приобретает особое значение при изучении эффективности образования и воспитания.

Сказанное определяет необходимость дифференцированного рассмотрения молодежной аудитории краеведческого музея, в которую входят рабочие, учащиеся, специалисты. Группа учащихся яв ляется наиболее представительной и составляет 37,5 % от всех посетителей краеведческих музеев РСЗСР.

Основанием для выделения учащейся молодежи как особой группы общества служит комплекс критериев: возраст, учение как ведущий вид социальной деятельности и обусловленные ими общность психологического облика, особенностей сознания и жизнедеятельности. При этом основным следует считать такой признак, как ведущий вид деятельности, определяющий участие данной группы молодежи в исторически сложившейся системе организации труда. Рассмотрим каждый из названных критериев.

Границы молодежного возраста трактуются исследователями по-разному: 14-35 лет (Н.В.Боряз) /93/, 11-12 - 25 лет (И.А.Громов) /121/, 16-30 лет (В.Т.Лисовский) /216/, 14-15 - 22-25 лет (И.С.Кон) /187, 189/.

В психологической литературе, в целом фиксирующей внимание на закономерностях психического развития, возрастная периодизация обусловливается наступлением Физической, умственной, гражданской и трудовой зрелости (Б.Г.Ананьев) /76/, развитием мотивационной сферы, определяющей активность поведения (Л.Й.Бо-жович) /91/, сменой ведущих ЕИ.цоЕ деятельности (Э.Б.Эльконин) /334/.

Социологи И.А.Громов /121/, С.Н.Иконникова /152/, В.Г.Лисовский /216/, Ф.Р.Филиппов /318/ и др. устанавливают границы молодежного возраста в целом и различных возрастных групп внутри него исходя из этапов социализации, определяемой включением молодого человека в социальную жизнь, достижением определенного уровня социальной зрелости, изменением общественного положения, освоением "социальных ролей".

Принятые в данном исследовании возрастные границы - 14-25 лет - определяются особенностями объекта исследования. Рассматриваемая группа представлена школьниками старших классов, учащимися профессионально-технических училищ, студентами техникумов и вузов. Их возраст находится в пределах указанных границ. Характер группы позволяет принять дифференциацию по следующим возрастным показателям, совпадающим в основном с принятыми в психолого-педагогической литературе: 14-16 лет (ранний юношеский возраст), 17-19 лет (средний юношеский возраст), 20-25 лет (старший юношеский возраст). Возрастной континуум рассматриваемой группы охватывает, таким образом, 12 лет. Этот период отмечен серьезными качественными изменениями в личности, прежде всего связанными с завершением общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Основным видом деятельности всех членов данной группы является учение, в том числе связанное с овладением профессией. Это, главным образом, и дает основания для рассмотрения учащихся как целостной группы, хотя между учащимися существуют различия, обусловленные возрастом, уровнем образования, социальным происхождением .и пр. Поэтому некоторые исследователи (В.М.Рама-занов) /282/ дифференцированно рассматривают . учащихся и студенчество, другие (Ф.Р.Филиппов) /318/ - выделяют из состава учащейся молодежи школьников на основании того, что их статус определяется социальной принадлежностью родителей.

Показатели эффективности образовательно-воспитательного воздействия экспозиции

Приступая к анализу психолого-педагогических условий повышения эффективности образовательно-воспитательного воздействия краеведческого музея на учащуюся молодежь в условиях самостоятельного осмотра экспозиции необходимо прежде всего определить показатели, при помощи которых можно оценивать эффективность данного воздействия.

При понимании экспозиции как ведущего средства реализации стоящих перед музеем задач коммунистического воспитания следует подходить к оценке ее эффективности прежде всего с точки зрения того, какие изменения произошли в сознании посетителя в плане накопления знаний, формирования научного мировоззрения, упрочения чувства патриотизма, развития нравственных и эстетических качеств непосредственно после посещения музея. Такой подход наиболее строго отвечает понятию эффективности, но является и наиболее сложным. При анализе воздействия музейной экспозиции чрезвычайно трудно вычленить и измерить с определенной степенью точности эффект, который дает ее осмотр для выполнения образовательно-воспитательных задач.

В то же время при оценке эффективности возможен и другой , подход, основанный на понимании экспозиции как такого средства воздействия, которое обладает устойчивыми свойствами, определиющими ее специфику, "жанровое" своеобразие. Данный подход обусловлен следующими соображениями. Исследования по восприятию молодежной аудиторией различных жанров и видов искусства и средств массовой информации - художественной литературы/84; 85; 174, C.II8-I53; 208; 244; 245; 321/, живописи, монументального искусства, музыки, кинофильма, театрального спектакля и пр. /125 ; 130 ; 159 ; 167 ; 211 ; 268 ; 309/ - показали, что чем в большей степени читатель, зритель, слушатель подготовлен к осознанию жанрового своеобразия того или иного произведения, чувствует его специфику, тем глубже он проникает в его содержание, в выраженные автором идеи. Напротив, непонимание специфики, отсутствие навыков восприятия данного вида искусства служит серьезным препятствием для усвоения учащимися сюжета, идейной направленности произведения, авторского замысла, которые в этом случае воспринимаются более поверхностно и , облегченно.

Установленная исследователями зависимость может быть перенесена в область, музейного воздействия. Проникновение в спе-ч

цифику экспозиции как особого источника музейной информации должно отражаться на восприимчивости учащихся к тому образовательно-воспитательному воздействию, которое осуществляется через экспозицию. Следовательно, оценивать степень эффективности воздействия экспозиции можно не только прямо, путем определения конкретных изменений в сознании посетителя, но и косвенно - на основе анализа того, соответствует ли восприятие специфике экспозиции. Если в процессе анализа выяснится, что способ "прочтения" экспозиции посетителями максимально соответствует ее специфике, что посетитель воспринимает именно то, что определяет ее информационную сущность, то можно говорить о на - 79 личин условий, оптимальных для образовательно-воспитательного воздействия. При таком подходе необходимо выявить специфические свойства экспозиции краеведческого музея и на этой основе определить те качества восприятия, которые служат показателями эффективного воздействия.

Основополагающее свойство экспозиции - это ее предметность, понимаемая как выявление содержания экспозиции главным образом через подлинник. Данное свойство соотносится с основополагающим принципом музейного воздействия (см. ГЛ.І, I).

Недооценка предметности находит выражение в том, что тематическая структура краеведческой экспозиции оказывается подчас независимой от состава музейных коллекций. В экспозицию вводятся темы, которые не могут быть раскрыты посредством музейных предметов ; она перегружается вспомогательными экспонатами и текстами и в итоге получает илльэстративныи, по своей сути немузейный, характер.

Уход от предметности наиболее отчетливо проявился в конце 20-х - начале 30-х годов. А.Б.Закс отмечает, что в этот период сам термин предметность, трактуемый как фетишизм музейных предметов, стал одиозным /139, с.148/. Наиболее отчетливо эта тенденция была выражена в выступлениях некоторых делегатов Первого Всероссийского музейного съезда. В частности, на съезде декларировалась мысль, что основным элементом экспозиции является не музейный предмет, а "музейное предложение" /67, с.122-123/. Иными словами, признавалось возможным выражение в экспозиции определенного содержания без обязательной связи с музейным предметом. Этой точке зрения были противопоставлены мнения тех специалистов, которые отстаивали сущность музея. Выступившая на съезде Н.К.Крупская утверждала, что в музее "... надо давать убеждающие предметы, давать то, что осязаемо" /67, т.1, с.135/.

Недостатки, связанные с нарушением предметности экспозиции, преодолевались уже Е 30-е годы. Этому, в частности, способствовали принятые в этот период и последующее время партийно-правительственные постановления об историческом образовании /26, 27, 29/.

Большое значение для утверждения принципа предметности имели монографии о музейной экспозиции, вышедшие Е 50-е годы и 60-е годы, которые пронизаны идеей выявления специфики музея /137, 230, 252/. Хотя вопрос о роли подлинника является, казалось бы, оче видным, недооценка предметности продолжает оставаться одним из существенных недостатков многих экспозиций краеведческих музе ев. Совершенно справедливым следует считать утверждение М.Ю.Ко валь о том, что "в современных научных концепциях... делается акцент на отражении исторического процесса идей, что музей ед ва ли может делать хорошо в силу отсутствия необходимых средств выражения... Задача музея - показать вещи и документы и расска зать о них так, чтобы через них говорила история" /177, С.87Д Значение предметности особенно велико в наши дни: при вза- NJ имодействии с другими средствами информации основой специфики музея является предметность экспозиции.

Совершенствование предметной основы экспозиции

Цель данного раздела состоит в том, чтобы сопоставить реальное восприятие экспозиции учащимися с его идеальной моделью, полученной в результате определения показателей оценки ее эффективности (дифференцированность восприятия, проникновение в содержание, эмоциональность), выявить отклонения от этой модели и наметить средства оптимизации образовательно-воспитательного воздействия экспозиции путем совершенствования ее предметной основы.

В качестве основных источников в этой части работы используются следующие: 1. совокупность ответов учащихся на открытый вопрос анкеты "музей и посетитель": какие особые знания и впечатления вы получили в нашем музее по сравнению с книгами, фильмами, передачами радио и телевидения, которые обработаны методом контент-анализа. 2. совокупность ответов на открытый вопрос анкеты "музей и учащаяся молодежь": напишите поподробнее, что из увиденного в этой экспозиции вам особенно запомнилось и почему.

Одновременно будут привлечены другие материалы, использование которых будет оговорено в каждом конкретном случае.

Рассмотрение степени дифференцированности восприятия экспозиции краеведческого музея начнем с выяснения того, как оценивается учащимися характер получения знаний в музее. Данные анкеты "Музей и посетитель", проанализированные по категории "получение знаний", содержатся в табл.8.

Дополнение знаний в музее, как свидетельствуют приведенные высказывания, носит характер их предметной конкретизации. При этом учащиеся отмечают возможность детального,обстоятельного знакомства с музейными материалами: "Б музее увидишь все мелочи, и на самом интересном мокно остановиться" (АП-І538, образование среднее, 14-16 лет, Кирой) ; "В музее я увидел и познакомился с редкими документами и, так сказать, "пощупал" их" (АП-65І, образование среднее специальное, 17-19 лет, Чебоксары).

Динамике информации, распространяемой массовыми коммуникациями, молодые люди противопоставляют сосредоточенный, неторопливый характер знакомства с предметом в музее: "В музее обращаешь внимание на то, что в кино не заметишь" (АП-І236, образование среднее, 14-16 лет, Тюмень). Музей привлекателен "возможностью задержаться у каждого экспоната и осматривать его столько времени, сколько душе угодно" (АП-3272, образование среднее, 17-19 лет, Омск).

Таким образом, для учащейся молодежи существенное значение имеет такое свойство экспозиции, как предметность. Специфика музейной информации оценивается возможностью подкрепить общие сведения о процессах и явлениях конкретными знаниями и непосредственными чувственными впечатлениями о предметах, документирующих эти процессы. Дополнить, подтвердить знания в музее - это значит прежде всего соотнести их с предметом, обогатить впечатлениями от музейных экспонатов.

. Приведенные высказывания в большей мере свидетельствуют о предрасположенности к дифференцированному восприятию экспозиции краеведческого музея. Необходимо проанализировать, в какой степени его экспозиция действительно становится источником предметной конкретизации знаний. Для этого рассмотрим, насколько конкретно запоминают экспозицию учащиеся.

Похожие диссертации на Педагогические условия оптимизации образовательно-воспитательного воздействия краеведческого музея на учащуюся молодежь