Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурные традиции как ресурс оптимизации педагогических функций современной семьи Ахмадиева Роза Шайхайдаровна

Этнокультурные традиции как ресурс оптимизации педагогических функций современной семьи
<
Этнокультурные традиции как ресурс оптимизации педагогических функций современной семьи Этнокультурные традиции как ресурс оптимизации педагогических функций современной семьи Этнокультурные традиции как ресурс оптимизации педагогических функций современной семьи Этнокультурные традиции как ресурс оптимизации педагогических функций современной семьи Этнокультурные традиции как ресурс оптимизации педагогических функций современной семьи Этнокультурные традиции как ресурс оптимизации педагогических функций современной семьи Этнокультурные традиции как ресурс оптимизации педагогических функций современной семьи Этнокультурные традиции как ресурс оптимизации педагогических функций современной семьи Этнокультурные традиции как ресурс оптимизации педагогических функций современной семьи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ахмадиева Роза Шайхайдаровна. Этнокультурные традиции как ресурс оптимизации педагогических функций современной семьи : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 Казань, 2006 226 с. РГБ ОД, 61:06-13/2620

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологичические основы исследования семьи как социального института и педагогической среды 16

1.1. Семья как институт социализации и личностного развития 16

1.2. Проблемы семейного воспитания в социально-педагогическом знании 58

1.3. Современное состояние и проблемы семьи как педагогической системы и объекта социальной политики 66

Выводы по главе 85

Глава 2 Условия реализации педагогического потенциала народных традиций в системе семейного воспитания 88

2.1 . Ценностно-нормативный потенциал этнокультуры как ресурс оптимизации педагогических функций семьи 88

2.2. Проблемное поле педагогического эксперимента 136

2.3. Центр внешкольной работы как форма реализации педагогического потенциала этнокультурных традиций 150

2.4. Этапы проектирования и реализации педагогической программы «Семья» 162

Выводы по главе 184

Заключение 189

Литература

Введение к работе

В системе социальных институтов семье отводится особое место. Именно здесь закладываются основы нравственности, осваивается базовый репертуар социальных ролей личности. Не случайно И.А.Ильин назвал семью «первичным лоном человеческой культуры». Однако в ситуации интенсивных экономических, политических и социокультурных преобразований именно семья оказалась в наиболее неблагоприятной материальной и социально-психологической ситуации. Родители детей-школьников составляют возрастную группу 30-49-летних представителей общества, которые к данному возрасту достигают определенной стабильности социального и профессионального статуса, находятся на пике профессиональной самореализации. Социально-экономические реформы последних десятилетий резко ухудшили положение такой семьи, отбросив ее за грань среднего прожиточного уровня, разрушив стереотипы самовосприятия и внушив неуверенность в завтрашнем дне. Положение современной семьи характеризуется также тревожными тенденциями в сфере нравственного воспитания, снижением уровня физической и психической культуры детей и подростков, ростом разрушительных для личности форм проведения досуга (наркотики, ранняя алкоголизация, игровая зависимость). Для значительной части семей характерен низкий материальный достаток, жилищио-бытовая неустроенность, безработица, малодетность, пьянство, насилие над детьми, отсутствие взаимоуважения и дисгармония межличностных отношений.

Одной из причин сложившейся ситуации являются резкие социально-культурные изменения общества, к которым современная семья не смогла своевременно адаптироваться. Состояние культурной аномии, материальные и психологические трудности способствуют рождению принципиально новых проблем воспитательного характера, истоки которых коренятся в разрушении референтной роли мира взрослых, и, прежде всего родителей, которые перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Таким

образом, негативная динамика базовых параметров жизнедеятельности современной семьи, ослабление ее воспитательных функций ставит проблему поиска ресурсов оптимизации семейной культуры, разработки новой методологии комплексной социально-культурной и педагогической поддержки семьи.

Значительный педагогический потенциал оптимизации воспитательных функций современной семьи содержат этнокультурные традиции, в которых доминируют формы семейного досуга, значительное место занимает прикладное творчество, сочетающее отдых и освоение народных ремесел и промыслов, развита празднично-обрядовая культура, глубоко укоренен культ уважения к старшим, создающий благоприятные условия для преемственности поколений. Актуализация ценностей здорового образа жизни, культивируемых мусульманской традицией, способна сегодня минимизировать последствия деструктивных форм досуга молодежи. Востребованность народных традиций позволит повысить эффективность нравственного развития ребенка, вернуть авторитет родителей и сформировать моральный климат в семье, обеспечивающий психологический комфорт, защиту и гармоничное развитие личности.

Роль этнокультурных традиций как одного из факторов преодоления духовно-нравственных, межэтнических проблем общественного развития существенно возрастает в современных социальных условиях. Об этом свидетельствуют государственные документы - федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства РФ» (1997-1999 гг.), «Национальная доктрина развития образования в России», «Доктрина информационной безопасности РФ». Выдвинутые в этих документах задачи приобретают особую значимость на международном уровне, они зафиксированы в документах ЮНЕСКО.

Своевременность исследования этнокультурных традиций как средства совершенствования воспитательного пространства современной семьи определяется острыми проблемами, которые переживает данный социальный

институт, логикой развития социально-педагогического знания, особенностями социокультурной ситуации, а также социализирующим и самореализационным потенциалами традиционной культурной деятельности,

Востребованность этнокультурных традиций как средства оптимизации семьи большое значение приобретает в связи с отсутствием в России демократических традиций и развитого гражданского общества. Обращение к феномену этнокультурных традиций чрезвычайно актуально в условиях трансформации российского общества, а также в контексте современных процессов глобализации, размывающих национальную самобытность и препятствующих обретению национально-культурной и социально-ролевой идентичности личности в структуре семейных взаимодействий.

Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена противоречием между значительным педагогическим потенциалом этнокультурных традиций и мерой их востребованности в структуре жизнедеятельности современной семьи.

Практическая острота проблемы, её недостаточная теоретическая разработанность определили цель диссертационного исследования - изучить педагогические ресурсы этнокультурных традиций и разработать условия их реализации в практике семейного воспитания.

Для достижения цели решались следующие задачи:

  1. Охарактеризовать теоретико-методологические подходы к анализу психолого-педагогических аспектов функционирования современной семьи.

  2. Определить специфику функции современной семьи как института первичной социализации и личностного развития.

  3. Выявить основные проблемы семьи как педагогической системы и объекта социальной политики.

  4. Раскрыть педагогический потенциал этнокультурных традиций как средства оптимизации воспитательных функций семьи.

  5. Выявить специфику и воспитательный потенциал традиционной татарской культуры.

6. Определить возможности культурно-досуговои деятельности и
выявить оптимальные формы семейного творчества, способствующие
личностному развитию и эффективной социально-культурной интеграции.

7. Разработать и апробировать программу оптимизации педагогических
функций семьи на основе востребованности духовно-творческого потенциала
этнокультурных традиций.

Объект исследования ~ современная семья как среда первичной социализации и личностного развития.

Предмет - условия, формы и средства реализации этнокультурных педагогических традиций в семейной практике.

Степень разработанности проблемы. Различные аспекты и грани проблемы развития личности ребенка нашли отражение в многочисленных исследованиях, которые молено рассматривать в качестве основы формирования и корректировки семейной педагогики: философско-культурологаческий подход к исследованию проблем и закономерностей личностного становления в контексте освоения потенциалов культуры, центральной идеей которого является обоснование деятельностной природы человека (С.Н.Иконникова, М.С.Каган, Э.С.Маркарян, В.ММежуев, Э.В.Соколов); социально-психологический срез проблемы связан с пониманием социализации как ведущего механизма социально-культурной интеграции личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн Г.МАндреева); педагогические аспекты нашли выражение в исследовании условий социализации и инкультурации на различных этапах развития личности, выявлении форм и методов оптимизации воспитательного процесса, обосновании условии реализации воспитательного потенциала социально-культурной деятельности (М.А.Ариарский, СГ.Вершловский, А.Д.Жарков, И.А.Новикова, Ю.А.Стрельцов, Д.В .Шамсутдинова).

Теоретической основой анализа педагогического потенциала этнокультурных традиций стали: философско-антропологические идеи и

теории отечественной философии (Н.Бердяев, С.Булгаков, И.Ильин, А.Лосев, Вл.Соловьев, Е.Трубецкой, Г.Федотов, П.Флоренский, С.Франк); принципы «гуманного воспитания», основанного на уважении личности (Н.И.Пирогов,

* С.Т.Шацкий). В понимании феномена этнокультурных традиций и
осмыслении опыта народного воспитания автор опирается на педагогические
идеи Я.А.Коменского, Н.И.Пирогова, Д.И.Писарева, К.Д.Ушинского,
В.А.Сухомлинского, идеи выдающихся просветителей и деятелей культуры
татарского народа Шегабутдина Марджани, Каюма Насыри, Габдуллы Тукая,
Салиха Сайдашева. Учитывались результаты фундаментальных исследований

* сущности и природы культурных традиций (работы Э.А.Баллера,
tr ЮБ.Бромлея, Э.С.Маркаряна, А.Г.Спиркина, И.В.Суханова,

Д.М.Угриновича). Автор опирался на труды крупнейших отечественных
специалистов в области философии и культуры ислама (В.З.Бартольд,
Д.Е.Еремеев, Н.В.Журавский, А.Д.Кныш, А.Е.Крымский, М.Т.Степанянц),
исследования проблем народной педагогики российских мусульман
(И.А.Давлиев, ТЛСИскаков, З.М.Магомедов, Ш.А.Мирзоев,

С.А.Мухамедьянов, М.Г.Тайчинов, Р.А. Фахрутдинова, А.Б.Хузина), изучения основ формирования национального самосознания в условиях национальной школы (Д.В.Вилькеев, Г.В.Мухаметзянова, Ф.Ф.Харисов).

Большое значение для данного исследования имели теоретические
работы отечественных ученых по общей, возрастной, педагогической и
социальной психологии (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, А.А.Бодалев,
Л.И.Божович). Особый интерес представляли социально-философские аспекты
образования и воспитания (П.И.Бабочкин, А.А.Козлов, Б.Т.Лихачев,
Е.СПротанская, ЕЛ.Тонконогая); идеи о функции школы как динамичном
социальном институте (Ю.К.Бабанский, Л.Т.Куракин, В.М.Коротков,
^ Л.И.Новикова); современные образовательные и воспитательные теории,

концепции и идеи гуманистического воспитания, приоритет духовности в воспитании. и обучении (Е.В.Бондаревская, Э.Д.Днепров, Н.Д.Никандров, Б.Г.Юдин). Автор опирался на результаты исследований роли социальной

среды в развитии личности (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, Л.Ю.Сироткин); концептуальные положения теории развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.П.Занков); трактовку диалога как сотворчества (М.В.Богуславский, Л.Я.Зорина, Н.И. Селиванова).

Вопросы семейного воспитания затрагиваются в ряде социальных, педагогических, психологических и дефектологических исследований (Ю.П.Азаров, В.Г.Бочарова, Э.К.Васильева, Б.Д.Корсунская, В.З.Кантор, Н.М.Ыазарова, В,Н.Мясищев, С.Т.Шацкий), Социально-педагогические и психологические аспекты взаимодействия семьи и учреждений социально-культурной сферы отражены в исследованиях Т.ПГавршювой, В.И,Загвязинского, Р,М.Капраловой, С.В.Ковалёва, В.С.Кузина, АВ.Мудрика, М.М. Поташник, Л.Б.Орлова, Л.С Спиваковской, С.Н. Токаревой. Особенности и ресурсы нравственного воспитания детей в неполных семей раскрыты в публикациях В.И.Костина, О.Н. Урбанской: СВ.Куприянова. Проблема повышения педагогической культуры родителей решается в диссертационных исследованиях И.В.Гребенникова, М.С.Демидова, Л.И.Краевой, С.Г.Крамаренко, Т.В.Лодкиной, В.И.Наумова. Л.Я.Соболева.

В решении поставленных исследовательских задач использовались культурологические и социологические разработки С.Н.Иконниковои, И.С.Кона, В.Т.Лисовского, И.М.Ильинского, В .Н.Шубкина, В.АДдова, в которых раскрыты тенденции трансформации современной семьи в контексте постиндустриальной цивилизации, результаты исследований теоретических и прикладных вопросов оптимизации досуга детей и подростков (В.Я.Суртаев, А.А.Сукало, Б.А.Титов, В.Е.Триодин, Д.В.Шамсутдинова).

Данные исследования позволили выявить закономерности интеграции личности в общество, обосновать роль семьи в системе социальных институтов развития и интеграции личности, раскрыть механизмы и возможности целенаправленного руководства этим процессом. Полученные в них результаты можно считать той теоретической и эмпирической базой, которая позволяет системно рассмотреть семью как оптимальную среду

социализации, инкультурации и самореализации ребенка, изучить возможности этнокультурных традиций как фактора личностного развития.

Предварительное изучение проблемы позволило сформулировать

* гипотезу исследования, состоящую из ряда следующих предположений:

1, Этнокультурные традиции, концентрирующие опыт поколений и уникальный мир духовных ценностей, имеют значительный педагогический ресурс, востребованность которого позволит существенно оптимизировать воспитательные функции современной семьи за счет реабилитации родительского авторитета и повышения культуры межличностных отношений между родителями и детьми.

* 2. Реализация воспитательного потенциала семьи обеспечивается:
разработкой духовно-ориентированных методов оптимизации семейных
отношений, коренящихся в традициях народной педагогики;
целенаправленным отбором этнокультурных традиций, формирующих
благоприятную социально-психологическую атмосферу в семье; включением
семьи в единое социокультурное пространство по месту жительства в качестве
целостного субъекта воспитания и социально-культурного творчества,
педагогическая эффективность которого зависит от совместных усилий
входящих в него личностей.

3. Предметом педагогических усилий является целенаправленно

регулируемая коммуникативно-деятельностная среда семейного общения, «

основанная на этнокультурных традициях, выступающая формой связи между

поколениями и обеспечивающая в живом диалоге социализацию и развитие личности.

Методология исследования основывается на единстве социально-
культурного и педагогического подходов к решению обозначенных проблем.
ф Интердисциплинарный характер исследования предполагал синтез социально-

психологических и педагогических методов изучения феномена этнокультурных традиций в контексте оптимизации воспитательных функций семьи. К числу авторов, чьи социально-философские, историко-культурные

труды явились фундаментом концепции и определили теоретико-методологические ориентиры диссертационного исследования, стали работы таких ученых, как А.И.Арнольдов, Э.А.Баллер, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев,

* Л.Н.Гумилев, А.Я.Гуревич, М.С.Каган, Д.С.Лихачев, М.Ю.Лотман, А.Ф.Лосев,
Э.СМаркарян, В.М.Межуев,

Методологической основой педагогического исследования стали: концепции взаимодополнения психологического, деятельностного, социально-педагогического подходов к развитию, обучению и воспитанию ребенка (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия); культурно-историческая

концепция развития высших психических функций, в рамках которой процесс

развития определяется исторически развивающейся социально-культурной средой (Л.С.Выготский); теория ведущего вида и ведущего типа деятельности, выявляющая как границы сенситивных периодов развития, так и благоприятствующие условия динамики, самодвижения, активности физических и психических возможностей и потенциалов ребенка, действующего под руководством «общественного взрослого» как носителя социального опыта (Д.Б.Эльконин). В основу опытно-экспериментальной деятельности был положен принцип воспитания подрастающего поколения на культурных традициях своего народа, идея утверждении в сознании, чувствах и поведении людей непреходящих ценностей национальной и общечеловеческой культуры.

Автор опирался на разделы этнопедагогики, разрабатывающие
воспитательный потенциал традиционных религий и специфику влияния
ислама на нравственный облик исповедующих его людей. Были учтены
педагогические идеи и концепции, раскрывающие; сущность и механизмы
взаимовлияния среды и личности; роль социально-культурных и
ф педагогических условий и факторов развития личности (Б.Г.Ананьев,

Н.И.Божович, Л.С .Выготский, Б.Д.Парыгин и др.); возможности семьи как первичного. института социализации ребенка (Ю.П.Азаров, И.А.Зимняя, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт).

Проблемы оптимизации социально-культурных функций семьи решаются с опорой на исследования М.А.Ариарского, Г.М.Бирженюка, Л.Г.Брылевой, А.П.Маркова, Б.А.Титова, А.А.Сукало. В организационно-

* педагогическом плане концепция работы строится на принципе
целесообразности взаимодополнения ресурсов различных социальных
институтов, обеспечивающих социализацию и социально-культурную
интеграцию подростка, и, прежде всего семьи, школы, досуговых учреждений.
Данный подход к решению проблемы социально - культурной интеграции
предполагает обеспечение единства социализации и инкулътурации,

общественно значимого и личностнонценного в содержании воспитательной и
4 культурно-досуговой деятельности семьи, гуманизацию предметной и

духовной среды жизнедеятельности ребенка средствами семейного воспитания.

Диссертационное исследование осуществлялось в три этапа;

Первый этап (2000-2001гг.) - обоснование концептуального аппарата; определение объекта и предмета, гипотезы, цели и задач, изучение специальной психолого-педагогической литературы по проблеме, диагностика особенностей и проблем современной семьи, выявление специфики семейного воспитания на основе этнокультурных традиций.

Второй этап (2002-2004 гг.) - разработка общей концепции
оптимизации педагогических функций семьи путем востребованности
этнокультурных традиций, формирующих благоприятную социально-
психологическую и духовную атмосферу в семейном общении и
содействующих включению семьи в единое социокультурное пространство по
месту жительства в качестве педагогического субъекта; проведение
констатирующего эксперимента, обработки и анализ полученных результатов.
» Третий этап (2005-2006 гг.) - проведение формирующего эксперимента;

анализ эмпирического материала, его теоретическое осмысление; систематизация и обобщение результатов исследования (формулировка выводов, и рекомендаций по реализации педагогических ресурсов

этнокультурных традиций в практике семейного воспитания).

Решение поставленных задач обусловило использование комплекса взаимодополняющих методов исследования, в число которых вошли: теоретический анализ, контент-анализ публикаций по проблемам семейного воспитания; социологические исследования; экспертная оценка; педагогический эксперимент; наблюдение; беседы (с родителями, педагогами, руководителями творческих любительских коллективов).

Экспериментальной базой стал Центр Внешкольной работы Авиастроительного района г. Казани Республики Татарстан.

В исследовании использовались как общие, так и специальные методы: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме; наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, изучение опыта, метод педагогического эксперимента. Экспериментальной работой было охвачено 220 семей г. Казани РТ.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется реализацией комплексного культурологического и социально-педагогического подхода к анализу семьи как социального института традиционной культуры и педагогической среды, что позволило;

обосновать значимость в современной ситуации педагогического потенциала этнокультурных традиций, основанных на восточной и евразийской ментальности, с доминированием нравственных регуляторов социального взаимодействия, преобладанием межличностных отношений и невыраженностью индивидуалистских ориентации;

раскрыть культурную специфику института семьи как наиболее консервативной социальной структуры, концентрирующей многовековой опыт и уникальный мир духовных ценностей, актуализация которых в современных условиях способна оптимизировать социализирующие, развивающие и интеграционные потенциалы семейных отношений;

определить ведущие педагогические принципы, в концептуальном отношении обеспечивающие эффективные стратегии семейной педагогики

путем выстраивания ролевых взаимодействий на основе этнопедагогических традиций, обеспечения адекватности родительских требований, единства и взаимодополняемости социализации и индивидуализации в содержании и формах культурно-досуговой деятельности семьи;

- выявить условия реализации потенциала этнокультурной педагогики в структуре семейной жизнедеятельности, предполагающие освоение традиционного репертуара семейных ролей, формирование благоприятной социально-психологической и нравственной атмосферы, реабилитацию

родительского авторитета, повышение культуры семейных межличностных

отношений;

* - разработать организационно-педагогическую систему взаимодействия
семьи с другими социально-культурными институтами, формирующую
оптимальную среду социально-культурной интеграции и личностного
развития каждого члена семьи.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем на основе всестороннего анализа проблем и результатов собственного

педагогического эксперимента автора разработаны и внедрены: а) система
взаимодействия семьи и других учреждений и субъектов социально-
культурной среды, включающая: методы изучения проблем семейных
взаимоотношений; цели, задач и технологии их минимизации; ведущие
направления социально-культурной деятельности семьи, способствующие
_ сохранению и развитию форм семейного творчества, включению ребенка в

процесс подготовки и проведения культурно-досуговых программ, повышению педагогической и коммуникативной культуры родителей; б) условия реализации потенциала этнокультурной педагогики в структуре семейной жизнедеятельности, предполагающие освоение ребенком основного репертуара

* социальных и семейных ролей за счет погружения в мир этнокультурных
ценностей, максимального соответствия содержания и форм совместной
деятельности членов семьи актуальным личностным проблемами ребенка,
взаимодействия семьи с открытой социальной средой и основными

институтами образовательной и культурно-досуговой деятельности; в) модель Центра внешкольной работы, обеспечивающего реализацию педагогического потенциала этнокультурных традиций в рамках семейного творчества. Разработанная и внедренная педагогическая программа «Семья», построенная на базе взаимодействия различных социально-культурных институтов, может быть использована в других регионах России как на уровне деятельности учреждений социально-культурной сферы, так и при формировании приоритетов региональной семейной политики.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась: исходными методологическими позициями, опирающимися на культурологические, социологические, психологические и педагогические закономерности и аспекты функционирования семьи как социально-культурного института и педагогической системы, использованием комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; репрезентативностью испытуемых и длительностью самого исследования; целенаправленной организацией педагогического эксперимента, результаты которого позволили уточнить теоретические позиции и скорректировать методические рекомендации; системным анализом и обобщением результатов опытно-экспериментальной работы, проводившейся в течение пяти лет.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений, включающих:

а) выступления на научных конференциях и семинарах: международная конференция городов Всемирного наследия Евразии Казань (Россия), 16-21 июня 2004г.; Международный конгресс «Восток и Запад: глобализация и культурная идентичность», в рамках подготовки к 1000-летию г.Казань (Казань 23-25 мая 2005г.); семинар для культурно-досуговых работников (Казань 2005); межвузовские научно-прктические конференции: «Социокультурные аспекты развития системы дополнительного профессионального образования» (г.Казань, 11 февраля 2004г.), «Модернизация и развитие дополнительного профессионального образования

«

*

в едином культурно-образовательном пространстве региона» (Казань, 28 января 2005г).; всероссийские научно-методические конференции: «Оценка качества образования в вузе культуры и искусств: методические проблемы, опыт, перспективы» (Казань, 24-25 февраля 2005г.); «Модернизация содержания социокультурного образования: методология, теория, практика, проблемы» (Казань, 21-22 февраля 2006г.).

б) опубликование материалов исследования - в общей сложности
опубликовано 13 работ;

в) практическую деятельность автора в качестве преподавателя кафедры
социально-культурной деятельности КГУКИ, в процессе которой была
разработана и внедрена в учебный процесс программа «Семья»;

г) экспериментальная работа по внедрению разработанной методики в форме обсуждения результатов исследования на семинарах культурно-досуговых работников и педагогических советах общеобразовательных учреждений г. Казани.

Основные положения и выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе, при разработке программ спецкурсов для слушателей ФПК - организаторов культурно-досуговых программ и специалистов семейной педагогики.

Семья как институт социализации и личностного развития

Семья - ячейка общества, основанная на браке и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. В таком качестве она является необходимой составляющей социальной структуры цивилизованного общества. Семья является важнейшей средой личностного становления. И.А.Ильин назвал семью «первичным лоном человеческой культуры». «Семья есть для ребенка первое родное место на земле; сначала местожилище, источник тепла и питания; потом место осознанной любви и духовного понимания. Семья есть для ребенка первое «мы», возникшее из любви и добровольного служения, где один стоит за всех, а все за одного. Она есть для него лоно естественной солидарности, где взаимная любовь превращает долг в радость и держит всегда открытыми священные врата совести. Она есть для него школа взаимного доверия и совместного, организованного действования. Мы все слагаемся в этом лоне, со всеми нашими возможностями, чувствами и хотениями; и каждый из нас остается в течение всей своей жизни духовным представителем своей отечески-материнской семьи или как бы живым символом ее семейственного духа. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить (кого и как?), верить (во что) и жертвовать (чему и чем); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким, человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец. Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе; - научиться в нем первым совестным движениям сердца; - и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения - родине и государству» [151].

Семья с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок - будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Первыми воспитателями ребенка являются отец и мать. Именно они создают атмосферу любви, понимания, сердечности, сопереживания, поддержки либо отчуждения. Особое значение семьи состоит в том, что в ней имеются оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми - родителями, родственниками и окружающими. Связи, которые объединяют семью в единое целое, преимущественно эмоциональные и опосредуются между членами семьи через их деятельность.

К сожалению, эта «первичная среда» нередко играет деформирующую роль в личностном становлении - и прежде всего в силу безответственного отношения к воспитанию ребенка. Дело в том, что в момент своего возникновения семейный организм не всегда способен определить свои духовные приоритеты, ибо более мощными оказываются иррациональные, природные инстинкты. Здесь люди просто живут, удовлетворяя свои потребности. «Природа устроила так, что одно из самых ответственных и священных призваний человека - быть отцом и матерью - делается для человека доступным просто при минимальном телесном здоровье и половой зрелости, так что человеку достаточно этих двух условий, для того чтобы, не задумываясь, возложить на себя это призвание. Вследствие этого утонченнейшее, благороднейшее и ответственейшее искусство на земле искусство воспитания детей - почти всегда недооценивается и продешевляется; к нему и доселе подходят так, как если бы оно было доступно всякому, кто способен физически рождать детей; как если бы существенным было именно зачатие и рождение, а остальное - именно воспитание было бы совсем не существенно или могло бы делаться «само собой». Много человеческих трагедий в мире лишь оттого, что родители этих людей сумели их только родить и дать им жизнь, но не сумели открыть им пути к любви, к внутренней свободе, вере и совести, т.е. ко всему тому, что «составляет источник духовного характера и истинного счастья» [151, с.27]. И.А.Ильин отмечал, что в некоторые эпохи эта небрежность, беспомощность, безответственность родителей существенно возрастает. Это вызвано, прежде всего «заболеванием и оскудением человеческой духовности». Семья распадается «не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человечеством духовного кризиса», который подрывает семью и ее духовное единение, лишает ее главного - чувства взаимной духовной сопринадлежности. Семья - это остров духовной жизни, исходная ячейка духовности. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. Поэтому духовный кризис поражает, прежде всего, семью. Если духовность колеблется и слабеет, то она слабеет, прежде всего, в семейной традиции и в семейной жизни. Но раз, поколебавшись в семье, она начинает слабеть и вырождаться во всех сферах человеческого бытия.

К сожалению, сегодня семья оказалась в ситуации, близкой к кризису. Выросло отчуждение между родителями и детьми. Утрачены традиции народной педагогики. Многие родители не способны воспитывать своих детей, не могут в силу недостаточного образования и низкого уровня общепедагогических знаний или не хотят, считая воспитание школьным делом. Педагоги, в свою очередь, не находя общего языка с учащимися и не всегда справляясь с решением возложенных на них образовательных и воспитательных задач, склонны обвинять родителей за леность и неподготовленность детей. В результате - недоверие и неуважение друг к другу, жертвой которого становится ребенок. В этих условиях необходима координация усилий школы, культурно-досуговых учреждений, которые должны помочь семье вернуть свой традиционный авторитет. Огромное влияние на функционирование семьи оказывает культура и социально-психологическое устройство общества. Каждое общество благодаря культурным традициям имеет свое представление о сущности семьи [344, с.35]. В исследовательской практике изучения семейных отношений типы семей в одних случаях располагают по шкале «нормальность -анормальность», в других - по шкале «идеальная - реальная семья». Основанием для классификации служат различия культур разных эпох, народов, стран.

Проблемы семейного воспитания в социально-педагогическом знании

Семья - одна из основных тем древнерусских литературно-педагогических памятников, относящихся к X-XIV вв., отечественных сборников XIV-XIX вв. Педагогическая мысль Древней Руси отчетливо проявилась в «Поучении к детям» князя Владимира Мономаха. В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий. Е.Словинецкий написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских». С. Полоцкий создал две книги - «Обет душевный» и «Вечеря душевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам и т. д. [14, с.27].

Анализ семейного воспитания конца XVIII - начала XIX вв. содержится в работах А.Н Радищева, Н.И. Новикова. Авторы проводят мысль о том, что домашнее воспитание - нелегкое и сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания -растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И. Новиков), давать начальное запечатлевающееся на всю жизнь «образование ума и сердце сынов Отечества» (А.Н.Радищев), Условия такого воспитания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребёнка, сочетание любви и требовательности [16, с.46].

Проблема семьи привлекала внимание прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.И.Пирогова, Н.А.Добролюбова и др, [17, с.67].

Во второй половине XIX - начале XX в, теория семейного воспитания, уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д.Ушинского, Н.В.Шелгунова, П.Ф.Лесгафта, П.Ф.Каптерева, М.И.Демкова и др. [16, с.47; 211, с.115; 350].

Усилиями ученых конца XIX - начала XX в. заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье.

Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными для сегодняшнего дня.

Однако в первые десятилетия XX в. семья как воспитательный институт пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания. В связи с развернувшейся борьбой с религией уменьшилось её положительное влияние на семью и семейное воспитание. Традиционная (патриархальная) семья, которая долгие годы была, по образному выражению И.В.Бестужева-Лады, «домашней академией», разрушилась [45, с.47]. Воспитание становится важнейшей функцией государства. В «Декларации по дошкольному воспитанию» (ноябрь 1917 г.), которая стала одним из первых нормативных документов советского правительства о народном просвещении, указывалось, что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с первого дня рождения. Естественно, что в педагогических трудах послереволюционного периода проблема домашнего воспитания отходит на второй план и рассматривается, в основном, в русле взаимодействия с общественным. В этом отношении исключение составляют работы Н.К. Крупской, которую глубоко волновал вопрос о новой семье, о новых отношениях между супругами, между родителями и детьми [191].

Особое место среди педагогических проблем, которые освещал А.С,Макаренко, занимает теория семейного воспитания. Он строил её в соответствии со стержневой идеей своего педагогического мировоззрения - о воспитательной роли коллектива [224, с.45; 225, с.38; 226, с.99].

Вторая половина прошлого столетия вошла в историю педагогики и психологии началом экспериментального изучения семьи. За эти годы выполнено много диссертационных работ, написано много монографий, сборников научных трудов, в которых содержится характеристика современной семьи (Е.П.Арнаутова, А.Я.Варга, О.ПКлыпа, Т.А.Маркова, В.Я.Титаренко, Я.А.Ярцимович и др.). Работы современных ученых посвящены проблеме психологии семьи, тактике домашнего воспитания (С.В.Ковалев, А.В.Петровский, А.ССпиваковская, О.А.Шаграева).

Достаточно обстоятельно изучены пути повышения педагогической культуры родителей в работах И.В.Гребенникова, О.Л.Зверевой, В.Н.Котрыло, Е.Л.Наседкиной, Р.К.Сережниковой и др. Семья как социально-педагогический институт рассматривалась с точки зрения различных наук. В частности, анализ работ А.С. Макаренко по проблемам семейного воспитания («Книга для родителей» и «Лекции о воспитании») позволяет констатировать тот факт, что им разработана методика воспитания в семье и выделен ряд ее особенностей [224, с.46-47; 225, с.38]. Во-первых, он отмечает невозможность существования каких-либо раз и навсегда данных «рецептов» на все случаи жизни. Даваемые им рекомендации достаточно избирательны. Они дополняются опытом самих родителей и традициями народной педагогики. Во-вторых, он указывает, что правильное воспитание в семье возможно только в том случае, если родители знают особенности своей семьи и находят правильные методы воспитания детей. В-третьих, А.С. Макаренко подчеркивает необходимость осознания родителями, кого они воспитывают. Только при этом условии семейное воспитание будет эффективным. В-четвертых, родители должны научиться понимать специфику методики семейного воспитания. В-пятых, педагог убежденно говорит о том, что основой семейного воспитания является разумность и точность, вытекающая из способности анализировать детскую жизнь, возникающие в ней отношения и их результаты. В-шестых, им подробно освещаются диалектические различия и связи методики школьного и семейного воспитания [224, с.53; 225, с.62].

Ценностно-нормативный потенциал этнокультуры как ресурс оптимизации педагогических функций семьи

Этнокультурные традиции рассматриваются в ряде исследований как ресурс оптимизации содержания образовательной деятельности, корректировки системы художественного воспитания. Характеристика богатого педагогического потенциала традиций народной художественной культуры составил основу исследований Г.Н.Волкова, В.А.Николаева, В.А.Сластеняна. Под руководством Г.Н.Волкова создана программа комплексного освоения чувашской народной педагогики в рамках довузовского педагогического образования в этнопедагогических классах. Результаты ее апробирования представлены в исследовании М.Г.Харитонова. Обобщая опыт обучения западных учителей, Н.Н.Ильин сделал вывод, что освоение народных начал воспитания во многом определяет успешность становления профессионализма учителей, способствует формированию у них любви к Родине, своему народу, его культуре. В отдельных трудах отмечается необходимость комплексного изучения традиционной педагогической культуры народа, излагаются варианты ее использования в современном педагогическом процессе (Убайдулаев Г.У. 1983, Шоров И.А. 1985, Тажикова Б.Ш. 1987). В ряде исследований разработаны отдельные оригинальные формы и приемы этнопедагогической подготовки учителя (М.М.Тхуго). Проблеме этнохудожественного образования в России, соотношению педагогики и фольклора посвящены труды прославленных отечественных педагогов и психологов: Ю.П.Азарова, Г.М.Андреевой, Б.Т.Лихачева, В.А.Сухомлинского.

Каждый народ имеет своеобразные, самобытные традиции, которые составляют одну из важнейших частей его культуры. Каждое новое поколение, вступая в самостоятельную жизнь, попадает в реальные жизненные условия, соприкасаясь с опытом взрослых, выраженном в навыках, нравственных нормах, обрядах, правилах поведения. Новое поколение постигает все это, обогащает новым опытом и передает последующим поколениям. В результате этого закрепляются и развиваются те правила, которые являются наиболее целесообразными для общества и которые принято называть традициями.

Традиции имеют определяющее значение в народной судьбе. По ним можно судить о народе в целом или о какой-то стороне его бытия. Они являются условием стабильности народа, устойчивости его нравственных основ, менталитета. В традициях концентрируются тысячелетние духовные искания человечества, народов и отдельных людей. Как правил, традиции закрепляют опыт взаимоотношений этноса с природой, социальным окружением. Именно в них проявляется природосообразность этнической педагогики. Кроме того, необходимость соблюдения традиций никогда не ставится под сомнение. Ссылка на закон предков - важнейший аргумент в их пользу. Поэтому специфические для каждого народа типы жилища, одежды, кулинарные традиции и т.д. воспроизводятся с удивительным постоянством1.

Все существующие традиции и обычаи имеют под собой какие-то объективные основания, являющиеся результатом взаимодействия этноса со средой его обитания, способствуют выживанию народа. Поэтому сохранение и воспроизведение традиций - одна из важнейших задач этнопедагогики.

В культуре народа существует довольно большое количество традиций различного рода. Но поскольку воспитание является одним из видов общественных отношений, то среди всей совокупности традиций какого-либо этноса можно выделить группу этнических традиций воспитания. Существование традиций данного вида обусловлено необходимостью передачи накопленного опыта предыдущих поколений и потребностями подготовки подрастающего поколения к активной жизни. Этнические традиции воспитания представляют собой совокупность исторически сложившихся умений, навыков и средств воспитания подрастающего поколения, сформировавшихся в процессе исторического развития народа, передаваемых от поколения к поколению в его практической жизнедеятельности.

Истоки многих этнических традиций воспитания уходят своими корнями в историческое прошлое народа, они прошли длительный период коллективного отбора, передавались от одной эпохи к другой, глубоко проникая в сознание и психологию народа. Как бы ни менялись взгляды и убеждения людей на протяжении их жизни, они всегда помнят, как их самих воспитывали главные и первые воспитатели - родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры.

Возрастающее значение приобретают традиционная народная художественная культура в процессах социально-психологической реабилитации детей и подростков (данной проблеме посвящена работа С.А.Ермолаевой). Несомненный интерес представляют исследования посвященные проблеме взаимодействия и взаимосвязи социальных институтов воспитания и развития подрастающего поколения на основе русского фольклора (А.М.Баркова). Существенный вклад в решение проблемы национально-культурного возрождения малочисленных народов внесли работы этнографов, культурологов, этнопедагогов (А.В.Головнева, А.КДубковой, В.В.Кобко и др.). Несомненную ценность представляют исследования, посвященные выявлению отдельных компонентов народной художественной культуры ряда регионов России, их использованию в современной художественно-творческой деятельности в социально-культурных учреждениях (диссертации Д.ИВарламова, А.Ю.Любомудровой, А.И.Полилея, Г.А.Романовой, ЛВ.Фибих).

Проблемное поле педагогического эксперимента

В основу опытно-экспериментальной деятельности был положен принцип воспитания подрастающего поколения на культурных традициях своего народа, идея утверждении в сознании, чувствах и поведении людей непреходящих ценностей национальной и общечеловеческой культуры. Этнопедагогика воспитания является областью научного знания об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании, опирающемся на морально-этические и эстетические воззрения и исторически сложившиеся ценности каждой нации и общечеловеческой культуры. Автор опирался на разделы этиопедагогики, разрабатывающие воспитательный потенциал традиционных религий и специфику влияния ислама на нравственный облик исповедующих его людей.

Материалом педагогического эксперимента стали наиболее значимые и проверенные временем национальные традиции, органично включающиеся в общечеловеческие педагогические ценности, диалектическая взаимосвязь которых наполняет содержание форм социально-культурной деятельности.

В основу исследования был положен принцип взаимодополнения ориентации на сохранение и изменение, развитие и обогащение национальных ценностей, вытеснение отживших традиций и закрепление инноваций.

Исследование было организовано в период с 2001 по 2005 год на базе Центра внешкольной работы Авиастроительного района города Казани РТ. Экспериментальная часть исследования проводилась в несколько этапов, каждый из которых включал аналитическую и практическую работу с применением методов исследования, как общих, так и специальных: теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме; интервьюирование, анкетирование, наблюдения, беседы; изучение опыта коррекционно-развивающей работы; педагогический эксперимент.

При проведении эксперимента мы руководствовались следующими правилами: изучение семьи должно вестись последовательно, системно, поэтому необходимо наметить направления работы, своеобразный план; план изучения опыта семейного воспитания реализуется с помощью различных методов и приемов.

В объективной информации, характеризующей домашнее воспитание, нуждается не только наука, но и каждый педагог. Цели получения этой информации заключаются в том, чтобы составить представление о семье, ее воспитательных возможностях. Знание особенностей домашнего воспитания поможет педагогу оказывать целенаправленное влияние на педагогический процесс в семье. Овладение методами изучения опыта семейного воспитания является важным условием для согласования воспитательной деятельности семьи и других социальных институтов. Предметом изучения в основном является семейный опыт воспитания. Опыт домашнего воспитания складывается под влиянием многих факторов, где важное место занимают межличностные взаимоотношения в семье. Затруднения возникают при получении объективной информации о морально-психологической атмосфере семейного коллектива, о личностных качествах членов семьи, сложившихся взаимоотношениях.

В процессе исследования мы выделили следующие позиции: родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения; изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим; методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания; психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.

При изучении семьи воспитанника, педагога прежде всего, интересуют следующие данные: общие сведения о родителях, других членах семьи, жилищные условия, материальная обеспеченность; возраст, интересы, уровень воспитанности; воспитательные особенности семьи, уровень психолого-педагогической культуры родителей, микроклимат семьи, семейные традиции; ситуации семейного воспитания (благоприятная, осложненная, неблагоприятная).

Мы изучали опыт семейного воспитания, преследуя, прежде всего интересы ребенка. На основе полученных материалов можно решать задачи взаимодополнения семейного и домашнего воспитания, повышения результативности обоих процессов. Работу с родителями начинали с изучения семьи, используя различные методы: анкетирование, наблюдение, посещение семей, опросы родителей и детей. Качественно-количественную характеристику семьи, условия жизни и воспитания в семье детей, обучающихся в Центре внешкольной работы, мы составляли с помощью анкеты «Моя семья». Учитывалась макросреда, когда в период социальных кризисов происходят массовые разрушения семей, наблюдаются явления инволюции человека: дезадаптивность, деструктивность, замещение творческих установок потребительскими; дезориентация в нравственно-этических и эстетических ценностях. Эти явления сопутствуют ослаблению авторитета традиционной семьи, массовым разводам, подмене семейного воспитания общественным.

Похожие диссертации на Этнокультурные традиции как ресурс оптимизации педагогических функций современной семьи