Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проституция как объект криминологического исследования Шпаков Андрей Евгеньевич

Проституция как объект криминологического исследования
<
Проституция как объект криминологического исследования Проституция как объект криминологического исследования Проституция как объект криминологического исследования Проституция как объект криминологического исследования Проституция как объект криминологического исследования Проституция как объект криминологического исследования Проституция как объект криминологического исследования Проституция как объект криминологического исследования Проституция как объект криминологического исследования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шпаков Андрей Евгеньевич. Проституция как объект криминологического исследования : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 Ростов н/Д, 2003 206 с. РГБ ОД, 61:04-12/366

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Понятие, история и криминологическая характеристика-проституции

1. Проституция как вид социально-негативного поведения. Ее понятие и признаки

2. Исторический анализ отечественного законодательства по проблеме проституции 38

3.Криминологическая характеристика проституции в современной России 58

Глава 2. Детерминация проституции в современной России 78

1. Объективные (социальные) детерминанты проституции

2. Субъективные (личностные) детерминанты проституции 107

Глава 3. Противодействие проституции 141

1. Характеристика основных видов государственного реагированияна проституцию в мировой практике

2. Общая, специально-криминологическая и индивидуальная профилактика проституции в России

Заключение.. 172

Библиография 179

Приложения 202

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Проблема борьбы с проституцией весьма актуальна, поскольку от того, как она разрешается в настоящее время, зависят нравственный климат в обществе, а также состояние и тенденции преступности в будущем. Проституция неизбежно ведет к деформации психологических качеств человека и моральной деградации личности, к разрыву социально- полезных, в том числе и семейных связей, распространению заболеваний, передающихся половым путем, созданию питательной среды, «фона» для совершения более серьезных правонарушений и преступлений. В последние годы эксплуатация проституции стала сферой интересов организованной преступности. Появляются новые формы вовлечения в эту сферу женщин и их «клиентуры» (массажные кабинеты, сауны, бюро знакомств и т.п.) и в этих целях используются самые разнообразные СМИ, в том числе и легальные (реклама в прессе, на телевидении, в интернете).

Официальные данные о количестве лиц, занимающихся в России проституцией, отсутствуют, результаты выборочных исследований отражают весьма неполно положение дел в отдельных регионах. В то же время анализ статистических данных с 1998 г. по 2002 г. свидетельствует о том, что наметилась тенденция роста уровня таких преступлений, связанных с проституцией как вовлечение в занятие проституцией (ст. 240 УК РФ) - в 4, 8 раза, организация или содержание притонов (ст.241 УК РФ) -в2, 2 раза, незаконное распространение порнографических материалов или предметов ( ст.242 УК РФ) - в 1, 5 раза. В то же время такие преступления как половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 14 лет ( ст. 134 УК РФ) уменьшились в 2,2 раза, развратные действия (ст. 135 УК РФ) уменьшились в 2,3 раза, вовлечение несовершеннлетних в совершение антиобщественных действий, в т.ч. и в проституцию в 0,5 раза. Поэтому говорить об успехах в борьбе с этим видом социально-негативного поведения еще рано. Тем бо-

лее, что, по мнению экспертов, латентность проституции и связанных с ней преступлений составляет более 70%.

Степень изученности проблемы. Проблема проституции в отечественной
науке рассматривалась в основном в рамках анализа фоновых явлений пре
ступности. Среди ученых, которые так или иначе касались в своих исследова
ниях этой темы следует прежде всего отметить Ю.М.Антоняна,
М.И.Арсеньеву, Н.А.Аверину, А.Л.Габиани, Я.И.Гилинского, А.И.Долгову,
А.П.Дьяченко, А.А.Жижиленко, А.Н.Игнатова, И.И.Карпеца,

В.Н.Кудрявцева, Н.С.Лейкину, П.И.Люблинского, В.И.Лебеденко, В.В.Лысенко, С.Ф.Милюкова, Г.М.Миньковского, Э.Ф.Побегайло, Ю.Е.Пудовочкина, Н.А.Стручкова, В.С.Устинова, М.Д.Шаргородского, Д.А.Шестакова, А.М.Яковлева и других.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что имеющиеся научные разработки в этом направлении в связи с появлением новых форм проституции и связанной с ней преступной деятельности и изменением законодательства несколько устарели, а предпринимаемые в последнее время исследования носят неполный, отрывочный характер, и внимание в них уделяется в основном социально-психологическим, виктимологическим и административно-правовым аспектам проблемы.

Между тем проституция тесно связана с детерминантами преступности, а некоторые формы организации проституции или действия связанные с ней являются уголовно-наказуемыми. Это обуславливает необходимость криминологического изучения данного феномена, выявление криминологически-значимых особенностей лиц, занимающихся проституцией, факторов ее детерминирующих, разработке мер по противодействию проституции как одной из детерминант преступности. Это свидетельствует об актуальности избранной темы исследования.

Объектом исследования являются связь проституции и преступности, криминально-детерминационные аспекты проституции общественные отно-

шения, возникающие в связи с занятием проституцией и противодействием проституции.

Предмет исследования составляют:

статистические данные, характеризующие состояние, структуру и динамику проституции и преступлений, связанных с ней (ст. 134, 135 151, 240-242 УК РФ), за период с 1997 г. по 2002 г.;

материалы интервьюирования лиц, занимающихся проституцией;

результаты анкетирования сотрудников правоохранительных органов о факторах детерминирующих данное явление и меры по их нейтрализации;

-юридическая и иная литература, касающаяся проблем борьбы с проституцией и иными антиобщественными действиями;

Целью работы является криминологический анализ проституции как социально-негативного явления и выработка предложений, направленных на оптимизацию системы противодействия ей.

Эта цель обусловила постановку следующих задач:

^Проанализировать развитие отечественного законодательства об ответственности за проституцию;

2) выявить особенности современного состояния, структуры, динамики
проституции и связанных с ней преступлений;

3) установить наиболее типичные детерминанты проституции и тесно связан
ных с ней преступлений, предусмотренных ст. 134,135,151,240-242 УК РФ,

  1. создать криминологический портрет лица, занимающегося проституцией;

  2. оценить эффективность противодействия проституции и выработать рекомендации по совершенствованию деятельности субъектов профилактики.

Методология и методы диссертационного исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляет диалектический метод познания социальных явлений. Наряду с общефилософскими методами, в диссертационном исследовании используются логико-правовой, историко-правовой, системно-структурный, сравнительного правоведения, логико-

догматический, статистический, опрос, экспертные оценки, контент-анализ, наблюдение и некоторые другие методы. В процессе написания применялись достижения наук: философии, криминологии, психологии, социологии, общей теории права, уголовного и административного права и других наук.

Нормативную базу работы составляют Конституция Российской Федерации, нормы действующего административного, уголовного законодательства, подзаконные нормативные акты Российской Федерации, а также ряда зарубежных стран, касающиеся темы исследования.

Теоретической основой исследования явились монографии и научные публикации в периодической юридической печати по теории уголовной политики, административному и уголовному праву, криминологии, социологии, психиатрии, сексологии, касающиеся проблематики диссертации, материалы научно-практических и научно-теоретических конференций.

Эмпирическую базу исследования составили материалы статистики, характеризующие состояние, структуру и динамику проституции и связанных с ней преступлений, предусмотренных ст. 134, 135, 151, 240-242 УК РФ в России за период с 1997 по 2002 г.; результаты выборочного изучения 22 уголовных дел этой категории; результаты анкетирования 150 работников суда, прокуратуры и ОВД, социологического изучения 30 проституток. При подготовке диссертации также использовались результаты эмпирических исследований, проведенных другими авторами, архивные и текущие материалы деятельности подразделений милиции общественной безопасности Главного управления внутренних дел Ростовской области; материалы периодических изданий и т.д. Автором использован также личный опыт работы в органах прокуратуры в течение 10 лет.

Достоверность выводов, полученных в результате диссертационного исследования, обоснована выбором методической, методологической, нормативной, теоретической и эмпирической баз работы.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена постановкой проблемы и степенью ее научной разработанности. Настоящая работа представляет собой одно из первых после принятия нового административного и уголовного кодекса Российской Федерации комплексных монографических исследований теоретических и практических проблем противодействия проституции.

Признаками новизны обладают и полученные результаты исследования, которые включают:

авторский вариант анализа истории регламентации ответственности за проституцию в России;

результаты проведенного криминологического и уголовно-правового анализа проституции;

-выявление особенностей личности лица, занимающегося проституцией;

определение комплекса факторов, обуславливающих существование проституции, а также связанных с ней преступлений, предусмотренных ст. 134,135, 151, 240-242 УК РФ;

разработка ряда новых научно-обоснованных предложений по противодействию проституции, наиболее важные из которых содержатся в предложениях, выносимых на защиту.

Основные положения, выносимые на защиту:

Проституция не является механической совокупностью административных проявлений как считалось до настоящего времени, это более сложное и емкое явление, включающее в себя обеспечивающую проституцию деятельность, общественная опасность которой зачастую выше, чем самой проституции.

Проституция - это социально-негативное явление, включающее в себя совокупность аморальных административно и уголовно-наказуемых проявлений, связанных с извлечением материальной выгоды из половых актов, совершенных с разными лицами за заранее оговоренное вознаграждение, а равно деятельность, направленная на обеспечение этих актов.

Связь проституции и преступности выражается в криминальном характере действий, обеспечивающих проституцию (содержание притонов и сводничество), в противоправном характере самой проституции, являющейся одной из детерминант преступности, а также в том, что образ жизни лиц, занимающихся проституцией тесно связан с совершением сопутствующих преступлений: уклонение от лечения венерических болезней, вовлечение несовершеннолетних в проституцию и т.д. Кроме того, среда в которой занимаются проституцией и образ жизни ее участников продуцируют совершение "сопутствующих преступлений", связанных с наркотиками, укрывательством преступлений, соучастием в кражах, грабежах и разбойных нападениях.

Проституция предложенная автором в широком понимании этого слова образует значительный блок правонарушающего поведения имеющее важное детерминационное значение и подлежащее предметному и целенаправленному изучению и профилактированию наравне с блоком правонарушений характерных для наркотизма и выделяемого отдельно во всех документах, регламентирующих борьбу с преступностью.

В настоящее время уголовно-правовая и административно-правовая борьба с проституцией ослаблена и явно неадекватна ее состоянию и тенденциям. Это требует пересмотра системы приоритетов в профилактике пред-криминального поведения.

В правоприменительной деятельности наблюдается недооценка опасности проституции как и других форм отклоняющегося поведения и малозначительных преступлений. Между тем именно это направление работы обеспечивает успех в предупреждении тяжких и особо тяжких преступлений.

Социальная сущность проституции, ее предназначение в жизни общества состоит в том, что она является одним из средств удовлетворения комплекса сексуальных и материальных потребностей, своеобразной формой товарно -денежных отношений. Именно эта объективная и вневременная основа делает неизбежным существование проституции, а анализ истории проституции

показал, что как социальное явление оно существует с древнейших времен и по сей день, и какие бы попытки не предпринимались по ее ликвидации или ограничению она существовала, существует и, скорее всего, будет существовать в обозримом будущем.

- Общий механизм детерминации проституции, ее самодетерминации и
оказания обратного влияния на породившее ее общество характеризу
ется следующим образом: 1)общество с его противоречиями порождает
отрицательные социальные отклонения непреступного характера, в том
числе проституцию; 2)в условиях недостаточной эффективности борьбы с
этими социальными отклонениями последние способны во взаимодейст
вии с другими социальными факторами обусловливать появление пре
ступности, паразитирующей на этих социальных пороках, которая ха
рактеризуется более отягощенными характеристиками данного явле
ния, нарастанием в нем организованности и криминального профес
сионализма. Например, одним из видов организованной преступной
деятельности является порно-бизнес и криминальный бизнес, основан
ный на эксплуатации проституции; 3) под воздействием организованной
преступности происходит усугубление негативных социальных отклонений в
обществе: идет активное вовлечение населения в занятие проституцией, ши
роко рекламируются соответствующие услуги и т. п. В этих условиях увели
чивается уровень и приобретает новые отрицательные характеристики
проституция и другие социальные отклонения.

- Итогом авторского исследования стало выделение усредненного анти
социального типа личности лица, занимающегося проституцией. Это
женщина (97%) в возрасте 15 до 30 лет (90%), русская (67%), с неоконченным
средним или средним образованием (80%), не состоящая в браке (77%). Не
работает (80%). Формирование этого типа личности происходит, как прави
ло, в неполной семье с открытой дезорганизацией (жестокое обращение с

детьми, аморальное или противоправное поведение родителей или родственников) или во внешне благополучной полной семье, имеющей скрытую дезорганизацию (культ ребенка), в условиях негативного влияния бытового и досугового окружения. Для нее характерна ранее начало половой жизни; система аморальных поступков и разного рода правонарушений, которые продолжали повторяться и после принятия установленных законом мер воздействия; отрыв от ценностно-нормативной системы общества; привыкание к отрицательной оценке своего поведения, использование социально-психологических механизмов самозащиты; активность в ситуации совершения правонарушения; стереотипизация мышления и поведения, профессиональный жаргон, крайний индивидуализм, отчуждение от окружающих, враждебность по отношению к конкуренткам.

В основе концепции противодействия проституции должна лежать идея борьбы с организованным криминальным бизнесом, основанным на эксплуатации проституции. В рамках этой программы диссертант считает целесообразным легализацию и правовую регламентацию занятия проституцией (создание механизма регистрации, выполнение налоговых обязательств, обязательное периодическое медицинское освидетельствование проституток).

Необходимо установить административную ответственность - за занятие проституцией без государственной регистрации. При этом штрафные санкции необходимо увеличить по сравнению с действующим законодательством;

. - уголовную ответственность - за совершение этого деяния после применения мер административного воздействия;

- в ст. 240 УК РФ следует дифференцировать ответственность за вовле
чение в занятие проституцией:

а) несовершеннолетнего. За совершение данного деяния установить санкцию аналогичную наказанию за вовлечение в преступную деятельность (ст. 150 УК РФ);

б) сопряженного с похищением и продажей человека. Санкцию этой

нормы сравнять с санкцией за похищение человека (ст. 126 УК РФ).

-Дополнить ст. 241 УК РФ «Организация или содержание притонов для занятия проституцией», а также ст. 242 УК РФ «незаконное распространение порнографических материалов и предметов» новым квалифицирующим признаком - «совершение деяния организованной группой лиц»;

- Предлагается комплекс мер, направленных на снижение уровня проституции посредством воздействия на ее социально-экономические, нравственно-психологические, правовые и другие детерминанты.

К профилактическим мероприятиям социально-экономического характера следует отнести повышение уровня жизни населения и социальной защиты семьи, молодежи; осуществление социальных выплат низкооплачиваемой части населения (студентам, .матерям-одиночкам, многодетным и молодым семьям); сокращение рабочего дня (недели) матерям, имеющим малолетних детей (до 14 лет), увеличение оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком; обеспечение гарантий трудовой занятости и оплаты труда женщин.

К числу социально-психологических и культурных мер необходимо отнести мероприятия по предупреждению половой деморализации и повышению сексуальной грамотности населения; поэтапную подготовку несовершеннолетних в семье, дошкольных учреждениях, школах к будущей семейной жизни, к выполнению ими социальных ролей мужа, жены, матери, отца; формирование системы социальных сдержек, регулирующих половое поведение; разъяснение подросткам и молодежи опасных последствий проституции, в том числе и для лиц ей занимающихся; введение во всех видах учебных заведений (школы, техникумы, колледжи, вузы) обязательное изучение курса «Половое воспитание», издав специальную литературу для этих целей (программы, учебно - методические пособия, учебные фильмы и т.п.); пресечение пропаганды культа насилия, половой распущенности и рекламы проституции в СМИ и Интернете; создание системы выявления лиц, склонных к девиант-

ному поведению и проведения в отношении них ранней медико - педагогиче-

w ской коррекции.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сделанные предложения и выводы могут быть использованы для совершенствования правоприменительной практики, действующего административного и уголовного законодательства Российской Федерации, решения вопросов, связанных с квалификацией преступлений, предусмотренных ст. 151, 240-242 УК РФ, в работе по предупреждению проституции и иных антиобщественных действий. Выводы и предложения, сформулированные в диссертации, могут быть также использованы при проведении дальнейших научных исследований по данной проблеме, а также в ходе преподавания курса "Криминология" в юридических вузах;

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на ка-

'*' федре криминологии и уголовно-исполнительного права Ростовского юриди-

ческого института МВД России, где проводилось ее рецензирование и обсуждение. Основные положения и выводы диссертации изложены в научных статьях, учебных пособиях, сообщениях на научно-практических конференциях и семинарах в г.Ростове-на-Дону, Краснодаре. Результаты исследования внедрены в процесс преподавания криминологии в РЮИ МВД России и в практическую деятельность прокуратуры, подразделений ГУВД Ростовской области.

Структура диссертации включает введение, три главы, состоящие из семи параграфов, заключение, библиографию. Работа выполнена в объеме, соответствующем требованиям ВАК России.

»

Проституция как вид социально-негативного поведения. Ее понятие и признаки

Одной из фундаментальных категорий диалектики выступает отклонение как элементарная форма изменчивости и устойчивости системы.

В науках о неживой природе отклонения именуют флуктуациями, в биологии - мутациями, в социологии - девиациями.1 Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы поведения, так как «резкие отклонения от средней нормы как в положительную так и в отрицательную стороны грозили стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.»2

Под девиантным поведением социологи подразумевают «любые поступки или действия, не соответствующие писанным или неписанным нормам». По определению Я.И. Гилинского, отклоняющееся поведение выражается в деятельности, несоответствующей установившимся в данном обществе нормам (типам, стандартам, шаблонам)3. В.Н. Кудрявцев считает, что: «Различные виды отклоняющегося поведения имеют одну общую черту: все они представляют собой нарушение существующих в обществе, социальных норм. Можно сказать, что норма - это мера полезного, общественно-необходимого функционирования общества и его социальных институтов, поведения малых социальных групп и отдельных индивидов.

Поэтому определение отклоняющегося поведения можно дать, только сформулировав понятие нормы. Однако, дихотомия "норма-аномалия" весьма различно трактуется в науке: «Так, одни понимают под нормой нечто наиболее распространенное, другие - среднестатистическое, третьи - идеальное, если же под нормой понимать фактически сложившийся порядок отношений, то отклонениями будут являться любые его изменения, как в сторону его нарушения - дезорганизации, так и в сторону совершенствования, развития - повышении уровня организации. В этом случае отклонение - объективное явление присущее любой системе5.»

Сегодня большинство ученых пришли к мнению, что нормы устанавливают границы допустимого в деятельности, которые являются вместе с тем и условиями принадлежности к группе.6 На сессии Академии социальных наук подчеркивалось, что социальная норма есть: 1) общезначимое правило поведения, причем общезначимость колеблется в самых широких пределах - от малой группы до общества в целом; 2) за этим правилом всегда стоит санкция - награда или наказание, одобрение или порицание; 3) норма содержит постоянную возможность отклонения (неисполнения или нарушения), иначе она была бы независимой от выбора субъекта; 4) субъективная сторона нормы проявляется не только в решении субъекта следовать ей; 5) в ожиданиях аналогичного поведения от других людей, То есть нормативной упорядоченности человеческих действий; 6) переплетение социальных связей отражается в плюрализме нормативных систем, что обуславливает постоянную возможность конфликта.7

Таким образом, в стабильно функционирующем обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма - это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. "Социальная норма, - отмечает известный исследователь девиантного поведения Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций".8

Социальная норма находит своё воплощение (поддержку) не только в законах, но и в традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни людей большинства населения, поддер-живается общественным мнением, играет роль "естественного регулятора" общественных и межличностных отношений.

Говоря, например, о моральных нормах, английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в них своего рода "инструкции", "обеспечивающие правильную работу человеческой машины".9

Исходя из определения социальной нормы, девиация определяется как отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой определенную санкцию. Иными словами, девиантность означает соответствие или несоответствие поступков социальным ожиданием. Поскольку критерии определения девиантного поведения не однозначны и часто вызывают разногласие, достаточно трудно установить, какие типы поведения считать девиантными. Это связано с неопределенностью поведенческих ожиданий, тем более, что ожидания, определяющие девиантное поведение, меняются в определенные периоды развития общества. Но даже если ожидания, правила и нормы поведения ясно сформулированы, среди населения могут возникнуть разногласия относительно их законности и правильности. К тому же в плюралистическом обществе границы допустимого достаточно широки, и зачастую девиантное поведение может расцениваться как нормальное (или наоборот). В 1960-х годах американские социологи попросили большое количество людей перечис лить те человеческие типы, которые, можно считать отклоненными, и в результате "... в данную группу были.отнесены гомосексуалисты, проститутки, наркоманы и преступники, однако туда же были отнесены и обманщики, женщины выбравшие профессиональную карьеру, безответственные водители, бородатые мужчины, лицемеры, откровенные люди, накрашенные девушки, разведенные супруги, важничающие студенты, всезнающие профессоры, атеисты."

Как же тогда определить девиантное поведение? Некоторые авторы считают, что отклоняющимся поведением можно считать "поведение, не совпадающее с поведением основной части населения"11, т.е. рассматривать как своего рода поведение меньшинства, но такой подход может привести к тому, что в некоторых случаях отклоняющееся поведение будет признано нормальным. Ведь, как правильно замечает Ю.Д.Блувштейн, "те или иные разновидности преступного поведения могут выступить в качестве обычных (не отклоняющихся) поступков, если, они широко распространены среди членов некоторых локальных, этнических, профессиональных или иных больших социальных групп".

Исторический анализ отечественного законодательства по проблеме проституции

Древнеславянское язычество не отличалось ни особым целомудрием, ни особой вольностью нравов. Как и многие другие народы, славяне считали сексуальность космическим началом. Как и у других племен, у славян существовали многочисленные оргиастические обряды и праздники, когда мужчины и женщины сообща купались голыми. Мужчины символически оплодотворяли Землю - например, сеяли лен без штанов, иногда и вовсе - голыми, а женщины, задрав подолы и демонстрируя небу свои гениталии, тем самым пытались вызывать дождь. В некоторых районах Украины уже в XIX веке вместо ритуального совокупления на полях в период посевной существовал обычай перекатывания парами по засеянному полю и т.д.66

Христианизация Киевской Руси, начавшаяся в IX веке и завершившаяся в XI веке, принесла с собой, прежде всего, неизвестные раньше ограничения и негативное отношение к сексу как к таковому. Православие, как и вообще христианство, считает секс и все с ним связанное, нечистым порождением Сатаны, а, следовательно, все физиологические проявления сексуальности считались нечистыми и греховными. Единственным оправданием половой жизни было деторождение. Всякая попытка предотвратить зачатие была настолько греховной, что контрацепция, искусственный аборт и детоубийство не различались, одинаково называясь «душегубством». Иногда попытки предотвратить зачатие с помощью трав или заговоров карались даже строже, чем аборт, потому что это было не только покушение на жизнь не родившегося младенца, но и языческое антихристианское знахарство и ворожба, которыми занимались «бабы богомерзкие».

Церковь стремилась поставить под свой контроль не только поведение людей, но и их помыслы. Однако, хотя греховными были все неосвященные церковью половые связи, основное внимание уделялось защите института брака. Супружеская измена - «прелюбодеяние» - считалась гораздо большим прегрешением, нежели «блуд». Супружеская верность была главной семейной добродетелью, особенно женщин. Муж признавался прелюбодеем только в том случае, если имел на стороне не только наложницу, но и детей от нее, тогда как жене ставилась в вину любая внебрачная связь. Образ целомудренной и верной супруги занимает важное место в древнерусской литературе. Еще более прославлялось и поэтизировалось материнство: рождение и воспитание детей составляли социальную и духовную сущность брака. Очень сурово осуждалось церковью сексуальное насилие. Во всех древних обществах оно было массовым явлением, особенно в периоды войн и мятежей, которые происходили, в сущности, постоянно. Православная церковь занимала в этом вопросе самые непримиримые позиции.

В отличие от права многих других народов, рассматривавших изнасилование как разновидность блуда или прелюбодеяния, православная церковь выдвигает на первый план наносимое женщине «бесчестие». Согласно Русской правде Ярослава Мудрого, дела об изнасиловании подлежали двойной юрисдикции - духовной и светской. Семейный статус изнасилованной женщины значения не имел, так же как и социальное положение насильника. Тем не менее, изнасилование знатной женщины наказывалось более высоким штрафом, чем простолюдинки. Кроме того, принималась.во внимание репутация женщины. Последующая женитьба виновника на жертве не являлась смягчающим обстоятельством: человек, обесчестивший женщину, не считался подходящим зятем и должен был понести заслуженную кару. Вообще, в том, что касается защиты женской чести, русское церковное и светское право было строже западноевропейского67.

Но насколько эффективными были церковные предписания? Как религиозная норма соотносилась с повседневной действительностью? Как изменялись они и эволюционировали в ходе исторического развития? Ответить на эти вопросы довольно трудно. Во-первых, сами нормы неоднозначны. Часто церковный канон требовал одного, а народные обычаи, укорененные в древних языческих представлениях, - совершенно другого. Многие церковные предписания народное сознание не принимало всерьез. Во-вторых, никогда и нигде социально-культурные нормы не выполняются всеми и полностью. Тут всегда существует множество социально-классовых, сословных, исторических, региональных и индивидуальных вариаций. Чем сложнее общество -тем больше в нем нормативных и поведенческих различий, которые ни в коем случае нельзя усреднять. В-третьих, эволюция форм сексуального поведения связана с изменением институтов, форм и методов социального контроля. Одни действия контролируются церковью, другие семьей, третьи - сельской общиной, четвертые - государством и т.д.. Причем, разные институты и способы социального контроля всегда так или иначе взаимодействуют, подкрепляя или ослабляя друг друга. _.,-. Изучение реальной истории нравов требует гораздо более разнообразных источников, чем история нормативных канонов. Сексуальность средневековой России (а, следовательно, и развитие проституции) изучается в основном по законодательным документам, пенитенциалиям и житиям святых.

Объективные (социальные) детерминанты проституции

Научные представления о причинах проституции начали формироваться со второй половины прошлого столетия. Нужно сказать, что еще в 19 веке, а точнее в 1882 году известный итальянский психиатр, криминолог и криминалист Чезаре Ломброзо в своей работе «Женщина - преступница и проститутка» попытался всесторонне изложить причины, побуждающие женщин зани-маться проституцией . Впоследствии все большее внимание стало уделяться факторам социологического и психологического характера. Интересны в этом отношении высказывания (в начале века) немецкого криминолога и психиатра Г. Ашаф-фенбурга. Он писал: "Хотя наши социальные отношения и являются причиной проституции, но они обнаруживают свое действие в этом смысле только в связи с соответствующими наклонностями, предрасположениями; воспитанием. Как при больших эпидемиях первыми жертвами являются слабые субъекты, так и в жизненной борьбе, смотря по степени устойчивости, то быстрее, то медленнее гибнут в болоте, называемом проституцией, прежде всего бес-численные психопатические индивидуумы"118.

Значительный вклад в дело борьбы с проституцией внесли проведенные в последние годы исследования отечественных ученых: Ю.В.Александрова, А.А.Габиани, Я.И.Гилинского, А.П.Дьяченко, Д.А.Корецкого, В.Н.Перекрестова, Э.Ф.Побегайло и др.

Приведем, на наш взгляд, наиболее типичные точки зрения отечественных специалистов на проблему детерминации проституции. Я.И.Гилинскии по данному поводу пишет: товарно-денежные отношения и моногамия - объективные предпосылки, необходимые условия возникновения и существования проституции в сфере сексуальных отношений (как разновидности всеобщей продажности). С его точки зрения, отсутствуют специфические причины проституции, а есть причины, противоречия социально-экономического развития, порождающие и проституцию, и преступность, и пьянство, и наркотизм, и иные формы так называемой социальной патологии. Все подобные патологии вызываются противоречиями между потребностями людей, особенно в престиже, социальном статусе, самоутверждении, и возможностями их удовлетворения119.

Мнение других авторов таково: «Корни проституции, прежде всего, в нарушении принципов социальной справедливости, в деформации ценностных ориентации и потребительских установок некоторых групп населения. Отсюда бездуховность, вещизм, продажность»120.

На наш взгляд, можно согласиться с тем, что проституция, как и другие проступки корыстного характера, связана с противоречиями между потребностями и возможностями их удовлетворения. Очевидно также, что ей способствуют вещизм, бездуховность, поиск материальных благ. Однако, нельзя видеть причины распространения проституции только в наличии потребности в свободной любви, особенно в условиях российской действительности с ее нестабильностью социальной жизни, экономическими трудностями, безработицей.

Поэтому, по нашему мнению, правы те криминологи, которые выделяют сразу несколько факторов, ведущих к проституции: 1.Социальное неравенство, нищета, миграция. 2.Экономические потрясения, вытеснение женщин в сферу неквалифицированного, мало оплачиваемого труда. З.Отсутствие мер охраны материнства и детства. 4.Уродливые формы воспитания подрастающего поколения. 5.Взгляд на женщин как на средство удовлетворения мужской похоти. 6.У падок нравственности и навязывание секса и разврата СМИ и «индустрией порнографии». 7.Невозможность создания прочной семьи вследствие материальной или жилищной необеспеченности. 8. Врожденная предрасположенность. 9.Вовлечение в занятие проституцией.

В свою очередь, мы полагаем, что при изучении такой составляющей детерминант проституции как социальная среда, необходимо выделять в ней основные сферы жизнедеятельности: экономическую, политическую, социальную и духовную. В конечном итоге, проституция как разновидность социально негативного поведения порождается условиями общественной жизни, наиболее острыми противоречиями в различных ее сферах. Но она и сама часть этих условий. Взаимное влияние положительных и отрицательных социальных процессов на социально - негативное поведение, на его рост или снижение, на структуру и характер, на формирование взглядов, навыков и привычек людей, совершающих правонарушения и преступления, имеет чрезвычайно большое значение для уяснения сложного комплекса - проблемы проституции. Поэтому для организации эффективной профилактической работы необходимо ясно представлять характер взаимосвязи между поведением правонарушителей и происходящими социальными измене-ниями, а также изменениями экономического и демографического порядка.

Причем, разрабатываемые антикриминогенные меры достигнут своей цели только в том случае, если они будут базироваться на конкретных и объективных данных о происходящих социально-экономических и демографических процессах. В случае несоблюдения этих условий прийти к намеченной цели будет весьма сложно или вообще невозможно

Характеристика основных видов государственного реагированияна проституцию в мировой практике

Несмотря на то, что во всем мире проституция рассматривается как явление отрицательное, ее юридическая оценка в различных странах неоднозначна. Многовековая практика выработала три основных направления реагирования на проституцию: прогибиционизм, или стратегия запретов самой проституции и занятий ею; регламентизм, или стратегия государственного контроля за проституцией; и аболиционизм - стратегия, содержание которой является борьба с проституцией как с явлением, вина за существование которого лежит на обществе, в то время как проститутки наделяются всей полнотой гражданских прав и свобод.

В 60-е годы в Англии заріодилось впервые движение, направленное на защиту чести и достоинства женщин, которое затем стало именоваться аболиционизмом (от латинского obolitio - уничтожение, отмена)».199 Изначально оно существовало в форме протеста изданных в 1864-1869гг Законов регламентации проституции. Затем идеи аболиционизма получили распространение в Италии, Швейцарии, Германии, Бельгии, Франции, Америке. Эти идея поддержали религиозные и научные деятели, студенчество. Усилиями лидеров движения была создана международная ассоциация, получившая название Британской континентальной генеральной федерации аболиционистов. В 1887 году в Женеве состоялся первый конгресс аболиционистов. Его целью явилось «борьба с регламентацией проституции и обязательным осмотром женщин, т.к. эти меры несовместимы с истинным понятием о свободе, нарушают закон, оскорбляют нравственные чувства женщин. Задача конгресса - доказать справедливость этих положений и указать средства борьбы с проституцией, что не смогла сделать до сих пор ни одна из регламентированных систем». В последствие состоялся еще целый ряд таких конгрессов. Основные идеи аболиционистов заключались в следующем: 1.Принципы нравственности неразделимы и одинаковы для лиц обоего пола. 2.Естественные права мужчины те же, что и женщины. 3.Нарушения целомудрия у мужчин заслуживает столь же строго порицания, что и у женщин. 4.Государство - представитель правосудия - ни в коем случае не должно благоприятствовать злу, тем более не должно входить в сделку с пороком. 5.Проституция есть основное нарушение законов природы и гигиены; ее организация противоречит законам, карающим за возбуждение к разврату. б.Законые гарантии личной свободы должны быть равны по отношению к обоим полам. 7.3акон не должен нарушать права располагать собою, принадлежащие каждой женщине. 8.Государство, обязанность которого наравне защищать оба пола, на деле, путем регламентации проституток, развращает их и- унижает женщину. Обязательный медицинский осмотр женщин - основа всякой регламентации -есть оскорбление женщины. 9.Разрешение открытия домов терпимости - нравственный предрассудок, считающий разврат необходимым для мужчин. Дом терпимости - причина понижения нравственного уровня, опасное возбуждающее средство и школа бесчестия. Ю.Женщины, заключенные в дома терпимости, удерживаются там силой и делаются настоящими рабынями, подчиненными игу матроны, которая самовольно располагает и телом и волей. 11 .Государство должно отказаться от преследования гигиенической цели в ассенизации проституции, тем более, что здесь речь идет не о внешней опасности, как при эпидемиях, а о такой, которой человек подвергает себя добровольно, зная о ее существовании. 12.Понятия, порождаемые регламентацией порока, несовместимы с делом спасения жертв проституции. 13.Регламентация проституции затрудняет возможное и желательное возвращение на честный путь каждой женщины, как бы низко она не пала».

Уголовное законодательство зарубежных государств, в которых содержится ответственность за преступления, непосредственно связанные с проституцией, условно можно разделить на несколько групп:

1 .К первой группе можно отнести УК тех государств, в которых преследуется занятие проституцией, в том числе и гомосексуальная проституция лиц обоего пола.

2.Вторую группу составляют кодексы тех государств, где установлена наказуемость за коммерческую эксплуатацию лиц, занимающихся проституцией (сводничество, притоносодержание, сутенерство, содействие проституции и вовлечение в нее).

К третьей группе относятся кодексы тех государств, в которых установлена ответственность «клиентов» проституток.

К первой группе относятся страны, где религия возведена в ранг государственной идеологии. Это Непал, Шри-Ланка, Алжир, где проституция рассматривается как кощунство. В Китае власти время от времени проводят компанию по повышению морального уровня населения.

В список стран первой группы можно включить и США - здесь очень трудно разобраться, какие законы регламентируют не только проституцию, но и форму половой жизни, в том или ином штате. Это занятие во всех штатах, кроме Невады, нелегально. Но даже в подпольных домах терпимости риск заразиться венерическими заболеваниями или СПИДом, как правило, невелик из-за повальной заботы о всеобщем здоровье и особенно в так назы-ваемых группах риска. В США существует множество организаций, борющихся за права жриц любви и оказывающих им психологическую, медицинскую и даже материальную помощь, если они лишаются работы. С другой стороны, почти все виды проституции преследуются законом, под действие которого попадают не только путаны, но и их клиенты и те, кто способствуют акту проституции.

Похожие диссертации на Проституция как объект криминологического исследования