Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимоотношения государства и религиозных объединений в Российской Федерации Клименко Елена Николаевна

Взаимоотношения государства и религиозных объединений в Российской Федерации
<
Взаимоотношения государства и религиозных объединений в Российской Федерации Взаимоотношения государства и религиозных объединений в Российской Федерации Взаимоотношения государства и религиозных объединений в Российской Федерации Взаимоотношения государства и религиозных объединений в Российской Федерации Взаимоотношения государства и религиозных объединений в Российской Федерации Взаимоотношения государства и религиозных объединений в Российской Федерации Взаимоотношения государства и религиозных объединений в Российской Федерации Взаимоотношения государства и религиозных объединений в Российской Федерации Взаимоотношения государства и религиозных объединений в Российской Федерации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Клименко Елена Николаевна. Взаимоотношения государства и религиозных объединений в Российской Федерации : 12.00.02 Клименко, Елена Николаевна Взаимоотношения государства и религиозных объединений в Российской Федерации (конституционно-правовые аспекты) : диссертация... кандидата юридических наук : 12.00.02 Москва, 2007 220 с. РГБ ОД, 61:07-12/1338

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Особенности взаимоотношений государства и религиозных объединений в России 14

1.1. История развития взаимоотношений государства и религиозных объединений в России 14

1.2. Конституционные принципы взаимоотношений государства и религиозных объединений 43

1.3. Регулирование взаимоотношений государства и религиозных объединений в зарубежных странах и в международном праве 87

Глава 2. Правовой статус религиозных объединенрш в Российской Федерации 114

2.1. Понятие правового статуса религиозных объединений 114

2.2. Понятие религиозных объединений по законодательству Российской Федерации 122

2.3. Права и условия деятельности религиозных объединений 135

2.4 Государственный надзор и контроль за исполнением законодательства о религиозных объединениях 161

Заключение 193

Список использованных источников и литературы 197

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В контексте становления правового государства, демократизации общества и гуманизации межличностных отношений в России повышенный интерес вызывают проблемы свободы совести. Деятели культуры и науки, религиоведы и публицисты, священнослужители и юристы высказывают различные точки зрения, порою прямо противоположные, о том, как должны развиваться взаимоотношения церкви и государства, какое место занимает свобода совести в системе общечеловеческих ценностей, демократических прав и свобод. Особое место в общественном диалоге по проблемам свободы совести занимает вопрос о правовом статусе религиозных объединений.

По данным Министерства юстиции Российской Федерации на начало 2007 года в стране действуют более 23 тыс. религиозных организаций 60 различных конфессиональных направлений. Среди них: местные общества и централизованные религиозные организации, религиозные центры и монастыри, духовно-образовательные учреждения и миссии, братства и сестричества.

В отечественной науке уделялось определенное внимание исследованию проблем взаимодействия государства и религиозных объединений. Наиболее предметно, в рамках конституционного права, они освещались в работах С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая, Н.А. Богдановой, В.Я. Бойцова, М.В. Брагинского, Т.А. Васильевой, В.А. Виноградова, Н.В. Витрука, В.В. Витрянского, Л.Д. Воеводина, Г.А. Гаджиева, В.Е. Гулиева, В.В. Залесского, О.С. Иоффе, В.Т. Кабышева, К.Г. Каневского, Д.А. Керимова, Е.И. Козловой, А.Н. Кокотова, О.Е. Кутафина, В.В. Лаптева, Н.И. Матузова, И.В. Мерсияновой, В.В. Невинского, B.C. Нерсесянца, Ф.М. Рудинского, Ю.А. Тихомирова, Ю.К. Толстого, Т.Я. Хабриевой, Г.Н. Чеботарева, В.Е. Чиркина и других российских ученых советского и современного периодов развития юридической науки.

Однако конституционные принципы свободы совести и светского государства, а также их практическое применением на современном этапе недостаточно разработаны. В результате широкое распространение среди российских правоведов получили по меньшей мере положения об особом партнерстве государства с «традиционными» религиозными объединениями, закреплении особого правового статуса последних, необходимости ограничения деятельности иных религиозных объединений, безусловном исключении юридических взаимоотношений государства и религиозных объединений.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие между государством и религиозными объединениями.

Предмет исследования - конституционно-правовые нормы, регулирующие создание, деятельность и упразднение религиозных объединений в Российской Федерации, а также практика их применения органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

Цель научного исследования - проведение комплексного анализа системы конституционных критериев взаимоотношений государства и религиозных объединений на территории Российской Федерации, а также исследование структурных элементов правового механизма обеспечения свободы совести и вероисповедания в России и выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач исследования:

- проанализировать историю развития правовых взаимоотношений государства и религиозных объединений в России;

- дать правовой анализ конституционных норм, устанавливающих правовую основу механизма свободы совести и свободы религиозных объединений в Российской Федерации;

- определить круг субъектов обеспечения реализации конституционного

права каждого на свободу совести и свободу объединений, а также особенно сти законодательного регулирования этого права в федеральном и региональном законодательстве;

- проанализировать опыт международно-правового регулирования взаимоотношений иностранных государств различных правовых систем и религиозных объединений, находящихся на их территории;

- определить роль органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления в обеспечении прав, свобод и законных интересов верующих;

- разработать предложения по совершенствованию законодательства в сфере регулирования правового статуса религиозных объединений.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем:

- рассмотрены качественные (сущностные) черты религиозных объединений с последующим уточнением на указанной основе понятий «религиозное объединение», «религиозная организация»;

- конкретизирована применительно к правовому статусу религиозных объединений роль органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления в обеспечении прав, свобод и законных интересов верующих;

- разработаны предложения по совершенствованию нормативного регулирования деятельности религиозных объединений;

- конкретизированы условия государственного контроля над организацией и деятельностью религиозных объединений;

- сформулированы критерии правовой оценки деятельности религиозных объединений и предложен механизм реализации норм российского законодательства по ее возможному вынужденному ограничению.

Новизна исследования заключается в том, что с позиций действующей Конституции Российской Федерации и нормативных актов различных отраслей права определены принципы взаимоотношений государства и религиозных объединений и разработана методика их правовой оценки; обусловлена дифференцированная оценка прав и обязанностей верующих по субъектам религиозных объединений; предложено толкование отдельных положений ст. 28 Конституции Российской Федерации, ст.ст, 10, 13, 14, 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»; разработаны рекомендации по реализации исследуемых правовых норм о полномочиях религиозных объединений и их членов в деятельности органов законодательной, исполнительной, судебной власти и органов местного самоуправления Российской Федерации; сформулированы предложения в федеральное законодательство по совершенствованию правового регулирования деятельности религиозных объединений Научные положения исследования, выносимые на за ШИТУ:

1. Конституция Российской Федерации, закрепив основные положения взаимоотношений религиозных объединений и верующих, а также их взаимоотношений с государством и между собой, с одной стороны, зафиксировала различные принципы взаимоотношений государства и религиозных объединений: Российская Федерация - светское государство, Российская Федерация гарантирует свободу совести и свободу вероисповедания, Российская Федерация предоставляет право на объединение, с другой - субъектами права данные принципы трактуются и применяются по-разному.

2. Уравнивание в правах религиозных объединений с иными общественными объединениями не позволяет учитывать особенности деятельности религиозных объединений. В связи с этим, представляется, что специфику определения правового статуса религиозных объединений по ряду вопросов необходимо сохранить.

Государство не вправе, вопреки воле общества, навязывать ему модель государственно-конфессиональных отношений, фактически складывающаяся в обществе она должна учитываться государством при установлении четких правовых рамок сотрудничества государства и религиозных объединений.

При этом попытки государства взять под контроль деятельность религиозных объединений не основательны с точки зрения действующего законодательства.

3. В отношениях государства с религиозными объединениями следует учитывать, что государство должно: быть единственным нормативно регулирующим субъектом, определяющим исходный статус религиозных объединений; формировать условия деятельности всех религиозных объединений правовыми средствами; осуществлять функцию надзора и контроля за соблюдением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

4. При определении конституционно-правовых признаков, религиозному объединению верующих следует сообразно учитывать социологические характеристики религиозных объединений. Религиозным объединением целесообразно считать образование, отвечающее признакам формальной малой социальной группы.

5. В целях эффективного правового регулирования следует разграничить правовой статус и правовое положение религиозных объединений. Правовой статус религиозного объединения целесообразно рассматривать как совокупность потенциально возможных прав и обязанностей, связанных с наличием определенных юридических фактов, а правовое положение как совокупность потенциально возможных и конкретно реализованных прав и обязанностей, связанных с наличием определенных юридических фактов.

6. Особенности правового статуса религиозных организаций проявляются в том, что религиозные организации, являясь юридическими лицами не наделены законодательством общей гражданской правоспособностью. Исходя из сущности и внутреннего строения права, можно выделить два вида правового статуса религиозных объединений в государстве: публично-правовой и частно-правовой.

Частно-правовой статус корреспондирует правовому принципу конфессионального безразличия, публично-правовой статус религиозного объединения - принципу конфессионального предпочтения. Согласно Конституции Российской Федерации и действующему законодательству все религиозные объединения в России имеют частно-правовой статус.

7. Сложившаяся к середине 1990-х годов кооперационная модель государственно-конфессиональных отношений в России получила закрепление в принятом в 1997 году Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» и исключив развитие сепарационной модели государственно- конфессиональных отношений.

8. Обоснованы предложения по совершенствованию государственного контроля и надзора, а также совершенствованию федерального законодательства в сфере соблюдения свободы совести, свободы вероисповедания и религиозных объединений, в частности, внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г, «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы», предусмотрев возможность проведения экспертизы в отношении общественных объединений, деятельность которых носит признаки религиозной организации, включить в ч. 2 ст. 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» положение, предусматривающее в качестве метода контроля за деятельностью религиозных организаций вынесение письменных предупреждений и представлений за нарушение ими действующего законодательства.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе конституционных норм и современных норм иных отраслей права уточнен понятийный аппарат, относящийся к предметной области исследования; сформулированы теоретические положения о принципах взаимоотношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации; обоснованы предложения по совершенствованию нормативного регулирования прав и обязанностей ре лигиозных объединений в России, а также взаимоотношения государства и религиозных организаций.

Практическая значимость исследования: основные теоретические выводы и предложения могут быть использованы при реализации положений законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях; разработаны научные рекомендации по совершенствованию правового регулирования статуса религиозных объединений и оценке эффективности новых законодательных актов в отношении государственного контроля над организацией и деятельностью религиозных объединений; выводы и предложения, сформулированные в диссертации, могут применяться в практической деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования является диалектический материализм как метод познания социально-правовых явлений, в соответствии с которым регулирование государством деятельности религиозных объединений и их членов рассматривается в единстве его социального содержания и юридической формы. В работе использовались положения философии, общей теории права, религоведения, психологии и других наук, а также общенаучные и специальные методы исследования, в частности историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, системный и другие.

Эмпирическую основу исследовательской базы составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы субъектов России, нормативные акты органов местного самоуправления, решения судов Российской Федерации по конкретным делам о свободе совести и о религиозных объединениях; материалы органов Министерства юстиции Российской Федерации, касающиеся фактов государственной регистрации, деятельности, государственного контроля и ликвидации религиозных организаций; научные труды и публикации, имеющие отношение к объекту и предмету исследования; материалы средств массовой информации и сети Интернет.

По теме диссертации среди сотрудников органов Министерства юстиции Российской Федерации проведено социологическое исследование в виде экспертных оценок; исследованы статистические данные по применению юридических норм, затрагивающих деятельность религиозных объединений и их членов, за период 2000-2006 гг.

Реализация и апробация результатов диссертационного исследования.

Основные теоретические и практические положения научного исследования изложены автором в научных публикациях, докладах на научно-практических конференциях, проводившихся Российской правовой академией Минюста России, Уполномоченным по правам человека Российской Федерации, Полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Результаты исследования использовались диссертантом в практической деятельности при исполнении обязанностей по должности начальника отдела по вопросам правовой помощи и контроля за регистрационной деятельностью территориальных органов Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции Российской Федерации в Федеральном управлении Минюста России по Центральному федеральному округу, затем в Главном управлении Минюста России по Центральному федеральному округу.

Основные положения и выводы проведенного исследования апробированы в выступлениях на научных конференциях: в следующих городах: Москва, Самара, Волгоград, Воронеж, г. Санкт-Петербург.

Выводы автора апробированы в выступлении на курсах повышения квалификации руководящих работников органов государственной власти в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, в процессе работы членом Комиссии по духовной безопасности Экспертного совета по национальной, миграционной политике и взаимодействию с религиоз ными организациями при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Основные результаты исследований легли в основу опубликованных соискателем в пяти научных статьях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

История развития взаимоотношений государства и религиозных объединений в России

Понятие свободы совести, сконцентрировавшее в себе идеи гуманизма, толерантности, требование свободы мировоззренческого выбора, имеет длительную историю формирования и развития, характеризуется конкретно-исторической определенностью. В борьбе с религиозной исключительностью, религиозной нетерпимостью, со статусом государственной религии, с теократическими амбициями религиозных организаций происходило становление и развитие антиклерикальных традиций, процессов секуляризации общественных отношений, разделение светской и религиозных властей, взглядов о свободе вероисповедания и других идей. Все эти представления являлись результатом отражения развития правового регулирования общественных отношений в конкретные исторические периоды, результатом разрешения диалектических противоречий между институтом государства и институтом свобод человека.

Такая постановка вопроса предоставляет нам возможность рассмотреть исторически и логически становление и развитие правовых взглядов о взаимоотношениях государства и религиозных организаций.

Многообразие вероисповеданий стало одной из исторических особенностей России, территорию которой населяли многие народы. В средние века Русь, приняв византийский вариант христианства, еще длительное время оставалась под влиянием языческих воззрений, которые своеобразно включались в православное вероучение. Спустя столетия православие стало доминирующей конфессией страны, что не произошло с исламом и иудаизмом1.

Византийский вариант христианства оказал большое влияние на национальную культуру Руси, а также на ее политическую и конфессиональную историю. Наша страна приняла христианство как государственную религию и понятия «государство», «право» и «религия» тесно переплелись. Распространение христианства проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией. При крещении Руси народ принуждали принимать новую веру. Митрополит Иларион киевский признавал: «... никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказанием, ибо его религия была связана с властью» .

Церкви в древней Руси принадлежало три больших круга судебных прав: судебная власть над всем христианским населением Руси по некоторым делам; право суда над некоторыми группами людей (церковные люди); судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной собственностью Церкви. Ряд брачно-семейных и некоторых иных норм, признаваемых и установленных православной церковью («каноническое право»), был составной частью правовой системы.

Формирование государственности сопровождалось не только централизацией власти, но и созданием единой церковной структуры. Вначале Русская Православная церковь была составной частью Константинопольской церкви (метрополией), а с 1448 г. стала самостоятельной, и с 1589 г. Предстоятель Русской церкви получил Патриаршее достоинство (до того он был митрополитом). Различные толкования христианского вероучения порождали многочисленные ереси, с которыми православная церковь при поддержке светских правителей вела непримиримую борьбу.

С укреплением монархии при Иване IV усиливается церковная централизация, приоритет государственной власти еще более укрепился. Кроме того, она и взяла на себя функции охраны «правой веры» и борьбы с еретическими учениями и вольномыслием

Характерная черта средневековья - отрицание принципа веротерпимости -получила законодательное оформление. Приоритет государственной власти над церковной и определение статуса Православной церкви как государственной религии впервые были закреплены в Соборном уложении 1649 г.2

Важной страницей истории религии в России стал церковный раскол, который позволил царской власти установить контроль над церковью под предлогом защиты «правой» веры. На церковном соборе 1654 г. все противники реформы патриарха Никона были отлучены от церкви, а церковным собором 1667 г. сторонники старой веры объявлены еретиками. Тем самым старообрядцы автоматически подпадали под действие Уложения 1649 г., которое устанавливало жестокие наказания, вплоть до смертной казни, за преступления против православной веры.

В эпоху Петра I произошли важные перемены в религиозной жизни страны. Государственные и культурные новации первого императора привели к прорыву конфессионального изоляционизма. В Москве и Санкт-Петербурге, а также в Астрахани появляются первые католические храмы. С этого времени многочисленные и с годами растущие общины поляков, немцев и других западноевропейцев создают католические приходы во всех крупных городах империи. Государственная власть перестала требовать перекрещивания католиков при переходе в православие. Стали позволительны браки православных с иноверцами.

Конституционные принципы взаимоотношений государства и религиозных объединений

Противоречия в сфере государственно-конфессиональных межконфессиональных отношений, как мы увидели из истории развития взаимоотношений государства и религиозных объединений в России, всегда были, есть и, по всей вероятности, будут. Поэтому задача регулирования общественных отношений заключается, на наш взгляд, не в том, чтобы полностью исключить вышеназванные противоречия из жизни общества, а обеспечить их разрешение на конституционном уровне таким образом, чтобы это отвечало законным интересам соответствующих субъектов права. Соответственно, отказ от поиска вариантов согласия фактически означает лишение этих «субъектов» принадлежащих им прав.

В процессе становления демократии в современном российском обществе постепенно формируется взаимопонимание относительно социально-экономического и политико-правового устройства, признающего незыблемость прав, свобод, достоинства личности и обеспечивающего гарантии свободы, самостоятельности и собственности граждан и их объединений.

Очень важный вопрос - как обеспечить законность при разрешении противоречий, чтобы в ходе их преодоления не возникли другие, еще более серьезные противоречия. И здесь основным приоритетом видится строгое соблюдение положений Конституции Российской Федерации.

В качестве одной из основ конституционного строя в гл. I Конституции Российской Федерации закрепляется светский характер государства. Согласно ст. 14 «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».

Данная норма неразрывно связана со ст. 28 Конституции Российской Федерации, закрепляющей свободы и права человека в связи с религией: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не испо ведовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Конституция Российской Федерации (ст. 19) провозглашает «равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности».

Статья 29 Конституции Российской Федерации каждому «гарантирует свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».

Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59).

Хотя выше перечислены лишь статьи, где прямо говорится о религии, религиозные свободы обеспечиваются и иными нормами Конституции Российской Федерации. Обратим внимание, в частности, на ч. 2 ст. 17, устанавливающую, что «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Конечно, это относится и к религиозным свободам и правам.

Согласно ст. 18 «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Данное принципиальное поло жение означает, что все нормы права и действия властей должны учитывать в числе других и интересы конфессий и верующих.

Право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 26) очень важно для религиозной сферы.

Согласно ст. 30 «Каждый имеет право на объединение Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.»

Перечень можно было бы продолжить , но вывод сам по себе очевиден: Конституция Российской Федерации в гаслом является гарантом прав религиозных объединений и верующих в их взаимоотношениях с государством и между собой.

Анализируя нормы Конституции Российской Федерации, мы считаем возможным определить следующие группы принципов взаимоотношения государства и религиозных объединений:

1. Российская Федерация - светское государство: - никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; - религиозные объединения отделены от государства; - религиозные объединения равны перед законом. - каждому гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям; 2. Российская Федерация гарантирует свободу совести и свободу вероиспо ведания: - каждому гарантируется свобода совести; - каждому гарантируется свобода вероисповедания; - гарантируется свобода мысли и слова; - не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие религиозную ненависть и вражду; - запрещается пропаганда религиозного превосходства; - если убеждениям или вероисповеданиям гражданина России противоречит несение военной службы, то он имеет право на замену ее атьтернативной гражданской службой. 3. Российская Федерация предоставляет право на объединение: - каждый имеет право на объединение; - свобода деятельности общественных объединений гарантируется; - запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание религиозной розни.

Дальнейшее рассмотрение указанной точки зрения в предложенном систематизированном виде позволит, на наш взгляд, понять смысл и содержание конституционных принципов взаимоотношений между государством и религиозными объединениями.

Понятие правового статуса религиозных объединений

Рассмотрев в первой главе данной работы конституционные принципы взаимоотношений государства и религиозных объединений, мы считаем важным и логичным, в соответствии с предметом нашего исследования, уделить соответствующее внимание проблеме правового статуса религиозных объединений в нашей стране (в широком толковании этого понятия).

Ранее отечественные исследователи, как правило, предпочитали рассматривать в качестве объекта изучения не правовой статус религиозного объединения как такового, а непосредственно государственно-конфессиональные отношения, что является, на наш взгляд, главной причиной недостаточной разработанности категории «правовой статус религиозного объединения» в современной теории конституционного права. Между тем, пробелы в осмыслении проблемы оставляют нерешенными множество теоретических и практических вопросов в правовом регулировании отношений государства и религиозных объединений1.

Под статусом субъекта права или правовым статусом субъекта обычно понимается его правовое состояние, характеризующееся комплексом (системой) юридических прав и обязанностей . Однако ряд специалистов в области теории права предлагает отделить понятие «правовой статус» от понятия «правовое положение».

Так, по мнению P.O. Халфиной и С.С. Алексеева, смыслу понятия «статус» в полной мере соответствует стабильное, основополагающее начало в правовом состоянии субъекта, которое включает в себя конституционные права и обязанности, а конкретные права и обязанности отражают, скорее, специфику реального правового положения субъекта, связанного с наличием тех или иных юридических фактов

А.Ю. Якимов, уточняя и развивая эту идею, приходит к выводу о том, что «если правовой статус абстрактного субъекта характеризуется совокупностью нормативно-закрепленных юридических прав и обязанностей, то правовое положение конкретного персонально-индивидуализированного лица определяется как потенциальными обязанностями и правами, так и реальными обязанностями и правами» .

Этот методологический подход видится нам наиболее приемлемым, поскольку удачно сочетает формально-юридический метод исследования с конкретно-социологическим и историческим подходами. По нашему убеждению, его следует применить и в исследовании проблемы правового статуса религиозных объединений в государстве.

Наибольшее препятствие в его использовании заключается в том, что в юридической литературе отсутствует какая-либо устоявшаяся терминология по поводу отношений, возникающих между государством и религиозными объединениями . Думается, что главная причина этого кроется в стремлении исследователей изучать государственно-конфессиональные отношения в рамках социологического, а не формально-юридического подхода. К примеру, И.М. Кислицын применяет термин «форма взаимоотношений» и рассматривает не юридический статус, а совокупность государственно-конфессиональных отношений в их динамике1. Л.А. Морозова и Н.М. Мирошникова выделяют «модели государствен-но-церковных отношений» , при этом Л.А. Морозова понятие «правой статус» и понятие «модель государственно-церковных отношений» использует в качестве синонимов, а для обозначения правового состояния религиозных объединений в государстве использует термин «виды правового статуса» . Между тем, когда в современных исследованиях правоведы делают попытки выделить виды правового статуса религиозных объединений в государстве, то противоречий избежать не удается, и недостаток теоретического осмысления проблемы ощущается особенно остро4.

По нашему убеждению, правовые прингщпы взаимоотношений государства и религиозных объединений всегда первичен относительно правового статуса. Как основополагающий для правового статуса конкретного религиозного объединения, он закрепляется конституционным путем и является единым и универсальным в данном государстве. Принцип соотношения государства и религиозных объединений отражает один из элементов свободы совести - свободу религиозных объединений. Как было отмечено нами ранее в первой главе данной работы, в современной мировой практике существуют два основных принципа соотношения государства и находящихся на его территории религиозных объеди нений: принцип конфессионального равенства (конфессионального безразличия) и принцип конфессионального предпочтения (конфессиональной иерархии).

Поскольку правовой статус религиозного объединения предоставляется государством на основе законодательно закрепленного принципа соотношения государства и религиозных объединений и является важнейшим юридическим показателем этого соотношения, то классифицировать виды правового статуса, по нашему мнению, целесообразно с формально-юридических позиций.

Понятие религиозных объединений по законодательству Российской Федерации

По данным Министерства юстиции Российской Федерации на начало 2007 года в стране действуют более 23 тыс. религиозных организаций 60 различных направлений1. Они пользуются поддержкой миллионов российских граждан. Среди них: местные общества и централизованные религиозные организации, религиозные центры и монастыри, духовно-образовательные учреждения и миссии, братства и сестричества.

В статье 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» законодатель сформулировал: «Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей».

Основными признаками религиозного объединения необходимо признать, по нашему мнению, добровольность, самоуправляемость, некоммерческий характер деятельности и - главное - совместного исповедание и распространение веры его членами.

Добровольность означает создание подобного формирования по желанию его учредителей, без внешних принуждающих к такому объединению обстоятельств. Данный признак основан на нормах ст. 30 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что «каждый имеет право на объединение» и «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» .

Законодательное определение религиозного объединения как добровольного объединения граждан представляется нам, в известной мере, противоречивым. К религиозным объединениям относятся, в частности, такие организации, как духовные учебные заведения, органы церковного управления, которые строятся не на добровольности, а подчинены принципам жесткой иерархии.

Однако раскрытие в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» содержания права на свободу совести и свободу вероисповедания включает, в том числе и право свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. В контексте данной статьи, под иными можно понимать также и атеистические убеждения .

В отличие от ст. 4 Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» статья 6 упомянутого Федерального закона не упоминает об атеистических общественных объединениях граждан, которые, как указывалось, образовывались и действовали на основании своих уставов (положений), регистрируемых в установленном законом порядке3. По логике же действующего российского законодательства регулирование создания и деятельности атеистических общественных объединений должно осуществляться в порядке, установленном Законом «Об общественных объединениях».

Главными же изменениями в понятии религиозных объединений по сравнению с советским законодательством стало введение понятия «религиозные группы», т.е. религиозные объединения, осуществляющие деятельность без создания юридического лица, а также более четкое указание на признаки, позволяющие отличить религиозные объединения от других общественных объединений граждан.

Законодатель в ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» сформулировал понятие «религиозная организация» и определил, что целями образования религиозной организации является совместное исповедание и распространение веры1.

Уже понятие «исповедание и распространение веры» включало в себя совершение культа (что соответствует указанному «совершению богослужений и других религиозных обрядов, церемоний»), распространение своих убеждений, в обществе непосредственно или через средства массовой информации, миссионерскую деятельность, дела милосердия и благотворительности, религиозное обучение и воспитание, подвижническую деятельность (монастыри, скиты и прочее), паломничество и иную деятельность, определяемую соответствующими вероучениями и предусмотренную уставом (положением) данного объединения.

Как видим, в прежнем определении также присутствовало указание на те же признаки, за исключением «вероисповедания». Но действующий Закон не раскрывает это понятие, хотя, в отличие от Закона РСФСР, разделяет его с понятием «совместное исповедание и распространение веры», указывая на последнее как на цели, ради которых образованы религиозные объединения.

Уже отмечалось, что в нормах действующего законодательства отсутствует определение понятий «религия», «вероучение», «совместное исповедание и распространение веры»,

Похожие диссертации на Взаимоотношения государства и религиозных объединений в Российской Федерации