Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Наука конституционного права России и концепт "культура": вопросы теории и практики Сазонникова, Елена Викторовна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сазонникова, Елена Викторовна. Наука конституционного права России и концепт "культура": вопросы теории и практики : диссертация ... доктора юридических наук : 12.00.02 / Сазонникова Елена Викторовна; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный торгово-экономический университет"].- Москва, 2012.- 387 с.: ил. РГБ ОД, 71 13-12/29

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Современное состояние исследований культуры в науке конституционного права России 25

1.1. Особенности изучения и интерпретации концепта «культура» в науке конституционного права 25

1.2. Культурологический подход в методологии науки конституционного права 62

1.3. Концепт «культура» в текстах отечественных конституций и в конституциях зарубежных стран 78

1.4. Культурные исследования как сфера расширения конституционно правового знания 95

Глава 2. Конституционное культуроведение компонент науки конституционного права России 109

2.1. Общая характеристика и проблемное поле конституционного культуроведения 109

2.2. Научный язык конституционного культуроведения 127

2.3. Варианты системы конституционного культуроведения и место компонента в науке конституционного права 156

2.4. Предмет отрасли конституционного права России и концепт «культура» 170

Глава 3. Концепции конституционного культуроведения 198

3.1. Конституционное право и искусство 198

3.2. Конституционное право и творчество 217

3.3. Конституционное право и символика 239

Глава 4. Концепт «культура» в конституционно-правовом образовании 253

4.1. Влияние конституционно-правового знания о культуре на содержание конституционно-правового образования 253

4.2. Роль популяризации науки конституционного права и краеведения в совершенствовании конституционно-правового образования 272

Заключение 290

Библиографический список 297

Приложение 1. Методы исследования 361

Приложение 2. Тематика науки конституционного права России, в которой зафиксирован концепт «культура» 368

Приложение 3. Концепт «культура» в Конституции Российской Федерации и конституциях зарубежных стран 377

Приложение 4. Концепт «культура» в конституционном законодательстве 384

Приложение 5. Жалобы на нарушение культурных прав Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации 386

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Сегодня в России в соответствии с международными принципами и нормами культура рассматривается как содержательная основа саморазвития личности, модернизации общества и государства. В условиях совершенствования научно-практических представлений о регулирующей роли государства в духовной сфере жизни общества заметную часть науки конституционного права России стали составлять исследования конституционно-правовой действительности с привлечением концепта «культура» (концептуальное обобщение представляет собой прием, позволяющий рассматривать знание о культуре как целостность). Достигнутые в этой области научные результаты призваны способствовать государственно-правовому развитию России исходя из национальных интересов, совершенствованию конституционно-правовых основ духовно-культурных отношений.

По мере увеличения количества и тематического разнообразия исследований в области концепта «культура» в науке конституционного права России возникла новая проблемная ситуация, сущность которой заключается в противоречии между наличием значительных научных результатов культурных исследований (концепт «культура» охватывает множество культурных аспектов) и неопределенностью места таких результатов в системе данной науки. Это противоречие раскрывают следующие негативные явления.

Во-первых, одним из каналов приращения знания в отечественной науке конституционного права всегда было обращение к другим наукам (среди известных элементов системы: конституционная экономика, конституционный аудит, история конституционного права и пр.). В этом процессе развитие той составляющей науки, которая складывается под влиянием культурных исследований, несколько запаздывает, поскольку культурологическое знание в отечественную науку конституционного права стало особенно активно проникать на рубеже XX–XXI вв.

Во-вторых, в науке конституционного права России пока присутствует недооценка культурологического подхода для получения нового конституционно-правового знания, что не согласуется с современной установкой на многообразие методов познания конституционно-правовых явлений.

В-третьих, в отечественной науке конституционного права имеется понятийный аппарат, основанный на обращении к концепту «культура» («культурное наследие», «культурные ценности» и т.д.), но не всегда корректно используется соответствующая терминология.

В-четвертых, в предмете отрасли конституционного права России налицо неопределенность ориентиров государственной культурной политики, выразившаяся в отсутствии закрепления в главе I «Основы конституционного строя» Конституции РФ принципов культурной системы государства. Это стало одной из причин затянувшегося реформирования законодательства о культурной политике государства.

В-пятых, знание о культуре недостаточно представлено в конституционно-правовом образовании, тем самым не обеспечивается в полной мере культурная составляющая образования.

В связи с вышеизложенным необходимость разработки теоретических положений об особенностях конституционно-правовых исследований, объединяемых концептом «культура», и месте их результатов в системе науки конституционного права России обусловлена следующими факторами: 1) усиление взаимодействия науки конституционного права с иными науками, изучающими культуру; 2) углубление представлений о возможностях применения в конституционно-правовом научном познании культурологического подхода; 3) важность уточнения понятий науки конституционного права, объединяемых концептом «культура»; 4) привлечение внимания к культуре как к одному из приоритетов конституционного правотворчества; 5) реализация культурной составляющей конституционно-правового образования.

Таким образом, к настоящему времени существует широкий круг вопросов о концепте «культура» в науке конституционного права России, которые являются по своей значимости актуальными и требуют научного исследования.

Соответствие исследования паспорту специальности 12.00.02 – конституционное право; муниципальное право Номенклатуры специальностей научных работников, утвержденной приказом Минобрнауки РФ от 25 февраля 2009 г. № 59.

По области специальности 12.00.02 диссертационное исследование соответствует следующим пунктам паспорта специальности: 1.1. Теоретическое исследование источников конституционного права, его системы и структуры; 1.2. Теория основного закона (конституции) в конституционном праве; 1.3. Теория прав и свобод человека в конституционном праве. Деятельность адвоката по защите прав и свобод человека; 1.4. Предмет, формы и методы конституционного регулирования общественных отношений; 1.10. Конституционные законодательства зарубежных стран.

Степень теоретической разработанности темы. В связи с тем, что наука конституционного права России призвана накапливать знания о политической сфере жизни общества, культурные исследования здесь не являются определяющим направлением. В настоящее время осмысление концепта «культура» в конституционно-правовой науке востребовано, как правило, в комплексе с иной аргументацией, в качестве дополнительной «краски» при работе с предметом исследования. Одновременно происходит развитие концепта «культура» (рост числа исследуемых культурных аспектов) в научно-исследовательских работах и учебной литературе по конституционному праву, увеличивается общее количество таких публикаций.

Обращение к концепту «культура» в отечественной науке государственного, а затем конституционного права восходит к трудам таких выдающихся мыслителей второй половины XIX – первой половины XX в., как: Н. А. Бердяев, Н. Я. Данилевский, И. А. Ильин, П. Н. Милюков, П. И. Новгородцев, В. С. Соловьев и др.

В советское время написаны научные труды о конституционно-правовых основах социально-культурного развития социалистического общества, роли Советов в культурном строительстве, культурной политике союзных республик (работы Н. И. Бушина, Ю. Е. Волкова, Г. А. Дороховой, М. Б. Кейрим-Маркус, Г. В. Нечитайло, А. П. Семитко, К. Е. Федонюка и др.). Активизировались культурные исследования в начале 90-х гг. XX в.: одна из первых отечественных монографий по конституционному праву, в содержании которой представлены разные подходы к пониманию культуры, – адресованная депутатскому корпусу книга Д. А. Керимова «Культура и техника законотворчества» (М., 1991 г.).

Современный этап культурных исследований в науке конституционного права России обусловлен реалиями глобализации, бурного роста новых информационных технологий, с учетом которых необходимо разрабатывать стратегию деятельности государства по обеспечению его культурной безопасности, единства культурного пространства, культурных прав человека и гражданина. В монографиях разработаны различные вопросы, в том числе: культурный плюрализм в конституционных основах духовной жизни общества (Т. Я. Хабриева, В. Е. Чиркин), культурная безопасность территории (С. Н. Бабурин), конституционный духовно-культурный статус личности (Н. В. Витрук), влияние процессов, происходящих в национальной культуре, на развитие конституционной традиции в российской среде (К. В. Арановский), конституционный мультикультурализм (И. А. Кравец). В учебной литературе по конституционному праву России и зарубежных стран концепт «культура» наиболее подробно раскрывается при изложении конституционно-правовых основ духовно-культурных отношений.

Опираясь на материалы книги С. А. Авакьяна «Библиография по конституционному и муниципальному праву России» (М., 2007 г.), на данные каталогов библиотек и справочной правовой системы «КонсультантПлюс», диссертант установил, что в научных статьях и авторефератах диссертаций по конституционному праву концепт «культура» наиболее востребован при проведении исследований по таким вопросам, как: культурные права человека и гражданина, культурные основания федерализма, государственная и муниципальная культурная политика.

Многомерность системы науки конституционного права, обусловленная сложностью изучаемых явлений конституционно-правовой действительности, была обоснована и всесторонне раскрыта в фундаментальном труде Н. А. Богдановой «Система науки конституционного права» (М., 2001 г.).

Несмотря на существенные результаты культурных исследований в науке конституционного права России, ряд основополагающих вопросов о концепте «культура» оказался недостаточно разработан. В частности, нет трудов, раскрывающих концепт «культура» как первичный элемент конституционно-правового знания, не очерчены возможные направления таких разработок, не осмыслено место их результатов в системе науки конституционного права России.

Таким образом, в настоящее время отсутствуют научные труды, в которых был бы воплощен подход к конституционно-правовому знанию о культуре как целостности в системе науки конституционного права России.

Объект диссертационного исследования конституционно-правовое знание о культуре как целостный информационный массив, входящий в систему науки конституционного права России и имеющий в ней свое особенное предназначение.

Предмет диссертационного исследования внутренняя организация конституционно-правового знания о культуре, конституционно-правовое регулирование культурных отношений федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Цель диссертационного исследования заключается в создании научно обоснованной концепции о формировании и развитии в науке конституционного права России знания о культуре как целостности и о возможностях применения этого знания на практике для совершенствования конституционно-правового законодательства и образования.

Задачи диссертационного исследования:

– проанализировать и обобщить сложившиеся к настоящему времени интер-

претации концепта «культура» в науке конституционного права России;

– рассмотреть культурологический подход как исследовательский прием приращения конституционно-правового знания, представить авторское видение возможности применения отдельных составляющих его методов в конституционно-правовых исследованиях;

– разработать периодизацию развития концепта «культура» в отечественных конституциях;

– представить знание о культуре как сферу расширения конституционно-правового научного знания;

– выявить и описать принципы, специфику, функции, направления исследований, варианты системы, концепции компонента отечественной науки конституционного права, объединяющего знание о культуре;

– определить особенности языка науки конституционного права при работе с концептом «культура» и очертить круг основных понятий;

– систематизировать культурные отношения, урегулированные в настоящее время отраслью конституционного права России;

– аргументировать необходимость представления концепта «культура» в конституционно-правовом образовании, показать роль популяризации науки конституционного права и краеведения в совершенствовании конституционно-правового образования.

Теоретическая и методологическая основа исследования представлена трудами отечественных и зарубежных исследователей.

В теории государства и права избранную проблематику особенно затрагивают исследования о взаимоотношениях права и культуры, правовом регулировании, правовой системе, правовой политике. При подготовке диссертации автор опирался на труды С. С. Алексеева, В. М. Баранова, В. А. Бачинина, И. Л. Брауде, Н. А. Власенко, В. Г. Графского, А. И. Гусейнова, И. А. Исаева, Д. А. Керимова, В. И. Лафитского, В. П. Малахова, М. Н. Марченко, А. В. Г. В. Мальцева, Н. В. Мамитовой, Н. И. Матузова, Н. Ф. Медушевской, В. В. Лапаевой, Ж. И. Овсепян, Б. А. Осипян, С. В. Полениной, К. Е. Сигалова, В. Н. Синюкова, В. В. Сорокина, З. А. Станкевича, В. М. Сырых, Л. Б. Тиуновой, Ю. А. Тихомирова, В. А. Четвернина, И. Л. Честнова, А. И. Экимова и др.

В науке конституционного права обращение к концепту «культура» было зафиксировано в работах по широкому кругу конституционно-правовых отношений. Существенное значение для обоснования знания о культуре как целостности в рамках науки конституционного права имели исследования о предмете, источниках, системе, понятийно-категориальном аппарате науки и отрасли конституционного права России. В теоретическую основу диссертации положены труды С. А. Авакьяна, А. С. Автономова, И. А. Алебастровой, Г. Н. Андреевой, К. В. Арановского, С. Н. Бабурина, М. В. Баглая, И.Н. Барцица, Н. А. Богдановой, Н. С. Бондаря, Н. В. Бутусовой, Н. В. Витрука, Л. Д. Воеводина, Г. А. Гаджиева, А. А. Джагаряна, Н. М. Добрынина, В. Д. Зорькина, Т. Д. Зражевской, В. Т. Кабышева, А. Д. Керимова, Е. И. Козловой, А. Н. Кокотова, В. В. Комаровой, И. А. Кравца, И. А. Крусса, О. Е. Кутафина, Л. С. Мамута, А. Н. Медушевского, Е. А. Лукашевой, В. О. Лучина, Л. А. Нудненко, А. М. Осавелюка, Ф. М. Рудинского, Е. А. Попова, Т. М. Пряхиной, В. К. Самигуллина, Б. А. Страшуна, М. А. Федотова, Т. Я. Хабриевой, В. Е. Чиркина, Б. С. Эбзеева и др.

При раскрытии взаимосвязей конституционно-правового научного знания о культуре с философскими и научными социально-гуманитарными разработками автор опирался на труды: П. В. Алексеева, В. Г. Борзенкова, А. О. Ганжи, Н. И. Зинченко, А. А. Зотова, В. А. Канке, С. А. Лебедева, Т. Г. Лешкевич, В. В. Миронова, М. А. Розова, В. С. Степина, Д. А. Ягофарова; Дж. Александера, Ф. Гваттари, Ж. Делеза, Ф. В. Знанецкого, Ж. Лакана, И. Лакатоса, Р. К. Мертона, К. Поппера, Р. Рорти, К. Уилбера и др. Для систематизации конституционно-правовых знаний о концепте «культура» изучены разные подходы к пониманию культуры и ее роли в жизни общества таких ученых, как: М. М. Бахтин, В. С. Библер, Г. Д. Драч, Д. С. Лихачев, Ю. В. Осокин, Ю. М. Резник, А. Я. Флиер, Б. А. Эренгросс; К. Гирц, Л. Уайт, О. Шпенглер и др.

Диссертационное исследование проведено с применением диалектического, а также ряда общенаучных и частнонаучных методов познания.

Диалектический подход позволил работать с концептом «культура» в науке конституционного права России как с множеством различных культурных аспектов, осмыслить изменения в системе науки конституционного права России в связи со значительным числом культурных исследований.

Системный подход использован для изучения знания о культуре как целостности в рамках науки конституционного права России, для выявления его связей с другими областями знания, а также для построения вариантов его внутренней организации.

Культурологический подход заключается в применении методов исследования культуры для познания конституционно-правовых явлений. Следование этому подходу приводит к установке на культурологическое наполнение конституционно-правового знания, акцентирует внимание на закреплении в отрасли конституционного права России разнообразных культурных аспектов.

Необходимую часть общенаучной методологии составили такие методы, как анализ и синтез, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, аналогия, индукция и дедукция, применяемые исходя из задач и стадий проведения исследования.

Среди частнонаучных методов особое значение имеют формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой. Они применялись для изучения конституционно-правовых норм, регулирующих отношения в сфере культурного развития России, особенностей их формирования, выявления сходств и различий между нормами российского и зарубежного конституционного права, российского и международного права, законодательства субъектов Российской Федерации.

Эмпирическая основа исследования. В процессе подготовки диссертационного исследования изучены: Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; послания Президента Российской Федерации; решения Конституционного Суда Российской Федерации; доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; программы семи российских политических партий; международно-правовые акты; Конституции СССР и РСФСР; проекты Конституции РФ; конституции зарубежных государств; учебные и учебно-методические труды по конституционному праву России и зарубежных стран; материалы некоммерческих организаций; публикации СМИ, информация сайтов Интернет, материалы конференций, конкурсов, студенческих тестирований и иных научных и учебных мероприятий.

Научная новизна исследования. Впервые в науке конституционного права России тема о концепте «культура» в науке конституционного права России стала предметом отдельного исследования, в котором осуществлена разработка широкого круга теоретических и практических вопросов о формировании и развитии знания о культуре как целостности в системе данной науки. Научная новизна присуща представлению о том, что вследствие обращения в научных исследованиях по конституционному праву к концепту «культура» формируется соответствующая область конституционно-правового знания, которая выделяется в отдельный компонент системы науки, имеющий свойственные только ему принципы, специфику, направления исследований, функции, варианты системы.

Произведена систематизация основных интерпретаций концепта «культура» в современном отечественном конституционном праве, что позволило представить широту трактовок концепта, гибкость его содержания, возможность применения в отношении любой конституционно-правовой исследовательской цели.

Элемент новизны присущ научно-методическому аппарату работы, подходу к осуществлению исследования посредством объединения вокруг концепта «культура» двух взаимосвязанных групп научных фактов: первые касаются конституционно-правовых явлений как феноменов культуры, вторые – конституционно-правового воздействия (в том числе регулирования) на явления культурного пространства.

Предложена для конституционно-правовых исследований совокупность методов, конкретизирующих культурологический подход, и на отобранных автором научных фактах из конституционно-правовой действительности, включенных в сферу концепта «культура», показаны возможности культурологического подхода для познания конституционно-правовой действительности.

Рассмотрено развитие культурных исследований в науке конституционного права России и концепта «культура» в текстах отечественных конституций и конституций зарубежных стран.

Показаны особенности научного языка конституционного права, обусловленные обращением к концепту «культура»; введено новое понятие – название компонента науки конституционного права, объединяющего знания о культуре, – «конституционное культуроведение», а также уточнены понятия, раскрывающие концепт «культура» применительно к конституционно-правовому регулированию культурных отношений.

Выделены культурные аспекты, урегулированные в настоящее время отраслью конституционного права России (применительно к составляющим предмета отраслевого регулирования).

Исходя из представления о взаимном влиянии конституционно-правовых и иных культурных явлений, предложены концепции «конституционное право и искусство», «конституционное право и творчество», «конституционное право и символика».

Обоснована необходимость включения конституционно-правового знания о культуре в конституционно-правовое образование. Выделены в конституционно-правовом образовании следующие виды деятельности: популяризация конституционно-правовой науки и краеведческая деятельность по изучению конституционно-правовых источников.

Установлена тенденция культурологизации знания о конституционно-правовой действительности, заключающаяся во все большем отражении в нем концепта «культура».

Сформулированы предложения по совершенствованию конституционного законодательства и по представлению в конституционно-правовом образовании концепта «культура», которые опираются на теоретические положения о концепте «культура» в науке конституционного права России, разработанные диссертантом.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту.

1. Концепт «культура» рассматривается как один из первичных элементов конституционно-правовой науки. Обосновывается широкое содержание концепта «культура», воплощенное в отечественной правовой системе, в которое включаются ценности, верования, художественные достижения, просвещенность, уклад жизни, разнообразные формы участия граждан в социальной деятельности, отдельная сфера государственной и муниципальной политики.

Выявлена многогранность концепта «культура» в науке конституционного права России: при изучении конституционно-правовых явлений смысл концепта «культура» обусловлен предметом конкретного исследования.

2. Представлена авторская позиция, что в основу организации науки конституционного права России наряду с такими первичными элементами знания, как научные понятия и категории, должны быть положены концепты.

Концепты – это обобщения существенных признаков явлений не только на рациональной основе, но с учетом жизненного опыта, интуиции и воображения субъекта познания. Концепты («культура», «нравственность», «справедливость», «экология» и др.) обеспечивают теоретическую организацию знания, когда мышление научными понятиями является неплодотворным, потому что трудно обобщить признаки явлений логически.

3. Выявлена тенденция возрастания научно-исследовательского интереса к концепту «культура» в конституционном праве России, что объясняется следующими причинами: 1) увеличение массива эмпирического материала о конституционно-правовом регулировании культурной жизни общества; 2) усиление взаимного влияния конституционных моделей, сложившихся в разных национальных культурах; 3) активное проникновение в конституционно-правовую науку социально-гуманитарного знания иных наук, изучающих культуру.

4. Установлено, что при изучении системы науки конституционного права России на основе подхода, состоящего не в дифференциации знания на части, а в обнаружении путей укрепления ее системного единства, обращение к концепту «культура» является фактором, обеспечивающим целостность системы науки конституционного права, поскольку его осмысление возможно во всех областях данной науки.

5. Подчеркивается особая роль для приращения конституционно-правового знания концепта «культура», благодаря сложившемуся на его основе культурологическому подходу. Предназначение культурологического подхода в науке конституционного права состоит в: представлении конституционно-правовых явлений сквозь призму культурного развития общества, раскрытии генезиса и смыслов конституционно-правовых явлений, привлечении внимания к ценностям конституционализма, обеспечении совершенствования конституционно-правового регулирования общественных отношений.

6. Аргументирована дифференциация науки конституционного права России, обусловленная осмыслением в конституционно-правовых исследованиях концепта «культура», предложено авторское название и определение компонента науки, объединяющего результаты таких исследований.

Конституционное культуроведение – компонент, объединяющий конституционно-правовое знание о культуре, обособление которого обусловлено необходимостью формирования современных представлений о конституционно-правовом воздействии (в том числе регулировании) на духовную сферу жизни общества, в целях совершенствования конституционного законодательства и реализации культурной составляющей конституционно-правового образования.

В названии компонента определение «конституционное» фиксирует конкретную изучаемую область действительности, ограниченную предметом науки конституционного права России, а слово «культуроведение» заключает широкое проникновение концепта «культура» в теорию данной науки.

7. Разработаны основы авторской концепции компонента науки конституционного права России, объединяющего конституционно-правовое знание о культуре: принципы; специфика; проблемное поле.

Принципы: 1) принцип дуализма: возможность исследовать конституционно-правовые явления как феномены культуры, с одной стороны, и культурные явления как объекты конституционно-правового воздействия, с другой стороны; 2) принцип разнообразия: возможность применения любого из существующих подходов к пониманию культуры для расширения конституционно-правового знания.

Специфика: 1) предметная область характеризуется объединением знания вокруг концепта «культура», который раскрывается в совокупности элементов, не имеющих четко обозначенных границ («конституционная культура», «право на участие в культурной жизни» и т.д.), определяемых лишь относительно; 2) компонент науки является результатом взаимодействия конституционного права и иных наук, изучающих культуру.

Проблемное поле компонента является широким и включает все возможные культурные аспекты, которые находятся в границах предмета науки конституционного права России.

8. Сделано заключение, что компонент науки конституционного права России, объединяющий конституционно-правовое знание о культуре, имеет сложную внутреннюю организацию и может быть представлен в разных вариантах построения. Ведущими являются варианты, соответствующие двум характеристикам отечественной науки конституционного права: тематической и методологической.

9. При построении компонента, объединяющего конституционно-правовое знание о культуре, с учетом тематической характеристики науки в нем выделяются две основополагающие группы знаний: во-первых, о разных частях предмета отрасли конституционного права (принципы культурного развития государства, его культурный суверенитет и культурная безопасность, культурные права и обязанности граждан и т.д.); во-вторых, о конституционно-правовом регулировании разнообразных культурных явлений (памятники истории и культуры, творчество, языки, искусство, символика и т.д.). Такая организация знания обусловлена фундаментальным характером общественных отношений, включенных в предмет отрасли конституционного права, основана на догме конституционного права и учитывает мировоззрение ученого, осмысливающего то или иное явление как часть культурного пространства.

10. При построении компонента, объединяющего конституционно-правовое знание о культуре, в зависимости от используемых методов исследования в науку конституционного права включаются знания о культурологическом подходе как части ее методологии. Дальнейшая дифференциация конституционно-правового знания внутри компонента обусловлена совокупностью методов, составляющих культурологический подход.

11. В конституционно-правовом знании о культуре складывается множество концепций – завершенных обобщающих научных построений, обоснование и разработка которых обусловлены включением культурных явлений (исходя из разных подходов к пониманию культуры) в сферу конституционно-правового воздействия и их влиянием на состояние конституционно-правовой действительности.

12. Выявлен основополагающий юридико-технический прием конституционно-правового регулирования общественных отношений – сужение концепта «культура» до художественной сферы, – сообразующий концепт «культура», главным образом, с правом на доступ к культурным ценностям, с просветительской деятельностью, поддержкой учреждений искусства. Такая трактовка концепта «культура» представляется оправданной применительно к нормам права, регулирующим компетенцию органов государственной власти и местного самоуправления, для обеспечения в их деятельности конституционных культурных прав человека и гражданина.

13. Исходя из наличия в содержании конституционно-правовых норм концепта «культура», в отрасли конституционного права России выделен конституционно-правовой институт культурного развития России, выявлены его основные характеристики и определена специфическая сфера действия его норм (культурные отношения). Нормы этого института нацелены на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением государством культурной политики, в интересах его устойчивого развития и установления пределов публичного вмешательства в саморазвитие человека.

При этом не все содержательные составляющие данного института определены, поскольку в главе 1 Конституции РФ принципы культурного развития не установлены (по мнению диссертанта, на конституционном уровне должны быть закреплены принцип единства культурного пространства и принцип внимания государства к культурному разнообразию).

14. Выявлено четыре способа представления концепта «культура» в конституционном законодательстве России: 1) сочетание правового термина с признаком «культурный» («культурные права», «культурные обязанности» и др.); 2) сочетание общеупотребительной лексики с признаком «культурный» («культурные связи», «культурное развитие» и др.); 3) «скрытое» представление, когда определение «культурный» не называется, но может быть выведено из контекста нормативного правового акта (формально это выражено в виде открытого перечня признаков); 4) употребление культурологических понятий («культурные ценности», «памятники истории и культуры», «культурное наследие» и др.).

15. Обоснована периодизация развития концепта «культура» в текстах отечественных конституций РСФСР и РФ:

Первый этап – период действия Конституций РСФСР 1918 г. и 1925 г.: концепт «культура» был включен в тексты Конституций РСФСР только в вопросе ведения органов Советской власти на местах.

Второй этап – период действия Конституций РСФСР 1937 г. и 1978 г.: утвердилось детальное закрепление концепта «культура» на конституционном уровне; особое значение культуры было подчеркнуто выделением в тексте Конституции РСФСР 1978 г. главы «Социальное развитие и культура», а также внимание к культуре было выражено на уровне преамбулы.

Третий этап – период действия Конституции РФ 1993 г. В действующей Конституции регулирование культуры является минимальным, что объяснимо существующей во время ее разработки либеральной установкой на саморегулирование культуры и невмешательство государства в культурное развитие.

Таким образом, исторически концепт «культура» прошел в текстах отечественных конституций путь от полного не упоминания о нем до достаточно обширного регулирования. Сегодня конституционное регулирование имеется, но его объем значительно уступает существующему в советское время.

16. Расширено конституционно-правовое знание о проектах Конституции РФ, разработка которых осуществлялась в последнем десятилетии XX в., посредством формирования собирательного «портрета» концепта «культура» в их текстах. Синтез положений разных проектов Конституции РФ позволяет определить доминирующие на момент разработки Конституции РФ представления о конституционно значимых приоритетах культурного развития. Концепт «культура» был включен в преамбулу, в функции социального государства, в права и обязанности человека и гражданина, в национальную политику, в разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами, в компетенцию парламента и правительства, в основы местного самоуправления.

17. Обоснована необходимость отражения концепта «культура» в конституционно-правовом образовании. В преподавании конституционно-правовых дисциплин должна быть обеспечена культурная составляющая в условиях существующей доминирующей ориентации на правовые технологии (экспертные, правотворческие компетенции) в профессиональной деятельности конституционалистов. Важная роль в конституционно-правовом образовании принадлежит популяризации науки конституционного права России и краеведческой работе с ее источниками.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанные теоретические положения выступают итогом осмысления разнообразных сторон включения концепта «культура» в науку конституционного права России. В диссертации произведен анализ особенностей изучения и интерпретаций концепта «культура» в науке конституционного права, названы аргументы в пользу обособления конституционно-правового знания о культуре в отдельный компонент науки, предложено авторское название данного компонента – «конституционное культуроведение». Теоретические обобщения, разработанный и уточненный понятийный аппарат вносят вклад в развитие общей теории конституционного права России и могут быть использованы в последующих научных разработках в данной области и совершенствовании конституционно-правовых основ духовно-культурных отношений.

Практическая значимость исследования выражается в предложениях, направленных на совершенствование конституционного законодательства, регулирующего отношения в сфере культуры. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в высшем профессиональном образовании по направлению «Юриспруденция» в процессе преподавания конституционного права, а также иных дисциплин государственно-правового профиля бакалавриата и соответствующих программ магистратуры. Результаты диссертационного исследования могут быть востребованы и в общем образовании, и по другим направлениям профессионального образования, если в них присутствует конституционно-правовое содержание. В целом осмысление концепта «культура» в конституционном праве может быть одной из основ воспитания уважения к истории и традициям государства и малой Родины, способствовать успешной реализации государственных, муниципальных и общественных инициатив в деле развития правовой культуры и воспитания гражданственности.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации, выводы и предложения изложены в 2 монографиях (общий объем – 20 печ.л.), 21 научной статье в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России (общий объем – 8 печ.л.), 19 научных работах в иных изданиях (общий объем – 6,8 печ.л.).

Основные результаты исследования были представлены в докладах и тезисах при участии более чем в десяти научно-практических конференциях различных уровней, в том числе всероссийских и международных, становились предметом сообщений в рамках Школы-практикума молодых ученых-юристов Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (2009, 2010, 2011 гг.).

Результаты исследования представлялись на конкурсы. Работа «Государственные праздники: конституционно-правовое исследование» вошла в число победителей Всероссийского конкурса молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива», приуроченного к 100-летнему юбилею Государственной Думы (Москва, 2006 г.). Формулировка национального девиза была отмечена дипломом лауреата конкурса «Национальный девиз России», организованного Центром проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования (Москва, 2009 г.).

В составе авторского коллектива диссертант подготовил фрагменты ежегодного Доклада Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации» (2007, 2008 гг.).

Выводы исследования были применены при участии (в составе рабочих групп) в разработке проектов законов Воронежской области: «Об особенностях сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного значения на территории Воронежской области» (2005 г.), «О культуре» (2006 г.), «Об экологическом образовании и формировании экологической культуры» (2008 г.), «О памятных датах Воронежской области» (2009 г.), «О государственной молодежной политике Воронежской области» (2009 г.). Предложения по совершенствованию проекта ФЗ № 617570-5 «О культуре в Российской Федерации» нашли отражение в работе парламентских слушаний в комитете по культуре и историческому наследию Воронежской областной Думы (2011 г.). Результаты диссертационного исследования были применены при разработке и реализации (в составе рабочих групп) мероприятий областной целевой программы «Повышение правовой культуры населения Воронежской области в 2006–2008 годах».

Внедрение результатов диссертации в учебный процесс в основном связано с преподаванием в ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет» дисциплин «Конституционное право», «Конституционное право зарубежных стран»; дисциплины «Региональное законодательство» (в филиале Воронежского государственного университета, г. Старый Оскол). Диссертантом разработана рабочая программа учебной дисциплины «Культурные права и обязанности в России и зарубежных странах», входящей в программу магистратуры «Защита прав и свобод человека».

Основные положения и выводы диссертации одобрены и рекомендованы к защите на кафедре конституционного и муниципального права ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет».

Объем и структура исследования. Диссертационное исследование изложено на 387 страницах и включает введение, четыре главы, тринадцать параграфов, заключение, библиографический список из 685 источников, пять приложений.

Особенности изучения и интерпретации концепта «культура» в науке конституционного права

Исходные положения. Концепт как первичный элемент системы науки конституционного права. В диссертационном исследовании за основу принято определение науки конституционного права, разработанное Н. А. Богдановой: «Наука конституционного права - это системное знание, полученное в результате познавательной деятельности, направленной на понимание и объяснение конституционно-правовой действительности (объектов изучения) и имеющей конечной целью осмысление понятия конституционного права»1.

В отечественных системных исследованиях широко признано мнение, что наука конституционного права состоит из системы понятий, которые выступают первичными элементами конституционно-правового знания, и что из понятий складываются теоретические построения науки. Но среди современных научных конституционно-правовых источников появились работы, где вместо «понятия» как основополагающего элемента организации научного знания применяется «концепт»3, и понятийное мышление, отражающее мир исключительно на рациональной основе, уже не представляется универсальным для познания конституционно-правовой действительности во всем ее многообразии.

Термин «концепт» введен в философию П. Абеляром (1079 г. -1142 г.) в связи с осмыслением универсалий. П. Абеляр считал, что в процессе познания человек рассматривает различные аспекты единичных вещей (инди-видуалий) и путем абстрагирования создает смешанный образ, который выражается именем, словом1. В качестве главной черты концепта П. Абеляр рассматривал его создание индивидуальным сознанием.

В философии XX в. крупной вехой в развитии представлений о концепте стали труды французских философов, работавших в направлении постструктурализма, - Ж. Делеза и Ф. Гваттари, которые видели философию как «непрерывное творчество концептов» и рассматривали концепт как «множественность» (не бывает концепта с одной лишь составляющей). «Концепт» всегда единичное в том смысле, что в его создании велика роль интуиции и только в творчестве ярко раскрывается его наполнение2.

В отечественных философских энциклопедиях описания «концепта» в настоящее время немногочисленны; отмечается латинское происхождение термина и приводятся разные трактовки его значения.

В Новой философской энциклопедии (М., 2001 г.) концепт (от лат. «conceptus» - собрание, восприятие, зачатие) рассматривается как акт «схватывания» смыслов вещи (проблемы) в единстве речевого высказывания.

Возвращаясь к П. Абеляру, отметим, что «схватывание» в концепте связывается с неопределимостью вещи, превосходящей рамки понятия. Концепт, в отличие от «схватывания» в понятии, представляется как производное возвышенного духа (ума), в нем творчески собраны смыслы и помыслы и он включает в себя рассудок как часть1.

Во Всемирной энциклопедии: Философия (М.; Минск, 2001 г.) концепт (от лат. «conceptus» - понятие) описан как «содержание понятия, его смысловая наполненность в отвлечении от конкретно-языковой формы его выражения». Концепт для научного знания выступает как единица концептуальной схемы, каждый концепт занимает свое четко обозначенное место, нахождение концептов и установление их связей между собой образует суть концептуализации - процедуры введения онтологических представлений в накопленный массив эмпирических данных, обеспечивающей теоретическую организацию материала2.

В отечественном социально-гуманитарном знании «концепт» долгое время был практически полностью вытеснен «понятием» как формой мысли, обобщенно отражающей предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств3. Но в настоящее время ситуация изменилась. «Концепт» активно используется в разных областях социально-гуманитарного знания, поскольку изначально он тесно связан с речью, языком, общением: родоначальник «концепта» - П. Абеляр - считал, что речь воспринимается как «концепт в душе слушателя».

Впервые в отечественную гуманитарную науку термин «концепт» ввел С. Аскольдов, который понимал под ним «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода», и концепты образно представляются как «почки сложнейших соцветий мысленных конкретностей»4. Концепт рассматривается как единица описания картины мира, содержащая языковые и культурные знания, представления, оценки1 (отмечается, что количество базовых концептов «четыре - пять десятков, а между тем сама духовная культура всякого общества состоит в значительной степени в операциях с этими концептами»)2.

Соединение «концепта» и «понятия» в конструкции «концептуальное понятие» осуществлено В. М. Сырых: «В роли концептуального понятие выступает тогда, когда оно охватывает всю совокупность наблюдаемых фактов»3.

Таким образом, концепты - это обобщения наиболее существенных признаков явлений не только на рациональной основе, но с учетом жизненного опыта, интуиции и воображения ученого. Концепты («культура», «нравственность», «справедливость», «экология», и др.) обеспечивают теоретическую организацию знания в тех областях науки конституционного права, где мышление научными понятиями является неплодотворным, потому что трудно обобщить признаки явлений логически.

Вопрос о разграничении «концепта» и «понятия» в самом общем смысле может быть решен следующим образом: понятие отражает объективное единство существенных свойств предмета, созданное на основе правил рассудка, а концепт зависим от субъекта, в его осмыслении важнейшее значение имеет интуиция, жизненный опыт, воображение.

Концепт «культура» в науке конституционного права России: исходные положения.

В данном исследовании, посвященном месту в науке конституционного права России знания о культуре, концепт «культура» обобщает разнообразные культурные явления, что позволяет рассматривать это знание как целостность, включенную в предмет науки конституционного права.

Концепт «культура» рассматривается как один из первичных элементов конституционно-правового знания. Автор обосновывает широкое содержание концепта «культура», воплощенное в национальной правовой системе, в которое включаются ценности, верования, художественные достижения, просвещенность, уклад жизни, разнообразные формы участия граждан в социальной деятельности, отдельная сфера государственной и муниципальной политики. Концепт «культура» заключает в себе множественность разнообразных явлений (выражающий эту множественность единичный элемент называется «культурный аспект»1).

Концептуальное определение культуры дано в проекте ФЗ «О культуре в Российской Федерации» : «Культура - совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков, ценностей, традиций и верований, находящих выражение в образе жизни и искусстве». Это определение не очень удачно потому, что, модифицируя определение культуры, за-крепленное в Цели Международного года сближения культур (2010 г.) , оно отходит от многогранности культуры, сводя ее только к образу жизни и искусству.

Общая характеристика и проблемное поле конституционного культуроведения

Определение конституционного культуроведения: компонент науки конституционного права России, объединяющий конституционно-правовое знание о культуре, обособление которого обусловлено необходимостью формирования современных представлений о конституционно-правовом воздействии (в том числе регулировании) на духовную сферу жизни общества, в целях совершенстрования конституционного законодательства и реализации культурной составляющей конституционно-правового образования.

Обоснование выбора названия компонента науки конституционного права: «конституционное кулътуроведение».

При выборе названия компонента системы науки во внимание приняты следующие факторы: 1) дискуссионность в вопросах толкования научной дефиниции «культура» и теоретических подходах к ее изучению1; 2) широкое проникновение культурных исследований в теорию науки конституционного права.

Название «конституционное кулътуроведение» имеет следующие особенности: термин «культуроведение» не связан с западной традицией, он заключает в себе своеобразное отечественное интеллектуальное движение; оп-ределение «конституционное» фиксирует конкретную изучаемую область неприродной действительности, ограниченную предметом конституционного права как специальной отраслевой науки российского права.

При выборе названия «конституционное культуроведение» значимую роль сыграла аналогия с названием уже известного компонента системы науки конституционного права - «конституционная экономика» (хотя в случае с экономикой движение к сближению наук шло со стороны не конституционно-правовой, а экономической науки1). Подобно тому, как «конституционная экономка» возникла вначале в рамках исследований, объединенных общей проблематикой «экономика и право», а затем оформилась в системе отраслевой конституционно-правовой науки в самостоятельный компонент, «конституционное культуроведение» вырастает из исследований, объединенных проблематикой «право и культура».

Принципы конституционного кулътуроведения.

В исходном понимании принципы конституционного культуроведения определяются в науке конституционного права России по функциональной нагрузке как «принципы-идеи» , по значимости - как «блоковые», т.е. касающиеся конкретного компонента науки3.

Выделим два принципа конституционного культуроведения: 1) принцип дуализма: возможность исследовать конституционно-правовые явления как феномены культуры и культурные явления как объекты конституционно-правового воздействия; 2) принцип разнообразия: возможность применения любого из существующих подходов к пониманию культуры для расширения конституционно-правового знания.

Специфика конституционного кулътуроведения:

1) предметная область характеризуется объединением знания вокруг концепта «культура», который раскрывается в совокупности элементов, не имеющих четко обозначенных границ («конституционная культура», «право на участие в культурной жизни» и т.д.) и определяемых лишь относительно; привлекаются для развития знания иные концепты: «творчество», «образование», «экология» и т.д.;

2) компонент науки является результатом взаимодействия конституционного права и иных наук, изучающих культуру;

3) развитие знания компонента соответствует парадигме «сложного мышления»1, которая состоит в отказе от разделения знания на обособленные дисциплинарные области, в воссоздании единства «раздробленного знания» при условии сохранения каждой научной дисциплиной своего специфического предмета;

4) на состояние конституционно-правового знания оказывает влияние «парадигмальная прививка» (В. С. Степин) идей, транслируемых из области наук, специально занимающихся изучением культуры. «В этом процессе постепенно стираются жесткие разграничительные линии между картинами реальности, определяющими видение предмета той или иной науки. Они становятся взаимозависимыми и предстают в качестве фрагментов целостной общенаучной картины мира»2;

5) культурные исследования в конституционном праве дают каузальное объяснение исследуемым явлениям, выдвигают на первый план операцию понимания, опирающуюся не на описательные, а на оценочные утверждения.

Функции конституционного кулътуроведения.

К функциям конституционного кулътуроведения относятся следующие обусловленные сущностью и социальным назначением данного направления в науке конституционного права России виды воздействия на конституционно-правовую действительность:

- познавательная: освоение конституционно-правовой действительности; получение нового научного знания;

- методологическая: предложение своеобразных подходов к обработке конституционно-правовой информации (например, культурологического подхода);

- образовательная: обращение к концепту «культура» позволяет адекватно воспринимать современное конституционное строительство, проводить анализ конституционно-правовых нормативных предписаний и верно разрешать дела, связанные с духовной жизнедеятельностью общества и человека;

- аксиологическая: формирование системы положительных ценностей и дальнейшее следование им через идеализированное восприятие культуры во всем многообразии ее проявлений;

- проектирования: направленность на познание многообразных культурных процессов для более глубокого понимания и создания благоприятной среды для конституционно-правовых практик (например, конституционно-правового всеобуча, правотворчества, экспертизы целевых программ на учет культурных аспектов), для разработки изменений и дополнений в действующее законодательство;

- диалоговая: многомерность бытия культуры, изучаемого наукой конституционного права в аспектах, позволяющих глубже раскрывать ее предмет, создает терпимость к инакомыслию, развивает гуманитарные технологии преодоления не согласующихся и даже взаимоисключающих точек зрения;

- коммуникационная: создает основу для взаимодействия конституционалистов и культурологов при исследованиях конституционно-правовых и иных культурных явлений, способствует межкультурной коммуникации в конституционном праве;

- креативная: формирование стиля конституционно-правового знания, адекватного культурным исследованиям, развитие теории творчества применительно к науке конституционного права;

- поэтическая: формирование поэтического мышления1 - особой формы познания, сложившейся в художественном творчестве, но все больше проникающей в научное творчество, допускающей свободное движение мысли, соединение мысли с чувством, недосказанность, неполноту, намек;

- компенсаторная (возмещающая): придание уверенности в возможности социальной справедливости, воодушевление от обращения к духовному бытию, к высшим ценностям, восполнение недостающей в реальности гармонии мысленным экспериментом и даже вымыслом, «уход от реальности»;

- утопическая: продуцирование идеала, направленность на моделирование «таких состояний социального бытия, которые, выступая одновременно желаемыми и возможными, воспринимаются как высшая ценность» (например, «культурное государство»);

- мемориальная (функция памяти): способствует поддержанию комме-морации (коллективной памяти) нации и индивидуальной рефлексии о конституционно-правовых явлений прошлого, развивает учение о памяти в науке конституционного права в условиях острой общественной потребности в обобщающих национальных представлениях и идеях.

Конституционное право и творчество

Философские и общетеоретические правовые основания концепции «Конституционное право и творчество».

Творчество представляет собой комплексный объект изучения , входящий в разнообразных отношениях в предмет всех наук. В энциклопедических источниках творчество определено как действие от глагола «творить» в значении «создавать, производить, созидать»3. «В творчестве есть внутренняя и внешняя сторона. Есть первоначальный творческий акт, в котором человек как бы стоит перед лицом Божьим, и есть вторичный акт, в котором он как бы стоит перед лицом людей и мира» . В разнообразии представлений о природе творчества выделяются два ракурса: персоноцентрическии, когда творчество рассматривается с позиции субъекта творческой деятельности как реализация способностей, и социоцентрический, когда творчество понимается как деятельность человека, результатом которой является общественно значимый продукт2. А. Маслоу видел истоки творческих способностей (креативности) в исторической ситуации, когда «ускорилось все - темп сбора научных данных, изобретательская активность ... процессы трансформации психологической реальности, рост благосостояния» .

В общетеоретических правовых исследованиях проблематика творчества выделяется в разных отношениях, например: с правотворчеством как частью процесса правообразования4 (в том числе субъект правотворчества5, результат правотворчества6, работа правотворческого органа7, правотворческий федерализм , судебное правотворчество ); с правовым образованием, в котором значение имеет творческая природа педагогической деятельности учителя и развитие личности ученика; с освоением и развитием наследия юридической науки как одним из начал деятельности научного сообщества1 . Во всех названных случаях общетеоретические вопросы являются фундаментом исследования вопросов творчества в отраслевых правовых науках.

Вопросы творчества в предмете науки конституционного права России.

Конституционно-правовое регулирование творчества.

Конституционно-правовое регулирование творчества отражает отношение государства к саморазвитию и инициативности личности, результатам творческого труда, культуре в целом, так как «творчество - есть движущая сила развития культуры, важнейший фактор ее динамики»1.

Периодизация регулирования вопросов творчества в текстах Конституций РСФСР и РФ.

1-й этап: период действия Конституций РСФСР 1918 г., 1925 г.и 1937 г. В это время вопросы творчества на конституционном уровне не регулировались.

2-й этап: период действия Конституции РСФСР 1978 г. В это время вопросы творчества были подняты на уровень основ общественного строя и политики в стране. В ст. 27 Конституции РСФСР 1978 г. провозглашалось поощрение народного художественного творчества, а в ст. 45 была закреплена конституционная свобода творчества граждан, но пределы ее были ограничены соответствием целям коммунистического строительства.

На этом этапе вопросы творчества получили развитие в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г. и Декларации о языках народов России 1991 г., но, на наш взгляд, не вполне удачно. Так, в Декларации прав и свобод человека и гражданина виды творчества ограничены художественным, научным и техническим, в то время как творческое начало присуще любому виду деятельности. В Декларации о языках народов РСФСР применительно к творчеству имеется определение «интеллектуальное», что несколько дезориентирует, так как всякое творчество интеллектуально в том смысле, что вне мышления невозможно (можно ли предположить неинтеллектуальное творчество?).

3-й этап: период действия Конституции РФ 1993 г. На уровне основ конституционного строя России вопросы творчества прямо не отражены, но в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя» имеются нормативные предписания, которые могут быть соотнесены со свободой творчества: «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» как цель социального государства (ст. 7), идеологическое многообразие (ст. 13). В Конституции РФ (1993) прямо о творчестве упоминается трижды (право на свободный выбор языка творчества и свобода творчества - конституционные права граждан; право депутатов Государственной Думы на занятие творческой деятельностью).

Уставное регулирование вопросов творчества в субъектах Российской Федерации (на примере областей Центрального федерального округа).

Выделяется шесть подходов к закреплению вопросов творчества в уставах субъектов РФ, которые применяются по отдельности или вместе:

1) вопросы творчества не включено в уставы (Белгородская, Брянская, Костромская, Орловская, Рязанская, Ярославская области);

2) закрепляется свобода творчества в системе культурных прав (Ивановская, Тверская области);

3) положения о творчестве включены в регулирование социальной политики в сфере культуры, которую осуществляют органы государственной власти (Владимирская, Курская, Московская, Тамбовская области);

4) устанавливается право на занятие творческой деятельностью: для губернатора (Владимирская область), депутатов (Липецкая область), депутатов областной Думы и губернатора (Воронежская, Калужская, Курская, Смоленская, Тульская области), депутатов и мэра (г. Москва);

5) обращается внимание на правотворчество, в том числе на народную правотворческую инициативу (Ивановская, Калужская, Курская области);

6) создание условий для творческого труда выделяется в целях государственной политики экономического развития (Московская область).

Таким образом, треть субъектов РФ в составе Центрального федерального округа вообще не включают вопросы творчества в уставы. В двух третях субъектов РФ вопросы творчества регулируются в связи с правами человека, социальной политикой, правотворчеством, статусом депутатов парламентов субъектов РФ, экономической основой субъекта РФ.

Творчество в проектах Конституции Российской Федерации.

В процессе разработки действующей Конституции РФ 1993 г. обсуждалось отражение вопросов творчества в новой конституционной модели государства.

Характерной чертой проектов Конституции (представленного Президентом РФ и подготовленного рабочей группой под руководством С. М. Шахрая) стало провозглашение только свободы творчества в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина (соответственно: свободы литературного, художественного, научного и технического творчества (ст. 49) и свободы художественного, научного и технического творчества (ст. 21)). В других проектах вопросы творчества раскрывались в связи с разными сферами конституционно-правового регулирования.

В проекте Конституции РФ, подготовленном Конституционной комиссией Съезда народных депутатов Российской Федерации, были установлены право на свободный выбор языка творчества (ст. 27), свобода художественного и технического творчества (ст. 42), право судьи заниматься творческой деятельностью (ст. 105).

В проекте Конституции, подготовленном по решению Политсовета Российского Движения демократических реформ, провозглашено право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества (ст. 3) и представлена частная собственность как источник творческой активности (ст. 5).

В проекте группы народных депутатов Российской Федерации - коммунистов творчество регулируется в связи с социальной политикой государства, которое должно содействовать реализации каждым гражданином его творческих сил (ст. 17), с политикой в области детства (ст. 19) и в области труда, которая должна быть направлена на повышение творческого характера труда (ст. 19). Гарантируется свобода художественного, научного и технического творчества (ст. 54).

Роль популяризации науки конституционного права и краеведения в совершенствовании конституционно-правового образования

Популяризация науки - публичное распространение научных знаний в доступной форме для определенного количества людей. В интересах популяризации науки сделаны многочисленные общеизвестные предложения о создании образовательного ТВ-канала, социальной рекламе науки, развитии научной журналистики и государственной поддержке научно-популярных изданий, применении налоговых льгот в отношении телекомпаний, размещающих в сетке вещания научно-популярные телевизионные проекты. В целом вопросы популяризации науки активно обсуждаются, но при этом отлаженный механизм так и не создан, данная деятельность осуществляется усилиями одиночек или групп энтузиастов.

Популяризацию науки расценивают в двух ключах: позитивном (полезная коммуникативная практика, формирующая общественное мнение) и негативном (примитивизация, упрощение науки, легкомысленное научное шоу). Соответственно полярно видятся и последствия популяризации науки: от неоспоримой пользы до парадоксального вывода о том, что «распространение научного мировоззрения может даже иногда мешать научной работе и научному творчеству»1.

Если в фундаментальных науках популяризация прочно закрепилась как самостоятельная сфера творческого приложения усилий, то в отношении общественных наук, и в частности правовой науки, популяризация существует, но не достаточно оформлена в профессиональном и массовом сознании.

Понятие популяризации в энциклопедических источниках зачастую отождествляется с пропагандой, что не выглядит противоречием, исходя из первоначального нейтрального значения слова «пропаганда» в латинском языке - «распространение». Однако российским политико-правовым стереотипом является увязывание пропаганды исключительно с манипулированием в идеологических целях, поэтому в отношении распространения научных знаний понятие «пропаганда» предпочтительно не использовать.

В популяризации науки Я. И. Перельман выделял особенное течение -занимательная наука1, фиксируя следующие его особенности: «...обслуживает ограниченный, но весьма ответственный участок - элементарные основания наук, которые далеко не всегда усваиваются как следует в школе. Занимательная наука начинает с пополнения пробелов школьной подготовки»; «приемы ее не исключают работы ума слушателя, а, напротив, побуждают мысль работать»; «стремится к тому, чтобы привычная вещь, давно знакомое явление, утратившее в наших глазах интерес, показывалось с новой, необычной, подчас неожиданной стороны».

Популяризация конституционно-правовой науки является одним из видов научной, просветительской и педагогической деятельности в конституционном праве. Акмеологический потенциал популяризации состоит в расширении круга интересов личности, развитии способностей и формировании специализированных знаний (конституционно-правовых), исходя из представления, что уровень культуры отдельной личности, социальных групп и

«Кто вздумал бы судить о занимательной науке исходя только из буквального смысла карамзин-ского слова «занимательный», тот, вероятно, отождествил бы ее с наукой развлекательной, увеселительной. Однако простая справка в «Толковом словаре русского языка» показывает, что сущность дела здесь вовсе не в простой развлекательности: «занимательный - возбуждающий интерес, внимание». Это кратко, но вполне правильно характеризует одну из существенных черт занимательной науки» {Перельман Я. И. Что такое занимательная наука). Цит. по: Мишкевич Г. И. Доктор занимательных наук. Жизнь и творчество Якова Исидоровича Перельмана. М., 1986 ; Сайт Международной общественной организации «Наука и техника». URL: http://n.ru общества измерим («высокий», «достаточный», «низкий»1) и может быть повышен целенаправленными усилиями самой личности и (или) социальных групп, государства.

Цель популяризации науки конституционного права - представление конституционно-правовых знаний как информации, понятной людям. Каналы популяризации: книги и иная научно-популярная литература, общение, средства массовой информации, интернет.

Причины популяризации конституционно-правовой науки:

- создание альтернативы ситуации в массовом обществе, когда слишком много места ь досуге людей занято шоу-бизнесом;

- преодоление тенденции нивелирования конституционно-правовых знаний в условиях «всеобщего» юридического образования;

- невозможность в период получения основного общего образования представить многоликость конституционно-правовой науки;

- поддержание конкурентоспособности ученого-конституционалиста, которому необходимо «успешно взаимодействовать с научными фондами, ассоциациями, иными благотворительными организациями и частными спонсорами, важно умение «позиционировать» и «продавать» результаты своей научной деятельности».

Некоторые целевые аудитории популяризации конституционно-правовой науки:

- для детей дошкольного возраста популяризация в игровой форме является одним из наиболее действенных способов открытия мира права;

- для учащихся учреждений начального, основного и полного (среднего) общего образования, начального и среднего профессионального образования популяризация способствует росту кругозора, выбору будущей профессии;

- для студентов учебных заведений высшего профессионального образования неюридического профиля посредством приобщения к конституционному праву за рамками учебной программы продолжается правовая подготовка, что оказывает опосредованное влияние на профессиональную деятельность (студенты должны быть готовы к защите своих прав);

- для учащихся профильных классов учреждений общего образования, среднего специального юридического образования, студентов высших юридических учебных заведений и юридических факультетов неюридических вузов, в рамках послевузовского профессионального образования, благодаря популяризации существует возможность постоянно обогащать свои правовые знания;

- для взрослых людей независимо от возраста и образования в силу популяризации возникают новые круги общения, формируется настрой на личное развитие;

- для педагогов образовательных учреждений и научных сотрудников в рамках популяризации преодолевается некоторый изоляционизм научного сообщества как корпорации с множеством собственных правил и условностей;

- для служащих государственных и местных органов посредством популяризации может реализовываться повышение квалификации.

Значение популяризации конституционно-правовой науки: обогащение картины мира, преодоление стереотипности мышления; увеличение числа людей, интересующихся конституционным правом; представление юридической специальности как одной из увлекательных форм человеческой деятельности; пополнение знаний; патриотическое воспитание1, формирование уважительного отношения к истории и традициям государственности, противодействие коррупции.

В современных исследованиях введена конструкция «просвещенный патриотизм» (адаптированный к условиям XXI века). См.: Борковский Г. Ф., Верещагин В. Ю., Дугин А. Г. Центр консервативных исследований : приглашение к творческому проектированию национального традиционализма // Философия права. 2009. № 5. С. 9.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в отношении государственной молодежной политики популяризация таких общественных ценностей как толерантность, права человека, патриотизм, служение отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция, является одним из способов решения задачи гражданского образования и патриотического воспитания.

Похожие диссертации на Наука конституционного права России и концепт "культура": вопросы теории и практики