Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Конституционное право на жизнь и репродуктивные права человека Перевозчикова Елена Валерьевна

Конституционное право на жизнь и репродуктивные права человека
<
Конституционное право на жизнь и репродуктивные права человека Конституционное право на жизнь и репродуктивные права человека Конституционное право на жизнь и репродуктивные права человека Конституционное право на жизнь и репродуктивные права человека Конституционное право на жизнь и репродуктивные права человека Конституционное право на жизнь и репродуктивные права человека Конституционное право на жизнь и репродуктивные права человека Конституционное право на жизнь и репродуктивные права человека Конституционное право на жизнь и репродуктивные права человека
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Перевозчикова Елена Валерьевна. Конституционное право на жизнь и репродуктивные права человека : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 Казань, 2006 137 с. РГБ ОД, 61:06-12/442

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Понятие репродуктивных прав в контексте конституционного права на жизнь 15-58

1.1. Конституционное право на жизнь и правовой статус эмбриона 15-39

1.2. Конституционные основы репродуктивных прав человека 40-58

ГЛАВА 2. Конституционное право на жизнь и с актуальные вопросы его реализации в сфере репродуктивных прав человека 59-107

2.1. Конституционное право на жизнь. Искусственное прерывание беременности 59-85

2.2. Конституционное право на жизнь. Высокие репродуктивные технологии 86-107

Заключение 108-112

Список используемых источников 113-137

Введение к работе

Основная проблема диссертационного исследования - реализация конституционного права на жизнь в сфере репродуктивных прав человека. Ряд обстоятельств диктует необходимость совершенствования законодательства в данной области. Но это невозможно без изучения исторического опыта, теоретических и правовых аспектов проблемы.

Актуальность темы исследования

Жизнь человека в любом цивилизованном обществе признаётся высшей ценностью. Именно поэтому среди всех естественных и неотъемлемых прав человека первостепенное место занимает право на жизнь. Любые из когда-либо провозглашавшихся прав можно рассматривать как «развертывание, расширение или конкретизацию этого права, ибо любое из субъективных прав обязательно является одним из проявлений жизни, выражением права на жизнь, удовлетворением какой-либо жизненной потребности, интереса, устремлений»1. Указанное право закреплено в международных правовых актах (Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года2, Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года4 и других), а также в конституциях большинства государств.

Впервые право на жизнь как основное право в нашем государстве было сформулировано в Декларации прав и свобод человека и гражданина,

1 Линик Л.Н. Конституционное право граждан РФ на жизнь: автореф. дис. ... на соиск.
учен. степ. к. ю. н.: 12.00.02. М., 1993. - С.2.

2 Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Права человека: Сборник
международных документов. - М.,1998. - С. 12-17.

3 Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 //
Права человека: Сборник международных документов. - М.,1998. - С. 17-27.

4 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. //
Права человека: Сборник международных документов. - М.,1998. - С. 67-82.

4 принятой Верховным Советом СССР 22 ноября 1991 года.1 В ныне действующей Конституции РФ от 12 декабря 1993 года право на жизнь провозглашено в статье 20.2 Данная статья выглядит следующим образом:

«1. Каждый имеет право на жизнь. 2.Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни.. .»3

Однако очевидно, что изучение конституционного права на жизнь включает в себя не только проблему смертной казни. В настоящее время требуют своего разрешения вопросы о том, когда, с какого момента возникает конституционная охрана жизни конкретного индивидуума. Когда наступает реализация конституционного права на жизнь в сфере репродуктивных прав человека и как с этим сочетается искусственное прерывание беременности, искусственное оплодотворение? Актуальность данных вопросов обусловлена развитием высоких репродуктивных технологий и методов пренатальной (дородовой) диагностики. Перед научной общественностью встал ряд этико-правовых проблем, в частности, вопрос о том, насколько правомерно использование человеческих эмбрионов для научно - исследовательских, терапевтических и коммерческих целей. Все эти проблемы вызваны отсутствием законодательного закрепления статуса эмбриона человека. Достаточно сказать, что законом не определен этап развития, с которого человеческий эмбрион находится под защитой права и наделяется правом на жизнь.

Серьёзным основанием для обсуждения вопросов реализации конституционного права на жизнь, конституционных основ, содержания репродуктивных прав человека служит демографический кризис, который

1 Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 т.II Ведомости
Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - №52. - Ст.
1865.

2 Комментарий к Конституции РФ. Сборник Постановлений Конституционного Суда РФ.
-М., 2003.-С. 10-11.

3 Там же.

5 охватил сразу несколько сфер воспроизводства российского социума (за период с 1992 по 2001 год население России убыло на 4,4 млн. человек).1 В этой связи странным и недопустимым является отсутствие в России собственной концепции репродуктивных прав, которая учитывала бы прежде всего интересы государства и нации в целом и закрепляла механизмы конституционной защиты и реализации репродуктивных прав.

Совокупность вышеперечисленных факторов определила выбор данной темы исследования.

Научная разработанность проблемы.

В основу диссертации положены работы как по конституционному праву на жизнь, репродуктивным правам человека, так и по отдельным актуальным вопросам их реализации. В работе особенно широко использованы труды таких ученых, как Н.Д. Антипова, Е.А. Баллаева, И. Брек, Е.В. Григорович, Т.С. Джоуст, Н.В. Кальченко, М.И. Ковалев, А.И. Ковлер, В.И. Крусс, Н.В. Крылова, Л.Ф. Курило, Л.Н. Линик, М.Н. Малеина, А.И. Никитин, СВ. Поленина, А.А. Попов, Г.Б. Романовский, О.Г. Селихова, Ж. Сент-Роз, И.В. Силуянова, Ж. Судо, О.А. Хазова, М.Я. Яровинский. В них проблемам конституционного права на жизнь и репродуктивным правам человека уделено значительное внимание.

Так, в 1992 году была опубликована статья М.Н. Малеиной, в которой рассматривается содержание конституционного права на жизнь. Это первая в отечественной науке попытка всестороннего рассмотрения данного права.2 В 1993 году Л.Н. Линик в своей диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук также проанализировала содержание права на жизнь, определила круг субъектов, объект данного права, уточнила

1 Население России 2001. Девятый ежегодный демографический доклад / Под ред. А.Г. Вишневского. - М. - 2001. - С. 194. Малеина М.Н. О праве на жизнь // Государство и право. - 1992. - № 2. - С. 60-69.

определения и основные понятия, необходимые для раскрытия сущности и реализации конституционного права на жизнь.1

В 1995 г. Н.В. Кальченко защитила кандидатскую диссертацию «Право человека на жизнь и его гарантии в РФ», в которой также большое внимание уделяется изучению содержания конституционного права на жизнь и механизма реализации данного права. Рассмотрены этико-правовые аспекты реаниматологии, связанные с определением момента прекращения жизни, основные принципы производства операций по трансплантации органов и (или) тканей человека, медицинские и правовые аспекты реанимирования новорожденных, погибающих от асфиксии и иных патологических явлений.2

Вопрос об определении момента, с которого начинается конституционно - правовая охрана жизни человека, впервые был подробно исследован Г.Б. Романовским в монографии «Право на жизнь». Кроме того, в его работе впервые представлено комплексное исследование международно-правовой и конституционно-правовой концепции содержания права на жизнь и ее элементов; выявлен момент возникновения субъективного права на жизнь и самой жизни.

Существенный вклад в рассмотрение вопроса о моменте начала конституционной охраны человеческой жизни внесли также А.И. Ковлер , Н.В. Крылова5, Л.Ф. Курило6, О.Г. Селихова7, Ж. Сент-Роз8, Т.С. Джоуст1.

Линик Л.Н. Конституционное право граждан РФ на жизнь: Автореф. дис. ... на соиск. учен. степ. К.Ю.Н.: 12.00.02. М., 1993. - С. 8-9.

2 Кальченко Н.В. Право человека на жизнь и его гарантии в РФ: дис. ... канд. юрид. наук. -
Волгоград. МВД России «Высшая следственная школа», 1995. - С. 9-11.

3 Романовский Г.Б. Право на жизнь: Монография. Архангельск: Помор, гос. ун-т им. М.В.
Ломоносова, 2002. - 165 с.

4 Ковлер А.И. Антропология права. - М., 2002. - 480 с.

5 Крылова Н.В. Ответственность за незаконное производство аборта и необходимость
уголовно-правовой защиты «будущей» жизни // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 11, Право. -
2002.- №6. -С.

6 Курило Л.Ф. Право родиться // Человек. - 1995. - № 4. - С. 118-119.

7 Селихова О.Г. Конституционно-правовые проблемы осуществления права индивидов на
свободу и личную неприкосновенность: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Екатеринбург,
2002.-190 с.

8 Сент-Роз Ж. Право и жизнь // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 11, Право. - 2003. - № 6. - С.

Что касается исследования непосредственно репродуктивных прав человека, то здесь особого внимания заслуживает статья О.А. Хазовой «Репродуктивные права человека: пределы законодательного регулирования», которая подробно освещает вопросы правовой регламентации репродуктивных прав человека, контрацепции и планирования семьи.2

Большой интерес представляют также работы Е.А. Баллаевой3, В.И. Крусса4, СВ. Полениной5, И.В. Силуяновой6, которые раскрывают аспекты исторического развития, идеологические и правовые основы репродуктивных прав человека, определяют основные элементы данных прав, рассматривают случаи, при которых возможно ограничение пользования репродуктивными правами.

Тем не менее, несмотря на указанные труды, данная проблема не получила всестороннего исследования в отечественной науке. Так, вне поля зрения наших ученых остались многие вопросы, связанные с определением содержания репродуктивных прав человека, механизма и пределов реализации этих прав, установлением их места в системе прав и свобод человека. Отсутствует комплексное исследование международного и государственного уровня правового регулирования искусственного прерывания беременности, высоких репродуктивных технологий.

1 Jost, T.S. Rights of Embryo and fetus in Private Law II The American Journal of Comparative
Law. Vol. 50. - 2002. - № 3. - P.

2 Хазова, О. Репродуктивные права в России: пределы законодательного регулирования //
Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. - 2001. - № 4. - С. 15-24

3 Баллаева, Е.В. Тендерная экспертиза законодательства РФ: Репродуктивные права
женщин в России [Электронный ресурс]. М., 2004. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). -
Биоэтика сегодня. Выпуск 1.

4 Крусс, В.И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и
философско-правовом измерении: к постановке проблемы // Государство и право. - 2000.
-№10.-С. 43-50.

5 Поленина, СВ. Права женщины в системе прав человека: межд. и нац. аспект. М., 2000.
-255 с.

6 Силуянова, И.В. Биоэтика сегодня: ценности и законы [Электронный ресурс]. М., 2004. -
1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - Биоэтика сегодня. Выпуск 1.

8 Что касается трудов, изданных за рубежом, то особо следует отметить работы Е. Велти (Е. Welty), М. и М. Смита (Mason & Мс Call Smith), X. М. Тули (М. Tooley), Б. Херинга (В. Haring), Энгельхарта (Н. Engelhart), которые с благодарностью были использованы автором диссертации в его попытке восполнить пробелы, существующие в исследовании проблемы.

Объектом исследования является конституционное право на жизнь.

Предметом исследования являются отношения в области реализации реализация конституционного права на жизнь в сфере репродуктивных прав человека.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы сформулировать подходы к установлению момента правовой охраны человеческой жизни, определить, в чем заключается сущность репродуктивных прав человека, каков опыт правового регулирования искусственного прерывания беременности и высоких репродуктивных технологий на международном уровне и в Российской Федерации.

Задачи диссертационного исследования:

  1. сформулировать и систематизировать подходы к определению момента правовой охраны человеческой жизни;

  2. определить правовой статус человеческого эмбриона в РФ;

  3. разработать предложения по совершенствованию конституционного законодательства в области права на жизнь и репродуктивных прав человека;

  4. изучить историческое развитие и идеологические основы репродуктивных прав;

  5. выработать собственную правовую дефиницию репродуктивных прав человека;

  6. определить содержание репродуктивных прав, выявить связь и соотношение репродуктивных прав с другими правами и свободами граждан;

9 7) исследовать отечественный и зарубежный опыт регулирования права на искусственное прерывание беременности и права на искусственную репродукцию.

Методология и методы исследования.

Методологическую основу исследования составляет общенаучный диалектический метод. Наряду с ним использованы и частнонаучные методы, такие, как историко-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический, конкретно-социологический.

Исследование основано на сочетании естественно-научных, гуманитарных знаний с аналитическим и синтетическим подходами к определению момента возникновения конституционного права на жизнь и к изучению репродуктивных прав человека.

В качестве теоретической основы диссертации были использованы труды российских и зарубежных ученых по юриспруденции, философии, истории, медицине.

Нормативная база исследования включает в себя Конституцию Российской Федерации, законодательство России и некоторых зарубежных стран (Австрии, Великобритании, Германии, Израиля, Испании, Португалии, Словакии, США, Франции, Чехии, Швейцарии), международно-правовые документы, имеющие отношение к рассматриваемым в диссертации проблемам.

Эмпирическую базу исследования составили социологические исследования, статистические данные, нормативные ведомственные документы.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она представляет собой одно из первых в отечественной литературе комплексных исследований конституционного права на жизнь в сфере репродуктивных прав человека. Определено содержание репродуктивных прав человека,

10 показаны их историческое развитие, механизм реализации, идеологические основы и выработана собственная правовая дефиниция «репродуктивных прав человека».

На защиту выносятся следующие положения.

  1. Конституционное закрепление права на жизнь человеческого эмбриона с момента зачатия может рассматриваться в качестве базы для правового регулирования репродуктивных прав человека, использования человеческих эмбрионов в научно-исследовательских и терапевтических целях. Данное конституционное положение, закрепляя право на жизнь с момента зачатия как абсолютную ценность, будет способствовать формированию гуманного и морально оправданного отношения к человеческому эмбриону в современном российском обществе.

  2. Продолжающееся сокращение численности населения является серьезным основанием для формирования российским законодателем собственной концепции репродуктивных прав в рамках конституционного права РФ, которая учитывала бы прежде всего интересы государства и нации в целом и закрепляла репродуктивные права как гарантированные, поощряемые государством возможности продолжения рода, воспроизводства населения, препятствуя сокращению его численности, в том числе посредством пресловутого «планирования семьи».

  3. Репродуктивные права - права, связанные с реализацией различных аспектов продолжения рода (деторождения), в частности - с принятием решения о зачатии ребенка, с определением количества детей, интервалов между их рождением, с применением высоких репродуктивных технологий в случае, если беременность не может наступить естественным путем. Репродуктивные права - это

разновидность так называемых личностных прав, которые являются подвидом личных прав человека, закрепленных в Конституции РФ.

  1. Конституционное ограничение права женщины на искусственное прерывание беременности будет являться подтверждением существования абсолютного и неотъемлемого права на жизнь. Более того, данное конституционное положение может рассматриваться в качестве базы для правового регулирования репродуктивных прав человека и служить источником для формирования соответствующего отраслевого законодательства.

  2. Закрепление в Основном Законе экстенсивного понятия права на жизнь может служить основой для правового регулирования высоких репродуктивных технологий. Оно станет гарантией применения в России лишь тех современных методов лечения бесплодия, которые предполагают уважительное отношение к эмбрионам человека, а также установит необходимые ограничения для использования эмбрионов в научно-исследовательских, терапевтических и коммерческих целях.

Научное и практическое значение работы.

Содержащиеся в диссертации теоретические положения, выводы и рекомендации могут быть использованы для дальнейших исследований в области конституционного права на жизнь и репродуктивных прав человека, совершенствования законодательства в данной области, преподавания таких дисциплин, как конституционное право Российской Федерации, конституционное право зарубежных стран, медицинское право и другие.

Апробация результатов исследования и их внедрение в практику. Диссертация подготовлена на кафедре конституционного и международного права Казанского государственного университета. Там же

12 проводилось ее рецензирование и обсуждение. Основные положения и выводы диссертации были представлены на XXXI Международной молодежной конференции - Гагаринские чтения (2005 год), на XIV Международных образовательных рождественских чтениях (2006); на Юбилейной Международной молодёжной научной конференции-Туполевские чтения (2005 год); на Всероссийской конференции «Два века юридической науки в КГУ: студенческое научное сообщество» (2004 год); на Четвертой всероссийской социологической конференции в РГГУ «Наша социология: исследовательские практики и студенческое самоуправление» (2005 год); на III региональном межвузовском конкурсе работ по правоведению «Конституция Российской Федерации: 10 лет спустя. Правовые и социальные основы реформирования российского общества»; на IV региональном межвузовском конкурсе научных работ по правоведению «Проблемы реформирования российского общества на современном этапе».

Результаты проведенного исследования нашли отражение в следующих публикациях:

Сущность репродуктивных прав человека // Сб. научных докладов и сообщений. - Владимир: изд. Маркат, 2003. - С. 75-78.

Право на жизнь и искусственное прерывание беременности (аборт) // Материалы Всероссийской конференции «Два века юридической науке в КГУ: студенческое научное сообщество». - Казань, 2004. - С. 46-47.

Правовые основы искусственного оплодотворения // Сб. научных работ. Вып. 1. - Муром: Изд.-полиграфический центр МИ ВлГУ, 2004. - С. 10-14.

К вопросу о понимании репродуктивных прав человека // XXXI Гагаринские чтения - Международная молодежная конференция. Москва, 5-9 апреля 2005 г. - М.: МАТИ, 2005. Т. 7. - С. 150.

Искусственное прерывание беременности в контексте конституционного права на жизнь // Сб. научных докладов и сообщений. -Владимир: изд. Маркат, 2005. - С. 76-78.

Правовой статус эмбриона человека // Туполевские чтения: Международная молодёжная научная конференция, посвященная 1000-летию Казани. Казань, 10-11 ноября 2005 года: Материалы конференции. Том V. Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та. 2005. - С. 22-23.

Конституционное право на жизнь // Туполевские чтения: Международная молодёжная научная конференция, посвященная 1000-летию Казани. Казань, 10-11 ноября 2005 года: Материалы конференции. Том V. Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та. 2005. - С. 31-32.

Правовые и этические проблемы аборта // Туполевские чтения: Международная молодёжная научная конференция, посвященная 1000-летию Казани. Казань, 10-11 ноября 2005 года: Материалы конференции. Том V. Казань: Изд-во Казан, гос. техн. ун-та. 2005. - С. 252-253.

Конституционное право на жизнь и правовой статус эмбриона // Социальное и пенсионное право.-2006.-№1. (в печати).

Материалы исследования используются в учебном процессе Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета при преподавании следующих курсов: Конституционное право Российской Федерации, Конституционное право зарубежных стран, Медицинское право, а также при проведении заседаний студенческого научного сообщества «Биоэтика и право».

Структура и объем диссертации.

Структура диссертации определяется целями, поставленными диссертантом при написании данной работы, а также характером объекта и предмета исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, списка используемых источников, приложения. Объем работы составляет 137 страниц текста, две схемы. Список

14 используемых источников включает 273 наименований, в том числе 21 на английском языке. Структура и объем диссертации соответствуют требованиям Государственной Высшей Аттестационной Комиссии.

Конституционное право на жизнь и правовой статус эмбриона

Конституция РФ закрепляет право на жизнь. Право на жизнь - первое право, которое провозглашено в Конституции РФ. «Данное право не означает, что государство тем самым разрешает жизнь собственных граждан» (Г.Б. Романовский). Человеческая жизнь возникает вне государственных велений.

Современные теоретики конституционного права единогласно признают абсолютную ценность и неотчуждаемость права на жизнь. Так, М.В. Баглай отмечает, что право на жизнь - «неотъемлемое право человека, охранямое законом». Н.С. Колесова рассматривает право на жизнь как «первооснову всех других прав и свобод», как «абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека».4 А.И. Коваленко полагает, что «право на жизнь означает, что государство гарантирует защиту от посягательств на жизнь» и добавляет, что «в соответствии с этим правом никто не может быть произвольно лишен жизни».1 Т. М. Фомичева считает правомерным рассматривать право на жизнь как комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной сред обитания, условий жизни. Более объемный взгляд на природу этого понятия находим у Л.Н. Линик, которая считает, что право на жизнь включает в себя защиту жизни и содействие ей со стороны государства, что подразумевает «обязанность государства поддерживать жизнь человека в смысле необходимых условий существования». Н.В. Кальченко трактует право на жизнь как право каждого человека на «полноценное бытие» и рассматривает его содержание в качестве двух элементов: права на неприкосновенность жизни и свободу распоряжения ею.4 Также очевидно, что конституционное право на жизнь включает в себя обязанность государства содействовать продолжению жизни, поскольку высший смысл жизни заключается в праве каждого человека оставить после себя потомство, которое берет на себя эстафету бытия.5

Таким образом, конституционное право на жизнь - это фундаментальное (первостепенное), неотчуждаемое, абсолютное право человека, которое означает, что государство гарантирует защиту от посягательств на жизнь и произвольного лишения жизни, поддержание жизни и содействие ее продолжению.

Основываясь на вышеизложенном, можно представить сущность конституционного права на жизнь в виде следующей схемы.

Конституционные основы репродуктивных прав человека

Исходя из вышеизложенного необходимо рассмотреть основы репродуктивных прав человека, поскольку конституционное право на жизнь непосредственно реализуется через репродуктивные права личности.

Воспроизведение человеком себе подобных - фундаментальный закон и величайшее таинство природы. Человек стремится оставить потомство, чтобы продолжить свой род, «найти бессмертие». Регулируемые сложным комплексом биологических, психологических, духовных и социальных законов, репродуктивные процессы во все времена представляли интерес для их изучения. В настоящее время одним из актуальных является вопрос правового регулирования данного феномена. Свидетельством этого может служить появление в международных документах и научной литературе концепта «репродуктивные права» человека. Термин «репродуктивный» происходит от латинского — production - воспроизводство.1 Ограничимся пока только этимологическим толкованием данного термина, ибо для более полного понимания сущности репродуктивных прав необходимо, на наш взгляд, проанализировать положения международных актов, а также содержание норм российского законодательства и мнения ведущих исследователей данной области права.

Анализ специальной литературы показывает, что среди исследователей в настоящее время нет единства в определении репродуктивных прав. Более того, данная категория является новой для российского права, поэтому изучена правоведами недостаточно. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой репродуктивные права - «комплексный институт»1, «совокупность правомочий» . Однако ряд ученых исходит из того, что репро # дуктивные права - «одно из современных искажений свободы» , «система взглядов, предполагающая приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости».4 В рамках первого подхода одни исследователи считают, что репродуктивные права - «неотъемлемый компонент личных прав и свобод» . Другие ученые полагают, что «репродуктивные права не могут рассматриваться в настоящее время как неотъемлемые общепризнанные права».6 Некоторые исследователи предлагают определить их как права, «имеющие сугубо личностный характер» , и отнести к так называемым сома # тическим правам. Ученые дают только характеристику, а не определяют содержание репродуктивных прав. Оно конкретизируется в международных документах.

Для международного права «репродуктивные права и репродуктивное здоровье не являются новыми концепциями».8 Так, в Декларации по народонаселению 1966 года право на планирование семьи рассматривается в качестве одного из основных прав человека. На международной конференции по правам человека, проведенной в Тегеране в 1968 г., было провозглашено: .«Родители обладают неотъемлемым правом свободно и с чувством ответственности определить число детей и сроки их рождения».1 В 1979 году в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин были установлены права женщин и мужчин свободно принимать решение о числе детей и промежутках между их рождениями, а также право на информацию, просвещение и средства, обеспечивающие им возможность пользоваться такими правами.2 В Рекомендациях для последующего осуществления «Всемирного плана действий в области народонаселения» (Мехико, 1984) правительствам было предложено поддерживать планирование семьи в рамках про-грамм охраны матери и ребенка. Амстердамская декларация, принятая представителями 79 стран на международном форуме «Народонаселение в XXI веке» (1989), в число основных принципов деятельности в области народонаселения включила повышение качества и эффективности государственных и частных программ планирования семьи.4 В Венской декларации, принятой в 1993 году на Всемирной конференции по правам человека, вновь подтверждались основные репродуктивные права, и на основе принципа равенства между женщинами и мужчинами было заявлено о праве женщин на доступную и адекватную охрану здоровья, а также на самый широкий круг услуг в области планирования семьи.5 Далее концепция репродуктивных прав была расширена в ходе Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994), на Четвертой всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995), а затем дополнена на совещании по пятилетним итогам Международной конференции по народонаселению и развитию (МКНР).

Конституционное право на жизнь. Искусственное прерывание беременности

Дальнейшее изучение конституционного права на жизнь и репродуктивных прав человека диктует необходимость определения правомерности искусственного прерывания беременности с точки зрения морали и права. В частности, следует определить, возможно ли сосуществование «абсолютного» и «неотъемлемого» права человека на жизнь и права женщины «распоряжаться собственным телом», решать судьбу зачатого ребенка, допустимо ли включение права на аборт в перечень репродуктивных прав человека. Для ответа на поставленные вопросы представляется необходимым осмыслить воззрения различных религиозных конфессий, мнения ученых и законодательные положения, касающиеся искусственного прерывания беременности.

Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что в рамках различных ценностно-мировоззренческих ориентации существует два подхода к искусственному прерыванию беременности: абсолютистский и либеральный. Рассмотрим более подробно оба подхода.

Абсолютистский подход в отношении абортов основывается на моральных ценностях религиозной культуры и современных естественно -научных данных. В рамках религиозного подхода сложились различные точки зрения, но их объединяет отрицательное отношение к аборту. Условно можно выделить две позиции: крайнюю, которой придерживаются католики, буддисты, и смягченную, характерную для православных, протестантов, иудеев, мусульман.

Давайте рассмотрим, какие аргументы используют приверженцы крайней позиции для обоснования неприемлемости искусственного прерывания беременности.

Так, католическая церковь руководствуется тезисом Ватикана, согласно которому жизнь, начинающаяся с оплодотворения яйцеклетки, -это жизнь нового человеческого существа. Оно никогда не могло бы стать человеком, если бы уже им не было. Другим аргументом католиков является тезис о том, что человеческое тело не имеет обезличенного характера, а представляет собой единство со своим индивидуальным «Я» («у меня есть тело, но и «я есть мое тело», потому что тело и дух образуют одну субстанцию, своего рода единое целое). Следующий тезис сформулирован из осознания значимости человеческого тела: физическая жизнь - основополагающая ценность по сравнению с другими, пусть даже и весьма значимыми ценностями (свобода, солидарность и т.д.). Все они -і возможны только при физическом существовании человека. Позиция католической церкви подкреплена официальными документами по вопросу искусственного прерывания беременности. Важнейшим из них является Энциклика Папы римского Павла VI «Huraanae vitae» (1970 г.). В ней, в частности, отмечается: «Мы должны еще раз заявить, что следует абсолютно исключить в качестве дозволенного средства регулирования рождаемости прямое пресечение уже начавшегося процесса рождения, и в особенности прямой аборт - пусть даже по здравоохранительным мотивам».2 В специальном обращении, посвященном аборту, Папа Римский Иоанн Павел II заявил, что дальнейшее распространение искусственного прерывания беременности приводит к падению демократических режимов в ф мире. Бывший Глава Римско-католической церкви предупредил о существовании большой опасности «подмены реальной человеческой природы и неправильной трактовки основных прав человека». Все это, по мнению Папы, в конечном итоге может привести к повсеместному установлению тоталитаризма. «Разграничение, которое иногда приводится в официальных документах между человеческим существом и человеком, предоставляющее право на жизнь только уже рожденному человеку, это искусственное различие, не имеющее под собой ни философской, ни научной основы. Каждое человеческое существо от момента его зачатия и до его физической смерти обладает неприкосновенным правом на жизнь и заслуживает истинного уважения, как и всякий живущий человек», заключил понтифик. Известный деятель католической церкви Мать Тереза на Национальном заутрене произнесла по поводу искусственного прерывания беременности следующие слова: «Сегодня аборт — главный разрушитель мирной жизни, потому что это война против ребенка... а если мы принимаем то, что мать может убить даже собственное дитя, можем ли мы говорить другим людям, чтобы они не убивали друг друга?».

Конституционное право на жизнь. Высокие репродуктивные технологии

В соответствии с определением репродуктивных прав, закрепленном в Программе действий международной конференции по народонаселению и развитию, каждый имеет право на продолжение рода.1 В случае, если по каким-либо причинам реализация данного права естественным путем невозможна, на помощь приходят высокие репродуктивные технологии, которые включают в себя искусственное оплодотворение, оплодотворение в пробирке и другие методы, позволяющие произвести зачатие человеческой жизни за рамками естественного процесса. Рассмотрим, каково отношение морали и права к высоким репродуктивным технологиям. Возможно ли сосуществование «абсолютного» и «неотъемлемого» права на жизнь и пользование высокими репродуктивными технологиями?

В настоящее время многие институты и клиники мира разрабатывают и внедряют все новые методы искусственной репродукции.

Первые опыты по искусственному осеменению женщин, страдающих бесплодием, предприняты в Англии в конце XVII века.2 Так, в 1790 году Дж. Хантер (J. Hanter) осуществил первую успешную искусственную инсеминацию женщины, целью которой было преодоление бесплодия, обусловленного мужским фактором.

Однако первые мысли об оплодотворении и развитии зародыша человека вне организма исходили не из среды ученых, а от поэтов и художников. Так, знаменитый таджикский поэт Абдурахмон Джами, живший в XV веке, в поэме «Саламан и Абсаль» дает следующее описание рождения ребенка у властелина, страдающего бесплодием: «Из чресел шаха семя он извлек, Питательной средой его облек На срок семидневный скрыл в сосуде... И вот - кто слышал о подобном чуде? В сосуде том, как солнце, - скажешь ты Дитя явилось чудной красоты!»

На одной из древнейших индийских миниатюр, хранящихся в Британском музее и относящихся к 599 году до н.э., изображен перенос эмбриона от одной спящей женщины к другой.1 Как гласит легенда, плод был взят сквозь матку и пересажен в чрево другой женщины с величайшим искусством.

В 1827 г. Карл Бэр впервые описал яйцеклетку млекопитающего. Это открытие позволило окончательно сорвать покров с «тайны сотворения» и обеспечило быстрый научный прогресс в разработке вопросов, касающихся зачатия и раннего развития человека.

В 1885 году увидела свет диссертация Ж. Жерара «Вклад в историю искусственного оплодотворения (600 случаев внутрисемейного осеменения)», которая получила во Франции большой общественный резонанс. Работа Ж. Жерара была своеобразным вызовом общественному мнению, поскольку незадолго до этого, в 1883 году, в г. Бордо было принято судебное решение о том, что «искусственное осеменение противно законам природы и может представлять из себя настоящую социальную опасность».1

В 1917 году доктор Ф. Ильин констатирует, что наука располагает 69-ю успешными случаями искусственного оплодотворения женщин спермой своего мужа.2

В 1948 году американские эмбриологи Дж. Рок (J. Rock) и М. Менкин (М. Menkin) сообщили об успешном оплодотворении in vitro яйцеклетки человека. Однако первоначально, как отмечает А.И. Никитин, «о практическом (медицинском) использовании этих методов речи не было, так как практика еще не поставила такой задачи перед исследователями и врачами. Только в середине 50-х годов была сформулирована четкая задача (идея) о применении метода оплодотворения вне организма с последующим переносом эмбриона в матку для лечения бесплодия в браке». В 60-70-е годы была опубликована серия работ Роберта Эдвардса и других ученых из физиологической лаборатории Кембриджского университета об успешном созревании и оплодотворении яйцеклеток вне организма женщины. В 1978 г. Р. Эдварде и П. Стептоу сообщили об успешном наступлении беременности и рождении ребенка после переноса в матку женщины эмбриона, полученного в результате оплодотворения яйцеклетки in vitro.

Похожие диссертации на Конституционное право на жизнь и репродуктивные права человека