Введение к работе
Актуальность теми диссертации
Борьба sa независимость и национальное самоопределение, ведущаяся народами Тропической Африки, газвала подъем национального самосознания. Процесс реабилитации собственной истории навел горячий отклик у африканских деятелей литературы, кинематографа, театра, изобразительного искусства.
Слабая ра-зрабетазшоеть круга проблем, которые являются одним из оеиоз'.аи дйизгущих факторов дальнейшего развития кинематографа, означенного региона, определяет актуальность это-го исследования. По ь&енив диссертанта, процесе поиска самобытности в кино Тропической Африки, сдерживаемый рядом причин, имеет множество ііераеирцтгс: исэмлшостсй, что подчеркивает актуальность врсиедеяной им работы.
Объектом весладонания являются форыы а методы ТрадИЦНОИ-НОГО ИОИ.УОС'Па, КСТСриО КОГУТ ЯСХЬ П ОСНОВУ псипзпюэ рекис-
сорской роботы, эосшшгал и .подготовки актера в странах Тро~ пичееиой Африки. Для конкретного рассмстрсязія о?огс комплекса поэмеяюстей автор в качестве Spa^cwjjc^Mpjairaa использует эстетические и иостшгсаопица принципи, аалояегаше а деятельности п гоатраляэоЕонннх представления!: одного из тайных ри-туально-магнческих об^ссто Эгунгун к культовой организации Во-дум. Сії рассматривает такко на призера собственное} практической роботи и>) создания эгбакокуграфии1 как своеобразие форы нйАодмчмеекого и яудетествениогс мгялешт а соединении с не-KGTOpKXi1 принципами экранного искусства породил пошл тип се-тетически-эрбяианого искусства.
* Эгбококу - ивяіая площадь королей(<іа языке йоруба) і» г.Дасса республики Венки, родине Р.Лссснгбы, аспиранта ВГИКа, открывателя искусства мкфологичолкого копра-фильма в ноябре Ї990 г.
Цель и задачи исследования заключаются з обогащении и развитии принципов режиссуры и актерского мастерства на основе своеобразия форм художественного мышления и традиционных видов искусства, что отвечает стремлению африканских кинематографистов этого региона к самобытности. Этой целью определяются практическая ценность исследования: диссертант стремился определять некоторые принципы, которые могут быть положены в систему режиссерской и актерской работы кинематографистов Тропя 'ческой Африки, а также в систему их подготовки и воспитания. Излагаемые им пелокзьия могут быть учтены и разработаны преподавательским составом режиссерско-актерской кафедры ВГЖа.. к открытия искусства эгбакокуграфии.
Теоретическая значимость работы.
По гипотезе автора путь развития цивилизации и ышдения на. современном этапе последовательно устремляется к все боль-кему.осознанию человечеством себя как части космического целого, бо 'многом утраченного в самом ходе исторического развития. По мнению диссертанта, традиционное африканское искусство, воплощающее зту целостность, способно служить этим стремлениям. Изучение его традиций и преемственность с юши обладают кивородязцей силой для искусства в целом и, в неменьшей мере' для кинематографиста.
Научная новизна исследования заключается в той, что автор стремился соединить целостное миропонимание и мироощущение свойственных традиционному искусству с их практическим использованием. Такой подход продиктован не стремлением к искусственной реставрации, а является потребностью времени: іщучно-всследовательская лаборатория по искусству эгбакоку-графии.
ШЕ^їШії-В^В^ШйШМШШЮ^ЗИВШк. *^*а їеш подробно освещена в тскеяотшін В,Г.Култ "Проблемы и пуги р-пззнітої йз-ненагогрйфй в етрянат: Троииче«їсой Африки" - ЕТИК, 1938. В йадссртаїши Кулкі: йпеїємаїпзйроізан тот круг зоопросор, о которых говорил?*» зізие. іїршвчатзльно, что Кулик определяет кая о у я й-,р ~ є ы у пФрняшюкего кинематографа, тему "традиция н новация" я рзхзігрнваеу рязвйтко отой тема на анализ лшрокого круга фильмса стран Тропической Африки. По там на поте, pso» сматрітал процесса поиска самобытности кин<гиатогр*фиетгаш отого региона, она преадв веэг сосредотачивается иа цдоЯно-ткда» тическум диапазона развития "супертеш" африканского юшомато-грофз. и, мре, искусства и литература.
Вопроса своеобразия художественного мшашя, имеющие корни в формах трїуцщйоїшего ьсяуеетва Тропической Африки, либо совсем шйіуіажт из ефэрм яселопозаняя, либо но находят достаточно пояяого и глубокого отргкенач. Это касается но только дкесох'тацьи Кузик, яаадэщойгя однш из йнтероокнх иселе-дома«ий проблем африканского кото езнаишюго региона, но п бодьшшотЁа других работ созятсййх, раладноеяропзЯсіак, афра-іянсмйс спг.ци-апг'стос. Процесса ссорякения форм традиционного перства ТрепітоРокоВ Лфрккп я шюязшга. разумеется, стоиогн-якеь нрвдегзтгч раанійийЯйЯі, но дел мові» ота фрагментарно, боэ необходимого компдояйнвго подаоца. С<пг»іааьно-поайтзпі«»сккй сс-txsitt а подходе ;г яаяеягои яинекзгографа преобладая пая снаяя-зеа прс&уствякности форрі традиционного нскусстга и хэдезест-ВЄ5ЯЮГО иызяеняя, тех противоречия иа гяубшшом уровни, поз~ никакая s ароцесеэ поиска самобытности ядаскатогряфйотааа Тропической Африка.
«4 -
орыы культуры Тропической Африки эпзрвыа рассмотрены а тором в теской связи с прщ-шипаий кшщрашіодаї и ак-герсро^а мастерства»
Диссертант поставил перед собой задачу аргум&нтировагао доказать еледукщие положения:
подход 8 исследований явлений кінематографа Tporawse» Африки г как отраженна социйяшо-политкчзских процессов» ит& ходимо углублять и расширять цутзк аяаякза екізей кике с гра. дицконными видемк искусства и формами традщиеггної'е ггудсжест Еешшг.0 мышления;
поиск самобытное; тл, зедущиііея кшєи&тсррафкйтамк Троп ческой Африки, неотделим от глубокоіго и^учевкк традиционной зіультурн не только на травне заимствования. 5ем. образов и ог дельных фори, неї правде всего на основе й'одее глубокого изучения принципов, лежащих в основе ар& культурі, связанных с постановкой и зрояищностьзо. Изучение ах дшжта сочетаться с органическим саитезом этих принципов е аадаздда современного иакусотва и методами іашореькссураї
подготовка шЬрккгзйского актера требует создания саке-йкнюй актерской якскы, в основе мвтедаз которой долины бтъ залс&Фш градации афрйкакзкотв искусства;
~ шіфолотичеекоз к шаст-шго-1.|даогргь'.аттической мышление свййскшшор традиционному шгуеству п сочетавши с некоторым ЕіаіскатограЬіг^&сзскмк оршдиаймк, способно порождать новые ви да остаткчаскоі-о зрелаща и искусства, Авгорой приложена нов направление в искусстве « егбакокугргфш (шфзчогичаски'і ко-
Основные положения диссертации бши представлены б през
с;
** и «
тациях мифологі^гского ковра-фильма экбахокуграфии "Музей человека" 26 ноября I9S0 г. г.о ЗГККе к 16 карта 199 і г. в Центральном Доме Журналистов СССР, ?>Лота обсуядглась ка. кафедре ре&иесуры художестнзкного фильма и была рекомендована к эедите. Эгбвхоиуграфияполучила отражение з прессе. ''Московские философы за социальную экологию человека счнтаэт, что эгбако-куграфйк пробила брешь в европейском, искусстве к филоссфкк, kojo-Р«е погрязли в рассудочности. Философское учение Ассонгби очищено от гелухк Цл'2клий?дки. ..я (гасета "Московские комсомолец" от 9 января 1991 г.
"...Если к сказанному, - пишет кандидат искусствоведения кафедры эстетики, теории и истории культуры БГИ&а Киоунько.В.Г., дсбазить "рухотйорность", те»іг,оту эгоакокугруф'и, то, думается, возможности отей формы прч коплоцекии пв толъяо".мифологи-чосупго рассказа, но и более сирского яда сбрезызе и дробленных структур, доетагочио залили. Надеясь быть Еєрнз понятии, збра-цуеь к хрестоматийный идеям Сергея ЭйзекзтгЯна, касавзимся 50-нлоу%ек:щ средствами кинематографа слссшейгюс обуазон-почнт»й»іьк структур (вплоть дс отважной идеи - экранизации "Капитала" ІСарла Йархса /..,. " .
Структура работы. Диссертация состоит из владения, че-тирех глав, приложения и иллюстрации по эгбакокугрдгии.