Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сленг как составляющая языковой личности подростка Титоренко Максим Юрьевич

Сленг как составляющая языковой личности подростка
<
Сленг как составляющая языковой личности подростка Сленг как составляющая языковой личности подростка Сленг как составляющая языковой личности подростка Сленг как составляющая языковой личности подростка Сленг как составляющая языковой личности подростка Сленг как составляющая языковой личности подростка Сленг как составляющая языковой личности подростка Сленг как составляющая языковой личности подростка Сленг как составляющая языковой личности подростка Сленг как составляющая языковой личности подростка Сленг как составляющая языковой личности подростка Сленг как составляющая языковой личности подростка
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Титоренко Максим Юрьевич. Сленг как составляющая языковой личности подростка : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19.- Москва, 2003.- 203 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-10/625-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основания анализа языковой личности подростка

1.1. Понятие язьщовой личности 11

1.2. Когнитивный уровень языковой личности и понятие картины мира 16

1.3. Фрейм как составляющая концептуальной картины мира. Понятие К-фрейма 21

Выводы по главе 1 29

ГЛАВА 2. Языковая личность подростка как представителя субкультурного объединения. сленг как основа описания уровней языковой личности

2.1. Субкультура как базовый компонент культуры

2.1.1. Понятие культуры 33

2.1.2. Понятие субкультуры 37

2.2. Молодежная культура как социокультурный феномен XX века

2.2.1. Возрастные границы и особенности молодежного возраста 41

2.2.2. Современные подходы к исследованию молодежной культуры 45

2.2.3. Терминологические границы понятия "молодежная субкультура" 51

2.3. Сленг как компонент коммуникативного поведения в молодежной субкультуре и основа описания уровней языковой личности

2.3.1. Понятие коммуникативного поведения 56

2.3.2. Сленг как основа описания уровней языковой личности подростка 59

Выводы по главе 2 69

ГЛАВА 3. Фреймовый подход к описанию когнитивного уровня языковой личности на основе сленга представителей культуры хип-хоп

3.1. Культура хип-хоп. Историко - культурологическая справка .73

3.2. Фрейм "наркотические вещества в культуре хип-хоп" 83

3.3. Фрейм "хулиганство/бандитизм в культуре хип-хоп" 90

3.4. Фрейм "элементы стиля в культуре хип-хоп" 104

3.5. Фрейм "автомобили в культуре хип-хоп" 111

3.6. Фрейм "музыка и граффити в культуре хип-хоп" 117

Выводы по главе 3 129

Заключение 134

Библиография 144

Список цитированной литературы 169

Приложение 170

Введение к работе

Глобализация современного общества и связанное с ним укрепление международных связей и контактов представителей национальных и социальных общностей является одной из ведущих тенденций третьего тысячелетия. Это осевая проблема, выражающая главное направление развития мира. Наметившиеся процессы требуют преодоления непонимания, связанного с принадлежностью к разным культурам, перехода от монокультуральности к мультикультуральности. Подобные условия существования в современном обществе выдвигают в качестве приоритетного учет "человеческого фактора" в различных областях знания, и, в первую очередь, в современной лингвистике. В связи с этим особенно перспективным оказывается разработанная в последнее десятилетие теория языковой личности, а также теория фреймов.

Теория языковой личности и связанная с ней теория вторичной языковой личности, а также понятие картины мира были разработаны В.В. Виноградовым (1930), В.А. Звегинцевым (1982), Ю.Н. Карауловым (1986; 1987; 1989), И.И. Халеевой (1989; 1995), Е.С. Кубряковой (1988; 1996), В.И. Постоваловой (1988), В.А. Серебренниковым (1988), О.Л. Каменской (1992; 1997; 1998) и другими. Возникновение данных теорий было продиктовано отказом изучать язык в себе и для себя, т.е. в системно-структурном плане, и переходом к лингвистике антропологической, предполагающей изучать язык в связи с человеком и его деятельностью.

Объектом исследования является индивид как участник процесса коммуникации, обусловленного конкретной культурно коммуникативной средой.

Предметом настоящей диссертации является исследование языковой личности подростка как представителя молодежной культуры. В частности, в работе рассматривается одно из ответвлений молодежной культуры - культура хип-хоп, которая является одним из мощных субкультурных образований современности, во многом определяющая дальнейшее развитие как молодежной культуры, так и отдельных сторон культуры в целом.

Актуальность предлагаемой диссертации определяется важностью разработки теории языковой личности как системообразующего фактора в рамках антропного подхода к описанию языка, в частности, необходимостью описания уровней языковой личности на основе конкретного социолекта.

Целью диссертации является описание когнитивного уровня языковой личности подростка посредством применения фреймового подхода к анализу и систематизации употребляемой им сленговой лексики. Вслед за Ю.Н. Карауловым языковая личность рассматривается в работе как личность, реконструированная в своих основных чертах на базе употребляемых ей языковых средств. Структура языковой личности состоит из пяти уровней: вербально-семантического, когнитивного, мотивационно-прагматического, эмоционального и моторико-артикуляционного. Языковой уровень языковой личности представлен тезаурусом личности -определенным способом организации лексического состава языка, отражающим наши представления о структуре мира. Когнитивный уровень языковой личности образуют фреймы - иерархически организованные структуры данных о какой-либо стереотипной ситуации или классе ситуаций определенного предметного поля. В силу определенных сходств в своей организационной структуре, а также в силу своей включенности в структуру языковой личности, представляющей собой целостное неделимое образование, тезаурус и фрейм находятся в отношении взаимодополнительности, и в этом смысле происходит группировка лексического материала, употребляемого той или иной личностью, внутри фреймовых структур.

В соответствии с основной целью проводимого исследования в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть основные положения теории языковой личности, включить ее в описание и анализ культуры хип-хоп как части молодежной культуры.

2. Описать сленговую лексику, функционирующую в культуре хип-хоп как составляющую тезаурус личности.

3. Исследовать когнитивный уровень языковой личности представителей культуры хип-хоп, используя понятие "фрейм".

4. Проанализировать взаимодействие когнитивных структур языковой личности подростка-представителя культуры хип-хоп с его тезаурусом.

5. Составить фрагмент словаря-тезауруса в качестве возможного образца представления языковой картины мира представителей культуры хип-хоп.

6. Систематизировать понятия "культура", "субкультура", "антикультура", "контркультура", "молодежная культура", "альтернативная культура", рассмотреть их соположение относительно друг друга.

Научная новизна работы состоит в объединении данных теории языковой личности и теории фреймов путем использования фреймового подхода в группировке сленговой лексики, составляющей тезаурус представителей культуры хип-хоп, с последующей реконструкцией когнитивного пространства языковой личности и составлением фрагмента словаря-тезауруса, отражающего ключевые ценности культуры хип-хоп как одного из молодежных субкультурных объединений;

- впервые осуществляется описание и анализ культуры хип-хоп посредством включения в него ключевых положений теории языковой личности;

- впервые проводится описание сленговой лексики, употребляемой среди представителей культуры хип-хоп, как составляющей их тезаурус;

- впервые применяется фреймовый подход к анализу сленговой лексики культуры хип-хоп, конструируются фреймы, отражающие основные сферы интересов и деятельности в данной субкультуре.

Теоретическая значимость диссертации заключается в дальнейшей разработке теории языковой личности в рамках антропного подхода к описанию языка; в реконструкции когнитивного уровня языковой личности на основе конкретного социолекта.

Проведенное исследование может способствовать изучению всех уровней языковой личности подростка и их взаимодействия с целью исчерпывающего описания языковой личности.

Практическая ценность диссертации определяется тем, что и сам языковой материал, и форма его представления могут быть использованы в лекционных курсах по общему языкознанию, социолингвистике, лингвокультурологии. Данные исследования и приложение, составленное автором, могут послужить основой при составлении словаря-тезауруса сленга.

Результаты диссертационного исследования могут быть также использованы в лингводидактических целях при решении задачи формирования вторичной языковой личности.

Материалом исследования послужили электронные словари сленга культуры хип-хоп общим объемом более тысячи лексических единиц, литература, связанная с проблематикой субкультуры хип-хоп, тексты песен в стиле рэп.

В качестве методов исследования в настоящей диссертации выступили фреймовый анализ, контестуальный анализ, а также интегративный анализ культурологических и лингвистических данных.

Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом пятисот сленгизмов, которые были включены в построение фреймов, а также тексты рэп - композиций в количестве сорока.

Апробация работы. Тема диссертационного исследования разрабатывалась в соответствии с планом научно-исследовательской работы кафедры общего и сравнительного языкознания МГЛУ. Основные положения диссертации и результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры общего и сравнительного языкознания МГЛУ. Основные направления проведенного исследования нашли отражение в двух публикациях.

Структура диссертации определяется целями и задачами исследования и включает введение, три главы, заключение, библиографию, список цитируемой литературы и приложение.

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и новизна.

Первая глава посвящена описанию языковой личности, уровней организации ее структуры. Языковая личность рассматривается как существующая в конкретной культурно - коммуникативной среде, которая детерминирует наполнение ее структурных уровней. Также рассматривается теория фреймов, обсуждается понятие "классификационного фрейма", построение которого признается одним из подходов к анализу языковой личности представителей молодежной субкультуры.

Во второй главе обсуждается специфика молодежной субкультуры как обладательницы определенной ценностной картины мира, определяющей стиль субкультуры, выраженный в ее коммуникативном поведении и, в частности, в сленге. Сленг рассматривается как средство выражения субкультурно значимых ценностей и признается основой языковой личности подростка как представителя субкультурного объединения. В главе также проводится обзор понятий "культура", "субкультура", "контркультура", "антикультура", "молодежная культура", "молодежная субкультура", рассматривается понятие "молодежь", выявляются современные подходы к исследованию молодежной культуры.

Третья глава представляет собой исследование когнитивного уровня языковой личности представителей культуры хип-хоп посредством анализа употребляемой ими сленговой лексики с последующим построением фреймов, отражающих основные сферы интересов и деятельности членов данного молодежного объединения.

В заключении приводятся основные результаты исследования.

В приложении приводится фрагмент словаря - тезауруса, отображающий наркотическую деятельность в культуре хип-хоп. В приложение также включены тексты наиболее популярных рэп-композиций в культуре хип-хоп, отрывки из которых были использованы для анализа в практической части исследования, и фрагменты граффити.

Понятие язьщовой личности

Теория языковой личности получила свое развитие в результате перехода от лингвистики имманентной с ее установкой рассматривать язык в самом себе и для себя к лингвистике антропологической, предполагающей изучать язык в тесной связи с человеком, его сознанием, мышлением, духовно-практической деятельностью. Введение языковой личности (ЯЛ) в лингвистическую парадигму позволило рассмотреть и соотнести друг с другом четыре фундаментальных свойства языка, которые до недавнего момента изучались в рамках четырех обособленных парадигм - исторической, психологической, системно-структурной и социальной. Причина подобного синтеза видится в следующем: во-первых, "личность есть средоточие и результат социальных законов; во-вторых, она есть продукт исторического развития этноса; в-третьих, по причине принадлежности ее мотивационных предрасположений, возникающих из взаимодействия биологических побуждений с социальными и физическими условиями, - к психической сфере; в-четвертых, - в силу того, что личность есть создатель и пользователь знаковых, т.е. системно-структурных по своей природе образований" (Караулов 1987, с. 22). Систематизирующий характер ЯЛ по отношению к четырем фундаментальным языковым свойствам, равно как и ее антропоцентричная направленность описаны Ю.Н. Карауловым: "Языковая личность - вот та сквозная идея, которая, как показывает опыт ее анализа и описания, пронизывает и все аспекты языка и одновременно разрушает границы между дисциплинами, изучающими человека, поскольку нельзя изучать человека вне его языка" (Караулов 1989 с. 3); "...нельзя понять сам по себе язык, не выйдя за его пределы, не обратившись к его творцу, носителю, пользователю - к человеку, к конкретной языковой личности" (Караулов 1987, с. 7).

Основоположником теории ЯЛ по праву считается Ю.Н.Караулов, хотя сам термин и понятие ЯЛ впервые были введены в лингвистику В.В. Виноградовым (Виноградов 1930). Давая определение ЯЛ, Ю.Н.Караулов соотносит ее ключевые характеристики с характеристиками личности вообще, какой она понимается современной наукой. В качестве примера Ю.Н. Караулов приводит трактовку личности психологией как "относительно стабильной организации мотивационных предрасположений, возникающих в процессе деятельности и взаимодействия между биологическими побуждениями и физическими окружениями, условиями" (Караулов 1987, с. 35), а также обыденное понимание личности, где она рассматривается как "стиль жизни индивида или характерный способ реагирования на жизненные проблемы" (там же). В итоге обнаруживается, что современное понимание личности предполагает приоритет некогнитивных аспектов человека, т.е. его эмоциональных характеристик и воли, а не интеллекта и способностей. При определении же ЯЛ ее интеллектуальные характеристики выдвигаются на первый план, т.к. именно интеллект наиболее активно участвует в создании и восприятии личностью языковых и речевых произведений: " ...языковая личность начинается по ту сторону обыденного языка, когда в игру вступают интеллектуальные силы..."(Караулов 1987, с. 36). Понятия социально-психологической и ЯЛ, таким образом, представляют реконструкция модели мира или тезауруса данной личности на основе произведенных ею текстов или на основе специального исследования; выявление жизненных или ситуативных доминант ЯЛ, ее установок, мотивов, находящих отражение в процессах порождения текстов и их содержании, а также в особенностях восприятия чужих текстов (Караулов 1987, с. 43).

Учет вышеперечисленных характеристик предполагает выделение в структуре ЯЛ трех уровней: вербально-семантического, когнитивного и мотивационно-прагматического. Определяющим критерием выделения этих уровней является наличие на каждом из них специфических типовых элементов - а) единиц соответствующего уровня, б) отношений между ними и в) особых стереотипных их объединений, своеобразных комплексов, присущих каждому уровню. Однако говорить о четком разграничении этих уровней на практике было бы неправильно, так как принадлежащие им единицы находятся в постоянном взаимодействии не только в пределах того или иного уровня, но и с единицами других уровней. Для более точного представления рассматриваемого явления было бы более целесообразно представить строение ЯЛ не в виде некоторой вертикальной иерархии уровней, при которой полярные уровни не соприкасаются друг с другом, а в виде "некоторой замкнутой кольцевой структуры" (Хитрик 2001, с. 57-58), которая дает возможность более четко проследить структурные связи и отношения между уровнями строения ЯЛ, что очень важно для наиболее адекватного "динамичного" понимания структуры ЯЛ.

Когнитивный уровень языковой личности и понятие картины мира

Понятие "ЯЛ", ее структура тесно связано с картиной мира, определяемой как "исходный глобальный образ мира, лежащий в основе мировидения человека, репрезентирующий сущностные свойства мира в понимании ее носителей и являющийся результатом всей духовной активности человека" (Серебренников, Кубрякова, Постовалова 1988, с. 21). Понимаемая как "субъективный образ объективной реальности" (там же 1988, с. 21) картина мира представляет собой некую "сформированную из мозаичных фрагментов знания о мире единую интегрированную структуру, компоненты которой логически и каузально увязаны друг с другом" (Каменская 1992, с. 23). Исключительная важность данного понятия подчеркивается в труде "Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира": "Понятие картины мира относится к числу фундаментальных понятий, выражающих специфику человека и его бытия, взаимоотношения его с миром, важнейшие условия его существования в мире" (Серебренников, Кубрякова, Постовалова 1988, с. 11). Следует отметить, что картина мира, сформированная в сознании индивида, не является зеркальным отображением реально существующего мира, но представляет собой творческую переработку по осмыслению подлинного мира, его интерпретацию. При этом степень чистоты, приближение к адекватности мировидения, достижение которой удручающе невозможно, в большой степени зависит от богатства фоновых знаний индивида, от глубины его знакомства как с родной культурой, которая без сомнения накладывает серьезный отпечаток на всю дальнейшую жизнь индивида, так и с культурой других народов. Обладание подобными знаниями, стремление к их пополнению не только значительно расширяет границы мировидения, но также развивает у человека способность к обобщению, анализу и последующей объективации его картины мира. При этом богатство индивидуального жизненного опыта так же играет большую роль в восприятии окружающего мира. Будучи основанной как на общих универсальных знаниях, обусловленных совместной деятельностью и отношениями внутри некоторой общности, так и на индивидуальном знании, явившимся результатом индивидуального неповторимого для других жизненного опыта, а также особенностей личности и биографии, картина мира предстает в виде некоторого комплекса индивидуального и коллективного, представляющего собой "некоторый обобщенный базис (ядро) всех индивидуальных картин мира" (Серебренников, Кубрякова, Постовалова 1988, с. 41). Отчасти в силу становления личности в обществе, обогащения ее кругозора посредством индивидуального жизненного опыта и доступа к коллективному знанию, отчасти благодаря изменению среды ее обитания на социальном, техническом и других уровнях, а также в результате многих других причин картина мира личности также претерпевает определенные изменения. Очевидно, что картина мира в сознании личности представляет собой не некоторый статичный объект, но является подвижным динамическим образованием, находясь в зависимости от вышеуказанных причин. "Сопровождая человека всю его сознательную жизнь, КМ непрерывно меняется, возможно лишь за исключением некоторого числа "особых точек" - фрагментов КМ, которые сохраняют свою статичность" (Каменская 1992, с. 28). Динамизм, свойственный картине мира, подчеркивается в труде "Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира.": "...очевидно, следует признать, что картина мира не вечна даже в пределах жизни одного человека. Она постоянно конкретизируется, дополняется, уточняется. Картина мира напоминает не завершенную работу художника, а произведение, которое у него постоянно в работе, которое дорисовывают и перерисовывают. И в этом смысле точнее было бы сказать, что это вовсе и не картина, а экран, на котором запечатлевается работа человеческого духа в процессе формирования базисного образа мира. Картина мира несет в себе черты своего создателя, и, прежде всего, динамичность его мировидения" (Серебренников, Кубрякова, Постовалова 1988, с. 48). Являясь, по существу, одной из главных составляющих структуры ЯЛ, картина мира находит отражение на вербально-семантическом и когнитивном уровнях, опредмечиваясь в первом случае в конкретных знаковых формах и реализуясь в виде особых единиц сознания во втором случае. Другими словами, на вербально-семантическом уровне формируется языковая картина мира (ЯКМ), а на когнитивном уровне знания представлены в рамках концептуальной картины мира (ККМ), "...в создании которой участвуют различные типы мышления, в том числе и невербальные" (Серебренников 1988, с. 5). ККМ содержит в себе "...не только знание, которое выступает как результат мыслительного отражения действительности, но и итог чувственного познания, в снятом виде содержащийся в логическом отображении" (Брутян, 1973, с. 108). "Память может сохранить и музыкальный мотив, и аромат цветка, и вкус плода, ... которые лишены дискретности и не допускают материальной репрезентации" (Звегинцев 1982, с. 75). Таким образом, ЯЛ предстает как включающая в себя концептуальную и языковую модели мира, где, в силу вышеуказанных причин, ККМ оказывается богаче ЯКМ, которая не образует самостоятельную картину мира, но является как бы "встроенной" в ККМ.

Субкультура как базовый компонент культуры

Первое, что следует отметить при рассмотрении понятия "культура" в том виде, в каком оно закреплено сегодня в общественном сознании, - это многозначность, размытость очертаний, использование и применение его в различных значениях. По словам польского ученого Я. Щепаньского "...трудно представить себе термин более многозначный и более распространенный, чем "культура". Этот термин выступает во многих значениях не только в обиходном языке, но и в разных науках и в философии, где ему придается весьма различное содержание и разный смысл" (Щепаньский 1969, с. 38). Особенно быстрым ростом числа определений культуры характеризуется современная научная литература. Так, согласно подсчетам А. Кребера и С. Клакхона в период с 1871 по 1917 годы было дано всего 7 определений, а за последующие 30 лет в научный оборот введено еще 157 определений культуры. В 1968 году А. Моль насчитывает уже 250 определений (Моль 1968). Приведенные данные свидетельствуют о широте и разнообразии мира явлений, входящих в понятие "культура", равно как и о предельной абстрактности рассматриваемого понятия. Именно поэтому, вероятно, оно не может быть однозначно и исчерпывающе определено одной лапидарной фразой.

Обзор определений культуры, имеющихся в научной и философской литературе, указывает на существенное влияние мировоззренческих, гносеологических, политических, моральных и профессиональных взглядов и устремлений ученого на его теоретическое мышление относительно культуры, на выделение в ней специфических сфер как наиболее представительных. Кроме того, есть основания полагать, что вышеуказанные взгляды и устремления ученого во многом определяются теми парадигмальными установками, которые сопровождают развитие всей научной мысли в целом. Подобное влияние распространяется, в свою очередь, и на определение "культуры". Так в 18 - 19 веках, когда конструктивной основой мировоззрения выступала биологическая наука, исследователи нередко придерживались эволюционистских и органистических взглядов, рассматривая общество и культуру как организм, где социальные институты уподоблялись органам и частям тела, а социокультурные процессы -физиологическим процессам. Английский социолог Г. Спенсер (1820 - 1903), понимая общество и культуру как организм в прямом смысле этого слова, выделял в нем три системы: питательную, распределительную и регулятивную, которым, по его мнению, соответствуют производство, торговля и государственный аппарат. Аналогичных взглядов придерживался О. Шпенглер (1880 - 1936), который, рассматривая культуру как организм, считал, что каждый такой организм проходит свой жизненный цикл от рождения до смерти.

В рамках функционализма, разрабатываемого антропологами А.Р. Рэдклифф-Брауном (1881 - 1955) и Б. Малиновским (1884 - 1942), культура рассматривалась как система, изучение структуры которой должно также включать в себя изучение функций. Исследование культуры сводилось к изучению того, как функционируют ее составные части в отношении друг к другу и целому. Б.Малиновский утверждал, что культура есть единая гармонически функционирующая система, где каждый элемент выполняет жизненно важную для всей системы функцию. При этом функция понималась Б. Малиновским как удовлетворение потребности деятельности, в процессе которой люди объединяются. Различия между культурами, таким образом, обнаруживаются лишь в способах удовлетворения человеческих нужд (Культурология в вопросах и ответах 1998, с. 41).

В рамках психологической парадигмы предметом анализа в исследовании культуры являлась личность в культуре, ее психологические характеристики, поведенческие стереотипы, взаимодействие с окружающей средой, внутриличностные процессы. Основатель психологической школы психоаналитик 3. Фрейд (1856 -1936) считал, что "всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений" (Фрейд 1992, с. 20). Она "...обозначает сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми" (там же, с. 88).

Культура хип-хоп. Историко - культурологическая справка

Прежде, чем непосредственно перейти к реконструкции когнитивного уровня ЯЛ подростка - представителя культуры хип-хоп, на наш взгляд, необходимо рассмотреть, что представляет собой данная субкультура.

Культура хип-хоп родилась в одном из беднейших цветных кварталов Нью-Йорка - южном Бронксе в начале 70-х годов 20-го века. Причиной появления данной культуры явились непрекращающиеся междоусобицы между многочисленными черными бандами афро-американцев - жителями бедных кварталов Нью-Йорка. Создавшаяся криминогенная обстановка в этих кварталах, вызванная борьбой местных бандитских группировок за владение той или иной территорией, нередко являлась поводом массовых убийств членов этих группировок. В конце концов, высокий уровень преступности потребовал от группировок поворота от соперничества посредством насилия к соперничеству в музыке, танце и изобразительном искусстве.

Другими причинами возникновения культуры хип-хоп явились экономический спад и связанное с ним тяжелое материальное положение афро-американцев, а также все еще существующие среди "белого" населения Соединенных Штатов шовинистские настроения по отношению к темнокожему населению. В этом случае появление культуры хип-хоп послужило для молодых афро-американцев одним из способов самовыражения, выражения своих страхов, сомнений, интересов, стремлений и желаний.

Ключевой фигурой в создании культуры хип-хоп стал бывший член одной из группировок Африка Бамбаатаа, который попытался "направить гнев молодых жителей южного Бронкса, проявлявшийся, главным образом, в групповых разборках и насилии, в музыку, танцы и изобразительное искусство" (Bennet 2000, р. 134).

Культура хип-хоп представляет собой определенное направление в молодежной культуре, составными частями которого являются рэп, брейк или брейк дансинг и особый вид изобразительного искусства, называемый граффити. В силу масштабности культуры хип-хоп составляющие ее части существенно различаются по виду деятельности и существуют практически независимо друг от друга. Тем не менее, существование в рамках одной культуры накладывает отпечаток на общую идейную направленность и концепцию стиля этих ответвлений в культуре хип-хоп.

Следует отметить, что современная культура хип-хоп получает свое наполнение, основываясь не только на опыте афро-американских подростков, но также включает в себя огромный пласт культуры "белой" молодежи, которая вносит в хип-хоп свое представление о мире и свои проблемы (см. Mitchell 1998, Bennet 2000). Этот факт является основанием для многочисленных споров относительно того, что представляет собой подлинная культура хип-хоп. Споры относительно данной проблемы ведутся как в науке, так и на страницах молодежных журналов, посвященных проблематике хип-хоп. В нашей работе культура хип-хоп получает собирательное значение, включая в себя разнообразные ответвления, которые отличаются друг от друга различным тематическим наполнением при сохранности базовых компонентов культуры хип-хоп, о которых мы упоминали выше. Тем не менее, данные ответвления сохраняют свои связи с "материнской" культурой хип-хоп, родившейся в Бронксе. В качестве объекта нашего исследования выступает исконная сленговая лексика и лирика афро-американской хип-хоп культуры Нью-Йорка, в комплексе отражающие фокальные ценности данного ответвления хип-хоп, а также проблемы, переживаемые ее членами.

Пожалуй, самым важным компонентом хип-хопа является рэп. Именно он принес культуре хип-хоп ту популярность, которой она пользуется на протяжении вот уже нескольких десятилетий. Рэп появился в Бронксе в конце 60-х годов и с первых дней своего существования привлек к себе интерес афро-американцев. Рэп представляет собой рифмованную лирику, имеющую повествовательную форму и произносимую в определенном ритме под пульсирующую музыку (Bennet 2000, р. 134). Отличительными чертами рэпа, характеризующими данное музыкальное направление, являются следующие: рэп никогда не играют в живую, он представляет собой определенную последовательность ритмичных звуков, записанных заранее и образующих необходимый ритмичный музыкальный фон для речитатива, который читается в живую; ритм в музыке рэп создается при помощи отчетливых ударов с одинаковой силой раздающихся через равные отрезки времени; тематика рэпа варьируется в зависимости от того, что хочет сообщить рэппер (т.е. человек, исполняющий рэп): различают рэп - хвастовство, рэп-оскорбление, рэп-послание, рэп-чепуха, а также групповой речитатив; важное место в рэпе занимает ди-джей (от англ. - диск жокей или человек, проигрывающий диски), который поддерживает равномерный музыкальный ритм и привносит в него различные музыкальные эффекты, тем самым, индивидуализируя рэп.

Похожие диссертации на Сленг как составляющая языковой личности подростка