Введение к работе
Данная работа представляет собой экспериментально-фонетическое исследование, основная цель которого состоит в выявлении просодических средств реализации воздействующей функции в текстах современной православной литургической проповеди.
За последние десятилетия в современной лингвистике резко возрос интерес к изучению звучащей речи и ее просодических и акустических характеристик. Интерес этот обусловлен как теоретическими, так и практическими потребностями. Теоретические потребности связаны с комплексным описанием системы звучащей речи. Практический же интерес связан развитием техники, передачей, обменом информацией в рамках звучащей речи, с синтезом речи, с изучением таких качеств звучащей речи, которые способны усилить степень ее воздействия на слушателя. Потому что главное преимущество устной речи по сравнению с письменной состоит в той дополнительной информации, которой обладает звуковая речевая организация, включающая все особенности, которые отсутствуют в письменной речи, такие как использование всех просодических средств: мелодики, длительности, паузации, интенсивности, определяющие в свою очередь сегментацию потока речи на семантические блоки, где большую роль играют фразовые выделительные акценты разных типов. В результате сказанного ораторская речь представляет собой жанр речи, в котором во всем многообразии проявляется ее воздействующая сила.
Одной из разновидностей ораторской деятельности является церковная проповедь. Это речь религиозного характера, которая произносится священнослужителем в церкви, и имеет своей задачей поведать и разъяснить слушающим основы христианского вероучения.
Проповедник, обращаясь к присутствующим, использует все просодические средства воздействия, то есть разные способы выделения смысла, которые значительно увеличивают силу слова, а тем самым и силу
воздействия, свое личное искусство. Квазиспонтанный і характер воплощения речи усиливает воздействующий эффект пастырского слова, поскольку проповедник использует богатейшее по способам воздействия искусство построения и произнесения, усиливающее эмоциональную составляющую когнитивного процесса. Кроме того, текст проповеди всегда ориентирован на непосредственную аудиторию, перед которой она произносится.
Таким образом, целью данной работы является исследование просодического оформления жанра современной литургической проповеди и способ особенностей их подачи для усиления воздействия на слушателей.
В соответствии с общей целью исследования были поставлены следующие задачи:
перцептивное и акустическое исследование сегментных и суперсегментных параметров речи литургической проповеди;
- изучение ритмической организации слова и синтагмы, сегментации потока речи на синтагмы, выделение фразовых акцентов просодическими средствами, которые оформляются совокупностью параметров как семантически значимые с точки зрения проповедника;
анализ экспрессивных лексико-синтаксических средств речи в рамках текстов данного жанра;
выявление и описание жанровой специфики просодических средств, участвующих в реализации воздействующей функции в жанре проповеди;
- анализ структуры современной литургической проповеди с целью
более углубленного описания ее содержательно - концептуальной
информации, раскрывающей ее жанровое своеобразие.
Выбор предмета исследования продиктован тем, что на сегодняшний день в научной литературе нет комплексного перцептивного и акустического анализа жанра звучащей литургической проповеди, который, несомненно, требует описания его оптимальной характеристики с целью выявления целевой
1 Квазиспонтанная речь - это подготовленная на уровне структуры, но произнесенная перед аудиторией без написанного текста речь.
направленности текста проповеди как одного из жанров публичной ораторской речи.
Объектом исследования являются такие сегментные и суперсегментные средства, как правила сегментации, темп произнесения, паузация. Большое внимание уделялось изучению акцентуации с учетом характера разных типов словесных и фразовых выделительных акцентов, модальных, контрастивных, эмоциональных. Это обусловлено тем фактом, что мыслительные процессы, процесс речепроизводства и когнитивные процессы не существуют без эмоций. Значительное внимание уделялось изучению мелодики и громкости в перцептивном анализе и частоты основного тона (ЧОТ) в акустическом анализе. Исследованию подверглось также изучение ритмических структур слов и синтагм, так как ритмика участвует в формировании смысла высказывания.
Заметим, что только комплексное исследование может дать полную картину организации современной звучащей литургической проповеди.
В качестве материала исследования были привлечены аудиозаписи проповедей, прозвучавших в православных храмах Москвы. Кроме того, анализу подвергались аудиозаписи духовных речей, сделанных во время литургии в различных храмах и монастырях России, а также записанные в студийных условиях диски. Было проанализировано 20 проповедей, составляющих более 6000 синтагм. Среди авторов проповедей представлены: архимандрит Даниил (Сарычев) архимандрит Донского монастыря, схиигумен Псково-Печерского монастыря Савва (Остапенко), архимандрит Юрасов (Свято-Введенский женский монастырь г. Иваново), протоиерей Дмитрий Смирнов (храм Благовещения Пресвятой Троицы в Петровском парке), архимандрит Кирилл (Павлов) (Свято-Троицкая Сергиева лавра). Выбор данных проповедников был обусловлен многочисленными свидетельствами об их популярности как проповедников.
При анализе просодического строя литургической речи мы основывались на разделяемом большинством современных исследователей положении о том, что значение высказывания формируется благодаря взаимодействию значений,
выражаемых семантикой высказывания, ситуацией, и его просодической организацией. Изложенные выше положения лежат в основе комплексного подхода к описанию языкового материала.
Цели исследования определили выбор различных методов изучения материала:
- слуховой и экспертный анализ материала;
- цифровые методы инструментального анализа речевого сигнала с
помощью программ анализа речевых сигналов (Speech Analyzer), программ
анализа звуковых сигналов (Cool Edit Pro);
- обработка числовых значений с последующей лингвистической
интерпретацией полученных данных;
стилистический анализ текста, позволивший выявить круг маркированных сегментных и суперсегментных единиц, соотношение и взаимодействие которых обусловливает стилистическое своеобразие звучащей литургической проповеди.
В качестве основной единицы наблюдения избраны фонетическое слово, как минимальная смысловая единица, и синтагма, понимаемая как минимальный интонационно целостный смысловой отрезок речи.
Актуальность работы связана с изучением механизмов и закономерностей речевого воздействия на слушателей. В диссертации показано, что комплекс средств, их перцептивные данные и акустические количественные данные позволяют включить в сферу современных знаний об ораторской речи на примере литургической проповеди, методики исследования и их результаты для анализа разных жанров ораторской речи.
Исследование осуществляется в современной научной парадигме, сочетающей достижения традиционно лингвистической, коммуникативной, когнитивной областей лингвистики, а также разработок в области психологии и психолингвистики.
Теоретическая значимость работы определяется ее вкладом в разработку вопросов структурирования жанров, в частности литургической проповеди, установлении жанровых особенностей построения православной
литургической проповеди, выявлении разноуровневых экспрессивных средств исследуемого жанра. Разработка комплексного исследования просодии, семантики словоупотреблений дали возможность сформулировать правила строения современной литургической проповеди. Выявлена специфика просодической организации исследуемого жанра.
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенный комплексный метод исследования дискурса ораторской речи может быть использован для разработки и анализа текстов ораторских жанров. Полученные результаты могут также способствовать развитию прикладных аспектов фонетики, прагмалингвистики, углублению представления о строении одного из жанров ораторской речи.
Новизна диссертации заключается в том, что сформулированы требования к исследованию ораторской речи (литургической проповеди) с целью анализа речевого воздействия на личность слушателя. Показаны количественные значения основных параметров звучащей речи, определяющих эффект сильного воздействия (увеличение длительности, паузации, изменение ЧОТ, формантной структуры, отражающей тембральные модуляции голоса), что непосредственно связано с экспрессивными лексическими, синтаксическими и просодическими средствами, смысловыми центрами проповеди, характеризующимися просодической выделенностью. Указана специфика реализации церковной проповеди, связанная с акустическим эффектом реверберации храма. Предложена схема иерархии семантико-смысловой структуры литургической проповеди.
Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования излагались в докладах на Международной конференции Волгоградского государственного университета (2006), на XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (2009), были предметом обсуждения на заседаниях и аспирантских семинарах кафедры Общего и Сравнительно-исторического языкознания МГУ им. М.В.Ломоносова (2005-2008).
Результаты работы отражены в четырех публикациях автора, в том числе в трех статьях.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Специфическая особенность жанра литургической проповеди, которая
является разновидностью ораторского искусства, вместе с тем характеризуется
наличием отличительных черт: темповых экспрессивных лексических и
синтаксических единиц и условиями их реализации в специфических
параметрах архитектурного строения храма.
2. Эмоциональные значения в проповеди, реализуются при помощи
совокупности просодических и специальных лексических и грамматических
единиц.
Сила воздействия звучащей литургической проповеди обеспечивается наличием смысловых центров, которые раскрывают ее содержание и выделяются с помощью выделительных акцентов различных типов, модальных, контрастивных, эмоциональных. Широко используются в проповеди различные лексические стилистические средства, также служащие целям привлечения внимания и подчеркивания важной информации.
Просодические модели синтагм, направленные на воздействие в жанре проповеди, характеризуется инвариантными мелодическими, темпоральными и динамическими признаками.
5. Структура современной литургической проповеди, представляющая
собой иерархию разнопорядковых смысловых блоков — предикаций позволяет
более углубленно описать ее содержательно - концептуальную информацию,
раскрывающую ее жанровое своеобразие.
Структура работы. Диссертация включает в себя введение, четыре главы, заключение, список литературы, терминологический словарь и приложение в виде использованных текстов.