Введение к работе
Актуальность исследования. Современное состояние художественного процесса стави? з центр внимания исследователей проблемы взаимодействия искусств. Сложение в XX веке новых форм творчества /акционная аивопись и визуальная поэзия, перформанс и инсталляция, взаимопроникновение различных искусстз б технических видах творчества - видеоарт и т.д./ существенно влияет на раз-витке современного искусства* Такая ситуация ставит задачу изучения истоков этих тенденций. Многие пологения футуристической концепции взаимодействуя искусств оказали значительное влиянии на формирование новых видов худонествзнного творчества в искусстве XX века.
Исследование взаимодействия искусств позволяет разработать ряд важных для изучения авангарда методологических проблем. Искусство азаягарда, претендующее часто на радикальный пересмотр всех эстетических канонов, требует также новых инструментов анализа для своего исследования. Б разработке механизмов такого анализа особая роль принадлежит исследованиям взаимодействия различных искусств. Значение этой сферы исследований во многой обусловлено особенностями самого авангарда. Задача построения новой культури вазызала изменения и самой структуры отношений медду отдельными областями культурного творчества.Изучение тех направлений, по которым шли эта изменения и утверкдались козые связи ыек-ду различными искусствами, помогают приблизиться к пониманию основных установок авангардного проекта' культуры.
Кроыэ того, исследования взаимодействия различных сфер творческий деятельности позволяют раскрыть внутренние механизмы эволюции искусства, найти те общие направления в его развитии, которые определяют единство духовной культуры в тот или иной исторический период. Для искусства авангарда актуальность этих иссле-~~--i'sz, дающих возможность поставить его" в связь с общими про-
5 ' '
цессами эволюции культуры нового времени, а также раскрыть историческую логику фсрмкрования самого феномена авангарда, представляется очевидной.
Состояние вопроса. Проблемы взаимодействия поэзии и жизопи-си з русском кубошутуризме в последние десятилетия рассматривались в работах Н.Харджиева, Е.Ковтуна, В.Альфонсова, в работах зарубежных исследователей С.Комптон, Дж.Янечека. Основным материалом для них служила русская футуристическая книга. Внимание авторов было сосредоточено на проблемах нового принципа иллюстрирования, книжного дизайна и визуальной поэзии. Вопросы взаимодействия двух искусств затрагивались, кроме того, в связи с изучением творчества отдельных поэтов и художников или в контексте общей истории русского авангарда.
Вместе с тем взаимодействие поэзии и хизописи з русском кубофутуризме не рассматривалось как целостная художественная и философско-эстетическая концепция, ее связи с социально-культурным контекстом не были предметом специального анализа.
Цель исследования;через рассмотрение проблем взаимодействия поэг&и и .живописи в русском кубофутуризме раскрыть единство и взаимосвязь художественной практики-русского авангарда и различных сфер духовной культуры в' начале XX столетия.
Задачи исследования:
выявить причины актуализации проблем взаимодействия поэзии и живописи з кубошутуризме;
обозначить основные философско-зстетические положения футуристической концепции взаимодействия двух искусств;
исследоЕать круг вопросов, охватываюидах не только художественную проблематику, но и более широкую область социаяь-яо-ткультурных течений начала века, в которых эти тенденции фу-
туристического искусства могут находить определенные типологические параллели и аналогии.
Метод работы может быть охарактеризован" как культурологический, позволяющий описать культурно-историческую проблематику взаимодействия поэзии и живописи в русском кубофутуразме.
Новизна исследования. Взаимодействие поэзии я живописи в русском кубофутуризме впервые рассматривается как самостоятельная и целостная эстетическая концепция, определяющая многие особенности поэтики футуристического искусства з целом. В работе -исследуется ряд проблем русского авангарда в контексте русской философско-религиозной мысли начала века. Данное направление также представляет новую область исследований з отечественном искусствознании.
Аппробация работы. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории отечественного искусства Исторического факультета МГУ. Отдельные части диссертации были изложены в докладах на Федорово-Давыдовских чтениях ЛИГУ, 1992/ и на Виапе-ровских чтениях в Музее изобразительных искусств им.А.С.Душкина /1993/. Основные положения диссертации изложены з подготовленных к публикации работах, :
Структура работы. Работа состоит из Введения, 5 глав, зак- -люченая и библиографии.