Содержание к диссертации
Введение
Глава первая. Историография и новые методы исследования арабских источников 9
1. Историографический обзор и источниковедческая база 9
2. Новые методики обработки и анализа материалов средневековых арабских текстов 29
3. Концепция интерактивной платформы по работе с цифровыми рукописными и печатными памятниками Востока в веб-пространстве 41
Глава вторая. Ахмад ал-Барки и его труд Китаб ал-махасин («Книга Достоинств») 52
1. Основные вехи развития шиитского движения в исламе (I/VII-III/IX вв.) 52
2. Ахмад ал-Барки: жизнь и творческое наследие 69
3. Китаб ал-махасин: структура и содержание сочинения 90
Глава третья. Раннешиитское общество 125
1. Шиизм как образ жизни 125
2. Шиизм как идеология 135
Заключение 159
Список сокращений 163
Библиография 164
- Новые методики обработки и анализа материалов средневековых арабских текстов
- Основные вехи развития шиитского движения в исламе (I/VII-III/IX вв.)
- Китаб ал-махасин: структура и содержание сочинения
- Шиизм как идеология
Введение к работе
Актуальность исследования.
Диссертация посвящена вводу в научный оборот и анализу материала Китаб ал-махасин («Книге Достоинств») Ахмада ал-Барки (ум. в 274/887 или 280/893 г.), рассматриваемого в качестве источника по истории формирования и развития шиитской идеологии на территории Восточного Халифата в III/IX в.
Религиозно-политическая борьба между разными течениями в исламе в период с I/VII - III/IX вв. в Восточном Халифате сыграла ключевую роль в формировании политической карты Ближнего Востока на многие века вперед. Этническая и социальная пестрота населения Халифата, отсутствие института духовенства как такого в исламе придавали особую остроту этой борьбе.
По сравнению с изученностью истории формирования суннитского ислама шиитский ислам менее исследован как российскими, так и западными учеными. Переведена и изучена лишь малая часть шиитских источников. Их комплексное рассмотрение позволило бы расширить понимание истории и идеологии шиитского ислама на разных этапах его формирования. Огромное количество трудов на арабском и персидском языках, посвященных шиизму, ждут своего открытия для современной гуманитарной науки.
Выбор Китаб ал-махасин Ахмада ал-Барки обусловлен тем, что именно на него ссылались и опирались последующие авторитетные шиитские ученые, такие как ал-Кулини (ум. в 330/941 г.), Ибн Бабуйа ас - Садук (ум. в 381/991 г.), ал-Муфид (ум. в 413/1022 г.), аш-Шайх ат-Туси (ум. в 460/1068 г.) и др., считавшие Ахмада ал -Барки достоверным передатчиком и знатоком шиитских преданий.
Цель диссертационной работы: основываясь на тщательном анализе материалов Китаб ал-махасин Ахмада ал-Барки, показать, как в нем представлена история формирования шиитского ислама в период между «сокрытием» последнего шиитского имама (вероятно, после 874 г.) до конца III/IX в.
Задачи диссертационной работы:
-
выработать новые методики по обработке и анализу средневековых арабских текстов;
-
разработать концепцию интерактивной платформы по работе с цифровыми письменными/печатными памятниками Востока в веб-пространстве;
-
определить место и роль Ахмада ал-Барки в шиитской традиции;
-
определить круг «духовных» наставников Ахамада ал-Барки на материале историко-биографических сочинений ранних и поздних шиитских авторов;
-
определить основные понятия шиитской догматики в период «ожидания» скорого возвращения «скрытого» имама и отметить сформировавшиеся к этому периоду особенности в религиозной практике шиитов;
-
ввести в научный оборот новые статистические, биографические, библиографические материалы по изучению истории формирования раннего этапа шиитского ислама.
Методика исследования диссертационной работы основана на анализе иснада, т.е. цепей имен передатчиков преданий. Эту методику разработали и применяли в своих исследованиях сотрудники Арабского кабинета Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР (ныне сектор Ближнего Востока Института восточных рукописей РАН) - П.А. Грязневич, К.А. Бойко, С.Б. Певзнер и С.М. Прозоров. Основная задача исследователей состояла в том, чтобы наиболее полно и объективно воссоздать историю ранней арабской исторической литературы по материалам арабских источников.
При работе с источниками были созданы и использованы новые «матричные» методики по обработке и анализу арабских текстов с помощью оперативной программы Windows Office Microsoft Excel.
Это помогло реализовать потенциал вышеуказанной методики сотрудников Арабского кабинета, не нарушая основных ее принципов.
Источниковедческая база исследования. Основным источником для исследования темы послужил Китаб ал-махасин Ахмада ал-Барки. Помимо Китаб ал-махасин в работе использованы материалы историко- биографических сочинений шиитских авторов близких по времени к периоду «малого сокрытия» (260-329/874-941 гг.): Тарих а $л аз-Зурара Абу Галиба аз-Зурари (ум. в 368/978 г.); ар-Риджал Абу-л-'Аббаса Ахмада б. 'Али ан-Наджаши (ум. в 450/1058 г.); ал-Фихрист и Риджал Абу Джа'фара Мухаммада б. ал-Хасана ат-Туси (ум. в 460/1068 г.); Ма'рифат ахбар ар-риджал Абу 'Амра Мухаммада б. 'Умара ал-Кашши (ум. до 350/961 г.).
Более поздние историко-биографические своды шиитских авторов: Риджал Ибн Дауда Таки ад-Дина б. Дауда, Накд ар-риждал Мустафы ат- Тафриши, Джами' ар-руват Мухаммада 'Али ал-Ардабили, Му 'джам риджал ал-хадис ас-саййида Абу-л-Касима ал-Мусави ал-Хау'и послужили вспомогательным источником при составлении сведений о передатчиках иснадных цепей Китаб ал-махасин.
Историография и степень научной разработанности. Использованные в диссертации монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных востоковедов разделены на две группы:
1) публикации, в которых освещено событийное развитие истории шиитского ислама;
2) публикации, раскрывающие разные аспекты основных понятий шиитской догматики на раннем этапе формирования.
-э
К первой группе относятся работы; Саида Амира Арджоманда ; Муджана Момена; Большакова О.Г.; Янна Ричарда и Хайнца Халма.
о Q
Ко второй группе - Вилфреда Маделунга ; Итана Колберга; Хусейна Модарреси; Мухаммада Али Амира-Моеззи; Эндрю Джеймса
19 1 ^
Ньюмана ; Прозорова С.М. .
Результаты анализа научных публикаций, вышедших в свет за последние 30 лет на русском и западноевропейских языках показали, что отдельная монография или статейная публикация теме диссертации не посвящались. Предметом исследований авторов, изучающих историю развития шиитского ислама, чаше становились сочинения более позднего периода. При этом к материалу Китаб ал-махасин в разной степени обращались и использовали в своих исследованиях Х. Модарреси, М.А. Амир-Моеззи и Э. Дж. Ньюман.
Китаб ал-махасин Ахмада ал-Барки Амир-Моеззи определяет как вторичный источник по догматике, объясняя это тем, что догматические и эзотерические аспекты преданий этого источника не сразу становятся очевидными, а возможно и, намерено, завуалированы Ахмадом ал-Барки.
Модарреси, как и Амир-Моеззи, больше опирается на раннешиитские источники первой половины IV/X в. Материалу Китаб ал-махасин он уделяет меньше внимания, чем Амир-Моеззи.
В отличии от Модарреси и Амир-Моеззи, А. Дж. Ньюман посвятил целую главу Ахмаду ал-Барки и его Китаб ал-махасин в монографии «Период формирования имамитского шиизма. Хадис как дискурс между Куммом и Багдадом».
Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые:
вводится в научный оборот уникальный материал по истории развития шиитского ислама, освещающий мировоззрение и образ жизни шиитов в переломный период «ожидания» скорого «возвращения» «скрытого» имама;
создан и на практике применен к материалу источника «матричный» подход к обработке и анализу арабских текстов, основанный на методике генерирования «анкет» передатчиков и методике росписи и анализа текстов преданий;
разработана концепция интерактивной платформы по работе с цифровыми рукописными/печатными памятниками Востока в веб - пространстве.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при изучении раннешиитской историографии, истории арабоязычной словесности в целом, истории формирования и становления идеологии шиитского ислама в период с I/VII - III/IX вв. и помогут более глубокому пониманию современных политических и социальных процессов на Ближнем Востоке. Выводы исследования могут быть полезны для написания спецкурсов, ориентированных на студентов востоковедческих, исторических, философских и культурологических факультетов.
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на конференциях и сессиях, проводившихся в Санкт-
Петербургском государственном университете и Институте восточных рукописей РАН. Автор выступал с докладами: «Определение "религиозного" знания (ал- 'илм, ал-ма 'рифа) в Китаб ал-махасин («Книга достоинств») шиитского автора Ахмада ал-Барки (ум. в 274/887 или 280/893 г)» (10 апреля 2007 г. на XXIV Научной конференции «Источниковедение и Историография стран Азии и Африки» Восточного Факультета СПбГУ); «Новая методики росписи и анализа средневековых арабских текстов, содержащих хадисы» (13 апреля 2009 г. на XXXI ежегодной сессии петербургских арабистов, посвященной 80-летию со дня рождения профессора А.Б. Халидова (25.II. 1929 - 1.XII.2001 гг.)); «Понятие ал-валайа в раннешиитской идеологии» (26 апреля 2010 г. на XXXII ежегодной сессии петербургских арабистов); «Концепция интерактивной платформы по работе с цифровыми рукописными/печатными памятниками Востока в веб-пространстве» (11 апреля 2012 г. на XXXIV ежегодной сессии петербургских арабистов, посвященной памяти Анаса Бакиевича Халидова и Петра Афанасьевича Грязневича (19.IX.1929 - 12.II. 1997)).
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка сокращений и списка использованных источников и литературы.
Новые методики обработки и анализа материалов средневековых арабских текстов
В ходе исследования заявленной в диссертации темы были разработаны новые методики по обработке материалов средневековых арабских текстов:
методика генерирования «анкет» передатчиков;
методика росписи и анализа средневековых арабских текстов, содержащих хадисы.
Новизна этих двух методик состоит в разработке «матричного» подхода обработки и анализа текстового материала источника (матрица текста, матрица источника) путем применения оперативной программы Windows Office Microsoft Excel.
В основе обеих методик лежат принципы обработки иснадных цепей, разработанные ленинградскими арабистами.
Методика генерирования «анкет» передатчиков хадисов
Благодаря появлению в открытом доступе электронных версий средневековых арабских сочинений историко-биографического жанра (передатчики хадисов) стала возможной электронная обработка и систематизация биографических данных согласно цели и задачам диссертации.
Методика генерирования «анкет» предполагает три этапа исследовательской работы с материалом:
1. определение целевой группы передатчиков и списка источников для «генерирования» информации;
2. разработка «анкеты» передатчика и фиксация, генерирование информации, создание базы данных «анкет» передатчиков;
3. составление биографической таблицы передатчиков хадиса исследуемого источника.
Первый этап - разработка таблицы «неизвестных/малоизвестных передатчиков» исследуемого источника. При работе с арабскими сочинениями этого жанра, возникает необходимость в установлении личностей некоторых часто встречающихся в исследуемом материале передатчиков. После выявления скудности или отсутствия информации об этих передатчиках в специальных исследованиях западных и российских востоковедов-арабистов следует зафиксировать «неизвестных/малоизвестных передатчиков» исследуемого источника в таблице (см. ниже, Таб. № 1) и определить «поле» для работы - список источников для поиска информации.
Во многих историко-биографических сочинениях передатчики хадисов пронумерованы авторами. В тех случаях, когда нумерация отсутствует, в таблице можно зафиксировать ссылку на страницу в источнике. Случаи, когда какие-либо данные о передатчике отсутствуют в источнике, в таблице можно отметить знаком (-). Вышеприведенная таблица дает исследователю возможность быстрого поиска информации в источниках и представление о масштабах предстоящей исследовательской работе по восстановлению биографических и библиографических данных целевой группы передатчиков.
Второй этап - разработка индивидуальной «анкеты» передатчика для генерации информации из выбранных источников (см. ниже, Таб. № 2) и создание электронной базы данных передатчиков хадисов исследуемого источника.
В крайнем левом столбце «анкеты» передатчика фиксируются параметры поиска данных. Параметры могут меняться в зависимости от задач исследователя. Информация в «анкете» генерируется в течение всей исследовательской работы из разных источников. Предварительные результаты поиска фиксируется в строке - Итоги анкетирования - и резюмируются по окончанию генерирования информации о передатчике.
Для эффективного и оперативного использования многочисленных «анкет» передатчиков, накопившихся в ходе исследования, была разработана электронная база данных передатчиков на основе оперативной программы Windows Office Microsoft Excel. Интерфейс пользователя данной программы идентичен структуре «анкеты» передатчика (см. выше, Таб. № 2). Программа позволяет осуществлять быстрый поиск «анкет» по нумерации, обновление информации и сохранение данных в больших объемах.
Нумерация передатчиков в базе данных производится по алфавиту. Параметры структуры интерфейса пользователя БД передатчиков («БД мухаддис - 1») могут меняться с помощью настроек программы Microsoft Excel. Следует подчеркнуть, что «БД мухаддис - 1» при серьезном техническом оснащении или добавлении элемента интерактивности может стать полезным программным продуктом для более широкого академического круга пользователей.
Третий этап - главным результатом исследовательской работы после описанных выше двух этапов должна стать Биографическая таблица передатчиков хадисов изучаемого источника (шаблон таблицы см. ниже, Таб. № 3).
В биографической таблице систематизированы накопленные сведения о передатчиках хадисов. Она способствует определению парадигмы отношений между передатчиками и автором сочинения (ученик/учитель) и дает наглядное представление о структуре сочинения в целом. В результате применение методики генерирования «анкет» передатчиков была составлена биографическая таблица передатчиков Китаб ал-махасин (см. ниже, Глава II, Таб. № 2).
Методика генерирования «анкет» передатчиков позволяет:
1. систематизировать и убыстрять работу исследователя с материалом арабских историко-биографических сочинений;
2. более эффективно восстанавливать и фиксировать биографические и библиографические сведения о передатчиках;
3. более результативно обновлять и вести базу данных передатчиков;
4. создавать Биографическую таблицу передатчиков изучаемого источника как наглядный результат исследовательской работы;
5. делать результаты исследовательской работы достоянием более широкого академического круга исследователей, занимающихся разными аспектами изучения аналогичных источников.
Необходимо подчеркнуть, что методика генерирования «анкет» передатчиков может стать эффективным, самодостаточным инструментарием изучения историко-биографического материала, однако при изучении текстового материала арабских источников она должна применяться в тесной связке с методикой росписи и анализа средневековых арабских текстов, содержащих хадисы.
Методика росписи и анализа средневековых арабских текстов, содержащих хадисы
Необходимым условием для обработки и анализа источников по данной методике является наличие исследуемого источника в электронной версии.
Первый этап исследовательской работы - роспись хадисов при помощи оперативной программы Windows Office Microsoft Excel, разбивание сегментов хадиса (имен передатчиков предания и передаваемую информацию - мати) по ячейкам листа Microsoft Excel. Для эффективного использования оперативных возможностей Microsoft Excel, с учетом особенностей структуры исследуемых хадисов (большое количество передатчиков в иснаднон цепи), и удобства работы с текстом в электронной и в печатной версии был разработан и использован следующий формат росписи, обработки и анализа средневековых арабских текстов, содержащих хадисы.
Основные вехи развития шиитского движения в исламе (I/VII-III/IX вв.)
Понимание политических и религиозных процессов в Халифате в I/VII-III/IX вв. - важное условие для оценки творческого наследия Ахмада ал-Барки и исторической значимости его роли в деле формирования раннешиитской догматики.
В задачи исследования не входит описание полной картины политических и религиозных процессов, происходивших в течение первых двух веков в Халифате. В этом параграфе освещены лишь те ключевые события, которые определили вектор идеологического развития шиитского движения16.
Проблема верховной власти (имамат) в исламе в период правления «праведных халифов» (631-661 гг.)17.
Пророк Мухаммад не назначил себе преемника ни при жизни, ни на смертном одре и не указал, каким образом должен избираться глава его общины. Это стало первопричиной жесточайшей борьбы внутри мусульманской общины за верховную власть и споров о принципах избрания главы общины на протяжении первых веков становления Халифата.
Абу Бакр ас-Сиддик (ум. в 634 г.) был основным кандидатом на власть, поскольку Пророк назначил его руководителем молитвы перед смертью: «Он был угоден Пророку как [вершитель] дел нашей веры, и он угоден нам как [вершитель] дел нашей мирской жизни» (ан-Наубахти 1973, с. 112).
Почему же двоюродный брат и одновременно зять пророка Мухаммада - Али б. Аби Талиб не претендовал на власть? Это объясняется несколькими факторами. Али был еще очень молод, ему едва исполнилось 35 лет, и в глазах более пожилых сподвижников Пророка, из молодых мусульман он был одним из достойнейших, но отнюдь не претендентом на верховную власть. Его близкое родство с Пророком было важным фактором, но более пожилой и более авторитетный Абу Бакр тоже был связан если не родством, то свойством с Пророком - любимая жена Мухаммада А иша была дочерью Абу Бакра. Позднее шиитская традиция приписывала Али то, что он якобы долго не хотел присягнуть Абу Бакру и оспаривал его право на верховную власть.
Абу Бакр правил всего два года и скончался в 634 г. Перед смертью он назначил своим преемником Умара б. ал-Хаттаба (634-644 гг.). Али и в этот раз не рассматривался как возможный преемник Абу Бакра. Лишь после трагической смерти Умара Али вошел в число претендентов на верховную власть наряду с другими сподвижниками Пророка из числа мухаджиров, но и в этот раз решением большинства претендентов халифом стал Усман, а не Али.
Недовольными избранием Усмана были в основном Хашимиты, издавна соперничавшие в Мекке с Умаййадами . Круг недовольных был узким, и говорить об активной оппозиции Усману и зарождении шиитского движения преждевременно. Негодование сторонников Али из-за избрания Усмана ничем не выражалось в период его правления, пока тот не стал причиной недовольства для более широких политических кругов в Халифате.
Главными очагами недовольства внутренней политикой халифа стали гарнизонные города Халифата. Административные злоупотребления наместников халифа, присвоение ими общественного имущества и пренебрежительное отношение к заслуженным воинам этих городов вызывали всеобщую ненависть к халифу.
В результате политических волнений Усман стал первым халифом, павшим от рук мусульман: «Все эти люди (т. е. первые мусульмане) были едины до тех пор, пока не стали упрекать Усмана за новшества, введенные им. И одни оказались покинувшими его без поддержки, другие - [его] убийцами, за исключением ближайших к нему из его дома и небольшого числа других лиц, - пока он не был убит. Когда же он был убит, люди присягнули Али, и их назвали "ал-джама сГ ("согласие")» (ан-Наубахти 1973, с. 114).
Али б. Аби Талиб и первая гражданская война в Халифате с приходом к власти Али б. Аби Талиба идеологический спор о праве на верховную власть в Халифате среди мусульман не утих, а наоборот, получил новое развитие. Община Мухаммада так и не нашла ту «формулу власти», которая бы устроила большинство мусульман. Однажды вступив во власть, Али пришлось бороться за нее до конца своей жизни.
Первая крупная междоусобица между Али и двумя сподвижниками Пророка - Талхой и аз-Зубайром, вошедшая в историю как «Верблюжья»1 битва, закончилась полным поражением последних . Это было первое крупномасштабное кровопролитие среди мусульман из-за спора вокруг проблемы верховной власти. Духовный, идеологический раскол в общине Мухаммада от такого братоубийства еще больше углубился. Противниками Али это воспринималось как отход от заветов пророка Мухаммада, сторонниками же - как справедливая кара «отступников» от присяги законно избранному халифу.
Али, во избежание нового кровопролития между мусульманами, был готов на компромисс с не присягнувшим ему Му авийей б. Аби Суфйаном - наместником Сирии, но и на этот раз войны избежать не удалось.
В июле 657 г. вблизи развалин византийского поселения Сиффин началась решающая битва между Али и Му авией. Сражения продолжались в течение девяти дней и чуть не закончились полным поражением сирийцев . Однако призыв Му авийи к суду Корана остановил военные действия и стороны договорились предоставить спор о верховной власти третейскому суду и назначили своих уполномоченных в качестве судей (Большаков 1998, с. 60).
В результате Сиффинской битвы спор о природе верховной власти привел к новому идеологическому расколу среди мусульман и стал причиной зарождения хариджитского религиозно-политического движения в исламе . Часть воинов Али (около 8-12 тысяч человек), крайне недовольные согласием Али на третейский суд, заявили: «"Нет суда, кроме Божьего!" - и обвинили Али в неверии, отреклись от него...» (ан-Наубахти 1973, с. 115).
Противостояние Му авийи и Али могло бы продолжаться долго, и неизвестно чем бы закончилось, если бы в 661 г. от рук фанатика-хариджита не пал бы Али.
Трагическая смерть Али б. Аби Талиба не вызвала никаких политических волнений в Халифате. Согласно изложению ан-Наубахти, многие бывшие соратники Али после его гибели поспешили признать верховную власть Му авийи: «После убийства Али его приверженцы объединились с группой [приверженцев] Талхи и аз-Зубайра и А иши и образовали одну партию вместе с Му авией б. Аби Суфйаном, - за исключением небольшой группы из числа приверженцев Али и тех, кто исповедовал его имамат после Пророка, а их - большинство хашвиты , и царские приспешники, и пособники всякого, кто победил, - я имею в виду тех, кто объединился с Му авией. Всех их назвали "мурджиитами"24, потому что они принимали всех расходившихся во мнениях и утверждали, что все обращающиеся к кибле - верующие вследствие того, что внешне они твердо держатся веры. И они желали всем им прощения [грехов]» (ан-Наубахти 1973, с. 115).
Цитата ан-Наубахти хорошо иллюстрирует идейные расхождения среди мусульман, сложившиеся в период войны между Му авией и Али вокруг вопроса о праве на верховную власть в Халифате. Большинство мусульман воздерживалось от суждений о том, кто был прав в споре за верховную власть (Талха, аз-Зубайр, Али, Му авийа), и по факту приняли сторону победителя. Выработкой же новых доводов и доказательств в пользу прав того или иного претендента на верховную власть занимались в среде их бывших сторонников, которые были в меньшинстве. Споры эти продолжались и дальше среди них и послужили поводом для новых идейных расхождений и расколов и появления разных религиозно-политических групп 5.
Близкие соратники Али после его смерти присягнули его старшему сыну ал-Хасану б. Али, хотя и никаких указаний на этот счет Али не давал. Ал-Хасан вначале был полон решимости продолжить дело отца, но, не получив широкой поддержки от иракцев, отказался от притязаний на власть в пользу Му авийи.
Таким образом, в период правления «праведных халифов» в общине Мухаммада произошел серьезный идейный раскол на фоне борьбы за верховную власть в Халифате, что стало причиной зарождения сразу нескольких религиозно-политических движений в исламе (шииты, хариджиты, мурджииты, сунниты) , каждое из которых придерживалось своего понимания природы верховной власти и необходимых достоинств ее обладателя.
Китаб ал-махасин: структура и содержание сочинения
Ахмад ал-Барки был известен среди шиитских авторов прежде всего благодаря Китаб ал-махасин. Существовала богатая рукописная традиция этого сочинения, известны имена более 15-ти переписчиков Китаб ал-махасин (ал-Барки 1416/1995, I, с. 56-58).
Этот фундаментальный труд касается всех сторон жизни мусульман-шиитов. В нем собраны ответы на многие волновавшие их вопросы: что есть истинная вера, кто является носителем религиозных знаний, как должен вести себя мусульманин, какими качествами он должен обладать, какие действия считаются одобряемыми и какие -порицаемыми или наказуемыми и так далее.
Ахмад ал-Барки разделил свое сочинение на 11 «книг» {китаб).
Перевод «указателя [глав]» (фихрист) Китаб ал-махасин и анализ содержания хадисов показали, что автор сгруппировал и озаглавил предания внутри каждой «книги» по тематическому принципу, за исключением первой «книги»52.
Благодаря применению «матричных» методик впервые удалось создать «Тематические диаграммы» каждой «книги» Китаб ал-махасин, на основе количественного соотношения преданий между главами внутри одной «книги» и анализа содержания их преданий.
Тематически «книги» Китаб ал-махасин можно условно разделить на две группы: «книги» по догматике и «книги» по религиозной практике. Деление это условное, поскольку во всех «книгах» содержатся предания и по догматике, и по религиозной практике.
К первой группе относятся: IV. Китаб ас-сафва ва-н-нур ва-р-рахма («О чистоте, о свете и о милости»), V. Китаб масабих аз-зулм («О светильниках во мраке»), VI. Китаб ал- илал («Об изъянах»).
Ко второй группе относятся: I. Китаб ал-кара ин («Книга сравнений»), II. Китаб саваб ал-а мал («О воздаянии за деяния»), III. Китаб икаб ал-а мал («О наказании за деяния»), VII. Китаб ас-сафар («О путешествии»), VIII. Китаб ал-ма кал («О еде»), IX. Китаб ал-ма («О воде»), X. Китаб ал-манафи («Книга польз»), XI. Китаб ал-марафик («О ведении хозяйства»).
Первая «книга» - Китаб ал-караин («Книга сравнений») -разделена на 11 глав и содержит 51 хадис. В Китаб ал-караи н -сопоставление «хороших» и «плохих» «свойств» (хисал) верующего, перечисление «спасительных» (мунаджжийат) и «губительных» (мухликат) вещей для него (см. ниже, Диаграмма № 1).
Принцип подачи материала в первых 8 главах отличается от других «книг» сочинения. Автор озаглавил их цифрами, соответствующими количеству перечисленных в них «свойств»: Баб ас-саласа (Гл. 1) («О трех [свойствах]»), Баб ал-арба а (Гл. 2) («О четырех [свойствах]») -Баб ал- ашара (Гл. 8) («О десяти [свойствах]»). В «свойствах» ал-Барки отметил все, что мусульманин-шиит должен знать о вопросах веры и неверия, прощаемых или непрощаемых грехах, нормативных предписаниях ислама, этических качествах человека. Единственное исключение - Баб ат-тис а («О девяти [свойствах]») (Гл. 7), в которой говорится о 9 полезных «свойствах» финика.
Вот некоторые из «спасительных» и «губительных» вещей, перечисленных в Китаб ал-караи н: страх Божий (ал-хауф), упование на Аллаха (ат-таваккул), благодарность Аллаху (аш-шукр), умеренность (ал-касд), приверженность шиитским имамам и признание их исключительных прав на верховную власть (ал-валайа), беспечность (ал-гафла), искание мирского (талаб ад-дунйа), невежество (ал-джахл), гнев (ал-гадаб) и т. д. .В последующей главе - Баб фадл каул ал-хайр (Гл. 9) («О достоинстве говорить о добре») ал-Барки раскрыл аспекты понятия ал-хайр «добро», определив его как то, что мусульманин-шиит должен говорить, делать и признавать.
В десятой главе приводятся духовные завещания {васайа) пророка Мухаммада Али б. Аби Талибу. В ней подчеркнута идея, что Пророк после себя «завещал» именно Али исполнение нормативных предписаний ислама, назначив его своим единственным преемником.
В заключительной главе - духовные завещания ахл ал-байт («Дома Пророка»), в шиитском понимании - потомков Али, т. е. духовные завещания имамов шиитам.
Вторая «книга» - Китаб саваб ал-а мал («О воздаянии за деяния») - состоит из 123 глав {баб) и содержит 152 хадиса.
В первых нескольких главах автор раскрыл значение понятия саваб (воздаяние), определив его как справедливое отношение Аллаха к верующим за их деяния {а мал) и как основную мотивацию мусульманина-шиита перед любым действием: Саваб ман балагаху саваб шай ин фа- амала бихи талабан ли-залика ас-саваб (Гл. 1) («Воздаяние тому, кого достигло воздаяние за что-то, и он совершает это ради этого воздаяния»). Материал этой «книги» позволяет выделить следующие темы (см. ниже, Диаграмма № 2):
1) Символу веры ислама - «свидетельству» (аш-шахада) посвящено 13 % преданий Китаб саваб ал-а мал. Среди глав: Саваб ма джа а фи-т-таухид (Гл. 13) («Воздаяние за то, что содержится в единобожии»), Саваб каул ла илаха илла-л-ллаха вахдаху вахдаху вахдаху (Гл. 14) («Воздаяние за слова: "Нет божества, кроме Аллаха -Единственного, Единственного, Единственного"»), Саваб каул ла илаха илла-л-ллаха ал-хакк ал-мубин (Гл. 18) («Воздаяние за слова: "Нет божества, кроме Аллаха - Явной Истины"»), Саваб ман шахида ан ла илаха илла-л-ллаха инда маутихи (Гл. 22) («Воздаяние тому, кто свидетельствовал при смерти, что нет божества, кроме Аллаха»).
2) О важности поминания (аз-зикр), прославления (ат-тасбих), возвеличивания (ат-такбир) Аллаха при каждом удобном случае говорится в 21 % преданий этой «книги»: Саваб ман кала йа Аллах йа рабби (Гл. 25) («Воздаяние тому, кто говорил: "О Аллах, о Господь мой"»), Саваб ман каббара Аллах ми а такбиран (Гл. 28) («Воздаяние тому, кто стократно возвеличил Аллаха произнесением формулы - Аллах Велик!»), Саваб аш-шугл би-зикр Аллах (Гл. 33) («Воздаяние за занятие поминанием Аллаха»), Саваб зикр Аллах фи-л-мала ва-л-хала (Гл. 34) («Воздаяние за поминание Аллаха в обществе людей и в уединении»), Саваб бисми-л-ллахи ар-рахмани ар-рахими ла хаула ва-ла кувва илла би-л-ллахи ал- алй ал- азим (Гл. 38) («Воздаяние за [слова]: "Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного, нет мощи и нет силы, кроме как у Аллаха -Всевышнего, Великого"»), Саваб каул субхана Аллахи ва-л-хамду-ли-ллахи ва-ла илаха илла-л-ллаха ва-л-ллаху акбар (Гл. 42) («Воздаяние за слова: "Слава Аллаху и хвала Аллаху, нет божества, кроме Аллаха, Аллах Велик"»).
3) Приверженности шиитским имамам, исключительности их роли в исламской общине и отношениям с ними отведено 9 %: Саваб ман тавалла ал Мухаммад (Гл. 78) («Воздаяние тому, кто привержен Семье Мухаммада»), Саваб ман мата би-гайри валайат ал Мухаммад (Гл. 79) («Воздаяние тому, кто умер, не будучи приверженцем Семьи Мухаммада»), Саваб ман ахабба ал Мухаммад (Гл. 80) («Воздаяние тому, кто полюбил Семью Мухаммада»), Саваб ман исташхада ма а ал Мухаммад (Гл. 82) («Воздаяние тому, кто пал мученической смертью с Семьей Мухаммада»), Саваб ман закара ал Мухаммад (Гл. 83) («Воздаяние тому, кто поминает Семью Мухаммада»), Саваб ан-назар ила ал Мухаммад (Гл. 84) («Воздаяние за взирание на Семью Мухаммада»).
4) Исполнению нормативных предписаний ислама посвящено более 40 % преданий, из которых только 28 % - обряду паломничества:
Саваб ал-хаджж (Гл. 88) («Воздаяние за большое паломничество»), Саваб ан-нафака фи-л-хаджж (Гл. 89) («Воздаяние за трату на большое паломничество»), Саваб ман васала карибан би-хиджжа ва- умра ау ашракаху фи хиджжа ма а саваб ал-ихрам (Гл. 91) («Воздаяние тому, кто помог близкому [совершить] одно большое и малое паломничество или взял его в большое паломничество, [снабдив] одеянием паломника»), Саваб ат-талбийа (Гл. 92) («Воздаяние за произнесение слов: "Вот я перед тобой [лаббайка]" »), Саваб ал-вукуф би- арафат (Гл. 96) («Воздаяние за стояние возле горы Арафат»), Саваб ман дахала ал-харам хафийан (Гл. 105) («Воздаяние тому, кто вошел в Запретную мечеть босиком»), Саваб ман хатама ал-кур ан би-Макка (Гл. 110) («Воздаяние тому, кто прочел весь Коран в Мекке»), Саваб духул ал-Ка ба (Гл. 113) («Воздаяние за вхождение в ал-Ка бу»), Саваб ман дуфина фи-л-харам (Гл. 121) («Воздаяние тому, кто погребен в Запретной мечети»).
Шиизм как идеология
Материал Китаб ал-махасин позволяет констатировать, что уже во второй половине III/IX в. шиитские богословы определили основной круг шиитских религиозно-политических догматов, на основе которых в дальнейшем и сформировалась шиитская идеология.
«Дом Пророка».
Для обозначения «Дома Пророка» в Китаб ал-махасин употребляются два равнозначных термина - ал Мухаммад («Семья Мухаммада») и ахл ал-байт. Если изначально под семьей Мухаммада традиционно понимался весь род Мухаммада - Хашимиты, то с накалом политической борьбы между двумя ветвями Хашимитов за политическую власть в Халифате, понятие семья, род Мухаммада или «Дом Пророка» приобретает новое значение и звучание среди мусульман-шиитов. Прежде всего, под «Семьей Мухаммада», или «Домом Пророка» шииты подразумевали шиитских имамов - потомков Али б. Аби Талиба и Фатимы. К концу III/IX в. шииты выработали целую концепцию вокруг понятия «Дом Пророка», в рамках которой регламентировалось отношение шиита к «Дому Пророка»: (5.427) - Абу Абд Аллах ( ) сказал: «Сказал посланник Аллаха ( ): "Ислам обнажен и одежда его -совестливость, украшение его - верность, прекрасные качества его -праведные дела, опора его - благочестие. У всякой вещи есть основа, основа же ислама это - любовь к нам, Дому Пророка"».
Примечательно, что именно любовь к «Дому Пророка» декларируется краеугольным камнем веры шиита, а не повиновение или послушание: (4.69) -Абу Абд Аллах ал-Джадали сказал: «Сказал мне повелитель верующих Али б. Аби Талиб ( ): "О, Абу Абд Аллах, разве я не рассказывал тебе о хорошем поступке, - кто совершит его, тот будет обезопасен от страха дня Воскресения, и о дурном поступке, - кто совершит его, того Аллах низвергнет лицом вниз в ад". Сказал я: "Да". Он ответил: "Хороший поступок это - любовь к нам, дурной - это ненависть к нам"»; (4.75) - Абу Абд Аллах ( ) сказал: «Воистину, любовью к нам, Дому Пророка, воспользуются в семи местах пребывания: пред Аллахом, при смерти, в могиле, в день Сбора, у водоема, у весов, на мосту (ас-сират)».
Только любящий «Дом Пророка» постигнет мудрость и поймет истинный смысл веры: Воздаяние тем, кто любит семью Мухаммада (Гл. 80), (2.103) - Абд Аллах ( ) сказал: «Кто полюбил нас, Дом Пророка, и признал своим сердцем любовь к нам обязательной, с языка того потекут ручьи мудрости, в сердце его возобновится вера, для него возобновятся деяния семидесяти пророков, семидесяти искренних в вере (садик), семидесяти павших за веру (шахид) и деяния семидесяти подвижников, которые поклонялись Аллаху семьдесят лет».
Шииту воздастся не только за любовь (ал-хубб) к «Дому Пророка», но и за привязанность к ней (ал-мавадда): Воздаяние за привязанность (ал-мавадда) к семье Мухаммада (Гл. 81), (2.105) - ал-Хасан б. Али ( ) говорил: «Сказал посланник Аллаха ( ): "Вменяйте в обязанность привязанность к нам, Дому Пророка, ибо представший пред Аллахом, будучи привязанным к нам, Дому Пророка, войдет в рай благодаря нашему заступничеству. Клянусь Тем, в чьих руках моя душа: не получит пользы раб от своего деяния без признания нашего божественного права (хаккина)"».
Наряду с понятиями «любовь» (ал-хубб) и «привязанность» (ал-мавадда), выражающими должное отношение шиитов к «Дому Пророка» в хадисах используется также понятие связь (ас-сила): Воздаяние за связь с семьей Мухаммада (Гл. 85), (2.109) - Абу Джа фар ( ) сказал: «Когда настанет День Воскресения, соберет Аллах первых и последних, и глашатай возгласит: "Восстаньте те, у кого есть заслуга пред посланником Аллаха". И восстанут немногие из людей. И спросит он: "Какие у вас заслуги пред посланником Аллаха ( )?". И скажут они: "Мы были связаны с Домом Пророка после него". И скажет он им: "Идите и обходите людей, и у кого из них была заслуга пред вами, берите его за руку и вводите в рай". И сказал Абу Абд Аллах ( ): "Кто был связан с нами, тот связан с посланником Аллаха ( ), а кто связан с посланником Аллаха ( ), тот связан с Аллахом, Благословенным и Всевышним"».
Любви к «Дому Пророка» противопоставляется ненависть: (3.42) - Абу Абд Аллах ( ) говорил: «Сказал посланник Аллаха ( ): "Если кто-то возненавидит нас, того Аллах в Судный День непременно воскресит прокаженным"».
Шиит должен был верить в святость {хурма) членов «Дома Пророка» и в их божественное право (хакк) на верховную власть по рождению: (3.44) -Сказал Майсира: «Был я у Абу Джа фара ( ) а в (его) шатре - около 50 мужей. После нашего долгого молчания он сел и сказал: "Что с вами, думаете, я пророк Аллаха? Нет, клянусь Аллахом, я не являюсь таковым, но у меня родство (караба) с посланником Аллаха ( ) по рождению. И кто связан родством, с тем связан Аллах, кто любит родство, того любит Аллах, кто охраняет родство, того охраняет Аллах. Знаете ли вы, какое место наиболее достойное положением пред Аллахом?" Никто из нас ничего не сказал, и тогда он ответил сам себе, сказав: "Это - священная Мекка, которой довольствовался Аллах, сделав ее священной территорией (харам) и построив в ней свой дом". Далее он сказал: "А знаете ли вы, какое место в Мекке наиболее достойное святостью (хурма) пред Аллахом?". Никто из нас ничего не сказал, и тогда он ответил сам себе, сказав: "Это - священная мечеть". Затем он сказал: "А знаете ли вы, какое место в священной мечети самое великое святостью пред Аллахом?". Никто из нас ничего не сказал, и тогда он ответил сам себе, сказав: "Это - между восточным углом (ар-рукн) и черным камнем, а это - дверь ал-Ка абы, это - ал-Хатим Исма ила . Клянусь Аллахом, если раб расположит в том месте свои стопы, выстаивая в молитве ночь, пока не наступит день, постясь целый день, пока не наступит ночь, но при этом не признает за нами наше право (хаккина) и нашу, Дома Пророка, святость (хурматина), то Аллах никогда не примет от него ничего"».
О возведении в ранг «угодников» Аллаха (вали) членов «Дома Пророка» свидетельствуют также следующие хадисы: Воздаяние тем, кто упоминает «Семью Мухаммада» (Гл. 83), (2.107) - Абу Абд Аллах ( ) говорил: «Сказал повелитель верующих ( ): "Упоминание нас, Дома Пророка, есть исцеление от болезни, недомогания и искушения сомнением. Любовь к нам есть довольство Господа, Благословенного и Всевышнего"»; Воздаяние тому, кто прослезился по семье Мухаммада (Гл. 86), (2.110) - Абу Абд Аллах ( ) сказал: «Кто упомянул нас пред Ним и пролил слезу, даже если она (размером) с крыло мухи, тому простит Аллах грехи его, даже если они были подобно пене морской».
Павший за «Дом Пророка» будет пользоваться его заступничеством и покровительством его членов после смерти: Воздаяние тому, кто пал за веру вместе с семьей Мухаммада (Гл. 82), (2.106) - Зайд б. Али ( ) сказал: «Кто пал с нами, с Домом Пророка, за веру, тому семь заклинаний (руква). Спросили: "Что за семь заклинаний?". Он сказал: "Семь ступеней, (и на каждой из них) о нем будут ходатайствовать семьдесят (членов) Дома Пророка"». Примечательно, что вышеуказанный хадис возводится именно к Зайду б. Али, который возглавлял восстание куфийских шиитов в 739-740 гг. и погиб при его подавлении халифскими войсками.
На основании приведенного выше можно констатировать, что понятие «Дом Пророка» или «Семья Мухаммада» получило свое основное определение среди шиитов уже к концу ІІІ/ІХ в. и стало одним из основных догматов раннешиитской идеологии. Шииту предписывалось определенное отношение к членам «Дома Пророка» (любовь, привязанность, связь), без чего он не мог рассчитывать на спасение после смерти. Члены «Дома Пророка» (шиитские имамы) выступали посредниками между шиитом и Аллахом при жизни человека и заступниками за него после его смерти.
Образ Али б. Аби Талиба
Это был суровый военный муж, который ревностно следовал религиозным предписаниям своего двоюродного брата - пророка Мухаммада и старался подражать его манере правления мусульманской общиной.
Али неодобрительно относился к своим чрезмерно восторженным последователям, но со временем в силу новых религиозно-политических реалий Восточного Халифата Али стал религиозным символом и знаменем шиитского движения: Наказание тому, кто сомневается в повелителе верующих ( ) (Гл. 15), (3.34) - Абу Джа фар ( ) сказал: «Воистину, Аллах -велик Он и славен - сделал Али знаменем ( алам) между Собой и Своими созданиями, нет между Ним и ими знамени, кроме него. И кто последует за ним, тот верующий, кто не признает его, тот неверующий, а кто сомневается в нем, тот многобожник». В другом хадисе говорится: (3.35) - Сказал отец Мухаммада б. Джа фара: « Али ( ) - это врата верного пути (баб ал-худа): кто противится ему, тот - неверующий, кто не признает его, тот попадет в ад». И в передаче Абу Хамзы сказано, что он слышал, как Абу Джа фар ( ) говорил: «Сказал посланник Аллаха ( ): "Кто покинул правление (ал-валайа) Али, отрицал его превосходство, помогал его врагам - тот из них, кто умер с этим, тот отошел от ислама"».