Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ «АВЕСТЫ» И ВКЛАД ЗАРАТУШТРЫ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗА ЦИИ
1.1. Исторические аспекты возникновения «Авесты» и других письменных памятников народов Азиатского континента
1.2. Заратуштра, его философские взгляды и учение 13
1.3. К проблеме происхождения «Авесты», ее частей и история их переводов
1.3.1. «Гаты» Заратуштры 23
1.3.2. Алфавит «Авесты» 26
1.3.3. Первые переводы «Авесты» западными и восточными учеными
1.3.4. Основные варианты «Авесты» 34
1.3.5. Особенности второго варианта «Авесты» 36
1.3.5.1. Анализ глав «Авесты» второго варианта 38
1.3.5.2. Периоды развития истории человечества в «Авесте» 40
1.4. Роль и значение "Авесты"в жизни ираноязычных народов 41
1.4.1. Работа по изучению и восстановлению «Авесты» в Иране 41
1.4.2. «Авеста» в эпоху правления Сасанидов (Ш-УП) 44
1.4.3. «Авеста» и развитие науки и ремесел на Азиатском континенте в средние века
1.5. Судьба «Авесты» после завоевания арабов 50
1.5.1. Научные знания в «Бундахишне» 52
1.5.2. Переводы «Авесты» и другой доисламской литературы на арабском языке
ГЛАВА П. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ МЫСЛИ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ В Х ВЕКАХ НАШЕЙ ЭРЫ
2.1. Гундишапурская академия - центр научной мысли Средневекового Востока
2.1.1. Наиболее известные научные школы в Гундишапурской академии
2.1.1.1. Научная школа Сабура ибн Сабера 59
2.1.1.2. Работы Барзуя в естествознании 59
2.1.13. Фармакология и фармация Ганги ал-Хинди 60
2.1.1.4. Фармакопея Шапура ибн Сахла 60
2.1.1.5. Лекарственные средства в исследованиях Гундишапурской академии
2.1.1.6. Гундишапурская академия и арабское нашествие 62
2.2. Освоение естественных наук арабами 63
2.2.1. Арабская наука и культура при халифах Харуне ар-Рашиде иал-Мамуне
2.2.2. Арабский центр наук «Байт ал-хикма» и его роль в развитии естественнонаучных знаний
2.2.3. Наука и культура Древнего Хорезма 65
2.2.4. Развитие философской мысли в Омейядском халифате 66
2.2.5. Развитие точных наук в Хорране 67
ГЛАВА Ш. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
3.1. Химические ремесла и наука в Древнем Китае 68
3.1.1. Алхимическая наука в Древнем Китае 68
3.1.2. Развитие химических ремесел в Древнем Китае 70
3.2. Химическое искусство Древнего Египта 74
3.2.1. Алхимические взгляды в Древнем Египте 74
3.2.2. Александрийская академия и развитие алхимии в Древнем Египте.
3.23. Химические ремесла в Древнем Египте 77
3.3. Развитие химического искусства в Арабском халифате 79
3.3.1. Принц Халид ибн Язид (660-704) и алхимия 80
3.3.2. Роль Джафара ас-Садыка (700-765) в развитии химической науки и ремесел Средневекового Востока
3.3.3. Выдающийся исламский ученый Джабир ибн Хайян (Гебер) (721-825) и его роль развитии химии
3.33.1. Некоторые сведения из жизни Гебера 86
3.33.2. Основные труды Джабира ибн Хайяна 87
3.33.3. Научные взгляды Джабира ибн Хайяна 88
333.4. Методы очистки веществ в трудах Джабира ибн Хайяна 91
3.3.4. Развитие химической науки и ремесел в трудах Абубакра Му хаммад Закария Рази (865-925)
3.3.5. Роль Арабского Востока в развити химических знаний 96
3.4. Производство стеклоизделий в Средней Азии в раннее средне- вековье
3.5. Развитие химической науки после падения Арабского Халифата 101
3.5.1. Абу Наср Фараби и химия 101
3.5.2. Классификации наук Ал-Кинди, Абу Абдаллахом ал-Хорезми, Ибн Надимом и другими мыслителями Средневекового Востока
3.53. Наука и ремесла в X веке в Хорезме 111
3.5.4.0 работах выдающегося ученого Средневекового Востока Абу Райхана Беруни (973-1048).
3.5.5. Труды Абу Али ибн Сины в области химии 117
ВЫВОДЫ 120
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 121
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Заратуштра, его философские взгляды и учение
- Фармакопея Шапура ибн Сахла
- Химическое искусство Древнего Египта
Введение к работе
Развитие химической науки имеет многовековую историю, в которую огромный вклад вклад внесли народы Азии. Первым сочинением, где бьши, обобщены достижения человечества в области химических ремесел и науки была «Авеста». Знания, изложенные в «Авесте», впоследствии оказали огромное влияние на развитие мировой цивилизации.
«Авеста» - явление колоссальное по богатству содержания социальных, культурных научно-познавательных и этических доктрин. Она убедительно свидетельствует об уровне сознания и направления движения мысли людей того времени; В «Авесте» отражено учение Заратуштры - выдающегося реформатора и философа. Он сформулировал для людей того времени общие правила, смысл которых заключался в разъяснении - «Что для человека хорошо, а что плохо». Эти мысли были изложены в стихотворениях, имеющих характер наставлений и гимнов - «Гатов». Позже учение Заратуштры вошло в основу религии - зороастризма, а последователей этой религии стали называть зороастрий-цами. Несмотря на то, что фундаментальные основы многих религий заимствованы из «Авесты», ее считают священной книгой зороастрийцев. Кроме наставлений и свода правил жизни в этой древнейшей книге содержатся религиозные трактаты, а также первые естественнонаучные знания - медицины, экологии, алхимии и биологии.
В диссертационной работе анализируются предпосылки возникновения и создания «Авесты», а также ее роли укрепления человеческого сообщества. «Авеста» породила бесчисленную литературу. Но в известных нам специальных исследованиях и обобщающих трудах слабо освещен вопрос о состоянии химических ремесел и науки в период между VI в. до н. э-XI в. н. э. В работах археологов можно встретить сведения о тех или иных технических или строительных приемах, но, за немногими исключениями, эти сведения носят разрозненный характер. Отсутствие специальных работ по истории химической науки Древнего Востока не случайно и объясняется объективными обстоятельствами.
В бессмертном своем труде «Памятники минувших поколений», написанный в 1000 г., великий хорезмский ученый аль-Беруни так охарактеризовал кровавый поход Кутейбы в Хорезм: «После того, как Кутейба ибн Муслим ал-Бахили истребил грамотных людей, служителей веры и сжег книги и связки рукописей, коренные хорезмийцы одичали, остались совершенно неграмотными и жили лишь сведениями, оставшиеся в памяти». Беруни здесь говорит об арабском полководце Кутейбе ибн Муслиме, который завоевал в начале VIII в. не только Хорезм, но и Согд, Тохаристан и Фергану.
В настоящей диссертационной работе автором осуществлена попытка систематизации и анализа этапов возникновения и становления химических ремесел и науки в период между VI в. до н. э. - XI в. н. э. и роли выдающихся мыслителей Средневекового Востока в развитии фундаментальных и прикладных основ химии и химической технологии.
Актуальность темы.
Изучение истории возникновения научной мысли и ремесел на Азиатском континенте является одним из важных направлений исторической науки. В настоящее время в различных книгохранилищах и музеях мира, а также в частных коллекциях, находится большое количество рукописей ученых стран Ближнего и Среднего Востока, написанных на заре человечества, анализ которых не осуществлен современным поколением ученых. Последнее объясняется тем, что крайне мало специалистов со знанием древних, зачастую отмерших языков, с одной стороны, и необходимостью выполнения огромного объема работ по сопоставительному анализу разрозненных сведений по древнейшей истории мира и материалов археологических раскопок, выполненных в различных странах, с другой.
В последние годы пристальное внимание ученых и деятелей культуры привлекает исследование первого письменного памятника народов Азии «Авесты» - свода знаний, наставлений, законов бытия, который во многом проливает свет на этапы возникновения, развития, становления мировой научной мысли и ремесел.
6 Настоящая работа посвящена исследованию и анализу древних рукописей и комментариев «Авесты», а также более поздних ее частей - («Бундахипш», «Ардавирафнаме» и др.), с позиций попыток вычленения из этих текстов (гимнов) материалов, свидетельствующих о достижениях людей того времени в развитии естественнонаучных знаний и ремесел, а также изучению этапов развития естественнонаучной мысли и основных химических ремесел в Древнем Китае, Египте, Индии, Средневековом Востоке.
Изучение хода эволюции химических знаний и ремесел позволяет во многом по-новому оценить значение достижений ученых-специалистов, работавших между VI в. до н. э.-XI в. н. э. Ученые того времени достигли огромных высот в познании материального мира. Они осуществили блестящие химические эксперименты, поражающие воображение современных ученых; создали сложную технику (реакторы) для проведения различных химических реакций и основных химических процессов (перегонки, экстракции, дистилляции, кристаллизации и т. д.). Современная техника химического эксперимента в большинстве случаев лишь повторяет сделанное далекими предками на новом витке развития общества. Выводы выдающихся ученых того времени о составе минералов, строении и свойствах воды, солей, кислот и оснований, лекарственных веществ, об особенностях химических процессов и технологий, о мироздании хорошо согласуются с представлениями, развитыми современными учеными с применением сложнейшей электронной и вычислительной техники. Поэтому эта работа является важным и актуальным исследованием, в котором представлены этапы развития химических наук и ремесел на большом историческом отрезке времени; она существенно пополняет знания о развитии научной мысли в период между VI в. до н. э и XI в. н. э. и в значительной мере способствуют составлению точных прогнозов дальнейшего развитии науки, техники и образования в современном мире.
Исследование «Авесты» на основе анализа имеющегося фонда древних рукописей и комментарии к ним со стороны ученых Востока и Запада, а также
вклад ученых исламского Востока и деятельность академий наук Востока, безусловно, имеет научное и практическое значение. Цель работы.
изучение возникновения и становления химических ремесел и науки, включая результаты и технику эксперимента на Азиатском континенте в период VI в. до н. э.-XI в. н. э.;
систематизация естественнонаучных знаний, содержащихся в периоды возникновения и дополнения различными новыми разделами книги «Авеста» и отдельных ее частей;
осуществление анализа документальных сведений о практических знаниях в области химии, и химической технологии людей, проживавших на Азиатском континенте в период между VI в. до н. э.-XI в. н. э.;
исследование этапов зарождения и развития химических ремесел в Древнем Китае, Индии, Египте, Средней Азии, Иране и других странах Азиатского континента;
установление роли древних и средневековых академий наук в странах Азиатского континента в развитии химических знаний;
анализ основных научных трудов в области химии и химической технологии Джафара ас-Садыка, Джабира ибн Хайяна, Закария ар-Рази, Абу Абдал-лаха ал-Хорезми, Абу Райхана Беруни, Абу Али ибн Сины и определение их роли в становлении и развитии практической химии.
Практическая значимость работы.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы диссертационного исследования Ф. Б. Кимсановой используются при чтении курса лекций по истории науки и техники студентам Уфимского государственного нефтяного технического университета и Уфимской государственной академии экономики и сервиса. Научно-исследовательским институтом истории науки и техники РБ отдельные разделы диссертационной работы использованы при подготовке монографии по истории возникновения и становления химических ремесел и науки Средневекового Востока.
Апробация работы.
Результаты работы были представлены на Международных научно-технических конференциях «Актуальные проблемы технических, естественных и гуманитарных наук» (Уфа, 25-26 апреля 2005 г., Уфа, 27-28 апреля 2006 г.), на X, XI Международных научно-технических конференциях «Проблемы строительного комплекса России» (Уфа, 1-3 марта 2006 г., 28 февраля-2 марта 2007 г.), на XIX Международной научно-технической конференции «Химические реактивы, реагенты и процессы малотоннажной химии (Уфа, 3-4 октября 2006 г.), на V, VI и VII Международных научных конференциях «Современные проблемы истории естествознания в области химии, химической технологии и нефтяного дела» (Уфа, 21-23 декабря 2004 г,, Уфа, 23-24 ноября 2005 г., Уфа, 21-23 ноября 2006 г.).
Публикации.
По теме диссертации опубликовано 25 научных статей.
Объем и структура работы.
Диссертация изложена на 138 стр. машинописного текста, включая 4 табл., 30 рис., и состоит из введения, 3-х глав, выводов и списка литературы (332 наименования). Первая глава посвящена истории возникновения человеческого сообщества, энциклопедии научных знаний «Авеста» и ее частей, исследованию влияния учения Заратуштры на становление и развитие мировой цивилизации. Во второй главе излагается анализ деятельности научных центров: Гундишапурской академии, «Байт ал-хикма» - «Дом мудрости» и «Академии» Мамуна, функционировавших в средневековом исламском Востоке и на обширной территории Азиатского континента. В третьей главе представлены материалы по исследованию этапов развития химических ремесел, техники химического синтеза и естественнонаучных знаний в странах Азиатского континента - Китая, Индии, Египта, Средней Азии, Ирана и др. Представлены материалы о жизни и деятельности выдающихся мыслителей Востока Халида ибн Язида, Джафара ас-Садыка, Джабира ибн Хайяна, Абубакра Закария Рази, Абу Насра Фарабй, Абу Абдаллаха ал-Хорезми, Абу Райхана Беруни и Абу Али ибн Сины.
Заратуштра, его философские взгляды и учение
Период жизни Заратуштры документально не установлен, и потому остается спорным. Доподлинно известно, что Заратуштра выступал за реформу существовавших в тот период религиозных учений и обрядов. Заратуштра критиковал языческие каноны, старое жречество, практиковавшее массовые кровавые жертвоприношения, проповедовал единое божество, отвергал многобожество. Он выступал за более прогрессивные формы ведения хозяйства, искоренение опустошительных набегов к соседним племенам с целью захвата их скота, имущества и рабов, он призывал к установлению сильной власти и мирной жизни на Земле. В этом плане взляды Заратуштры совпадают с проповедями пророка Мухаммеда. В отличие от последнего, Заратуштра свои мысли, призывы, накопленный опыт, наставления, советы высказал в форме стихов (гимнов), которые веками передавались его последователями новым поколениям людей также в устной форме. При этом они дополнялись и частично видоизменялись с учетом развития общественных отношений. Значительно позже они были изложены в письменном варианте и вошли самой древней частью в энциклопедию Азиатских народов «Авесту» под названием «Гаты». Анализ исторических материалов свидетельствует о том, что по просьбе ученого окружения царя Кайенидов Виштаспы впервые «Гаты» записал сам Заратуштра. Это было сделано вопреки существующим запретам жрецов, которые считали, что письменность это деяние бога зла - «Ангра Майнью».
Место рождение Заратуштры в научной литературе также является предметом споров, родиной его называют Алтай, Средняя Азия, Казахстан, Иран, Азербайджан, Афганистан, Оренбуржье и др.
Документы свидетельствуют, что Заратуппру, как религиозного реформатора, приняли лишь во дворе Виштаспы (Гуштаспы) - одного из царей древней династии Кайенидов. Исследование архивных материалов показало, что Заратуштра со своей семьей двигался к Кайенидам много дней со стороны Хорезма, и в них содержатся строки о том, что на своей родине он не был понят. В «Авесте» есть строки:
В какую землю бежать, куда я пойду?
Удаляют меня от воинов и жрецов,
Не утешает меня община,
Не принимают приверженные друджам тираны в стране,
Как же мне служить тебе, Мазда?
Движение Заратуштры к дворцу Виштаспы было мотивировано тем, что
Кайениды собрали у себя весь цвет науки того времени. Заратуштра надеялся,
что они поймут и поддержат его учение. Это и произошло по истечении 2-3 лет
со дня прибытия Заратуштры во дворец Виштаспы. Первыми последователями
Заратуштры стали царь Виштаспа и его жена Хутаоса. Заратуштра отвергал родоплеменные культы старых богов и предлагал почитать одного бога - «Ахура Мазду». Слово «Ахура» как бы объединяет и имеет два значения «аху» - духовный, «рату» - светский. Поэтому в настоящее время принято считать сочетание слов «Ахура Мазда» как «Господь Мудрость». Заратуштра этим самым внушал своим последователям, что опыт, знание являются основным мерилом, критерием, познанием окружающего мира. «Ахура Мазда» - бог умных, знающих и настроенных на созидание людей, деятельность которых опирается на многовековый опыт. В «Гатах» есть стихотворение, где четко выражены деяния «Ахура Мазды»:
Мазда знает обо всём: о свершившихся намереньях
Равно - дэвов и людей, о делах, что лишь задуманы,
Проницателен лишь он, -пусть Ахуры воля сбудется!
Заратуштра хорошо осознавал и понимал все эти объективные трудности, и поэтому стремился подчинить развитую древнеиранскую политеистическую традицию в идею единого бога, т. е. монотеизм.
Заратуштра свои мысли, призывы, наставления высказал в форме стихов, которые веками передавались его последователями новым поколениям людей также в устной форме. Значительно позже они были изложены в письменном варианте и вошли самой древней частью в энциклопедию Азиатских народов «Авесту» под названием "Гаты" [15-21].
В «Гатах» Заратуштры содержится его откровение, учение истины. Суть откровения Заратуштра выразил в 17 главах песенного творчества, гимнах, наставлениях. Сам он называл их «Мантра» - "побуждение к размышлениям" [22, 23].
В изложениях Заратуштры бог «Ахура Мазда» («Ормизд») вначале создал мир в духовной форме, который значительно позже всплыл в виде «мира идей»
Друдж-лжец.
Оно также связывалось с верховным божеством «Асурой Варуной» в «Ригведе», у иранских племен (индийское «асура» соответствует иранскому «ахура» - «господин», «владыка»). Дэвы -злые духи. Платона [24]. Это произошло за три тысячи лет до сотворения материального мира. Сотворение же мира в материальной форме произошло за 6 дней в течение одного года [25].
Фармакопея Шапура ибн Сахла
В последний период существования Гундишапурской академии перечень лекарственных средств, описанных в «Авесте» [160-163], был дополнен препаратами, описанными Гиппократом и древнеиндийской книгой «Сушрут», а также медикаментами, используемыми народами Средней Азии, Ирана и Тоха-ристана. Это показывает, что в деятельности этой академии вопросы фармакологии и фармацевтической химии являлись одним из приоритетных направлений исследований [ 164].
В «Каноне» Авиценны [165] описаны рецепты приготовления лекарственных средств, разработанных гундишапурскими целителями Бахтишо, Сабуром ибн Сахлом, ибн ал Харисом, Хусейном, Сахар Бухтом и другими.
Гундишапурские врачи широко использовали в качестве лекарств, различные лекарственные растения. В состав сложных прописей они включили растительные, животные и минеральные продукты.
По уцелевшим отдельным книгам, накопленными этими врачами в разные периоды, невозможно подробно раскрыть личность и характер самих врачей. Но, судя даже по названиям их трудов, можно убедиться в том, что почти все воспитанники Гундишапурской школы были не только хорошими врачами, но и настоящими энциклопедистами, которые знали по 4-5 языков (греческий, персидский, арабский, сирийский и др.); каждый наряду с практическими разделами медицины, хорошо знали фармакологию, фармакогнозию и фармацию. Поэтому многие из них по старым гундишапурским традициям составляли сводные, самые настоящие энциклопедические труды по разнообразным проблемам медицины и биологии.
Точная дата основания Гундишапурской медицинской школы неизвестна. По источникам некоторых исследователей, она функционировалась приблизительно в 242-900 гг. н. э. Начиная с момента организации Гундишапурской академии, и до последних дней ее существования, на базе этой колыбели науки воспитьюались и работали, очевидно, несколько сот вьщающихся врачей по разным отраслям медицины.
Гундишапурская академия имела богатую библиотеку, книги которой помещались в 259 комнатах, общей площадью более 50 000 м2. В них хранились более миллиона бесценных рукописей - сирийских, пехлевийских, греческих и индийских [139].
После арабского нашествия деятельность академии приостановилась. Несомненно, завоеватели до нападения на Гундишапур имели достаточную информацию про известных ученых Гундишапурской академии, Они имели заранее намеченную и определенную цель: овладеть не только научным наследием Гундишапура, но также учеными и переводчиками, которые работали на базе этой академии. Овладеть богатством их знаний так, чтобы можно было использовать их при организации подобного научного центра в г. Багдаде. Лаборатории, практически все книги, а также ученые и их ученики были вывезены в Багдад [111].
Ученые и специалисты Гундишапурской академии, перевезенные арабами в Багдад в преклонном возрасте, возвращались постепенно в свои родные края и там передавали свой богатый практический опыт и знания поколению одаренной молодежи. Именно этим можно объяснить дальнейший прогресс биологии, медицины, химии, фармакологии в Иране, Бактрии, Согде и других регионах Средней Азии.
Именно в результате деятельности Гундишапурской академии и аналогичных научных центров, существовавших после нее в Багдаде, Хорезме и других государствах Востока, были заложены специфические отличительные черты естествознания, как науки.
В одном из самых крупных государств Средней Азии Хорезме имелись школы, научные учреждения и богатая библиотека. В 712 г. арабы завоевали Хорезм и не присущей арабам тактике и стратегии, уничтожили научно-культурные центры, сожгли книги и рукописи, хранившиеся в библиотеках.
Однако развитие военной техники, длительные походы на незнакомых землях, управление территорией от Атлантического океана до Индийского от Северной Африки до Средней Азии вынудили халифов, открыть пути к научным знаниям. Они убедились в невозможности удержать огромную империю на мечах и дубинах. Поэтому многие халифы стали покровительствовать математике, астрономии, географии, философии, химии, медицине. В конечном счете, город Багдад, основанный в 762 г., превратился в один из самых крупных центров науки и культуры.
Наивысшего расцвета арабская культура достигла в VIII и ГХ вв., особенно при халифах Харун-ар-Рашиде (763-809) и ал-Мамуне (786-833). В этот период во многих крупных городах халифата возникли научные центры.
Первыми источниками химических знаний арабов, без сомнения, были сирийские, персидские и индийские философско-химические рукописи. В VIII и ГХ вв., арабы познакомились с оригинальными греческими сочинениями, главным образом сочинениями Александрийской академии, и перевели их на арабский язык [174]. К началу IX в. появились произведения химического характера, написанные самостоятельно арабскими учеными.
Важную роль в передаче химических знаний, накопленных в греко-александрийской период, играли научные центры арабской Испании и Сицилии. После завоевания власти Аббасидами испанский эмират не признавал новых халифов и выделился в самостоятельный испанских халифат (750 г.). Здесь также возникли крупные центры науки и культуры, получившие широкую известность в VIII—XII вв. Испанские арабы ушли далеко вперед в культурном развитии по сравнению со своими европейскими соседями. Среди испанских центров арабской культуры следует назвать, прежде всего, Кордовский центр. В Кордове была учреждена высшая школа (961 г.), в которой преподавались философия, математика, астрономия астрология, медицина и алхимия. Здесь имелась богатейшая библиотека, составленная из арабских, греческих и латинских рукописей по различным областям знания [173].
Как известно Багдад официально названный «городом мира» был выстроен за 4 года. На его стройках работали многие тысячи мастеров из различных стран Востока. В Багдаде трудилось также около 300 видных ученых того времени, занимаясь переводом индийских и греческих научных книг на арабский язык, составлением к ним комментариев и дополнений [166,167].
Химическое искусство Древнего Египта
Колыбелью цивилизации, как известно, считаются средиземноморские и древневосточные государства, располагавшиеся на территориях современного Египта, в междуречье Тигра и Евфрата, в Китае, Индии и Средней Азии.
Раскопки археологов, произведенные в ряде стран с древней культурой, показали, что практические химические познания древних народов, населявших в далекие времена эти страны, стояли достаточно высоко.
После завоевания Египта Александром Македонским, когда в Александрии и других крупнейших городах страны поселилось множество греков, весь комплекс знаний, накопленных в течение многих веков жрецами храмов Озириса и Изиды, скрестился с греческой философией, ремесленной техникой и химическими ремеслами.
Конфуцианство возникло как этико-политическое учение на рубеже VI-V вв. до н. э. Основателем считается проповедник родом из царства Лу - Кун-цзы (Конфуций, даты рождения 551-479 гг.).
Дао - обозначение основного понятия даоской философии, буквально «путь», начало бытия. С точки зрения философского мировоззрения греков в ту эпоху древнеегипетская техника подделки драгоценных металлов и камней рассматривалась как подлинное искусство «превращения» одного вещества в другое. К тому же при невысоком уровне химических знаний в ту эпоху не всегда можно было установить подделку путем химического анализа или другим путем.
Заманчивая перспектива быстрого обогащения, ореол тайны, которым были окружены операции «облагораживания» металлов, уверенность в полном соответствии явлений «превращения» веществ, в особенности взаимных превращений металлов, законам природы - все это способствовало быстрому распространению «тайного искусства» египетских жрецов [185]. Уже около начала нашей эры изготовление драгоценных поддельных металлов и драгоценных камней приобрело массовый характер.
Судя по некоторым источникам, дошедшими до нас, способы «превращения» неблагородных металлов в золото и серебро сводились к трем операциям: 1) изменению поверхностной окраски неблагородного металла действием подходящих химикалий или покрытием его тонким слоем благородного металла, придающего «превращаемому» металлу вид золота или серебра; 2) окраска металлов лаками соответствующих цветов, 3) изготовлению сплавов, по внешнему виду похожих на золото или серебро [196,197].
В рецептурных сборниках эпохи Александрийской академии [198] упоминаются вещества, относящиеся к различным классам минеральной химии: натрон (сода), поташ, квасцы, купорос, бура, уксус, ярь-медянка, свинцовые белила, сурик, киноварь, сажа, окислы железа, окислы и сульфиды мышьяка, семь металлов древности и др.
В эту эпоху было известно сочинение Зосимы из Панополиса. Это сочинение до нас дошло не полностью и со значительными искажениями. Оно состоит из 28 книг, в которых рассматриваются различные приемы «тайного искусства»: вопрос «о фиксации ртути», о «божественной воде», о священном искусстве изготовления золота и серебра, о четырех телах, о философском камне и т. д. [199]..
Согласно Зосимы, первая книга, в которой были собраны сведения о «тайном искусстве», была написана пророком Хемом (Хамом), от имени которого произошло само название искусства [200]. Сочинение Зосимы пользовалось широкой известностью у александрийских, а позднее у средневековых алхимиков. Этот алхимик описывает и дает в иллюстрациях большое количество реторт и посуды, доказывая этим, что перегонка в его время (II—IV вв. н. э.) была уже хорошо известна; но он нигде не упоминает алкоголя, и весьма вероятно, что алкоголь не был известен до средних веков и что он вначале употреблялся не как напиток, а как лекаретво[201,202].
Приведем описание последовательных операций изготовления искусственного золота:
1. Тетрасомия (от греч. тётра - «четыре» и коца - «тело») - изготовление исходного сплава из четырех металлов: олова, свинца, меди и железа. По мнению авторов описаний, этот четвертый сплав, окрашенный вследствие окисления с поверхности в черный цвет, обладал свойствами земли. При нагревании он плавился, приобретая свойства воды.
2. Аргиропея, или сереброделие (от греч. apyvpoq - «серебро»), поїш -«делаю») - отбеливание продукта тетрасомии путем сплавления с мышьяком и ртутью, в результате чего сплав, как считалось, приобретает свойства серебра.
3. Хризопея (от греч. Х(и го ; - «золото») - главная операция - превращение подготовленного серебра в золото действием на сплав, полученный в результате аргиропеи, сернистыми соединениями и «серной водой» предварительно в сплав добавляли некоторое количество настоящего золота, которое должно было служить «закваской» при превращении.
4. Иозис (йооц - «томление», «брожение») - отделка полученного продукта путем окрашивания поверхности готового сплава при помощи травления квасцами или окуривания в специальном приборе, называвшемся «керотакис» [203,204]