Введение к работе
Актуальность топы. Проблеми становлення м развития государственно-церковных отношений d России поело І9І7 г., проблеїш вааиноотиоаений различішх религиозных и церковних организаций с органами государственной власти явллатсп на сегодняшней день однни из шюгочнеленнь'х- "белых пптен" в истории Советского государства. Значимость данной проблеми обуславливается пеобхоцц-ностьв в настоящей вреня перестройки принципов взаимоотношений 'церкви и государственных органов^ совершенствования механизмов регулировалил этих взаимоотношении, создания действенных рычигоа решения возможных конфликтных ситуаций - всего того, чего не хна-тало в нашен действовавшем до недавнего времени религиозной законодательстве и особенно в практике его прииенеиия в реальних условиях. Какими путями со ершенствовать зти ыеханизии? Какой исторический опыт развития взаииоотноаеннй церкви и Советского госу- дарства езять на вооружение, а какой отбросить, как изначально яелерни.І, тупиковый? Оївет на зти вопроси почет дать исторический анализ развития взаимоотношений властных органов государства с одним из основних и саиых многочисленных религиозных течений -православной церковь» на начальном отапе их становления.
Актуальность такого анализа в научно-теоретическом плане вытекает также'из некоторой "однобокости" освещения в советской литературе теми взаимоотношений церкви и государственных органов, Обусловленной гослоцствопашлш вплоть до конца 00-х гг. подходец н изучению государе*венно-церкоЕіікх отношений, когда деятельность церкви рассматривалась лишь а части исполнения или сопротивления исполнения кагих-лкбд законодательных или реглаиентирунхцнх государственных актов; а деятельность государства по регулирований км взаимоотношений с церковними органами я реодгиоэнши организациям ЕСсбще оставалась єна критики, а потоьу практически из подверга-лась серьезному историческому анализу.
Новый государственный кура в области взаимоотношений с цер-еовьв, закрепленный принятым в Оятябре 1990 г. Заменой теперь yfce бывпегоСССР "О свободо еозестя и религиозных организациях"е потребовал и иовчх подходов к изучения история становления этих вааін:о6*коаекнй, рассмотрения их во псей полнота крачикно-еяедсі" венгак епяэей. А для этого необходка конхрзтно-исторнчвгмгой анавиз
деятельности каздого из участвовавших в процессе взаимооткоиеннй религиозних или государственных органов как в целой по стране, так и в каждом отдельно взятом ее регионе, в данном случае на Алтае, в различные времеккие отрезки, в том числе и в 1917-1Э25 гг.
Степень изученности теки. Обращаясь к историографии Еопроса, следует отметить значительный интерес советских исследователей к проблеме борьбы православной церкви с установлением и укреплением власти Советов, ее переориентации на поддержку начинаний этой власти. И лишь в отдельных публикациях начала 20-х гг., конца 50-х и конца 80-х - начала 90-х гг. делаются попытки освещения роли тех или иных органов государства в становлении взаимоотношений церкви и социалистического государства на начальном их этапе.
В подавляющем большинстве работ, опубликованных в течение І9ІВ - конца 80-х гг. и касающихся проблем взаимоотношений церкви и государства, рассматривается почти исклвчительно деятельность церкви, ее отношение к тем или иным государственно-правовым актам. Причем вплоть до самого конца 80-х гг. деятельность церкви рассматривалась, как правило, в критическом плана. Подобный подход свойственен работам практически всех известных ученых-религиоведов советского периода: Ы.В.Горева, И.П.Брихничева, Б.П.Кандидова, А.Долото-ва, Р.Ю.Плаксина, E.G.Осиповой, Н.С.Гордиенко и других1.
Лишь в начале 20-х гг. государствоведау "старой школы" П.В.Ги-дуляновым, Б.В.Титлиновым, Н.Н.Фиолетовым и А.Шестаковьш были сделаны попытки анализа основных положений советского религиозного законодательства и практики его применения органами государственной власти РСФСР. Авторами были даны рекомендации о возможных путях смягчения возникшего после 1917 г. противостояния Советского государства и Русской православной церкви, которые, к сожалении, не б тли услышаны представителями высшей государственной власти в
1 Горев М.В. Голод и церковные богатства, Ы,, 1922; Брихни-чев И.П. Патриарх Тихон и его церковь. М., 1923; Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири. Новосибирск, 1930; Кандидов В.П. церковь к Октябрьская революция. Ы., 1929; Пяаксин P.D. Крах церковной контрреволюции І9І7-І923 гг. Ы., 1968; Осипова Е.С. Октябрьская революция и православная церковь // Вопросы научного атеизма. Вып.25. К., 1980; Гордиенко НГ.С. Эволюция русского православия (20 - 80-е гг. XX ст.). В., І9В4, и.др.
России*.- В короткий период "оттепели" в конце БО-х гг. Ц.И.Персищ
предпринял попытку исследования начала {юриирования основного го
сударственного орлана, осуществлявшего взаимодействие с церковьа
в первой половине 20-х гг. - УІII отдела Наркошэста . Остается
только сояалеть., что работа ограничена слишкои узкиыи хронологнчес-
юши рамками (І9І7-І9І9 гг.) и тематика эта не получила своего
дальнейшего развития. , '
Алтай, как административно-территориальная единица, не являлся объектом специального изучения развития государственио-церковнш отношений. Более того, нет сколь-нибудь цельного исследования тенденций развития алтайской православной церкви после 1917 г., хотя фрагментарно материалы, касакциеся евч деятельности, входили в публикации целого ряда авторов. Первую попытку использовать данные Алтая для освещения изменений, происшедших в религиозности населения в первые годы Советской власти, предприняла е 1Э22 г. сотрудник Алтгубисполкоыа А.Старкова . Впоследствии бактологическнй материал Алтая в той или иной- мере использовался в работах упоминавшихся ухе авторов А.Долотова, Р.В.Плаксина и некоторых других. Отношения православной церкви н органов государственной власти э 20-е гг. в Сибири, и как части ее - на Алтае, представлены в работах сибирских исследователей Л.И.Боженко, И.и.Юмльдяпова, И.Д.Эйн-горна и других^. Что же касается непосредственно Алтая, то на его материалах по иэучаеиол диссертантом теме опубликована лииь одна работа И.В.Рахмановой. Однако цольп данной публикации, как видно нз ее .содержания, является но историческое исследование, а пропа-
Гндулянов П.В. К вопросу о толковании ст.119 Уголовного ко-
//Рен— ...... —« .. г „_ . ..
декса //Революция и церковь." 1923. ЇЇ 1-3; Фиолетоп Н.Н. Церковь и государство по советскому праву. Саратов, 1923; Тнтлинов Б.В. Церковь во вреия революции. П.; Гіг., 1923; Иестаков А. Церковная
"сиена вех" // Власть Советов. 1922. !? II—12-о . Персиц М.Н. Отделение цгркви от государства и йолн от церк-Ш в СССР (І9І7-І9І9 гг.). Н., 1953.
Старкова Л. Гражданская н церковная пэгнстрлция актов гражданского состояния в Алтайская-губернии // Власть Советов. 1922.
;! п-12. *
Боженко Л.И. Антирелигиозная пропаганда в Сибири в начале
шла // По этапам развития атеизма в СССР. Д., 1567: Еильдпнов Ц.Н
Религия в Сибири и атеистическое воспитание. Новосибирск, 1932;
ЭПкгорн И.Д. Очерки" истории религии и атеизма в Сибира (1917-
1937)*. Тотеїс, 198-2, и др. '
- б -
ганда атеизма, причем в старой, отжившей его форме. К тому же ценность работы значительно снижается недостаточной обоснованностью слишком категоричній выводов, наличием в тексте бестактных формулировок типа "позорная роль контрреволюционного духовенства" или "влияние лживой христианской Фразы .
Обзор опубликованной в 1918 - второй половине 80-х гг. литера-' туры по избранной автором диссертации проблемо показывает, что несмотря на внушительное число работ, касающихся государственно-церковных отношений, в том числе в Сибири, в подавляющем их большинстве рассматривается лишь одна сторона отих отношений - отношение церкви к установлениям государственных органов, ее сопротивление исполнению данных установлений. При такой подходе подбор фактического материала часто происходил тенденциозно, с целью подтвердить контрреволюционный, антигосударственный характер деятельности православной церкви, а вопросы участия государственных органов в процессе взаимодействия с церковью оставались практически не иссле-дованными. Если же говорить об уровне изученности избранной диссертантом проблемы в специальном плане, применительно к территории Алтая, то знания эти остаются лишь фрагментарными.
Происшедшие в стране за последние годы изменения потребовали и пересмотра старих, не оправдавших себя подходов к освещению истории Советского государства, в том числе и его отношений с церковью. Настоящим поворотом к правдивому рассмотрению становления государственно-церковных отношении стал вышедший в издательстве "Прогресс" сборник "На пути к свободе совести", в котором авторы Д.Е.Фурман, В.Й.Гаразда, Ы.И.Одинцов и другид наметили новые пути к изучению взаимоотношений церкви н государ-зтва . Нестандартно, ко новому подходят к освещению деятельности патриарха Тихона и возглавляемой им в IQI7-I9E5 гг. церкви Б.А.Алексеев, М.И'.Вострытев и друие . Думается, что при условии последовательного развития иэу-
1 Рахманова И. В. Борьба религии и атеизма в первые годы Совогсг-кой власти. На материалах Алтайского края // Научный атеизм, религия и современность. Новосибирск, 1987.
На пути к свободе совести. И., 1989.
Алексеев В.А. Иллюзии к догмы. М., 1991; Вострьшев М.И. Бо-яий избранник. Крестный путь святителя Тихона, патриарха Московского и всея России. М., 1990, и др.
чения истории.социалистического строительства иненно от этих работ можно будет начинать отсчет нового периода в историографии госу-дарственно-церковшк отношений в нашей стране.
Учитывая значимость и актуальность темы, степень ее изученности, автор диссертации поставил своей ц о л ь п выявить и исслрдо-вать мехпнизмн взаимодействия различных государственных органов с православными религиозными организациями на Алтае в начальной период становления государственное*..! нового социалистического типа, определить целесообразность использования государственными органами тех или иных методов при взаимодействии с церковью.
, с Иоанне задачи исследования:
- определить круг участвовавших в процессе взаимоотношений с цер
ковью государственных организаций и учрелодений Алтая;
- исследовать формы и методы их работы по проведению в жизнь Декрета об-отделении церкви от государства и школы от церкви;,
проанализировать отношение православной церкви и ее структурных звеньев и течений на Алтае к раз.'—чным законодательным актам Советского правительства в области взаимоотношений с церковью;
выявить й исследовать позиции православной церкви на Алтае в пег риод колчаковщины;
проанализировать пути становления губернских и местных органов государственного упрарленип, призванных осуществлять контроль за деятельностью религиозных организаций;
исследовать комплекс конкретных мероприятий по изъятию церковных ценностей в 1922 г. со стороны как церкви, так и управленческих органов Алтая;
определить к исследовать влияние на развитие государственно-церковных отношений обновленческого раскола русской православной церк-
/ на территории Алтайской губернии.
Хронологические рамки диссертации охватывают период Сіоктября 1917 по 1925 гг. В этот период происходило становлен:»? принципиально новых государственно-церковных отношений, превращение русской православной церкви из церкви государственной в церковь, гонимую государством, превращение Российского государства из опирающегося на церковь бурч^уазно-деиократического в атеистическое авторитарное государство нового типа. Именно на этот период Приходится пик борьбы церкви за сохранение своих социальных и имущественных прав. Именно в отот период государство создает няобхоци-
цію условия для окончательного paarpoua церкви, как автономной, относительно независимой социальной структуры. Верхняя граница хронологических раыок обусловлена вховдениеи Алтайской губернии в состав вновь образованного Сибирского края и прекращением в связи с этим самостоятельного административного существования.
Территориальные ранки исследования вшго-чат- в себя Алтайскую губернию, рассматриваемую в существовавшие и изменявшихся границах 1917 - 1925 гг. Выбор территориальных рамок обусловлен теы, что Алтай является крупной относительно обособленной частью Сибири и ыногие процессы здесь проходили со своими специфическими особенностями. А также отсутствием какого-либо обобщающего исследования деятельности алтайской церкі.;! в указанны?, период.
Научная новизна диссертации заключается в попытке исследовать новую для отечественной истории периода І9І7-І925 гг. тецу ~ тему взаимоотношений церкви к государства, в стремлении автора на основе объективного анализа доступных источников, веєдєння в научный оборот новых документов дать цельную картину развития государственно-церковных отношений на Алтае. В диссертации впервые прослеживается взаимосвязь различных государственных органов и религиозных организаций Алтая в процессе отделения церкви от государства. Также впервые для отдельно взятого региона страны рассматривается негативная, скрываваался ранее сторона деятельности органов государственной власти при взаимоотношениях с церковью. Делается попитка определения причин возшштстн репрессивной деятельности против церкви и верующих в общзгосударстшшоы масштабе в конце 20-х - 30-»е гг.
К научной новизне диссоргации следует отнести таете основные выводы и полонення которые и выносятся н-а з a 1 и т у ;
положение-о той, нто взаимоотношения православной церкви с органами государственной власти на Алтае в период 1917 - 1925 п«. развивались в целой в позтвехетвии с общими тееденцияиі! развития советской государственности, и в то же время имели свои характерные особенности;
доказательство того, что к середине 20-х гг. роальная власть в области контроля за церковью на Алтае переходит от собственно
властных структур - Советов и их исполкомов и различный управленческий органам, в первую очередь НКВД и ОГПУ, которые, в силу своей специфики, использовали во взаимоотношениях с церковью преимущественно методы административного, репрессивного характера; - вывод-о том, .что социальная почва для проведения в отношении церкви репрессивной политики в общегосударственной масштабе на территории Алтая к середине 20-х гг. была.подготовлена.
Практическая значимость диссертации определяется возыожностьв использования ее материалов и выводов для подготовки трудов по истории становления государственно-церковных взаимоотношений как в масштабах Сибири, так и в целом по России, в учебной работе в ВУЗах, при проведении спецкурсов и спецсеминар ров, а также при решении сегодняшних задач совершенствования отношений государства и церкви.
Диссертация построено на осново диалектико-материалистической методологии, хотя автор считает, что некоторые положения марксизм ца-ланиннзма по вопросу отношения государства к религии и церкви либо устарели за истекшие десятилетия, либо были изначально ошибочными и иеприемлимими для строительства взаимоотношений государства с церковники и религиозными организациями.
Источниками основного фактического материала при написании диссертации явились документы, выявленные в ^юидах Центрального государственного архива Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР (ЦГАОР СССР), Центрального государственного исторического архива СССР (ЦГИА СССР), Центрального государственного архива PQCP (ЦГА РСФСР). Ценные материалы по вопросам становления государственно-церковных отношений на Алтае содержат государственные архиву Алтайского края (ГААК), Омской, Томской и Новосибирской областей (ГАОО, ГАГО, ГАНО). Ваянкми источниками является документы, содер» игщиесл в бывших партийных архивах Алтайского крайкома (ПААК) и Новосибирского обкома (ПАНО) КПСС. Наименования архивов даны на момент исследовательской работы в них диссертанта, т.е. до I января 1992 г. Широко использована при подготовки диссертации местная периодическая печать рассматриваемого периода.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы я источников, - прйлояения, включающего II таблиц. Структура диссертации основана
на необходимости исследования избранной диссертантом проблемы в определенных хронологических и тематических рамках. Структурно в каждой главе выделены разделы, и которых сгруппирован соответствующий хронологически и тематически подобранный материал.