Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Возникновение Всемирного христианского молодежного движения .20
1.1. Причины зарождения и деятельность Христианского союза молодых людей 20
1.2. История возникновения студенческого христианского студенческого движения 33
Глава 2. Христианский союз молодых людей в России 43
2.1. Начало деятельности ХСМЛ в России 43
2.2. Идейные и организационные основы деятельности общества «Маяк». Материальное положение Общества 49
2.3. Основные направления деятельности общества «Маяк», Религиозное развитие. Образовательная деятельность Общества. Физическое воспитание.. 71
2.4. Деятельность ХСМЛ в России в военные и послереволюционные годы....91
Глава 3. Студенческое христианское движение в России 104
3.1. Начало деятельности студенческого христианского движения 104
3.2. Структура и основные направления деятельности студенческого
христианского движения 115
Заключение 131
- Причины зарождения и деятельность Христианского союза молодых людей
- Начало деятельности ХСМЛ в России
- Начало деятельности студенческого христианского движения
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Молодежь всегда была объектом пристального внимания государственных и общественных институтов, так как традиционно принимала самое активное участие в социальных и политических процессах, особенно в переломные моменты развития общества.
В современных условиях становится особенно актуальным обращение к опыту молодежного движения в дореволюционной России, когда влияние различных общественных институтов на молодежь заметно преобладало над государственным. Во второй половине XIX - первой четверти XX вв. молодежные общественные организации продемонстрировали способность содействовать разностороннему развитию молодых людей, вовлекая их в активную политическую, духовную, социальную деятельность. К таким организациям относился Христианский союз молодых людей (ХСМЛ), объединивший в себе светское и религиозное начало, и Студенческий христианский союз. Актуальность темы заключается в том, что в отечественной историографии христианское молодежное движение в России конца XIX -начала XX вв. впервые стало самостоятельным объектом специального исследования.
В настоящее время в России различные социальные институты, в том числе Русская православная церковь, проявляют повышенный интерес к молодежной проблематике. На семинаре «Молодежь и будущее России», который прошел в апреле 2006 г. в рамках X Всемирного русского народного собора в Москве, говорилось, в частности, о том, что духовная сторона жизни молодежи находится в серьезном упадке. Однако, подчеркивалось участниками семинара, решение этой проблемы не состоит лишь в воспитании морали, а
скорее в создании благоприятных условий для социализации молодежи, ее духовного, профессионального и физического совершенствования1.
По мнению ряда исследователей, в христианской культурной традиции, которая является одной из основ для созидания всех институтов современного гражданского общества, проблема молодежи как таковая не стоит. Это культура, которая зиждется в первую очередь на уважении к старчеству, преклонении перед авторитетами, поэтому специфических молодежных проблем в ней не существует2.
Именно поэтому такая позиция официальной церкви стала одной из причин возникновения христианского молодежного движения в России не в рамках Русской православной церкви, а как части всемирного христианского молодежного движения. В ггаком виде оно появляется в начале XX в. и возрождается уже в новой России в начале 1990-х гг. На сегодняшний день Христианский союз молодых людей (Young Men's Christian Association) является самой многочисленной организацией молодежи на Земле, а его мировая история насчитывает более 150 лет. Христианское молодежное движение в дореволюционной России - яркий пример взаимодействия общества и государства в деле воспитания молодежи.
Изложенное выше предопределяет актуальность изучения истории создания и деятельности христианских молодежных организаций в нашей стране и возможности использование их опыта в современных условиях в России начала ХХТ в.
Выступление Председателя отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви архиепископа Костромского и Галичского Александра на секционном заседании: «Молодежь и будущее России» в рамках X Всемирного Русского Народного Собора: Молодежный информационный ресурс Русской православной церкви МИР РҐЩ: 37
~ См.: Люкшин Д., Межведилов А. Поиски потерянного поколения в утраченном времени. Молодежь в политическом поле современной России: проблема инструментальной пригодности // Молодежь и политика. Современные очертания и история проблемы, роль государства и гражданского общества, ожидания и прогнозы. Материалы семинара («Березовая Роща» - Плёс, сент. 2005). / Под ред. Ф. Бомсдорфа и Г. Бордюгова. М., 2006. С. 35-36.
Историография. Проблематика диссертации практически не разработана в отечественной историографии. Отсутствуют исторические монографические исследования, специально рассматривающие деятельность христианского молодежного движения в России.
В историографии проблемы, на наш взгляд, можно выделить несколько направлений: общие работы, рассматривающие историю молодежного движения в России в целом или его отдельные этапы и организационные формы; а также специальные исторические исследования по смежным проблемам, в которых упоминаются отдельные направления деятельности всемирного христианского молодежного движения, а также работы его организаций в России. Отдельно следует назвать литературу биографического жанра; публицистику; интернет-ресурсы.
В советский период разработка проблем истории молодежного движения, в том числе и начала XX в., велась достаточно активно, но исследовалось, главным образом, пролетарское и коммунистическое юношеское движение, а также революционно-демократическое студенчество. Наибольший интерес для нас представляют монографии и исследования по общественно-политической жизни России начала века, изданные в 1920 - 1930-е гг., т.е. непосредственно по следам событий3. Как правило, проблемы молодежи и молодежного движения рассматривались в них с классовых, марксистских позиций. Все некоммунистические течения, организации и союзы молодежи рассматривались авторами как антисоветские, враждебные интересам рабочего класса. Показательна в этом отношении вступительная статья В. Гросса в книге «На большевистском пути» 1932 г. В приложении к этому изданию имеется целый раздел, посвященный петербургскому отделению ХСМЛ - «Маяку».
Буллах B.C. Ремесленная и кустарная молодежь до и после революции. М., 1931; Левгур Г.Е. Юношеское движение на Западе и Востоке. М.-Л., І924; Поздняков А. У истоков. Первые страницы истории юношеского движения на Дальнем Востоке. Хабаровск, 1926; Полякова М. Религиозные организации молодежи (под общей рубрикой «Наши враги»). М, 1931; Против религии. Каталог книг. М.-Л., 1930; Путинцев В.Ф. Политическая роль и тактика сект. М., 1935;Титлинов Б.В. Молодежь и революция. Л., 1925.
Деятельность Общества оценивается резко критически: «Круг деятельности... и его «официальные» цели хорошо видны... Современному читателю не трудно прочесть между строк подлинные стремления «Маяка». Ни слова о политике... Саморазвитие умственное, нравственное и физическое - вот все, что разрешало общество своим членам... Глубочайшая реакционность «Маяка» очевидна»4.
Ту же позицию в отношении деятельности ХСМЛ занимает советский исследователь И.Я. Элиашевич: «Нужно стремиться вскрыть перед моло/дыми пролетариями классовую сущность ХСМЛ и то пагубное влияние, которое он оказывал на рабочую молодежь, отвлекая ее от классовой борьбы!» . Среди таких категоричных суждений оценка деятельности ХСМЛ в России, данная И.Д. Левиным в 1926 г., может считаться положительной. Он пишет, что несмотря на то, что охранное отделение никаких претензий в политическом отношении к «Маяку» не проявляло, обстановка в Обществе не была «квасно-патриотической» и «опекаемые молодые люди имели возможность довольно самостоятельно разбираться во многих вопросах»6. Сам факт упоминания христианского молодежного движения в работах подобного рода говорит о широкой известности организаций ХСМЛ в России и значительной роли общества «Маяк» в общественном движении начала XX в.
В работах советских историков периода 1940 - 1980-х гг., посвященных молодежной проблематике, в том числе российскому студенчеству конца XIX -начала XX вв. , вопрос о христианском молодежном движении не рассматривался вообще в силу марксистского подхода к изучению истории. В 1990-е гг. в России впервые начали появляться работы общего характера по проблемам молодежного движения конца ХТХ - начала XX вв., написанные на основе новых методологических позиций. Ведущим центром изучения
4 На большевистском пути: Сб-ник документов 1917 г. по истории ленинградской организации ВЛКСМ. Сост. В. Гросс, Л., 1932. С.303.
Элиашевич М. Религия в борьбе за рабочую молодежь. Л., 1928. СП.
Левин И.Д. Рабочие клубы в дореволюционном Петербурге. Из истории рабочего движения (1907-1914 гг.). М, 1926.СС.7-8.
См.: Гусятников ЇІ.С. Революционное студенческое движение в России. 1899-1907 гг. М,, 1971; Матвеев М Студенты Сибири в революционном движении. Томск, 1966.
молодежной проблематики в это десятилетие был Институт молодежи (г. Москва). Его сотрудниками был опубликован ряд исследований. Одной из первых таких работ в 1993 г. стала книга «Очерки истории молодежного движения», которая охватывала период со второй половины XIX в. по 1920-е гг. Тогда же вышел сборник «Молодежное движение в России (1917-1928 гг.). Документы и материалы» , где во вступительной статье А.А. Алексеева обстоятельно рассматривалась деятельность ХСМЛ и студенческого христианского движения в России. В 1997 г. опубликована монография В.К. Криворученко, В.А. Родионова, О-В. Татаринова «Молодежное движение в России и Советском Союзе; уроки истории», в которой исследовалось молодежное движение с февраля 1917 г. по 1991 г.
В новых общественно-политических условиях эти работы явились первой попыткой системного и беспристрастного изучения темы молодежного движения в России. В них представлен материал о возникновении и развитии Общества «Маяк», студенческого христианского движения, дана объективная оценка деятельности Христианского союза молодых людей в России, впервые введен в научный оборот ряд архивных источников9. Однако авторы указанных работ не ставили перед собой задачу специального исследования этой проблемы, и многие стороны ее остались неосвещенными.
Среди исследований молодежного движения, опубликованных в последние годы, особый интерес представляет труд В.И. Соколова «История молодежного движения России (СССР) со второй половины XIX до XXI в.». Автор подробно рассматривает деятельность юношеских организаций, в том
См.: Молодежное движение в России (1917-1928 гг.): Документы и материалы. В 2-х ч. М.. 1993.
9 См.: Очерки молодежного движения. М., 1993; Криворученко В.К., Родионов В.А., Татаринов О.В. Молодежное движение в России и Советском Союзе: уроки истории. М., 1997.
числе христианские организации молодежи и организации под эгидой ХСМЛ10.
Особое место среди работ общего характера занимает книга по истории христианства, предназначенная для библейских курсов Евангелической церкви, написанная А.В. Каревым и К.В. Сомовым в 1960-х гг. В разделе по истории христианства XX в. авторы подробно рассматривают деятельность одного из основателей ВХСС и экуменического движения Джона Мота, делают вывод о том, что экуменическое движение зародилось и первоначально развивалось в рамках Всемирного Студенческого Христианского Союза, который в свою очередь был частью Христианского Союза Молодых Людей". Этой же точки зрения придерживается В.А. Ливцов в монографии «Русская православная церковь и экуменическое движение в XX в.»12, а также английский исследователь студенческого христианского движения Татлоу Тиссинггон13.
Среди специализированных исторических исследований по смежным проблемам следует выделить три работы историков спорта - Л. Куна, А. Суника, В. Григоревича14. Авторы впервые затронули одну из существенных сторон деятельности ХСМЛ - работу по физическому воспитанию и пропаганде спорта и здорового образа жизни. Они считают, что среди религиозных организаций, покровительствовавших физической культуре и спорту, наиболее значительную деятельность проводил Христианский Союз Молодых Людей; многие виды спорта, популярные в XX в., такие как баскетбол, волейбол, плавание, подводное плавание и др., массовый студенческий спорт получили свое развитие в первую очередь благодаря христианскому молодежному движению.
Соколов В.И. Молодежное движение в России: история, современность, перспективы, проблемы. В 3-х ч. Рязань, 1992-1994; История молодежного движения России (СССР). Вторая половина XIX - начало XX века. Очерки, В 2-х т. М., 1996; Российское молодежное движение: от многообразия к унитаризму 1917-1925 гг. Дис, ... докт. ист. наук. М., 1996
Карев А.В., Сомов К.В. История христианства. М., 1990.
Ливцов В.А. Русская Православная церковь и экуменическое движение в XX в. М,, 2000.
Tatlow, Tissington. The Story of the Student Christian Movement of Great Britain and Ireland. London, 1933.
Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта (пер, с венгерского). М., 1982; Суник А. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX - XX вв. М., 2004; Гриторевич В.В. Всеобщая история физической культуры и спорта, Гродно, 2005.
При написании данной работы использована литература биографического жанра, представленная рядом публикаций, как научных, так и научно-популярных, написанных на английском и русском языках о деятелях христианского молодежного и студенческого движения15. Особый интерес представляют книги финского общественного деятеля Пола Гундерсена о Павле Николаи и Ю.С. Грачева о своей матери и ее брате Анне и Петре Чекмаревых - участниках и активных деятелях студенческого христианского движения. Работы написаны в научно-популярном стиле и снабжены иллюстрациями.
Современная публицистика о христианском молодежном движении принадлежит, в основном, перу религиозных деятелей. Статья члена редакционной коллегии журнала «Религия и право», консультанта Европейского Альянса ХСМЛ М.Д. Гуськова16 наиболее полно и последовательно рассказывает о возникновении, развитии и современном положении христианского молодежного движения в мире и в России. Эта статья опубликована также на официальном сайте русского отделения ХСМЛ17. Кроме того, интернет-ресурсы представлены сайтами английского и американского отделений ХСМЛ, а также европейского и международного альянса'8. На их страницах содержится богатейшая информация об истории и
15 Hopkins С. Н. John R. Мой, 1865-1955. Grand Rapids, 1979; Казим-Бек А. Джон Мотт // Журнал Московской Патриархии. 1965. №11. СС. 53-60; James Stokes: Pioneer of Young Men's Christian Association. N-Y, 1921; Джордж Вильяме: История одной жизни. Берлин, 1924; Арская Л.П. Нобели - приемные дети России. М., 1994; Степанец К.В. Просвещенные благотюрители Ольденбургские // Петербургские чтения - 97, СПб, 1997; Марщшковский В.Ф. Записки верующего. Новосибирск, 1994.
Гуськов М.Д. «YMCA» в России: история и настоящее // Религия и право. 1999, №3. СС.25-27.
Официальный сайт отделения ХСМЛ - ИМКА Россия:
Официальный сайт ХСМЛ - ИМКА Великобритании; ; официальный сайт ХСМЛ - ИМКА США: ; официальный сайт Европейского альянса ХСМЛ: ; официальный сайт Международного альянса ХСМЛ:
деятельности ХСМЛ в разных странах, но отсутствуют материалы по истории российского христианского молодежного движения.
Таким образом, можно сказать, что практическое отсутствие в отечественной историографии специальных работ по истории христианского молодежного движения в России делает изучение этого вопроса с современных позиций науки особенно актуальным.
Источииковая база. Отсутствие литературы по теме исследования компенсируется наличием большого количества опубликованных и неопубликованных источников, позволяющих достаточно полно и достоверно показать деятельность христианского молодежного движения в России на рубеже XIX - XX вв.
В процессе исследования использованы материалы Российского государственного исторического архива (РГИА, г. Санкт-Петербург). Основная работа проведена в фонде Департамента общих дел Министерства Внутренних Дел Российской империи (ф. 1284). Неопубликованные источники представлены разнообразными распоряжениями, циркулярами, инструкциями, докладами, уставами, отчетами, перепиской, списками обществ, донесениями, прошениями и др. В частности были найдены документы, подтверждающие намерение организаторов русского ХСМЛ открыть отделение в Москве и «Женский Маяк».
В работе над диссертацией в качестве рукописного источника использованы мемуары известного историка спорта профессора Д.А. Крадмана, являвшего непосредственным участником событий, описанных в исследовании. Рукопись под названием «Как долго прожито и много пережито» (1982 г.) хранится в фондах музеев истории спорта РГУФК (Москва) и города Тарту (Эстония), а также в семейном архиве автора диссертации
Источники по истории всемирного христианскому молодежного движения представлены прежде всего статьями того времени в отечественных периодических изданиях и опубликованными выступлениями лидеров ХСМЛ и
ВХСС. Статьи в религиозных периодических изданиях, освещающие период возникновения и развития ХСМЛ и ВХСС, задачи и методы их деятельности, относятся в основном к первым годам XX в. На наш взгляд, авторы в целом дают объективную оценку деятельности этих организаций, сетуют на отсутствие таковых в русской православной традиции.
Доклады и лекции руководителей всемирной организации ХСМЛ и ВХСС - Джона Мотта, Руфь Раус, переведенные на русский язык, публиковались в виде брошюр небольшими тиражами . Они распространялись среди участников движения, а также рассылались в библиотеки, в том числе Библиотеку практических занятий Московской духовной академии. В числе источников подобного рода особенно можно выделить публикации идеолога и лидера русского студенческого христианского движения ГШ. Николаи .
В 1929 году в Париже вышла в свет брошюра на русском языке «Основы Христианского Союза Молодых Людей», представлявшая по существу программу и устав ХСМЛ. В ней изложены идейные и организационные основы этого движения, история его возникновения и распространения по всему миру. Отдельный раздел брошюры посвящен деятельности ХСМЛ в России, В нем впервые приводятся сведения, хотя и очень скудные, о работе организации сразу после революции 1917 года.
Опубликованные источники по деятельности ХСМЛ в России - это прежде всего ежегодные отчеты общества «Маяк». Они выходили с 1903 года вплоть до 1918 года отдельными книгами; всего было опубликовано 16 томов. Каждый из них представляет собой систематизированный полный отчет о
И.С. Христианское движение среди английских студентов // Странник. 1901. май-июнь. СС. 782-799; иером. Христофор Всемирный Христианский Студенческий Союз // Христианин. 1908. сент. СС. 62-77; Верховской II. Всемирные Христианские союзы молодых людей//Православно-русское слово. 1902. №19. СС. 687-696.
Мотт Дж. Как ощутить в себе живое присутствие Иисуса Христа? Париж, 1923; Раус Р. Интерконфессиональный характер Всемирного Христианского Студенческого союза. СПб., 1912.
.ГШ. Всемирный Христианский Студенческий Союз. СПб., 1909; Николаи П.Н. Может ли современный, образованный, мыслящий человек верить в Божество Иисуса Христа? СПб., 1909.
деятельности Общества за конкретный год. Следует оговориться, что первый том «Два года жизни и деятельности...» (1903 г.) охватывает период с 1900 по 1902 год, а юбилейный выпуск, увидевший свет в год десятилетия Общества (1911 г.), содержит очерк деятельности и сводные таблицы за десять лет существования «Маяка». В отчете «Пятый год жизни...» (1906 г.) впервые был опубликован Устав Общества, утвержденный Министерством внутренних дел 10 ноября 1905 года. Отчеты имеют единую структуру, повторяющуюся из тома в том, что позволяет проследить динамику развития Общества. В них содержится прямая или косвенная информация об истории создания, идейных и организационных принципах деятельности «Маяка», изменениях в составе руководства. Даются полные статистические данные о членах «Маяка», включая сведения по вероисповеданию, возрасту, образованию и социальному составу; а также списки учреждений и фирм, служащие которых посещали Общество. Из отчетов мы узнаем об основных направлениях деятельности «Маяка» по религиозному, умственному, нравственному, физическому воспитанию молодых людей. В разделе, посвященном учебному процессу, приводятся подробные списки преподавателей, профессоров, священнослужителей и прочих лиц, читавших лекции или проводивших занятия в стенах «Маяка». Специальный раздел содержит материал о развитии товарищеских отношений и внеаудиторных формах работы. В каждом отчете подробно характеризуется финансовое положение Общества, публикуются подробные сведения о расходах и доходах, приводится полный список жертвователей (учреждений и лиц) и сумм их пожертвований. В отчетах присутствуют также разделы о международных связях «Маяка» и об освещении его деятельности в печати. Все тома печатались в известных издательствах с фотографиями, с таблицами и различными приложениями.
Определенный интерес в качестве источника представляют различные программы курсов, прочитанных в «Маяке»22, которые дают дополнительные сведения о содержании образовательного процесса в Обществе; а также брошюра, выпущенная, видимо, в рекламных целях и содержащая краткие сведения по каждому направлению деятельности общества «Маяк» .В 1916 г. был издан «Каталог книг библиотеки общества «Маяк», из которого мы узнаем о достаточно широком диапазоне интересов его членов. Нельзя не упомянуть и брошюру «Письма «маячников» с фронта» (Пг., 1917). В ней публикуются письма бывших членов Общества с фронтов Первой мировой войны, в которых содержатся их воспоминания о времени, проведенном в стенах «Маяка». Но, что особенно важно, ~ это голоса «живых маяковцев», а не язык официальных документов.
Особую группу источников составляют сборники документов и материалов по истории молодежного движения в России, в которых содержатся разделы относящиеся к деятельности ХСМЛ в России в 1917-1919 гг.24. К таким документам можно отнести: печатную афишу общества «Маяк», расклеивавшуюся на улицах Петрограда (1917); заметку из «Рабочей газеты» (апр. 1917); письмо патриарха всея Руси Тихона с благословлением деятельности христианского союза молодых людей в России (май 1918) и письменный доклад князя Г.Н. Трубецкого Главнокомандующему генералу А.И. Деникину о деятельности Христианского союза молодых людей (не ранее ноября 1919). Последние два документа были опубликованы впервые в сборнике «Молодежное движение в России (1917 ~ 1928)», В этом сборнике, пожалуй, впервые в отечественной историографии молодежного движения в
" Счетоводные курсы общества «Маяк». СПб., 1910; Общество «Маяк». Программа летних экскурсий на 1910 г. СПб. 1910; Программа организации просветительной деятельности ХСМЛ среди русского населения (сост. Ю.Ф. Геккер). N-Y, 1910.
Состоящее под почетным попечительством Его Высочества принца А.П. Ольденбургского Общество «Маяк» для содействия нравственному, умственному и физическому развитию молодых людей. СПб., 1909.
На большевистском пути. Сборник документов 1917 г. Л. 1932; Молодежное движение в России (1917-1928 гг.). Часть 2. М, 1993; Русское и советское молодежное движение в документах. 1905-1937 гг. М., 2002.
России наиболее полно представлен весь спектр организаций и объединений юношества - политических и неполитических, действовавших в России в первое послереволюционное десятилетие.
Сборник «Русское и советское молодежное движение в документах 1905 - 1937 гг.», изданный в 2002 г. под эгидой Комитета правительства Москвы по делам семьи и молодежи, новых документов не содержит. Более того, во вступительной статье к первой главе мы обнаружили ряд фактологических ошибок. Так, например, автор статьи сообщает, что «Общество («Маяк» - И.А.) было зарегистрировано в 1905 г. в качестве отделения Международного Союза Молодых Христиан. По инициативе американского гражданина Дж. Стокса в России работу Общества организовывал имперский чиновник барон ПН. Николаи, что придавало Обществу серьезный общественный вес» . Однако известно, что устав «Маяка» официально был зарегистрирован в 1903 г, Барон П.Н. Николаи покинул государственную службу, чтобы посвятить себя общественной деятельности, но главное, что он являлся вдохновителем и руководителем студенческого христианского движения и ни организационно, ни финансово не был связан с деятельностью русского отделения ХСМЛ в России.
В этом же ряду источников выделяются три брошюры, опубликованные в 1999 - 2001 гг. ИМКА России к 100-летию русского отделения ХСМЛ26. Выпуски подготовлены редактором периодического информационного издания ИМКА России газеты «YMCA-Вести» Г. Кочетковой на основе документов, отчетов, статей, воспоминаний и являются единственным сборником материалов, посвященных исключительно деятельности ХСМЛ и ВХСС в России.
Русское и советское молодежное движение в документах... с. 8
История общества «Маяк» или Комитета содействия молодым людям в нравственном и физическом развитии в С.-Петербурге. М., 1999; История Русского Студенческого Христианского Движения. М., 2000; ИМКА России - YMCA of America. Из истории русско-американского сотрудничества. М., 2001
Источники по деятельности студенческого христианского движения представлены публицистикой и мемуарной литературой . В данной работе использовались статьи ежемесячного журнала студенческого христианского движения «Студенческий листок»28, который издавался с 1909 по 1917 г. «Студенческий листок» информировал о деятельности студенческих союзов в России и за рубежом, печатал резолюции студенческих конференций, статьи руководителей и действительных членов союза, публиковал стихи и «товарищескую переписку» членов кружков, воспоминания бывших кружковцев.
Труды русских философов и религиозных деятелей, которые принимали активное участие в деятельности Русского Студенческого Христианского Движения (Р.С.Х.Д.) за рубежом в эмиграции, также использовались при написании диссертации . Их статьи публиковались в частности в периодических изданиях Р.С.Х.Д. «Духовный мир студенчества», «Вестник русского студенческого движения», в издании Религиозно-философской академии, органе русской религиозной мысли журнале «Путь»30, а также в издательстве YMCA-Press . Это прежде всего работы активного участника и одного из руководителей студенческого христианского движения в России и за рубежом В.Ф. Марцинковского ; общественного деятеля, богослова Н.М.
Воронков МИ. Из жизни революционного студенчества. М,, 1947; Выдрии Р. Основные моменты студенческого движения в России. М., 1908; Кривошеина Н.А. Четыре трети нашей жизни. Paris, 1984; На переломе. Три поколения одной московской семьи. Семейная хроника Зерновых. 1812-1921. M.-Paris, 2001; Рачинская Е.Н. Калейдоскоп жизни. Воспоминания. Paris, 1990.
В 1909-19-10 гг. журнал назывался «Листок».
Карташев А. Русское религиозное движение XIX-XX вв. // Духовный мир студенчества, Прага, окт. 1923. СС. 7-14; Проблемы русского религиозного сознания. Сборник. Берлин, 1924; Бердяев Н. Два начала в христианском движении русской молодежи // Вестник Р.СХ.Д. 1928, №6. СС. 121-127.
Более подробно см. Аржаковский А. Журнал «Путь» (1925-1940), Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции. Киев., 2000; CD ROM Путь. Орган русской религиозной мысли, Paris. 1925 - 1940. М., Business Forms Company, 1998.
См. Карташев А.В., Струве Н.А. 70 лет издательства «YMCA-Press». 1920-1990. Париж, 1990.
Марцинковский В. Записки верующего. Прага, 1929; Он же. Из истории моего религиозного опыта // Духовный мир студенчества. Прага, окт. 1923, СС. 6-12; Он же. Смысл жизни. М., 1996.
Зернова33; историка церкви, философа, деятеля экуменического движения Г.П. Федотова34; психолога, религиозного философа В.В. Зеньковского35.
В целом комплексное использование источников обеспечило их критическую оценку, позволило автору раскрыть основные вопросы, поставленные в исследовании.
Объектом исследования выступает христианское молодежное движение в России как часть всемирного христианского молодежного движения.
Предметом исследования является история российского отделения Христианского Союза Молодых Людей, в частности Общества «Маяк», и студенческого христианского движение.
Цель исследования состоит в изучении предпосылок, генезиса, основных этапов развития христианского молодежного движения в России на рубеже XIX - XX вв. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
исследовать деятельность Всемирного христианского молодежного движения, выявить и проанализировать причины его появления в России в конце XIX в.;
исследовать деятельность общества «Маяк» как одной из основных составляющих молодежного христианского движения в России;
изучить основные направления и сферы деятельности студенческого христианского движения, его структуру, отношения с официальной Православной церковью и место в системе общественного движения в России;
рассмотреть взаимоотношения христианских молодежных организаций с государственными структурами;
Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX в. Paris, 1991; Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, истории Церкви и православной культуре. Бостон, 1973.
Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2-х тт. СПб., 1991 и др.
Зеньковский В.В. Религиозное движение среди русской молодежи за границей // Путь. 1925. №1,СС. 121-127.
показать вклад христианских молодежных организаций в гармоничное воспитание и образование молодых людей того времени;
щучить возможность использования опыта деятельности ХСМЛ в современных условиях.
Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX в, до начала 20-х гг. XX в. Нижняя граница определяется появлением всемирного христианского студенческого и молодежного движения в России. Верхняя временная граница исследования совпадает: с окончанием деятельности всех христианских организаций на территории советской России.
Методологической основой диссертационного исследования стали ведущие принципы исторической науки - историзм, объективность, системность, комплексность при выявлении, отборе, классификации и критическом анализе исторических источников.
Диссертация выполнена в парадигме исторического исследования с использованием общеисторических методов. Автор стремился исследовать проблему в ее исторической эволюции и динамике. Это потребовало использования таких методов, как историко-сравнительный, историко-генетический, статистический, хронологический. Для выявления особенностей всемирного и российского христианского молодежного движения применялся метод компаративистского анализа. Так как в работе акцентируется внимание на персонадизацию истории общественного движения в России, используется биографический метод исследования.
Научная новизна и научные результаты. Диссертация является первым специальным комплексным историческим исследованием христианского молодежного движения в России в конце XIX - начале XX вв.. Его деятельность рассматривается, с одной стороны, как часть всемирного христианского молодежного движения, а с другой - как часть общественного движения России в конце XIX - начале XX вв. В диссертации раскрываются общие и особенные черты, свойственные организациям всемирного и
российского христианского молодежного движения. К общим — автор относит принципы деятельности, идейные и организационные основы. Автором выявлено и доказано, что особенности движения в России вытекали из сложившихся конкретных исторических условий. Они проявились прежде всего в тесном переплетении религиозных, духовно-нравственных начал с общественно-значимой, гражданской направленностью движения.
Исследуется принципиально новая для России того времени самодеятельная форма организации молодежи на определенной идейной основе, единстве задач духовного, нравственного и физического воспитания, ее позиционирование в системе государственных, религиозных и общественных структур, роль последних в социализации молодежи. Выявлена и обоснована особенность ХСМЛ в России, которая состояла в том, что в финансировании его деятельности принимали участие не только частные лица, предприниматели, общественные организации, как это было на Западе, но и государственные институты.
Впервые в отечественной историографии с современных методологических позиций дана оценка деятельности студенческого христианского движения в России как неполитического, религиозного, интерконфессионального. Рассматривается проблема ортодоксального отношения официальной православной церкви к организациям молодежи, стоящим на одной с ней идейной основе, но находящимся вне сферы ее влияния. Как установлено, она заключалась в первую очередь в неприятии интерконфессионального характера студенческого христианского движения и его организационной самостоятельности.
В работе делается акцент на персонализации истории общественного движения в России, подчеркивается роль конкретной личности в процессе объединения молодых людей на основе собственной убежденности, нравственного примера, самоотверженного служения идее. Подробно рассматривается подвижническая, просветительская, философская и
организационная деятельность лидеров студенческого христианского движения Дж. Мотта, П.Н. Николаи, В.Ф. Марцинковского.
Исследование основано на широком круге источников, в том числе впервые используемых и малоизвестных. В работе используются архивные документы, впервые вводимые в научный оборот. Автором осуществлен подробный анализ и систематизация материалов годовых отчетов за всю историю Общества «Маяк». Фактологические сведения оформлены в сводные таблицы и графики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данная диссертация может быть использована при написании обобщающих трудов по истории общественного движения, а также при осуществлении сравнительно-исторических исследований по истории международного и российского юношеского движения. Материалы исследования могут быть использованы при разработке учебных пособий, лекционных и специальных курсов по социальной истории России XX века.
Кроме того, данная работа представляет большой интерес для современных организаций ХСМЛ - ИМКА в России.
Апробация диссертации. Основные положения диссертации представлены в публикациях, в выступлениях на научных конференциях аспирантов и докторантов Московского гуманитарного университета в 2002-2006 гг. и участии автора в международном семинаре «Молодежь и политика. Современные очертания и история проблемы, роль государства и гражданского общества, ожидания и прогнозы. («Березовая Роща» - Плес, сент. 2005 г.). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории Московского гуманитарного университета.
Структура исследования. Диссертация состоит из Введения, трех глав, восьми параграфов, Заключения, Списка использованных источников и литературы, Приложения.
Причины зарождения и деятельность Христианского союза молодых людей
Возникновение христианского молодежного движения в середине XIX века было обусловлено рядом факторов. Индустриализация, научно-технический протресс не только влияли на условия жизни и труда, но и влекли за собой изменения в общественном сознании, приводили к разрушению традиционных устоев, размыванию привычных нравственных ценностей. Человек становился частью этого процесса.
Изменения в материальной жизни общества, серия научных открытий, с одной стороны, а также замкнутость и консерватизм официальной христианской Церкви с другой, нанесли удар по духовным основам общества. Появились новые идейные течения, в частности марксизм, провозглашавший отказ от христианства как системы общественных ценностей и воинствующий атеизм. Профессор истории русского права П. Верховской писал в самом начале XX в., что именно «революционное и умственное движение Европы, наполнившее собою историю всего XIX столетия и столь обильное своими теми или другими последствиями, послужило причиною возникновения (христианских - И.А.) союзов»36.
Роль официальной христианской церкви в духовном воспитании общества, особенно молодежи, становилась год от года все более незначительной. Консерватизм католического и православного духовенства и отчужденность его от насущных социальных проблем оттолкнули от него большую часть молодых людей, заставили искать их утешения и ответы на нравственные запросы в протестантских молодежных организациях. Не случайно два основных направления всемирного молодежного христианского движения зарождаются в англиканской Британии, а самое широкое распространение получают в США.
Кризис духовной жизни отрицательнее всего сказывался на молодых людях, обостряя извечный конфликт отцов и детей. Нараставшие противоречия заставляли лучших представителей интеллигенции искать пути гармоничного сочетания традиционных нравственных ценностей с научно-техническим практицизмом и политизацией общества.
Первые христианские кружки молодежи, «собиравшиеся еженедельно по понедельникам для молитвы и пения псалмов, а также чтения собственных рассуждений на религиозные темы» , появляются ещё во второй половине XVII века в Бостоне (США). Кроме изучения Библии перед молодыми людьми стояла задача «самосохранения от дурных влиянии и порока» , т.е. сохранения нравственной чистоты и христианского образа жизни. Устав одного из таких обществ, возникшего в 1683 г., послужил впоследствии образцом для многих ему подобных.
В XVIII веке христианские кружки молодых людей появляются в Европе. В 1768 г. - в Швейцарии, Базеле и Штутгарте. Базельский кружок, реформированный в 1825 г., стал прототипом всех немецких христианских союзов молодых людей.
Начало деятельности ХСМЛ в России
Население РОССИЙСКОЙ империи в конце XIX - начале XX в. было сравнительно молодым - 76,5 % составляли люди до 50 лет, из них - от 10 до 30 лет - 37,3 %103. Доля городских жителей в общей численности населения составляла всего лишь 13,4 %, причем большинство их проживало в Санкт -Петербурге и Москве, которые являлись крупнейшими промышленными, торговыми и культурными центрами. На рубеже XIX - XX вв. Россия представляла собой огромную империю с очень сложным по национально-этническому, конфессиональному составу населением. 80 % составляли православные (особенно в Европейской части страны), но, кроме того, на территории проживали староверы, армяно-григориаицы и армяно-католики, лютеране, баптисты, менониты, англикане, караимы, иудеи, мусульмане, буддисты и другие христиане и нехристиаие.
В России процесс складывания политических партий и общественных течений начался несколько позже, чем на Западе. Буржуазные реформы 60-х годов XIX в., осуществленные Александром II, способствовали складыванию трех основных направлений в общественном движении России: революционно-демократического или социалистического, либерального и консервативно-охранительного, каждое из которых, пройдя сложный путь, трансформировалось в начале XX в. в организационно оформленные политические течения и партии. Молодежь традиционно принимала самое активное участие в их деятельности.
Если на первом этапе раннее вовлечение в политику приветствовалось представителями всех политических сил, то с начала XX века эта ситуация начала тревожить не только власть, но и общественные силы. Один из «веховцев», публицист и социолог А.С.Изгоев считал, что русская молодежь мало и плохо учится; на лекции ходят единицы и на них смотрят с удивлением; нравственное совершенствование в среде передовой молодежи считается «реакционной выдумкой»104. Шеф жандармского корпуса князь Святополк-Мирский отмечал в своем докладе в 1903 году: «Последние три - четыре года из добродушного русского парня выработался своеобразный тип полуграмотного интеллигента, считающего своим долгом отрицать религию и семью, пренебрегать законом, не повиноваться власти и глумиться над ней»103. По свидетельству П.А. Кропоткина - одного из выдающихся идеологов и практиков русского анархизма - вплоть до 20-х годов XX в., «все молодое поколение огулом признавалось «неблагонадежным», и потому старшее поколение боялось иметь что-нибудь общее с ним»106.
Начало деятельности студенческого христианского движения
Студенчество играло, несомненно, заметную роль. Один из первых советских исследователей молодежного движения пореформенной России Б.В. Титлинов отмечал, что в тот период понятия «студент» и «революционер» были почти синонимами, и тот не считался настоящим студентом, кого не били полицейские и жандармы, кто не отсидел своей порции в участке или тюрьме» . В более поздней историографии студенчество рубежа XIX - XX вв. традиционно считалось самой либерально настроенной частью русской молодежи. Однако, на наш взгляд, масштабы участия студенчества в революционной деятельности советскими историками были несколько преувеличены. Н.А. Бердяев в своих воспоминаниях пишет о том, что «социал-демократы не считали студенческое движение своим и относились к нему немного свысока. Настоящим революционным делом они считали пропаганду и агитацию среди рабочих»226. Более активно действовали среди студентов представители либерально-буржуазных и монархических партий, но и они не отвечали насущным проблемам, с которыми сталкивалось студенчество в начале XX в. Правильно будет сказать, что по своим социальным и политическим устремлениям вузовская молодежь была крайне разнородной
Самая активная часть студенчества занималась борьбой за свои интересы в рамках учебных дел. Академическое движение со второй половины XIX в.
разворачивалось в основном вокруг вопроса об автономии университетов и «определенной экстерриториальности, независимости студенчества от официальных властей»227. Руководящими органами студенческого движения в основном были землячества - полулегальные организации, объединявшие учащихся по месту их рождения или обучения в гимназиях и семинариях. Начиная с 1899 г. студенческие волнения носили почти непрерывный характер. Кроме академического движения в студенческой среде развивалось профсоюзное движение и студенческая «самопомощь» .
Во все времена студенты всегда тянулись друг к другу, стремились к общению и совместному труду, пытались вместе решать проблемы, защищать свои права, объединяясь в сообщества. «Московский студент всегда немножко голодает... после обеда, остальное время - просто голодает. И, кажется, никогда студент не может сказать, положа руку на сердце: «Я сыт», - констатировал знаток быта московского студенчества П. Иванов. И далее: «Молодые студенты - вечные скитальцы - цыгане квартир»229. Это написано в 1903 г., но многие факты дают основание утверждать: «бедность и бесприютность во все времена были спутниками российского студенчества, в значительной степени происходившего из полисословной демократической среды» . Студенческая перепись 1912 г. в Петербурге, охватившая немногим более 2 тыс. человек, или 5,4% учившихся в высших учебных заведениях столицы, зафиксировала 30,7% нуждавшихся студентов .