Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Возникновение, функционирование и ликвидация государственных образований на Северном Кавказе: исторический опыт (март 1917 - апрель 1920 гг.) Османов Осман Ибрагимович

Возникновение, функционирование и ликвидация государственных образований на Северном Кавказе: исторический опыт (март 1917 - апрель 1920 гг.)
<
Возникновение, функционирование и ликвидация государственных образований на Северном Кавказе: исторический опыт (март 1917 - апрель 1920 гг.) Возникновение, функционирование и ликвидация государственных образований на Северном Кавказе: исторический опыт (март 1917 - апрель 1920 гг.) Возникновение, функционирование и ликвидация государственных образований на Северном Кавказе: исторический опыт (март 1917 - апрель 1920 гг.) Возникновение, функционирование и ликвидация государственных образований на Северном Кавказе: исторический опыт (март 1917 - апрель 1920 гг.) Возникновение, функционирование и ликвидация государственных образований на Северном Кавказе: исторический опыт (март 1917 - апрель 1920 гг.) Возникновение, функционирование и ликвидация государственных образований на Северном Кавказе: исторический опыт (март 1917 - апрель 1920 гг.) Возникновение, функционирование и ликвидация государственных образований на Северном Кавказе: исторический опыт (март 1917 - апрель 1920 гг.) Возникновение, функционирование и ликвидация государственных образований на Северном Кавказе: исторический опыт (март 1917 - апрель 1920 гг.) Возникновение, функционирование и ликвидация государственных образований на Северном Кавказе: исторический опыт (март 1917 - апрель 1920 гг.) Возникновение, функционирование и ликвидация государственных образований на Северном Кавказе: исторический опыт (март 1917 - апрель 1920 гг.) Возникновение, функционирование и ликвидация государственных образований на Северном Кавказе: исторический опыт (март 1917 - апрель 1920 гг.) Возникновение, функционирование и ликвидация государственных образований на Северном Кавказе: исторический опыт (март 1917 - апрель 1920 гг.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Османов Осман Ибрагимович. Возникновение, функционирование и ликвидация государственных образований на Северном Кавказе: исторический опыт (март 1917 - апрель 1920 гг.): диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Османов Осман Ибрагимович;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Северо - Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова»].- Владикавказ, 2014.- 194 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Северный Кавказ и казачество юга России после падения самодержавия в феврале 1917 г .

1. Начало процесса национально-государственного строительства на Северном Кавказе 20

2. Попытки объединения сил в поисках форм и методов создания государственных образований в регионе 41

ГЛАВА II. Политические страсти и межнационального отношения на Северном Кавказе после победы Октябрьской революции 1917 г .

1. Трансформация Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана в «независимую» Горскую Республику 70

2. Деятельность Правительства и Союзного Совета (Парламента) Горской Республики .96

ГЛАВА III. Исламский фактор построения на Северном Кавказе государственного образования .

1. Совет Обороны Северного Кавказа и Дагестана, как государственное образование в Дагестане и Чечне .138

2 Цели и задачи исламского государства – Северо-Кавказского Эмирата Узуна-Хаджи 153

Заключение 175

Список использованных источников и литературы

Попытки объединения сил в поисках форм и методов создания государственных образований в регионе

Вторую группу составляют научные труды отечественных авторов. В массиве научных исследований, посвященных данной проблеме следует отметить исследования профессора В.Д. Дзидзоева. В 1994 г. вышла в свет первое издание (всего монография выдержала три издания: в 1994; 1997; 2002 г.) фундаментальной монографии «Национальная политика: уроки опыта». В целом данная работа рассматривала национальную политику межэтнические отношения на Северном Кавказе в ХХ в. В то же время автор затронул и некоторые «скрытые» аспекты национально-государственного строительства в регионе в 1918-1920 гг. В 1995 г. в новой монографии «Национальные отношения на Кавказе»,выдержавшей также три издания: в 1995; 1998; 2000 гг., В.Д. Дзидзоев одну из глав посвятил анализу национально-государственного строительства на Северном Кавказе в 1918-1925 гг. В 2003 г. вышло в свет фундаментальное исследование В.Д. Дзидзоева «От Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана до Горской АССР (Начальный этап национально-государственного строительства народов Северного Кавказа в ХХ веке) 1917-1924 гг.». В ней автор скрупулезно исследует вопросы становления, функционирования и падения первых национально-государственных образований горских народов Кавказа (Союз объединенных горцев…, Горская республика). В.Д.Дзидзоев уделяет большое внимание исследованию проблем национальной политики и межнациональным отношениям на Кавказе, национально-государственному строительству6. Необходимо отметить, что исследование В.Д. Дзидзоева «От Союза объединенных горцев…» является в настоящее время единственным полномасштабным исследованием проблемы национально-государственного строительства сепаратистов на Северном Кавказе в 1917-1920 гг.

Опыта строительства и существования полноценного государства ни у кого из северокавказских народов не было. Поэтому вначале наиболее популярной стала идея создания теократического (шариатского) государства по типу имамата Шамиля. Такая постановка вопроса значительно упрощала проблему, поскольку объединяющей идеей становился ислам. Правовая база такого государства основывалась на нормах шариата. Наибольшую поддержку такому подходу как единственно возможному условию развития мусульманских народов региона была оказана в Дагестане и Чечне. Однако такая постановка вопроса была изначально нежизнеспособна, поскольку упускала такой очевидный факт, как наличие в регионе других конфессий.

Другой попыткой решения проблемы государственности стало создание 20 октября 1917 г. на съезде во Владикавказе Юго-Восточного Союза (ЮВС), куда вошли, горцы Кавказа и вольные народы степей, казачество Дона, Кубани, Терека, Астрахани, народы, вошедшие в Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана– дагестанцы, чеченцы, ингуши, а также калмыки и ногайцы Астраханской и Ставропольской губерний.

11 мая 1918 г., т.е. спустя 6 месяцев после Октябрьской революции 1917 г. на международной конференции в Батуми была обнародована «Декларация о независимости Республики Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана (Горской Республики)». Основным тезисом документа было решение об отделении от Советской России и образовании независимого (самостоятельного) государства, как полноправного субъекта международных отношений. Узловые этапы национально-государственного строительства на Северном Кавказе в 1918-1920 гг. автор рассматривает на основании впервые вводимых в научный оборот архивных документов.

В 30-е годы ХХ в. вышли в свет ряд исторических работ, в которых подвергалась критике политика руководства сепаратистской Горской Республики и деятельность самой республики как националистической, марионеточной, а Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана рассматривался как контрреволюционная организация на Северном Кавказе. В этом ряду особо следует выделить работы И.П. Борисенко, Н.Г. Буркина, Н.Л. Янчевского, С. Воробьева, Д. Сарахана, С. Бойкова, а также статьи в Энциклопедии «Гражданская война и военная интервенция в СССР»7.

В 60 – 70-е годы ХХ в. появляются монографические исследования, посвященные истории Дагестана, частично рассматривающие исследуемую нами проблему. Так, в частности проблемы национально-государственного строительства не могли обойти специалисты занятые изучением истории Октябрьской революции, гражданской войны и иностранной военной интервенции на Северном Кавказе. Заметное место среди них занимают работы Н.П. Эмирова, Б.О. Кашкаева, Г.А. Аликберова, Г.-А.Д. Даниялова, Н.Ф. Бугай, М.А. Казанбиева, Ш.М. Магомедова и др

Трансформация Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана в «независимую» Горскую Республику

Временного правительства и его организаций на местах. Лидеры партии эсеров входили в состав буржуазных правительств. Они отказывались от поддержки крестьянского требования ликвидации помещичьего землевладения, они выступали за сохранение помещичьего землевладения, помещичьей собственности на землю, против восставших крестьян посылали карательные отряды. Накануне Октябрьской революции партия эсеров открыто перешла на сторону контрреволюционной буржуазии и она оказалась изолированной от народа. Стремясь сохранить свое влияние в крестьянских массах, партия левых эсеров формально признала советскую власть и вступила в соглашение с большевиками, но вскоре встала на путь борьбы против Советской власти.

В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции представители партии левых эсеров вели контрреволюционную работу, активно поддерживали интервентов и белогвардейцев, участвовали в заговорах, организовывали террористические акты против деятелей Советского государства и большевистской партии. После окончания гражданской войны эсеры продолжали враждебную деятельность внутри страны и в эмиграции. 8 января 1918 г. после разгона Учредительного собрания большевиками был арестован весь Петроградский комитет партии эсеров.

С приветствием к съезду от имени бакинских мусульманских общественных организаций обратился доктор Х.Б. Агаев. В своем выступлении он отметил, что «демократическая федеративная республика на национально-территориальных началах лучшим образом обеспечила бы национально-политическое развитие различных народностей, имеющих честь и счастье исповедовать ислам. При таком лишь республиканском строе получилась бы возможность полного национального, культурного и политического развития и ислам мог бы вносить в сокровищницу человечества именно то, что он когда-то вносил, чем когда-то питалась вся Европа и чего он, Ислам, был лишен в последние века»42.

Положительно было встречено приветственное слово к съезду депутата IV Государственной думы России, войскового атамана Терского казачьего войска М.А. Караулова. В своем выступлении М.А. Караулов сделал весьма примечательное заявление, что «вы, горцы, имеете возможность устроить свою жизнь так, как вы сами этого хотите. Казаки уже не будут вмешиваться в ваши дела… Мы, казаки, пойдем вместе с вами, горцами»43. Фактически это предложение давало возможность прекратить многолетнее противостояние между горцами и казачеством. По сути, казачий атаман предложил в качестве первого шага в этом направлении перейти к практике мирного сосуществования. Делегаты съезда горских народов Кавказа 2 мая 1917 г. послали приветственную телеграмму председателю Временного комитета Государственной думы М.В. Родзянко, председателю Совета министров и Министру внутренних дел Временного правительства Г.Е. Львову, члену Временного комитета Государственной думы и председателю Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов Н.С. Чхеидзе с выражением солидарности и готовности поддержать буржуазное Временное правительство России.44

С большой речью на съезде об организации Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана 2 мая 1917 г. выступил Рашидхан Капланов. Он отметил, что «с установлением нового строя в России, нам дается возможность поставить на реальную почву вопрос об объединении. При этом мы не ограничились только Терской областью, мы стали искать союзников… Наши соседи – дагестанцы отделяются от нас только формальной границей, разделяющей одну область от другой. Ясно, что это деление чисто условное. Дальше. Мы отправились в Баку. Здесь не трудно было установить, что мусульмане Закавказья живут одними с нами идеями. Так окончательно окрепла мысль о нашем Союзе. Мы не должны выставлять условия, что только мусульмане могут быть членами нашего Союза. Как известно, часть осетин православные, часть – мусульмане, но они – горцы и их интересы – наши интересы. Высшей инстанцией нашего Союза должны быть съезды, созываемые из расчета по одному делегату на каждые 15 000 душ населения. Постоянным исполнительным органом, проводящим в жизнь постановления съезда должен быть Центральный Комитет Союза объединенных горцев»45.

С докладом о проблемах народного образования горцев выступил руководитель школьной секции Саид Габиев. В своем выступлении он заявил, что, «свершившийся союз – величайший факт в истории нашей жизни. Лучшим путем к осуществлению нашего желания должна быть национальная школа, доступная всем… Перевоспитание людей в духе истинности возможно только при преобладающем положении в обществе школы. Школа должна служить истинным целям прогресса, всестороннего глубокого влияния, знания на всю природу человека… Все школы, начиная от начальных и до университета, должны иметь непосредственную связь… Необходимо также, чтобы каждое учебное заведение представляло из себя нечто законченное, пригодное к практической жизни…».

Деятельность Правительства и Союзного Совета (Парламента) Горской Республики

Цели и задачи исламского государства – Северо-Кавказского Эмирата Узуна-Хаджи

Отвечая на эту просьбу в конце октября 1919 г. представитель английской миссии в Закавказье, полковник Роуландсон обратился к населению Республики Союза горцев Кавказа с воззванием следующего содержания: «Представитель Англии еще 4 августа 1919 г. заявил, что в Дагестане право водворять порядок принадлежит генералу Деникину, и что вы должны помогать Деникину в его борьбе с большевиками, иначе Англия будет смотреть на это, как на акт недоброжелательства к союзникам… Англия помогает Деникину снаряжением, танками, аэродромами, пушками, пулеметами и будет помогать до исполнения Деникиным его цели. Англия дала для этого своих инструкторов. Будет очень жалко, если придется обратить это оружие против горцев, и их аулы будут разрушены»214.

Союзный меджлис (Парламент) Горской Республики, находящегося в Тифлисе выразил недоумение по поводу поступка представителя английской миссии по отношению к горским народам.

Обвинение горцев в большевизме в заявлении Роуландсона является старым и излюбленным приемом генерала А.И. Деникина, чтобы оправдать свою агрессивность, бросить тень на стремление горцев к национальному самоопределению и государственной независимости… «Открытое обвинение, брошенное английским офицером в лицо горским народам, по мнению Союзного меджлиса, Роуландсон, являющийся членом английской миссии при генерале А.И. Деникине, не обладает должным беспристрастием и находится вполне во власти одностороннего, враждебного горцам влияния реакционных кругов Добровольческой армии215.

Таким образом, в результате бездействия и отказа в оказании помощи со стороны Закавказских республик, поддержки внутренней контрреволюции Добровольческой армии А.И. Деникина, сепаратистская Горская Республика в мае 1919 г. пала. Однако она продолжала работать в эмиграции (в г. Тифлисе) в надежде на то, чтобы ее возродить. Горская Республика не пользовалась активной поддержкой основной части коренных народов Северного Кавказа, что также явилось причиной ее ликвидации.

В 20-х годах ХХ в. в Париже (Франция), в Праге (Чехословакия) издавались несколько эмигрантских журналов, например, «Кавказ», «Прометей», «Горцы Кавказа», «Вольный горец», где периодически опубликовывались аналитические статьи бывших лидеров Горской Республики, обосновавшиеся в Париже и в Праге после прихода к власти большевиков в России.

Так, в 1937г. в журнале «Кавказ», анализируя причины падения Горской Республики, один из ее лидеров Гайдар Бамматов в оправдании политического поражения горской интеллигенции Северного Кавказа в 19171918гг. писал следующее: «У политических деятелей, не сумевших сберечь молодые Кавказские республики от крушения, есть смягчающие вину обстоятельства. События 1917г. застали народы Кавказа не готовыми к требованиям, которые им предъявила история… Одним из основных наших несчастий в 1918г. было отсутствие у нас Кавказской психологии и неумение разобраться в физической и этнографической карте Кавказа и сделать вытекающие отсюда для народов Кавказа политические выводы» 216.

Известный политик и журналист, секретарь бюро ЦК Народной партии вольных горцев Кавказа (НПВГК), созданной в Праге, Б. Байтуганов в журнале «Вольный горец» в 1928г. писал: «Причину краха идеи горской независимости мы должны искать, главным образом, в нас самих…Отсутствие организованности и опыта в работе среди своего народа, а главное недоверие масс, не знавших собственной интеллигенции, лишали эту последнюю того влияния и значения, какое она могла бы при иных условиях иметь в деле национального освобождения…Далее он писал, что главной причиной поражения попыток самостоятельного создания национального государства на Северном Кавказе в 1917-1918гг. является не внешний фактор в лице «красных» и «белых», а прежде всего внутренние противоречия между национальными и религиозными лидерами, боровшихся за власть» 217.

Один из авторитетных лидеров белого движения, генерал – лейтенант Лазарь Бичерахов , писал: «Среди северокавказских эмигрантских деятелей не было солидарности. Известные деятели Г. Бамматов, В.-Г. Джабагиев, П. Коцев, А.-М. Чермоев ничего, кроме дезорганизации в освободительное движение не внесли, большевики взяли власть из их слабых рук, а в эмиграции они стали врагами Народной партии горцев Кавказа (НПГК), возглавляемый Саидом, внуком Шамиля» .218 Пожалуй, стоит с такой оценкой Л.Бичерахова согласиться, так как казачий генерал слишком хорошо знал не только масштабы тех, кому давал характеристики, но и их многочисленные интриги, грязные проделки и сплетни. Эти лидеры руководствовались неосуществимой идеей – создания объединенного государственного образования коренных малочисленных народов Северного Кавказа.

Краткие выводы. Из материалов второй главы диссертации явствует, что на Северном Кавказе в годы Гражданской войны шла острая и бескомпромиссная борьба за власть. Анализ документов свидетельствует о том, что лидеры Горской Республики не всегда находили удачные решения в укреплении и совершенствовании национально-государственного строительства. Лидеры Горской Республики, на мой взгляд, делали слишком большую ставку на помощь иностранных государств, в первую очередь, Великобритании, Германии и Турции. Сепаратистская республика по существу не смогла решить основные вопросы малочисленных народов, интересы которых она обязана была защищать. Кроме того, большевики, оказывая большое влияние на народные массы Северного Кавказа быстро завоевали симпатии значительной части кабардинцев, балкарцев, осетин, чеченцев, народов Дагестана и др. Из многочисленных попыток уничтожения советской власти силами внутренней контрреволюции и иностранных государств ничего не получилось. Большевики оказались более удачливыми в первую очередь потому, что попытались решить уже в годы Гражданской войны многие проблемы экономического, социального и межнационального характера. Многих на Северном Кавказе большевики привлекали своими конкретными делами. Им, например, удалось привлечь на свою сторону даже таких ортодоксальных мусульманских авторитетов, как Али-Хаджи Акушинский, Узун-Хаджи Салтинский и др. Это была большая победа тактики большевиков в борьбе за власть.

Похожие диссертации на Возникновение, функционирование и ликвидация государственных образований на Северном Кавказе: исторический опыт (март 1917 - апрель 1920 гг.)