Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Торгово-экономические связи Улуса Джучи (Золотой Орды) со странами Востока : вторая половина XIII-XIV вв. Калан Экрем

Торгово-экономические связи Улуса Джучи (Золотой Орды) со странами Востока : вторая половина XIII-XIV вв.
<
Торгово-экономические связи Улуса Джучи (Золотой Орды) со странами Востока : вторая половина XIII-XIV вв. Торгово-экономические связи Улуса Джучи (Золотой Орды) со странами Востока : вторая половина XIII-XIV вв. Торгово-экономические связи Улуса Джучи (Золотой Орды) со странами Востока : вторая половина XIII-XIV вв. Торгово-экономические связи Улуса Джучи (Золотой Орды) со странами Востока : вторая половина XIII-XIV вв. Торгово-экономические связи Улуса Джучи (Золотой Орды) со странами Востока : вторая половина XIII-XIV вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Калан Экрем. Торгово-экономические связи Улуса Джучи (Золотой Орды) со странами Востока : вторая половина XIII-XIV вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Калан Экрем; [Место защиты: Казан. (Приволж.) федер. ун-т].- Казань, 2011.- 208 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/549

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Предпосылки и условия развития торгово-экономических связей в евразии в домонгольский и золотоордынский периоды (X-XIV вв.) 21

1. Знание и практика в области торгово-экономических связей (домонгольский период) 22

2. Главные торговые пути Восточной Европы и Азии 38

3. Торгово-экономическая политика правителей Улуса Джучи 53

Глава 2. Импорт и экспорт в торговле улуса джучи со странами востока 73

1. Торгово-экономические партнеры Джучидов на Востоке 73

2. Восточный импорт 100

3. Экспорт в восточные страны 119

Глава 3. Купечество Улуса Джучи 133

1. Происхождение и этнический состав купечества, караван-сараи и «кварталы» купцов 134

2. Роль купцов в развитии торгово-экономических и культурных связей Улуса Джучи 145

Заключение 158

Список использованных источников и литературы 163

Приложения 200

Введение к работе

Актуальность проблемы. Экономическая история является одним из ключевых аспектов истории любого политического организма. В последнее время наблюдается заметное усиление интереса ученых и широкой общественности к данной проблеме. С научной точки зрения обращение к исследованию формирования и развития устойчивых торговых связей между хозяйствами различных стран (безусловно, при «благословении» правителей и активном участии государственных структур) является необходимым условием воссоздания беспристрастной картины взаимодействия и даже взаимоприспособления хозяйств государств. Для определения совокупности средств и объектов, использовавшихся для удовлетворения потребностей человека в различные периоды истории.

Постановка проблемы торгово-экономических связей Улуса Джучи со странами Востока принципиально важно для переосмысления общего хода исторического развития огромного региона средневековой евразийской ойкумены. Ведь это государственное образование являлось крупнейшим политическим объединением Евразии, на наследие которого претендуют народы, населяющие современную Восточную Европу, Среднюю Азию и Сибирь. Многие аспекты истории Золотой Орды остаются изученными крайне неравномерно или вовсе не затронутыми исследователями. К числу слаборазработанных проблем относятся и вопросы торговых отношений Джучиева Улуса со странами Востока. Между тем во все времена интенсивность торговых отношений служила показателем экономического развития общества. Именно торговля послужила фактором, во многом укреплявшим и обьединяюшим на протяжении второй половины XIII–XIV вв. Золотую Орду и все регионы империи Чингизидов в целом. Более того, золотоордынский период характеризует торговлю и развитую систему торгово-экономических связей в евразийском масштабе. Золотая Орда соединяла Восток и Запад, участвуя в обмене товарами, дипломатами и, в конечном счете, в обмене политическими, социально-экономическими, культурными ценностями.

К интересующей нас проблеме, в силу своей значимости для понимания внутренних и внешних факторов развития золотоордынской цивилизации, российские и зарубежные ученые обращались и раньше. К настоящему времени сложился значительный объем научной литературы, который заслуживает самостоятельного обзора. Однако в распоряжение исследователей поступают все новые источники, открываются возможности нового прочтения с позиций более совершенных методологических подходов давно уже известных письменных документов и т.д. Так, бурно развивающиеся в последние годы археология и нумизматика дают первоклассные материалы не только для уточнения статей импорта и экспорта, условий торговли, маршрутов торговых путей, динамики их изменений под влиянием военно-политических событий, но и открывают возможности для более полного раскрытия степени влияния торговли на социально-экономические процессы, характеристики средневекового купечества как весьма влиятельной социальной прослойки, занимавшей не самое последнее место в социальной иерархии общества. Рассматриваемые в нашей работе вопросы считаем актуальными и сегодня, когда золотоордынская тематика, почти забытая и полузапретная в годы советской власти, заняла в современной историографии России одно из ведущих положений, происходит научное переосмысление истории Монгольской империи (и Улуса Джучи), занимавшей огромные пространства Евразии, населенной разноязычными племенами и народами.

Источниковую основу исследования составляют разнородные по своему происхождению, информационному потенциалу, степени достоверности и насыщенности фактами письменные источники и вещественные памятники, в рамках которых мы выделяем собственно археологические и нумизматические материалы, значительное количество которых уже введено в научный оборот нашими предшественниками. Однако это не значит, что весь этот источниковый комплекс документальных материалов активно и целенаправленно использовался ими для изучения торговых связей государства Джучидов с восточными странами.

Письменные источники. В первой главе, где освещаются состояние торговли в евразийском регионе, в частности, в Волжской Булгарии, а также торговые пути периода до монгольских завоеваний, основными являются сочинения восточных (арабо-персидских) географов и путешественников – Ибн Русте, Абу Зайд ал-Балхи, Абу ал-Хасан ал-Мас’уди, Мухаммад ал-Мукаддаси и др., опубликованные Д.А. Хвольсоном и Б.Н Заходером, а также широко известная в переводе А.П. Ковалевского «Книга» («Рисале») Ахмада Ибн Фадлана, секретаря знаменитого Багдадского посольства, прибывшего на Волгу в 922 г. по приглашению булгарского правителя Алмуша/Джа’фара Ибн Абдаллаха. Их сведения находят подтверждение в археологических материалах.

Письменных документов по истории торговли золотоордынского периода достаточно много (см. подробный обзор И.Л. Измайлова в III томе «История татар»). Среди них наиболее ценными являются труды восточных, в первую очередь, арабских и персидских авторов.

В сочинении «Тарих-и джехангушай» («История завоевателя мира», около 1252/3–1260 гг.) Ала ад-Дина Ата Малика Джувейни (1226–1283), с молодых лет находившегося на службе у монгольских правителей Ирана, содержатся ценные сведения о торгово-экономической деятельности монгольской администрации в завоеванных землях и торговой политике правителей Великой монгольской империи, в том числе об уртачестве.

Много важных сведений по внешней торговле в период Монгольской империи имеется в «Джами ат-таварих» («Сборник летописей»)» известного персидского автора Рашид ад-Дина Фазлаллаха Ибн Имад ад-Доуле Абу-л-Хайр Йахья ал-Хамадани (1247–1318 гг.), который в 1300/01 г. по повелению Газан-хана во главе группы ученых приступил к ее написанию. Работа была завершена при хане Улджейту в 1310/11 г. Содержательными здесь являются указания об организации управления в Хулагуидском Иране, а также весьма важная информация о торгово-экономических связях Ирана.

Среди персидских сочинений следует выделить «Дастур ал-катиб фи та’йин ал-маратиб» («Руководство для писца при определении степеней», завершен в 1366 г.), сановника финансового ведомства и правителя ряда областей в государстве Джалаиридов – Мухаммада Хиндушаха Нахчивани, выходца из семьи ученого Моулана Фахр ад-Дина Хиндушаха. Нахчивани в своем знаменитом труде подробно рассказывает об организации торговли на Ближнем Востоке, подчеркивая ее важную роль в экономическом развитии государства и росте доходов правителей. Автор отмечал, что при отсутствии необходимых условий, купцы не могут иметь возможности вести интенсивную торговлю. Он также сообщает интереснейшие сведения о структуре и управлении торгового каравана в Азии.

Среди арабоязычных источников нужно отметить сочинение египетского чиновника Шигаб ад-Дина Ахмада ибн Йахии ибн Фазлаллаха ал-Омари (ок. 1298–1349 гг.) под названием «Масалик ал-Абсар фи Мамалик ал-Амсар» («Пути взоров по государствам разных стран»), в котором находим значительную информацию о торгово-экономической жизни Египта; сочинение Абу Абдаллаха Мухаммада Ибн Баттуты, записанное с его слов Мухаммадом Ибн Джузаи, «Рихлат-ул-Ибн Баттута: Тухфат ан-Нуззар фи Гараиб ал-Амсар ва Аджайб ал-Асфар» («Подарок наблюдателям по части диковин стран и чудес путешествий»). Ибн Баттута 14 июня 1325 г. выехал из Танжера, 6 мая 1334 года прибыл в ставку хана Золотой Орды Узбека, располагавшуюся, предположительно, в районе Пятигорска, где хан принял его с небывалым почетом. 10 декабря 1334 г. путешественник покинул столицу Золотой Орды, присоединившись к хорезмскому каравану. Через Сарайчук он направился в Среднюю Азию, оттуда в Индию, Китай и в другие восточные страны. Его труд включает оригинальные сведения об экономической жизни городов Улуса Джучи, ремеслах, торговых оборотах, ценах товаров и т.д.

Существенным дополнением к материалам персидских и арабских авторов служат сведения западноевропейских источников, представляющие особую ценность при изучении истории становления и развития торгово-экономических связей монголов.

Уникальна по фактологии “La Pratica della Mercatura» («Практика торговли») (1338 г.) флорентийца Франческо Бальдуччи Пеголотти. Он, как знаток международной торговли своего времени, рассматривал Тану как важный центр Улуса Джучи, связанный с величайшим из средневековых торговых путей – с путем в Китай. В труде Пеголотти обобщен почти столетний опыт контактов итальянских купцов с Юаньским Китаем; он давал купцам дельные советы, которые должны были облегчить их путешествие. Благодаря его труду можно с легкостью узнать о расстояниях между различными торговыми городами Евразии. Автор писал, что тот, кто захочет отправиться из Венеции и Генуи с товарами в Китай, тому следует везти с собой ткани и ехать в Ургенч, там продать их за серебро и ехать дальше в Китай. Кроме всего прочего, он рекомендовал им брать с собой тюркоязычных переводчиков и слуг, хорошо говорящих на куманском языке.

В качестве источников нами широко привлечены записки и сообщения европейских путешественников ХIII–ХV вв.: Джиованни де Плано Карпини и Гильома де Рубрука, Марко Поло, Руи Гонсалес де Клавихо и некоторых других авторов.

Кроме перечисленных источников нужно отметить еще “Codex Cumanicus”. Оригинал рукописи Codex Cumanicus’а находится в библиотеке собора св. Марка в Венеции. Книга в 1362 г. подарена в республику Венеция знаменитым поэтом Петраркой. Codex Cumanicus это несколько работ, объединенных под общей обложкой, которые можно разделить на две независимые части. Первая часть называется итальянской частью; она составлена из 55 листов и представляет собой справочник по куманскому языку, состоящий из итало-(латино)-персидско-куманских слов-терминов, составленных по темам и областям применения. Время написания – 1303 год. Вторая часть называется немецкой, составлена из 27 листов – это сборник религиозных текстов, лингвистических сведений, материалов по фольклору, с переводами на латинский и средневековый диалект восточного верхненемецкого языка. Для нашей работы значение имеет только итальянская часть, где приводятся кыпчакские слова, относящиеся к области торгово-экономической жизни Евразии.

Некоторые сведения по теме извлечены из армянских источников о монголах.

Археологические источники, весьма многочисленные и разнообразные, являются одними из основных при исследовании торгово-экономических связей Улуса Джучи с восточными странами. Их публикации и анализу посвящена обширная литература. Наиболее ценные сведения опубликованы в работах А.В. Терещенко, Ф.В. Баллода, Г.А. Федорова-Давыдова, Н.М. Булатова, В.Л. Егорова, М.Д. Полубояриновой, М.Г. Крамаровского, К.М. Байпакова, Э.Д. Зиливинской, Р.М. Валеева, Л.Ф. Недашковского и других археологов.

В результате археологических раскопок золотоордынских городов обнаружено значительное количество артефактов, относящихся к торгово-экономической деятельности населения Улуса Джучи. К ним следует отнести всевозможные торговые принадлежности (весы и их детали, гирьки, разновесы, свинцовые пломбы), предметы импорта (поливная кашинная и селадоновая посуда, изделия из стекла, детали архитектурного декора, драгоценные украшения и предметы роскоши, шелк и пр.). Именно эти материалы позволяют раскрыть некоторые аспекты изучаемой проблемы, не нашедшие своего отражения в нарративных источниках. Кроме того, раскопками золотоордынских поселений, особенно крупных поселений городского типа, вскрыты так называемые «аристократические усадьбы» с ремесленными мастерскими, находками импортных вещей, часть которых, по нашему мнению, принадлежала богатым купцам, связанным с международной торговлей. В некоторых городах, а также на поселениях по маршруту торговых путей археологами изучены развалины караван-сараев с подсобными постройками. Все это делает археологические источники весьма значимыми для исследования вопросов внешней торговли в рассматриваемое нами время.

Нумизматические данные – чрезвычайно ценный источник для изучения нашей темы – помогают установить торговые центры Улуса Джучи и тех стран Востока, с которыми торговали ордынские купцы. Они позволяют раскрыть динамику торговых связей, маршруты движений купцов и изучать некоторые другие аспекты интересующей нас проблемы, относящиеся к торгово-экономическим связям Улуса Джучи с Востоком. Следует отметить, что благодаря археологическим и нумизматическим находкам мы имеем редкую возможность непосредственного, прямого контакта с проявлениями собственно золотоордынских торгово-экономических связей, без каких-либо посредников, часто искажавших реальную историческую картину.

Нумизматические источники достаточно полно проанализированы в трудах таких исследователей, как Г.А. Федоров-Давыдов, А.Г. Мухамадиев, П.Н. Петров, А.З. Сингатуллина, В.П. Лебедев, В.Б. Клоков, А.В. Пачкалов и др.

Степень изученности темы. В России интерес к истории Улуса Джучи возникает в связи с изучением истории средневековой Руси. Петровские преобразования оказали большое влияние на становление всех наук, в том числе и истории. Начинается сбор сведений о монголо-татарах. Уже в конце XVIII столетия появляются труды, затрагивающие некоторые аспекты золотоордынской истории. С развитием ориенталистики изучение Джучиева Улуса становится одной из традиционных тем исследования.

В начале XIX столетия востоковедение в России находилось лишь на начальном этапе своего становления. Слабая источниковая база и недостаточная подготовленность исследователей стали главными препятствиями на пути изучения истории Золотой Орды. Но уже тогда в историографию нашей темы вводится новый вид источников – монеты, как свидетельства непосредственного товарно-денежного обращения. Одним из первых в российской ориенталистике нумизматику начал осваивать Х.М. Френ – основоположник восточной нумизматики в России и Европе. Славу крупнейшего авторитета в этой области он приобрел еще в Казани, где получил возможность заняться богатыми коллекциями монет, изучение которых позволило осветить многие вопросы экономической истории Улуса Джучи.

Значительным вкладом в дело изучения проблем истории, археологии и нумизматики Улуса Джучи в XIX – начале ХХ в., рассматриваемых, как правило, в контексте русской истории, стали исследования П.С. Савельева, В.В. Григорьева, И.Н. Березина, Г.С. Саблукова, В.Г. Тизенгаузена, А.К. Маркова, В.В. Бартольда, А.В. Терещенко, А.А. Кроткова, Ф.В. Баллода и некоторых других ученых, вводивших в научный оборот огромное количество источников, в первую очередь, сочинения восточных авторов.

Исследования советского периода связаны с именами выдающихся историков Б.Д. Грекова, А.Ю. Якубовского, М.Г. Сафаргалиева, а позднее, с 1960-х годов, профессора Московского университета Г.А. Федорова-Давыдова и его школы. Герман Алексеевич Федоров-Давыдов – крупный историк, археолог, нумизмат и искусствовед в одном лице – после известного застоя в советской науке о Золотой Орде, продолжавшегося практически до конца 1950-х годов, сумел создать Поволжскую археологическую экспедицию и возобновить раскопки нижневолжских городов Сарай ал-Махруса (Селитренное городище), Сарай ал-Джадид (Царевское городище), Бельджамен (Водянское городище), Азак, а также Крым (Солхат), Маджар на Северном Кавказе и др. Этими раскопками, а также исследованиями, развернувшимися в эти годы на золотоордынских городищах Казахстана и Средней Азии, был добыт большой материал, в том числе связанный с восточным импортом, который рассеян по многочисленным публикациям.

Новый, современный этап в историографии Улуса Джучи начался в России в 1990-е годы и он был связан с так называемой эпохой гласности и перестройки. Самое большое достижение данного этапа в историографии Золотой Орды заключалось в отходе историков от традиционных представлений о ней как «паразитическом кочевом государстве», сыгравшем резко отрицательную роль в судьбах народов Восточной Европы, с синкретической городской культурой, созданной трудом покоренных народов («на русское серебро»). Огромный вклад в разработку новой парадигмы истории Улуса Джучи на основе критического осмысления всего историографического наследия нескольких поколений отечественных и зарубежных исследователей вносят ученые Татарстана и других научных центров России. Авторитетным научным коллективом под руководством выдающегося исследователя истории Улуса Джучи М.А. Усманова создан и недавно издан фундаментальный труд, подводящий итоги более чем двухсотлетнего изучения истории самой могущественной империи средневековья и определяющей перспективы дальнейших исследований в данной области востоковедения.

В зарубежной историографии вопросам восточной торговли уделялось недостаточное внимание. Отдельные аспекты темы затрагивались в работах немецких (Б. Шпулер, Х. Хаусинг, В. Хейд), английских (Т.Т. Олсен, Х. Лиу), французских (Дж. П. Роу), турецких (М. Кафалы) и монгольских (С. Цолмон) и др. историков.

Объектом исследования выступает экономическая история Улуса Джучи – государства, образовавшегося в результате распада Монгольской суперимперии и занимавшего огромную территорию, ограниченную на востоке Саяно-Алтайско-Тянь-Шанскими горами, включавшую низовья Сыр-Дарьи, Хорезма, северное побережье Каспия, Нижнее и Среднее Поволжье, значительную часть Кавказа, Крым, северное Причерноморье, и низовьями Дуная на западе. Государства, границы которого практически совпадали с территорией Российской империи, ее наследника СССР и наследника последней – Российской Федерации. Время существования Золотой Орды – 40-е гг. XIII – начало XVI вв. – определяет хронологические рамки данного исследования.

Предметом исследования является одна из главных отраслей высокоразвитой экономики Улуса Джучи – торговля, которой в политике золотоордынских ханов придавалось исключительное значение ввиду того, что она гарантировала стабильное развитие ремесленного производства, обеспечивала население, в первую очередь, конечно, элиту, необходимыми товарами, предметами роскоши, отсутствующими на местных рынках.

Целью данной работы мы поставили комплексное исследование международной торговли Улуса Джучи со странами Востока как одного из важнейших показателей уровня развития золотоордынской цивилизации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряд исследовательских задач:

– представить общую картину развития международной торговли, системы сухопутных, речных, морских торговых путей Восточной Европы в предмонгольское время;

– выявив изменения, происходившие в социально-экономической и политической жизни Евразии в результате монгольских завоеваний, определить статьи восточного импорта и экспорта, пути движения товаров и главных внешнеторговых партнеров Золотой Орды;

– изучить влияние внешней торговли на экономическое и социальное развитие в жизни народов Золотой Орды и их торговых партнеров;

– показать роль купечества как особой социальной прослойки в экономической, общественно-политической и культурной жизни золотоордынского общества.

Хронологические рамки исследования определены в пределах второй половины XIII–XIV вв., когда установились и достигли наиболее высокого уровня развития торговые связи Улуса Джучи со странами Востока. На начальный этап указанного периода приходится сложение самостоятельной (независимой от Каракорума) государственности, градообразовательные и общественно-политические процессы, на которые торговля оказывала определенное влияние. В первой главе, где рассматривается состояние международной торговли и торговых сетей в Восточной Европе предмонгольского времени, нижняя хронологическая граница расширена до Х – XI вв. с тем, чтобы более ярко показать изменения, произошедшие в изучаемой нами отрасли экономики в раннезолотоордынский период.

Территориальные рамки работы определены административными границами Улуса Джучи и тех стран Востока, с которыми торговали золотоордынские купцы (Китай, Индия, Средняя Азия, Иран, Азербайджан, Турция (Малая Азия), Египет).

Методология и методика исследования. В основу исследования положены принципы историзма, предполагающего изучение исторических процессов и явлений в их развитии, динамике, во взаимосвязи с социально-политическими и этнокультурными составляющими, и объективности, основанной, прежде всего, на всестороннем анализе комплекса источников с целью реконструкции реальной картины изучаемых явлений прошлого.

В ходе написания диссертации возникают методические проблемы и несколько иного свойства. Дело в том, что на протяжении всей истории Евразии, особенно при Улусе Джучи, границы государств находились в непрерывном движении и постоянно менялись. Обширные империи сменяли мелкие княжества, которые затем вновь объединялись в крупномасштабные государственные образования, а спустя некоторое время процесс повторялся снова. Поэтому при изучении внешнеторгового обмена прошлых столетий (особенно Евразии) возникает вполне закономерный вопрос: какую торговлю считать действительно внешней? Ответ на него вряд ли может (да и не должен) быть исчерпывающим – многое зависит от взаимосвязанных между собой хронологических рамок и динамики территориальных изменений государственных границ. Однако для выяснения наиболее общих тенденций в их многовековом развитии, автор счел целесообразным исходить из понятия торговли на дальние расстояния, учитывая связи с такими устойчивыми историко-географическими и государственными формированиями, как страны Востока.

Научная новизна. Впервые в историографии Улуса Джучи целенаправленно и на основе известного к настоящему времени корпуса источников изучаются проблемы торгово-экономических связей со странами Востока. Если ранее эти вопросы изучались преимущественно в узколокальном плане (восточный импорт определенного города или территории и т.д.), что в какой-то степени искажало истинные масштабы торговли, то в выполненной нами работе средневековая торговля рассматривается в более широком, общеевразийском аспекте. Купечество Золотой Орды впервые рассматривается как особая социальная прослойка со специфичными функциями, тесно связанная с ремесленным производством, аристократией и верховной властью. Показывается роль купечества в экономической, общественно-политической и культурной жизни государства.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Из регионов Восточной Европы, которые вошли позднее в состав Золотой Орды, в домонгольское время экспортировались в страны Востока пушнина и кожаные изделия, мед и воск, рабы и другие товары, которые составляли основной ассортимент товаров и в эпоху Джучидов. Основные торговые магистрали: Балтийско-Волжский, Днепровский («Путь из Варяг в Греки»), Камский торговые пути, являющиеся северными ответвлениями Великого шелкового пути, продолжали функционировать и позднее, во второй половине XIII–XIV вв.

2. В эпоху Джучидов были созданы максимально благоприятные условия для внешней торговли: проводились реформы по унификации монетной системы, благоустраивались дороги, обеспечивалась их безопасность, строились караван-сараи, усовершенствовалась система услуг, вводились минимальные таможенные пошлины для иностранных купцов и т.д. Все это способствовало укреплению мощи и авторитета империи Джучидов среди средневековых государств Евразии.

З. Статьи импорта из восточных стран включал в себя шелковые ткани, художественную керамику, стеклянную посуду, предметы украшения, пряности, лекарства и парфюмерию – в основном изделия ремесленного производства. Экспортировались пушнина и мех, скот ( в основном лошадь), хлебное зерно, рабы и некоторые другие товары. Основными партнерами в торговле Улуса Джучи являлись Китай и Индия, Иран, Турция, арабские страны, прежде всего, Египет.

4. Купечество в Золотой Орде рассматривается как особая социальная прослойка, объединенная в уртачества, связанная с верховной властью, выполнявшая не только торговые, но и дипломатические функции. Купцы одновременно были носителями информации о разных культурах, народах, передовых достижениях в области науки и искусства.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем результаты могут быть использованы при подготовке новых обобщающих трудов по социально-экономической жизни Улуса Джучи; некоторые выводы могут быть полезны для раскрытия процесса зарождения ряда современных тенденций во внешней евразийской торговле (Улус Джучи в качестве образца при основании Европейского союза как торгово-экономического объединения). Материалы диссертации можно использовать также при чтении лекционных курсов по средневековой истории России и стран Востока.

Апробация работы. Основные результаты исследования были изложены автором: на «VI Международной конференции молодых исследователей-монголоведов» (Улан-Батор, 2008), Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды. XIII–XV вв.» (Казань, 2009), XXV Международной научной конференция «Источниковедение и историография стран Азии и Африки» (СПб., 2009), «Международном золотоордынском форуме» (Казань, 2011), ежегодных научно-практических конференциях молодых ученых Казанского (Приволжского) федерального университета (Казань, 2007, 2008, 2009, 2010 гг.), По теме диссертации опубликовано 5 статей общим объемом 2.5 п.л., в том числе 1 статья в рецензируемом журнале.

Структура диссертации подчинена целям и задачам исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.

Знание и практика в области торгово-экономических связей (домонгольский период)

В жизни любого феодального государства торговля служит связующим звеном между сельскохозяйственным производством, ремеслом и промыслами. Это определяет ее двойственное положение по отношению к данным сферам экономики. С одной стороны, полная зависимость от них, с другой - содействие их прогрессу.

Взаимоотношения между оседло-земледельческими и скотоводческими обществами в эпоху средневековья вышли на иной уровень ввиду открывшихся возможностей получения дополнительных доходов. Номады евразийских степей были активными участниками торгово-обменных операций в качестве потребителей и распространителей продукции земледельческого производства. Занимая центральные области Евразии, они осуществляли контакты с цивилизованными центрами, расположенными на огромных просторах от Китая до Центральной; Европы. В городе сходились три4 основные направления-товарообмена: между. ремеслом и сельским хозяйством?в пределах государства и егоютдельньгхч областей, оседлыми и\ соседними; кочевыми народами;;щ наконец, между ближними; и дальними государствамиL В центрах" областей; собиралась вся товарная продукция экономического района и;оттуда расходилась по-всем? тремпутям. Торговля на ранних; стадиях ее развития - не причина хозяйственного развития, а его следствие, результат появления известного количества товарной продукции в земледелии и ремесле. С разделением производства на две крупные основные отрасли -земледелие и ремесло, возникает производство, непосредственно для обмена; - товарное производство, а вместе с ним и торговля, причем: не только; внутри племени и на его границах, но уже и с заморскими странами.

Хотя на протяжении всей истории торговля не раз становилась причиной установления напряженных отношений между. странами, в отдельных случаях приводила даже к войнам, однако благодаря появлению общих интересов она способствовала одновременно налаживанию дипломатических связей, а порой побуждала к совместным действиям двух противоборствующих государств. Торговля внесла свой вклад в социальное и культурное развитие народов. Если, мы сможем представить, насколько быстрым и эффективным было в. Средневековье культурное взаимодействие, нам станет легче понять, какую роль сыграла в этом торговля.

При изучении торгово-экономических, связей средневековой Евразии археологические материалы являются важным, источником; сведений о торговле с Ближним и Средним Востоком. Они делятся на две основные категории: 1. Монеты и монетное серебро, стеклянные и каменные бусы, раковины «каури», используемые в качестве монет; 2. Иноземная продукция: ремесленные изделия (драгоценная посуда, украшения; оружие, ткани, ковры); продукты охотничьего (меха, пушнина) и рыболовного промыслов (ценные породы рыб, рыбий клей); сырье (металл, полудрагоценные камни) и пр. Сведения о некоторых видах импорта (ткани, ковры, бумага) сохранились преимущественно в письменных источниках. Все указанные категории импорта важны для изучения экономических связей - во-первых, они поступали, как правило, в результате торговли, т.е. являлись товаром, во-вторых, характеризуют как внешнеторговые контакты, так и повседневный внутренний обмен между отдельными областями страны, служа показателем экономического развития средневекового населения Евразии?6.

Согласно археологическим и нумизматическим данным, народы Восточной Европы довольно рано вошли в соприкосновение с мусульманским миром. Появление восточной серебряной посуды на Северном Кавказе и в Украине, а также на Средней Волге и особенно в Приуралье связано с торговлей и походами хазар, которые завоевали степное Предкавказье и контролировали низовья Дона. На Северном Кавказе, в Подонье и Приазовье, т.е. в пределах Хазарского каганата, обнаружены клады дирхемов, зарытые до 833 г. Арабские и персидские географы начинают включать в свои труды уникальные сведения о торгово-экономических связях с различными районами Евразии. Появляются дорожники, где подробно описывались торговые и почтовые связи внутри Халифата, далекие, но давно известные пути из Багдада через Среднюю Азию в Китай и Индию, упоминались также дороги в малоизвестные области Восточной Европы.

Конец VIII - первую треть IX в. ученые выделяют как начальный период международной торговли на территории Восточной Европы, документированный массовыми находками монет .

Первым сохранившимся сочинением этого жанра явилась «Книга путей и государств» Ибн- Хордадбеха, начальника почтового ведомства в Табаристане и поэтому знавшего многое о почтовых и торговых дорогах, связывающих земли Халифата с дальними странами39.

В истории связей Восточной Европы с Ближним и Средним Востоком в домонгольское время можно выделить два периода: VIII-X вв. и XI - первая половина XIII в. Первый период совпадает со становлением Древней Руси, ряда других европейских государств, второй - ранним этапом и началом развитого этапа феодализма в государствах Западной Европы, русских княжествах и Волжской Булгарии40.

Государства, возникшие в зоне Великого Волжского пути, способствовали его активному функционированию41. Еще в IX-X вв. существовала дальняя и транзитная торговля между скандинавами и Средней Азией по Волге. Из главных перевалочных пунктов этой разветвленной торговли нужно, в первую очередь, упомянуть хазарский Итиль на Нижней и город Булгар на Средней Волге, откуда скандинавские торговцы вывозили на восточные рынки рабов, пушнину, янтарь, воск и мед, а также франкские мечи и фризские ткани. Все это, главным образом, обменивалось на куфическое серебро (арабские дирхемы), а также на ценные шелковые и хлопковые ткани, пряности, серебряные и бронзовые.

Торгово-экономическая политика правителей Улуса Джучи

Образование Монгольской империи Чингиз-хана имело важные последствия международного значения. Монгольскими войсками в XIII в. были завоеваны Северный Китай (Цзиньская империя), Южный Китай (Суньская империя), Тибет, Восточный Туркестан, Средняя Азия, Иран, Ирак, страны Закавказья, Северный Кавказ, Восточная Европа с многочисленными народами, в том числе русскими княжествами и Волжской Булгарией. Монголам, объединенным в централизованное государство, имевшее высокоразвитую военную технику и передовую организацию войск, удалось объединять под властью одного хана самые культурные страны Восточной и Передней Азии. Эти завоевания вызвали известный экономический упадок названных стран, в частности, Ирана и сопредельных областей, и стали- наряду с изменением путей европейско-азиатской торговли одной из причин их общего экономического отставания по сравнению со странами Западной Европы.

После прихода монголов в Восточную Европу торговые дела здесь несколько расстроились. Однако за счет того, что монголы объединили кочевых тюрков в мощное централизованное государство, торговля достаточно быстро возобновилась. Снова сюда стали приезжать византийские, итальянские, армянские и другие иностранные купцы.

Столица Золотой Орды, лежавшая на путях оживленной международной торговли, превратилась в центр контактов восточной и западной культур.

Практически все советские исследователи, изучавшие социокультурную и экономическую историю Евразии в период монгольких завоеваний и непосредственно после них, описывали довольно негативную картину хозяйственной- ш общественно-политической жизни покоренных стран. По их мнению, монгольское завоевание-сопровождалось тяжелейшими последствиями для экономики, социального развития и культуры народов Евразии. Письменные источники того периода и археологические материалы вроде бы также поддерживают их точку зрения. Но если мы будем более объективно рассматривать историю Великой монгольской империи, то обнаружим несколько иную картину.

Оценивая последствия монголо-татарских завоеваний и характеризуя установившиеся отношения между монголами и покоренными ими народами Восточной Европы, Г.А. Федоров-Давыдов пришел в свое время к принципиально важному выводу о том, что общественные системы, сложившиеся к XIII в. на Руси, в Волжской Булгарии, Крыму и в ряде других оседлых регионов, «испытав страшное потрясение в момент нашествия и потеряв огромную массу производительных сил, все же выстояли, выжили, сохранились в основных своих чертах..., власть монголов свелась к сбору дани..., оказалась опосредованной местной феодальной верхушкой»120.

В современной российской историографии все чаще появляются1 научные труды, авторы которых на фактических материалах показывают надуманность прежних утверждений121. Тезис о том, что монголо-татарами

было разрушено более 2/3 древнерусских городов и 1/3 из них не была затем восстановлена, подвергнут сомнению А.В. Чернецовым: «Археологическая дата гибели большинства... городищ слишком широка для того, чтобы с достаточным основанием связывать каждое такое событие с монголо-татарским нашествием»122. По его данным, даже Киевщ» Рязань не были полностью уничтожены и вскоре после событий 1237 я 1240 гг. восстановлены, ибо в глазах ордынцев они представляли, собой важные торговые и военно-политические пункты . По мнению известного исследователя Киева Г.Ю. Ивакина, до недавнего времени братские могилы погибших, разрушенные каменные сооружения, клады, следы пожаров относились исключительно к 1240 г.; считали, что прекратилось производство стекла, шиферных пряслиц, ювелирных изделий и т.д., но при этом не учитывались многочисленные разгромы и осады города первой половины XIII в., произведенные русскими князьями, возможные пожары, стихийные бедствия этого времени. «Все свое незнание археологи перекладывали на нашествие Батыя... Каменные соборы Киева (если не считать Десятинной церкви) не были разрушены монголами в 1240 г. Археология таких случаев не фиксирует... Продолжалось развитие материальной культуры XI—XII вв., обусловленное, прежде всего, внутренними факторами, которые были осложнены внешними ударами. Последнее касалось лишь отдельных аспектов и сторон культурной ситуации, а не ее глубинной основы. Разрыва традиций не было»124. Известные археологи Л.А. Беляев и Т.Д. Панова подчеркивают, что «на развитии Москвы, как, вероятно, и для многих других территорий Руси, это столетие отнюдь не было катастрофическим», наоборот, «в истории города это был период бурного развития и роста», который в новых, благоприятных для Москвы условиях вскоре положил начало стремительному политическому взлету .

Оказалось также, что в течение более двух столетий пресловутого «татарского ига» не была разрушена ни одна православная церковь, наоборот, их количество увеличилось ровно в два раза. В два раза увеличилось и количество населения , была заложена прочная основа для формирования единого Русского государства127.

Письменные документы свидетельствует о том, что золотоордынские ханы относились к подвластным землям и народам не как к объекту грабежа, а стремились, наладив нормальную хозяйственную жизнь, сделать их источником своего благосостояния. С этой целью в 1257-1259 гг. была произведена перепись населения, введена единая система подворного налогового обложения в разумных пределах (10% от дохода), определен перечень других повинностей. Успешному проведению общегосударственных мероприятий по восстановлению порядка в завоеванных землях, в частности, на Руси способствовала политика золотоордынских ханов, направленная на обуздание княжеских распрей.

Торгово-экономические партнеры Джучидов на Востоке

После прихода в Восточную Европу монголы объединили кочевых тюрков и другие народы, оказавшихся под их властью, в централизованное государство, и торговля стала одним из значительных факторов укрепления экономической мощи вновь созданного государства. Сюда стали приезжать купеческие караваны из многих стран средневекового мира, в первую очередь, из стран Востока. Столица Золотой Орды постепенно превращалась в центр контактов восточной и западной культур.

Правители Улуса Джучи, хорошо понимая значение торговли в пополнении государственной казны, старались расширять торгово-экономические связи как внутри страны, так и за ее пределами - со странами Запада и Востока. Хотя денежные и торговые отношения затронули западную часть Золотой» Орды значительно сильнее, чем восточную (казахстанские и западносибирские степи), торговля с Востоком была важнее, нежели с Западом.

Изложение следует начать все же с краткого обзора нумизматических находок - одного из самых массовых материальных памятников, встречаемых на золотоордынских городищах. Это даст нам возможность установить конкретные страны и регионы, с которыми, безусловно, поддерживались активные торговые связи ордынских ханов.

Нет никакого сомнения в том, что золотые, отчасти и серебряные монеты других государств попадали в золотоордынские города вследствие международных торговых операций. По наблюдениям нумизматов, серебряные монеты в Золотой Орде обслуживали, как правило, внутригосударственную (межрегиональную) торговлю, и иноземные монеты в эту сферу попадали случайно. Медные же пулы обслуживали преимущественно местное денежное обращение - города и его округи, поэтому, например, в Крыму очень редки пулы чеканки Булгара, и наоборот. По этой причине иноземные медные монеты в золотоордынский город могли попасть в результате различных неторговых контактов со странами-эмитентами этих монет. Иными словами, находка медных монет другого государства отражает как бы культурные связи данного города с зарубежным миром .

Как показывает анализ нумизматических находок, места чеканки иноземных (восточных) монет на территории Золотой Орды охватывают весь восточный мир от Китая на востоке до Малой Азии на западе.

Судя по исследованиям В.П. Лебедева и В.Б. Клокова, дорогами t международной торговли в Поволжье проникали только золотые монеты. Таблица иноземных золотых монет из памятников Золотой Орды, приведенная в публикации указанных авторов, включает в себя динары Тугликидов и Халджидов из Индии (32 экз.), Мамлюков из Сирии и Египта (2 экз.), обнаруженные в Болгаре (9 экз.), Джукетау (2 экз.), Казани (1 экз.), на Селитренном (1 экз.), Царевском городищах (18 экз.) и в Астрахани (3 экз.). В приведенной в таблице, мы видим преимущественно 11-граммовые индийские динары и 6- граммовые динары государства Мамлюков Египта и Сирии. Треть находок динаров концентрируется в районе города Болгара, все остальные - на двух крупнейших городищах Нижнего Поволжья: Селитренном и Царевском. Время выпуска динаров поволжских находок охватывает интервал времени с 1261 по 1400 гг.: три четверти чеканены в период 1311-1360 гг. с максимумом частоты встречаемости в 1331-1340 гг.

Серебряные иноземные монеты из восточных стран, судя по сводке 2005 года, на золотоордынских городищах обнаружены в количестве 135 экз.184 В городах Болгарского улуса отмечается наибольшая их концентрация: в Джукетау обнаружено 22 экз. (монеты Хулагуидов - 2, Джалаиридов - 10, Тимуридов - 9 экз. и одна монета османского чекана),

Болгаре - 12 экз. (монеты Тимуридов - 9, Хулагуидов - 2 экз. и одна византийская монета), в районе города Тетюш - 40 экз. (монеты Джалаиридов - 23, Тимуридов -12, Исфендиаров - 3 экз. и по одной монете османского w хулагуидского чекана) — всего. 74 экз., т.е. почти половина- всех находок. Из района Укека близ Саратова происходит 10 находок (монеты Хулагуидов - 7, Тимуридов - 3 экз.).

Обращает на себя внимание значительное количество восточных монет из района Камышина — 15 экз. (монеты Тимуридов — 8, Джалаиридов - 6, Хулагуидов - 1 экз.) - столько же, сколько из Селитренного городища (монеты Хулагуидов и Джалаиридов — по 6 экз., Тимуридов — 2 экз. и одна монета османского чекана).

В нумизматической коллекции восточных монет Царевского городища имеются 4 монеты Тимуридов, 3 — Хулагуидов, по одной монете Туглукидов и Тимуридов. Единичные монеты обнаружены на Водянском городище (4 экз.), в Астрахани (2 экз.) и на некоторых других памятниках (монеты Тимуридов - 2, Хулагуидов - 4 экз. и одна византийская монета).

В золотоордынских городах Поволжья встречена всего 61 медная монета из стран Востока , в том числе б неопределимых. Две монеты — из Сунского Китая времени правления Хой Цзуня (1111-1117 гг.) (Водянское городище) и монета Хорезмшахов (?) (Нижнее Поволжье) - чеканены еще в домонгольское время. Остальные 53 монеты распределяются следующим образом: в Болгаре обнаружено 2 монеты (Джалаиридов и Чагатаидов), на Водянском городище - 7 (Хулагуидов, Тимуридов и одна византийская монета 1341-1349 гг.), на Селитренном городище - 32 (Хулагуидов и Тимуридов, Ширваншахов, Ильгезидов и мамлюкских султанов), на Царевском городище — 6 (Хулагуидов и Тимуридов).

Роль купцов в развитии торгово-экономических и культурных связей Улуса Джучи

Насколько велико было их политическое значение, видно хотя бы из того, что в течение почти всего XIII в. Туркестан находился фактически в управлении сначала богатого купца Махмуд Ялавача (до 1238 г.), а потом его сына Ма суд-бека (до 1289 г.)453.

Дипломатические поручения давались не только официальным дипломатам, но и проезжим купцам. Государи пользовались случаем, избегая лишних затрат на снаряжение посольств, отправить дипломатические послания с возвращающимися из их страны торговцами. Так, египетский султан ал-Малик аз-Захир Бейбарс свое первое письмо к золотоордынскому хану Берке отправил с одним доверенным лицом из. аланских купцов. Это письмо, относящееся к 660 г. х. (1261/62 г.), согласно доступным нам источникам, можно считать началом дипломатической переписки между Золотой Ордой и Египтом454.

Из сочинений арабских историков видно, с какими трудностями была связана поездка золотоордынских послов во владения египетских Мамлюков и обратно455, конечно, за исключением периода правления Михаила Палеолога456. Они были вынуждены совершать поездку морским путем через Константинополь. Эти послы были уполномочены вести политические переговоры от имени своего государства, но в то же время обычно являлись купцами, провозили с собою ценные товары и пользовались правами свободной их реализации457. Ал-Макризи сообщает, что в 1288 г. с купцами были направлены письма знатным лицам в Индии, Китае и Йемене; гарантировавшие безопасность их пребывания в Египте и Сирии458.

Купцы нередко были шпионами и осведомителями, а порой организаторами интриг и заговоров. Правители заботились о благополучии и безопасности купцов; а порою даже вступали из-за них в международные конфликты. Купцы иногда оказывали влияние на состояние торговли и взаимоотношения между правителями, как это было, например, с Узбеком и ан-Насиром. Источники рассказывают о случае, когда некий генуэзский купец Сакран Шахраи был убит Узбеком в отместку за непочтительное отношение людей его патрона ан-Насира к шейху Салиху. Между тем, купец этот пользовался огромным уважением египетского султана. Тот даже называл его братом. Вакиль султана ан-Насира дал Сакрану 60 тыс. динаров и товаров (сахар и др.) для продажи на 40 тыс. динаров. Убийство Сакрана, несомненно, нанесло ущерб египетской торговле, ведь убыток равнялся 100 тыс. динаров459.

Вместе с купцами, товарами, ремесленниками, с караванами шли и факты культурного взаимодействия. Вот почему так усилился приток китайских товаров и мастеров-ремесленников в Среднюю и Переднюю Азию, Юго-Восточную Европу. Архитектура, скульптура, живопись, особенно прикладное искусство Китая (керамика, резной камень, бронза, лаки, эмали, ткани) к монгольской эпохе сложились в стройную систему художественных форм, свойственных только китайскому искусству. Например, в керамике привлекают внимание селадоновые изделия, которые в это время входят в большую моду. Специально изготовленные на вывоз селадоны (блюда, вазы, чаши)» отличались нежным серовато-зеленым цветом, на фоне которого выступает строгий рисунок, выведенный подглазур гравировкой. Следует отметить также заметное влияние архитектурных традиций Востока, отмечаемые исследователями даже в периферийных золотоордынских городах460.

Караван заключал в себе богатое приданое, состоящее из ковров, шелковых материй и драгоценностей. Несомненно, что наряду с материальными ценностями в караване были и живые культурные силы. Поэтому можно сказать, что торговля внесла свой заметный вклад в социальное и культурное развитие народов. Если мы сможем представить, насколько быстрым и эффективным было в Средневековье культурное взаимодействие, нам станет легче понять, какую роль сыграла в этом торговля. Место, занимаемое торговлей в культурном обмене, можно показать на большом количестве примеров, начиная с одежды и заканчивая предметами быта и украшениями.

В Золотой Орде под единой политической властью оказались не просто многочисленные народы и земли, но народы, жившие вдали друг от друга относительной независимой экономической и культурной жизнью. На юге, в низовьях Аму-Дарьи в оазисе, окруженном пустынями и полупустынями, жили мусульмане-хорезмийцы, говорившие на фарси, и разноязыкие народы Северного Кавказа и Крыма (в своем большинстве в XIII-XIV веках еще христиане, уже начавшие омусульманиваться). Севернее их в широкой полосе степей кочевали тюркоязычные скотоводы-язычники, мусульмане, христиане и иудаисты. Далее на север в лесостепях и лесах жили славяне, балты, финно-угры, тюрки-булгары, чуваши, башкиры. Кроме славян, скорее номинально, чем фактически, принявших христианство, остальные народы не были конфессионально объединены, делясь на христиан, мусульман и язычников461.

Вместе со столицей Золотой Орды, Сараем на Ахтубе, столица Хорезма, Ургенч, была одним из главных торговых городов на этом пути. Можно ли говорить об общей культуре Золотоордьнского государства, остается спорным; по-видимому, в каждом крупном городе, от Ургенча до Старого-Крыма, была своя жизнь и свои культурные традиции, отражавшиеся на типе монет, на типе построек и т. п. Больше всего влияния на другие области мог оказывать Хорезм, как область с наиболее древней культурой. Торговому значению Хорезма мог содействовать также факт, что Аму-Дарья в XIII и XIV вв. вновь проложила себе путь к Каспийскому морю. Торговые отношения на Каспийском море в то время были гораздо оживленнее, чем прежде; этим воспользовались и города южного побережья, и Баку, и построенная в XIV в., первоначально, может быть, на месте Итиля, Астрахань462.

Как было сказано выше, в торговой жизни золотоордынского государства принимали участие уйгурские, китайские, а главным образом, мусульманские купцы, которые, часто приезжая в Золотую Орду, принимали самое активное участие не только в развитии торговли, но и оказывали определенное влияние на политическую и культурную жизнь этого государства. Мусульманские купцы, нередко выполняя функции послов, всячески способствовали распространению ислама среди золотоордынскнх кочевых феодалов463 и параллельно местных народов.

Похожие диссертации на Торгово-экономические связи Улуса Джучи (Золотой Орды) со странами Востока : вторая половина XIII-XIV вв.