Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тобольский архиерейский дом в XVII - 60-е гг. XVIII в. Харина, Наталья Сергеевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Харина, Наталья Сергеевна. Тобольский архиерейский дом в XVII - 60-е гг. XVIII в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Харина Наталья Сергеевна; [Место защиты: Алт. гос. ун-т].- Барнаул, 2012.- 294 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/426

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Становление и развитие Тобольского архиерейского дома как центра управления епархией 32

1. Деятельность тобольских архиереев по формированию епархии 32

2. Структура управления Тобольского архиерейского дома 73

Глава 2. Социально-экономическое развитие Тобольского архиерейского дома в XVII-60-e гг. XVIII в 119

1. Формирование и развитие церковно-корпоративного землевладения Тобольского архиерейского дома в XVII в 119

2. Хозяйственная деятельность и социальный состав архиерейских вотчин в XVIII в. (до секуляризации 1764 г.) 159

3. Предпосылки и условия реализации церковной реформы Екатерины II 195

Заключение 233

Список использованных источников и литературы 239

Введение к работе

Актуальность исследования. В современной России продолжает оставаться научно значимым и актуальным изучение различных аспектов истории Русской Православной церкви (РПЦ). Важной частью управленческой с труктуры Р усской Православной церкви является архиерейский дом.

В конце XVI в. началась русская колонизация Сибири. Государство, в тесном союзе с РПЦ, проводило планомерные действия по освоению и подчинению сибирских территорий и продвижению своей власти на Восток. В условиях практически неосвоенных территорий церковь могла закрепиться в Сибири лишь при наличии собственных земельных владений. Крупнейшим земельным собственником Западной Сибири в исследуемый период являлся Тобольский архиерейский дом, который с момента своего возникновения становится мощным религиозным, политическим и хозяйственным центром в крае. Взаимоотношения церкви и государства в исследуемый период неизбежно затрагивали и Тобольский архиерейский дом. Условия, в которые он был поставлен, вели к изменениям в принципах его организации и существенной перестройке его структуры. Особый интерес представляет то, как Тобольский архиерейский дом вписался в новый порядок абсолютистского государства, приумножал и отстаивал свою земельную собственность. В связи с этим появляется возможность охарактеризовать РПЦ не только в региональном аспекте, но и в масштабах всего российского традиционного общества.

Историография проблемы. Анализ историографии данной проблемы позволяет выделить несколько исторических периодов в ее изучении: дореволюционный, советский и современный.

Интерес к истории Тобольской епархии проявился уже в XVIII в.: Г.Ф.Миллер впервые использовал источники по истории Тобольской епархии в своем труде «История Сибири» . В дальнейшем от дельные сведения о монастырях Тобольской епархии приводили такие исследователи, как Ф.Полунин и А. Щекотов .

В 30-40 гг. XIX в. вышел в свет фундаментальный труд П.А. Словцова «Историческое обозрение Сибири» , где автор излагает свое понимание роли РПЦ, также в этом труде содержатся сведения о создании епархии и деятельности тобольских архиереев, в том числе о миссионерской деятельности митрополита Филофея Лещинского.

Для второй половины XIX - начала XX в в. характерно увеличение работ, посвященных отдельным аспектам истории РПЦ . В историографии

1 Миллер Г.Ф. История Сибири. М-Л., 1942.

^Полунин Ф . Географический лексикон государства Россиийского. М..1773; Щекотов А . Словарь

географический Российского государства. 4.1. М., 1805.

3 Словцов П.А. Историческое обозрение Сибири. Т. 1-2 , 1838-1844.

4 См. напр.: Григорович Н. Обзор учреждений в России православных монастырей со времени введения
штатовпо духовному ведомству (1764-1869). СПб., 1869; Любинецкий Н.А. Землевладение церквей и

этого периода можно выделить следующие направления: официально-церковное, официально-правительственное и либерально-народническое.

Трудам официально-церковного направления присуща склонность к использованию методов статистического анализа. Историков этого направления представляли исследователи: архиепископ Филарет, М.И. Горчаков, митрополит Макарий, В.В. Зверинский, И.Н. Покровский, А. П. Доброклонский Е.Е. Голубинский , а также историки, рассматривавшие непосредственно историю церкви в Сибири: А.И. Сулоцкий, Г. Варлаков, Е.Н. Воронец, П.Грамматин, B.C. Иконников, Д.Н. Беликов и B.C. Баранов . Для них характерны работы публицистического общеописательного плана, а так же исследования, посвященные отдельным вопросам церковного землевладения в Сибири. Внутреннему устройству архиерейского дома и его деятельности как епархиального центра внимание не уделялось.

Официально-правительственное направление представлено работами следующих исследователей: Ю.А. Гагемейстер, П. Сумароков, П.Н. Буцинский, В.К. Андриевич, А.А. Дмитриев, Г .С. Плотников, Т.А. Догуревич. В работе финансиста Ю.А. Гагемейстера «Статистическое обозрение Сибири» впервые предлагается статистический материал аграрной деятельности Тобольского архиерейского дома, сохраняющий научную значимость и сегодня7.

П.Н. Буцинский осветил начальный этап истории Тобольской епархии и деятельность первых архиереев, детально рассмотрел историю превращения Тобольского архиерейского дома в крупного земельного собственника и дал позитивную оценку РПЦ в колонизации Сибири8.

Положение монастырских крестьян Тобольского архиерейского дома в период подготовки и проведения секуляризации нашло отражение в работе В.И. Семевского .

Особое место в сибирской историографии занимает краевед Н.А. Абрамов10. Автору принадлежит более ста работ по истории Сибири в

монастырей Российской империи. СПб., 1900; Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М.,1908.

5 См. напр.: Филарет, архиепископ. История Русской церкви. Т . 1-5. Чернигов , 1862; Горчаков М.И.
Монастырский приказ. СПб., 1868; Макарий, митрополит. История русской церкви в 12 томах. СПб., 1881-
1890; Зверинский В.В. Монастыри в Российской империи // Статистический временник Российской империи.
Серия Ш. Вып. 18. СПб., 1887; Покровский И.М. Средства и штаты великорусских архиерейских домов со
времени Петра I до учреждения духовных штатов 1764 г. Казань, 1907; Доброклонский А .П. Руководство по
истории Русской церкви. М., 1907, 1999; Голубинский Е.Е. История русской церкви. T.2. М., 1917.

6 См. напр.: Сулоцкий А.И. Сочинения в трех томах. Т. 1-3. Тюмень, 2000; Воронец Е.Н. Православная
миссия в Сибири и отношение к ней гражданского правительства // Чтения в обществе любителей духовного
просвещения. M., 1887; Беликов Д .Н. Старинные монастыри Томского края. Томск. 1898; Баранов В .С.
Летопись Верхотурского Никольского мужского монастыря. Нижний Новгород, 1910.

7 См. напр.: Андриевич В.К. История Сибири. Т. 1.4. 1. Спб., 1890; Плотников Г.С. Описание Далматовского
Успенского монастыря. Екатеринбург, 1906; Догуревич Т.А. Распространение христианства в Сибири. СПб.,
1910; Гагемейстер Ю.А. Статическое обозрение Сибири. СПб., 1854.

Буцинский П .Н. Заселение Сибири и быт ее первых насельников. Харьков, 1889; Открытие Тобольской епархии и первый тобольский архиепископ Киприан. Харьков, 1891.

Семевский В.И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. Т. 1. 1903. См. напр.: Абрамов Н .А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии / Составление тома Ю.Л. Мапдрики и В.А. Чупина, предисловие Ф . Петухова, примечания Ю .Л. Мандрики и В.А. Чупина. Тюмень.1998.

области археологии, истории, статистики и этнографии, также он занимался историей возникновения Тобольской епархии, биографиями тобольских архипастырей, сибирских святых и т.д.

Большой вклад в изучение истории Сибири внес известный архивист Н.Н.Оглоблин, составивший «Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа»". Исследованием правовых основ духовных институтов синодального периода и их взаимоотношений с государством занимались М. Горчаков, А.С. Павлов, А .И. Иванцов-Платонов, А.А. Завьялов, Н.А. Любинецкий, П.В. Верховский12.

Таким образом, внимание исследователей данного периода было сосредоточено на деятельности тобольских архиереев, а внутреннее устройство и функционирование архиерейского дома как епархиального центра упоминались фрагментарно.

В первые годы советской власти появляются публикации антирелигиозного содержания, в которых описывалось аморальное поведение священнослужителей и произвол церковных властей. Более последовательная работа по разоблачению РПЦ была проведена Е.Ф.Грекуловым и Г .Г. Прошиньш. Авторы характеризуют отношение государства к РПЦ и процесс создания на идеологической основе официальной трактовки истории церкви в советской историографии. Первой собственно научной работой советского периода по истории РПЦ стал труд Н.М.Никольского, который основывается на тезисе об антинародном реакционном характере идеологической и практической деятельности церкви, действующей в тесном союзе с самодержавием .

2СМ0-Є гг. XX в. связаны с деятельностью историка СВ. Бахрушина. В 1927 г. вышел в свет его труд «Очерки по истории колонизации Сибири в XVI - XVII вв.». Автор отмечал, что миссионерская деятельность церкви была тесно связана с политикой царизма в к рае и во многом ею определялась .

Крупные исследования были проведены историком В.Н. Горбанем . Ученый описал превращение Тобольского архиерейского дома в крупного землевладельца и отметил причины волнений крестьян митрополичьих вотчин, подробно рассмотрел периоды и этапы этих волнений вплоть до секуляризации 1764 г.

" Оглоблин Н.Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592-1768). 4. 1-4. М., 1895-1901.

12 См. напр.: Горчаков М. Монастырский приказ (1649-1725 гг .): Опыт историко -юридического
исследования. СПб., 1868; Павлов А.С. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России.
Одесса, 1871. Ч. 1; Верховский П.В. Учреждение Духовной коллегии и «Духовный регламент». Ростов-па-
Дону, 1916. Т. 1-2.

13 См. напр.: Эрнстов А. Церковь па службе у Колчаковщины: десятилетию освобождения Урала от Колчака
// Бюллетень общества изучения края при музее Тобольского севера. 1929. №1 - 2. С. 47 - 48; Сосповский Л.
По полтижку // Северянин. 1927. № 87. С.З.; Григоров Д. Дело Абалакского монастыря // Уральский
рабочий. 1925. №. 110. С. 4; Фатеев А Смолин Л. Фальшивая святость // Красное знамя. 1938. № 49. С. 3;
ГрекуловЕ.Ф. Секуляризация церковных имений в России. М., 1931; Никольский H. М. История русской
церкви. М., 1930.

14 Бахрушин СВ. Очерки по истории колонизации Сибири в XVI - XVII вв.М., 1927; Научные труды. Т. 3. 4.
1-2. М., 1953-1955.

15 Горбань Н.В. Движение крестьян духовных вотчин Тобольской епархии XVIII в . // Учёные записки
Омского пединститута. Вып. 4. Омск, 1949.

В.И. Шунков впервые освещает вопросы, связанные с приобретением сибирскими церковными феодалами земельных угодий и формированием слоя феодально зависимого населения тобольского архиерейского дома и монастырей . Разработкой вопросов заселения Сибири, частично касающихся церковных вотчин занимались 3 .Я. Бояршинова, В.М. Кабузан и СМ. Троицкий17.

М.М. Громыко на основе архивных данных доказывала, что в Сибири существовала феодальная эксплуатация крестьян церковными феодалами. Исследовательница рассматривала методы приобретения новых земель, структуру землевладения, положение крестьян церковных вотчин, уровень культуры земледелия, степень товарности монастырского хозяйства, имущественную дифференциацию крестьянства, ф ормы феодальной эксплуатации .

А.А. Преображенский затрагивал р яд вопросов экономического положения церковных вотчин и отмечал, что на рубеже XVII-XVIII вв. правовой и хозяйственный режим во владении церковных феодалов Сибири был во многом мягче, нежели в Европейской части России19.

Во втором томе коллективной работы «История Сибири с древнейших времен до наших дней» дан анализ социальных отношений в Сибири XVI-XVII вв. и показаны пути развития монастырского землевладения. Авторы признавали, что РПЦ сыграла определенную роль в становлении культуры и в хозяйственном освоении Сибири .

В 70-80-е гг . XX в. церковные вотчины и крестьяне привлекают внимание ряда исследователей: А.А. Кондрашенкова, И.А. Булыгина, Л.П. Шорохова, М.Т. Белявского и О.А. Омельченко21. Наиболее целостную картину церковного землевладения в Сибири XVII-XVIII вв. создал Л.П. Шорохов. В его работах использовались новые архивные материалы, подтверждающие выводы В.И. Шункова и М.М. Громыко.

Работы О.Н. Вилкова, хотя и не касаются церковных проблем, но дают возможность выявить, насколько уровень монастырского хозяйства соответствует общему уровню социально-экономического развития Сибири . В 1982 г. был издан коллективный труд «Крестьянство Сибири

16 Шунков В.И. Очерки по истории колонизации Сибири в XVII - начале XVIII вв., М.-Л., 1946; Он же.
Очерки по истории земледелия Сибири (XVII в.), М., 1956.

17 См. напр.: Бояршинова З.Я. О феодальных отношениях в русской деревне Сибири в XVII - пер. пол. XIX в.
// Вопросы истории Сибири досоветского периода: Бахрушинские чтения, 1969. Новосибирск, 1973; Кабузан
В.М., Троицкий С .М. Движение населения Сибири в XVIII в. // Материалы по истории Сибири. Сибирь
XVII-XVIII вв. Новосибирск, 1962.

Громыко М.М. Западная Сибирь в XVIII в., Новосибирск, 1965.

19 Преображенский А. А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI - начале XVIII в. М., 1972.

20 История Сибири с древнейших времен до наших дней: в 5 т. Т. 2. Сибирь в составе феодальной России/ гл.
ред. А.П. Окладников; В.И. Шунков. Л., 1968.

См. напр.: Кондрашенков А .А. Основные проблемы истории крестьян Зауралья в феодальный период (XVII - XVIII вв.) // Вопросы аграрной истории Урала и Западной Сибири. Курган, 1971. С.374-387; Булыгин И.А. Монастырские крестьяне России в первой четверти XVIII века. М., 1977; Шорохов Л.П. Корпоративно-вотчинное землевладение и монастырские крестьяне в Сибири в XVII-XVIII вв. Красноярск, 1983; Белявский M.T., Омельченко О.А. Наказы тобольских крестьян в Уложенную комиссию 1767 г. // Сибирское источниковедение и археография. Новосибирск, 1980.

Вилков О .Н. Очерки социально-экономического развития Сибири конца XVII - начала XVIII века. Новосибирск, 1990.

в эпоху феодализма», где имеются сведения о Тобольском архиерейском доме23. В.А. Обориным было сделано существенное наблюдение, что роль правительства по отношению к монастырской колонизации была

~24

регулирующей .

Церковным преобразованиям Петра I уделяли внимание исследователи А.И. Комисаренко, Т.С. Майкова, Л.Н. Семенова, А.Д. Дмитриев, Е.В.Анисимов5. В 1990 г . издана монография А.И. Комиссаренко, посвященная реформе 1764 г. Ставленическими делами и сословными проблемами во взаимоотношении церкви и государства на примере Тобольского архиерейского дома занималась Н.Д. Золышкова 6.

В 1989 г. опубликован обобщающий труд «Русское православие: вехи истории», где встречаются ошибки и неточности данных о численности монастырей, о датах основания и о размерах земельного фонда .

Максимально сближать правовой и хозяйственный режим вотчин Тобольского архиерейского дома и Европейской части России были склоны В.И. Шунков, Н.В. Горбань, А.А. Кондрашенков, Я.Е. Водарский и Н.Ф. Емельянов28. Н.А. Миненко обращала внимание на необходимость дефиренцировашюго подхода к изучению церковного землевладения в XVII-XVIII вв.29.

В работах Н.Н. Покровского и Е.К. Ромодановской рассматриваются взаимоотношения церковных и светских властей, деятельность сибирских митрополитов, волнения крестьян духовных вотчин. Ими были опубликованы переписные книги 20-30-х гг. XVII в. и литературные памятники Тобольского архиерейского дома .

Приоритетной темой исследований становится история, касающаяся деревянного и каменного строительства Тобольской архиерейской резиденции. Это нашло отражение в трудах В.И. Кочедамова, А.Н. Копылова, СВ. Копыловой, С .Н. Баландина, В .В. Кирилова, С .П.

23 История крестьянства Сибири. Т. 1: Крестьянство Сибири в эпоху феодализма / Отв. ред. академик А.П.

Окладников. Новосибирск, 1982.

34 Оборин В.А. Заселение и освоение Урала в конце XI - начале XVII в. Иркутск, 1990.

25 См. напр.: Комиссаренко А .И. Русский абсолютизми духовенство в XVIII веке. М., 1990; Он же.

Разработка законодательных актов секуляризационной реформы 1764 г. // Проблемы истории России. Вып.

II. Опыт государственного с троительства XVI - XX вв. Екатери пбург, 1998. С. 34-47; Аписимов Е.В.

Церковная податная реформа Петра I // Вопросы научного атеизма. Вып. 37. Православие в истории России.

М., 1988. С. 163-172.

"6 Золышкова Н.Д. Сословные проблемы во взаимоотношении церкв и и государства в Сибири (XVIII в.).

Новосибирск, 1981.

' Русское православие: вехи истории. М., 1989.

"* См. напр.: Водарский Я.Е. Земледелие русской православной церкви и ее хозяйственно-экономическая

деятельность (ХІ-ХХ в.) //Русское православие: вехи истории. М., 1989. С .501-561; Емельянов Н.Ф.

Спорные вопросы истории феодализма Сибири. Курган, 1991.

Миненко Н.А. История культуры русского крестьянства Сибири в период феодализма (Учеб. пособие).

Новосибирск, 1986.

30 См. напр.: Тобольский архиерейский дом в XVII веке. Новосибирск, 1994; Литературные памятники

Тобольского архиерейского дома XVII века. Издание подготовили Е. К.Ромодановская, О.Д. Журавель. Отв.

Ред. Акад. РАН H.H. Покровский. Новосибирск, 2001; Ромодановская Е .К. Опись имущества Софийского

дома при архиепископе Симеоне (1653 г.) // Археографические исследования отечественной истории: текст

источника в литературных и общественных связях // Новосибирск, 2009.

Заварихина и др. Положительную оценку роли церкви в становлении и развитии культуры Сибири XVII - начала XIX в. дал А. Н. Копылов.

На современном этапе в исторической науке формационный подход сменяется цивилизационным. Началось переиздание дореволюционных трудов, публикация источников, разработка новых направлений. Особое внимание стало уделяться истории изучения Тобольской епархии, архиепископам, их вкладу в э кономическую и об щественную жизнь, святым . Миссионерская деятельность РПЦ и тобольских владык в Сибири стала объектом исследования В.Ю. Сафронова, а история женских обителей - Г.К. Скачковой .

Изучению церкви в Сибири уделяют внимание екатеринбургские и тюменские историки: А.Т. Шашков, И.Л. Манькова, М.Ю. Нечаева, Н.С. Половинкин, А.В. Чернышев, СВ. Кондратьев, СВ. Туров, В.Я. Темплинг, Н.А. Балюк, СН. Щербич, а так же церковные историки, в частности кандидат богословия И.А. Никулин. Работы М.Ю. Нечаевой посвящены проблемам организационной деятельности монастырской администрации, управлению церковными органами в XVIII в. Новые методологические подходы в своих трудах применяет Н.А. Балюк .

В монографии А.Ю. Майничевой рассмотрено строительство резиденции тобольских архиереев в конце XVII в. и проведена е е реконструкция35.

Историей РПЦ, включая некоторые аспекты Тобольского архиерейского дома, занимались зарубежные исследователи русского происхождения: А .В. Карташев, И.К. Смолич, Д.В. Поспеловский36. Историографический анализ показывает, что раскрыты вопросы,

" См. напр.: Кочедамов В .И. Тобольск: как роси строился город. Тюмень, 1963; Копылов A. H. Очерки культурной жизни Сибири XVII - начала XIX в. Новосибирск, 1974; Копылова СВ. Каменное строительство в Сибири, конец XVII—XVIII в. Новосибирск, 1979; Баландин СН. Начало русского каменного строительства в Сибири //Русские города XVII - нач. XX вв. Новосибирск, 1981; Кирилов В .В. Тобольск. М., 1984; Заварихип СП. В Древнем центре Сибири. М., 1987. " Очерки истории Тюменской области. Тюмень, 1994.

См. напр.: СафроновВ.Ю. Государственное законодательство России по конфессиональным вопросам и православное миссионерство в конце XVII - начале XX вв . // Известия Алтайского государственного университета. 2007. № 2. С. 14-26; Скачкова Г.К. Женские монастыри Тобольской губернии в конце XIX -начале XX вв. //Русский вопрос : история и современность: Материалы Третьей Всероссийской научной конференции. Омск, 1998. С. 205-210.

п См. напр.: Манькова И.Л. Государственная политика в отношении землевладения Урало-Сибирских
монастырей в XVII - нач. XVIII вв. // Религия и церковь в Сибири . Сборник нау чных статей и
документальных материалов . Вып. 4. Тюмень, 1992; Нечаева М.Ю. Монастыри и власти : управление
обывателями Восточного Урала в XVIII в. Екатеринбург, 1998; Кондратьев СВ., Туров СВ., Темплинг В.Я.
Кодинский (Копдииский) Свято-Троицкий монастырь в первой половине XVIII в.: люди и стены сибирской
обители накануне секуляризации // Ханты-Мансийский автономный округ в зеркале прошлого. Томск -
Ханты-Мансийск: Изд-во Том. ун-та, 2004. Вып. 2. С 488-526; Балюк Н.А. Тобольская деревня в конце XV -
XIX веков. Тюмень, 1997; Никулин И.А. Архивы церковных учреждений в Тобольской епархии в конце XVII
в. 4 января 2008 г . Сайт Научно-Богословский портал «Богослов. RU». URL:

; Щербич СН. Население вотчин Тобольского архиерейского дома по переписным книгам XVII в. / С. Н. Щербич // Вестн. археологии, антропологии и этнографии. 2010. №2. С. 137-141.

Майничева А.Ю. Деревянные церкви Сибири XVII века: формы, символы, образы. Серия «Этнография Сибири». Новосибирск, 1999.

36 См. напр.: Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х.тт. M., 1992, 2010; Смолич И.К. История русской церкви 1700-1917 гг. Ч .1. М.,1996; Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. Библейско-Богословского института Св. Апостола - Андрея. М.. 1996.

связанные с борьбой духовенства с расколом на территории Сибири и миссионерской деятельностью Тобольского архиерейского дома, а административно-управленческая структура и финансово-хозяйственная деятельность требуют дополнительного изучения.

Целью данной работы является комплексное исследование развития Тобольского архиерейского дома, его административной и хозяйственной деятельности в XVII-60-e гг. XVIII в.

В этой связи представляется важным решить следующие задачи исследования:

1.определить структуру управления Тобольского архиерейского дома на основе источников;

2. рассмотреть штат, средства Тобольского архиерейского дома и сравнить с другими архиерейскими кафедрами Европейской части России; 3.охарактеризовать предпосылки формирования и развития церковно-корпоративного землевладения в Западной Сибири;

4.раскрыть сущность и особенности вотчинного хозяйства Тобольского архиерейского дома, определить его удельный вес в Сибири; 5.проанализировать процесс заселения церковных вотчин пришлым населением Европейской части России и охарактеризовать формирование и положение различных групп феодально-зависимого населения, формы и уровень эксплуатации;

б.рассмотреть взаимоотношения Тобольского архиерейского дома и государства в исследуемый период, предпосылки и условия реализации церковной реформы Екатерины П.

Объектом исследования является церковно-административиое учреждение Сибири, осуществлявшее свою власть над подведомственными ему вотчинами и духовенством.

Предмет исследования - деятельность тобольского владыки и штата служащих при нем по управлению архиерейскими и церковными землями и их населением.

Территориальные рамки исследования распространяются н а территорию Тобольской епархии. В ее состав входили все уезды Тобольской губернии, Акмолинская область, часть Томской губернии (Юдинская волость) и часть Семипалатинской. Границами епархии служили на севере Ледовитый океан и Тазовская губа, на юге - земли подвластные среднеазиатским ханам и китайскому императору, на западе - Архангельская, Вологодская, Вятская губернии и частично Оренбургская, на востоке вплоть до самой Камчатки и Тихого океана. На протяжении исследуемого периода обозначенная территория претерпела значительные изменения в административном плане. В 1727 г. из Тобольской епархии выделилась самостоятельная Иркутская епархия с уездами Иркутским, Нерчинским, Селенгинским и Верхне-Удинским.

Хронологические рамки охватывают временной отрезок истории Тобольского архиерейского дома с начала XVII по 60-е гг. XVIII в.

Нижняя граница (начало XVII в.) исследования определяется тем, что в это время шло присоединение к Русскому государству земель на

Востоке, учреждена Сибирская епархия и было положено начало церковно-корпоративному землевладению Тобольского архиерейского дома. Верхняя граница (60-е гг . XVIII в.) продиктована поворотом в государственной церковной политике и окончательным подчинением церкви государству. На основе архивных материалов можно утверждать, что проведение секуляризации заняло на территории Тобольской епархий несколько лет.

Методологическую основу исследования составляет теория модернизации. Согласно данной научной парадигме человеческое общество эволюционирует от традиционного к индустриальному обществу. Как считает известный историк И.В. Побережников, понятие модернизация «трактуется исследователями, как протяженный, охватывающий несколько столетий, всеобъемлющий исторический процесс инновационных мероприятий» . В данном диссертационном исследовании применяются следующие принципы: историзма исследование исторических явлений с учетом изменений в процессе постоянного развития под воздействием множества факторов. Деятельность Тобольского архиерейского дома рассматривается во всей многогранности и противоречивости в связи с объективным ходом исторического развития региона; системности - учет воздействия на объект исследования многообразных факторов (прежде всего изменений взаимоотношений государства и церкви), использование всего комплекса существующих источников для выявления характеристик, изменений объекта исследования, причин и хода исторических событий; объективности - требует рассмотрения каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости.

Из принципа историзма вытекают частные методы исследования: проблемно-хронологический, который дает возможность рассмотреть церковную корпорацию Западной Сибири в ее динамике и выделить основные хронологические этапы развития; историко-сравнительный, направленный на выявление общих черт и особенностей в оценке церковной п олитики и хозяйственной деятельности Тобольского архиерейского дома и аналогичных локальных структур в системе вотчинного хозяйства Российского государства; историко-системный метод позволяет найти пути комплексного подхода к решению таких проблем, как саморазвитие церковных вотчин Тобольского архиерейского дома и выявление функциональной специфики; историко-типологический метод дает возможность провести сопоставление системы управления Тобольского архиерейского дома и архиерейских домов Европейской части России, выявить причины и сущность их типологического сходства. Обозначенный подход к изучению проблемы и методический инструментарий исследования позволили нам достичь цели и решить задачи исследования.

37 См. напр.: Побережников И.В. Модернизация: теоретико-методологические подходы // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И. Бородкина. Вып. 8. М., 2002. С. 146-168.

Источниковую базу исследования образует совокупность разнообразных материалов, как опубликованных, так и впервые вводимых в научный оборот. В зависимости от содержания, назначения и вида документов их можно распределить следующим образом:

- нарративные (описательные) документы38. В Новгородской первой
летописи упоминаются походы новгородских у шкуйников в район реки
Оби в XI—XII вв. Сибирский летописный свод содержит сведения о
строительстве церквей, учреждении епархии в Сибири, о жизни и
деятельности архиереев в Тобольске, строительстве архиерейской
резиденции и культовых сооружений, а так же об организации
религиозных торжеств.

законодательные акты и нормативные документы (Соборное Уложение 1649 г., указы Петра I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II и т.д)39. Данная группа источников позволяет охарактеризовать основополагающие цели и задачи религиозной политики в двустороннем процессе выстраивания государственно-церковных взаимоотношений.

делопроизводственная документация, писцовые и переписные книги, содержащие обширные сведения о возникновении, росте и заселении архиерейских вотчин, их экономическом состоянии, составе и положении населения, деятельности различных звеньев местной церковной администрации XVII-XVIII вв. Нами использованы как опубликованные, так и неопубликованные п исцовые, дозорные и переписные книги, составляющие самую многочисленную группу источников.

Основная масса материалов была выявлена нами в собраниях Российского Государственного архива древних актов (РГАДА): ф. 210 -Разрядный приказ, ф.214 - Сибирский приказ, ф.280 - Коллегии Экономии, ф .281 - Грамот Коллегии Экономии, ф.342 -Уложенной комиссии, ф.1446 - Тобольская архиерейская канцелярия; Российский государственный исторический архив (РГИА) - ф.796 - Канцелярия Синода; Государственного архива Свердловской области (ГАСО): ф.6 -Екатеринбургская духовная консистория, ф.603 - Верхотурский -Николаевский мужской монастырь; Государственного архива Тюменской области (ГУТО ГАТО): ф.47 - Тюменская воеводская канцелярия; ф. - 85. Тюменский Троицкий монастырь; Государственного архива в г.

38 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 1950. С. 38, 40, 229, 232; Повесть временных лет. часть первая. Текст и перевод. Подготовка текста Д.С. Лихачев. Перевод Д.С. Лихачева и Б.А. Романова под редакцией члена - корреспондента АН СССР В.П. Андриановой М-Л., 1950; ПСРЛ. Сибирские летописи. Т. 36. 4.1. М., 1987.

34 Тихомиров M.H., Епифанов П.П.Соборное уложение 1649 года. М., 1961; Полное собрание законов Российской империи. Т. 2 - 23. СПб., 1830; Описание документов и дел, хранящихся в архиве Синода. Т.2-39. Спб., 1879 - 1915; Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи 1738 г. Т.З. СПб. 1912.

40 Тобольские материалы для истории города XVIII столетия. М„ 1885; Ромодановская Е.К. Опись имущества сибирского архиепископа Макария (1636г.) // Источники по истории Сибири досоветского периода. Новосибирск, 1988; Она же. Опись имущества Софийского дома при архиепископе Симеоне (1653 г.) // Археографические исследования отечественной истории: текст источника в литературных и общественных связях // Новосибирск, 2009; Вотчины Тобольского Софийского двора в XVII в. Тюмень, 2001.

Тобольске (ГУТО ГА в г. Тобольске): ф.57 - Канцелярии епископа Сибирского и Тобольского; ф .70 - Тобольского Знаменского монастыря, ф.156 - Тобольской духовной консистории, а также в архивных коллекциях Тобольского государственного историко - архитектурного музея-заповедника (ТГИАМЗ). Наиболее ценными по количеству и разнообразию документов являются фонды Сибирского приказа (ф.214), Тюменской воеводской канцелярии (ф.47), Тобольского Знаменского монастыря (ф. 70), Тобольской духовной консистории (ф.156.). В совокупности они дают представление о системе и структуре органов управления Тобольского архиерейского дома, формировании и развитии церковного землевладения в Сибири. Среди всех документов следует выделить приходно-расходные книги Тобольского архиерейского дома за 60-е гг . XVIII в., где находятся ценные по содержанию и редкости сведения, освещающие хозяйственную жизнь церковных вотчин Сибири накануне и после секуляризации.

- актовые материалы (челобитные, прошения, рапорты, промемории и
т.д.) характеризуют процесс реализации церковной политики на
региональном уровне .

- периодическая печать - светская (Тобольские губернские ведомости,
Русская старина) и церковная периодика (Тобольские епархиальные
ведомости, Странник). Периодические издания содержат биографические
данные о тобольских архиереях и функционировании Тобольского
архиерейского дома. Наиболее важным является блок церковной
периодики.

В целом использованные источники, дополняя друг друга, составляют необходимую базу для реализации поставленных в исследовании задач.

Научная новизна диссертации обусловлена тем, что впервые предпринята попытка систематического комплексного исследования истории Тобольского архиерейского дома в XVII-60-e гг. XVIII вв. Следует отметить, что отечественная историография располагает работами по истории Новгородского, Казанского, Ростовского и ряда других архиерейских домов. В истории Тобольского архиерейского дома освещены лишь некоторые аспекты его деятельности. В данном исследовании нашли отражение источники, впервые введенные в научный оборот, что способствует более глубокому теоретическому пониманию и фактическому обогащению кардинальных проблем аграрной истории России в XVII-XVIII вв.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее выводы и фактический м атериал могут быть использованы в исследовательской работе светских и церковных научных центров и учреждений, для разработки лекционных курсов и спецкурсов по истории РПЦ в Сибири, а также при написании монографических трудов по истории России.

41 Исторические акты XVII столетия. Материалы для истории Сибири. Томск. 1890; Памятники сибирской истории XVIII в. Кн.1-2. СПб., 1882; Миллер Г.Ф. История Сибири. Приложения. Т. 1-2. М-Л.. 1937, 1941.

Апробация исследования. Основные положения диссертации на всех этапах ее подготовки и написания нашли отражение в 16 публикациях и выступлениях на 15 научно-теоретических и научно-практических конференциях различного уровня, в том числе в сероссийских: «Диалог культур и цивилизаций» (Тобольск, 2005, 2006, 2007), «Тобольск -научный» (Тобольск, 2007, 2008), «Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых учёных» (Новосибирск, 2011); региональных: «Сургут в отечественной истории» (Сургут, 2005), «В.И. Муравлепко в истории становления и развития нефтегазового комплекса Западной Сибири» (Сургут, 2007), «Наука и инновации XXI века» (Сургут, 2007, 2010, 2011), «Исторические исследования в Сибири: проблемы и перспективы» (Новосибирск, 2007, 2008).

Деятельность тобольских архиереев по формированию епархии

Сибирская «мягкая рухлядь» с XI-XII вв., как видно из ранних летописей, привлекала к себе внимание ватаг новгородских ушкуйников, а позднее -ростово-суздальских и московских князей .

Русское продвижение за Урал в конце XV-XVI вв. происходило двумя способами. «Купеческие люди, ходившие на промыслы, протаривали дороги, постепенно обрастаставшие промышленными зимовьями и слободами. Вслед за ними шел крупный предприниматель, обосновываясь во вновь открытых землях и, пользуясь как базой основанным им в пограничной зоне городком, продолжая захват территории» .

Государство с намерением подчинить новые земли активно выступило с конца XVI в., предпочитая использовать результат деятельноети частных лиц. В этом процессе главной побудительной причиной выступает насущная потребность в новых землях и новых поданных .

Этнический состав населения Сибири в этот период был весьма разнообразен. На юге проживали сибирские татары, севернее - в бассейне Оби, - жили манси и ханты. Крайний север и сотундровую зону населяли различные самодийские племена (ненцы, селькупы и др.). Уровень их социальных отношений соответствовал их религиозным представлениям, для которых характерны были анимизм и фетишизм. Насильственная исламизация, начатая Кучумом и проведенная в короткое время, определила сложность религиозных представлений тюркского населения .

Присоединение Сибири и распространение среди местного населения элементов русской культуры, в том числе и новой формы религии (христианства), способствовали тому, что территория Урала и Западной Сибири стала зоной соприкосновения и взаимопроникновения культур стран Восточной Европы и Средней Азии. Большие перспективы продвижения русских в Сибирь открылись в результате активной восточной политики Ивана IV, предоставляющей большие полномочия торговым людям. Позже поход Ермака, подкрепленный после его гибели действиями московских воевод, привел к распаду Сибирского ханства и создал благоприятные условия для освоения новых территорий. Теперь главной задачей стали планомерные действия в Сибири со стороны правительства, которое осознавало, что необходимым было как закрепление за собою территории, так и дальнейшее ее освоение. С этой целью создавались на наиболее важных направлениях остроги и городки, которые становились опорными базами русского продвижения по Северо-Западной Сибири .

Не случайно историк В.В. Каргалов справедливо утверждал, что «шаги по Сибирской земле закреплялись городовым строением» . Помимо этого, они являлись звеном государственной налоговой системы, строились в богатых пушниной и географически выгодных местах. В сибирских летописных свидетельствах приводятся данные о первых городах и их количестве. В Сибирских летописях Есиповского цикла упомянуты по разряду Тобольскому, Томскому, Якутскому и Ленскому 22 города и острога. Крупными, функционирующими в качестве уездных центров считались Тобольск, Тюмень, Пелым, Сургут, Березов и т.д .

Историк Н.И. Никитин отмечал, что к началу XVIII столетия в общей сложности было возведено 150 крепостных сооружений. Они выполняли военно-оборонительную, административную, налогово-финансовую, торговую, перевалочно-транспортную, промышленную, религиозную и культурную функции .

Церковные священнослужители находились в составе первых переселенцев и правительственных воинских отрядов: у Ермака во время походов имелась передвижная часовня с иконами, а с Иваном Кольцо прибыло 10 священников .

Широкую сферу деятельности церковь развернула с момента строительства сибирских острогов и городов, где в числе первых строений воздвигались церкви, храмы и монастыри. Церкви строились одновременно с возведением острожных стен. Они по своим формам и размерам напоминали крепостные башни. Это были клети со сторонами в плане 6-8 метров, увенчанные шатровой кровлей, завершенные вместо герба главкой с крестом. Среди первых храмов имелись и надвратные церкви (часовни), церкви, конструктивно связанные с крепостной стеной и церкви, свободно стоявшие на территории острога. Они исполняли роль религиозно-культурных центров городов10.

Одной из первых (возможно, и первой) церковью в Сибири была Спасская в городе Тюмени11. В работах Н.А. Абрамова упоминаются еще две церкви: Рождества Богородицы и Св. Николая с приделом Федора Стратилата, которые тоже были построены при закладке самого города. В 1601 и 1602 гг. на месте этих церквей поставили новые, а жители за стенами острога основали церковь во имя Бориса и Глеба12.

В Тобольске первые церкви, согласно сообщениям сибирских летописей, были построены во имя Живоначальной Троицы и Вознесения, а за городом при Прямском взвозе - церковь Спаса. Церковь, построенную в остроге, освятили на Троицу и назвали Троицкой. Другую церковь, поставленную вне острога «на взвозе», освятили в Спас и назвали Спасской .

Согласно хронологическим таблицам. Троица в 1587 г. приходилась на 4 июня, а Спас - на 6 августа по старому стилю. Если учесть, что расхождение между старым и новым стилем для XVI в. равняется 10 суткам, то Троицкую церковь освятили 14 июня 1587 г. а Спасскую 16 августа 1587 г. по новому стилю. Отсюда видно, что сам острог и издания внутри него были закончены к 4(14) июня, а вне острога - к 6(16) августа 1587 г.

Поэтому, как считает О.Н. Вилков, прав летописец, заявляя, что на «оные праздники свершилось городовое строение» и не совсем правы его комментаторы В.И. Сергеев, В.И. Кочедамов. «Первый из них относит основание Тобольска к 26 мая - 5 июня 1587 г., а второй - к 4 июня - 6 августа 1587 г. (по новому стилю)»14.

В 1598 г. вместо первой сооружена была более просторная Троицкая церковь с приделом Святителя Николая. В 1602 г. у Пермского Никольского взвоза поставили Никольскую церковь по случаю явления угодника Божия Николая (впрочем, Никольской называлась она в народе, а так была Введенской - ее главный престол «во имя введения Божьей Матери во храм»)15.

В 1595 г. ставят храм во имя Рождества Христова в Пельше. При возведении Тары построили там Спасскую церковь, а от города на восток Параскевы Пятницы. Храмы и церкви отстраивались и в других городах: в Березове поставили церковь во имя Воскресения Христова (1605 г.), в которую казаки отдали две походные иконы; Архангела Михаила и Святителя Николая; в Сургуте - во имя Святой Троицы, в Верхотурье с таким же названием. В Обдорске построили церковь во имя Св. Василия, в Мангазее - Николаевскую, строятся храмы в Кузнецке, Туруханске, Томске и других городах16.

Наряду с храмами и церквями происходило основание монастырей в Сибири. Древнейшим из них считается Зосимо-Савватиевский в Тобольске, который признан предшественником Тобольского Знаменского монастыря17.

В источниках и исторической литературе по-разному датируется его основание. Царская грамота от 18 января 1662 г. дает основание считать годом построения 1596 г.18. Владения этого монастыря перешли сначала к Успенскому, а затем к Знаменскому монастырю, получившему свое название по главной церкви «во имя Знамения Божьей Матери»19.

Структура управления Тобольского архиерейского дома

Центром системы управления Сибирской епархией являлся Тобольский архиерейский дом - главная резиденция архиереев. Под архиерейской резиденцией традиционно понимается комплекс сооружений, предназначенных для постоянного или временного проживания духовных владык и их штата. Обращаясь к истории Тобольского архиерейского дома, сталкиваемся с проблемами его изучения не только как архитектурного ансамбля, но и как определенного церковного учреждения, имеющего свою структуру, функции, полномочия и штат служащих.

К приезду архиепископа Киприана (30 мая 1621 г.) в Тобольске на архиерейском дворе поставили погреб, ледник, сушила, поварню, конюшню, избу певчим дьякам и подьякам. Архиепископство обосновалось на месте первого острога, где когда-то стоял кремль, а позднее был построен обширный архиерейский двор, получивший название Софийский156.

Двор являлся единым архитектурным комплексом площадью 30 кв. саженей (около 4200 кв.м.), в котором были композиционно связаны Софийский собор, церковь Похвалы Богородицы, колокольня, жилые и служебные здания. На архиерейском дворе располагались деревянные постройки: домовые церкви, жилые покои, административные и хозяйственные сооружения. К паперти церкви Похвалы Богородицы примыкали проходные сени, которые вели к келье с сенями. Возможно, это был комплекс личных покоев архиепископа. Вовнутрь двора вели двое ворот - святые, имеющие ширину «две сажени без четверти» (3,5 м), с приворотьем шириной в одну сажень (2,1 м), находящиеся рядом с папертью собора с западной стороны комплекса, и задние ворота, расположенные с северной стороны 57.

По мнению Н.Н. Писарева, наличие двух видов ворот было характерно для архиепископских и патриарших дворов, что оправдано функционально: святые ворота служили парадным входом, задние использовались в качестве хозяйственных. По тому же принципу устроены входы в архиерейский двор в Троицком-Голенищеве под Москвой и ряд других158.

На основе архивных данных А.Ю Майничева графически реконструировала двор архиепископа (См. приложение 3). По ее мнению, кельи и стены стояли на теплом подклете, с заднего двора по двум двухмаршевым лестницам можно было подняться во входные сени. «Лестница, ведущая во входные сени, имела в нижнем марше восемь ступеней, в верхнем - девять и была покрыта тесом, а ведущая в проходные сени имела в верхнем марше восемь и в нижнем семь ступеней. С верхней площадки, имевшей стены, можно было пройти в большие стены и комплекс «казенных» построек - сени, келью, комнату и повалушку. Большие сени анфиладно соединялись с передней кельей, комнатой и задними сенями, причем этот комплекс развивался в северном направлении. Из задних сеней вели двери в заднюю келью с теплым подклетом и повалушу, к которой с севера примыкала поземная хлебня. Отдельно от комплекса находились сарай, приспешная келья (пекарня), погреб с сушилом, поварня, келья для работных людей». Восточную часть архиерейского двора занимала конюшня. В северной части располагались «квасная поварня, три житницы, келья подьячих, келья черных попов и приказ судных дел». Наибольшую высоту имели Софийский собор и церковь Похвалы Богородицы. Из построек хозяйственного назначения наиболее высоким было здание конюшни с сараем. Конюшня была самым протяженным сооружением — ее длина составляла 24 сажени (около 50 м). В комплексе были и низкие поземные сооружения, не имевшие пола: «хлебня, келья приспешная, житницы И келья для черных попов» .

Таким образом, Софийский архиерейский двор представлял собой комплексный ансамбль с высокой плотностью застройки, в котором все основные сооружения были связаны между собой переходами.

Важнейшим сооружением архиерейского двора являлся Софийский собор, хотя грамотой из Москвы предписывалось наименовать церковь Вознесенской (См. приложение 4). Среди исследователей долгое время дискуссировался вопрос о времени строительства Софийского собора1 . В Полном собрании русских летописей о первом архиепископе Киприане говорится как о строителе «церкви Софии Премудрости Божьей»161\ В опубликованной «Дозорной книге за 1624 г.» содержатся сведения о том, что «в Тобольску около посаду острог, а в остроге церквей: соборная церковь Софии Премудрости Божьей, церковь во имя Всемилостивейшего Спаса, да предел Ивана Предтечи»162.

А.И. Сулоцкий приводит в своей работе «О церковных древностях Сибири» данные из описания монастырей и епархии, где говорится о том, что Софийский кафедральный собор был построен между 1621-1624 гг.163. В труде П.А. Словцова «Историческое обозрение» содержатся сведения о постройке в 1642 г.164.

На основе данных переписных и копийных книг 1620-1636 гг. Тобольского архиерейского дома можно сделать вывод, что деревянный собор Софии был построен в 1621-1622 гг. Для строительства были использованы срубы домов, купленные у тобольских жителей 65.

Описание храма дает представление об архитектурных формах, близких северным деревянным церквям. Высота церкви от «уровня земли до яблока» была 13,5-14 саженей (более 28 м), пол находился на уровне 14 венца, что при диаметре бревен 25-28 см составляло 3,5-3,9 м. От пола до «закомар», представлявших собой крещатое бочечное покрытие, было 26 венцов (около 7 м). Сруб сооружения поднимался на высоту 10-11 м, что составляло около трети высоты всего здания. На основании из крещатых бочек, выходящих лбами по три на каждую из четырех сторон сруба, был установлен эффектный барабан, составленный из центрически расположенных бочек меньшего размера. Собор имел три алтаря и паперть, охватывавшую сруб с трех сторон. В алтаре было «семь больших и пять малых, а в паперти восемнадцать окон». На паперть вела крытая лестница. Сруб церкви имел двадцать шесть венцов и завершался пятью главами, центральная глава размещалась на бочечном барабане, а четыре меньшие главы - на угловых крещатых бочках166.

Существует мнение, что прототипом Тобольского Софийского собора являлся храм Новодевичьего монастыря Московского кремля, по другой версии - храм в Новгороде. Новгородский Софийский собор относится к первой половине XI в. Это пятинефное, многостолпное здание, обнесенное с трех сторон галереями. Центральная часть здания завершается пятью главами .

Наконец, образцом для строительства архиерейского двора в Тобольске вполне могла послужить и ранее построенная резиденция архиереев в Вологде, состоявшая из Софийского собора, колокольни, архиерейских палат, домовой церкви и других построек. Рядом с Вологдой находился Спасо-Прилуцкий монастырь (в качестве образца для вологодских сооружений послужили строения Новгородского софийского двора), типологически совпадающий с монастырским комплексом близ Тобольска.

Неподалеку от Софийского собора находилась шестигранная шатровая колокольня в три этажа. Софийский собор (1621-1622 гг.) был связан крытыми переходами с колокольней, церковью Похвалы Богородицы и архиерейским домом. Церковь Похвалы Богородицы по своим размерам не уступала самому собору, «в ширину была пяти сажен (10,8 м), высота сруба до пола церкви составляла 17 рядов (около 4-5 м), но была с одной главой». Имелись три больших окна и три створчатые двери. С южной стороны к паперти церкви Похвалы Богородицы примыкали проходные сени, которые вели к келье. Сени играли роль не столько хозяйственных пристроек, сколько парадных прихожих, комнат ожидания, а в ряде случаев и залов собраний168.

Следует отметить, что к территории архиепископского двора с южной стороны примыкали дворы «софейского протопопа и протодьякона, и соборных попов», а с северной и восточной - «о самой забор дворы мирских всяких чинов людей». Таким образом, свободный подход к Софийскому двору был только с западной стороны.

На протяжении всего XVII в. для Тобольска были характерны частые пожары, семь раз деревянные крепости сменялись и отстраивали заново. В ночь с 13 на 14 августа 1643 г. в Тобольске произошел пожар, в результате которого сгорел собор, выстроенный Киприаном. Сибирские летописи кратко фиксируют постройку новой соборной церкви «и после того пожару в 1646 году начали строить соборную церковь Софии премудрости». Новый Софийский собор «о тринадцати главах» был освящен архиепископом Герасимом 13 августа 1648 г. С.Н. Баландин предполагал, что этот храм являлся символичной аналогией тринадцатиглавому Софийскому собору в Новгороде 69.

Возникает мысль о постройке каменного архиерейского двора. Еще при первом архиепископе Киприане были разведаны запасы сырья, а при митрополите Корнилин действовали карьеры и печи для обжига кирпича и извести. В 1674 г. был построен архиерейский дом, который имел два этажа: в верхнем располагалось семнадцать, а в нижнем двадцать три комнаты 7 .

Хозяйственная деятельность и социальный состав архиерейских вотчин в XVIII в. (до секуляризации 1764 г.)

Тобольский архиерейский дом в XVIII в. (до секуляризации) оставался крупным земельным собственником, несмотря на сдерживающую политику государства. Церкви в Сибири принадлежало свыше 1800 дворов митрополичьих и монастырских, а в них 7 775 душ м.п. Из них за Тобольским архиерейским домом числилось 2 654159 души м.п. крестьян и бобылей, за приписным Тобольским Знаменским монастырем - 1405160. На 1719 г. в архиерейских вотчинах насчитывалось около 2 000 десятин пашни, или 15,4% всей пашни уезда161.

По имеющимся данным. Тобольский архиерейский дом располагал огромными запасами хлеба. В 1732 г. в архиерейский дом поступило около 30 000 пудов ржи и ярового хлеба. Только в житнице Усть-Ницынской слободы в 1762 г. хранилось более 32 000 пудов ржи и овса. Об этом свидетельствуют и данные ведомостей о хлебе, розданном в 1762 г. светскими властями; «в Усть-Ницынской вотчине крестьянам раздали 3 508 четвертей с осьминою ржи, 500 четвертей овса»162.

В хозяйственном комплексе Тобольского архиерейского дома на 1763 г. находились две соборные церкви, деревянные кельи, каменные палаты, имелась поварня, хлебня, напогребница, сушило, малярия, столярня, конюшня, под горой -три магазина, погреб и кирпичный сарай (См. приложение б)163.

В хозяйстве вотчин Тобольского архиерейского дома важное место отводилось хлебопашеству и скотоводству. Рост церковных и монастырских вотчин происходил в основном теми же путями, что и в предшествующий период; покупка, обмен, вклады и прямые захваты. Наибольшее распространение в первой половине XVIII в. получают купля и захват участков, уже прочно занятых татарским и русским населением. Тобольский архиерейский дом, владеющий сотнями крестьян, в своих вотчинах проявил огромный хозяйственный размах. В состав каждой из его вотчин входили пахотные земли, сенокосы, леса, рыбные ловли164.

В начале 40-60 гг. XVIII в. прослеживается тенденция к сокращению монастырской запашки и расширению территории крестьянских деревень. На «казённую» пахотную землю (так называемая в монастырских документах барская запашка) практиковалось сажать дворцовых работников, которые становились лишними в связи с сокращением «казённого» хозяйства. Их освобождали от дворцовых работ и «определяли в крестьянство» 65. Общая запашка крестьян Тобольского архиерейского дома равнялась 3 927 десятинам166.

По мнению В.А. Александрова нет оснований, считать, что запашка архиерейских крестьян была меньше государственной, так как «запашка у государственных крестьян «равнялась 2 557 десятинам в одном поле, а митрополичьих 3 825 десятинам»167. Отсюда можно предположить, что крестьяне пахали приблизительно «4 000 десятин в поле».

Ревизская сказка Тавдинской слободы за 1720 г. позволяет проследить состояние крестьянского хозяйства. Она включала 7 деревень, в которых насчитывалось 97 дворов, с численностью населения 677 душ обоего пола. Они вели самостоятельное хозяйство. Из них 9 крестьянских дворов (вдовы и престарелые крестьяне) не имели пашни и сенокосов. Хозяйство остальных 88 по количеству запашки и сенных покосов можно разделить на 4 группы и представить в виде таблицы 8:

Основную массу дворов (69 или 78,4%) составляли крестьянские хозяйства, имевшие пашни от 1 до 2 десятин в поле. Другую группу составили 13 хозяйств (14,8%), имевших от 3 до 4 десятин. По размерам сенных угодий к малообеспеченным можно отнести до 3 десятин - 4 двора (7,5%), наиболее обеспеченным - от 4 до 10 десятин - 68 (77,3%) дворов. От 11 до 13 десятин -10 (11,4 %) дворов и от 14 до 26 - 6 (6,5%). Учитывая, что для нормального ведения крестьянского хозяйства требовалось соотношение пашни и покосов 1 к 3, можно сделать вывод, что земледельческие занятия в Тавдинской слободе не могли обеспечить доходность крестьянского двора. Этот вывод можно подтвердить тем обстоятельством, что почвенно-природные условия в слободе мало пригодны для ведения сельского хозяйства. По мнению Н.Н. Покровского и Е.К. Ромодановской, Тавдинская вотчина заселялась и развивалась благодаря рыбным угодьям169.

В архиерейских вотчинах и землях были организованы скотные и конные дворы, где содержали лошадей, крупный и мелкий рогатый скот и свиней. Например, при Тобольском Знаменском монастыре был свой конный завод. Широко распространена была продажа лошадей, большую часть из них продавали вне митрополичьих вотчин, часть продавали в рассрочку с поручителями некоторым митрополичьим и монастырским крестьянам, дворцовым работникам и бобылям. В 1746 г. монастырь продал 215 лошадей общей стоимостью 441 руб. 10 коп. Стоимость лошадей могла составлять от 50 - 70 коп. до 6 руб. 90 коп. ш.

На протяжении первой половины XVIII в. наблюдается сокращение количества крупного рогатого скота и рост мелкого. В Вагайской вотчине числилось на 1746 г. 118 голов рогатого скота, 108 овец, 505 свиней171. По ведомостям за 1762-1763 гг. о наличии хлеба, рогатого скота и лошадей в архиерейских вотчинах в Тавдинской слободе находилось 54 лошади, в Усть Ницынской - 15, в Покровской - 8, в селе Воскресенском 3 лошади и 59 голов рогатого скота. Всего 80 лошадей и 136 голов рогатого скота172.

М.М. Громыко на основании описи монастырского имущества за 1757 г. делает вывод, что на протяжении последних десяти лет характер скотоводства монастырского хозяйства изменился; если коровы насчитываются единицами, то поголовье овец возросло173.

Содержание такого большого количества скота могло осуществляться только за счет огромных территорий сенных покосов, поэтому большое внимание в хозяйстве западно-сибирских церковных феодалов уделялось сенокошению. Данные о большом количестве накошенного сена свидетельствуют о его продаже на рынок174. Также имелись вишневые и хмелевые сады возле села Воскресенского175. Развито было при Тобольском архиерейском доме производства воска и изготовление свечей176.

Тобольский архиерейский дом был богат озерами и реками, что способствовало развитию рыболовства. Рыбные ловли отдавались в оброк крестьянам архиерейских вотчин. В 1760 г. «с двух песков Кречинского и Смирного, одного в низ реки Иртыша от города Тобольска в 3-х верстах, двух саусканской долгортской, одного песка Абалацкого вверх реки Иртыша в 25 верстах и Кокоринского песка», находящихся в оброке у крестьян собрали 107 руб. 327 коп.177.

Всего за Тобольским архиерейским домом насчитывалось 17 рыбных озер, на которых в 1762 г. работало 11 человек. Им выплатили по договору 44 руб. 50 коп.178. К моменту секуляризации церковных имений (1764 г.) только за Тобольским Знаменским монастырем в Вагайской вотчине числилось 7 озер. площадью в 500 десятин. Рыба шла не только в пищу священнослужителям, но и на продажу179.

Архивные данные свидетельствуют о наличии при Тобольском архиерейском доме больших запасов вина и торговле виноградными напитками. Казначей Тобольского архиерейского дома иеромонах Евсевии Леонов обратился в Синод: « в прошлых годах в Тобольском подгорном архиерейском дворце варили горячее вино в шести кубах. А с состояния губернии, бывший губернатор, князь Гагарин как во всей губернии, так и в доме архиерейском, винное курение запретил, а вместо того определил отпускать в архиерейский дом на год по 200 ведер вина простого и по 25 ведер двойного...в 1703 году, по челобитью Филофея митрополита Тобольского, велено было, для архиерейских домовых расходов, посылать из Тобольска, на архиерейском коште, к Ямышу озеру дощаник по соль в 1000 или в 1500 пудов...Но с образованием губернии князь Гагарин эту посылку отменил. Поэтому архиерейский дом просил о возобновлении отпуска соли и вина». В апреле 1722 г. последовал указ о выдаче вином и солью в прежних размерах 80.

Предпосылки и условия реализации церковной реформы Екатерины II

XVIII в. явился поворотным в истории России: происходило укрепление абсолютной монархии, складывание новой бюрократической системы государственно-административного управления, что вело к значительным изменениям в политике, экономике и культуре.

Для РПЦ этот период был началом нового наступления государства на ее привилегии, поэтому исследуемый период можно охарактеризовать как вмешательство светских властей в ее внутренние дела. Церковная реформа, осуществленная Петром III и Екатериной II, окончательно превращала церковь в управляемую часть правительственного аппарата и опору государства, подрывала экономическую мощь церкви304.

60-е гг. XVIII в. стали для церковных институтов переломными. Следует учитывать, что церковные учреждения были крупными земельными собственниками. За ними числилось большое количество земли, движимого и недвижимого имущества. На эти земли с давних пор претендовали светские феодалы, поэтому в их интересах 26 февраля 1764 г. Екатерина II издает Сенату указ «О разделении духовных имений и о сборе со всех Архиерейских, монастырских и других церковных крестьян с каждой души по 1 руб. 50 коп., с приложением Манифеста о подведомстве всех Архиерейских и монастырских крестьян Коллегии Экономии, и штатов по духовной части»305, более известный как указ о секуляризации церковных земель.

Начало секуляризационной политики в России Екатерина II связывает с Алексеем Михайловичем и его преемниками Петром I, Екатериной I, Анной Иоанновной и Елизаветой Петровной. Причину создания указа о секуляризации она объясняет следующим условиями; «Сии и прочия к тому служащих размышления, верою и законом, а к кому и собственною Нашею любовью к исполнению должности Нашей в сердце Нашем питаемыя, цобудили Нас, дар Божий по завету Его обратить на сие богоугодныя дела, и составляющее немалую часть доходов Государственных, а некоторыми властями безпорядочно иногда управляемое, привести в такой порядок, о котором предки Наши чрез 60 лет и больше трудилися, но не окончили. Для сих причин, в прошлом 1762 году ноября 29 числа, учредили Мы при Дворе Нашем Духовную Комиссию...состоящую из трех духовных персон и из пяти светских»306. Однако истоки секуляризационных моментов следует искать в более ранний период. Как известно, впервые вопрос о землях и материальном богатстве церкви и духовенства возник при Иване III во второй половине XV -начале XVI вв. Борьба двух взглядов оставила заметный след в русской общественной мысли и привела к возникновению особых общественных течений - иосифляне и нестяжатели307. В дальнейшем государство постоянно вмешивалось во внутренние дела церкви и пыталось ограничить приобретение новых земель308.

По мнению И.Л. Маньковой, процесс централизации Русского государства вел к церковной реформе, а с решения Стоглавого собора 1551 г. начался долгий путь наступления светской власти на феодальные привилегии церкви и ее земельные владения. В своей работе «Государственная политика в отношении землевладения Урало-Сибирских монастырей в XVII - начале XVIII вв.», ссылаясь на свидетельства исследователей, автор утверждала, что началом нового этапа в борьбе государства за ограничение церковного землевладения принято связывать с «Соборным Уложением» 1649 г.; «Впредь..патриарху, и митрополитам, и архиепископам, и епископам, и в монастыри ни у кого родовых, и выслуженных, и купленных вотчин не покупати, и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечный поминок не имати некоторыми делы». «Соборное уложение», как считала И.Л. Манькова, подрывало легальные возможности роста церковного землевладения309.

Важным мероприятием по преобладанию государства над церковью было учреждение Монастырского приказа («Соборное Уложение» 1649 г.), что было враждебно встречено духовными лицами, и в 1677 г. Приказ упразднили, а его функции были переданы Приказу Большого дворца310.

В 70-х гг. XVII в. церковь была лишена значительной части финансовых привилегий: указ от 1 марта 1672 г. об отмене жалованных тарханных грамот митрополитам и монастырям 11. Указ от 9 августа 1677 г. подтвердил прежнее решение и предписывал «со всех торговых промыслов взимать таможенные пошлины, как с торговых людей» .

В августе 1678 г. туринскому воеводе направлена грамота о «запрете продавать и уступать владения монастырям без государева на то указа» . Однако, на наш взгляд, правительственные директивы не мешали Тобольскому архиерейскому дому приобретать новые земли.

Петр I издал ряд указов, ограничивавших привилегии церкви. В 1696 г. издан указ об обязательном предоставлении епархиальными учреждениями годовых отчетов о расходах на строительство, хлебных запасов и т.п.

Указ повторялся в 1697 г. вследствие его плохого исполнения. Духовным владельцам запрещалось без разрешения государства строить в своих владениях церкви, монастырские сооружения, производить денежные затраты на неокладные расходы. Об издержках на окладные расходы представлять в Приказ Большого дворца расходные книги и сохранять денежную казну до специального распоряжения правительства314.

В феврале 1700 г. Петр I приказал «...на всех торжках как в церковных, так и в светских владениях собирать пошлины и питейную прибыль выборным бурмистрам в казну...». Контроль государства устанавливался не только за денежными средствами церкви, но и за хлебными расходами и доходами. Светские власти взимали всевозможные подати с церковных дворов и пользовались услугами церковных учреждений. Монастыри должны были поставлять продовольствие, фураж для лошадей, а часть вотчин приписали к заводам и мануфактурам315.

Нельзя говорить только о том, что государство желало подчинить церковь и ограничить ее привилегии. Церковные перемены в конце XVII - начала XVIII в. являлись составной частью преобразования всего Русского государства.

В церковной жизни в исследуемый период имелись недостатки. Причем, одним из них была слабая образованность приходского духовенства. Учреждение церковных школ началось лишь к концу XVII столетия, шло весьма вяло.

Другим негативным явлением был раскол церкви. В этот спор Православной церкви с раскольниками вмешалась светская власть, которая очень скоро стала играть здесь ведущую роль. Наряду с этим существовали внешние факторы, которые, возникнув независимо от церковной жизни, тем не менее, сильно отразились на ней.

По мнению И.К. Смолича в истории России XVIII-XIX вв. можно выделить четыре важнейших фактора, поставившие перед Православной церковью трудные задачи: 1) территориальный рост государства; 2) прирост населения; 3) изменения в социальной структуре и состоянии культуры; 4) новый характер государственной власти и ее позиция по отношению к церкви316.

После возвращения из «Великого посольства» (1697-1698 гг.) Петр I начал вводить в России «европейские обычаи» (брадобритие, введение немецкого платья, курение табака и т.д.). Патриарх Адриан (1690-1700 гг.) занял позицию пассивного неприятия всех новшеств Петра I. Он пытался в своих «статьях» и посланиях напомнить Петру I о том, что священство стоит выше царства. Все это обострило отношения царя и патриарха, поэтому Андриана считают одним из виновников церковной реформы, выразившейся в отмене патриаршества и учреждении Синода317.

В 1700 г. Адриан умер и к Петру I обратился А.А. Курбатов с письмом. В нем он предложил временно воздержаться от избрания нового патриарха, вместо него назначить одного из архиереев с четырьмя учеными монахами, а все архиерейские вотчины описать и после переписи отдать церковные имения в управление «особливого расправного приказа». Во главе приказа он предлагал поставить боярина Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина или стольника Дмитрия Петровича Протасова318. Будучи прибыльщиком, А.А. Курбатов был заинтересован в контроле и распоряжении имениями патриарха и доходами с епископских и монастырских вотчин.

Петр I принял предложение А.А. Курбатова и 16 декабря 1701 г. издал указ об учреждении главного патриаршего управления и назначил местоблюстителем патриаршего престола Стефана Яворского319.

Среди исследователей нет единого мнения в определении причин такого решения Петра I. Одни историки считают, что у него не было кандидата на патриарший престол. Другие - что он не мог решить, оставлять ли институт патриаршества. Например, С.Ф. Платонов полагал, что Петр I не слишком торопился с выборами патриарха только потому, что он просто не знал, что делать, а к великорусскому духовенству относился с недоверием. Возведение малоросса на патриарший престол привело бы к возмущению. В таких обстоятельствах Петр I решил остаться без патриарха320.

Похожие диссертации на Тобольский архиерейский дом в XVII - 60-е гг. XVIII в.