Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Взаимоотношения органов власти и интеллигенции в период 1944-1956 гг 30
1.1 Усиление идеологического контроля над творческой интеллигенцией (1944-1953 гг.) 30
1.2 Деятельность интеллигенции в условиях смены центральной власти (1953-1956 гг.) 72
Глава II. Власть и позиции творческой интеллигенции после XX съезда КПСС (1956-1965 гг.) 106
2.1 Татарская творческая интеллигенция в условиях либерализации общественно-политической ситуации (1956-1960 гг.) 106
2.2 Свертывание либеральной тенденции в социально- культурной жизни в ТАССР (1960-1965 гг.) 137
Заключение 161
Список использованных источников и литературы 170
Приложение № 1 192
Приложение № 2 200
- Усиление идеологического контроля над творческой интеллигенцией (1944-1953 гг.)
- Деятельность интеллигенции в условиях смены центральной власти (1953-1956 гг.)
- Татарская творческая интеллигенция в условиях либерализации общественно-политической ситуации (1956-1960 гг.)
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Затянувшийся процесс социально - экономических и политических реформ в Российской Федерации пробудил у значительной части российской общественности интерес к советскому периоду истории. Если ранее ностальгические настроения по советскому прошлому были присущи большей частью старшему поколению, то в настоящее время они проявляются у всех слоев общества, в том числе у молодежи. У властных структур различного уровней наблюдается обращение к советскому опыту решения тех или иных проблем. В стране существуют политические течения, опирающиеся на духовное наследие советского периода истории. Однако зачастую общест- венное сознание основывается на поверхностных представлениях о советском периоде, его упрощенных трактовках. В связи с этим потреб- * ность научного освещения истории и культуры советского периода является весьма злободневной.
Среди актуальных проблем на одном из первых мест находится вопрос о взаимоотношениях интеллигенции и власти. Раскрытие советского опыта отношений политической и интеллектуальной элиты позволяет наиболее точно понять общественно-культурную ситуацию в стране, выявить нюансы динамики изменений в политике и тем самым объяснить природу и эволюцию советской системы.
СССР был многонациональным и неоднородным государством, и чтобы понять специфику, важно обратиться к опыту решения национальных проблем на примере национальных регионов. Исследование истории взаимоотношений творческой интеллигенции и власти в общероссийском масштабе не может считаться завершенным без глубокого изучения этого процесса в различных регионах страны, в том числе в
Татарстане. Татарский народ был одним из немногих народов РСФСР, имевшим в прошлом свою государственность и сохранившим это в социальной памяти. Поэтому Татарстан являлся своеобразным полигоном в апробации принятых национально-политических решений центральной власти: республика стала одной из первых в проведении "показательных чисток в сфере политики и культуры"1.
Период 1944-1965 гг. является важным в истории ТАССР в силу принятия постановления ЦК ВКП(б) "О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации" от 9 августа 1944 года, которое оказало принципиальное влияние на общественно-политическую обстановку в республике, существенно изменив условия жизнедеятельности национальной интелли- .->.* генции. Реализация постановления привела, к запрету ряда произведений литературы и искусства и гонениям на отдельных представителей -.- национальной интеллигенции. В ТАССР это произошло намного раньше, чем в целом в СССР.
Татарская интеллигенция большей частью была объединена в творческие союзы. Вхождение в творческий союз свидетельствовало о принадлежности к национальной элите. Союз писателей ТАССР; созданный на Учредительном съезде в 1934 г., на котором председателем был избран К.Наджми, прошел сложный и противоречивый путь и, доставлял определенное беспокойство директивным органам. Поэтому наибольший идеологический удар, направленный на разрушение национального самовыражения, пришелся на писателей, литературоведов, а также историков. Роль художественной литературы и искусства, исто-
1 Смит Дж. Национальное строительство и национальный конфликт в СССР в 1920-е годы / Дж. Смит // Россия в XX веке: Реформы и революции: В 2 т. Т.2 / под общ. ред. Г.Н.Севостьянова; [ Сост. С.М.Исхаков]. - М.: Наука, 2002. - Т. 2. - С. 144.
рической науки и литературоведения в процессе самовыражения нации всегда была исключительной.
Старейшими творческими организациями в стране являлись Союз художников ТАССР, образованный в 1935 г. решением Татарского обкома ВКП(б), первым председателем которого стал П.Дульский, а также Союз композиторов, созданный в 1939 г., - его оргкомитет в составе председателя Н.Жиганова и двух членов - А.Ключарева и М.Музафарова1 был назначен правительством ТАССР. В этот период он объединял 9 человек . Однако становление творческих союзов было прервано Великой Отечественной войной. Поэтому процесс дальнейшего становления и развития творческих союзов республики пришелся на период усиления идеологического давления.
Принятие вышеназванного постановления означало усиление идеологического контроля, ослабленного в годы Великой Отечественной войны, причем этот процесс в республике начался раньше, чем в целом по стране. Следует сказать, что идеологический диктат усиливался на фоне депортаций народов и ликвидации национально-государственных образований. Только в 1944 г. были выселены калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары, турки, курды. Эти события, несомненно, оказывали негативное влияние, вызывали чувство страха как у партийно-государственного руководства, так и у интеллигенции национальных республик. Августовское постановление "испугало ученых и писателей и в национальных республиках, и в Москве, и в Ленинграде"3. Апрельская 1946 г. сессия Отделения истории и философии Академии наук СССР, организованная совместно с Татарским институтом языка, литературы и истории канонизировала булгарскую вер-
1 Национальный архив Республики Татарстан (далее НА РТ). Ф. Р - 7057. Оп.1. Д.23. Л.26.
2 НА РТ Ф. Р - 7057. Оп.1. Д.30. Л.1.
3 Липкин СИ. Бухарин, Сталин и "Манас" / СИ. Липкин // Огонек. - 1989. - №2. - С.24.
сию происхождения татар. Это привело к запрету освещения истории Золотой Орды, Казанского ханства, национально-освободительной борьбы. Поэтому при исследовании взаимоотношений интеллигенции и власти необходимо учитывать все факторы, ставшие политическим фоном давления на местную власть и интеллигенцию. Так же отметим, что только в 1930-1950-е гг. потерпевшими от репрессий по политическим мотивам оказалось более 50 татарских писателей. Среди них А. Гилязов, Г.Иделле, Н.Исанбет, А.Мирсай, К.Наджми, Х.Туфан, М.Шабай1.
Проведение национально-культурной политики напрямую зависело от партийных руководителей республики. В 1944 г. впервые-со времени организации республики первым секретарем обкома ВКП(б) стал представитель татарской национальности З.И.Муратов (1944-1957гг.). Его взгляды и миропонимание сформировались в атмосфере страха и репрессий. С самого начала своей деятельности З.И.Муратову пришлось выполнять постановление ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года. Данные факторы в совокупности не могли не повлиять на его отношение к на-циональным проблемам . З.И.Муратов, сверхосторожно относился к вопросам состояния татарского языка, положению национальной школы и книгоиздания, требованиям творческой интеллигенции. Согласно И.Р.Тагирову, З.И.Муратов был безразличен к национальной жизни . Такие взгляды и соответствующие действия первого секретаря отражались на отношении к этим вопросам и со стороны его подчиненных. Тем более, что Татарстан у сталинского руководства страны всегда был под подозрением в национализме, и ярлык "султангалиевщины" долгое вре-
1 Мухтарова М.М. Репрессированные татарские писатели / М.М. Мухтарова // Татарские
края. - 2001. - март. - С.З.
2 Султанбеков Б.Ф. Камиль Фасеев. Всходы, побитые заморозками / Б.Ф. Султанбеков //
Татарстан. - 2002. - №1. - С.44.
3 Тагиров И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (XX век) / И.Р. Тагиров. -
Казань: Таг. кн. изд-во, 1999. - С.354.
мя-пугал не только интеллигенцию, но и партийных работников и руководство ТАССР.
Период "оттепели" в республике связан с именем С.Д.Игнатьева, возглавившего Татарский обком КПСС в годы усиления либеральных тенденций, выступлений интеллигенции за углубление демократизации общества; проведение реформаторских проектов в сфере управления. Следует сказать, что внутреннюю политику в отношении интеллигенции обуславливали события в Венгрии и Польше (осень, 1956 г.), попытка смещения Н.С.Хрущева в июне 1957 г.
Либерализация общественно-политической жизни в стране оказалаї сильное влияние на повышение национального самосознания народов России, в том-числе татарского. Существенно повлияли на дальнейшее : развитие республики и общества XX съезд КПСС (1956 г.), Декада татарского искусства и литературы в^Москве (1957 г.), смена руководства v республики (1957 г.), попытки повышения общественного статуса татарского языка и создания непрерывной системы национального обра- .: зования (1958 г.), постановка татарской интеллигенцией вопроса о повышении государственно-правового статуса Татарской республики.
В период либерализации общества и осуждения политики и практики сталинского режима во второй половине 1950 г. в среде татарской творческой интеллигенции произошло размежевание, которое привело к борьбе двух тенденций: одна часть интеллигенции ратовала за сохранение сталинской культурной политики; другая же выступила за либерализацию политики в области культуры. Инициированные руководством страны попытки либерализации общества» не получили должного развития в ТАССР, но пробудили к активной общественно-политической жизни творческую интеллигенцию, способствовали формированию новых форм и механизмов взаимодействия интеллигенции и власти. Одна-
ко на рубеже 1962-1963 гг. в руководстве страны, а также республики возобладал курс на свертывание допущенных идеологических уступок.
Под творческой интеллигенцией мы понимаем интеллигенцию, которая занималась деятельностью в сфере культуры, искусства, литературоведения, гуманитарных наук, сфера работы которой пересекалась с культурным творчеством. Понятие художественная интеллигенция уже, чем творческая интеллигенция. В сферу интересов художественной интеллигенции входили искусство, музыка, литература (художники, писатели, композиторы).
Под либеральной интеллигенцией мы понимаем интеллигенцию, для мышления которой была характерна глубина социального анализа явлений общественно-политической ситуации в стране, готовность к ,'. социальной модернизации, критичность оценок некоторых сторон жизни общества, стремление к расширению рамок творчества и снятия^ идеологических запретов. В то же время, большинство представителей татарской либеральной интеллигенции не подвергало сомнению социалистические ценности, не выступало за изменение основ механизма осуществления власти и общественных отношений, в стране. В основе либеральных воззрений лежала вера в творческие возможности личности в условиях социалистического образа жизни, убеждение в возможности- совершенствования советского общества.
Следует сказать, что многосложный процесс развития советского общества на данном этапе отечественной истории получил неоднозначные оценки в научных трудах, публицистической литературе, поэтому необходимы исследования указанного периода, которые опирались бы на широкую источниковую базу и позволили бы сделать объективные неполитизированные выводы.
Всестороннее и объективное изучение проблемы взаимоотношений татарской творческой интеллигенции и власти позволяет глубже понять характер политических, социальных и культурных процессов, происходивших в республике, осмыслить этнополитические устремления ведущих представителей татарской интеллигенции.
Цель данного исследования: комплексно изучить динамику взаимоотношений татарской творческой интеллигенции и властных государственно-партийных структур ТАССР в первое послевоенное 20-летие, выявив специфику социально-культурной ситуации республики в середине XX века.
Объект исследования: татарская творческая интеллигенция и власть.
Предмет исследования: динамика^ взаимоотношений татарской творческой интеллигенции, представителей власти и партийно-государственных органов TACGP в период 1944-1965 гг. (съезды, собрания, заседания правлений^ официальные встречи, выступления на данных мероприятиях; решения и резолюции, принятые на них, факты неформальных контактов татарской творческой интеллигенции).
В соответствии с целью, объектом и предметом работы были определены следующие задачи:
Выявить факторы, которые обуславливали этапы взаимоотношений между татарской творческой интеллигенцией'и властью.
Проанализировать методы, формы-воздействия государственно-партийного руководства ТАССР на деятельность татарской творческой элиты.
Исследовать реакцию татарской творческой интеллигенции на решения государства и правящей коммунистической партии по вопросам культуры.
4. Определить роль и место татарской творческой интеллигенции в решении культурно-национальных проблем ТАССР.
В работе рассматривается только деятельность татарской творческой интеллигенции, так как мы исходили из позиции, что в исследуемый период татарская творческая интеллигенция имела существенное влияние на общественно-культурную жизнь республики. Характер формирования творческих союзов отражал неравномерность развития различных сфер культуры. Татарские профессиональные художники и композиторы еще были малочисленны. В большей мере освещена деятельность татарских писателей, так как татарская культура - это на 90% литературная культура1. Наиболее мощной творческой организацией в ТАССР являлся Союз писателей, который занимал одно из, ведущих ; мест в СССР.
Хронологические и географические рамки диссертации. Исследование охватывает период с 1944 по 1965 гг., который является наиболее показательным для выяснения процесса становления и развития норм, правил, предписаний во взаимоотношениях татарской творческой интеллигенции с властными органами, становления и развития системы контролирования партийными органами творческой интеллигенции. Нижняя граница обусловлена постановлением ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 года "О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации", которым в последующей деятельности руководствовались партийно-государственные органы республики. Практическое выполнение
1 Хисамов Н.Ш. Литературное наследие как фактор этнокультурного единства нации / Н.Ш. Хисамов // Единство татарской нации: Материалы научной конференции АН РТ "Цивилизационные, этнокультурные и политические аспекты единства татарской нации" (Казань, 7-8 июня 2002 г.). - Казань: Фэн, 2002. - С.95.
данного постановления республиканской властью серьезно повлияло на процесс формирования и развития татарской интеллигенции. Была выработана система директивных решений, которая на десятилетия определила развитие культурной жизни в республике, взаимоотношения власти с творческой; интеллигенцией1. Конечная дата приходится на год смены руководства страны (1964 г.), прямым следствием чего стала переоценка, опыта предшествующего периода. Особенности этого периода заключаются в том, что он соединил в себе различные и противоречивые черты исторического развития общества.
Данный период; мы подразделяем на четыре этапа: 1944-1953 гг., 1953-1956 гг., 1956-1960 гг., 1960-1965 гг. Для первого этапа характерен мощный/ идеологический прессинг на татарскую творческую интеллигенцию; инициированный центральными органами. Назначение З.И.Муратова руководителем партийной организации республики- гв; 1944 г. означало смену курса: ликвидации-последствий идеологических послаблений, допущенных в годы Великой Отечественной войны. Реализация постановлений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам поставило интеллигенцию в жесткую зависимость от властей. Окончание данного периода мы связываем со смертью И:Сталина. В 1953-1956 гг.
Определяющими из них были: Постановление бюро Татарского обкома ВКП(б) "Об ошибках и недостатках в работе Татарского научно- исследовательского института языка; литературы и истории" от 10 октября 1944 г., "О состоянии работы по составлению "Очерков по истории Татарской АССР" от 21 марта 1946 г., "О работе Союза советских композиторов ТАССР" от 24 марта 1947 г.,"0 журнале "Совет эдэбияты" (1948 г.), "О работе правления Союза советских писателей ТАССР" от 15 мая 1950 г., "О работе Союза, советских художников ТАССР" от 11 октября 1950 г., "Об ошибках в учебнике литературы для 8 класса татарской средней школы!' от 18 ноября 1952 г., "Об идеологических извращениях в сборнике пьес Н.Исанбета" (ноябрь, 1953 г.).
происходит переоценка ценностей и приоритетов в системе взаимоотношений интеллигенции и власти, ожидание перемен в обществе в связи со сменой руководства страны. В 1956-1960-е гг. определяющим событием является XX съезд КПСС. В этот период произошли изменения в партийном руководстве ТАССР. В 1957 г. первым секретарем Татарского обкома КПСС назначается С.Д.Игнатьев, а в 1960г. его сменяет Ф.АТабеев. С первым из них связаны наиболее заметные либеральные тенденции в культурной жизни республики, с другим - их свертывание. Период 1960-1965 гг. характерен угасанием процесса либерализации общественно-политической жизни. Такая периодизация позволяет установить и выявить изменения, тенденции и направления взаимоотношений татарской творческой интеллигенции и власти. Предлагаемая периодизация позволяет адекватно отразить специфику реализации культурной политики в республике.
Необходимо отметить, что выделенные этапы не совпадают полностью с аналогичными процессами в масштабе всей страны.
События и явления, рассматриваемые в исследовании, происходят или связаны с Татарской республикой. В то же время деятельность татарской интеллигенции была связана с центрами компактного проживания татарского населения РСФСР. В частности, это касается Декады татарской литературы и искусства, основные мероприятия которой происходили в столице страны, обсуждения в Союзе писателей ТАССР'твор-чества татарского писателя из Челябинска Г.Тляша, также выездных заседаний и мероприятий татарской творческой интеллигенции вне пределов республики.
Методологическая основа. Научные методы диссертации определены с учетом поставленной проблемы. В работе использованы общенаучные принципы исторического познания, которые взаимодопол-
няют друг друга: принцип историзма, требующий рассмотрения исторических событий в его развитии, выявлении как специфических особенностей каждого явления, так и обуславливающих его факторов. Методологическую основу анализа проблем взаимоотношений татарской творческой интеллигенции и власти в нашем исследовании составили историософские идеи отечественных философов: А.Ф.Лосева, Н.А.Бердяева, М.К.Мамардашвили, Д.С.Лихачева. Важными для осмысления и анализа рассматриваемых в работе проблем явились идеи А.Ф.Лосева1 о присущем для интеллигенции понимании индивидуальной жизни как сгустка общественно-исторических отношений и стремления к ликвидации несовершенства жизни. Мысли Н.А.Бердяева2 о культуре как уникальном творческом импульсе в историческом контек- ; сте. Суждения М.К.Мамардашвили о "человеке в культуре" как определенном типе социально-исторической личности и его праве на выра- .. жение собственных мыслей. Размышления Д.С.Лихачева4 о важности понимания произведений искусства с точки зрения знаний конкретно-исторических условий и личности художника.
Структурообразующим принципом исследования избран проблемно-хронологический, биографический, а также специфичные методы (периодизации) исторической науки и смежных наук (метод социальной психологии).
Степень изученности* темы. Литературу по рассматриваемой тематике условно можно разделить на советскую и постсоветскую. Смена
1 Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. - М.: Политиздат, 1991; его
же: Страсть к диалектике. -М.: Советский писатель, 1990. - 318 с.
2 Бердяев Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. - Л.: Лениздат, 1991; его же: Смысл истории.
- М.: Канон +: ОИ "Реабилитация", 1990. - 447 с.
3 Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили. - М: Прогресс,
1990.-368 с.
4 Лихачев Д.С.Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачев. - М.: Детская литература,
1998.-137 с.
научной парадигмы связана с формированием политического и идеологического плюрализма в обществе, начавшегося в период горбачевской перестройки и гласности и утвердившегося в период становления демократического общества в 1990-е гг.
В советский период в отечественной историографии проблема-взаимоотношений творческой интеллигенции с властью рассматривалась в рамках марксистско-ленинской идеологии, предписывающей апологетический стиль со свойственным ему умалчиванием негативных явлений и факторов во взаимоотношениях интеллигенции и власти. Вместе с тем научная литература, созданная в советский период, дает ценный информационный и фактографический материал.
Для советского периода определяющими трудами служили работы- г < Г.Г.Карпова, М.П.Кима, А.Е.Мординова1. В них обстоятельно в соответствии со строгим следованием официальному курсу рассмотрены ^ общие вопросы развития различных направлений, взаимосвязей и особенностей культуры, проблемы периодизации культурного развития; роли творческой интеллигенции в обществе. Вопросам формирования, источникам роста и развития советской интеллигенции посвящена коллективная монография "Советская интеллигенция (История формирова-ния и роста. 1917-1965)" . В ней выделены источники формирования интеллигенции: привлечение старых специалистов, выдвижение на советскую и хозяйственную работу рабочих и крестьян, перевоспитание и подготовка новых кадров в системе профессиональной школы. Усиление идеологической работы среди интеллигенции в послевоенный пери-
1 Карпов Г.Г. Партия и культурная революция в СССР / Г.Г. Карпов. - М.: Госполитиздат,
1957; Ким М.П. 40 лет советской культуры / М.П. Ким. - М.: Госполитиздат, 1957; Мор-
динов А.Е. О социалистическом содержании и национальной форме советской культуры /
А.Е. Мординов. -М.: Госполитиздат, 1959.
2 Советская интеллигенция: История формирования и роста (1917-1965) / под ред. М.П.
Кима. - М.: Мысль, 1968.
од авторы объясняют тем, что в период Великой Отечественной войны политически нестойкие бойцы Красной армии, побывавшие в Западной Европе, а также население оккупированных территорий находились под буржуазным влиянием. Роль творческих союзов, по мнению, авторов, заключается в идейно-политическом воспитании интеллигенции.
Труды В.Г.Ермакова, М.П.Кима1 посвящены широкому обобщению ранее накопленных фактов, выявленных закономерностей деятельности интеллигенции - в целом и отдельных групп. В данных работах доказывается, что руководство КПСС деятельностью творческой интеллигенции обуславливало поступательное развитие советского общества. В исследовании М.Е.Главацкого рассматривается историография трудов по формированию интеллигенции. В ней прослеживается обраще--ние историков к различным аспектам деятельности интеллигенции в зависимости от общественно-политической ситуации в стране. Проблемы, истории и общественно-политической деятельности творческих союзов и художественной интеллигенции представлены в работах^
Г.А.Бордюгова, В.А.Копырина, Г.М.Смирнова . В основном в них рассматривались взаимоотношения КПСС и организаций творческой интеллигенции, а также роли общественных организаций интеллигенции в решении задач культурного строительства. Авторы отмечают опреде-
1 Ермаков В.Т. Исторический опыт культурной революции в ССЄР / В.Т. Ермаков. - М.:
Мысль, 1968; Ким М.П. Проблемы теории и истории реального социализма / М.П. Ким. -
М.: Наука, 1983.
Усиление идеологического контроля над творческой интеллигенцией (1944-1953 гг.)
Завершающий этап Великой Отечественной войны, когда линия фронта все больше продвигалась к Западу, постепенно налаживалась мирная жизнь в тылу, подтолкнул сталинское руководство принять меры по ликвидации идеологических послаблений, допущенных в первоначальный период Великой Отечественной войны. К этому времени уже было ясно, что СССР в состоянии собственными силами справиться cf, фашистской Германией. В этот сложный период ЦК ВКП(б) 9 августа-1944 г. принимает постановление "О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации"1, оказавшее существенное влияние на взаимоотношения ,; интеллигенции и партийно-государственных органов в республике. Документ содержал идеологические обвинения против некоторых историков и писателей республики в допущении ошибок националистического характера. В нем были осуждены попытки позитивного освещения истории Золотой Орды и Казанского ханства, пропаганды национального эпоса "Идегей". Были даны установки на усиление политического воспитания интеллигенции.
Прежде чем приступить к анализу идеологического значения последствий, отметим, что в этот период на фронтах войны находились многие деятели культуры, которых отправляли в армию на общих основаниях. Так,: в течение 1941 г. из 53 писателей 25 были призваны на войну1. Из 44 членов Союза художников в РККА было призвано 20 членов Союза2. А всего во фронтовиках в годы войны числилось 34 художника3. Немало талантливых представителей татарской культуры служили в действующих частях рядовыми бойцами, что явилось следствием огромных потерь среди них. Только, в 1943 г. 36 членов Союза писателей республики находились в рядах действующей армии. Всего погибло 30 писателей и 22 журналиста . Татарская литература "потеряла таких замечательных художников слова, как М;Джалиль, А.Алиш, Р.Ильяс и др..."5. На фронтах войны осенью 1943 г. погиб талантливый композитор, автор балета "Шурале" Фарид Яруллин.
Такие потери наносили, безусловно, большой урон духу татарско-S го народа и вызывали большую обеспокоенность в партийно-государственных органах ТАСЄР. В конце: войны руководство рёспуб- V-лики все настойчивее ставило вопрос о важности возвращения с фронтов талантливых деятелей культуры в республику. При этом упор делался на сложности создавшейся ситуации, не позволявшей даже подобрать руководителей для организации деятельности творческой интеллигенции: Союза писателей республики, сектора художественной литературы Татгосиздащ редакции журнала "Совет эдэбияты"6. В июле 1944 г. первый секретарь Татарского обкома ВКП(б) В;Д;Никитин обращается; в Тлавное политическое управление Красной Армии к гене рал-полковнику А.С.Щербакову с письмом, в котором отмечает, что 80 процентов татарских литературных кадров на фронтах, а в тылу остались только инвалиды. "Литературной деятельностью занимаются лишь. 5-6 писателей... и поэтому не могут проявить нужной творческой активности" . В.Д.Никитин просил дать распоряжение об отзыве с фронтов А.Н.Кутуева, М.Г.Максудова, А.С.Файзи, Ш.Ф.Маннурова, Р.Ф.Ишмуратова и использовать по специальности С.Т.Хакимова, А.А.Исхакова, А.Ф.Ерикеева, М.Х.Садретдинова, Ф.В.Каримова2. В этом же письме он ходатайствовал о направлении в республику Афзала Шамова и Ибрагима Мингазиева, работавших во фронтовых татарских газетах.
Деятельность интеллигенции в условиях смены центральной власти (1953-1956 гг.)
После смерти И.Сталина в стране получили развитие процессы обновления политической системы и власти. Общество, в особенности творческая и интеллектуальная элита, жило в ожидании перемен.
Толчком к появлению либеральных настроений художественной " интеллигенции послужила статья в газете "Правда" "Право и долг театра"1. В ней отмечалось, что "социалистический реализм открывает необычайный простор развитию самых различных... направлений" в искусстве. Это многими деятелями литературы и искусства было понято как освобождение творчества от идеологического контроля. Но причиной либеральных тенденций в обществе являлась борьба за власть в высших эшелонах власти страны.
В создавшейся общественно-политической ситуации, однако, партийное и государственное руководство республики предпочло занять выжидательную позицию, и не допускало либеральных тенденций, проявившихся в общественно-политической жизни в столице СССР. Это было ощутимо во время отчетно-выборного собрания Союза писателей ТАССР 5 апреля 1953 г., первого крупного события в культурной жизни республики после смерти И.Сталина. На нем в очередной раз была про декларирована актуальность Постановления ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 г. В докладе Председателя Союза писателей Тарифа Губая ключевым моментом явилась беспроигрышная тема - дружба народов в творчестве мастеров культуры. Анализируя деятельность театров, он подверг критике формальное отношение писателей и драматургов- к необходимости "введения в произведения представителя русского народа". Г.Губай привел характерный пример: "Недавно печать, выступая с рецензией о комедии "Зять профессора", справедливо заметила, что в ней нет представителей от русского народа. Дело в том, что это замечание театром было принято и исправлено так: на другойіже день Абдуллу назвали Иваном. И этим разрешили вопрос дружбы народов..." Он подчеркнул, что "многие из этих представителей отличаются от татар одним именем, а в темах дореволюционной поры - костюмом"1. Этаже тема прозвучала в речи представителя власти - секретаря Татарского крайкома КПСС С.Батыева, который назвал образы русских в пьесах "дежурными". Создавая образы русских, он потребовал от творческих деятелей выводить их в произведениях как "представителей ведущей-нации, "старшего брата", как это есть в жизни"3.
Некоторые представители татарской интеллигенции в неформальной обстановке высказывали, мнение о необязательности вносить в татарские произведения образы представителей другого народа. Опираясь на опыт общения с татарской интеллигенцией, С.Батыев твердо заявил, что "никаких споров, никакой проблематичности в вопросах введения образов представителей других народов в художественные произведе ния татарской литературы быть не может - эту тему и нужно было рекомендовать нашим писателям". Игнорирование этого требования он оценил как национальную ограниченность, которую сам понимал как "отрыв жизни татар от жизни страны, увлечение местным краем, непонимание общих, единых задач страны 1.
На съезде были обстоятельно подняты вопросы развития детской татарской литературы. Было признано, что ее современное состояние характеризовалось слабым бессистемным развитием жанра, узостью тематики и однообразием постановки тем; игнорированием специфики, детской психологии. Это приводило к отсутствию интереса-к ней у детского читателя. Среди причин такого положения были названы влияние теории "бесконфликтности" и неправильное понимание типичности. "В детской- литературе эти "теоретики бесконфликтности" распространились, углубились больше, чем во взрослой литературе и продолжают иметь свое влияние" , - отмечалось в докладе С.Г.Батыева.
Татарская творческая интеллигенция в условиях либерализации общественно-политической ситуации (1956-1960 гг.)
XX съезд КПСС стал определяющим в истории страны. События, связанные с обсуждением на съезде доклада Н.С.Хрущева "О культе личности и его последствиях" стали для многих потрясением и слишком резким поворотом, потребовавшим определенной перестройки Курс на демократизацию привел в движение различные слои общества, активизировал деятельность интеллигенции.
Однако творческая интеллигенция не была удовлетворена только реабилитацией деятелей культуры. Партийное собрание Союза совет- -А ских писателей СССР,, обсуждая итоги XX съезда КПСС, подняло проблему о незаконных репрессиях среди писателей, потребовав наказать доносчиков и тем самыми углубить социалистическую демократию. В постановлении ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий" от 30 июня 1956 года проводилась мысль, "... что было бьг грубой ошибкой из факта наличиягв прошлом культа личности... искать источники этого культа в природе советского общественного строя"1. Такой подход ставил существенные ограничения в десталинизации, общества. Можно сказать, что власть и интеллигенция по-разному понимали процесс либерализации. Тем не менее после XX съезда КПСС наиболее ощутимая либерализация произошла в сфере культуры, литературы и искусства.
Нарастающий процесс либеральных преобразований в стране влиял на умонастроения татарской интеллигенции. Процессу духовного очищения общественной жизни в ТАССР способствовала реабилитация деятелей культуры. Так, в 1956 г. были восстановлены в правах членов Союза писателей Хасан Туфан, Галим Мухаметшин, в 1957 г.- Фатхи Бурнапь1, Махмуд Галяу2, Лябиб.Гильми3,. в 1958 г.- Мин Шабай?. Это позволило вернуть произведения данных писателей читателю.
В Татарской AGCP атмосфера "оттепели", разоблачение культа личности И.Сталина и процесс духовной либерализации совпали с подготовкой и проведением Декады, татарской, литературы и искусства в $ Москве. Либерализации общественной-жизни в республике способствовали также позиция и действия первого секретаря Татарского обкома с КПСС С.Д.Игнатьева, проявившиеся в поддержке национальной интеллигенции, попытке укрепить позиции татарского языка5. Но этих факторов было недостаточно для углубления либерализации