Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Деятельность института уполномоченных совета по делам Русской Православной Церкви в 1944 - 1965 гг. : на материалах Верхнего Поволжья Смирнова Ольга Станиславовна

Деятельность института уполномоченных совета по делам Русской Православной Церкви в 1944 - 1965 гг. : на материалах Верхнего Поволжья
<
Деятельность института уполномоченных совета по делам Русской Православной Церкви в 1944 - 1965 гг. : на материалах Верхнего Поволжья Деятельность института уполномоченных совета по делам Русской Православной Церкви в 1944 - 1965 гг. : на материалах Верхнего Поволжья Деятельность института уполномоченных совета по делам Русской Православной Церкви в 1944 - 1965 гг. : на материалах Верхнего Поволжья Деятельность института уполномоченных совета по делам Русской Православной Церкви в 1944 - 1965 гг. : на материалах Верхнего Поволжья Деятельность института уполномоченных совета по делам Русской Православной Церкви в 1944 - 1965 гг. : на материалах Верхнего Поволжья Деятельность института уполномоченных совета по делам Русской Православной Церкви в 1944 - 1965 гг. : на материалах Верхнего Поволжья Деятельность института уполномоченных совета по делам Русской Православной Церкви в 1944 - 1965 гг. : на материалах Верхнего Поволжья Деятельность института уполномоченных совета по делам Русской Православной Церкви в 1944 - 1965 гг. : на материалах Верхнего Поволжья Деятельность института уполномоченных совета по делам Русской Православной Церкви в 1944 - 1965 гг. : на материалах Верхнего Поволжья Деятельность института уполномоченных совета по делам Русской Православной Церкви в 1944 - 1965 гг. : на материалах Верхнего Поволжья Деятельность института уполномоченных совета по делам Русской Православной Церкви в 1944 - 1965 гг. : на материалах Верхнего Поволжья Деятельность института уполномоченных совета по делам Русской Православной Церкви в 1944 - 1965 гг. : на материалах Верхнего Поволжья
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнова Ольга Станиславовна. Деятельность института уполномоченных совета по делам Русской Православной Церкви в 1944 - 1965 гг. : на материалах Верхнего Поволжья : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Смирнова Ольга Станиславовна; [Место защиты: Иван. гос. ун-т].- Иваново, 2010.- 225 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/725

Содержание к диссертации

Введение

Институт уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви в областях Верхнего Поволжья в период т.н. «либерализации» церковной политики (1944 - первой половине 1948 г.) 29

1.1. Формирование института уполномоченных Совета по делам РПЦ. Выстраивание линии поведения уполномоченных с местными органами власти в 1944-первой половине 1948 г 29

1.2. Политика уполномоченных в выстраивании отношений с духовенством и мирянами в 1944-первой половине 1948 г 61

2. Деятельность уполномоченных СДРПЦ в период стабилизации государственно-церковных отношений (вторая половина 1948 — первая половина 1958 г.) 84

2.1. Укрепление позиций уполномоченных СДРПЦ во взаимоотношении с местными властями (вторая половина 1948 - первая половина 1954 г.) 84

2.2. Уполномоченные СДРПЦ и местные органы власти: от «натиска» к конструктивным отношениям с Церковью (вторая половина 1954-первая половина 1958 г.) 104

2.3. Взаимоотношение уполномоченных СДРПЦ с духовенством и мирянами (вторая половина 1948 - первая половина 1958 г.) 125

3. Политика «сращивания» уполномоченных СДРПЦ с местной властью в период активных гонений на Церковь (вторая половина 1958-1965 гг.) 147

3.1. Деятельность уполномоченных СДРПЦ во время ужесточения государственной политики в отношении Церкви (вторая полвина 1958-1965 гг.) 147

3.2. Выстраивание отношений уполномоченных СДРПЦ с духовенством и мирянами в период гонений на Церковь (вторая половина 1958 — 1965 гг.). 169

Заключение 193

Список источников и литературы 202

Введение к работе

Актуальность темы. В настоящее время происходит переосмысление истории советского периода. Попытки насильственного уничтожения религиозности населения потерпели крах. Государство было вынуждено налаживать отношения с Церковью. Этот процесс породил обширный опыт взаимодействия власти и Церкви в светском государстве. Несмотря на активное развитие историографии темы государственно-церковных отношений в советский период в последнее время, региональный аспект данной проблемы остается не достаточно исследованным. Вместе с тем, изучение деятельности уполномоченных Совета по делам РПЦ в масштабах Верхнего Поволжья позволяет выявить и оценить методы регулирования государственно-церковных отношений в целом по стране, а так же особенности решения церковного вопроса в зависимости от направленности работы местной управленческой элиты того или иного региона. Это способствует актуализации исторического опыта взаимоотношений государственной и церковной власти необходимого для развития процесса сотрудничества светских и религиозных организаций на современном этапе.

Степень разработанности проблемы.

Историографию данной проблемы можно разделить на три периода: 1) 1940-е -1950-е 2) 1960-1980-е 3) 1990 -е -2000-е гг.

В 1940-50-е гг. тема религии сводилась к описанию истории и текущего состояния атеистической работы. Пропагандистский характер работ обуславливался узостью ис-точниковой базы, ограничивающейся нормативными актами и выступлениями видных партийных и советских руководителей относительно церковного вопроса. Внутрицер-ковная жизнь, эволюция государственно-церковных отношений, а так же деятельность СДРПЦ и его уполномочен-

ных рассматривалась только в связи с историей проведения атеистической работы .

В 1960-80-е гг. под влиянием давления на историков принципа партийности, марксистской идеологии, закрытости архивов, при освещении темы государственно-церковных отношений происходило замалчивание исторических фактов, установление жестких цензурных требований, появление клише и исторических мифов, схематиче-ских описаний . В начале 1980-х годов начали появляться единичные исследования, в которых обозначались попытки пересмотра сложившихся норм. Одной из первых работ нового направления стала монография Н.С. Гордиенко . Автор поднимает вопросы о поддержке верующими светской власти, состоянии материальной базы Церкви, перемен в социальном составе прихожан, поддержки Церковью внутренней и внешней политики государства. Н.С.Гордиенко сосредоточился на изучении роли СДРПЦ как посредника между правительством и Церковью, деятельности уполномоченных по кураторству жизни церковных общин и духовенства.

Коммунистическая партия о религии. М., 1958., Коммунистическая партия и Советское правительство о религии и церкви. М., 1959.

2 Лившиц Г.М. Религия и церковь в прошлом и настоящем. М.,
1961. Новиков Н.П. Православие и современность М., 1965.,
Чертихин В.Е. Идеология современного православия. М., 1965.,
Красиков Н.П. В погоне за веком. /Отображение социальных
процессов в богословских трудах и проповеднической деятель
ности православных священнослужителей). М., 1968., Подоляк,
Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве. М.,
1981., Варичев Е.С. Православная Церковь. История и социаль
ная сущность. М., 1982. Розенбаум. Ю.А. Советское государст
во и церковь. М., 1985.

3 Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20-80- е годы
XX столетия). М., 1984.

Для работ 1960-80-х гг. характерно отсутствие целостности подхода к проблеме, замалчивание и даже искажение фактов. Поднимались проблемы эволюции законодательной базы, политическая составляющая государственно-церковных отношений, изучалась роль атеистической пропаганды. Почти не рассматривались социальный и экономического аспекты церковно-государственных отношений; редко встречался и анализ причин сохранения религиозности части населения. Все же, в работах советских авторов был собран богатый фактический материал из доступных источников, осуществлены попытки написания обобщающих работ, подразумевавших анализ практической деятельности уполномоченных.

Отказ от догматических установок советского времени, открытие доступа к фондам партийных и советских архивов привело к наступлению нового этапа развития историографии нашей темы в 1990-2000-х гг. Одним из первых исследований этого периода стала серия статей М.И. Одинцова, на основе архивных материалов составившего хронику истории государственно-церковных отношений в советский период . Автор подчеркивает, что деятельность СДРПЦ сводилась к сдерживанию недовольства верующих и созданию благоприятной картины государственно-церковных отношений перед западными наблюдателями. М.И.Одинцов рассмотрел деятельность руководства СДРПЦ, не затрагивая роль уполномоченных СДРПЦ в решении религиозного вопроса.

К детальному изучению деятельности СДРПЦ обрати-лась Т.А.Чумаченко . По мнению автора, именно в недрах СДРПЦ государственная политика в религиозном вопросе принимала конкретные очертания в виде официальных

1 Одинцов М.И. Хождение по мукам. 1954 - 1960 г. // Наука и
религия. 1991. №7.

2 Чумаченко Т.А. Государство Православная церковь, верующие
в 1941-1961 гг. М.,1999.

решений. Исследуя деятельность уполномоченных Совета, автор ограничивается изучением проблемы формирования корпуса уполномоченных и изменения его состава в связи с колебаниями церковной политики государства.

М.В. Шкаровским осуществлена одна из первых попыток комплексного исследования, и осмысления истории государственно-церковных отношений в советский период . Значимым для нас является описание истории образования СДРПЦ и его деятельность по ограничению самостоятельности Церкви. Отмечается, что с конца 1950-х -начала 1960-х гг. руководство СДРПЦ дискредитировало себя, не успев среагировать на резкие изменения государственной политики в отношении религии и принять участие в нажиме на Церковь. После смены руководства Совета в начале 1960-х его деятельность уже не отвечала первоначальным посредническим функциям.

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. все чаще появляются работы, посвященные истории государственно-церковных отношений, носящие региональный характер . Коллективный труд Н.В.Зина, Е.А. Пуховой, А.К.Тихонова посвящен изучению жизни приходов Владимирской

3 тт

епархии . Делается вывод о том, что в восстановлении

Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 2000.

2 Прядкина О.А. Взаимоотношения советского государства и
Русской Православной церкви в 1941-1954 гг. (на материалах
Верхнего Поволжья). Автореф. дис. на соискание степени канд.
ист. наук. Кострома, 2004., Анисков В.Т., Хаиров А.Р. Право
славие на Ярославской земле: от крещения до наших дней. Яро
славль, 2007., Минин С, свящ. Очерки по истории Владимир
ской епархии (Х-ХХ вв.). Владимир, 2004., Гераськин Ю.В.
Взаимоотношения Русской Православной Церкви, общества и
власти в конце 30-х - 1991 гг. (на материалах областей Цен
тральной России). М., 2008.

3 Зин Н.В., Пухова Е.А., Тихонов А.К. Владимирская епархия в
1943-1964 гг. Владимир, 2007.

Церкви большую роль играли как усилия духовенства и мирян, так и деятельность уполномоченных СДРПЦ. Комплексное исследование А.А.Федотова по истории РПЦ в областях Центральной России дает информацию о внутри-церковной жизни и отношениях религиозных организаций с местными органами власти.

Постсоветская историография отличается деидеологи-зацией воззрений авторов, привлечением широкого круга ранее недоступных источников, что позволяет объективно подойти к анализу проблемы государственно-церковных отношений. Постсоветская историография выдвинула ряд новых проблем: факторы развития государственно-церковных отношений в советское время, реакция Церкви на постоянное давления со стороны властей.

Большинство церковных изданий вплоть до конца 1980-х годов были посвящены юбилейным датам в жизни Церкви, целью которых, по заказу властей, являлось создание благоприятного впечатления о развитии государственно-церковных отношений за рубежом. Деятельность СДРПЦ - главного «надсмотрщика» над Церковью либо замалчивалось, либо оценивалось положительно . Свободные от государственного давления исследования церковной историографии стали появляться в начале 1990-х гг. По мнению священника С.Гордуна, уполномоченные СДРПЦ выполняли роль обер-прокуроров, представлявших идеологию воинствующего безбожия, однако СДРПЦ, установивший полный контроль за деятельностью Церкви, опосредованно помогал и ее возрождению, участвуя в про-

1 Федотов А.А. Русская Православная Церковь с 1943 - 2000 гг.: внутрицерковная жизнь, взаимоотношения с государством и обществом (по материалам Центральной России). Иваново, 2005.

Празднование 60-летия восстановления патриаршества. М., 1977., Московский патриархат. 1917-1977 гг. М., 1978., Русская православная церковь. М., 1980., Русская православная церковь. 988-1988 гг: в 2 ч. 4.2. Очерки истории 1917-1988 гг. М., 1988.

цессе открытия храмов . Протоиерей В. Цыпин характеризует СДРПЦ как «инструмент» в руках государства, осуществлявший проведение государственной политики в отношении Церкви . Собрав богатейший материал по истории Церкви в советский период, на данном этапе представители церковной историографии занимаются его аналитической проработкой.

Отдельно выделим работы зарубежных авторов. До 1990-х годов они исходили в основном из эмигрантских кругов. Для них характерна высокая степень идеологизированное, субъективность оценок, публикация недосто-верных слухов . По мнению А.А.Мейера, существование СДРПЦ дало возможность централизовать управление Церковью . Исследования современных авторов носят обобщающий характер . В монографии Д.В. Поспеловско-го деятельность уполномоченных СДРПЦ рассматривается опосредованно, в связи с проведением антицерковных акций . Для работ зарубежных авторов характерен плюрализм мнений, стремление многогранно оценить развитие

Гордун С, священник. Русская православная церковь в период с 1943 по 1970 год //Журнал Московской Патриархии. 1993 №1. 2 Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви 1917 - 1997. М., 1997

3Струве П.Т. Хроника дела архиепископа Иова. // ВСХД 1960 №58., Степанов (Русак) Вл. Свидетельство обвинения. Т. 3. М., 1993.

Мейер А.А. Пленённая церковь. Очерки развития взаимоотношения между церковью и властью в СССР. Франкфурт-на-Майне, 1954.

Моос В. Православная Церковь на перепутье (1917-1999). СПб., 2001., Stroyen W. A Long Walk То Church (A Contemporary History of Russian Orthodoxy Nathaniel Davis). URL:g_way_two_church.htm (дата обращения: 25.05.2008) 6 Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.

государственно-церковных отношений. В зарубежной историографии выявляются причины гонений на РПЦ, анализируется реакция на них со стороны верующих, рассматривается подстраивание внутрицерковной жизни под требования атеистического государства.

Историография темы государственно-церковных отношений на сегодняшний день насыщена по объему, однако роль уполномоченных СДРПЦ в проведении государственной политики в отношении Церкви на местах исследована недостаточно. Спорной является оценка деятельности СДРПЦ и его уполномоченных, соотношение позиции руководства СДРПЦ и уполномоченных с позицией ПК партии, местного партаппарата во время изменений государственно политики в отношении Церкви.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования являются отношения советской власти и Русской Православной Церкви в период с 1944 по 1965 гг. Предметом - деятельность института уполномоченных Совета по делам РПЦ в областях Верхнего Поволжья.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования - выяснить сущность и значение деятельности института уполномоченных СДРПЦ в проведении государственной политики в отношении Церкви в областях Верхнего Поволжья за период с 1944 по 1965 год. Данная цель реализуется в рассмотрении следующих исследовательских задач:

1. Определить этапы формирования и становления института уполномоченных СДРПЦ в областях Верхнего Поволжья.

2.Показать сущность и специфику процесса установления контроля уполномоченных за деятельностью духовенства и мирян в период стабилизации государственно-церковных отношений и в период гонений на Церковь. 3.Установить типичные и специфические черты укрепления позиции уполномоченных в среде местной управлен-

ческой элиты в период стабилизации государственно-церковных отношений.

4.Проанализировать изменение функций и деятельности уполномоченных на разных этапах взаимоотношения государства и Церкви.

Хронологические рамки диссертации обусловлены датами существования института уполномоченных СДРПЦ в областях Верхнего Поволжья. Февраль 1944г. - время зарождения института уполномоченного СДРПЦ в областях Верхнего Поволжья. 1965г. - год преобразования структуры СДРПЦ, завершившегося созданием Совета по делам религии и радикальной сменой функций института уполномоченных.

Территориальные рамки работы охватывают территорию региона Верхнего Поволжья: Ивановскую, Владимирскую, Ярославскую и Костромскую области. Эти территории имеют исторически сложившуюся общность религиозных традиций, длительные социальные, культурные и экономические связи, что позволяет рассматривать их как единое геополитическое пространство.

Источниковая база нашего исследования включает в себя нормативные, делопроизводственные документы, статистику, периодику, мемуары.

Нормативные документы делятся на центральные и региональные и относятся к государственной и церковной власти. Постановления, указы государственных органов власти, Конституция СССР 1936 года, программа и устав КПСС 1961 года дают сведения об эволюции правительственной политики в отношении Церкви . Нормативные документы церковной власти: Положения об управлении

1 Законодательство о религиозных культах. Сборник материалов и документов. М., 1971., Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик 1936 года // Ю.С.Кукушкин, О.И.Чистяков. Очерк истории Советской Конституции. М., 1987. С. 285-313.

РПЦ, указы, циркуляры раскрывают способы приспособления Церкви к менявшимся условиям жизни .

Региональные нормативные документы: постановления областных и городских исполнительных комитетов Советов народных депутатов и комитетов партии содержат информацию об особенностях религиозной ситуации в областях и районах. Региональные нормативные документы церковной власти (указы архиереев) дают представление о решении кадрового вопроса.

Большое значение для исследования имеют делопроизводственные документы. Они представлены архивными материалами государственных учреждений союзного и регионального уровня. Исследовались, прежде всего, материалы фонда Совета по делам религии при Совете Министров СССР (до 1965 г. - Совет по делам РПЦ). Интерес для нас представлял комплекс документов по работе СДРПЦ с уполномоченными: протоколы заседаний СДРПЦ, материалы инструкторского отдела СДРПЦ, инструктивные письма руководства СДРПЦ уполномоченным, письменные отчеты уполномоченных, стенографические записи всесоюзных и кустовых совещаний руководства СДРПЦ и уполномоченных. Значимость этих документов возрастает в связи с тем, что в центре отчеты уполномоченных о состоянии Церкви сохранились в полном объеме, в то время как в региональных архивах частично.

Значимыми для работы являются материалы Отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б)-КПСС, содержащие информацию об организации контроля за деятельностью религиозных объединений, различные сводки, поступавшие из ЦК ВКП (б)-КПСС, НКВД-МТБ, СДРПЦ и других органов, проекты государственных мероприятий в отно-

1 Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. /Составитель Штриккер Г.: В. 2 кн. Кн.1,2. М., 1995.

шении Церкви, варианты кадровых перестановок иерархов РПЦ, рекомендации руководителей государства относительно решения религиозного вопроса в стране в целом и отдельных областях в частности.

Делопроизводственные документы регионального уровня сосредоточены в материалах фондов уполномоченных СДРПЦ в государственных архивах областей Верхнего Поволжья. Они содержат сведения о религиозности населения, о доходности церквей, жалобы уполномоченным со стороны верующих, материалы о жизни приходов епархии, личные дела священников, дела религиозных объединений, переписку уполномоченных с СДРПЦ и верующими, переписку архиереев с духовенством, разбор жалоб и заявлений верующих, дающих картину повседневной жизни Церкви и степени вмешательства в нее уполномоченных.

Изучались также документы фондов областных комитетов партии, содержащие информацию о проведении научно-атеистической пропаганды на местах, об ошибках и перегибах в действиях антирелигиозников, о позиции местной партийной элиты по отношению к Церкви, а также о состоянии самой церковной организации. На основе анализа статистических материалов, содержащихся в документах фонда СДРПЦ, фондах уполномоченных, мы определили динамику численности храмов, кадрового состава священно-, церковнослужителей, изменение экономического положения епархий Верхнего Поволжья, трансформацию уровня религиозности населения.

Использовались воспоминания непосредственных свидетелей жизни духовенства и мирян в условиях гонений на Церковь. Они оформлены в виде материалов к жизнеописаниям преп. Амфилохия Почаевского, свт. Афанасия (Сахарова), архим. Авеля (Македонова) и др. В жизнеописаниях содержится обширный материал о внутрицерковной

жизни, взаимоотношениях в среде духовенства, примерах столкновения с властями, а так же примирения с ними .

Дополнительным источником нашей работы стала центральная и местная периодическая печать. Центральные издания («Правда», «Известия», «Журнал Московской патриархии», «Наука и религия», «Вестник Русского Христианского Движения») содержат директивы правительства и партии, союзный опыт атеистической работы, отрывочные сведения из жизни епархий. Местные издания («Заводская правда» (Ярославль), «Комсомольская искра» (Владимир), «Ленинец» (Иваново), «Призыв» (Владимир), «Рабочий край» (Иваново), «Северный рабочий» (Ярославль), «Северная правда» (Кострома)) дают более широкую картину состояния религиозности населения, отношения местной власти к Церкви. В противоположность казенным формулировкам архивных источников сообщения региональной прессы содержат более яркий материал о жизни Церкви и государственно-церковных отношениях. Однако необходимо учитывать специфику периодики, преследующей, прежде всего, цель пропаганды официальной доктрины положения Церкви в советском государстве.

Методологической основой нашего исследования является принцип историзма и системный подход. Применялись методы анализа, синтеза, индукции, метод описания, синхронный метод, сравнительно-исторический метод, ис-торико-психологический метод. При составлении таблиц применялись методы описательной статистики: вариационные ряды и выборочный метод.

Научная новизна. В работе впервые в историографии проведено комплексное исследование деятельности упол-

1 Житие преподобного Амфилохия Почаевского. Почаев, 1998., Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. / Со-стаитель инокиня Сергия (Ежикова). Свято-Троицая Сергиева Лавра, 2003., Евсин И.В. Было много чудес. Удивительные истории из жизни архимандрита Авеля (Македонова). М., 2006.

номоченных Совета по делам РПЦ в Верхневолжском регионе. Представлена модель анализа основных функций работы уполномоченных разных областей в рамках единого региона. Введены в оборот архивные документы, позволяющие расширить фактологическую базу современной историографии церковно-государственных отношений в советский период. Сформулированы выводы, углубляющие представления о теории и практике взаимоотношений государства и Церкви в СССР.

Научно-практическая значимость диссертации имеет два направления. В научно-познавательном аспекте собранный и проанализированный в работе материал по истории государственно-церковных отношений может быть использован при чтении курсов лекций по истории России XX века, истории Русской Православной Церкви, религиоведению, политологии, культурологи, в исследовательской работе светских и церковных научных центров. В практическом аспекте описание опыта деятельности уполномоченных СДРПЦ может быть использовано в работе государственных служб, занимающихся вопросами церковно-государственного взаимодействия.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в научных публикациях, излагались в докладах на международных, межрегиональных и вузовских научных конференциях в 2006-2010 гг.

Структуру диссертации составляют введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение, библиография.

Формирование института уполномоченных Совета по делам РПЦ. Выстраивание линии поведения уполномоченных с местными органами власти в 1944-первой половине 1948 г

1943 год стал переломным в государственно-церковных отношениях в СССР. Высшее руководство страны встало на путь признания роли религиозных организаций в общественных отношениях. В связи с этим важным является вопрос факторов, побудивших И.В. Сталина запустить процесс потепления государственно-церковных отношений. Наиболее значимыми, на наш взгляд, являются следующие факторы: занятие Московской патриархией патриотической позиции с первых дней войны; желание И.В. Сталина урегулировать противоречия с союзниками по вопросу прекращения гонений на Церковь неоднократно поднимавшемуся ими в преддверии открытия второго фронта; знакомство И.В.Сталина с международным опытом участия религиозных организаций в патриотической и антифашистской деятельности, как на оккупированных, так и на свободных территориях; массовое открытие храмов на оккупированных территориях; отмечается влияние личных качеств И.В. Сталина, благодаря которым, для укрепления культа личности он нуждался в признании сакральным институтом — Церковью; другой не менее важный фактор изменения государственно-церковных отношений кроется в глубинах общественного сознания и тех переменах, которые произвела в нем Великая Отечественная война.

Следует отметить, что все принципиальные решения по церковной политике могли приниматься исключительно с личной санкции И.В. Сталина. Во время Великой Отечественной войны он попытался ввести Церковь в систему режима власти, «пристягнуть» ее к государственному механизму. Для этого необходимо было решить, какому органу поручалось проведение новой религиозной политики1.

Существующий опыт показывал, что в. новых условиях, власть должна перейти к мягкому варианту налаживания взаимодействия с Церковью; Осуществлять государственную политику в отношении Церкви должен был только орган внешне незапятнанный связью с идеологическими и карательными структурами. Вместе с тем, он не должен представлять законодательную власть, а лишь осуществлять связь между государством и Церковью. И.В.Сталин лично настаивал на том, чтобы Совет по делам Русской Православной Церкви бьш образован именно при. Совете народных комиссаров; а не при Верховном Совете. Это подчеркивало, что СДРПЦ сам решений не принимает, а докладывает обо всем правительству и от него передает государственные решения Церкви.2

К сентябрю 1943 г. закончились приготовления к официальной нормат лизации церковно-государственных отношений с юридическим их закрепле-ниєм ; В результате беспрецедентной встречи генерального секретаря с тремя митрополитами 4 сентября того же года, Церковь после длительного периода гонений впервые получила право легального существования: вновь открыть духовные учебные заведения и храмы, возобновить издательскую деятельность, избрать нового патриарха после освобождения из тюрем наиболее сговорчивых, архиереев, которые в свою очередь должны были согласиться на цензуру и контроль над всеми аспектами жизни Церкви со стороны новоуч-режденного Совета по делам Русской Православной Церкви .

14 сентября СНК СССР утвердил создание Совета по делам РПЦ5. Постановлением СНК СССР от 7 октября 1943 г. было утверждено Положение о Совете по делам РПЦ при СНК СССР. Председателем СДРПЦ был назначен полковник государственной безопасности Г.Г. Карпов, чекистами были и два его заместителя, остальной штат составляли кадры управления делами СНК.

В Положении указывалось, что Совет создается с целью осуществления связи между правительством СССР и Патриархией РПЦ. На Совет возлагались следующие задачи: предварительное рассмотрение вопросов, возбуждаемых патриархией и требующих решения Правительства; разработка проектов законодательных актов и постановлений по делам РПЦ, наблюдение за правильностью и своевременным проведением их в жизнь на всей территории СССР; заключения по вопросам РПЦ, информирование Правительства о положении РПЦ, ее деятельности на местах; общий учет церквей и составление статистических сводок. Этим же постановлением учреждалась должность уполномоченного Совета по делам РПЦ при СНК в каждой союзной республики, автономной республике, а так же при областных исполнительных комитетах1 .

Укрепление позиций уполномоченных СДРПЦ во взаимоотношении с местными властями (вторая половина 1948 - первая половина 1954 г.)

В середине 1948 года наступает перелом в государственно-церковных отношениях. Причинами этому, по мнению большинства историков, послужили, во-первых, изменение позиции СССР на международной арене, связанное с началом «холодной войны» и сокращение в связи с этим использования Церкви во внешнеполитической деятельности, а во-вторых, новый виток чисток и репрессий внутри страны1.

Поляризация мировых политических сил в ходе развития «холодной войны» привела к переориентированию советской внешней политики на укрепление и консолидацию сил образовывавшегося социалистического лагеря. В этих условиях планы по утверждению первенства Русской Православной Церкви в Православии и всем мировом христианстве потерпели крах. Церкви теперь отводилась роль активного участника «борьбы за мир», частично компенсировавшей военное неравновесие со странами Запада. Новая роль церкви значительно сокращала внимание к ней государства. С другой стороны, новый виток внутриполитической борьбы, сопряженной с возобновлением массовых репрессий, превалированием радикальной части партаппарата, не одобрявшей послабления Церкви и ратовавшей за ограничение свободы совести, негативно сказался на положении Русской Православной Церкви в СССР. Кроме того, начавшийся в послевоенное время процесс модернизации церковной жизни, выражавшийся в приспособлении к существованию в условиях советской действительности, не мог не настораживать партийных идеологов2. С середины 1948 года происходила ревизия антирелигиозных идеологических установок. Наиболее активные усилия в этом направлении предпринимались ЦК ВЛКСМ и секретарем ЦК ВКП (б) М.А.Сусловым1. Ненормальной была признана ситуация, когда естественным на местах становилось привлечение священнослужителей к участию в общественной жизни и агитации. В таких условиях политика либерализации государственно-церковных отношений не могла иметь своего развития и подверглась постепенному регрессу, завершившемуся новым витком гонений на Церковь летом 1954 г.

Первые существенные ограничения деятельности Церкви последовали уже в конце лета 1948 года. Под давлением правительства Синод был вынужден принять решение о запрете крестных ходов из села в село; запрещались молебны на открытом пространстве; недопустимым стало обслуживание од-ним священником нескольких приходов; издательская деятельность епархий ограничивалась строгой синодальной цензурой2.

Со второй половины 1948 года появляются первые признаки противостояния СДРПЦ и антирелигиозно настроенной группировки в ЦК ВКП (б), возглавляемой М.А.Сусловым. Противостояние СДРПЦ и партийных структур, настроенных на обострение отношений с Церковью, повлияло и на положение уполномоченных на местах. Причиной этому стало мнение о том, что уполномоченные содействовали распространению церковного влияния под непосредственным руководством СДРПЦ.

В 1948 году был проведен ряд мер по снижению финансирования института уполномоченных СДРПЦ. В начале 1948 года из новой редакции постановления Совмина «О нормах и порядке выдачи временного денежного довольствия» было выключено упоминание об уполномоченных СДРПЦ. Таким образом, выплаты им дотаций прекратились. Позже, в том же году, Министерство финансов отклонило ходатайства СДРПЦ о предусмотрении фон 1 Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется? С.200. да премирования1. Ходатайства о выдаче персональных окладов, которые ранее ежегодно удовлетворялись полностью, в 1948 году были выполнены лишь на 20% . Еще с лета 1947 года в ряде областей РСФСР, в том числе, в Ивановской и Костромской прекратились выплаты уполномоченным дополнительных 200 рублей к ежемесячному окладу на так называемые социально-бытовые нужды, относившихся к местному финансированию . Этой мерой областные власти указывали на отсутствие для них значимости работы уполномоченных. В то же время, желая «приручить» уполномоченных, облисполком предоставлял им возможность подработать на должностях не связанных с решением религиозного вопроса. В 1949 году костромской уполномоченный М.И.Галкин направлялся облисполкомом на уборку льна4.

Деятельность уполномоченных СДРПЦ во время ужесточения государственной политики в отношении Церкви (вторая полвина 1958-1965 гг.)

1958 год ознаменовался новым наступлением государства на Церковь. Выделяются политико-идеологические и экономические причин обострения государственно-церковных отношений. Власть вновь попыталась поправить ухудшившееся экономическое положение в стране за счет ограбления Церкви, приняв новые налоговые законы, душившие религиозные организации. Новый виток гонений развернулся планомерно. Специфику и характер протекания этого процесса определил общий настрой секретного постановления ЦК КПСС от 4 декабря 1958 года «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды». Оно призывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть фронт наступления на религиозные пережитки советских людей.1 В 1958 году атеистическая тема стала лейтмотивом всех идеологических мероприятий.

В 1958 году атеистическая тема стала лейтмотивом всех идеологических мероприятий. Религия ставилась в один ряд с пьянством, хулиганством и считалась пережитком буржуазности". При этом атеистическая пропаганда по своей тематике, методике и стилю переходила на довоенные рельсы. Для формирования образа церкви использовалось уже определение не «классового врага», а реакционного, идеологически чуждого социализму и коммуниз-му явления . Значимость борьбы с религиозными пережитками было отмече- но уже в начале сентября 1960 года на совещании секретарей ЦК КПСС1. На

третьей сессии Верховного Совета РСФСР в 1960 г. было заявлено, что религия и ее служители являются активными проводниками буржуазной идеоло-гии". На Всесоюзном совещании по вопросам идеологической работы были выделены две цели наступления на религию: 1) подорвать народно-религиозное движение, направленное на воцерковление всей жизни страны; 2) использовать нужные и полезные для власти нравственно-религиозные ценности для завершения строительства коммунизма . Много говорилось о недостатках в научно-атеистической пропаганде на XXII съезде КПСС, провозгласившем курс на строительство коммунизма4. К антирелигиозной работе активно привлекались комсомольские силы. Таким образом, стратегия хрущевских гонений на церковь основывалась на обширном опыте и развернулась по разным направлениям и имела целью полное уничтожение религиозных организаций в стране.

Первый удар был нанесен по материальной базе Церкви. 6 октября 1958 года было принято два постановления Совета Министров: «О монастырях в СССР», предполагавшее сокращение монастырских земельных угодий, запрет наемного труда, а так же постановление о «О налоговом обложении доходов епархиальных управлений, а также доходов монастырей». Вводился налог со строений и земельная рента, отмененная с 1945 года. Резко повысилась ставка налога на земельные участки5. Повышение налога на доходы свечных мастерских коснулось каждого прихода. Важно и то, что постановление, сообщенное Церкви 28 октября, вступало в силу с 1 октября, что повлекло за собой взыскание дополнительной платы за уже проданные свечи. Ивановская епархия оказалась неподготовленной к этой атаке. За четвертый квартал 1958 года необходимо было заплатить налог в размере 3088 тыс. рублей, в то время как в епархиальной кассе было лишь 100 тыс. руб1. Дело в том, что с 1956 года в 38 храмах Ивановской епархии был произведен частичный, а в Ивановском и Кинешемском соборах крупный капитальный ремонт, в том числе, в Преображенский собор даже привезли золоченый иконостас из недействующего храма в с. Сараево Фурмановского района2. Совокупный расход на ремонт составил 782 тыс. рублей, что, видимо, истощило большую часть сбережений кассы .

Похожие диссертации на Деятельность института уполномоченных совета по делам Русской Православной Церкви в 1944 - 1965 гг. : на материалах Верхнего Поволжья