Содержание к диссертации
Введение
I. Экономико-демографическое развитие старообрядческих общин Ветки Стародубьяв 1760-1860 гг 32
1. Населенные пункты, количество и движение старообрядческого населения 32
2. Хозяйственная деятельность старообрядческих общин. Промыслы. Торговля. Промышленное производство. Сельское хозяйство 55
II. Духовные центры старообрядцев юго-запада России - Стародубья и Ветки; их влияние на местное население в 1760-1860 гг 85
1. Старообрядческие монастыри, скиты, пустыни, и обители Стародубья и Ветки как центры духовной жизни 85
2. Насильственная ликвидация старообрядческих духовных центров юго-запада России и их обращение в единоверие в середине XIX века 139
III. Вклад старообрядцев Ветки - Стародубья в духовную и хужожественную культуру края 172
1. Библиотеки духовных центров и личные книжные собрания старообрядцев в 1760-1860 гг 172
2. Иконописные мастерские, центры медного литья, религиозного шитья и вышивки в слободах и на посадах Ветки - Стародубья в 1760-1860 гг.205
Заключение 232
Использованные источники 237
Литература 251
Приложения 263
- Населенные пункты, количество и движение старообрядческого населения
- Старообрядческие монастыри, скиты, пустыни, и обители Стародубья и Ветки как центры духовной жизни
- Библиотеки духовных центров и личные книжные собрания старообрядцев в 1760-1860 гг
Введение к работе
В современных условиях возрастает интерес исследователей к русской православной церкви, ее истории, месте в жизни народа, ее роли в социально-политической истории страны, в формировании русской духовности и русской национальной культуры. В сфере внимания исследователей находится православие как важный исторический фактор в жизни населения России. Попытки объяснить государственную, общественную и культурную историю России без учета феномена православия не могут принести должных результатов. На протяжении долгого времени история российского государства, история народа были неотделимы от истории русской православной церкви. В ней особое место принадлежит истории раскола и вышедшему из него старообрядчеству, вобравшему в себя огромные массы людей, представителей различных слоев российского общества.
Изучение историко-религиозной, историко-церковной проблематики обусловило наряду с изучением роли русской православной церкви в общественной жизни и экономике России исследование народной религиозности как явления отечественной культуры, как фактора хозяйственной деятельности народа. Народная религиозность развивалась не только в рамках официального православия, но и в оппозиционном господствующей церкви староверии XVII-XX вв. Исследования по истории старообрядчества призваны на научной основе установить, прежде всего, значение религиозных верований в историческом развитии страны.
За последние годы силами ученых США, Великобритании, Польши, Румынии сделана попытка комплексного изучения этого уникального явления, так как старообрядчество стало неотъемлемой частью культуры не только нашей страны, но и многих других стран благодаря широкому расселению старообрядцев. Миграционные процессы, характерные для старообрядчества с момента его возникновения, обусловили подвижность, текучесть, территориальную разбросанность старообрядческих поселений. Ныне они существуют в странах Балтии, Польши, Украины, Белоруссии, России, США, Канаде, Австралии, Бра-
зилии, а также ряде других стран . Таким образом, старообрядчество в современном мире является неуникальным российским феноменом, а явлением, свойственным культурам разных стран. Данное обстоятельство делает его объектом внимания как отечественных исследователей, так и ученых из других стран мира.
Задачи изучения такого важного явления в русской истории как старообрядчество стоит в наше время довольно остро. Отпала необходимость исключительно критического рассмотрения религиозных представлений старообрядцев, одностороннего восприятия истории раскола как истории социального протеста, поэтому прежние позиции нуждаются в уточнении. Тема истории старообрядчества должна быть исследована разносторонне и с максимальной мерой объективности. Сегодня эта тема все больше приковывает внимание российских исследователей, так как старообрядчество не является «экзотическим культом, случайно занесенным на нашу почву, а свидетельствует о глубинных пластах духовной породы, залегающих в душе русского человека»2.
Вся история старообрядчества тесным образом связана с сохранением традиции, с архаичностью жизненного уклада, с оппозиционным отношением к официальной церкви. «Сам факт трехвекового существования староверия свидетельствует о том, что наряду с сохранением традиций в жизнь старообрядчества входили и новые явления»3. Но традиции и новации в старообрядчестве всегда составляли единое целое, так как духовные традиции могли быть живыми только в единстве - древней веры и материальной среды - старообрядческой общины. Поэтому наряду с изучением литературы, языка, старообрядческого фольклора, песенных обычаев идет изучение материальной культуры - той вещественной обстановки, которая окружала старообрядцев. Большое значение для понимания старообрядческого мировоззрения играет старообрядческая икона, памятники медной художественной пластики, религиозное шитье как
' См. Традиционная материальная и духовная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1992. С.З.
2 Антонов А.А. О журнале « Церковь» // Родина, 1990. № 9. С.З.
3 Там же.
неотъемлемые атрибуты старообрядческого культа, тесно связанные с духовной поэзией старообрядцев и их обычаями.
Наследие старообрядчества огромно. Это и национальный русский костюм, и рукописная и [старо]печатная книга, и музыкальные рукописи, и иконы, написанные в лучших традициях древнерусского искусства, и памятники медной художественной пластики. Экспедиционные материалы по России, странам Балтии, Украине, Молдавии расширяют круг научных интересов исследователей. Центры полевой археографической работы совпадают с центрами изучения старообрядчества. В ходе археографических экспедиций изучается не только старообрядческая рукописная и старопечатная книга, но и музыкальная культура, иконопись, этнография, лингвистические проблемы и др. Так археографические экспедиции МГУ им. М.В. Ломоносова в 1970 - 80-х гг. выявили большую историческую и культурологическую ценность памятников старообрядческого наследия в регионе юго-запада России (в районе древних Ветки и Старо дубья). В библиотеку Московского Университета «поступило более 600 памятников, оно оценивается как достаточно репрезентативное относительно истории местной традиционной книжности»1. В Государственную Третьяковскую галерею поступила коллекция икон местного письма численностью до 50 произведе-ний . В результате экспедиции МГУ им. М.В. Ломоносова в 1998 году собрание Брянского областного художественного музея пополнилось 10 книгами кириллической печати конца XVII- начала XX вв.
Актуальность темы исследования
Старообрядчество, представленное разными толками и согласиями, является одной из крупнейших христианских конфессий современной России. Национальными представителями старообрядчества являются в основном русские, народы коми и мордвы. Численность приходов превышает 2004. За
1 Поздеева И. В. Древнерусское наследие в истории традиционной книжной культуры старообрядчества (I пе
риод) // История СССР, 1988. № 1. С.98.
2 Там же.
3 Данные экспедиции МГУ- 1998 г.
4 Подшибякин ВТ. Старообрядчество в современной России и странах СНГ. Состояние и проблемы // Старооб
рядчество. История. Культура. Современность. Тезисы Ш Научно-практической конференции. М.,1997. С. 19.
6 последние годы приходы Русской Древлеправославной церкви открылись в Нижегородской, Волгоградской, Оренбургской областях, Краснодарском крае. Данные приходы имеются также в Казахстане, Белоруссии, на Украине, в Румынии. С 1990 г. в Румынии восстановлено священство и епископство1.
Являясь крупным регионом расселения старообрядцев на юго-западе России во второй половине XVIII - середине XIX вв., Стародубье и Ветка и в наши дни не утратили свою роль в сохранении живых традиций русского старообрядчества. Сегодня к ним относятся Стародубский, Климовский, Новозыбков-ский, Клинцовский, Злынковский районы Брянской области (Российская Федерация) и Ветковский район Гомельской области (Республика Беларусь). На территории Черниговской области (Республика Украина), пограничной с Брянской, находятся места компактного проживания старообрядческого населения. В этом регионе старообрядчество представлено Русской Древлеправославной церковью, сторонниками Белокриницкой иерархии, беспоповцами федосеев-ского согласия. Наиболее активная деятельность осуществляется Русской Древлеправославной церковью. Главой Русской Древлеправославной церкви является архиепископ Московский и всея Руси Александр (Калинин). В его подчинении находятся более 60 общин. Архиепископия имеет Древлеправо-славное духовное училище. С 1983 г. она осуществляет издательскую деятельность. Древлеправославная церковь имеет на Брянщине свои храмы: Спасо-Преображенский собор в г. Новозыбкове, Дмитриевская церковь в районном центре Климово, Никольская церковь в районном центре Злынка, церковь Знамения Пресвятой Богородицы в селе Чуровичи Климовского района, церковь Святого Георгия Победоносца в селе Елионка Стародубского района, а также Свято-Троицкий мужской монастырь в поселке Каменка Злынковского района .
Клинцовско-Новозыбковская епархия Белокриницкой церкви находится в г. Новозыбкове. Она имеет свои храмы: Никольско-Рождественская церковь в
1 Дубинин А., Калинин А., Соин А. Церковь Древлего Православия. // Наука и религия, 1994. № 6. С.36-37.
2 Данные предоставлены Администрацией Брянской области.
Новозыбкове, Спасо-Преображенская в г. Клинцы. Успенская церковь в с. Святск действовала до 1987 г1.
Беспоповцы представлены небольшой общиной федосеевского согласия в районном центре Злынка (Православное Старообрядческое общество). Они имеют свою моленную (Покровскую) в этом же населённом пункте.
Таким образом, выбор темы диссертационного исследования определяется рядом существенных обстоятельств. И, прежде всего, он обусловлен практическими потребностями, ведь в условиях современной сложной обстановки, переживаемой российским обществом, обострения национально-религиозных конфликтов на территории бывшего СССР, как никогда необходима консолидация всех его слоев, глубокое взаимопонимание как между представителями разных конфессий, так и между верующими и безрелигиозными.
Немаловажное значение разработка темы имеет и с точки зрения научно-познавательной. История старообрядцев Стародубья и Ветки - важная составляющая часть истории России, Беларуси и Украины. Исследование и преподавание истории этих трех республик невозможны без ясных представлений по истории старообрядчества, находящегося на стыке трех славянских стран. В том же нуждаются авторы краеведческих работ об истории тех поселений, которые были основаны старообрядцами.
Огромный интерес широких слоев населения к традиционной культуре, выражающийся, в частности, в создании многочисленных музеев с экспонатами по истории старообрядчества настоятельно требует точных, научно достоверных комментариев к накопленному и собираемому в настоящее время материалу.
Все вышеуказанное убеждает в необходимости разработки диссертационного исследования.
Объектом исследования является старообрядческое население, которое составляло значительную часть Черниговской и Могилевской губернии Российской империи в 1760-1860 гг.
1 Данные предоставлены Администрацией Брянской области.
Предметом рассмотрения стал анализ важнейших сторон жизни и деятельности населения: расселение, зависимость от правительственной политики, хозяйственная деятельность, процесс превращения старообрядческих слобод в посады и города, роль духовных центров в жизни старообрядцев, их хозяйственная и духовная деятельность, вклад в культурное развитие региона. Большое место уделяется анализу неизученных ранее вопросов ликвидации и насильственного обращения старообрядческих духовных центров в единоверческие.
Хронологические рамки исследования. Нижняя хронологическая грань определена быстрым экономико-демографическим ростом старообрядческих поселений на юго-западе России, особенно в Стародубье, после второй выгонки старообрядцев из Ветки (1764 г.).
Верхним временным ограничителем служат 1850-1860-е гг. - период жестоких репрессий правительства по отношению к старообрядцам: ликвидации и насильственного обращения старообрядческих духовных центров в единоверческие (1850-1860 гг.).
Географические рамки исследования ограничены юго-западом России и северо-востоком Белоруссии - бывшими Стародубским, Новозыбковским, Су-ражским и Городницким уездами Черниговской губернии (XIX в.), а также Бе-лицким уездом Могилевской губернии (XIX в.).
Историография темы. В XVIII в. появляются первые работы исследователей по истории старообрядчества в регионе Ветки-Стародубья. Это полемические сочинения, содержащие одновременно и ценные исторические сведения о первоначальном заселении старообрядческих слобод, об образе жизни старообрядцев и их духовной деятельности. Так, первым, исследованием по теме явилась работа А. Иоаннова (Журавлёва)1 «Полное историческое известие о первых стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах, об их учении, делах и разногласиях». Как миссионер официальной церкви, автор совершил поездку в Стародубье, собрал обширный материал по истории
Иоаннов А. (Журавлёв) Полное историческое известие о первых стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах, об их учении, делах и разногласиях. СПб., 1795.
раскола, но настаивал на необходимости проведения миссионерской деятельности среди старообрядцев. Очень ценным исследованием являлась книга старообрядческого писателя И. Алексеева «История о бегствующем священстве», написанная в 1775 г., но опубликованная в журнале «Истина» в 1875 г. (Кн. 39). Оно содержало материал о первоначальном заселении старообрядческих слобод Ветки и Стародубья, рассматривало вопросы духовной жизни старообрядцев. Автор приводил много нового и ценного материала на основании собственных наблюдений и старообрядческих источников. Книга носила также полемический характер. В период первой половины XIX в. происходило накопление материала о старообрядчестве, что позволило систематизировать его. В 1828 г. был составлен «Исторический словарь староверческой церкви, описывающий по алфавиту имена ученых особ оной, основателей согласий, пастырей и буквалистов, с показанием их церкви отличий, звания, жизни, лет кончины и проч.» Его автор - старообрядческий писатель П. Любопытный .
Вопросы обоснования религиозной политики правительства по отношению к старообрядцам Ветки-Стародубья и насаждения там единоверия нашли отражение в книгах: «Стародубье. Записки протоиерея Санкт-Петербургской Никольской единоверческой церкви Т.А. Верховского» и «Исторических очерках поповщины» П.И. Мельникова-Печерского . Эти авторы были проводниками официальной политики правительства Николая I по делам раскола, принимали активное участие в ликвидации старообрядческих духовных центров, насильственном введении единоверия.
В большинстве своем названные работы содержат повторение информации, встречаемой ранее в книге А. Иоаннова (Журавлева). Новым в этих исследованиях являлось то, что они дали информацию о старообрядческих общинах в первой половине XIX в., показали сложность процесса введения единоверия и
1 Алексеев И. История о бегствующем священстве // Истина, 1875. Кн. 39.
2 Любопытный П. Исторический словарь староверческой церкви, описывающий по алфавиту имена ученых
особ оной, основателей согласий, пастырей и буквалистов, с показанием их церкви отличий, звания, жизни, лет
кончины и проч. СПб., 1828.
3 Верховский Т. А. Стародубье. Записки. Казань, 1874.
4 Мельников-Печерский П.И. Исторические очерки поповщины. М., 1864. 4.1.
ликвидации старообрядческих духовных центров. В этих исследованиях содержатся сведения, касающиеся карательных акций российского правительства, направленных против старообрядцев Ветки и Стародубья, разграбления храмов и монастырей. Исследователем раскола Н.И. Субботиным был опубликован важный документ «Прошение ветковских старообрядцев о епископе, поданное патриарху Константинопольскому в 1731 г.» (М., 1870), в котором содержатся материалы, раскрывающие сложные вопросы восстановления трехчинной иерархии ветковскими старообрядцами. Этим же автором была опубликована «История так называемого австрийского или белокриницкого священства» .
A.M. Лазаревский3 дал описание жизненного уклада старообрядцев юго-запада России в конце XVII-XVIII вв., вскрыл причины их появления в данном регионе в книге «Описание старой Малороссии». Его работа интересна тем, что он характеризует экономическое развитие старообрядческих слобод по описи 1781 г. в то время, как другие исследователи рассматривали его до этого периода. Вопросы духовно-религиозной деятельности и проведения «увещевания» среди старообрядцев рассматривал П.С. Смирнов4 в книге «История русского раскола старообрядчества». Он подробно проанализировал проблемы сохранения священства, епископата, таинств крещения, причащения, брака и дал интересную характеристику возникшему в начале XIX в. лужковскому согласию в среде беглопоповцев в Стародубье.
Историки официальной церкви представляли раскол как явление хотя и религиозное, внутрицерковное, но имеющее одновременно и антицерковную направленность. Представители официальной церкви считали раскол движением против государственной церкви. Подобная точка зрения находит отражение в сборнике статей «Раскол, обличаемый своей историей». Здесь можно найти интересное описание монастырей, церквей Стародубья и Ветки, проследить судьбу выходцев из Стародубья на Иргизе. «Руководство по истории и обличению ста-
1 Субботин Н.И. Прошение ветковских старообрядцев о епископе, поданное патриарху Константинопольскому
в 1731 г. М., 1870.
2 Его же. История так называемого австрийского или белокриницкого священства. М., 1895-1899.
3 Лазаревский А.М. Описание старой Малороссии. Киев, 1888.
4 Смирнов П. С. История русского раскола старообрядчества. Рязань, 1893.
11 рообрядческого раскола» подробно рассматривало вопросы образования поповщины на примере старообрядцев Ветки-Стародубья и раскрывало действия правительства по отношению к староверам. Много краеведческих исследований было опубликовано на страницах «Прибавлений к Черниговским епархиальным известиям». Часть из этих материалов вышла отдельным изданием . Они позволяли шире и разнообразнее представить особенности бытовой и духовной жизни старообрядцев.
В XIX в. проводились этнографические исследования этого региона по заданию Русского Географического общества, хотя их результаты не были опубликованы.
Наиболее значительными в истории Стародубья и Ветки являются исследо-вания историка М.И. Лилеева . Он использовал большой круг источников из великороссийских и малороссийских архивов и внес значительные коррективы и выводы по истории раскола Ветки-Стародубья. Его работы подробно освещают историю старообрядчества в этом регионе в XVII-XVIII вв. Им написаны следующие книги: «Описание рукописей, хранящихся в библиотеке Черниговской духовной семинарии», «Из начальной истории раскола в Стародубье»4, «Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв.»5, «Очерк миссионерских мер по обращению в православие стародубских и черниговских раскольников до времени Екатерины»6. По широте охвата и глубине изучения старообрядчества в этом регионе работы М.И. Лилеева не имеют себе равных, так как он рассматривает возникновение старообрядческих поселений, особенности быта, духовную жизнь, взаимоотношения с правительством. Тщательно исследуя рукописи в библиотеке Черниговской духовной семинарии, он выявил и описал рукописи, вышедшие из старообрядческих монастырей, скитов, показал их высокую духовную и культурную значимость.
Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола. Казань, 1887. 2 ДоброгаевМ. Посад Митьковка. Чернигов, 1909. Лилеев М.И. Описание рукописей, хранящихся в библиотеке Черниговской духовной семинарии. СПб., 1880.
4 Его же. Из начальной истории раскола в Стародубье. Киев, 1889.
5 Его же. Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. Киев, 1893.
6 Его же. Очерк миссионерских мер по обращению в православие стародубских и черниговских раскольников до
времени Екатерины. Чернигов, 1895.
В начале XX в. этнографические исследования региона были продолжены. И.Абрамов1 опубликовал этнографический очерк «Старообрядцы на Ветке», который содержал этнографические сведения о жизни старообрядцев, их быте, занятиях, промыслах, обычаях. Позже тот же автор совершил поездку в Старо-дубье и издал этнографический очерк «Поездка в Стародубье» . Он нашел перепись старообрядческого населения слободы Елионки 1736 г., на основании которой значительно расширил сведения о первых старообрядческих поселениях в Стародубье, занятиях населения, бытовой и духовной жизни.
После ослабления цензуры в 1905 г. вышли в свет работы старообрядческих писателей и исследователей раскола, среди них работы В.Г. Сенатова3 «Философия истории старообрядчества», И.И. Кириллова «Статистика старообрядчества». В.Е. Макаров опубликовал «Очерк истории Рогожского кладбища».
Итак, дореволюционная историография стародубского и ветковского старообрядчества довольно обширна. Сведения, приводимые в ней, являются базовыми в контексте изучения старообрядчества юго-запада России. В этот период были накоплены и систематизированы материалы, касающиеся фактов расселения, хозяйственной деятельности, этнографических особенностей (труды Журавлева, Верховского, Лазаревского, Абрамова), началась работа по изучению духовного наследия старообрядцев (Лилеев).
С.А. Зеньковский6, крупный славист, представитель первой волны русской эмиграции, специалист по истории духовной культуры России, в книге «Русское старообрядчество. Духовные движения XVII века» дал характеристику старообрядческой поповщины на примере Ветки-Стародубья до создания Бело-криницкой иерархии.
Отечественная историография советского периода продолжила разработку прежде всего социально-экономических характеристик староверия. Так, Н.М.
1 Абрамов И. Старообрядцы на Ветке. СПб., 1907.
2 Его же. Поездка в Стародубье. СПб., 1910.
3 Сенатов В.Г. Философия истории старообрядчества. М., 1912.
4 Кириллов И.И. Статистика старообрядчества. М., 1913.
5 Макаров В.Е. Очерк истории Рогожского кладбища. М, 1911.
6 Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. Духовные движения XVII века. Мюнхен, 1970; М., 1995.
Никольский в «Истории русской церкви» доказывал, что староверие имело сходную типологическую основу с западноевропейскими реформационными движениями и служило начальной точкой развития буржуазных отношений в России. Автор отводил ведущее место в староверии торговому капиталу и считал, что именно «на религиозных дрожжах быстро поднимался ветковский старообрядческий торговый капитал». При этом не так быстро, но все же неуклонно рос и стародубский торговый капитал. По нашему мнению, это был узкоэкономический подход, который не рассматривал всех особенностей развития капитализма в регионе Ветки-Стародубья.
В 40-50 гг. XX в. история старообрядчества учеными не исследовалась. В 60-70-х гг. изучение роли староверия рассматривалось в общем течении социально-экономического развития страны. Вместе с тем, в это же время получил развитие тезис о староверии как религиозной форме антифеодального демократического протеста широких масс деревни и города. Так, А.И. Клибанов выдвинул проблемы роли и смысла социальных идеалов в отечественной истории, культуре, классовой борьбе2. Н.Н. Покровский на основании изучении урало-сибирского крестьянства доказывал, что староверие выражало антифеодальные идеалы крестьянского сословия .
В 70-х гг. XX в. стал возрастать интерес к изучению старообрядчества. В эти годы проводились археографические исследования в традиционных поселениях старообрядцев. Большая роль в исследования региона Ветки-Стародубья принадлежит И.В. Поздеевой. Под ее руководством в 70-80 гг. были проведены восемь комплексных археографических экспедиций МГУ им. М.В. Ломоносова. На основании большого количества источников, впервые ею введенных в оборот, И.В. Поздеева сделала вывод, что Ветка была большим русским поселением городского типа со своим внутренним самоуправлением, хозяйственной жизнью и широкой торговлей. Собранный материал археогра-
Никольский Н.М. Истории русской церкви. М., 1931.
2 Клибанов А.И. Народные противоцерковные движения // Русское православие, вехи истории. М., 1989.
3 Покровский Н.Н. Антифеодальный протест крестьян-старообрядцев Урала и Западной Сибири и борьба с ним
в XVIII веке. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Новосибирск, 1973.
фических экспедиций был систематизирован и опубликован в работах Э.К. Гусевой, Л.А. Игошева, М.В, Н.А. Кобяк, О.В. Кукушкиной1.
В 80-х гг. XX в. исследователями Н.Ю. Бубновым, А.В. Вознесенским, И.В. Починской выявлены новые аспекты деятельности старообрядческих общин (распространение грамотности среди населения, издательская деятель-ность и формирование книжных собраний) .
В 80-90-х гг. исследователи Э.П. Винокурова и Т.Е. Гребенюк изучали художественное наследие старообрядцев Ветки-Стародубья (медная художествен-ная пластика, иконопись) . Экспедиции МГУ им. М.В. Ломоносова в регион Ветки-Стародубья были возобновлены после длительного перерыва только в 1998 г.
В 90-х гг. XX в. продолжал расти интерес к истории старообрядчества у широкого круга исследователей. Под редакцией И.В. Поздеевой выходили сборники научных статей «Мир старообрядчества», где по-новому осмысливалась роль старообрядчества в экономической, политической, культурной жизни России XVIII-XX вв. Музей старообрядчества в г. Москве проводил научные конференции «Старообрядчество: история, культура, современность» и публиковал научные материалы.
Современные российские исследователи В.В. Керов, М.В. Брянцев, М.Ю. Рощин, Д.Е. Расков рассматривают вопросы религиозно-этического фактора и
1 Гусева Э.К. Старообрядческое исскуство на Брянщине и Гомелыцине //Из истории фондов научной библиоте
ки Московского Университета. М., 1978; Игошев Л.А.. К вопросу о значении традиций древнерусского певче
ского исскуства (по материалам археографического обследования Ветковско-стародубских слобод) // Русские
письменные и устные традиции и духовная культура. М., 1982; М.В. Богомолова, Н.А. Кобяк. Описание певче
ских рукописей XVII - XX вв. Ветковско-стародубская коллекция МГУ // Русские письменные и устные тради
ции и духовная культура. М., 1982; Н.А. Кобяк, О.В. Кукушкина. Филологические задачи в рамках комплексных
исследований района старообрядческих слобод Брянщины и Гомелыцины // Из истории фондов научной биб
лиотеки Московского Университета. М., 1978.
2 Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVIII в. (источники, типы и эволюция).
Диссертация на соискание степени доктора исторических наук. Л., 1989; Вознесенский А.В. Старообрядческие
издания XVIII - начала XIX вв. Введение и изучение. СПб., 1996; Починская И.В. Стаообрядческое книгопеча
тание в XVIII - в первой половине XIX вв. Диссертация на соискание степени кандидата исторических наук.
Свердловск 1991.
3 Винокурова Э.П. Основные принципы классификации русской медной художественной пластики конца XVII-
XVIII века. Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л. 1989. Гребенюк Т.Е. Ху
дожественное своеобразие ветковских икон. Технико-технологический аспект // Мир старообрядчества. Вып. 4.
Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований. М., 1998.
его роль в экономическом развитии страны в XVIII-XX вв.1 Белорусские уче-ные А.А. Горбацкий, Г.Г. Нечаева, СИ. Леонтьева глубоко исследуют вопросы взаимовлияния культуры русских старообрядцев и белорусской народной культуры, но в их поле зрения оказывается Ветка, в то время как Стародубье, как духовный центр остается менее изученным2.
Таким образом, в литературе, посвященной интересующим нас вопросам,
рассмотрены лишь отдельные аспекты темы. Специальных работ, в которых бы
они ставились бы в необходимом объеме, нет. Анализ историографической си-
Ш туации определяет общий подход к избранной нами теме, к задачам исследова-
ния, способам их достижения.
Цель исследования заключается в том, чтобы определить хозяйственную и культурную роль старообрядцев, проживающих на территории Ветки - Ста-родубья во второй половине XVIII - середине XIX вв.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных
Ф задач:
охарактеризовать расселение старообрядцев в указанном регионе, их хозяйственную деятельность;
реконструировать систему политических мер, направленных правительством по отношению к старообрядцам - важного фактора существования старообрядческих поселений и духовных центров;
выявить пути воздействия старообрядческих духовных институтов (мо-настырей, скитов, обителей, пустынь) на верующих;
1 Керов В.В. Династии старообрядцев-предпринимателей. Гучковы / Старообрядчество: история, культура, со
временность. Вып. 2. М., 1995.; Брянцев М.В. Концепция труда в расколе. Старообрядчество как историко-
культурный феномен // Материалы международной научно-практической конференции. Гомель, 2003.; Рощин
М.Ю. Старообрядчество и труд // Генезис кризисов природы и общества в России. Вып. 2. М, 1994.; Расков
Д.Е. Купцы-староверы в экономике Санкт-Петербурга. Старообрядчество: история, культура, современность.
Вып. 8. М., 2000.
2 Горбацкий АЛ. Старообрадництва на Беларуссии у канцы XVTI-пачатку XX ст.ст. Манаграфія. Брэст, 1999.;
Нечаева Г.В. Ветковская икона. Минск, 2002.; Леонтьева СИ. Книга в культуре Ветки //Веткаускі музей на
родной творчасці. Минск, 2001.
- проследить механизм складывания культурно-образовательной традиции: иконописной, рукописной, книгоиздательской и традиции русского религиозного шитья и их сохранения в данном регионе.
Источники исследования. Источниковедческая база предпринятого исследования разнообразна по типам и видам источников. В работе использованы письменные, картографические, этнографические, изобразительные источники, фотодокументы, статистические данные, полемические сочинения, мемуары. Рукописные и [старо]печатные книги также являются важными источниками.
Неопубликованные источники извлечены нами из РГАДА, РГИА, ГАБО, ГАЧО, Архива Русского Географического общества, основного фонда Климов-ского краеведческого музея Брянской области.
Письменные источники. Среди них законодательные источники: законы и правительственные решения. К ним относятся правительственные указы и постановления. Некоторые законодательные акты, касающиеся положения старообрядцев были взяты из «Полного собрания законов Российской империи»: «О воздержании духовных лиц от неприличных сану их поступков при следствиях по делам раскола» (1762), о возвращении староверов из-за границы и предоставлении им ряда льгот (1762), закон о праве раскольников не брить бороду и не носить указанное платье, закон о даровании старообрядцам права свидетельствовать на суде, закон об освобождении от двойного оклада и запрещении употреблять слово «раскольник» (1782), закон о разрешении выбирать староверов на общественные должности (1785), закон о введении единоверия (1801), указ о наказании за небытие у исповеди и причастия вместо денежных штрафов духовными епитимьями (ПСЗ-1, ТТ. XI, XV-XVI, XVIII, XXV-XXVI), а также из «Полного сборника законоположений о расколе разъясненного решениями правительствующего Сената и Святейшего Синода» (1904 г.) о «допущении раскольников к вступлению в иконописные цехи». Из Свода законов Российской империи нами извлечены законы о запрещении раскольникам основывать скиты-обители; постановление запрещающее раскольникам строить для своих служб церкви, часовни и молитвенные дома, о запрещении строительства и во-
зобновлении старых часовен и молитвенных домов, о запрещении печатать, продавать и ввозить из-за границы старообрядческие книги, о ведении именных списков рождения и смерти раскольников местной полицией, об учете численности раскольников. Из «Собрания постановлений по части раскола» извлечены указы о создании Секретного Совещательного комитета и о создании таких же комитетов в различных губерниях страны; о восстановлении прав старообрядцев-купцов, о непривлечении купцов, торгующих на временном праве к рекрутской повинности.
Эти законодательные источники показывают как карательные меры сочетались с мерами, отражающими ослабление гонений на старообрядцев, которые возникали в связи с политикой государства, направленной на регулирование старообрядческого населения на юго-западе России. К этому же виду источников относятся правительственные указы и постановления. Эта группа источников отличается высокой степенью достоверностью и полноты.
Делопроизводственные источники помогают также реконструировать сложные вопросы миграций старообрядческого населения, особенности складывания старообрядческих поселений, взаимодействие духовных центров и населения. Они являются полными и достоверными, дополняя источники законодательные.
Так, в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) в фонде 248 опись 14 «Сенат и его учреждения» были обнаружены важные документы, позволяющие полнее представить картину экономико-демографического развития старообрядческих поселений Ветки и Стародубья, раскрыть процессы миграций старообрядческого населения в связи с преследованиями правительства в XVIII в. Это: «Дело о выводе раскольников из слободы Ветки и раскольничьих слобод в Польше в Россию, измерение земель от реки Богучары до реки Колитвы для расселения в Малороссии выведенных из-за рубежа раскольников, рассылка их на прежние места жительства, в Ингерман-ландию на дворцовые мызы, старообрядцев монахов - в православные мона-
стыри (1734-1737)»1, «Выпись о решении Сената переписать заново жителей Стародубских записных раскольничьих слобод, находящихся близ польской границы, увеличить их оклад и не принуждать носить раскольническое платье и брить бороды (1743)» , «Дело об обнаружении в бумагах покойного князя Шаховского именных ведомостей беглых раскольников, вывезенных им из Польши и переправленных на поселение в Ингерманландию и расселение беглых раскольников (1746-1740)»3, «Указ о борьбе с раскольниками»4.
Особенности духовно-религиозной деятельности старообрядческих общин, отстаивание духовных центров от насильственной ликвидации в XVIII в. удалось выявить в следующих документах РГАДА: «Дело о наказании жителей раскольничьих слободок Митьковой и Климовой в Малороссии войта Федора Краснобая с товарищами за оказание сопротивления взятию из скита раскольнических монахов и послушников (1737-1739 гг.)»5, «Доношения, ведомость о продленном правительствующего сената и святейшего синода Министерского правления Малороссийских дел, забранной в Ветковском монастыре церковной утвари и книгам и прочему (1736 г.)»6. В этих же документах находятся сведения об изъятии у Стародубских старообрядцев древних рукописей, книг кириллической печати, икон «древнего письма» и произведений медной художественной пластики.
Большое количество сведений, касающихся расселения старообрядцев в регионе Ветки-Стародубья, особенностей экономико-демографического развития старообрядческих поселений, духовной деятельности, устройстве старообрядческих монастырей, скитов, обителей и пустынь, а также их внутреннем устройстве, движимом и недвижимом имуществе удалось выявить в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в фонде 1284 «Департамент общих дел. Дела по расколу». В нем содержится дело «К обер-прокурору Святейшего синода о командировании статского советника В.А. Алябьева в
1 РГАДА.Ф.248. Оп.14. Кн.779. Л.301-409.
2 Там же. Кн.783. Л. 1723-1726.
3 Там же. Кн. 791. Л.180-190об.
4 Там же. Кн. 779. Л.301-409.
5 Там же. Кн. 790. Л.621-676.
6 Там же. Ф. 1183. Оп.З.Кн.8. Л. 1-25.
Черниговскую, Могшіевскую и Полтавскую губернии по делам о расколе
v J (1844-1846 гг.)» . Этот очень важный документ, объемом в 318 листов включа-
ет в себя «Ведомость за 1843 г. о раскольничьих монастырях, в Новозыбков-ском, Суражском уездах Черниговской губернии», «Краткую ведомость о раскольниках, проживающих при монастырях, обителях, скитах и пустынях в разных уездах Черниговской губернии (Добрянка, Климов, Злынка, Елионка, Лужки, Воронок, Клинцы, Свяцкая)» . Этими данными располагало Министерство внутренних дел России в начале 1840 гг. Но более точные данные, касающиеся этого региона предоставил В.А. Алябьев. Они содержатся в «Рапорте
<Щ чиновника особых поручений Алябьева с уточненными данными о количестве
раскольников, их обителях и монастырях»3. К документу прилагается «опись движимому и недвижимому имуществу» Казанского Климовского старообрядческого девичьего монастыря, с именами насельниц, описание движимого и недвижимого имущества Покровского Климовского монастыря (иконы, церковная утварь), акты дарения земель Покровскому Климовскому монастырю, указано количество земли при каждом монастыре, содержится «опись жилому
^ строению митьковских раскольничьих скитов и раскольников, в них прожи-
вающих (1846 г.)», описание Покровской Тульегорской женской и мужской старообрядческих беспоповских обителей посада Злынка, беспоповского старообрядческого мужского Вознесенского монастыря (посад Злынка), мужского «раскольнического» Никольского монастыря (посад Клинцы), мужского «раскольнического» Предтеченского монастыря (посад Клинцы).4 В этих описаниях указаны «жительствующие иноки и бельцы» (имена, возраст, сословие). Данные сведения помогают выявить социальную принадлежность насельников мо-
ф. настырей, полнее представить картину народной религиозности, характерную
для Древней Руси и сохраненную русскими старообрядцами. Здесь же находятся сведения о «женской раскольничьей Дубачинской обители, женской раскольнической обители Княжных» (Клинцы), описание мужского Ново-Покровского монастыря (Свяцк), а также старообрядческих скитов в Воронке, Елионке. Алябьев делает не просто описание, он поясняет особенности за-
1 РГИА. Ф.1248. Оп.200. Д. 104. Л. 1-318.
2 Там же. Л.8.
3 Там же. Л. 1-31.
#) 4 Там же. Л. 1-318.
стройки старообрядческих посадов, слобод и показывает роль духовных центров при них. Он уточняет количество старообрядческого населения в 4 уездах Черниговской губернии (100.000 чел.) и показывает стойкое сопротивление старообрядческого населения насильственному введению единоверия1. Кроме этого, к рапорту Алябьев прибавляет 16 дел, извлеченных им из Климовской посадской ратуши «О начальном населении раскольников» . Они являются очень ценными и содержат: «Копию с Высочайшего повеления 1715 года 18 числа об обложении раскольников в оклад», «Копию с предложения князя Голицына о непричинении раскольникам обид и неотбирании от них земель на коих поселились 1716 года февраля 28 дня», «Подлинный указ Правительствующего сената 1762 года майя 20 числа о Всемилостивейшем пожаловании генерал-адъютанту всех раскольнических слобод в Черниговской губернии в потомственное владение», «Подлинный указ из Киевской Генеральной канцелярии в Волостное правление раскольнических слобод с препровождением копии с указа Правительствующего Сената о возвращении из владения генерала Гудовича раскольнических слобод и о замене оных другими деревнями в Миргородском полку состоящими» (вместе с копией), «Копию с донесения правительствующему Сенату графа Румянцева-Задунайского о переписке жителей раскольнических слобод, обложении из них капиталистов, купеческими окладами, с предоставлением права торговли», «Подлинный ордер за подписью графа Румянцева-Задунайского коллежскому советнику Новикову о высочайшем повелении на счет дозволения записки раскольников в купечество по общим законам 1779 г., января 11», «Подлинный ордер с копиею прошения раскольников о невоспрещении иметь свои обряды по старопечатным книгам, взыскании с них рекрут не натурою, а деньгами, нежелании быть в ведении главного магистрата и словесного суда и проч.», «Подлинный указ из Киевской губернской канцелярии Волостной конторы раскольничьих слобод о взыскании установленных купеческих повинностей с раскольников, записанных в купечество, 1780 г. декабря 28», «Подлинный указ с препровождением копии с указа правительствующего сената касательно взыскания с капиталов одного процента без различия исповеданий 1781 года майя 20 дня», копия этого указа, «Подлин-
1 РГИА. Ф.1248. Оп.200. Д. 104. Л. 1-318.
2 Там же.
ное прошение Покровского и Успенского монастыря о считании их монахами и
необложении податями 1781 года июля 23», «Подлинный ордер подписью гра
фа Румянцева-Задунайского конторе раскольнических слобод о почитании рас
кольников в монастырях проживающих по указу Сената 1776 года сентября 24
за светских и обязанности их платить подати 1781 года июля 30», «Копия с акта
об открытии в слободе Климовой ратуши 1782 г., ноября 8», «Ордер председа
теля Новгород-Северского губернского магистрата об упразднении раскольни
ческих контор и учреждении ратуш в слободах 1782 года ноября 21». Эти до
кументы помогли представить довольно сложный механизм расселения
Ф старообрядческого населения на территории региона, проследить взаимоотно-
шения старообрядцев с местным населением, правительством, раскрыть картину духовной деятельности старообрядческого населения слобод и посадов. Подлинные документы, находящиеся в РГИА тесно смыкаются с материалами Государственного архива Брянской области. В них также содержатся сведения об особенностях миграции старообрядческого населения. Это документы, находящиеся в фонде 542 «Стародубское казначейство» «Книги по сбору податей»
Ш\ і
ш (1810-1853 гг.), «Ревизские сказки посадов Воронок, (1811, 1850 гг.) , Лужки
(1811, 1816, 1853 гг.) «, в фонде 549 «Суражское уездное^казначейство» «Ревиз
ские сказки купцов, мещан, казаков слобод Ардонь, Клинцы, Свяцкая, деревень
и сел Суражского округа, Новгород-Северского наместничества и монахов
Преображенской пустыни (1779, 1782, 1783 гг.)»3, «Ревизские сказки посадов
Ардонь, Клинцы, Свяцкой, деревень и сел Суражского повета (1811 г.)».4 Очень
интересным оказался документ, находящийся в фонде 202 «Шеламовская по
садская ратуша: Дело об избиении рядового Орловского пехотного полка Ан-
ф< тона Шевчука». Он позволяет уточнить сведения о внешнем облике старооб-
рядцев-крестьян, их занятиях, составе семьи, образе жизни.3 С этими документами перекликаются документы Государственного архива Черниговской области «Годовой отчет за 1837 год по уездному городу Новозыбкову Черниговской губернии».
1 ГАБО.Ф.542. Оп.1. Д.214.
2 Там же. Д.1;3;253;259.
3 ГАБО.Ф.549. Оп.1. Д.308.
4 Там же. Д.1.
5 Там же. Ф.202.
#) 6 ГАЧО.Ф. 128. Оп.1. Д.6347.
В фонде 386 «Новозыбковское уездное казначейство Черниговской казенной палаты» нами обнаружен очень ценный источник «Посемейный список мещан-христиан города Новозыбкова за 1885 г.».1 Он позволяет проследить количественный рост численности старообрядческого населения ел. Зыбкой и города Новозыбкова в XIX в.
Нами также использованы документы, рассматривающие правительственную политику и ее влияние на деятельность старообрядческих духовных центров и старообрядческих общин. Эти документы находятся в Российском государственном историческом архиве, но они перекликаются с документами, содержащимися в рукописи священника Климовской Успенской единоверческой церкви Артемия Сорокина . Это дело «По отношению раскольников Могилевской губернии местечка Ветки о дозволении им возобновить уцелевшей от пожара часть раскольнической часовни» (1851 г.)3, дело «О раскольническом иноке Пахомии, именующим себя радомысльским мещанином Прохором Зиновьевым» (1844-1847 гг.)4, дело «Донесение генерал-губернатора Витебского, Могилевского, Смоленского о непринятии единоверия раскольниками в Ветке» (1851 г.)5, «Список уезда местечка Ветки главных сектаторов, упорствующих в принятии единоверия» (1850 г.), дела «О лжемонахинях, проживающих в местечке Ветка» (1856 г.)7. В этих архивных источниках содержится очень интересный материал об уничтожении старообрядческих духовных центров, выселении монахов и монахинь, преследовании старообрядцев полицейскими и правительственными чиновниками. Упорство старообрядцев в отстаивании своих духовных центров отражено в документах: «По донесению состоящего в должности гражданского губернатора о вновь построенной келий в Климовском Казанском женском раскольническом монастыре Черниговской губернии8», в деле «По донесению со-
'ГАБО.Ф.386. Оп.1 Д.2.
2 Подробнее о ней см. далее.
3 РГИА.Ф.1284. Оп. 200. Д. 104.
4 Там же. Д.55.
5 Там же. Оп.201. Д.97.
6 Там же. Оп.206. Д.67.
7 Там же. Д.24.
8 Там же. Оп. 200. Д.99.
стоящего в должности Черниговского гражданского губернатора об открытой моленной в доме московской мещанки Марфы Ульяновой, проживающей в Черниговской губернии в посаде Злынка» , в деле «По донесению состоящего в должности Черниговского гражданского губернатора о пойманных в посаде Лужках двух женщинах Евдокии Васильевой, в иночестве Елизаветы и второй мещанки города Боровска Анны Калашниковой и с ними крестьян Томской губернии Михайло Москвина с племянником Трофимом Басовым»2, в деле «По донесению состоящего в должности Черниговского гражданского губернатора о раскольниках посада Климовой Петре Пенкине, Василии Смирнове и других, сужденных за принятие к себе беглого священника Дмитриевского для отправления духовных треб по расколу»3.
Вопросы ликвидации старообрядческих духовных центров были тесно связаны с экспроприацией их церковного имущества официальной церковью. В связи с чем проводились подробные описи имущества правительственными чиновниками, их насильственная экспроприация сопровождалась выселением монахов. Если на территории Стародубья старообрядческие духовные центры частично сохранились, то на территории Ветки старообрядческие духовные центры подлежали полному уничтожению. Это носило отражение в документах: «Дело о Пахомьеве и Никольском монастырях, находящихся в Могилев-ской губернии в Белицком уезде» . Вместе с тем эти документы содержат сведения об экономическом развитии местечка Ветки в середине XIX вв., ее демографической ситуации, дают описание природного ландшафта старообрядческих поселений Белоруссии.
В Государственном архиве Брянской области (ГАБО), в фонде 145 «Но-возыбковский городской острог» нами обнаружена «Ведомость о содержащемся в остроге заключенных» (1845 г.), где находятся интересные сведения о Но-возыбковских старообрядцах, их «противозаконной деятельности по
1 РГИА.Ф.1284. Оп. 200. Д. 105.
2 Там же. Оп. 206. Д. 122.
3 Там же. Кн. 522.
4 Там же. Оп. 201. Д.97.
распространению раскола» в середине XIX в.1 В Фонде 151 Г АБО «Святская посадская ратуша» находится документ «Донесение ратуши губернскому правлению о раскольниках». В нем также содержатся сведения по противозаконной деятельности «святских раскольников»2. К этой же подгруппе источников относятся материалы внутренней хозяйственной деятельности монастырей. Например, в Фонде 508 ГАБО «Монастыри Брянского уезда» имеется «Ведомость о состоянии Малиноостровского монастыря», превращенного в 1847 г. из старообрядческого в единоверческий . К этой же подгруппе источников можно отнести метрические книги старообрядческих посадов, подробно раскрывающих цифры демографической ситуации в поселениях. Так, в ГАБО, в Фонде 251 «Церкви Суражского уезда» нами обнаружена «Метрическая книга посада Клинцы» (1912 г.)4, а в Фонде 250 - на 1894 г. «Церкви Новозыбковского уезда» найдена «Метрическая книга Никольской единоверческой церкви» и Хри-сто-Рождественской церквей . Эти источники позволяют проследить механизм перехода из старообрядчества в единоверие и наоборот, вскрыть причины и взаимосвязь этих явлений.
Документы первых лет советского периода содержат описания зданий бывших старообрядческих монастырей, их имущества. По нашему мнению, они также могут быть использованы в качестве источника по теме диссертационного исследования. Они обнаружены нами в ГАБО, в фонде 80 «Брянское губернское управление милиции. Документы о передаче зданий церквей бывших старообрядческих монастырей Клинцовского уезда «Успение» и «Полоса»6.
Автору удалось принять участие в экспедициях по юго-западным районам Брянской области. В 1998 г. в составе экспедиции МГУ им. М.В. Ломоносова была обнаружена рукопись единоверческого священника Климовской Успенской единоверческой церкви Артемия Сорокина. Подлинность документов
'ГАБО.Ф.145. Д.1.
2 Там же. Ф.151. Оп.1. Д.1.
3 Там же. Ф.508. Д. 12а.
4 Там же. Ф.80. Л.20-27.
5 Там же. Ф.250. Оп.1. Д.75.
6 Там же. Ф.80.
1818-1842 гг., находящихся в ней, удалось установить на основании сличений материала рукописи Артемия Сорокина и документов, происходящих из Российского государственного исторического архива (РГИА. Ф. 1284). Благочинный Черниговской епархии Иоанн Верховский требовал от Артемия Сорокина точных сведений о состоянии раскола в посаде Климов. Сведения, которые сообщал Артемий Сорокин, касались состояния дел по расколу не только в посаде Климов, но и в посадах Клинцы, Воронок, Елионке. Эти сведения были довольно точными1.
Важные этнографические источники мы обнаружили в архиве Русского Географического общества. В частности, это неопубликованная ранее рукопись А.Я. Чарнолусского «Этнографические сведения о Новозыбковском уезде Чер-ниговской губернии» , относящаяся к 1849 г. В ней содержатся сведения о внешнем облике старообрядцев Стародубья, их языке, домашнем быте, ремеслах, промыслах, особенностях религиозной жизни старообрядческих общин, о взаимоотношениях с местным населением.
Один важный картографический источник был обнаружен в «Описаниях актов архива Маркевича3, относящихся к истории стародубских скитов» (сост. Елпидифор Барсов. 1864 г.). Карта стародубских скитов XVIII в., извлеченная из этой работы, дана в приложении к диссертации. К архивным документам порой примыкают картографические источники. Так, к рапорту Алябьева прилагается карта-схема4 с указанием мест нахождения скитов, монастырей, пустыней. Карта старообрядческих поселений на юго-западе России извлечена нами из книги П.И. Мельникова-Печерского «Исторические очерки поповщины»5. Они также даны в приложении к диссертации.
1 РГИА.Ф.1284. Оп.200. Д. 104; Сборник документов, копий указов, рапортов, принадлежащих священнику
Климовской Успенской единоверческой церкви Артемию Сорокину (1818-1824 гг.). Рукопись. 37x24x6. 1. Бу
мага, картон, кожа. Климовский краеведческий музей (ККМ). ОСН-1284. Обнаружена во время работы экспе
диции МГУ им. Ломоносова во гл. с И.В.Поздеевой. Описание сделано Дадыкиным А.В. и КочергинойMB.
2 Чарнолусский А.Я. Этнографические сведения о Новозыбковском уезде. 1849. // Русское географическое об
щество. Архив. Разряд 46. Оп.1, №13.
3 Описание актов архивов Маркевича, относящихся к истории Стародубских скитов. (Оттиск из чтения в обществе истории
и древностей Российских (сост. Елпидифор Барсов), 1864.
4 РГИА. Ф. 1284. Оп. 200.Д104.
5 Мельников-Печерский П.И. Исторические очерки поповщины. М., 1864. Ч 1. Приложение.
В диссертации использованы опубликованные материалы переписей населения, дающих широкую информацию об экономико-демографическом развитии старообрядческих слобод. В них содержатся материалы о начале расселения старообрядцев в ареале Ветки-Стародубья, образование слобод.
Эти документы позволяют проанализировать соотношение численности старообрядцев и приверженцев официальной церкви в старообрядческих поселениях в середине XIX в. «Военно-статистическое обозрение Российской империи, издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба: Черниговская губерния» (1851 г.) и другие официальные издания содержат статистический материал, раскрывающий структуру экономической жизни старообрядческих слобод Ветки-Стародубья, формирование здесь торгово-ремесленных центров, распространение предпринимательства1.
К повествовательным источникам можно отнести памятники литературного характера - письма, послания, полемические и исторические сочинения. Среди них «История и обычаи Ветковской церкви», авторство которой относят к И.Г. Кабанову (Ксеносу), известному старообрядческому духовному деятелю, жившему в Покровском Климовском монастыре и Клинцовскбм монастыре «Полоса», автору «Окружного послания» . В «Истории и обычаях Ветковской церкви» прослеживается история христианства в России и старообрядческих священников до священника Михаила (Калмыка), содержатся интересные сведения, касающиеся карательных акций российского правительства, направленных против старообрядцев Ветки и Стародубья и о разграблении храмов и монастырей.
Военно-статистическое обозрение Российской империи, издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба. Черниговская губерния. Т. 12. 4.2. СПб., 1851.; Д. Скворцов «Исто-рико-статистическое обозрение современного старообрядческого раскола в Черниговской епархии». Чернигов, 1901.; Его же. Краткий очерк и характеристика современного старообрядческого раскола в Черниговской епархии. Чернигов, 1899.; Материалы для географии и статистики собранные офицерами Генерального штаба. СПб., 1865.; Филарет (Гумилевский). Историко-статистическое описание Черниговской епархии. Общий обзор. Чернигов, 1861. 2 Кабанов И.Г. (Ксенос). История и обычаи Ветковской церкви. Н. Новгород, 1906.
Мемуары являются важным источником в исследовании данной темы. Наиболее интересными и заслуживающими внимания являются мемуары иконописца-старообрядца В. Родионцева (1897 г.) , единоверческого священника М. Якубовского (1911 г.)2, старообрядцев Д. Карамина (1895 г.)3, С. Фролова (1898 г.)4, старообрядческого епископа Сильвестра Балтского (1888 г.)5.
В книге «Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX вековой истории»6 мы обнаружили фотографию уездного города Новозыбкова, относящуюся к середине XIX в. Этот важный фотографический источник был дополнен нами фотографиями, сделанными в современных старообрядческих поселениях.
Рукописные книги также, по нашему мнению, могут стать основой для изучения социальной и культурной истории Ветковско-Стародубского старообрядчества. [Старо]печатные книги рассматриваются нами не только как памятники культуры своего времени, но и как документальные источники, несущие информацию о деятельности типографий, выпустивших их. Особенно важными являются владельческие записи на книгах, которые помогли выявить имена иконописца-старообрядца из посада Клинцы Василия Карташова, старообрядческого епископа Флавиана, купца Ивана Машковского. Нами осмотрены коллекции рукописных и [старо] печатных книг Брянского областного художественного, Брянского государственного объединенного краеведческого, Новозыбковского, Клинцовского, Климовского краеведческих музеев, а также коллекции этих памятников из Гомельского краеведческого музея и Ветковско-го музея народного творчества.
1 Родионцев В. А. Воспоминания о моей жизни в старообрядчестве и обращение в лоно св.соборной и апостоль
ской церкви. М.,1897.
2 Якубовский М. Краткая записка о раскольничьих слободах, монастырях, вновь возникших сектах и прочих
тому подобных // Душеполезное чтение, 1911, Ч.ІІ. №7/8.
3 Карамин Д. В. Воспоминания о жизни моей в расколе и по выходе из раскола // Братское слово, 1895. Т.1.
С.58-59.
4 Фролов СВ. Воспоминания о жизни в старообрядчестве и обращение в православие // Братское слово, 1898.
T.l.№4. С.467.
5 Балтский С. Краткий очерк или некоторые следы, известные из жизни покойного Иллариона Георгиевича, ро
дившегося 1819 г. в октябре месяце, а скончавшегося 1882 года декабря в 4-й день // Братское слово, 1892. Т. 1.
6 Картины церковной жизни Черниговской епархии из IX вековой истории. Киев, 1911.
К изобразительным источникам мы относим коллекции памятников изобразительного искусства, которые были выявлены нами в Брянском областном художественном музее, Новозыбковском, Клинцовском краеведческих музеях. Коллекция Ветковского музея была описана и атрибутирована ранее его сотрудниками и сотрудниками Музея древнерусской культуры и искусства имени А. Рублева (Т.Е. Гребенюк). Осмотрена также коллекция Гомельского краеведческого музея. Автором был проведен осмотр домовых коллекций жителей гг. Новозыбкова, Злынки, Клинцов, поселков Воронок, Елионки. Их фотофиксация отражена в приложении к диссертации.
В целом источниковедческая база вполне достаточная для решения поставленных задач.
Научная новизна исследования заключается в том, что в ней делается попытка комплексного изучения крупного региона проживания старообрядцев на юго-западе России - Ветки и Стародубья - во второй половине XVIII - середине XIX вв., рассматриваются вопросы внутриполитической ситуации в России и ее влияние на экономико-демографическое развитие названого региона, затрагиваются проблемы старообрядческих миграций, вместе с тем раскрывается роль старообрядческих монастырей, скитов, обителей и пустынь как духовных центров, анализируются местные иконописные и рукописные традиции старообрядцев, издательская деятельность старообрядческих типографий, литье медных икон, религиозное шитье, вышивка.
Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы при изучении аналогичных явлений в других старообрядческих центрах, а также при комплексном исследовании старообрядчества и особенностей его демографического развития, экономической, политической истории, духовной культуры. Их можно использовать при разработке соответствующих спецкурсов в ВУЗах, в краеведческой работе, при атрибуции памятников старообрядческого культа.
Апробация результатов работы. Основные научные положения и выво-ды диссертации изложены ее автором в тринадцати печатных работах, общим объемом 3,1 п.л.
Результаты исследований докладывались на конференциях:
1. Межвузовская научная конференция «Общественная мысль, полити
ческие движения и партии в России Х1Х-ХХ вв.» /15-16 октября 1996 г./
Брянск, Брянский государственный педагогический университет.
2. III научно-практическая конференция «Старообрядчество: История.
ф Культура. Современность» /15-17 мая 1997 г./ Москва, Российский университет
дружбы народов.
3. Конференции «Нравственное и патриотическое воспитание учащейся
молодежи: состояние, проблемы и пути их решения» /18-19 ноября 1997 г./,
Брянск, Общественно-политический центр.
4. II научно-практическая конференция «История и археология Подесе-
Ф нья» /декабрь 1997 г./, Брянск, Брянский государственный объединенный исто-
рико-краеведческий музей.
Научно-практическая конференция «Старообрядчество: История. Культура. Современность», /май 1998 г./ Москва, Российский институт природного и культурного наследия.
Конференция, посвященная 80-летию образования Калужского областного художественного музея / апрель 1998 / Калуга, Калужский областной художественный музей.
к-' 7. Научные Песоченские Чтения. Киров Калужской области, апрель 1998 г.
Межгосударственная научно-практическая конференция «История библиотек и библиофильства в Брянской области» /апрель 1999 г./ Брянск, Брянская областная научная библиотека имени Ф.И. Тютчева.
Межгосударственная научно-практическая конференция «Традиционный народный костюм и рушник» /сентябрь 1999 г./ г. Брянск, Брянский Областной Художественный Музей.
10.Областные краеведческие чтения, г. Брянск, 2000 г.
П.Парыгинские чтения. Литературно - краеведческая конференция, посвященная памяти В. П. Парыгина /апрель 2001 г./ г. Брянск, Литературный музей.
12.Международная конференция «Актуальные проблемы современного лингвистического, литературного, исторического и естественнонаучного краеведения» /сентябрь 2001 г./ г. Новозыбков, Филиал Брянского государственного университета.
13.Научно-практическая конференция «Гражданское общество и политическая система открытого для всех Союза России и Беларуси» /январь 2002 г./ г. Брянск, Брянский государственный университет.
14.Межгосударственная научно-практическая конференция «Безопасность, экология и устойчивое развитие -XXI век: опыт преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской атомной станции» /октябрь 2002 г./ г. Новозыбков, Филиал Брянского государственного университета.
15.Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество как историко-культурный феномен» /февраль 2003 г./ Республика Беларусь, г. Гомель, НИИ истории и культуры восточнославянских народов при Гомельском государственном университете имени Франциска Скорины.
В качестве теоретической и методологической основы настоящей диссертации используются принципы историзма и научной объективности. Применяются общенаучные методы исследования - наблюдение, анализ, синтез - и частные методы научных исследований - критический анализ источников, их сопоставление.
Важное значение для настоящей работы имеют положения о соотношении материальной и духовной деятельности людей, значения этических норм для развития сферы экономики, что впервые было разработано М. Вебером и принято отечественными исследователями при изучении старообрядчества.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, списка используемых источников и литературы. В введении поставлена задача комплексного изучения старообрядческих общин Ветки-Стародубья в 1760-1860 гг., а также дается объяснение хронологических и гео-
графических рамок, методов исследования, научной новизны, практической значимости. В первой главе проводится исследование экономико-демографического развития старообрядческих общин, значительное место при этом уделяется наряду с объективными причинами экономического роста -субъективным, среди них - духовному фактору - важному моменту в экономическом развитии и превращении старообрядческих слобод в посады и города. Во второй главе подробно анализируются старообрядческие монастыри, скиты и обители как центры духовной жизни и особенности их влияния на местное население, при этом обозначены действия правительства и официальной церкви по закрытию этих духовных центров, которые сопровождались жестокими репрессиями, разрушением архитектурно-художественных комплексов старообрядческих поселений, проявлялись в отрицательном воздействии на образовательное и духовно-нравственное состояние населения, в утрате и рассеивании уникального культурного наследия Древней Руси. В третьей главе показан вклад старообрядцев в духовную и художественную культуру края, анализируется наличие рукописной, книгоиздательской, иконописной традиции, рассматривается сохранение традиций религиозного шитья и вышивки и возможного производства (на уровне копий) медной художественной пластики. При этом подчеркивается, что памятники старообрядческого культа, бытовавшие в этом районе, подтверждают роль Ветки-Стародубья как духовного и художественного центра.
В заключении подводятся итоги исследования, содержатся основные выводы.
В приложении даны карты региона и фотографии памятников старообрядческого культа.
class1 Экономико-демографическое развитие старообрядческих общин Ветки Стародубьяв 1760-1860 гг class1 32
Населенные пункты, количество и движение старообрядческого населения
Историко-статистическое исследование является весьма важным направлением в изучении старообрядчества. Задачей данной части работы является выявление населенных пунктов, количества и движения старообрядческого населения и их влияние на процесс миграции старообрядцев юго-запада России. Эта работа активизируется в России с середины XIX в. До 1842 г. собирались лишь разрозненные сведения с фискальными целями . А с 1842 по 1855 гг. было проведено около 20 экспедиций в места проживания старообрядцев. Эти экспедиции осуществлялись чиновниками Министерства внутренних дел России и охватывали территорию от Прибалтики до Волги. Были также проведены разысканья «по расколу» в архиве Министерства внутренних дел и других архивах с целью сведения полученных материалов в статистические данные2.
Таким образом, было уточнено общее количество старообрядцев в России. Оно составляло 12 миллионов человек, т.е. 1/8 часть от общего числа населения страны3. Старообрядческие общины во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. не только не прекратили своего существования, но и продолжали развиваться и активно проводить свою деятельность, участвуя в экономической, политической и общественной жизни как внутри страны, так и за ее пределами, где в этот период проживало 13 тыс. старообрядцев . Внутри России выделялось несколько крупных старообрядческих центров, «сама же колонизация раскола на юге группировалась вокруг черниговских посадов, Дона и берегов Иргиза; на севере - около поморских скитов, на востоке - около горных заводов, за Уральским хребтом - в пределах сибирских, на западе - около берегов
Балтийского моря и распространялась по всему Полесью; внутри России - около Москвы»1. По данным Министерства внутренних дел более 30 губерний страны были «заражены расколом»; на юге Черниговская, Херсонская, Харьковская, Курская, Полтавская, Донская, Саратовская; на севере - Санкт-Петербургская, Олонецкая, Новгородская; на востоке - Пермская, Оренбургская, Вятская, Козельская, Тобольская, Томская, Иркутская; на западе Рижская (Лифляндская, Курляндская), Полоцкая, Могилевская, Псковская; внутри России - Московская, Калужская, Нижегородская, Костромская, Тверская, Орлов-екая, Ярославская, Владимирская, Рязанская . Нельзя не согласиться с мнением В.Распутина, что «это была колонизация, имевшая для российских окраин не меньшее значение, чем столыпинская реформа, но, в отличие от последней, она составлялась отборным народом. Словно потерянный рай искал и утверждал он свою старую родину, приносил новую обительность в народном устройстве и обычаях во всем родовом облачении»3.
В рассматриваемый период, в районе юго-запада России - традиционных старообрядческих центрах Ветки и Стародубья находилось свыше 30 старообрядческих поселений, образование которых было завершено уже к началу XVIII в. На первоначальном этапе, переселение сюда, на окраинные территории России в конце XVII - начале XVIII вв. было для старообрядцев делом добровольным, связанным с внутренней духовной потребностью сохранить веру своих предков в первозданной чистоте. «Убегая от антихриста, овладевшего миром после никоновских реформ, они поступали так не в силу мертвой отвлеченной идеи, а вследствие живо ощущаемого ими нравственного и физического гнета от лиц, которые будто бы дух злобы избрал в орудие своих действий в этом грешном мире»4. Так, на отдаленных окраинах государства, в местах недоступных для правительства, возникают общины, посады и слободы, населенные старообрядцами.
Старообрядческие монастыри, скиты, пустыни, и обители Стародубья и Ветки как центры духовной жизни
Монастыри на протяжении всей истории христианской России являлись ведущими духовными и культурными центрами. Они «пронизывали все сферы жизни народа: политику, культуру, экономику» , влияя на формирование куль Ф турного ландшафта, на планировочную структуру и объемно пространственную композицию городских и сельских поселений2.
В советской историографии наиболее изученными являлись вопросы эко номической деятельности монастырей, но при этом слабо освещалась их роль как духовного фактора в жизни разных слоев населения3. Лишь в последнее время исследователи обратили внимание на роль монастырей в духовной жизни фу российского общества, придавая большее значение им как «хранилищам рус ской культуры»4. Нельзя не согласиться с мнением исследователя О.И. Радчен-ко о том, что «в настоящее время ощущается серьезная потребность в исследованиях, воссоздающих не только фактическую историю монастырей и их хозяйственно-экономическую деятельность, но и их вклад в духовную жизнь страны и отдельных регионов. Комплексный подход к такого рода проблеме немыслим без обращения к монастырской культуре» .
В этом вопросе немаловажным аспектом является изучение роли старообрядческих монастырей: Выгорецкой киновии, ветковских, иргизских и старо дубских1. Выявление их памятников архитектуры, живописи, прикладного искусства и книжности позволило бы более отчетливо представить особенности собственно монастырской культуры и ее влияние на окружающее население. Не упуская из виду хозяйственной роли старообрядческих монастырей, в частности их значения для юго-запада России в освоении этой окраинной территории, необходимо показать их деятельность как духовных центров русского старообрядчества, центров русской культуры: книжности, иконописи, прикладного искусства, музыки.
По мнению О.П. Ершовой, «организация церковной жизни старообрядчества является вопросом достаточно сложным и проблематичным. Два крупных течения - поповщина и беспоповщина - продолжали распадаться на толки на протяжении XVIII и XIX вв... Каждый толк предусматривал свои формы существования, соответствующие их принципам и отношению к религии2. Не смотря на гонения, старообрядцы стремились сохранить церковь как залог спасения души в царстве антихриста». По мнению В.В. Керова, «в условиях, когда от истинной веры отступилась официальная иерархия России... единственно возможный путь к спасению личному, общественному и всемирному был создан как реализация призыва «огнепального Аввакума - «Града грядущего взы-скую». Модели Града ревнители благочестия строили в форме, схожей с общинами первых времен христианства. За основу социального творчества был принят единственный из реально существовавших в тот период аналогов -монастыри»3. Монастыри были важными центрами духовной жизни.
В изучаемом районе наиболее последовательно организовывали свою жизнь представители поповщины. Их приверженцы объединялись вокруг монастырей, скитов, пустынь и обителей. Старообрядцы-беспоповцы своими духовными центрами считали лишь скиты, обители и пустыни. Они были наиболее типичными формами организации жизни старообрядцев-беспоповцев, выполнявшими главные требования - изолированность и уединенность, которые соответствовали их организации церковной жизни и положению в российском обществе.
Библиотеки духовных центров и личные книжные собрания старообрядцев в 1760-1860 гг
Вклад старообрядцев в духовную культуру края является более изученным вопросом, чем их вклад в художественную культуру региона. Вместе с тем, результаты экспедиций последних лет, изучение архивных источников и коллекций музеев позволяют дополнить и расширить представление о духовном наследии старообрядцев Ветки-Стародубья, поэтому задачей данной части работы является исследование следующих вопросов: создание (производство) книг на территории изучаемого региона; распространенность и масштабы библиотек (личных и общественных собраний книг); возраст и репертуар книг в этих собраниях; создание литературных произведений; роль книг и книжной образованности в жизни населения края.
На уникальные рукописи и [старо] печатные книги, находившиеся у старообрядцев этого региона, впервые указал Н.П. Румянцев. Он «в период своей собирательской и научной деятельности постоянно обращался к старообрядцам за помощью и советом. С этой целью он посещал старообрядческие монастыри, скиты, ярмарки, подворья старообрядцев. Об этом свидетельствует многочисленная переписка графа с учеными... поисковая работа членов кружка способствовала тому, что в гомельском дворце меценатов со временем собралось множество реликвий истории и искусства края, что позже легло в основу Ру-мянцевского музея. Приоритетным направлением научной и собирательской деятельности Н.П. Румянцева и членов его кружка была работа по разысканию древних рукописей и [старо] печатных книг»
В 1870-е гг. М.И Лилеевым были описаны рукописи, изъятые у старообрядцев Стародубья и находившиеся в библиотеке Черниговской духовной семинарии.1 В XX в. археографические экспедиции МГУ им. Ломоносова продолжили выявление памятников книжности, происходящих из старообрядческих поселений Ветки-Стародубья. В 1970-80 гг. ими было обнаружено 349 рукописей и 313 книг кириллической печати XV - начала XX вв. «Ветковско-Стародубское собрание Отдела редких книг и рукописей оценивается как репрезентативное относительно истории традиционной местной книжности».3 Находки археографических экспедиций, пополнявшие фонды этого собрания, распределялись следующим образом (см. таблицу №35):