Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление государственно-церковных отношений на Урале (1917-1925 гг.) Зорина Надежда Анатольевна

Становление государственно-церковных отношений на Урале (1917-1925 гг.)
<
Становление государственно-церковных отношений на Урале (1917-1925 гг.) Становление государственно-церковных отношений на Урале (1917-1925 гг.) Становление государственно-церковных отношений на Урале (1917-1925 гг.) Становление государственно-церковных отношений на Урале (1917-1925 гг.) Становление государственно-церковных отношений на Урале (1917-1925 гг.) Становление государственно-церковных отношений на Урале (1917-1925 гг.) Становление государственно-церковных отношений на Урале (1917-1925 гг.) Становление государственно-церковных отношений на Урале (1917-1925 гг.) Становление государственно-церковных отношений на Урале (1917-1925 гг.)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Зорина Надежда Анатольевна. Становление государственно-церковных отношений на Урале (1917-1925 гг.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Москва, 2003 206 c. РГБ ОД, 61:04-7/35-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Реализация советскими органами законодательства о свободе совести.

1 . Осуществление принципов свободы совести. 28

2. Регулирование взаимоотношений органов власти с церковью . 82

Глава II. Большевистская практика борьбы с религией.

1. Основные формы подготовки кадров и организация антирелигиозной пропаганды. 115

2. Вовлечение в антирелигиозную работу общественных организаций. 146

Заключение. 165

Список источников и литературы. 176

Приложения. 196

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема государственно-церковных отношений, установившаяся после революционных событий 1917 г., привлекает внимание исследователей как в нашей стране, так и за рубежом. Церковь, являясь выразителем духовных потребностей миллионов людей, определяет в то же время их сознание и поведение. Поэтому интересы этих, людей и их мировоззрение государство не может не учитывать в своей политике. Русская Православная Церковь (далее - РПЦ) с ее опытом духовно-просветительной и благотворительной деятельности, с одной стороны, вносила весомый вклад в утверждение традиционных нравственных ценностей и преемственности нашей тысячелетней культуры и государственности, с другой стороны,' как социальный институт, она являлась защитницей позиций самодержавия, высших сословий и страт и этим приблизила революцию. В период советской власти роль церкви была кардинально подорвана политикой и идеологией «воинствующего атеизма». В связи с этим возникает необходимость переосмысления и более основательного изучения политики Советского государства в отношении религии, церкви и верующих на различных этапах истории.

В условиях современной России важно понять истинные отношения, которые складывались между государством и церковью в истории нашей страны, особенно в первые годы советской власти. Исследователи длительное время тенденциозно подходили к освещению взаимоотношений

церкви и государства. Находясь под влиянием марксистско-ленинской идеологии, они однозначно освещали деятельность РГЩ в этот период как контрреволюционную.

С конца 1980-х годов произошли резкие перемены в воззрениях на события, связанные с советским периодом развития общества, ярко проявилась тенденция идеализирования истории и роли церкви, рассматриваемого периода. В многочисленных публикациях стали трактоваться многие аспекты взаимоотношений церкви и государства с других позиций: отношения советских органов к религиозным конфессиям отражались в крайне негативном свете, резко очернялась политика по реализации принципов свободы совести как грубая, примитивная, разрушавшая нравственные и гуманистические идеалы народа.

Следовательно, необходимо подойти к анализу этих подходов с непредвзятой точки зрения с целью выяснения истинного положения вещей, избегая крайних взглядов, базирующихся на эмоциональных всплесках. При этом нельзя не отметить, что отступления от конкретно исторического анализа политической обстановки неизбежно приводят к искажению реального положения вещей.

Можно констатировать, что крайности допускались как с одной, так и с другой стороны, что характерно для любой эпохи крутых социальных преобразований. В условиях Гражданской войны и острого классового противоборства враждебное отношение к советской власти части

духовенства и руководства религиозных организаций нередко являлось
поводом для предубежденного отношения ко всем священнослужителям в
целом. О том, что определенная вина за ограничение свободы религиозной
совести в советской России ложится и на христиан, отмечал в свое время Н.
А. Бердяев: «Христиане, обличающие коммунистов за их безбожие и за
антирелигиозные гонения, не должны были бы всю вину возлагать-
исключительно на этих коммунистов - безбожников, они должны были бы и
на себя возложить часть вины»1. Разделял эту же точку зрения и
священнослужитель А. Мень, считая что «значительная часть иерархов и
церковных людей оказалась не готовой к радикальным переменам и отнес-
* лась к ним с открытой или молчаливой враждебностью»2.

Таким образом, для осмысления сложившейся практики государственно-
церковных отношений и всей политики Советского государства в
религиозном вопросе, необходимо изучить и проанализировать разные точки
зрения исследователей, ученых, политических деятелей, сопоставить их с
реальным ходом государственно-церковных отношений и сделать
определенные выводы. Изучение взаимоотношений государства и церкви в
региональных условиях даёт возможность шире и глубже познать процессы
секуляризации, характер истинных и мнимых религиозных и
антирелигиозных настроений различных категорий населения, выявить
т особенности и общие тенденции результатов «государственного атеизма».

1 Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С.139.

2 Мень А. Религия, культ личности и секулярное государство. // На пути к свободе совести. М., 1989. С. 104.

Научная новизна диссертации вытекает из необходимости переосмысления оценок становления государственно-церковных отношений как в целом по стране, так и в отдельных регионах страны, в частности, на Урале, в привлечении широкого спектра источников, новых архивных материалов, в том числе документов РГЩ, а также зарубежной литературы и печати. Автор излагает свою концепцию взаимоотношений местных органов власти с церковью, на проведение идеологии «государственного атеизма», проявляет критическое отношение к односторонним подходам в советской и современной литературе по данной проблеме. В указанные годы осуществлялась советская модернизация всех сторон жизни общества: в экономике, социальной сфере, политическом и государственном строе, в идеологии и в отношении к религии и церкви. Вместе с тем, учитывалось и то, что РГЩ в течение тысячелетия служила Русскому и Российскому монархическому государству, а также в определенной степени и народу, и это являлось одним из важнейших факторов самобытности отечественной истории, российской цивилизации. В настоящей диссертации большое внимание уделено внутрирегиональным особенностям государственно-церковных отношений на Урале.

Хронологические рамки исследования охватывают 1917-1925 гг. В этот период были заложены основы деформированной модели социализма, которые наложили соответствующий отпечаток на осуществление принципов свободы совести. Принятый в январе 1918 года декрет «Об отделении церкви

от государства и школы от церкви» предвосхитил советское законодательство о культах. В основе своей это являлось демократической реформой, соответствующей принципам свободы совести. Однако его практическое осуществление совпало с периодом установления советской власти, проходившим в острой политической и классовой борьбе, жестокой Гражданской войны, белого и красного террора, переходом к новой, экономической политике, началом мирного хозяйственного строительства. Все это сказалось на методах и средствах практического осуществления декрета.

В анализируемый период возникли разные церковные управления, часть из которых привела к расколу РГЩ, другая - к сектантским группировкам, третья послужила созданию новых религиозных центров за границей. В данный период учитывалась ленинская позиция по отношению к религии, церкви и духовенству, нашедшая наиболее четкое отражение в статье «О значении воинствующего материализма», которая своим названием нацеливала на бескомпромиссную борьбу с религией. Названный период характеризуется началом замены традиционной религии на новую «советскую религию» в форме атеизма. Этот период - начало проведения массовых кампаний наступления на религию и духовенство, в ходе которых имело место игнорирование духовных традиций и ценностей народа. В 1917 - 1925 гг. создавались специальные органы по советской и партийной линии, регулирующие деятельность религиозных организаций.

1925 год взят за конечную дату исследования в связи с тем, что именно в 1924-1925гг. руководство РПЦ и ее иерархи и церковнослужители на местах в большинстве своем совершили поворот к признанию советской власти и налаживанию более лояльных с ней отношений. Следует заметить, что и дипломатическое признание СССР со стороны многих иностранных государств мира произошло в эти же годы, что не могло не оказать влияния и. на позиции РПЦ.

Таким образом, для осмысления сложившейся практики государственно-церковных отношений и всей политики Советского государства в религиозном вопросе исследуемый период является одним из определяющих.

Территориальные рамки охватывают Уральский регион, в составе которого находились Екатеринбургская, Пермская, Тюменская, Челябинская губернии, а также отдельные районы Башкирии и Удмуртии, а в дальнейшем (с 1923г.) - Уральская область. Что касается деятельности РПЦ на территории Урала в исследуемый период, то она изучается на материалах Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской епархий. В тот период Урал представлял крупный хозяйственно-экономический район страны, в котором размещались развитые промышленные районы и обширные сельские. Население было многонациональным и многоконфессиональным, однако подавляющее большинство исповедовало православие, поэтому в исследовании рассматриваются взаимоотношения органов советской власти с РПЦ как самой крупной конфессией в стране и в

регионе. Следует отметить, что в Уральском регионе наблюдалось сочетание противоречивых явлений: с одной стороны, наличие революционных устремлений, прежде всего в развитых промышленных регионах, с другой -глубокой религиозности, преимущественно в сельских районах. Это позволяет судить о специфических условиях края, в которых происходило становление государственно-церковных отношений.

Методологической основой диссертации стал синтез общей методологии исторической науки, позволившей рассмотреть религиозный вопрос в комплексе со всеми сферами развития общества. Использование принципа системности позволило рассмотреть факты и события в совокупности и динамике происходящих процессов. Применение методов исторического исследования: объективности, сравнительного анализа, ретроспективного воззрения и проблемно-хронологического подхода позволило выявить более достоверные процессы становления государственно-церковных отношений.

Объектом исследования являются Советское государство и Русская Православная Церковь в их взаимоотношениях, рассмотренных на примере Уральского региона.

Предметом исследования является исторический опыт разработки, формирования и осуществления государственной политики в отношении к церкви, духовенству и верующим в период с 1917 по 1925 гг., а также реакция и отношение РПЦ к этой политике.

Степень изученности темы. Проблема становления государственно-\ церковных отношений представляет довольно обширный список опубликованных работ. В годы советской власти вопросы религии рассматривались с позиций марксизма-ленинизма, классовой борьбы. И так продолжалось до начала глубоких перемен, начатых в жизни нашего общества во второй половине 1980-х годов.

У истоков советской историографии по проблемам практики религии и атеизма стоял В. И. Ленин. Он обобщил и проанализировал разработки ряда политических лидеров. Применяя учение К. Маркса и Ф. Энгельса к России, Ленин подходил к проблемам религии и атеизма с позиций классовой борьбы, критиковал идеологов буржуазных партий, подвергал критике

A. В. Луначарского и А. М. Горького, положительно оценивал работы

B. Д. Бонч-Бруевича, Е. М. Ярославского, П. А. Красикова, И. И. Скворцова-
Степанова.3

В трудах соратников Ленина В. Д. Бонч - Бруевича4, М. И. Калинина5, П.А. Красикова6, Н.К. Крупской7, А.В. Луначарского8, И.И. Скворцова -Степанова9, Е.М. Ярославского10 и др. отразился опыт деятельности советских и партийных органов по установлению новых взаимоотношений с конфессиональными организациями. В своих исследованиях авторы

3 Ленин В. И. Об атеизме, религии и церкви. М., 1969.

4 Бонч-Бруевич В.Д. Избранные атеистические произведения. М. 1973; Деятели Октября о религии и церкви.
Статьи. Речи. Беседы. Воспоминания. М., 1968.

5 Калинин М. И. О коммунистическом воспитании. Избранные речи и статьи. М., 1968.

6 Красиков П. А. Избранные атеистические произведения. М., 1970.

7 Крупская Н. К. Из атеистического наследия. М., 1964.
* Луначарский А. В. Об атеизме и религии. М., 1972.

9 Скворцов-Степанов И. И. Избранные атеистические произведения. М., 1959.

10 Ярославский Е. М. О религии. М., 1957.

исходили из оценочной позиции религии как «опиума народа», проявляли «воинственность» к духовенству и церкви. Нельзя не согласиться с мнением В. И. Гараджи, критикующего Е. М. Ярославского и других атеистов за то, что они атеизм уложили в рамки сталинской «теории» обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму.11

Важной проблемой, поднимаемой в научной литературе, является-вопрос об атеистическом воспитании. Первые попытки теоретических и практических разработок в этой области были сделаны пропагандистами атеизма. Они носили подчас противоречивый характер, часто сводились к проведению антирелигиозного воспитания посредством методов «воинствующего атеизма». Публикации периодических изданий: «Атеист», «Антирелигиозник», «Безбожник», «Безбожник у станка» и др. - давали рекомендации, указывали на перегибы и недостатки, но солидных обобщений и выводов не содержали.

В советской и зарубежной историографии названная тема стала рассматриваться с 1920-х гг., но более полно в последующие десятилетия. Работы, появившиеся в начале 1920-х гг., в основном носили резко обличительный характер. Советские авторы тех лет: Е.Ф. Грекулов, А. Кагорницкий, Б.П. Кандидов, Н.М. Лукин, С. Худяков и другие - выполняли «партийный заказ». Так, в отчетном докладе Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро от 12 декабря 1922 г. особо отмечалось, что

11 Гараджа В. И. Переосмысление. // Наука и религия. 1989. №1. С. 4.

«ощущается острый недостаток в литературе, освещающей с марксистской точки зрения историю российской церкви и взаимоотношений между церковью и государством. При полном отсутствии литературных сил, могущих теперь же взяться за заполнение этого пробела, комиссия не видит другого выхода из положения, кроме обращения к институту красной профессуры, которому предполагается заказать ряд монографий»12. 1 января.. 1923 г. комиссия докладывала в Политбюро ЦК РКП (б) о ходе выполнения этого решения. 13Таким образом, заказ партийных органов был адресован идеологическим работникам.

Примечательно, что некоторые авторы, писавшие в 1920-1930-х гг. разоблачительные брошюры и статьи о Русской Православной Церкви, до революции 1917 г. являлись православными священнослужителями, например, И. Брихничев, М. Галкин, Н. Платонов. Выполняя политический заказ, некоторые из них зарабатывали себе право на жизнь.14

Попытки осмысления опыта, результатов государственной антирелигиозной политики начались с конца 1920-х - в 1930-е гг. В этот период выделяются работы, посвященные реализации декрета о свободе совести и советского законодательства о культах.

12 Архивы Кремля. М.; Новосибирск, 1997. Кн. I. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. С.345.

13 Там же. С. 349.

14 Платонов Н.Ф. Православная церковь в 1917-1935 гг. Противодействие церкви установлению и
упрочению советской власти. // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. М.; Л., 1961. Т. V. С. 206-

271.

Публикации В. П. Кандидова15, В. Ф. Зыбковца16, П. К. Зарина17 были небольшими по объему, содержали мало теоретических выводов, но отличались насыщенностью фактическим материалом и политической заостренностью. В работах В. И. Ансвенсула18, Н. А. Коробейникова19 и Д. В. Дягилева20 ярко иллюстрируется напряженность борьбы советской власти с религией, проводится мысль о реакционной роли церкви в жизни-общества.

Установки публикаций 1920-1930-х годов в значительной степени определили подходы к изучению темы всей последующей советской историографии. С тех лет в советской исторической литературе утвердилось однозначное мнение, что в 1917г. Православная Церковь придерживалась промонархических позиций, «верой и правдой стояла за интересы самодержавия» и враждебно относилась к антицаристским настроениям в обществе .

В годы Великой Отечественной войны в связи с активной патриотической деятельностью Русской Православной Церкви государство перешло к мирному диалогу с РПЦ. Созданный в 1925 году Союз воинствующих безбожников (СВБ) был распущен, и антирелигиозная

13 Кандидов В. П. Религиозная контрреволюция 1918-1920 гг. и интервенция. М., 1930.

16 Зыбковец В. Ф. Безбожники и социалистическое переустройство деревни. М., 1930.

17 Зарин П.К. Политическая маскировка религиозных организаций. М., 1934.

18 Ансвенсул В. И. Церковь и гражданская война на Урале. Свердловск, 1934.

19 Коробейников Н. А. Лицо врага. Пермь, 1929.

20 Дягилев Д. В. Церковники и сектанты на службе контрреволюции. Челябинск, 1939.

21 Попов М.В. Церковь в годы реакции и революции. Иваново, 1931; Худяков С. Классовая борьба и
религия. Л., 1931; Олещук Ф. Н. Борьба церкви против народа. М., 1939; Юрин А. Под маской религии. М.,
1939.

пропаганда прекратилась. В этот период исследования и публикации были незначительными.

Авторы послевоенного периода, в соответствии с новыми партийными установками, считали, что борьба против религии и церкви приобрела характер идеологической борьбы за торжество научного мировоззрения . В период «великого десятилетия» Н. С. Хрущева вышли партийные-постановления 7 июля и 10 ноября 1954 года, в которых содержались требования усиления и систематизации антирелигиозной пропаганды в целях окончательного преодоления религии.

В 1960-е гг. одним из первых историко-партийных исследований политики Советского государства в отношении религии и церкви явилась докторская диссертация В. В. Покровского. 23 В заслугу автора следует поставить то, что он собрал и проанализировал большое количество материала, однако в работе замалчивались негативные аспекты партийного руководства этим участком работы, поэтому общие выводы и суждения нуждаются в переосмыслении и переоценке.

В 1970-1980-е гг. объем научно атеистической литературы и диссертационных работ значительно возрос.24 В докторских диссертациях

22 См., напр.: Лазоренко В. Е. К вопросу об изменении политической ориентации Русской Православной
Церкви (1917-1945) // Вопросы религии и атеизма. М., 1964. Вып. 12; Осипов Е. С. Церковь в истории СССР.
М., 1967.

23 Покровский В. В. Исторический опыт борьбы КПСС против религии, за атеистическое воспитание
трудящихся. М., 1968.

Тепляков М. К. Проблемы атеистического воспитания в практике партийной работы. Воронеж, 1972; Сапрыкин В. А. Социалистический коллектив и атеистическое воспитание: опыт, система, проблемы. М., 1983.; Набиев Р. А. У истоков массового атеизма (из опыта атеистической работы партийных организаций Татарии в период строительства социализма. 1917-1937 гг.). Казань, 1984.

Г. В. Воронцова, А. Т. Вещикова, Л. К. Лобазова даны новые теоретические разработки, проведен анализ и обобщен опыт партийного руководства атеистическим воспитанием различных социальных групп с явным преувеличением результатов секуляризации. В то же время в названных работах не достаточно освещены противоречия в деятельности партийных и государственных органов, нет критики в адрес партийных комитетов, которые допускали грубые выпады против религии и нарушение прав верующих. В 1970-1980-х гг. появились работы, где сделана попытка выйти за рамки господствовавшего подхода к изучению темы. Определённую ценность в связи с этим имеет монография А.А. Шишкина, посвященная проблеме обновленческого раскола26. Некоторым советским историкам в ряде случаев удалось критически переосмыслить традиционные представления и уточнить факты, касающиеся государственно-церковных отношений первых лет советской власти. В советской историографии появляются положительные тенденции освещения объективных процессов в создании монастырских коммун и артелей . В. Ф. Зыбковец пишет, что с весны 1918 г. на территории советской России начался стихийный - «без

25 Воронцов Г. В. Осуществление коммунистической партией ленинской программы атеистического воспитания масс (1917-1937 гг.). Дисс....докт. ист. наук. Л., 1970; Вещиков А. Т. Атеистическое движение в СССР. Дисс... докт. ист. наук. М., 1972; Лобазов П. К. Политика Коммунистической партии в отношении религии и церкви (окт. 1917-1925). Дисс... докт. ист. наук. М., 1973.

Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола Русской Православной Церкви. Казань 1970.

27 См.: Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции 1917-1923гг. С. 88-89; Платонов Н.Ф. Православная церковь в 1917-1935 гг. С. 223.

благословения патриарха Тихона» - процесс «самоорганизации монастырей в трудовые артели и коммуны»28.

Несмотря на отмеченные положительные тенденции, отечественная историография вплоть до конца 1980-х гг. основное внимание уделяла изучению процесса становления, развития и утверждения атеистических воззрений в СССР, а также партийного руководства атеистическим. воспитанием.

Со второй половины 1980-х гг. проявляется тенденция переосмысления всей истории нашей страны и особенно советского периода. С противоположной точки зрения освещаются многие события, связанные с РПЦ, духовенством и верующими. Резко сменяются акценты от позитивной оценки к негативной. Деятельность партийных и советских органов по отношению к религиозным конфессиям рассматривается в отрицательном виде, возвеличивается роль духовенства в развитии общества, сохранение и приумножение культурных ценностей. Многие отрицательные факты в деятельности священнослужителей умалчиваются или приукрашиваются и преподносятся в заведомо положительном свете. Появляются многочисленные публикации в газетных и журнальных статьях. Своеобразным синтезом духовного и светского взгляда на взаимоотношения церкви и государства стал сборник статей «На пути к свободе совести»29. Содержанием данной книги, положившей в свое время начало

2* ЗыбковецВ. Ф. Национализация монастырских имуществ в советской России (1917-1921 гг.). М., 1975. С.

102-103.

29 Одинцов М. И., Мень А. и др. // На пути к свободе совести. М., 1989.

переосмыслению церковной политики государства, стали размышления историков, публицистов и представителей духовенства о прошлом и настоящем религии в Советском Союзе. Наряду с чисто теоретическими заключениями богословского характера, данный сборник отличает обилие новых трактовок церковно-государственных отношений, установившихся при советской власти. В частности, авторы утверждают, что, несмотря на-формальное отделение церкви от государства, последнее продолжало активно вмешиваться в дела первой. И если М. И. Одинцов30 касается этой темы лишь частично, то священники Г. Якунин31 и А. Мень32 прямо обвиняют Советское государство, и в первую очередь партийные органы, во вмешательстве в дела церкви.

С начала 1990-х годов стала быстро расти новая отечественная историография темы. Наступившие в обществе изменения и открытие исследователям ранее недоступных, скрытых в архивах партии и спецслужб источников, определили возможность качественно иного уровня источниковой базы, а соответственно и научного анализа, лишенного антирелигиозных пристрастий и политических предубеждений. Важно отметить сложность и постепенность утверждения новых подходов в изучении темы. Первоначально целый ряд отечественных исследователей сохранял приверженность некоторым прежним положениям. Так, Ю.А. Бабинов и М.И. Одинцов противопоставляли «ленинскую традицию решения

30 Одинцов М. И. Путь длиною в 7 десятилетий. // На пути к свободе совести. М, 1989.

31 Якунин Г. В служении культу. // На пути к свободе совести. М., 1989.

32 Мень А. Религия, культ личности и секулярное государство. // На пути к свободе совести. M., 1985.

религиозного вопроса» «сталинскому форсированному изживанию религии» с конца 1920-х гг.33 В действительности новое наступление на религиозные организации, начавшееся в конце 1920-х гг., имело известную преемственность осуществления «церковной» политики в первые годы советской власти.

К числу первых попыток отказаться от стереотипов «партийного-подхода» и применить новые методы исследований следует отнести работу В. А. Алексеева. 4 В своей книге «Иллюзии и догмы» он возвеличивает роль духовенства на всех этапах развития советского общества, особенно в постсоветский период. В своей второй монографии В.А. Алексеев выявил и проследил особую роль комсомола в осуществлении антирелигиозных кампаний. В книге показано, что комсомольские лидеры представляли себе борьбу с религией путем «богоборства» и «попоедства»35. Другой исследователь М. И. Одинцов рассматривает взаимоотношения церкви и государства в период с 1917 по 1938 год,36 вводит в научный оборот ряд ранее неизвестных документов, анализирует конституционно-правовую базу государственно-церковных отношений. 7

33 Бабинов Ю. А. Государственно-церковное отношения в СССР: история и современность. Симферополь,
1991; Одинцов М. И.: Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству
(государственно-церковные отношения в истории советского общества) // На пути к свободе совести. М.,
1989. С. 29-71.

34 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991.

35 Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР.
М., 1992. С. 26.

36 Одинцов М. И. Государство и церковь. История взаимоотношений. 1917-1938. М., 1991.

37 Одинцов М.И.: 1) «Дело» патриарха Тихона // Отечественные архивы. 1993. №6. С. 46-71; 2)
Государственно-церковные отношения в России, (на материалах отечественной истории XX века):
Автореф.... докт. ист. наук. М., 1996.

Значительный вклад в исследование проблем взаимоотношения Советского государства и церкви внесли работы Н.И. Музафаровой. В первой работе ощущается влияние господствующей марксистски - ленинской идеологии, хотя автор объективно подвергает критике «государственный атеизм». В последующих работах и в диссертационном исследовании «Политика Советского государства в религиозном вопросе в 1917-1941 гг.ж автор сдержанно и последовательно излагает становление новых взаимоотношений органов советской власти и религиозных конфессий с 1917г. до 1941 г. 40 Переосмыслены и сделаны новые акценты на роль духовенства, лидеров сектантских организаций в жизни верующих. Особое внимание уделено формам и методам работы с различными категориями населения по внедрению «государственного атеизма», развитию новой советской школы и решению национально-религиозных проблем. В ходе дальнейшего осмысления темы на основе изучения рассекреченных документов взгляды историков становились более объективными.

К концу 1990-х гг. исследователям удалось значительно расширить источниковую базу, раздвинуть границы в постановке проблем темы и конкретизировать её отдельные аспекты. М.Ю. Крапивин41, А.Н. Кашеваров42

38 Музафарова Н.И.Партийное руководство атеистическим воспитанием трудящихся на Урале в годы социалистического строительства (1917-1937):монография. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1987. 39См., напр., Музафарова Н.И. Религиозный вопрос на Урале в 1917-1941 гг.: история, уроки, проблемы. Монография, ИНИОН АН СССР. № 44980, 1991.

40 Музафарова Н. И. Политика советского государства в религиозном вопросе в 1917-1941 гг. Дисс... докт.
ист. наук. Екатеринбург, 1992.

41 Крапивин М.Ю. Религиозный фактор в социально-политической жизни советского общества, (окт.1917-
конец 1920-х гг.). Дисс.... докт. ист. наук. СПб., 1999.

42 Кашеваров А.Н. Советское государство и Русская Православная Церковь в 1917-1922 гг.: Дисс....докт. ист.
наук. СПб., 1998.

и Н.А. Кривова рассматривают вопросы, которые ранее игнорировались советскими авторами: роль отдельных членов большевистского руководства в осуществлении антицерковных мероприятий, деятельность карательных органов Советского государства в области борьбы с религией.

Самостоятельную группу публикаций о церковно-государственных отношениях представляют монографии, вышедшие за границей и изданные в . последние годы в России. По мнению почти всех зарубежных исследователей, доминантой политики Советского государства было стремление уничтожить религиозную жизнь в стране, поэтому антирелигиозную борьбу в СССР они рассматривали как дело советского правительства. Ряд исследователей: Н. Струве, У. Флетчер, Г. Фриз-ставили основной целью своих работ изучить процесс превращения «атеистической доктрины» в государственную политику, направленную на ликвидацию религиозных организаций, изоляцию верующих и физическое уничтожение значительной части духовенства.44

Особый интерес представляет исследование В. Степанова (Русака)45, в котором показаны взаимоотношения Русской Православной Церкви и Советского государства с 1917 по 1980-е годы. Автором собран весьма разрозненный материал, в то же время использован широкий круг

43 Кривова Н.А. Власть и РПЦ в 1922-1925 гг. (Политика ЦК РКП (б) по отношению к религии и церкви и ее
осуществление органами ГПУ-ОГПУ): Дисс. ...докт. ист. наук. М., 1998.

44 Struve N. Les Chretiens en URSS. Paris, 1963. P. 24; Fletcher W. A Study in Survival (The Church in Russia
1927-1943). London, 1965. P. 13-14. - Такая оценка патриаршего послания от 19 января 1918 г. расходится с
мнением многих русских эмигрантских исследователей о том, что этим воззванием Тихон не пытался
вмешиваться в политику, а лишь хотел призвать народ к покаянию. (См., напр.: Боголепов А.А. Церковь под
властью коммунизма. С. 11-12).

45 Степанов В. Свидетельство обвинения. М., 1993.

источников, что дало возможность проследить весь механизм государственных репрессий. В то же время, следует отметить, что В. Степанов не смог удержаться от соблазна обрушить со страниц своей книги резкую субъективную критику на гонителей церкви.

Отдельную группу исследований представляют публикации зарубежных религиозных деятелей.46 Основная черта этих работ заключается в том, что в.. них значительное внимание уделяется религиозному зарубежью: развитию и функционированию религиозных храмов, монастырей, скитов, миграции священнослужителей и верующих за границу, их связи с единоверцами в советской стране. Выделяются работы, написанные церковными деятелями, являвшимися непосредственными участниками и свидетелями тех процессов, которые проходили в сфере государственно-церковных отношений того времени. В них содержатся интересные сведения о внутреннем положении РПЦ и дается разъяснение тактики, которую проводила РПЦ по отношению к

46 Валентинов А. Черная книга. Париж, 1925; Прот. А. Введенский. Церковь и государство. М., 1923;
Глубоковский Н. Н. Русская богословная наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии.
Варшава, 1923; Прот. Граббе. Правда о Русской церкви на родине и за рубежом. Джорданвилль, 1961;
Курочкин П. К. Эволюция современного русского православия. М., 1971.; Левитин и Шавров. Очерки
истории Русской Церкви. Швейцария, 1978; Лев Регельсон. Трагедия Русской Церкви. Париж, 1977;
ТитлиновБ. В. Церковь во время революции. Петроград, 1924; Шишкин А. А. Сущность и критическая
оценка обновленческого раскола Русской Православной Церкви. Издание Казанского университета, 1970;
Michael Bourdeau Faith on Trial in Russia. New York, 1971; Michael Bourdeau. Religious Torment in Russia.
London, 1968; Church and State Behind the Iron Curtain. Edited by V. Gsovski. New York, 1955; Konstantin de
Grunwald. The Churches and the Soviet Union. New York, 1962; William Fletcher. The Russian Orthodox Church
Underground. 1917-1970. London, 1971; Bernard Hutton. Danger from Moscow. London, 1960; Richard Marshall,
Jr. Thomas Bird., Andrew Bland. Aspect of the Religion in the Soviet Union. Chicago, 1971; Robert Nichols,
Nicholas Stavrou. Russian Orthodox Church Under Old Regime. Minneapolis, 1978.

47 См.: Bourdeau Michael. Faith on Trial in Russia. New York, 1971; Church and State behind the Iron Curtain.
Edited by Gsovski. New York, 1955; Konstantin de Grunwald. The Churches and the Soviet Union. New York,
1962; William Fletcher. The Russian Orthodox Church Underground. 1917-1970. London, 1971; La premier
emigration Russe: vie politique et intellectuelle. Paris, 1994; Williams R. Culture in Exile. Russian Emigres in
Germany. 1881-1941. Ithaka, 1972; Seide George. Monasteries and convents of the Russian Orthodox Church
abroad. Munich, 1990.

48 Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947; Платонов М. Ф. Православная Церковь в 1917-
1935гг. // Ежегодник музея истории религии и атеизма. Т. V. М.;П., 1961; Епископ Григорий. Русская
церковь перед лицом господствующего зла. Джорданвилль, 1991.

Советскому государству. Однако в этих работах наблюдается тенденциозный подход.

Особым направлением в изучении темы стало исследование взаимоотношений органов государственной власти и Православной Церкви на местах . Исследований по Уральскому региону насчитывается сравнительно небольшое количество. Диссертационные исследования были -написаны в основном в советский период, поэтому отражают господствовавшую в то время коммунистическую идеологию. Таковыми являются научные исследования Н.И. Музафаровой, В.А. Крашенинникова, А.А. Чудиновских, Д.Н. Загидуллина, М.Г. Нечаева.50 Авторы показали малоизвестные страницы деятельности партийных и советских органов по антирелигиозной работе, но комплексного исследования они не дали, а их выводы адекватно отразили существовавшие стереотипы. В последнее время по данной теме с использованием уральского материала написана

49 Елисеев А.Л. Политика Советского государства по отношению к Русской Православной Церкви в 1920-30-
е гг. Дисс. ... канд.ист. наук. М., 1997; Михайлов СВ. Государство и церковь: (Отношения органов власти,
религиозных организаций и верующих на Архангельском Севере в 1918-1929 гг.) : Дисс....канд.ист.наук.
Архангельск 1998; Неживых Н.А. Взаимоотношения партийных и советских органов с Православной
Церковью в 1920-1929 гг. Дисс. ... канд. ист наук, Омск, 1998; Тюрина Л.В. Государство и РПЦ: эволюция
отношений. 1917-2000 гг. Дисс.... канд. ист. наук. Курск, 2000 и др.

50 Музафарова Н.И. Деятельность партийных организаций Урала по атеистическому воспитанию
трудящихся (1917-1925 гг.). Свердловск, 1975; Музафарова Н.И. Изъятие церковных ценностей на Урале в
1922 г. для помощи голодающим.// Сб. аспирант. Работ Свердл. юр. ин-та. Вып. 13. Свердловск, 1971. С. 75-
79; Музафарова Н.И. Уральские партийные организации в борьбе против реакционной деятельности церкви
и духовенства (1917-1925 гг.)// Партийные организации Урала в борьбе за упрочение завоеваний
Октябрьской революции. Свердловск, 1979. С. 20-27; Музафарова Н.И. Октябрь и организация
антирелигиозного воспитания на Урале.// Октябрь на Урале: история и современность. Свердловск, 1987. С.
41-43; Музафарова Н.И. Из истории церковной контрреволюции на Урале.// Деятельность партийных
организаций Урала по вовлечению трудящихся масс в вооруженную борьбу с интервентами и
белогвардейцами (1918-1919 гг.):Сб. научн. тр. Свердловск, 1990. С. 106-117. Крашенинников В.А.
Деятельность партийных организаций Урала по атеистическому воспитанию трудящихся. (1928-1932 гг).
Свердловск, 1980; Чудиновских А.А. Деятельность партийных организаций Урала по атеистическому
воспитанию трудящихся (1933-1941 гг.). Свердловск, 1984; Загидуллин Д.Н. Деятельность Башкирской
областной партийной организации по атеистическому воспитанию трудящихся (1927-1937 гг). Свердловск,
1984; Нечаев М.Г. Контрреволюционная деятельность церкви в период подготовки и проведения Великой
Октябрьской социалистической революции и Гражданской войны на Урале (1917-1919 гг.). Свердловск,
1988; Нечаев М.Г. Красный террор и церковь на Урале. Пермь, 1992.

кандидатская диссертация М.В. Булавина , в которой рассматриваются проблемы политики государственной власти по отношению к Православной Церкви в России в 1917-1927гг. Однако данное исследование ограничивается использованием материалов лишь промышленных районов Урала, а не региона в целом, в нем не раскрывается специфика религиозного вопроса в крае, нет четкого определения предмета и методологии исследования.

Подводя итоги историографии темы, можно сказать, что данная проблематика носит многоплановый характер, выявление и раскрытие ее отдельных сторон требует нового исследования и объективного освещения сложного и противоречивого процесса становления государственно-церковных отношений на Урале.

Освещение избранной темы базируется на большом массиве

разнообразных групп источников, поиск, выявление, отбор и научная

критика которых явились важной частью исследования:

1. Первую группу источников составляют материалы, находящиеся в

центральных и местных архивах. Особенностью этого вида документов,

относящихся к «церковной политике» Советского государства, является

то, что в силу разных обстоятельств они находятся в различных фондах

разных архивов. Автором исследованы документы: Государственного

архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского центра хранения и

изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ), Российского

51Булавин М. В. Взаимоотношения государственной власти и православной церкви в России (1917-1927гг.). Дисс. ...канд. ист. наук. Екатеринбург, 2000 .

государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Архива Всесоюзного объединения книжной торговли (АВОКТ), Архива Государственного музея истории религии и атеизма (ГМИРА), Государственного архива Свердловской области (ГАСО), Центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦЦООСО), Государственного общественно-политического архива' Пермской области (ГОПАПО), Государственного архива Пермской области (ГАПО), Государственного архива Тюменской области (ГАТО), Центра документации новейшей истории Тюменской области (ЦДНИТО), Государственного объединенного архива Челябинской области (ГОАЧО). Из архивов получены ценные сведения о переписке, отчётах местных

органов о проведённой антирелигиозной работе, о характере поступающих

указаний центра.

  1. Вторую группу источников составляют документы и опубликованные материалы Советского государства и партийных органов. Данный источник содержит только тексты постановлений, без их толкования и систематизации, что позволяет лишь ссылаться на указанные сборники.

  2. Третьей группой источников по данному вопросу послужили официальные церковные документы. Это протоколы заседаний ВЦУ, Архиерейского Синода и Собора, указы, циркуляры, постановления и распоряжения высших органов Московской Патриархии, Патриарха Тихона.

w 4. Особый источник составляют материалы периодических изданий тех лет.

Именно они позволяют восстановить события, изучение которых также

немаловажно для воссоздания полной истории РПЦ, проникнуть в

атмосферу того времени. Изучение материалов центральной и местной

печати, церковных и зарубежных изданий способствовало дальнейшему,

более углубленному и детализированному исследованию темы.

5. В работе используются письма и мемуары очевидцев тех лет, партийных и

советских работников, священнослужителей и мирян. Благодаря им

можно восстановить цепочку в развитии и эволюции отдельных событий

прошлой эпохи. Воспоминания, письма, другие документы личного

в России, помогают взглянуть на них по-иному, через призму личного

отношения конкретных людей.

Все вышесказанное ставит перед диссертантом следующую цель —

изучить характер, особенности и эволюцию отношений государства и церкви

на Урале в первые годы советской власти. Диссертация является

комплексным исследованием взаимоотношений центральных, местных

органов власти с РПЦ, их деятельности по реализации коммунистических

принципов свободы совести.

#

При написании работы ставились следующие задачи:

1)изучить содержание законодательных актов и проведение первых мероприятий советской власти по их осуществлению, показать сущность политики Советского государства в религиозном вопросе;

2)рассмотреть особенности антицерковных кампаний и показать реакцию духовенства и мирян на данные процессы;

3)проследить эволюцию организаций РПЦ Урала в связи с. проведением политики «государственного атеизма»; проанализировать тактику уральских церковных органов в связи с расколом в РПЦ;

4)осветить специфику подхода центральных и местных органов власти к осуществлению религиозной политики в годы Гражданской войны и первых лет нэпа;

5)выявить специфические черты идеологической и административной работы уральских органов в религиозном вопросе;

6)исследовать методы и формы работы уральских партийных, советских, комсомольских и других общественных организаций по насаждению политики «государственного атеизма».

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены в публикациях автора и в выступлениях на научных конференциях.

"*

Научная и практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней сведения и выводы могут быть использованы для

дальнейшего исследования истории РПЦ и религиозной политики Советского государства. Содержащиеся в диссертации фактические данные и теоретические положения могут быть учтены в процессе вузовского преподавания отечественной истории: при подготовке общих и специальных' курсов, материалов к семинарским занятиям, научных студенческих докладов, а также при подготовке документальных публикаций по истории РПЦ новейшего времени. Выводы диссертации применимы при разработке современной государственной «церковной» политики, чтобы избежать ошибок и «перегибов» прошлого.

Осуществление принципов свободы совести

Принципы свободы совести являются порождением буржуазных революций. Данное требование было запечатлено многими политическими партиями России начала XX века. Непосредственная реализация их началась после победы февральской революции. В постановлении Временного правительства «О свободе совести», изданного 14 июля 1917г., содержалось требование обеспечения свободы совести каждому гражданину Российской Федерации. Вместе с тем указывалось, что «пользование гражданскими и политическими правами не зависит от принадлежности к вероисповедованию, и никто не может быть преследуем и ограничен в каких-либо правах за убеждение в делах веры».52

В новых условиях наступивших глубоких перемен в российском обществе Русская Православная Церковь созвала Поместный Собор в августе 1917г., на котором приняла целый ряд решений, касающихся всех сторон церковной жизни, этико-правовых отношений. На Соборе состоялось избрание Патриарха Тихона, что должно было усилить централизацию церковного руководства и преодолеть начавшийся кризис в церкви.

Октябрьская революция провозгласила гуманистические принципы свободы совести в первых декретах и постановлениях советской власти, но своеобразно подошла к проведению их в жизнь. Ликвидация частной собственности, изъятие государственных функций из ведения религиозных, институтов обнажили классовые связи духовенства с эксплуататорами, поляризировали внутренние слои духовной касты, значительная часть которой встала в оппозицию к советской власти.

Отметим, что церкви и монастыри до революции были крупными собственниками, имели большие площади земель, обладали промыслами, располагали заводами и содержали ассигнации в банках. Священнослужители получали жалованье из государственной казны: в 1905 г. Православная Церковь получила 29 млн. руб., а в 1917 г. планировалось 65 млн.53

Регулирование взаимоотношений органов власти с церковью

Состоявшийся во второй половине 1918г. крестьянский съезд постановил признать Закон Божий обязательным в школах.166 Подобные решения выносились на местах. В ряде городов Урала представители приходов и делегаты от родительских организаций при учебных заведениях-на совместных собраниях решили послать протесты против устранения Закона Божия прямо в СНК. Собрания требовали возвратить Закону Божию его прежнее положение в учебной программе, в противном случае обещали не посылать детей в школу. В сельской местности подобные решения принимались на крестьянских сходах, причем в деревнях население нередко действительно переставало отправлять детей в школы, где не было священников.

Однако под воздействием советской агитации и пропаганды, а также применения административных мер эти акции постепенно пошли на убыль, особенно после окончания Гражданской войны и перехода к мирному строительству.

Идеологическая работа, входившая в компетенцию партийных органов, нередко переходила в административные методы борьбы с церковью и духовенством. В первой половине 1920-х гг. декрет о свободе совести в плане лишения конфессиональных организаций собственности и юридических прав был осуществлен с некоторыми нажимами на верующих и духовенство, с усеченными возможностями религиозной проповеди и верований.

Начало 1920-х гг. ознаменовалось мирным строительством и переходом к новой экономической политике. В стране были даны послабления для развития многоукладной экономики, но под контролем пролетарского государства. В идеологической работе акцент делался на борьбу с разными идейными течениями, несовместимыми с коммунистическим мировоззрением. В.И. Ленин настраивал государственных и партийных служащих на жестокую борьбу по принципу «кто - кого», подчеркивая, что в данном деле идеологическая работа — самое глубокое и самое мощное влияние.

1921-1922 гг. потрясли страну обрушившимся голодом, который начался в районах Поволжья. Голод был обусловлен засухой 1920-1921 гг. и социальными причинами. О причинах и последствиях голода появилось очень много публикаций с 1990-х гг. Нередко в целях популизма и «новых открытий» авторы передергивают факты, считая данный недуг чуть ли не порождением советской власти. Объективная реальность доказывает, что голод возник в силу объективных причин. В данном случае нельзя не согласиться с пояснениями Ленина, что причинами голода явилось «тяжелое последствие отсталости России и семилетней войны, сначала империалистической, потом Гражданской, которую навязали рабочим и крестьянам помещики и капиталисты всех стран».168 Территориальные рамки его быстро расширялись: начавшись в Поволжье в 1921 г., к весне 1922 г. он охватил прилегающие районы, всего - 34 губернии с населением около 30 млн. человек.169

Основные формы подготовки кадров и организация антирелигиозной пропаганды.

Политика Советского государства в отношении религии, церкви и верующих определялась установками пришедшей к власти Коммунистической партии. Установившаяся система партийного руководства в органах советской власти предопределила господство марксистско-ленинской идеологии и пропаганды атеизма в ракурсе антирелигиозной и антицерковной направленности. Последнее в конечном счете привело к проявлению воинствующего материализма в теории и воинствующего атеизма на практике, что весьма четко просматривается на примере Урала.

Истоки политики воинствующего атеизма были заложены в программных положениях партии и ее конкретных действиях после поражения первой буржуазно-демократической революции в России и особенно после событий октября 1917 г. Характерно, что на каждом историческом этапе большевики под влиянием Ленина делали определенный акцент в религиозных отношениях: в дореволюционный период в тактических установках превалировало требование единения верующих и неверующих, оговаривался возможный прием в социал-демократию священнослужителей. После победы революции 1917 г. Ленин определил в качестве программной задачу: «осуществлять тактическое освобождение трудящихся от религиозных предрассудков, добиваясь этого посредством пропаганды..., заботливо избегая всякого оскорбления чувств верующей части населения».232

В практику советских органов постепенно вошло строгое следование и выполнение всех партийных директив и указаний, а вместо гуманистических принципов свободы совести — проведение политики «государственного атеизма». В связи с этим целесообразно рассмотреть важнейшие партийные установки, которые определили политику в религиозном вопросе. С целью осуществления задачи освобождения трудящихся от религии, от парторганизаций требовалось включение атеистической работы в общий план воспитания коммунистов, в духе непримиримого отношения к религии и воинствующего материализма.

Однако результативность антирелигиозной пропаганды зависела от наличия атеистических кадров, поэтому их подготовке было уделено большое внимание. Идеологическая работа коммунистов обуславливала решение одной из главных партийных задач: организацию массового антирелигиозного движения. Изучение процесса развития антирелигиозного движения в крае представляется важным для воссоздания истинной картины.

В ней просматриваются: проявление безбожия в народе, комплекс мер по антирелигиозному воспитанию народа, а также факты закрытия богослужебных помещений, запрещение религиозных праздников, различных культовых обрядов и т.д.

Похожие диссертации на Становление государственно-церковных отношений на Урале (1917-1925 гг.)