Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Источники и историография 10
I. Источники 10
II. Историография 28
Глава II. Возникновение раннегосударственных образований Северной Руси и борьба за контроль над денежными рынками Восточной Европы (VIII-IX вв.) 46
I. Поселенческая структура Поволховья и становление Старой Ладоги как политической и торговой столицы Славии (VIII - первая четверть IX в.) 46
II. Экспансия норманнов и финансовый кризис на северо-западе Древней Руси (вторая половина 820-х-850-е гг.) 120
III. Создание державы Рюрика, ее политические, правовые и торговые функции (860-е-870-е гг.) 142
Глава III. Русский Каганат. Расцвет и упадок денежных рынков Южной Руси (VIII-IX вв.) 172
I. Эволюция политических структур Южной Руси VIII-первой четверти IX вв. и расцвет Днепро-Деснинского денежного рынка 172
II. Русский Каганат и торговая блокада хазарами Южной Руси (вторая половина 820-х-850-е гг.) 206
III. Держава Аскольда и Дира (860-870-е гг.). Южная Русь и Византия 217
Глава IV. Эволюция государственного строя Древней Руси (конец ІХ-Х вв.) 251
I. Политические институты Древней Руси: княжеская власть, вече, совет знати 251
II. Особенности формы государственного устройства Древней Руси 302
Глава V. Правовая система и развитие торговых отношений на территории Древней Руси (конец ІХ-Х вв.) 349
I. Эволюция правовой системы и особенности уголовно-правовой защиты личности и собственности 349
II. Гражданское право и торговые операции на территории Древней Руси 379
Заключение 431
Источники и литература
- Историография
- Экспансия норманнов и финансовый кризис на северо-западе Древней Руси (вторая половина 820-х-850-е гг.)
- Русский Каганат и торговая блокада хазарами Южной Руси (вторая половина 820-х-850-е гг.)
- Гражданское право и торговые операции на территории Древней Руси
Историография
В письме №86 папы Николая I (858-867 гг.) к императору византийскому, датируемому сентябрем 865 г., содержится недвусмысленное напоминание о том, как язычники «сжигали, убив множество людей, церкви святых и пригороды Константинополя». Особенно важно указание высокопоставленного современника на победоносный характер данного предприятия - «те, кто приносят неисчислимые бедствия, уходят безнаказанными».1
Как византийский патриарх, так и римский папа считали поход 860 г. победоносным и оба констатировали полное бессилие Империи перед народом с севера.
Информация о предприятии 860 г. содержится также в «Житии патриарха Игнатия» Никиты Давида Пафлагонца, речах Георгия, хартофилакса Великой церкви, Хронике Симеона Логофета, «Книгы временьныя и образныя Георгия Мниха», Хронике Псевдо-Симеона, Хронографии (известной под названием «Продолжатель Феофана»), «Обозрении историй» Иоанна Скилицы, «Сокращении историй» Иоанна Зонары.
О последовавшим затем крещении Руси повествуют «Жизнеописание императора Василия», составленное императором Константином Багрянородным, «Обозрение историй» Иоанна Скилицы, «Сокращения историй» Иоанна Зонары, «Хроника» Михаила Глики, Стихотворная хроника Ефрема Энийского, Малая хроника из рукописи Иверского монастыря на Афоне.
Следует отметить фундаментальные сочинения двух византийских авторов X века — Льва Диакона и Константина Багрянородного.
Труд Льва Диакона «История»2 посвящен описанию событий, происходивших в Византийской империи в годы правления Романа II (959-963), Никифора Фоки (963-969), Иоанна Цимисхия (969-976). Подробное описание войны последнего из перечисленных императоров со Святославом Игоревичем очень важно для данного исследования. Это необходимо, во-первых, для понимания политики этого русского князя, его стремления не просто расширить пределы своей державы, но и перенести центр политической жизни из Киева на Балканы. Во-вторых, для осмысления механизма функционирования политических институтов Древней Руси. В частности, Лев Диакон сообщает о наличии наряду с великокняжеской властью влиятельного совета знати, игравшего роль совещательного органа при правителе, к которому последний должен был прислушиваться. В-третьих, для доказательства достоверности знаменитых русско-византийских договоров X века, тексты которых приведены в «Повести временных лет», и о которых прямо (в договоре 971 г.) и косвенно (в,договоре 944 г.) упоминает автор «Истории». Лев Диакон писал в последней трети X века, являясь, таким образом, почти современником событий, происходивших перед воцарением Василия и Константина (976-1025 гг.).
Первостепенный научный интерес представляет трактат Константина Багрянородного «Об управлении империей»1. Будучи императором с 911 года, Константин VII реально стал управлять государством лишь с 945 года, когда его соправители (Роман I и его сыновья) были свергнуты и, постриженные в монахи, доживали свои дни в заточении на Принцевых островах. Период его самостоятельного правления ознаменовался созданием этого и ряда других трактатов. Описание древнерусского полюдья, перечисление зависимых и налогооблагаемых племен, подробный рассказ о системе русско-византийской торговли — все это является важным и ценным источником по истории Древней Руси середины X столетия.
Сравнивая Льва Диакона и Константина Багрянородного нельзя не отметить, несмотря на различие стилей, способов и приемов передачи информации, одной общей для них черты — детальности в изложении наиболее значимых фактов и отсутствия в их сочинениях каких-либо серьезных вымыслов. Западноевропейские хроники, анналы, трактаты". Константин Багрянородный. Указ. соч. С. 36-37, 44-51 2 Баварский географ // Латиноязычные источники по истории Древней Руси: Германия. ГХ-первая половина XII в. / Составление, перевод, комментарий МБ. Свердлова. М., 1989. С. 19; Продолжение хроники Регинона // Там же. С. 37-38; Учредительная грамота Магдебургского арх. // Там же. С. 44; Кведлинбургские анналы // Там же. С. 105-106; Хельдейсхеймские анналы // Там же. С. 111; Альтайхские анналы // Там же. С. 125; Анналы Ламперта // Там же. С. 163-164; Хроника Футольда из Михельсберга // Там же. С. 185; Сага о Хальдване Эйстенссоне // Глазырина Г.В. Исландские викингские саги о Северной Руси. Тексты, перевод, комментарий. М., 1996. С. 51-87; Сага о Стурлауге Трудолюбивом // Там же. С. 159-171; Грамота Людовика Немецкого Альтайхскому монастырю // Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв.: Тексты, перевод, комментарий. М., 1993. С. 53-54 Среди источников западноевропейского происхождения особо выделим т.н. «Бертинские анналы», созданные в аббатстве св. Бертина, сохранившиеся в рукописи XI века и ныне хранящиеся в Сент-Омере, автором которых считается Пруденций. Запись за 839 г. содержит упоминание народа «рос» и его правителя, имевшего титул «Rex»1.
Весьма интересным памятником является Раффелыитеттенский таможенный устав, составленный в 903-906 гг. Данный важнейший юридический источник упоминает славян («SCLAVI») и ругов («RUGIS»), в числе обязанных уплачивать пошлины за те или иные товары, привезенные ими на берега Дуная. «Устав» подробно перечисляет товары и размеры взимаемых с них пошлин, носит нормативный характер и регулирует определенную группу правоотношений".
Важным источником по истории Древней Руси рубежа X—XI вв. является хроника Титмара Мерзебургского. Произведение было создано в 1012—1018 гг., т.е. автор принадлежал к числу современников как Владимира I, так и Ярослава Мудрого, следовательно, мог отразить как колорит своей эпохи, так и особенности инструментов властвования киевских правителей. Титмар с 1009 года занимал епископскую кафедру в Мерзебурге, которая была наиболее восточной из всех немецких епархий, а, значит, мог с большим успехом собирать информацию о западных и восточных славянах. Епископ являлся приближенным Генриха II, т.е. не понаслышке был знаком с хитросплетениями имперской политики и такой важной ее составляющей, как престиж империи в ее отношениях с иноземными правителями. Эта составляющая выражалась не только в войнах, союзах, торговле и т.д., но и в создании определенной иерархии государств, на вершине которой был, естественно, император Священной Римской Империи.3
Скандинавские саги именовали Старую Ладогу Альдейгьюборгом. Из этих источников мы узнаем некоторые важнейшие вехи истории Ладоги, относящиеся к правлению Олега и его наследников. В частности, Сага о Стурлауге Трудолюбивом сообщает, что в Альдейгьюборге «правил конунг Ингвар», который «был мудрым человеком и большим хевдингом (par red fyrir Ynguar konunger hann uar uitr madr ok hofdingi mikill)».
Экспансия норманнов и финансовый кризис на северо-западе Древней Руси (вторая половина 820-х-850-е гг.)
О сельскохозяйственном инвентаре мы можем судить как по материалам раскопок Старой Ладоги, так и исследований на поселении Холопий городок под Новгородом.
Подлинным открытием стала находка в 1947 г. на уровне каменной вымостки горизонта ЕЗ Земляного городища Старой Ладоги сошника (Л-1692). Он изготовлен из одного куска железа и имеет рабочую сторону в форме равнобедренного треугольника. Размер сошника небольшой — длина составляет 15,5 см, ширина спинки — 7 см.1 Таким образом, как минимум с VIII в. земледельцы Старой Ладоги используют, как полагает М.А. Миро-любов, соху, одноколую, без полицы.
В 1980-1981 гг. на городище Холопий городок, расположенном на Волхове в 14 км от его истоков из Ильменя, был открыт клад хозяйственных орудий IX в., в состав которого входили: железные наконечники одно-зубых пахотных орудий (2 экз.); косы (2 экз.); топор узколезвийный; точило; мотыжка-тесло; пешня; скобель; нож; удила с эсовидными псалиями, увенчанными зооморфными головками.
Животноводство также занимает почетное место в структуре хозяйства населения Поволховья. В ходе раскопок В.И. Равдоникаса в Старой Ладоге обращает внимание наличие разнообразие костных останков животных: свинья (42 % в сборах 1938 гг. и 46 % в сборах 1939 г.); крупный рогатый скот (26 % - 1938 г.; 28,1 % - 1939 г.); мелкий рогатый скот — овцы и козы (12 % - 1938 г.; 14 % - 1939 г.); собака (6 % - 1938 г.; 4 % - 1939 г.); лошадь (4 % - 1938 г.; 5,6 % - 1939 г.); кошка (10 % - 1938 г.); курица (11 % от общего количества особей домашней птицы).
Для ранних горизонтов Старой Ладоги второй половины VIII—первой половины IX в. наиболее распространенной формой является лепная неор-наментированная керамика. Увеличение количества орнаментированной лепной керамики зафиксировано только в горизонтах Е1 и Д. Интересно наблюдение Т.Б. Сениченковой, что орнаментальные типы «III, VI, VII, VIII группы В, видимо, можно связывать с Белозерским и Камско . С. Вычегодским краем, а тип IX - возможно, со славянским миром... Только композиции типа III зафиксированы впервые в горизонте ЕЗ-1».1
Бронзолитейное дело Старой Ладоги представляется достаточно развитым, при этом следы его выявлены даже в нижних ярусах горизонта ЕЗ. Несомненно, однако, что расцвет его происходит уже в конце IX-X вв., в пользу чего свидетельствуют слои горизонта Д. Зафиксированы различные технические приемы, использовавшиеся ладожскими мастерами для изготовления разнообразных ювелирных украшений. Как было установлено О.И. Давидан, чаще всего применялась техника литья в открытых и закрытых каменных глиняных формах, при этом из горизонта ЕЗ происходят формы с литниками и вентиляционными каналами и с вентиляционными каналами без литников. С IX в. используется техника волочения проволоки, а горизонт Д обильно маркирован изделиями, исполненными с помощью ковки и тиснения; он же представлен формами с одним литником без вентиляционных каналов.2
С самого начала существования Земляного городища косторезное дело достигло высокого уровня развития. Точеные предметы открыты уже в горизонте ЕЗ: 1) деревянная чаша, найденная в 1950 г. на глубине 1,95-2,05 м, на стенках которой с внешней стороны присутствуют косые штрихи от резца; 2) чаша из капа, происходящая из раскопок 1959 г., найденная на глубине 2,14-2,20 м; 3) цилиндрическая поделка из рога лося, открытая в слое почвенного перегноя на глубине 1,95-2,05 м; 4) костяное прясло, происходящая из слоев на глубине 1,95-2,05 м. Следует отметить, что, помимо самих точеных изделий, в горизонте Е были открыты деревянные предметы, определенные С.Н.Орловым как детали токарного станка. Эти факты позволили О.И. Давидан сделать предположение, что «токарный станок бытовал в Ладоге со времени ее возникновения... Если принять эту дату, то время появления токарного станка в Восточной Европе определяется примерно на 200 лет раньше, чем это считалось до раскопок в Старой Ладоге. Станок появляется здесь раньше, чем на землях западных славян, где самые ранние изделия токарной работы и следы токарного производства зафиксированы лишь в IX—X вв.... Применение токарного станка привело к стандартизации продукции, в частности, деревянной посуды...». Важным фактором эволюции политических и экономических структур явились торговые операции с использованием восточного серебра. В бассейне Волхова и Ильменя зафиксированы как отдельно поднятые монеты, относящиеся к VIII-первой четверти IX в., так и клады, датируемые концом VIII-первой четвертью IX в.
Русский Каганат и торговая блокада хазарами Южной Руси (вторая половина 820-х-850-е гг.)
Основываясь на этих статистических данных В.Л. Янин делает вывод, что дирхемы «начинают встречаться постоянно после 774 г.». В самом деле, находившийся в распоряжении исследователя материал свидетельствовал, что в 700-749 гг. были чеканены всего 3 экз. (10,344 %).
Однако в ходе анализа монет Калининграда, Волховско-Ильменского, Волго-Вятско-Камского, Западно-Двинского, Верхневолжского денежных рынков, осуществленного в настоящем исследовании, оказалось, что цифры эти нуждаются в корректировке с учетом нового нумизматического материала — в 700-749 гг. были чеканены 32 экз. (24,806%), тогда как В.Л. Яниным учтены 3 монеты, датированные первой половиной VIII в. (10,344%).
Следовательно, становление торговых коммуникаций в северных районах Восточной Европы восходит как минимум к первой половине VIII в., в пользу чего свидетельствует достаточно широкое распространение омайядских дирхемов.
Данная статистика уточняет ценнейшее заключение А.Н. Кирпични-кова, обращавшего внимание на «отдельные спорадические находки, которые свидетельствуют о «просачивании» дирхемов в Восточную и Северную Европу, возможно, уже в первой половине VIII в.». Ученый отмечал, что «для этого периода характерны единичные монеты. Денежные клады фиксируются начиная с последней четверти VIII в. Возможно, обстановка существовавшая в более раннее время не требовала сокрытия куфического серебра... Монеты, чеканенные в 704-750 гг., встречены на территории Швеции, их большинство концентрируется в районе озера Мелар, а в Бирке дирхемы 710-740 гг. найдены и в погребении и на поселении. Вероятно, первые восточные монеты достигли Швеции не позже середины VIII в. (или вскоре после этого рубежа)»
Сходное мнение содержится и в статье Е.А. Мельниковой: «Время формирования Волховского участка пути обычно определяется древнейшими комплексами, выявленными в Старой Ладоге, которые до последнего времени датировались 760-ми, а ныне - 730-ми годами (эта датировка предложена А.Н. Кирпичниковым в докладе на конференции «Балтийско-Волжский путь», 2002 г.). Предполагается, что возникновение поселения на высоком мысу над р. Ладожкой маркирует начало движения по этому пути. Однако кажется значительно более вероятным, что появление торго-во-ремесленного центра на торговом пути знаменует начало не его освоения, а интенсивного функционирования. Требовалась постоянная, хотя бы и сезонная (вначале), потребность купцов в подобной стоянке, с одной стороны, и заинтересованность местного населения в сбыте своей продукции и уверенность в ее реализации, с другой стороны».1
II. Область, именовавшаяся Славней в трудах ал-Балхи, ал-Истахри, Ибн Хаукаля, Худуд ал-алам, ал-Саведжи, ал-Идриси, Иакута, ад-Димашки, может быть отождествлена с зоной расселения словен ильменских и охарактеризована следующим образом:
1. К третьей четверти I тысячелетия относится освоение славянами отдельных участков Волховско-Ильменского региона (как в бассейне Верхнего, так и Нижнего Волхова — слои поселения Прость и земляные ук репления городища Любшанского). Итогом этого освоения становится по явление как неукрепленных, так и укрепленных поселений.
Согласно ал-Истахри, Славия — «самая отдаленная» группа русов. Из городов Древней Руси к подобным «отдаленным» (от южных областей) городам естественно в первую очередь отнести Поволховские центры — Старую Ладогу и Любшанское городище; они являются самими северными географическими пунктами в самом Волховско-Ильменском регионе. Комплекс у д. Прость также следует отнести к древнейшим памятникам указанного региона эпохи раннего средневековья.
Исходя из означенных выше фактов следует сделать вывод, что, с учетом новейших археологических открытий, ядро Славии зарождается в третьей четверти I тысячелетия и в VIII в.
2. Согласно Ибн Хаукалю, группа русов, именуемая Славией — «са мая высшая (главная) из них», Иакутом она именуется «верховной», а ал Саведжи не сомневается, что она является «лучшей из всех». Эти характе ристики иллюстрируют ту роль, которую отвела Славии история. Они воз никли, возможно, значительно позже времени образования Славии, а именно — в эпоху, когда Славия стала претендовать на роль объединителя Древней Руси. Старая Ладога и Рюриково городище в самом деле явились центрами, из которых рати Олега устремились на юг и юго-восток, где он черпал силы в борьбе за власть над Восточной Европой. Гегемония Северной Руси над Русью Южной в самом деле стала политической реальностью во время правления Олега Вещего.
3. Ибн Хаукаль и Идриси указывают, что резиденция «царя» описы ваемой группы русов располагалась в городе Слав. О наличии еще с третьей четверти I тыс. определенной иерархии у словен ильменских свидетельствуют также уже упоминавшиеся находки 3 бронзовых поясных накладок, извлеченных из слоев поселения Прость. Они, являясь элементами поясного набора, аналоги которым встречены в древностях Прикамья, имели разнообразные функции, в том числе были символом социального и военного статуса их обладателей.
4. Ценнейшие характеристики Славии как страны с развитой торгов лей содержатся в Худуд ал-алам. Сам город Слав описан в этом источнике как «приятный город», из него, «когда царит мир, ведется торговля...». Торговое значение Славии в самом деле маркировано выпадением в VIII—IX вв. большого количества кладов, монетных комплексов и отдельно поднятых монет в Волховско-Ильменском регионе.
Особенная концентрация кладов и монетных комплексов (16) фиксируется в 780-х гг. и во второй половине 800-х — первой половине 820-х гг. (Старая Ладога, 786/787 г., Княщино, 787/788 г., Старая Ладога, 788/789 г., Новгородская губерния, 792 г., Княщино, VIII в., Петергоф, 804/805 г., Вы-леги, 807/808 г., Княщино, 808/809 г., Мета, 808/809 г., Холопий городок, 810/811 г., Демьянск, 824/825 г., Городок, 813/833 гг., Георгий, начало IX в., Золотое Колено, первая половина IX в., Малые Струги, после 617 г., Нева, после 780 г.).
Также существенное скопление кладов (7) фиксируется во второй половине 840-х - половине 850-х гг. и в конце 850-х — первой половине 870-х гг. (Старая Ладога, 846/847 г.; Псковский уезд, 850/851 г.; Рюриково городище, конец 850-х гг. и конец 860-х гг.; Кирилловский, 864/865 г.; По-терпельцы, 865/866 г.; Шумилово, 870/871 г.).
Таким образом, очевидная концентрация кладов и монетных комплексов в бассейне Волхова и Ильменя фиксируется в 780-х гг. и во второй половине 800-х - первой половине 820-х годов, указывая на выдающееся торговое значение Славии в целом и Старой Ладоги в частности, с течением времени становящейся не только политической, но торговой столицей Славии.
Гражданское право и торговые операции на территории Древней Руси
Смуты в Хазарии не могли не способствовать падению ее влияния в славянских землях и не удивительно, что в течение конца VIII — первой трети IX века возникает новая политическая сила, равноценная степному Каганату. Из Бертинских анналов мы узнаем, что в 839 году ко двору франкского императора Людовика Благочестивого прибыло посольство, направленное византийским императором Феофилом: «Прибыли также греческие послы, отправленные императором Феофилом... Император (Людовик) с почетом принял послов 18 мая в Ингельгейме. Их посольство вело переговоры о подтверждении договора и мира, а также вечной дружбы и любви между обоими императорами и их подданными... Он (Фео-фил) также послал с ними неких людей, которые говорили, что их, то есть их народ, называют рос, что их король, именуемый каганом, послал их к нему (Феофилу), как они заявили, дружбы ради. Он (Феофил) просил в упомянутом письме, чтобы, насколько можно, они по милости императора имели бы разрешение и помощь безопасно возвратиться через его империю, потому что путь, по которому прибыли в Константинополь, они проделали среди варварских племен, ужаснейших, отличающихся безмерной дикостью, и в отношении их он, опасаясь, не хотел бы, чтобы они возвращались через их страны, подвергая себя случайным опасностям. Расследуя более тщательно причину их прибытия император узнал, что они из народа свеонов, и решил, что они являются скорее разведчиками в той стране и в нашей, чем просителями дружбы, он счел нужным задержать их до тех пор, пока не сможет истинно узнать, пришли ли они честно или нет. Он сразу же сообщил об этом Феофилу через упомянутых послов и в письме, что их (росов) из любви к нему охотно принял, а также, если окажется, что они заслуживают доверия, им будет предоставлена возможность безопасно вернуться на родину; они будут отправлены, причем им будет оказано содействие; в противном случае они будут направлены к лицу его вместе с нашими посланцами, чтобы он сам решил, что с такими должно делать».1
Обращает на себя внимание королевский титул правителя народа рос. Впервые применительно к властителям Руси западноевропейские хронисты употребляют термин Rex, что впоследстви становится применительно к Ольге, Ярополку, а, в особенности, Владимиру и Ярославу, обычным явлением. Более того, король Вертинских анналов означен также каганом — chacanus, что несет особую смысловую и этнополитическую нагрузку. Каганами величали себя правители могущественных степных империй второй половины I тысячелетия н. э. - Тюркютской, Аварской, Хазарской. Западноевропейские правители, как правило, не стремились к заимствованию этого титула, поэтому принятие властителем росов титула «каган» есть прямое присвоение внешних атрибутов степной государственности. В то же время звание rex, вместе с тем, что в посольстве оказались свеоны — надо полагать, норманны, принятые на службу южнорусским государем и выполнявшие дипломатические функции - свидетельствует о связях Русского Каганата с Западноевропейским и Скандинавским миром.
Народ «рос», подвластный кагану, автору Вертинских анналов хоро шо уже известен, и выделяется им как из группы «варварских племен, ужаснейших, отличающихся безмерной дикостью», так и из скандинавской группы, представители которой в лице «народа свеонов» вызвали подозре ния Людовика Благочестивого. К числу первых, надо полагать, отнесены кочевники Причерноморья, а к числу вторых - норманны, викинги, воз можно, в самом деле, шведского происхождения. Следовательно, народ «рос» ни как не может быть признан ни кочевым, ни народом скандинав ской группы. Росы не вызвали подозрений ни у византийцев, ни у франков, но как только выяснилось скандинавское происхождение некоторых пред ставителей посольства, они были задержаны до выяснения причин их уча стия в дипломатической миссии восточноевропейского политического объединения.
В то же время, очевидно, что правящий класс включает довольно значительную группу лиц скандинавского происхождения - по крайней мере, в посольстве значатся в первую очередь «свеоны». Практика активного использования скандинавов в дипломатических целях наблюдаем мы и в начале X в., когда в договоре Руси и Византии 911 г. были зафиксированы преимущественно скандинавские имена послов Олега Вещего: «мы отъ рода Рускаго. Карлы. Инегелдъ. Фарлоф. Веремоуд. Рулавъ. Гоуды Роуалдъ. Карнъ. Фрелавъ. Руалъ. Актеву. Труанъ. Лидоул Фостъ. Сте-мид».1
Народ, именуемый «росами» или «русами», назван еще в нескольких источниках того же времени. В знаменитом Баварском географе, к примеру, дан перечень европейских народов, в котором фигурируют и наши да 1 Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку. С. 32- лекие предки: «Казиры, 100 городов, Руссы (Ruzzi), Форсдерен, Люди, Фрезиты, Серавицы, Луколяне, Венгры...»1 Баварский географ, по мнению большинства исследователей, является «памятником IX века, и следовательно, содержащиеся в этом памятнике сведения синхронны волынцев-ской культуре и развившемся на ее основе культурам роменской, боршев-ской и верхнеокской». Из его свидетельств следует, что русы Баварского географа являлись ближайшими соседями хазар (Caziri). Значит, это те самые «росы» Вертинских анналов, правитель которых и присвоил титул кагана, ранее принадлежавший лишь степным, в частности Хазарскому, властителям.
Оба источника - Вертинские анналы и Баварский географ — осведомлены как о государстве, так и о составлявшем ядро его народе Ruzzi. Но если во Франкском государстве знали о руссах и их кагане, то, надо полагать, сам Каганат возник значительно раньше этой даты. Можно с уверенностью утверждать, что освобождение от хазарской власти, начало формирования государственной территории, институционализации политических структур, выразившейся в провозглашении независимого русского государства, наделении его правителя громкими титулами Rex и Chacanus, формировании дипломатического корпуса, имели место в конце VIII -первой трети IX века. Но окончательное оформление Русского Каганата относится к 830-м гг., равно как и кристаллизация основных политических структур его, прежде имевших иное содержание и значение.
Помимо наличия публичной власти, олицетворенной особой короля-кагана, важнейшим признаком государства является территория; для того, чтобы признать то или иное политическое образование, необходимо показать его границы. Как показал В.В. Седов, на юго-востоке в 830-е гг. произошло разграничение владений Хазарского и Русского Каганатов. «Правители Хазарии не могли сдерживать натиск этого воинственного соседа и вынуждены были направить послов в Византию с просьбой о помощи в крепостном строительстве. Византийский император Феофил (829-842 гг.) благожелательно отнесся к хазарской миссии. В Хазарию, как рассказывает Константин Багрянородный, была направлена экспедиция во главе с Пе-троной Каматиром - братом жены императора, Феодоры... Константин Багрянородный рассказывает о постройке экспедицией Петроны крепости Саркел на левом берегу Дона... Кедрин датирует экспедицию Петроны в Хазарию и постройку Саркела 834 годом, а «Продолжатель Феофана