Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сельский приход Русской Православной Церкви в 1917-1922 годах : по материалам губерний Центральной России Саввотеева Наталия Викторовна

Сельский приход Русской Православной Церкви в 1917-1922 годах : по материалам губерний Центральной России
<
Сельский приход Русской Православной Церкви в 1917-1922 годах : по материалам губерний Центральной России Сельский приход Русской Православной Церкви в 1917-1922 годах : по материалам губерний Центральной России Сельский приход Русской Православной Церкви в 1917-1922 годах : по материалам губерний Центральной России Сельский приход Русской Православной Церкви в 1917-1922 годах : по материалам губерний Центральной России Сельский приход Русской Православной Церкви в 1917-1922 годах : по материалам губерний Центральной России Сельский приход Русской Православной Церкви в 1917-1922 годах : по материалам губерний Центральной России Сельский приход Русской Православной Церкви в 1917-1922 годах : по материалам губерний Центральной России Сельский приход Русской Православной Церкви в 1917-1922 годах : по материалам губерний Центральной России Сельский приход Русской Православной Церкви в 1917-1922 годах : по материалам губерний Центральной России Сельский приход Русской Православной Церкви в 1917-1922 годах : по материалам губерний Центральной России Сельский приход Русской Православной Церкви в 1917-1922 годах : по материалам губерний Центральной России Сельский приход Русской Православной Церкви в 1917-1922 годах : по материалам губерний Центральной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Саввотеева Наталия Викторовна. Сельский приход Русской Православной Церкви в 1917-1922 годах : по материалам губерний Центральной России : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Саввотеева Наталия Викторовна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Коломна, 2009.- 178 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/371

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Состояние сельского православного прихода к весне 1917 года 28

1. Сельское приходское духовенство в начале XX века 28

2. Нравственно-религиозная атмосфера в деревне и отношение крестьянства к церковно-приходской жизни 48

Глава II. Изменения в сельской приходской жизни под влиянием политических и внутрицерковных событий февраля-октября 1917г 64

1 . Высшее Церковное Управление в период деятельности Временного Правительства 64

2. Приходское духовенство в условиях социально-политических изменений весной — летом 1917 года 84

Глава III. Сельский приход и антирелигиозная политика властей в 1917-начале 1920х годов 109

1. Церковно-государственные отношения 1917 -1922 гг. и реакция прихожан на происходящие перемены 109

2. Эволюция приходской жизни 137

Заключение 156

Библиография 164

Введение к работе

Актуальность проблемы. Духовное состояние народа в ту или иную эпоху во многом определяет его судьбу. В качестве важнейшей составляющей оно включает в себя сферу религиозной жизни общества, исследование которой представляется необходимым условием целостного восприятия исторического процесса и объективного осмысления переломных, поворотных моментов истории. Таковыми стали военные и революционные потрясения, пережитые Россией в первые десятилетия XX в. Они не только привели к фундаментальным социально-экономическим и политическим переменам, но и оказали сильнейшее деформирующее воздействие на сознание русского человека. Понять характер и масштабы данных явлений, оценить их последствия, на наш взгляд, невозможно в полной мере без изучения жизнедеятельности сельских православных приходов, охватывающих своим влиянием большую часть населения страны - крестьянство. Именно в ходе постоянных политических перемен данного исторического момента раскрылось истинное место, занимаемое Православной Церковью в сознании народа.

В настоящее время, в России наблюдается значительное усиление роли Русской Православной Церкви в жизни и деятельности населения нашей страны. Это выражается не только в признании ее роли со стороны государства, активном восстановлении храмов и монастырей, росте числа духовных учебных заведений, но и постоянном увеличении числа прихожан. Данный процесс естественно не обходится без напряженных ситуаций как в высших сферах управления Церковью и властью, так и на местном уровне. Данная ситуация во многом напоминает положение православных приходов в первые два десятилетия XX века, когда Русская Православная Церковь*

* До 20х годов XX века Православная Церковь в нашей стране официально называлась Православной Российской Церковью, а в неофициальных документах зачастую

мучительно искала пути выхода из охватившего ее кризиса, а потому значительное внимание сосредоточила на возрождении приходской жизни. Рассмотрение ее действий, ошибок, неудач, а также реакции верующих на те или иные действия духовенства в рассматриваемый период, особенно в контексте получения прихожанами возможности воздействовать на течение приходской жизни, могут оказать значительное влияние на разрешение многих кризисных ситуаций современности.

Но ситуация в современной историографии касающейся данной проблемы такова, что требуется глубокое научное переосмысление и дополнительные комплексные исследования многих аспектов вопроса о жизни и деятельности сельского православного прихода в указанный период.

Сложность изучения данной проблемы состоит в том, что необходимо не только проследить процессы внутри сельских приходов первых десятилетий XX века, связанные с отношениями между православным духовенством и мирянами, но и влияние на эти процессы со стороны государства с его законодательным творчеством и Высшей церковной власти. Кроме того, значительные трудности для раскрытия темы представляет исследование положения сельского прихода в условиях революционных событий 1917 года, когда власть менялась несколько раз, что влекло за собой глобальные изменения во всех сферах жизни русского народа, в том числе в его отношении к религии и духовенству. Таким образом, изучение поставленной проблемы поможет найти ответы на многие не рассматриваемые ранее вопросы. Это позволит определить нишу, которую может занять Церковь в современном обществе, даст возможность лучше осмыслить многие проблемы нравственного и духовного обновления страны.

Объектом исследования является, с одной стороны сельский приход Русской Православной Церкви в условиях постоянно меняющейся

употреблялись названия «Российская Православная», «Русская Православная» и т.д. Однако в историографии утвердилось наименование, Русская Православная Церковь (РПЦ), принятое самой Церковью с 1943 года, поэтому в данной работе мы будем придерживаться общепринятых норм.

политической обстановки в период 1917 - 1922 гг., с другой - постоянно взаимодействующие институты высшей государственной и Высшей церковной власти, каждый со своей стороны оказывающий влияние на рядовое духовенство и мирян-прихожан.

Предметом исследования стали позиция и деятельность сельского приходского духовенства и его паствы в период постоянной перестройки государственно-церковных отношений, а также попытки влияния на деятельность приходов со стороны государства и Высшей церковной власти.

Целью данной работы было проследить эволюцию сельской приходской жизни в период определенной либерализации церковно-государственных отношений и в момент столкновения Православной Церкви с революционной властью в первые послереволюционные годы.

В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи исследования:

показать состояние сельского православного прихода к моменту падения самодержавия;

раскрыть значение восстановления приходской жизни для дальнейшей жизнедеятельности Русской Православной Церкви;

определить реакцию духовенства различных уровней на происходившие революционные изменения в стране, как весной-летом, так и осенью 1917 года;

проанализировать процесс реформирования приходской жизни в условиях падения самодержавия как со стороны иерархов, так и со стороны приходского духовенства и мирян;

рассмотреть приходское законодательство, разработанное и принятое Поместным Собором 1917-1918 гг., как основу дальнейшего развития приходской жизни;

определить степень влияния приходского духовенства на прихожан к моменту прихода к власти атеистического правительства;

- раскрыть реакцию Высшей церковной власти и сельских
приходов на антицерковную деятельность правительства Народных
комиссаров 1917- начала 1920х гг.;

— выявить степень жизнеспособности сельских приходов в
условиях антирелигиозной деятельности Советского правительства.

Хронологические рамки данной работы с начала 1917 года до конца 1922г. обусловлены важностью и целостностью периода как в истории Русской Православной Церкви, так и в религиозной политике государства. Начало периода тесно связано с ломкой всех устоев государственной власти и кардинальными переменами в жизнедеятельности Русской Православной Церкви. За отрезок указанного периода полностью изменилось положение всей РПЦ, в том числе и ее основной единицы - прихода. К 1922 году крупнейшая религиозная организация России была лишена права собственности и прав юридического лица, расстроено церковное управление, а процесс возрождения православных приходов, как опоры всей Церкви, был остановлен. Конец периода знаменуется почти повсеместным триумфальным завершением правительственной кампании по изъятию церковных ценностей, подорвавшей финансово-экономические позиции духовенства, и складыванием системы органов центральной власти по проведению религиозной политики (23 октября 1922 года состоялось первое заседание заключительной структурной единицы этой системы Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б))1.

Территориальные рамки. Данное исследование основывается на материалах отдельных губерний Центральной России, в основном относящихся к центрально-промышленному району, так как именно в данном

1 Во главе эгой системы стояло Политбюро ЦК партии, Антирелигиозная комиссия ЦК РКП(б) координировала и направляла антицерковную деятельность различных ведомств и учреждений, непосредственным проводником религиозной политики в основном были органы ГПУ-ОГПУ-НКВД. (подробнее см.: Кашеваров А.Н. Православная Российская Церковь и Советское государство. (1917-1922). - М.,2005.

регионе наиболее отчетливо и быстро проявлялось влияние всех государственных и церковных преобразований.

Методологической основой исследования стали принципы
диалектики, историзма, научной обоснованности, объективности,
всесторонности. Также использовались методы: проблемно-

хронологический, количественно-статистический, метод сравнительного анализа. При исследовании большое внимание уделялось взаимозависимости социально-экономических и политических условий России (формационный подход) и человеческого, личностного фактора (антропологический подход).

Историография. Историю исследования жизни и деятельности сельского православного прихода можно разделить на три сильно отличающихся друг от друга степенью изученности проблемы периода: дореволюционный (вторая половина XIX века — 1917г.), советский (1917-начало 90х гг. XX в.), постсоветский (с 1990е гг. до наших дней).

В сферу интересов дореволюционных историков естественно входило изучение состояния приходской жизни в условиях самодержавия. В основном все работы данного времени носят критический характер, так как целью исследователей, чаще всего представителей Церкви, было обратить внимание общественности на трудности приходского духовенства. Первыми работами данного направления были труды иерея И.С.Белюстина", видевшего в деятельности сельского прихода и его духовенства только негативные стороны, и коллективный сборник «Русское духовенство» , отражающий мнение самого духовенства о своем месте и роли в российском обществе. Однако данные работы не имели под собой достаточной научной базы, а потому сильно страдали субъективизмом.

Серьезный научный анализ положения духовного сословия в России, основанный на архивных и статистических данных, дал в эпоху Великих реформ профессора Казанской Духовной Академии П.В. Знаменский в своих

2 Белюстин И.С. Описание сельского духовенства. - Париж, 1858.

3 Русское духовенство. - Берлин, 1859.

трудах «Приходское духовенство на Руси» и «Приходское духовенство в России со времен реформ Петра» , доведя исследование до последней четверти XIX века. Данную работу до сих пор можно считать наиболее солидным, полным, объективным и систематизированным обозрением истории приходского духовенства за XII—XIX вв.

Деятельность Александра II и его преемников в вопросе реформирования отдельных аспектов церковной жизни способствовала появлению большого числа разнообразных публикаций посвященных Русской Православной Церкви, в том числе и сельскому приходу. К ним относятся работы Рункевича С.Г. , Елагина Н.В. , Папкова А.А. , Руновского Н8, СВ. Римского9, и других. Очень интересными были появившиеся в конце XIX - начале XX века труды проф. Голубинского10, впервые поставившего вопрос о результативности проводимых реформ и способах их реализации.

Острым вопросом приходской жизни в начале XX века было экономическое положение духовенства, что нашло свое отражение в ряде исследовательских и публицистических работ. Наиболее значимым из них является труд В.Кильчевского «Богатство и доходы духовенства» п, вышедший в свет в 1908 году. Автор дает положительную оценку уровню благосостояния духовенства в целом, но выделяет из общей среды сельские приходские причты как наименее обеспеченные и зависимые от прихожан.

Таким образом, в дореволюционный период проблематика жизнедеятельности сельских православных приходов, особенно их

Знаменский П.В. Приходское духовенство на Руси. Приходское духовенство в России со времен реформ Петра. СПб., 2003.

5 Рункевич С. Г. Русская церковь в XIX веке. - СПб., 1901.

6 Елагин И. В. Белое духовенство и его интересы. - СПб., 1881.

7 Папков А. Л. Упадок православного прихода. Историческая справка. - М.,1899. ;Его же.
Церковные братства. - 1903.; Его же. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-
освободителя (1855 - 1870). - СПб., 1902.; Его же. О благоустройстве православного
прихода. С приложением приходского устава. - СПб., 1907.

8. Руновский Н. Церковно-гражданские законоположения относительно православного духовенства в царствование императора Александра III. - Казань, 1898.

9 Римский СВ. Российская Церковь в эпоху реформ. М., 1999.

10 ГолубинскийЕ.Е. Благие пожелания - pia desideria - относительно Русской церкви. -
1881.; Его же. К вопросу о церковной реформе. - М., 1906; Он же. О реформе

в быте русской церкви. Сборник статей. - М., 1913.

11 Кильчевский В. Богатство и доходы духовенства. - С-Пб., 1908.

духовенства была достаточно широко рассмотрена. Были обозначены основные вехи для будущих исследований.

Однако в советский период изучению проблем православных приходов не только дореволюционного, но и более позднего времени уделялось крайне мало внимания. В данное время большое влияние на взгляды историков оказывал формационный подход, что определяло негативное отношение ко всей Русской Православной Церкви. В основном, данная проблема подвергается эпизодическому рассмотрению в ходе подробных исследований взаимоотношений Высшей Церковной власти и государства.

В довоенных исследованиях роль духовенства в ходе двух революций 1917 года оценивалась, как антинародная, направленная на сохранение Церковью своих материальных и политических преимуществ. К таким работам относятся труды Н.М.Лукина2, Попова М.13, Кандидова Б.П.14, Олещука Ф. . Были развиты догмы о том, что в 1917г. Церковь выступила «верной опорой власти царей, помещиков и фабрикантов»16, а после

октябрьских событий стала ярым противником дела революции . Главой церковной контрреволюции единогласно объявлялся патриарх Тихон, который вместе со своими соратниками «действовал в союзе с интервентами, шпионами и белогвардейцами» . Исследователи стремились всячески оправдать антирелигиозную практику Советской власти и, прежде всего, антицерковные кампании 1918 - 1922гг. Так, в работах этого времени было сформулировано положение о том, что народ, в целом, поддержал декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» и только

12 Лукин Н.М. Революция и Церковь. - М.: Красная новь, 1923.

13 Попов М. Церковь в годы реакции и революции. Опыт краеведческого исследования. —
Иваново-Вознесенск: Изд.ИПО, 1931.

14 Кандидов Б.П, Церковь и февральская революция. - М.: ОГИАЗ-ГАИЗ, 1934.; Его же.
Церковь и Октябрьская революция. - М.: ОГИАЗ-ГАИЗ, 1933.

' Олещук ф. Борьба церкви против народа. - М., Воениздат, 1941.

16Агиенко А.Ф. Религия под флагом социализма. (О богостроительстве). - М.-Л., 1930-С.7. 17 Агиенко А.Ф. Религия под флагом социализма. (О богостроительстве). - М.-Л., 1930-61с; Амосов И.К. ...Борьбаза социализм и религия. — М., 1932.-48с; Клишко В. О вражеской деятельности церковников и сектантов. — Петрозаводск, 1938.-58с.

Кандидов Б.П. Церковь и шпионаж. О некоторых фактах контрреволюционной и шпионской деятельности религиозных организаций. — М., 1938.-119с; и др.

контрреволюционные церковники выступили против него1 . Утверждалось, что в Советской России гонений на церковь никогда не было и нет, а отдельные репрессивные акции — ответ на антисоветскую работу священства.

Определенные данные о деятельности верующих в исследуемый период содержатся в ряде трудов о проведении кампаний по вскрытию мощей20 и изъятия церковных ценностей21. Однако и их авторы вслед за основными идеологами твердили о проведении «мощенной эпопеи» по требованию народа, в том числе и крестьян. Ни один из исследователей не воспользовался данными о выступлении прихожан в защиту родных святынь. Так же обстояло дело с освещением процесса изъятия церковных ценностей. Отличительной чертой большинства работ советских историков 20-3Ох гг. является подгон примеров, фактов и цитат под ранее заданные положения и выводы.

1950-1960е годы стали временем нового наступления государства на религию, усилением регламентации жизни и деятельности Русской Православной Церкви, что нашло свое отражение и в советской историографии данного периода. Тем не менее, этот период отличается рядом весомых работ по истории Русской Православной Церкви, в том числе затрагивающих период 1917 - начала 1920х гг. Одной из них является обширная монография Р.Ю.Плаксина"" «Крах церковной контрреволюции». В своем исследовании он оценивает поведение духовенства в период двух революций 1917г. Относительно первой из них он соглашается с тем, что оно признало Временное правительство и совершенные им преобразования, так как не были затронуты имущественные интересы Церкви. А вот свершения Октября, по мнению Плаксина, духовенство, в том числе и рядовое,

19 Напр., Бляхин II. Крест и пулемет. - М.,1928.

20 См. напр.: Скворцов-Степанов И.И. На «вскрытии». -Харьков, 1923.; Рожицын В. Как и
почему появилась вера в мощи.// Мощи. - Харьков, 1922.; Паозерский М.Ф. Русские
святые перед лицом истории. — М., Пг.,1923.; Кандидов Б. Монастыри-музеи и
антирелигиозная пропаганда. - М.,1929.; и др.

21 См. напр.: Горев М. Церковные богатства и голод в России. - М.,1922.; Кандидов Б.
Голод 1921г. и церковь.-М.,1922.

22 Плаксин Р.Ю. Крах церковной контрреволюции в 1917-1923гг. -М.,1966.

восприняло крайне отрицательно вследствие чего начало контрреволюционную деятельность, направленную на восстановление старого эксплуататорского строя. В этом же аспекте написана работа М.М. Персиц23.

В эти годы появляется ряд исследований религиозной жизни русского крестьянина. Однако вопрос о сельском духовенстве и отношении к культу крестьянства оценивался только с точки зрения культуры и быта русской деревни. Но и это было огромным шагом вперед. Большое значение для понимания истории русской деревни имеют труды А.М.Анфимова~'.

Период 1970-1980х годов характеризуется стремлением историков выйти за рамки господствовавшего подхода к изучению темы, добавить больше достоверности и объективности. Среди работ этого периода, посвященных истории РПЦ особо следует подчеркнуть труды Емелях Л.И. и П.Н.Зырянова, в определенной степени затрагивающих тему взаимоотношений сельского духовенства, крестьянства и государства. Емелях в своем исследовании «Крестьяне и церковь накануне Октября» 25, давая объективную оценку отношения русского крестьянина к религии подчеркивает сильное падение авторитета духовенства уже в ходе Первой мировой войны и именно в ее поддержке духовенством видит основную причину данного явления" . Кроме того, основываясь на обширном документальном материале автор дает описание негативных сторон взаимоотношений крестьян и духовенства в период после свержения монархии, показывает влияние на данные события солдатской пропаганды.

Достаточно объективную оценку роли духовенства в революционных событиях 1905-1907 гг. дает в своем исследовании «Православная Церковь в

23Персиц М.М. Декрет Совета народных комиссаров РСФСР о г 23 января (5 февраля) 1918г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и его историческое значение. - М., Институт истории АН СССР, 1952.

24 Анфимов A.M. Российская деревня в годы первой імировой войны (1914 — февраль
1917). М., 1962.

25 Емелях Л.И. Крестьяне и церковь накануне Октября. -Л. :Наука, 1976.

26 Там же. - С.49.

борьбе с революцией 1905-1907гг.» П.Н.Зырянов27. Кроме того, он впервые в советской историографии выделяет в рамках духовного сословия три группы, между которыми существовали определенные противоречия: высших иерархов, священников и церковнослужителей. Также историк отмечает разницу, существовавшую в материальном обеспечении этих трех групп и колоссальные различия в уровне достатка между городским и сельским духовенством.

Но ни одного сколько-нибудь весомого исследования о жизни и деятельности сельского православного прихода в период после свержения самодержавия и утверждения советской власти не было. Вплоть до конца 80х годов XX века основное внимание исследователей уделялось становлению атеистических воззрений в народной массе28. При этом постоянно подчеркивалась мысль, что массовый отход от религии и Церкви произошел в основном под влиянием изменений в условиях жизни трудящихся и был напрямую связан с успехами индустриализации и коллективизации, а также является^результатом хорошо организованных пропаганды и просвещения. О воздействии на указанные изменения антицерковных кампаний и акций, включавших в себя террор и насилие в отношении духовенства и верующих, практически не упоминалось.

Таким образом, советские историки' были склонны к тенденциозным подходам, в изучении и оценке жизни и деятельности сельского прихода исследуемого периода.

Пробелы советской историографии в изучении вопроса частично восполнили эмигрантские и диссидентские исследователи. Представители первой волны эмиграции собрали и смогли опубликовать ценнейшие документальные материалы о положении Церкви, в том числе и приходского

27 Зырянов П.Н. Православная Церковь в борьбе с революцией 1905-1907гг. - М.: «Наука»,
1984.

28 Например, Атеизм и строительство социализма в СССР. Сб. статей. - М.,1970.;
Воронцов Г.В. Ленинская программа атеистического воспитания в действии (1917-1937). -
Л.:ЛГУ, 1973.; Гордиенко Н.С. Творческое развитие научного атеизма в теории и практике
КПСС.-Л.,1980.; Атеизм в СССР: становление и развитие. -М., 1986.; и др.

духовенства и мирян, после прихода большевиков к власти, в условиях гражданской войны и наступления на духовенство в 1922г. В 1925 году в Париже вышел подготовленный А.А.Валентиновым при участии П.Б.Струве сборник документальных свидетельств о деятельности атеистического правительства и судьбах сотен священников, архиереев и мирян — жертв «красного террора» и антирелигиозных акций начала 20х годов, так называемая «Черная книга»" . В 1949-1957 гг. на основании многих из представленных в ней данных протопресвитером М.Польским был подготовлен труд «Новые мученики российские»30.

Достойным продолжением дореволюционной исследовательской традиции являются труды таких исследователей как А.В.Карташев, П.Н.Милюков, И.А.Стратонов , уделявших значительное внимание изучению проблеме жизнедеятельности приходов и рядового духовенства.

Однако большую часть работ русских эмигрантов, как страдающих крайним субъективизмом мнений и основанных на личных воспоминаниях, следует отнести к мемуарной литературе.

Отдельные авторы русского зарубежья создали обобщающие исследования о первом периоде взаимоотношений Русской Православной Церкви и Советского правительства". Значительный вклад наши соотечественники за рубежом внесли в изучение антицерковной акции 1922 года. Они не только опубликовали «строго секретное» письмо В.И.Ленина Молотову по поводу событий в Шуе 15 марта 1922 года, но и в ряде статей осветили ход кампании по изъятию церковных ценностей33.

Черная книга. («Штурм небес»). - Париж, 1925. - 294с. 30 Польский М. Новые мученики российские. - Джорданвилль, 1949. Т.1., 1957, Т.2. 1 Карташев А.В. Временное правительство и русская церковь.// Из истории христианской Церкви на Родине и за рубежом в XX столетии. Сб. — М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1995. - С.9-27.; Милюков П.Н. Очерки но истории русской культуры. Т.2. -М.,1994.; Стратонов И.А. Русская церковная смута (1921-1931).// Из истории христианской Церкви на Родине и за рубежом в XX столетии. - М.,1995. 3 Например: Рар Г. (А.Ветров). Плененная Церковь: Очерк развития взаимоотношений между Церковью и властью в СССР. - Франкфурт-на-Майне, 1954.; Поспсловский Д. В. Русская Православная Церковь в XX веке. - М., 1995. 3 Вестник русского студенческого христианского движения. - 1970. - №98.

Обширный материал о массовых расстрелах и арестах духовенства и верующих, осквернении православных святынь содержит труд русского диссидента В.Степанова (Русака) .

Наряду со многими достоинствами русской эмигрантской и диссидентской литературы ей свойственна ограниченность источниковои базы, что мешало проведению полномасштабных исследований.

Не остались в стороне от изучения вопроса об эволюции православного прихода и зарубежные историки. Так А.Д.Шмеман и Г.Л.Фриз посвятили свои труды рассмотрению положения православных приходов в Синодальный период. Шмеман А.Д. 35, рассматривая отношения государства, общества и Церкви пришел к выводу, что главная причина кризиса этих взаимоотношений состоит в том, что государство вопреки канонам подчинило Церковь. Немалый вклад в изучение дореволюционного

Т/Г

духовенства внес Г.Л.Фриз , высказавший мнение о том, что именно проведение реформ привело к кризису Церкви и враждебности духовенства по отношению к государству. Кроме того, он пришел к выводу о пренебрежительном отношении духовенства к выполнению своих обязанностей.

Особый интерес вызывают фундаментальные труды немецкого историка И.Смолича , посвященные как синодальному времени, так и периоду после падения самодержавия. В них он не только исследует взаимоотношения государства и РПЦ, но и всесторонне рассматривает

Степанов (Русак). Свидетельство обвинения: Церковь и государство в Советском Союзе. - Джорданвилль, 1959. 35 Шмеман А.Д. Исторический путь Православия. - Нью-Йорк, 1954.

Фриз Г. Л. Церковь, религия и политическая культура на закате старой России // История СССР. -1991.-№2. -С. 107- 118.

37 Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700 - 1917. 4.1.,2 - М: изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997.; Его же. Предсоборное Присутствие 1906г.: К предыстории Московского Поместного Собора 1917/1918гг.// Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700 - 1917. 4.2 - М: изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. -С.693-720.; Его же. Русская Церковь во время революции: с марта по октябрь 1917г. и Поместный Собор 1917-1918гг. (К истории взаимоотношений между государством и Церковью в России)// Там же. - С.720-744.

процессы, происходившие внутри духовного сословия, в том числе его взаимоотношения с паствой.

Таким образом, зарубежные историки по сравнению с советскими смогли более объективно ответить на отдельные вопросы, связанные с проблемой жизнедеятельности православного прихода. Но и они, при ограниченности источниковой базы, не в полной мере осветили положение приходского духовенства и мирян в период политических изменений произошедших в России в 1917 году.

К кардинальным переменам в исторической литературе приводят политические преобразования в нашей стране конца 80х - 90-х годов XX века. Расширение доступа в архивы, плюрализм мнений в значительной степени способствовали активизации исследований преодолению стереотипов и догматизма в исторической науке.

Конечно, большая часть вновь создаваемых трудов посвящена исследованию истории взаимодействия Советского государства и Высшего церковного управления. Среди них выделяются работы О.Ю. Васильевой,

-jo

В.А.Алексеева и М.И. Одинцова , впервые предпринявшими попытку отказаться от устоявшихся стереотипов. Развенчанию мифа о контрреволюционной и шпионской сущности патриарха Тихона (Белавина) посвятил свое исследование М.И. Вострышев . В одном из трудов А.Алексеева прослеживается особая роль комсомола в осуществлении антирелигиозных кампаний и акций . Исследованием кампании по изъятию

А. 1 ЛП

церковных ценностей занимались Баделин В.И. , В.Козлов ", Н.И.Ефремова . Ход кампании и карательно-репрессивные методы ее

38 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. - М.,1991.; Васильева О. Ю. Русская Православная
Церковь и Советская власть в 1917-1927гг.//Вопросы истории-1993 - № 8 -С.40-54.; Одинцов
М.И. Государство и Церковь. 1917-1938. - М.,1991.

39 Вострышев М. Божий избранник. - М.,1990

40 Алексеев А. Рекруты "безбожной пятилетки'7/ Перспективы.-1991-№ 4- С.90-98

41 Баделин В.И. Золото церкви: Исторические очерки и современность. - Иваново, 1995.

42 Козлов В. Дело об ограблении Церкви. 1920-1930е гг.// Московский журнал.-1991 - № 7 -
С.60-65.

43 Ефремова Н. И. Из хроники "ограбления века". //Журнал Московской Патриархии. -1994-
№ 4- С.38-45.

осуществления ярко раскрываются в трудах Вострышева М.И., Латышева А.А. и др.44. При этом все исследователи отрицают догму советской историографии о «злостном саботаже мероприятий Советского правительства по борьбе с голодом» представителями Русской Православной Церкви. Появляется интерес и к обстоятельствам кампании по вскрытию святых мощей46, ранее освященной очень скупо и однобоко. Всестороннюю оценку обновленческого движения дал в своей работе «Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века» М.В. Шкаровский47.

В последние годы все чаще стали появляться обобщающие труды по проблемам взаимоотношений Русской Православной Церкви и Советского государства в первые послереволюционные годы. Среди них своей фундаментальностью выделяются монографии Емельянова С.Н., Кашеварова А.Н., Петрова М.Н., Крапивина М.Ю.48.

Особо следует остановиться на труде А.Н.Кашеварова «Православная Российская Церковь и Советское государство. (1917-1922)». В нем он не только всесторонне освещает взаимоотношения Высших государственной и церковных властей, но и частично затрагивает тему приходской жизни.в рассматриваемый период. Так, в частности, ему удается кратко рассмотреть вопрос о реакции епархиального духовенства и мирян на падение самодержавия и открывшуюся возможность реформирования приходской жизни49. Определенное внимание автор уделил постановлениям Поместного

Вострышев М.И. Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин. //Журнал Московской Патриархии. - 1993 - № 2 - С.37-44.; Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. -М.Д996.

45 Русское православие: вехи истории./ Науч. ред. А.И.Клибанов. - М.,1989. - С.622. 46Козлов В. Монастыри России в первые годы после революции.//Журнал Московской Патриархии. -1993- № 4 - С.26-34.

47 Шкаровский М.В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. -СПб., 1999.

48Емельянов СП.Власть и Церковь. - М.,2001. ;Кашеваров А.Н. Православная Российская Церковь и Советское государство. (1917-1922). - М.,2005.; Петров М.Н. Крест под молотом. - Великий Новгород, 2000.; Крапивин М.Ю. Непридуманная церковная история: власть и Церковь в Советской России (октябрь 1917-го — конец 1930-х годов). — Волгоград: Перемена, 1997. 49 Кашеваров А.Н. Указ. соч. - С.40-41.

Собора относительно дальнейшей реформы этой мелкой структурной единицы Церкви50. Частично отмечалась реакция рядовых прихожан на те или иные действия Советской власти.

В результате оценки антицерковных мероприятий Советской власти и деятельности ВЦУ и Священного Синода А.Н.Кашеваров делает значимый вывод, что к концу рассматриваемого периода «были заложены основы планомерной и систематической политики Советского государства в отношении Православной церкви» .

Краткий обзор церковной жизни, в том числе положения приходского духовенства, после свержения самодержавия дается в монографии С. Л. Фирсова52. Автор останавливается на основных вехах, связанных с церковной реформой (отзывы епархиальных архиереев, Предсоборное Присутствие 1906г.), которые имели отношение и к положению духовенства, обсуждает вопрос о православном приходе, его юридическом статусе и правах. Большое внимание автор уделяет деятельности правительства и Св. Синода по разрешению сложившихся проблем. Все рассмотренные исследователем проблемы в определенной степени имеют отношение к приходской жизни.

Работа Е.В.Беляковой «Церковный суд и проблемы церковной жизни» , опубликованная в 2004г. косвенно затрагивает темы быта и статуса духовенства в начале XX в.

Немаловажный вклад в исследование поставленного вопроса вносит труд В.А.Федорова «Русская православная Церковь и государство»54, охватывающая весь синодальный период с 1700 по 1917 годы. В ней значительное внимание уделяется положению православного пастыря среди прихожан к началу коренных политических перемен. Автор особенно

50 Кашеваров А.Н. Указ. соч. - С.78-79. 5' 'Гам же. - С.394.

52 Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 гг.). - М., 2002.

53 Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. - М, 2004.

54 Федоров В.А. Русская православная Церковь и государство. Синодальный период.
(1700-1917). М., 2003.

подчеркивает значимость духовно-просветительной деятельности русского рядового духовенства для культурного развития страны.

Появился целый ряд работ посвященных изучению менталитета и религиозных взглядов русского крестьянства начала XX века. Например, О.С. Поршневой, СВ. Лурье, И.Г. Яковенко, М.М.Громыко, Полищука И.С, С.Кузнецова55. Все эти работы объединяет мысль о том, что Православие освящало все стороны жизни русского человека, несмотря на большую долю обрядности в его вере.

Единой задачей — показать влияние Православия на жизнь, быт крестьянства объединены вышедшие сборники «Православная жизнь русских крестьян 19-20 веков. Итоги этнографических исследований» и «Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX веках. Этнографические исследования и материалы»56.

Новый взгляд на приходское духовенство начала XX века излагает Т.Г.Леонтьева в работе «Вера и прогресс» . По мнению автора духовенство в деревне того времени выступало в качестве прогрессивной силы, помогающей крестьянству освоиться в новых для него условиях рыночно-индустриальных отношений. В связи с этим в исследовании большое внимание уделяется рассмотрению взаимоотношений приходского сельского духовенства и паствы. Леонтьева Т.Г. также говорит о том, что

Поршнева О.С. Крестьяне, рабочие и солдаты России накануне и в годы Первой Мировой войны. - М., 2004.; Лурье СВ. Россия: Община и государственность // Цивилизация и культура. Россия и Восток: Цивилизационные отношения. - М., 1995. Вып. 2. С. 138-155.; Яковенко И.Г. Прошлое и настоящее России: Имперский идеал и национальный интерес // Политические исследования. - 1997. — № 4. С. 88-96.; Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. - М., 1986; Она же. Мир русской деревни. - М., 1991; Полищук И.С. Православие в духовной и практической жизни крестьянства (начало XX века). — Тверь: ООО «Риф», 2000.; Кузнецов С. Вера и обрядность в хозяйственной деятельности русского крестьянства.// Менталитет и аграрное развитие России. (Х1Х-ХХвв.) - М.:РОССПЭН. - 1996.; Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в 19 - 20 вв. Екатеринбург, 2002.// http: // www. . 5' Православная жизнь русских крестьян 19-20 веков. Итоги Этнографических исследований. - М., 2001; Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII -XX веках. Этнографические исследования и материалы. - М., 2002.

57 Леонтьева Т.Г. Вера и прогресс: православное духовенство в России во 2й пол. XIX -нач. XX в.. - М.: Новый хронограф, 2002.; Она же. Вера и бунт: духовенство в революционном обществе России начала XX века // Вопросы истории. - 2001. - № 1. - С. 29-43.

недостаточное внимание к проблемам духовного сословия со стороны властей привело к падению авторитета его среди крестьянства.

Большой интерес для освещения темы представляет диссертационное исследование М.А. Бабкина «Свержение монархии в 1917 году и Православная Церковь» , в которой значительное место занимают сюжеты связанные с реакцией приходского духовенства на свержение самодержавия и приход к власти Временного правительства. Автор делает вывод о том, что «приходскому духовенству РПЦ принадлежит одна из определяющих ролей в установлении на местах новой власти» .

Среди работ современных исследователей проблемы следует отмстить и труды клерикальных историков. Наиболее крупным и значительным исследователем по данной тематике в духовных кругах в настоящее время является протоиерей Владислав Цыпин. Среди его работ следует выделить фундаментальный труд «История Русской Православной Церкви (1917-1990)'", являющийся заключительной частью 9-томника, посвященного церковной истории. Владислав Цыпин начинает свой труд описанием Поместного Собора 1917-1918гг. и планомерно переходит к последующим событиям. При этом он преимущественно описывает историю епископата и высшего церковного управления и их взаимоотношения с властью. Автор стремится дать объективную оценку как ошибкам руководства страны в политике по отношению к Церкви, так и промахам высшего церковного управления. Вопрос о положении приходов конкретно исследователем не ставится, а лишь косвенно затрагивается в связи с тем или иным постановлением высших властей.

Бабкин М.Л Свержение монархии в 1917 году и Православная Церковь. Автореферат лисе...канд. ист. наук. - М.,2003. 55 Там же. -С. 187.

60. Цыпин Вл. (протоирей). История русской Церкви (1917-1990). - Московская Патриархия, 1997.

Реорганизации приходов отчасти уделяется внимание в исследовании протоиерея В.Цыпина «Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918гг.»61.

В связи с анализом деятельности Предсоборного Присутствия 1906г. отдельные проблемы приходской жизни начала XX века освещаются в монографии протоиерея Георгия Митрофанова «История Русской Православной Церкви. 1900—1927»'",

Значительная информация о репрессиях против духовенства и верующих содержится в ряде трудов иеромонаха Дамаскина (Орловского) ".

В последнее десятилетие многие авторы обратили свое внимание на положение сельского духовенства и их паствы начала XX века в отдельно взятых губерниях или регионах страны. К ним относятся диссертационные исследования, основанные на краеведческом материале, Ю.И. Белоноговой, Есиповой В.А., Скутнева А.В. . Исследованию положения Православной Церкви в 20е годы XX века посвящена весьма содержательная диссертация Петюковой О.Н.65

В итоге, можно сказать, что, несмотря на важную роль приходов в 1917-1922 гг. в государственно-церковных отношениях, ни в отечественной, ни зарубежной историографии до сих пор отсутствует специальное комплексное исследование о жизнедеятельности сельского прихода в условиях политических перемен указанного периода. Данное обстоятельство оставляет большой простор для дальнейших исследований.

61 Его же. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918гг.//Журнал
Московской Патриархии. -1994- № 4- С. 19-31.

62 Митрофанов Г., прот. История Русской Православной Церкви. 1900-1927 гг. - СПб.:
СЛТИС, 2002.

Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. -Тверь, 1992. Кн. 1.; 1996. Кн.2.

64 Белоногова Ю.И. Приходское духовенство Московской епархии в начале XX века и
крестьянский мир. Дисс. ...канд. ист. наук. — Москва, 2006.; Скутнев А.В. Приходское
духовенство в условиях кризиса РПЦ. Дисс. ...канд. ист. наук. — Ижевск, 2005.; Есипова
В. Л. Приходское духовенство Западной Сибири в период реформ и контрреформ второй
половины XIX в. На материалах Томской епархии. Автореферат дисс... канд. ист. наук -
Новосибирск, 1996.

65 Петюкова O.I I. Русская Православная Церковь в российской деревне в 1920е годы (по
материалам губерний Центральной России). Дисс. ...канд. ист. наук. - Москва, 1997.

Источниковая база исследования достаточно обширна и может быть разделена па ряд групп. Первую группу составляют во-первых, сборники законодательных актов Российской империи («Свод законов Российской империи»", «Духовный регламент» ), России («Сборник указов и постановлений Временного правительства» ) и Советского государства («Декреты Советской власти» ), определяющие положение Русской Православной Церкви в государстве. А также тематические сборники нормативных актов, отражавших государственную политику по тому или

иному вопросу взаимоотношении с религиозными организациями , и сборники церковных актов, постановлений и определений . В частности, к этой группе принадлежат материалы Всероссийского Священного Собора, являющиеся обширным материалом для изучения состояния жизни приходов

в период 1917-1918гг и новой законодательной базы внутриприходской деятельности на протяжении последующего периода. Во-вторых, документы, опубликованные в официальных печатных изданиях Русской Православной Церкви - «Церковных ведомостях», и государства - «Известиях». В частности, в «Церковных ведомостях» как церковных, так и государственных органов управления содержатся основные определения, указы, постановления, обращения

66 Полное собрание законодательства Российской империи. Собрание 3-е. — Т.25, №26125. 7 Духовный регламент (Устав Духовной Коллегии), тщанием и повелением Всепресветлейшего, Державнейшего Государя Петра I, Императора и Самодержца Всероссийского, по соизволению и приговору Всероссийского Духовного Чина и Правительствующего Сената, в царствующем Санкт-Пеїербурге, в л его от Рождества Христова 1721 сочиненный. - М.: Синодальная типография, 1897.

68 Сборник указов и постановлений Временного Правительства. Вып.1. 27 февраля-25 мая
1917г. - Пг.: Государственная типография, 1917.

69 Декреты Советской власти. Т.1. — М.,1957.

70 Гидулянов П.В. Отделение Церкви от государства. Полный сборник декретов,
ведомственных распоряжений и определений Верховного суда РСФСР и других
Советских Социалистических Республик. - М.,1926.

71 Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской
Церкви 1917 - 1918. - М., 1994. (репринт, изд.: М.,1918.). -Вып. 1-4.; Акты Святейшего
Патриарха Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и
переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943. Сборник в
двух частях./ Сост. М.Е.Губонин. - М.,1994.

Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917 - 1918. - М., 1994. (репринт, изд.: М.,1918.)., Т.1, 3.

Вторая группа источников — материалы архивов представлена фондами:

1) Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Ценнейшие сведения содержит Ф.3431 «Всероссийский церковный поместный Собор. (Священный Собор)». Часть документов этого фонда, касающаяся официальных заседаний Собора, в 90е годы прошлого века была опубликована, но письма, послания, телеграммы духовенства и мирян отражающие обстановку и настроения на местах, в рядовых приходах, до сих пор были обделены вниманием исследователей73. В частности, при проведении исследования были использованы данные о наказах членам Собора74; протоколы и резолюции приходских собраний и письма духовных и светских лиц о необходимости проведения преобразований приходов75; материалы по вопросу о реакции Церкви на декрет СНК об отделении Церкви от государства ;отчеты о мерах принимаемых по охране монастырского и церковного имущества от разграбления ; о фактах гонений

на духовенство в 1917-1918гг. ; о переговорах представителей РПЦ и представителей приходов с комиссарами с целью облегчить положение духовенства и верующих7 ; письма и прошения об улучшении материального

положения духовенства . Интересные данные, частично характеризующие взаимоотношения Русской Православной Церкви и Временного Правительства весной 1917 года, содержит фонд Ф. 1779 «Канцелярия

о і

Временного Правительства» . Обширная информация по изъятию церковных ценностей в ходе кампании 1922 года содержится в Ф. Р-1064 «Центральная коллегия помощи голодающим при ВЦИК (помгол)»:

73 ГАРФ. Ф.3431 «Всероссийский церковный поместный Собор. (Священный Собор)». Оп.
1 Дд.1, 273, 274, 442, 443, 445, 447, 551, 553, 554, 555, 561, 562, 563, 567.

74 Там же. - Д. 1.
75Тамже.-Д.273,274.

76 Там же. - Д.551, 553, 554, 555.

77Тамже.-Д.562.

78 Там же. -Д.563, 565.

79Тамже.-Д.567.

80 Там же. - Д.442, 443 445, 447

81 ГЛРФ. Ф. 1779 «Канцелярия Временного Правительства» Оп. 1. Д.6.

положения об участии РПЦ по оказанию помощи голодающим, различные инструкции о порядке сбора пожертвований, данные о ходе изъятий и народных настроениях ";

2) Российского Государственного архива Социально-политической
истории (РГАСПИ): Ф.89. «Ярославский Е.М.» содержит программы
пропагандистской работы, направленной на вытеснение религиозного

мировосприятия из народного сознания ; Ф. 17. «Центральный комитет КПСС (1898, 1903-1991)» включает в себя документы отдела Агитации и пропаганды, отражавшие не только ход антицерковной пропаганды в20е годы XX века, но и настроения различных частей общества на определенные

действия, в том числе изъятие ценностей .

  1. Центрального Государственного архива Московской области (ЦГАМО), Ф.66. «Московский Совет рабочих, солдатских, крестьянских и красноармейских депутатов» которого хранит договоры с группами верующих о передаче в их безвозмездное пользование приходских храмов, позволяющие сделать определенные заключения о благосостоянии причтов и приходов к 1918г. и требованиях властей к приходской жизни85. Также, определенный интерес представляют данные о взаимоотношениях приходских советов и местных органов власти по вопросам о церковной собственности или по поводу соблюдения нового религиозного законодательства, требующего разрешений на проведение каждого религиозного мероприятия \

  2. Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ), в частности материалы официального делопроизводства Московской Духовной Консистории - Ф. 203, содержащие значимые данные о положении

ГЛРФ. Ф. Р-1064. Оп.2. Д.67.; Оп.5. Д. 194.

РГАСПИ. Ф.89. Оп. 4. Дд. 76, 104.

Там же. Ф. 89. Оп. Оп. 60. Дд. 51, 158, 336, 438, 509.; Оп.112. Д.443а

ЦГАМО. Ф.66. Оп.18. Дд. 3, 4, 6, 67, 212, 215, 216, 277.

Там же. - Оп.1. Дд. 325, 391, 613.

t J

приходского духовенства в начале XX века, в том> числе и о его

материальном положении .

Третью группу источников составляют мемуары, дневники и воспоминания современников, очевидцев и участников событий. Среди них можно выделить воспоминания митрополита' Евлогия (Георгиевского)88, оставившего ценные сведения о жизни приходов- исследуемого периода. Немаловажный интерес представляют воспоминания митрополита Вениамина (Федченков) , дающие характеристику быта приходского духовенства времен его детства, а также отношения крестьян к материальному благосостоянию своих пастырей. Другим источником, заслуживающим особого внимания, является дневник протоиерея Георгия Голубцова90, в котором он описал настроения участников Поместного Собора в период' начала наступления Советской власти на религию. Кроме того, в этом источнике дается характеристика народных настроений по отношению к вере и Церкви в этот напряженный момент времени. Интересны воспоминания иностранца Бекстона Ч.Р. ', путешествовавшего по русским деревням в послереволюционный период, и неизбежно сталкивающийся с проявлениями религиозности русского крестьянина. Деятельность Синода весной 1917г. описывает протопресвитер Николай Любимов ".

87 ЦИАМ. Ф. 203 «Фонд Московской Духовной Консистории». Оп. 474. Д. 15.; Оп. 478.

й-1-

Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. Воспоминания. — М.: Московский рабочий, 1994.

89 Вениамин (Федченков), митрополит. На рубеже двух эпох. - М.,1994.

90 Голубцов Георгий, протоиерей. Поездка на Всероссийский Церковный Собор. Дневник
(29 января - 18 апреля 1918г.)// Российская Церковь в годы революции (1917-1918).
Сборник. — М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1995. — С.121-269.

91 Бекстон, Чарльз Роден. В русской деревне. - Пг.,1923.

92 Любимов Николай, протопресвитер. Дневник о заседаниях вновь сформированного
Синода (12 апреля-12 июня 1917г.)// Российская Церковь в годы революции (1917-
1918гг.). Сборник. Материалы по истории Церкви. Кн.8./ Сост. М.И.Одинцов - М.:
Крутицкое патриаршее подворье, 1995. - С. 15-120.

К этой же группе источников можно отнести трехтомный сборник персональных отзывов и мнений епископата Русской православной Церкви о церковной реформе, готовившейся верховной властью в начале XX века93.

К четвертой группе источников следует отнести труды политических
деятелей и иерархов РПЦ конца XIX - начала XX века. Это, конечно же,
работы председателя Совета Министров С.Ю.Витте 4, архиепископа
Серафима (Чичагова)95, священника Николая Троицкого96, протоиерея
Георгия Флоровского , В.Ф.Марцинковского ,создателя партии

большевиков, одного из организаторов и руководителей Октябрьского переворота 1917 г., председателя Совета Народных Комиссаров В.И.Ульянова (Ленина)99,

Значимой для исследования стала пятая группа источников, представленная церковной100 и светской101 периодической печатью 1917-1918 гг. В ней содержится значительное число документов, существенная часть которых впервые вводиться в научный оборот, свидетельствующих о событиях в рассматриваемый период в России в целом и на местном уровне в

93 Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Часть 1-3. - СПб: .
Синодальная типография, - 1906.

94 Записка председателя комитета министров С.Ю.Витте «О современном положении
Православной Церкви». Февраль 1905г. // Фёдоров В.А. Русская Православная Церковь и
государство. Синодальный период. 1700 -1917.- М.: «Русская панорама», 2003.

95 Извлечение из обращения высокопреосвященного Серафима, архиепископа Тверского и
Кашинского, к духовенству епархии по вопросу о возрождении приходской жизни.//
Московские церковные ведомости. - 1916. -№9. — С. 110-114.

96 Троицкий Ы. Современные задачи сельского пастыря. - Казань, 1904. -

97 Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. - Вильнюс, 1990.

98 Марцинковский В.Ф. Записки верующего: из истории религиозного движения в
Советской России. (1917-1923). - Прага, 1929. - 322с.

99 Ленин В.И. Социализм и религия.// ПСС. Т. 12. - М.: Государственное издание
политической литературы, 1960. - С. 142-147.; Ленин В.И. Пункт программы в области
религиозных отношений.// В.И.Ленин. Полное собрание сочинений. Т.38. — М., 1963. —
С.118.

100 Владимирские епархиальные ведомости; Всероссийский церковно-общественный
вестник (ВЦОВ); Журнал Московской Патриархии; Калужский церковно-общественный
вестник; Киевские епархиальные ведомости; Московский листок; Московские церковные
ведомости (МЦВ); Московский церковный голос; Нижегородский церковно-
общественный вестник; Прибавления к Церковным ведомостям; Русское слово.
Бюллетень; Рязанские епархиальные ведомости; Тверские епархиальные ведомости;
Тульские епархиальные ведомости; Церковные ведомости; Церковный вестник;

995, 29 ноября.; Революция и церковь.

Ярославские епархиальные ведомости. 10ї Известия ВЦИК.1918.; Известия. - 1

епархиях и отдельных приходах. Публикуемый материал содержит проповеди, телеграммы резолюции съездов и приходских собраний, заметки о текущих событиях в епархиях, статистические данные и многое другое. В официальных изданиях епархий (например, «Московский церковный голос», «Московские церковные ведомости», «Тульские епархиальные ведомости» и т.д.) кроме всего прочего печатались постановления высшей церковной и наиболее значимые светской власти. Кроме общецерковных периодических изданий (таких как, «Всероссийский церковно-общественный вестник», «Церковные ведомости») были рассмотрены периодические издания 9 епархий, входящих в состав центрально-промышленного района. К сожалению, наступление Советской власти на Церковь в 1918 году привело к постепенному закрытию практически всех этих газет и журналов, что значительно затруднило процесс исследования. Дольше всех натиск богоборческого правительства выдерживали Тульские и Владимирские епархиальные ведомости, а также, печатавшиеся подпольно, «Церковные ведомости».

Таким образом, привлечение указанного выше обширного комплекса различных групп источников позволяет провести всесторонний анализ новых и мало изученных вопросов темы и выполнить поставленные перед исследованием задачи.

Новизна работы обусловлена тем, что в ней комплексно рассмотрена эволюция жизни и деятельности православного прихода под воздействием различных изменений в политической сфере страны. В исследовании рассматриваются не только взаимоотношения приходского сельского духовенства с паствой, но и реакция обеих групп на различные декреты и постановления высшей и светской властей относительно приходской жизни или жизнедеятельности Церкви в целом.

В диссертации впервые комплексно рассматривается процесс активизации приходского духовенства и мирян в вопросе участия в церковном управлении после свержения самодержавия.

Новым является подробное рассмотрение изменений в экономическом положении рядового духовенства в связи с происходившими в указанный период трансформациями в стране.

Ранее слабоизученным был вопрос и о реакции православного населения деревни на различные постановления и решения Советской власти относительно Русской Православной Церкви.

В ходе рассмотрения темы были привлечены ранее не использовавшиеся документы, представленные в виде писем, записок, воспоминаний духовенства и мирян, обращений иерархов к пастве, постановлений епархиальных и приходских собраний, позволяющие проследить эволюционные процессы в приходской среде.

Практическая значимость работы в том, что ее материалы могут быть применены при составлении обобщающих трудов по истории Русской Православной Церкви, религиоведению, истории России и т.д. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов Отечественной истории, Основ православной культуры и различных религиоведческих курсов.

Работа прошла апробацию на межвузовской конференции в МПГУ, а также ее результаты нашли свое отражение в ряде публикаций, в том числе в изданиях рекомендованных ВАК.

Сельское приходское духовенство в начале XX века

Ко времени потрясений и перемен начала XX века Русская Православная Церковь, хотя и перестала занимать «первенствующее и господствующее» положение среди других конфессий , продолжала оставаться достаточно мощной организацией, а православие по-прежнему являлось основной религией населения России. К 1914 году в Российской Империи насчитывалось 115-125 млн. православных христиан (около 70% населения), которые проживали в 67 епархиях. В это время в России насчитывалось более 54 тыс. церквей, около 23,5 тыс. часовен и молитвенных домов, 1025 монастырей (не считая скитов); численность белого духовенства превысила 112,5 тыс. человек; а общее число монашествующих приблизилось к 95 тысячам. Православная церковь обладала сетью учебных заведений: 4 академии, 57 семинарий, 187 духовных училищ и 42 тыс. церковно-приходские школы. "

Верховное управление Русской Православной Церковью согласно «Духовному Регламенту» осуществлял Святейший Синод, состоявший из 10 архиереев, духовника императора и главного священника армии и флота. Именно этому органу были переданы принадлежавшие ранее патриарху все три ветви власти — законодательная, исполнительная, судебная. Однако главный церковный орган напрямую зависел от обер-прокурора Синода -светского чиновника, который лично докладывал императору о состоянии

Согласно Манифесту о веротерпимости 17 апреля 1905 г. все ограничения в по отношению к гражданам неправославного вероисповедания были отменены. //ПСЗ Российской империи. Собрание 3-е. - Т.25, №26125. 102Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству Православного вероисповедания за 1914 г. -Пг., 1916.-С. 117, 132, 139;ФирсовС.Л. Православная церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. — СПб.: Изд. Христианского Гуманитарного института. 1996. — С.24, 370.; Бабкин М.А. Указ. соч. - С.34.; дел в Русской Православной Церкви. Со второй половины XIX века во многом благодаря личным качествам обер-прокуроров их власть над Православной Церковью стала почти абсолютной. Не имел Синод и законодательной автономии, так как все постановления и указы утверждались императором. А с 1906 года в законодательстве Церкви принимали участие и Государственный Совет и Государственная Дума. Подобное положение не могло не влиять на состояние всей Русское Православной Церкви, так как вмешательство светских властей, носившее зачастую неблагожелательный характер, распространялось и на экономические, и на административные вопросы (в том числе на назначение и смещение архиереев и викариев).

Ведению Святейшего Синода подлежали следующие области: вера и нравственность, борьба с расколом, еретическими учениями и сектантством, надзор за богослужебной практикой, упорядочение богослужения и составление новых служб, почитание мощей, канонизация, издание богослужебных книг и цензура богословской литературы; управление движимым и недвижимым церковным имуществом, надзор за монастырями, 10 зарубежными миссиями и церквями .

Высшее Церковное Управление в период деятельности Временного Правительства

Февральские события 1917 года положили начало новой эпохе в истории Русской Православной Церкви. С отречением 2 марта императора Николая II она фактически лишилась своего главы, ибо, не смотря па неканоничность подобного явления, церковная власть императора утверждалась в самом богослужебном чине коронования и миропомазания на царство. Так император благословлялся Церковью от имени Бога не только как глава государства, но - главным образом - как носитель теократического церковного служения, как наместник Бога на земле. В молитвах этого чина говорилось, что император стоит главой не над нацией, не над государством, а «над народом Божьим, то есть над Церковью»195. В результате, в период отсутствия в России патриаршей власти, именно император выступал в сознании русского народа «религиозным лидером страны»196. Данное обстоятельство влекло за собой неопределенность в разграничении церковных и государственных прав.

Иерархи Русской Православной Церкви, считая подобную власть светского лица над Русской Православной Церковью вредной для последней, еще вначале века выступили за изъятие области церковных дел из ведения царской власти. Так в 1904 году митр. Санкт-Петербургский Антоний указал на необходимость изменения правового положения «господствующей Церкви», освободив ее из под опеки государства, так как «эта опека связывает самодеятельность церковных властей и духовенства, «делает голос Церкви совсем неслышным ни в частной, ни в общественной жизни» . Именно это обстоятельство стало первопричиной того, что февральские события 1917 года были восприняты высшими представителями Православной Церкви весьма благосклонно. Представители высшей церковной власти предполагали, что новое республиканское правительство не станет вмешиваться во внутренние дела Церкви, предоставив ей необходимую свободу действий. Поэтому смена государственного строя представлялась привлекательной для стремившегося к независимости духовенства. В свете подобных ожиданий Русской Православной Церкви вполне логичным выглядит отказ Святейшего Синода выступить в поддержку царского режима, как об этом 27 февраля просил обер-прокурор Н.П.Раев. В ответ на его предложение осудить революционное движение, руководители которого «состоят из изменников, начиная с членов Государственной Думы и кончая рабочими», было отмечено, что «еще неизвестно откуда идет измена — сверху или снизу.198 А ведь члены Святейшего Синода, располагали таким методом воздействия на паству, как право накладывания анафемы на «дерзающих на бунт и измену против православных царей».

И можно сказать, что ожидания иерархов вполне оправдались, когда 4 марта на первом после падения самодержавия торжественном заседании Синода новый обер-прокурор В.Н.Львов от лица Временного правительства объявил о предоставлении Русской Православной Церкви свободы от опеки государства и об уничтожении цезаропапизма, губительно влиявшего на все стороны церковно-общественной жизни. В тоже время это не являлось отделением Церкви от государства. Временное правительство через своего обер-прокурора декларировало предоставление ей полной свободы в "Последование в неделю Православия. СПб, 1904. С.31. управлении, сохранив за собой лишь право останавливать решения Синода, в чем-нибудь несоответствующие закону и нежелательные с политической точки зрения. В.Н.Львов определил свои ближайшие задачи по отношению к Церкви и как обеспечение взаимного невмешательства их во внутренние дела друг друга" . Подобные заявления вызвали искреннюю радость членов Святейшего Синода.

Церковно-государственные отношения 1917 -1922 гг. и реакция прихожан на происходящие перемены

Так получилось, что значимое для Церкви событие - восстановление Патриаршества, совпало с не менее значимым событием для всей страны -Октябрьским переворотом. 25 октября 1917 года Временное Правительство было низложено, и власть в Российском государстве перешла в руки Совета народных комиссаров. Отношение новой власти к религии и религиозным организациям еще в предыдущие годы было определено в программных заявлениях лидеров партии. Так В.И.Ленин в своей работе «Социализм и религия», написанной в 1905 году, охарактеризовал религию как опиум для народа. «Религия -род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь», - продолжал он мысль. Поэтому, по его мнению, «религия должна быть объявлена частным делом», не должна иметь никакого отношения к государству, а государство не должно иметь никакого отношения к религии. То есть Церковь должна была быть отделена от государства, а государство от Церкви. При этом, согласно программным определениям, партия выступала за свободу вероисповедания, хотя четко заявляла об атеистических воззрениях своих членов347.

Однако, столкнувшись с советской властью ни церковное руководство, ни рядовое духовенство, первоначально не проявили какого-либо беспокойства или недовольства. Они считали, что новое правительство, или как неоднократно характеризовал его Собор, «группа лиц», «силой оружия захвативших власть», боясь гнева верующих, не предпримет решительных действий, направленных на ущемление интересов Церкви . В то же время, надеясь на лояльное отношение властей, Церковь в лице Всероссийского Поместного Собора объявила о своем политическом нейтралитете, что нашло подтверждение в завершенном 2 декабря 1917 года Поместным Собором документе под названием «О правовом положении Православной Российской Церкви». В нем Церковь, объявляя о своей аполитичности, выдвигала условие о том, что власть в государстве Российском должна быть христианской. В своем определении Собор настаивал на сохранении особых союзнических отношений государства и Православной Церкви, но при условии предоставления ей возможности свободного самоопределения, по сути, предлагая формулу не отделения, а, в известном смысле, отдаления их друг от друга . Прежде всего данное условие выражалось в обязании государства признавать «постановления и узаконения издаваемые

Православной Церковью, равно и акты церковного управления и суда» . Соборные деятели требовали для православия первенствующего положения относительно других конфессий, ежегодных ассигнований из государственной казны на церковные нужды, согласования государственных законов, затрагивающих ее интересы с высшей церковной властью. Одним из обязательных пожеланий Собора было избрание на ведущие государственные посты лиц только православного вероисповедания. Актуально звучали в тексте Определения призывы обеспечить в светских школах воспитание подрастающего поколения в духе православия и оградить церковное имущество от расхищения . Но исканиям русских богословов суждено было разбиться о рифы циркуляров и декретов народных комиссаров.

Уже в октябре Советское правительство приняло знаменитый Декрет о земле, включавший в себя пункт о национализации1 церковно-приходских земель352. 4 декабря было издано «Положение о земельных комитетах», в распоряжение которых передавались конфискованные земли, в том числе монастырские и приходские. 11 декабря вышло постановление Народного комиссариата просвещения о передаче всех учебных заведений духовного ведомства в ведение Наркомпроса . Таким образом, Церковь не только лишилась одного из средств обеспечения духовенства, но и- встала перед проблемой подготовки кадров священнослужителей.

Похожие диссертации на Сельский приход Русской Православной Церкви в 1917-1922 годах : по материалам губерний Центральной России