Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Историография и источники 15
1.1. История изучения религиозных традиций хантов 15
1.2. Источники 49
Глава II. Ханты в составе Русского государства в XVII-XX вв 54
1. Начало колонизации 54
2. Утверждение сибирской административной системы в Х1Х-начале XIX вв 72
З. Эпоха реформ 81
4. Время «Великих перемен» 97
Глава III. Религиозные традиции хантов: историко-фсноменологический анализ 113
III. 1. Религиозные традиции хантов: опыт классификации 113
Ш.2.Религиозные традиции хантов в XVII-XX вв.: опыт реконструкции 119
Глава IV. Политика правительства в отношении религиозных традиций хантов 202
IV. 1. Первые контакты и впечатления 202
IV.2. Массовая христианизация 214
IV.3. «Сибирское просвещение» 241
VI. 4. Эпоха атеизма 264
Глава V. Религиозные изменения у хантов 283
V.I. Опыт классификации религиозных изменений 283
V.2. Религиозные изменения у хантов в XVII-XX вв 286
V.3. Религиозные изменения у хантов в XX в.: микроструктурный анализ 307
Заключение 312
Список источников и литературы 313
- История изучения религиозных традиций хантов
- Начало колонизации
- Религиозные традиции хантов: опыт классификации
Введение к работе
Рубеж ХХ-ХХІ вв. характеризуется усилением процесса глобализации с одной стороны и активного противодействия ему - с другой. Опасность ассимиляции особенно высока для немногочисленных этносов, экономически и технологически зависимых от соседей, значительно превосходящих по численности. Одной из форм противодействия силам глобализации стало возрождение этнических и, прежде всего, религиозных традиций народов. Процесс этот настолько значительно воздействует на развитие современного общества, что было введено понятие «этническая мобилизация» для его наименования. Этническая мобилизация определяется как «сосредоточение всех усилий на убыстренном развитии самобытной и жизнеспособной национальной культуры», «средство политической мобилизации», как «то и другое вместе взятое». По мнению одного из ведущих специалистов в области исследования этнических процессов М.Н. Губогло, этническая мобилизация становится важным, сложным и разносторонним явлением, и подобно термину «возрождение» буквально у нас на глазах наполняется многозначным смыслом.1 Таким образом, актуальность темы «Религиозные традиции у хантов и их изменения в XVII - XX вв.» определяется не только с методологической и историографической точек зрения, но и в связи с переживаемым народами России историческим этапом. На этом этапе религиозные традиции становятся одной из очевидных доминант общественного развития и ассоциируются с этническим и национальным возрождением. Этническая мобилизация как глобальное явление повсеместно активно использует религиозный фактор, который в большинстве случаев начинает играть роль первой скрипки во всем процессе. Обстоятельства, позволившие усилиться религиозному фактору в жизни народов, непосредственно связаны с крахом коммунистической модели. По мере того, как самосознание «советский» вместе с распадом Советского Союза теряло свое значение, целые народы активно вовлекались в процесс поиска новой идентичности. При этом, одним из наиболее доступных и легко воспринимаемых вариантов (брэндов) идентичности в странах постсоветского пространства оказалась «этнорелигиозность». Термин «этнорелигиозность», введенный в научный оборот П.Мойзесом, хотя и образован из двух самостоятельных компонентов «этнический» и «религиозный» и включает в себя смысл обоих слов, вместе с тем, имеет собственное значение, подчеркивающее их особую связь2. Использование этого термина применительно к хантам представляется вполне оправданным,
См Губогло М Н Доклад на семинаре «Этнический фактор в федерализации России» 18 января 2000 / http //federalmcart ksu ru/conference/seminar3/guboglo htm
См Mojzes P The Camouflaged Role of Religion in the Recent Balkan Wars II История церкви изучение и преподавание Екатеринбург, 1999. С 52-54
4 поскольку внешние проявления этнической принадлежности, такие как язык,
традиционный образ жизни, традиционная одежда и т.д. были в значительной степени
утрачены многими группами хантов к 80-м годам XX в. и их развитие и возрождение
(мобилизация) представлялось довольно проблематичным, В то же время элементы
традиционной религиозности продолжали сохраняться на семейном уровне и оставались
достаточно заметными и удобными для этнической манифестации. Социальная роль
традиционной религии хантов в условиях распада советской системы социальной защиты и
нравственных ценностей оказалась вновь широко востребованной. Процесс активного
этнорелигиозного возрождения у хантов, включая институт шаманов, подтвердил вывод
французского религиоведа Р. Хамаюн о том, что феномен шаманства проявляется особенно
ярко в периоды кризисов, когда его практики легко возрождаются и начинают играть
важную роль в жизни общества.3 Таким образом, изучение феномена религиозных традиций
хантов и их изменений представляет как самостоятельный интерес, так и общеисторический.
То, что религиозные традиции хантов подверглись значительным изменениям под воздействием влияния русской культуры, политики христианизации и преследования религии - не удивительно. История знает много подобных примеров. Уникальным в опыте хантов явилось то, что они смогли сохранить свои религиозные традиции, частично или в значительной степени, вплоть до настоящих дней.
Безусловно, такой яркий феномен как религиозные традиции хантов имеет сложившуюся традицию исследования, которая включает в себя как работы общего плана, характеризующие религию обских угров (хантов и манси) в целом, так и ее отдельные проявления у отдельных групп.4 Вопросы религии рассматривались также в ряде работ по этнокультурной истории обских угров5 и общей истории отдельных территорий, населенных
Hamayon R N. Shamanism in Siberia From Partnership in Supernature to Counter-power in Society II Shamanism, History, and the State Michigan, 1994 P76.
Имеются ввиду, например, работы Karjalainen К F Die Religion Der Jugra-VOlker Porvoo, 1922, Токарев С A Остяки и вогулы II Религиозные верования народов СССР МЛ, 1931, Чернецов В Н. Представления о душе у обских угров // Труды института этнографии Т.51 Народы Севера М.1959 С.117-156, Соколова ЗП Пережитки религиозных верований у обских угров // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX - начале XX века Сборник МАЭ Т. XXVII Л, 1971 С 211-239; Она же Свадебная обрядность Ханты и манси // Семейная обрядность народов Сибири М ,1980 С 36-42; Она же Похоронная обрядность. Ханты и манси // Семейная обрядность народов Сибири М,1980. С 125-144; Кулемзин В М. Человек и природа в верованиях хантов Томск, 1984; Шмидт Е Традиционное мировоззрение северных обских угров по материалам культа медведя Дисс канд ист наук Л, 1989, Зенько АП Представления о сверхъестественном в традиционном мировоззрении обских угров Новосибирск, 1997; Молданов ТА., Молданова ТА Боги земли казымской Томск, 2000, Мифология хантов Энциклопедия уральских народов ТЛИ. Томск, 2000, Бауло А В Культовая атрибутика Березовских хантов Новосибирск, 2002; Мартынова Е П Религиозные представления юганско-балыкских хантов // Материалы и исследования по истории Северо-Западной Сибири Сб науч тр Екатеринбург, 2002. С 82-92
Миненко Н А Северо-западная Сибирь в XVIII - первой половине XIX вв : историко-этнографический очерк Новосибирск, 1975; Головнев А В Говорящие культуры Традиции самодийцев и угров Екатеринбург, 1995; Мартынова ЕП Очерки истории и культуры хантов М.1998, Очерки истории традиционного землепользования хантов (материалы к атласу) научно-исторические очерки 2-е издание, исправленное и дополненное. Екатеринбург, 2002; Перевалова Е В Северные ханты этническая история Екатеринбург, 2004
5
хантами, в отдельные периоды.6 Религиозным традициям хантов посвящено несколько глав
История изучения религиозных традиций хантов
Территории расселения хантов, начиная с XIV в. находились в сфере активной миссионерской деятельности различных церквей. Их религиозные традиции испытали на себе серьезное влияние ислама, христианства, политики правительства в отношении религий Факт включения народа ханты в состав Российского государства в значительной степени определил глубину и характер религиозных изменений в их среде Начало им, как известно, было положено в первой четверти XVIII в. Серия экспедиций, совершенная митрополитом Филофеем (Лещинским) в волости Объ-Иртышского бассейна, сопровождалась массовым крещением хантов и привела к накоплению источникового материала по религиозным традициям населения Сибири и религиозной ситуации в крае. В дальнейшем, политика правительства была направлена на включение народов Сибири в российское православное сообщество. Этому способствовали усиление контактов со все возраставшим численно русским населением края, христианизация, политика, проводимая русской православной церковью и государством В результате всех этих процессов религиозные традиции хантов претерпевали значительные изменения. Таким образом, можно выделить несколько ключевых проблем в рамках изучения религиозных традиций хантов 1. История хантов в структуре государства.
2. Религиозные традиции хантов.
3. Политика правительства в отношении религиозных традиций хантов.
4. Религиозные изменения у хантов.
За более чем 300-летнию историю изучения Сибири сложилась значительная историография по многим из этих проблем. Вместе с тем, следует отметить, что, как правило, они рассматривались в рамках двух основных научных направлений и традиций-угроведения/этнографии и истории, в том числе истории Сибири, истории колонизации, истории церкви и миссионерства. Каждое из этих направлений имело свои методы исследования, опиралось на свой круг источников, ставило свои задачи Поэтому представляется логичным рассмотреть историографию темы в рамках каждого из этих направлений в хронологическом порядке и оценить вклад, внесенный исследователями в разработку проблемы истории изменения религиозных традиций у хантов. Становление научного изучения религиозных традиций хантов
Становление науки всегда связано с накоплением достаточного количества репрезентативных источников Именно накопление источников по религиозным традициям хантов в XVII и XVIII вв. дало толчок началу их научного осмысления уже в XIX в. Одной из первых работ, содержащих сведения о религиозных традициях хантов в
XVII в., является описание «Татарии», составленное Николаем Корнелисзоном Витзеном. Его научные интересы были связаны с изучением языков, обычаев и нравов народов, населявших Восточную Европу. Н. Витзен происходил из богатой голландской семьи, получил прекрасное образование и, как и многие его современники, увлекался малоизвестными странами Севера и Востока. Присоединившись, как частное лицо, к голландскому посольству в 1664 г, Н Витзен попал в Россию В 1692 г на основе сведений, собранных во время пребывания в Москве, им была опубликована книга «Северная и Восточная Татария» («Татария» Н Витзена означала земли от Каспийского моря до берегов Тихого океана) Книга Н. Витзена представляла собой сборник географических, этнографических и лингвистических сведений, в том числе и этнографическое описание Западной Сибири -района расселения хантов Большая часть информации была получена Н Витзеном из устных сообщений русских, побывавших в землях хантов и из письменных источников Вместе с тем, исследователь критически относился к своему материалу и стремился исключить откровенно фантастические рассказы Первым, кто в описаниях религиозных традиций хантов использовал личные наблюдения, является, вероятно, неизвестный иностранный автор, попавший в составе 46 офицеров на службу в Тобольск в 1666 г. Рукопись XVII в, озаглавленная «Beschreibung der Reise auff Ziberien und Weiter ins Land orth und Stelle» (Описание путешествия в Сибирь и далее в различные местности Страны), была составлена в форме дневника офицером, находившемся на службе в Тобольске в течение довольно продолжительного срока.
Начало колонизации
Ко времени присоединения Сибири к Русскому государству ханты жили по среднему и нижнему течению Оби и ее притоков, а также в низовьях Иртыша и его притоков. Основными хозяйственными занятиями были рыболовство, охота, собирательство и оленеводство. Среди ремесел основное место занимала выделка шкур и замши, тканье полотна из крапивы, изготовление рогож. В хозяйстве отдельных групп хантов значительную роль играла торговля с ненцами, селькупами, русскими купцами и служилыми людьми.
Природные условия определили не только род хозяйственных занятий, но также численность населения и формы расселения людей. Жизнь в тайге - это жизнь в небольших поселках, в маленьких коллективах. Большие общности и большие селения не могли существовать, поскольку в этом случае людям приходилось бы уходить на охоту слишком далеко, а окрестных водоемов не хватило бы для обеспечения всех самым необходимым продуктом питания - рыбой. Рациональнее всего было рассеянное, редкое дисперсное расселение. На каждой крупной реке можно было встретить несколько поселений, но все они были небольшими.1
В процессе формирования этнической общности хантов значительную роль играли военные действия. Постоянные войны шли с восточной группой манси, с ненцами и энцами, что привело к вытеснению этих народов в северные районы. Целью военных походов было завоевание промысловых территорий, захват женщин, рабов и оленей, установление даннических отношений.
В условиях межплеменных и военных столкновений с ненцами, татарами и русскими формировались отдельные союзы племен - княжества, во главе которых стояли князья. Небольшие по численности и территории княжества находились в даннической зависимости от более крупных.
В основе политической организации княжеств была неограниченная власть военной аристократии, правителей различного уровня с определенным кругом прав и обязанностей. Во главе крупных княжеств стояли правители, которых русские письменные источники XVI-XVII вв. называли «большими князьями», вероятно, дословно переводя на русский язык соответствующее хантыйское наименование, не сохранившееся до наших дней. Столицей и резиденцией большого князя было укрепленное поселение, известное по русским письменным источникам как «городок». Городок обычно располагался в глубине княжеского владения, что позволяло обезопасить его от неожиданных нападений, и представлял собой крепость, в которой жили князь с семьей, его рабы и слуги. Здесь же находилось святилище, казна, запас продовольствия, оружия и доспехов для вооружения ополчения, а также основные производственные мастерские: кузнечные, оружейные и бронзолитейные. Городок-крепость застраивался большими срубными жилищами, которые связывали друг с другом деревянные мостовые. Помимо этого, внутри городка находились специальные постройки для проведения общественных мероприятий - собраний и пиров. По своему назначению городки-крепости хантов были аналогичны феодальным замкам средневековой Европы. В случае необходимости по призыву большого князя могло подняться все боеспособное население княжества. Огромна была и экономическая власть князей, они собирали подати и дань с подвластного населения. Во время таких рейдов, князья посещали наиболее чтимые святилища, осуществляли судебные разбирательства.
Религиозные традиции хантов: опыт классификации
Как было показано во второй главе, процесс этнической консолидации хантов был осложнен рядом факторов Прежде всего, этому препятствовало дисперсное расселение небольшими группами по притокам крупных рек и специфика ландшафта, на 50% состоящего из водных ресурсов, которые в летнее время препятствуют свободному передвижению на значительные расстояния вследствие заболоченности и пересыхания водных артерий Кроме того, татарское завоевание и последующее русское завоевание с установлением системы административного управления, нарушило естественный процесс складывания социальных и политических структур хантов Большая часть хантыйских княжеств угратила свою самостоятельность и позиции в качестве центров политического объединения Некоторые смогли сохранить определенное значение в качестве религиозных центров со своим набором культовых мест, куда ханты приходили в определенное время для совершения общественных молений и жертвоприношений в честь почитаемых божеств С этого времени религиозное наследие стало фактором огромной значимости в процессе этнической консолидации народа
Тесные межэтнические контакты с русским населением и коми зырянами, миссионерская деятельность русской православной церкви, политика юсударства в отношении религиозных традиций оказывали существенное влияние на религиозную жизнь хантов, что привело к значительным религиозным изменениям. Чтобы проследить эти изменения необходимо охарактеризовать феномен религиозных традиций хантов как таковой, в различных районах их проживания и в различные временные периоды. ПІЛ. Религиозные традиции хантов: опыт классификации
Религиозные традиции - объект изучения, который с трудом поддается классификации, тем не менее, для удобства исследования была использована система, предложенная профессором религиоведения университета Санта-Барбары Н Смартом.1 Описывая религиозные традиции народов мира, он выделил несколько ключевых проявлений (manifestations) религии ритуал, мифологию, доктрину, этику и социальную организацию. Вместе с тем, не все эти аспекты в равной степени представлены в религиозных традициях хантов. Трудно, например, говорить о доктрине при отсутствии развитой теологии, для появления которой необходима письменная традиция, чего у хантов не было практически до середины ХХв Кроме того, задачей данного исследования является изучение религиозных традиций в процессе их изменения на основе анализа различных типов источников в различные исторические периоды Они, в свою очередь, характеризуются тем, что, за исключением сведений, полученных в XX в., как правило, отражают только те явления, которые были замечены наблюдателями, то есть отдельные феномены Поэтому, исходя из возможностей источников, логичным представляется выявление и анализ отдельных феноменов религиозных традиций хантов в рамках, предложенных Н. Смартом «манифестаций», которые фиксировались наблюдателями на протяжении всего исследуемого периода.2 При этом доктринальную манифестацию религиозных традиций системы Н Смарта логично заменить на феномен почитания хантами многочисленных божеств и духов {лонгх на восточно-хантыйском диалекте) - «культовую манифестацию». Характеристика основных проявлений религиозных традиций дается нами на основании комплекса описаний, сделанных этнографами во время непосредственною наблюдения феномена. Культовая манифестация
Многие исследователи обращали внимание на то, что у хантов существовало представление о трехчастной вертикальной модели мира, в которой каждый из миров верхний, средний и нижний населены многочисленными духами и богами различной степени значимости3 Некоторые из них воспринимались как доброжелательные по отношению к человеку, другие нейтральные или недоброжелательные Со всеми необходимо было установить хорошие отношения, с тем, чтобы заручиться поддержкой от одних и предотвратить негативные последствия возможных действий других
Вплоть до настоящего времени ханты, ведущие традиционный образ жизни, почитают определенных духов, которые считаются их персональными покровителями. Связь между человеком и духом определяется во время специального обряда, проводимого вскоре после рождения человека, и актуализируется каждый раз, когда возникает необходимость в уточнении или коррекции характера этих отношений Каждый человек имеет одного или нескольких духов-защитников