Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие сельских учреждений культуры и повышение их роли в коммунистическом воспитании трудящихся Узбекской ССР (1965-1975 гг.) Нурмухамедова, Матлюба Хамдамовна

Развитие сельских учреждений культуры и повышение их роли в коммунистическом воспитании трудящихся Узбекской ССР (1965-1975 гг.)
<
Развитие сельских учреждений культуры и повышение их роли в коммунистическом воспитании трудящихся Узбекской ССР (1965-1975 гг.) Развитие сельских учреждений культуры и повышение их роли в коммунистическом воспитании трудящихся Узбекской ССР (1965-1975 гг.) Развитие сельских учреждений культуры и повышение их роли в коммунистическом воспитании трудящихся Узбекской ССР (1965-1975 гг.) Развитие сельских учреждений культуры и повышение их роли в коммунистическом воспитании трудящихся Узбекской ССР (1965-1975 гг.) Развитие сельских учреждений культуры и повышение их роли в коммунистическом воспитании трудящихся Узбекской ССР (1965-1975 гг.) Развитие сельских учреждений культуры и повышение их роли в коммунистическом воспитании трудящихся Узбекской ССР (1965-1975 гг.) Развитие сельских учреждений культуры и повышение их роли в коммунистическом воспитании трудящихся Узбекской ССР (1965-1975 гг.)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Нурмухамедова, Матлюба Хамдамовна. Развитие сельских учреждений культуры и повышение их роли в коммунистическом воспитании трудящихся Узбекской ССР (1965-1975 гг.) : Дис. ... канд. исторические науки : 07.00.02.- Москва 2007

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА СЕЛЕ В ГОДА ВОСЬМОЙ И ДЕВЯТОЙ ПЯТИЛЕТОК 32

1.1. Укрепление материально-технической базы сельских учреждений культуры 32

1.2. Рост кадров сельских учреждений культуры 49

ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ РОЛИ СЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ 68

П.І. Роль сельских библиотек в коммунистическом вос питании тружеников деревни 68

П.2. Роль клубных учреждений и музеев в развертыва нии политико-массовой и культурно-просветитель ной работы на селе 91

П.З. Возрастание роли художественной самодеятельности в эстетическом воспитании тружеников села 115

П.4. Участие сельских учреждений культуры в атеистической пропаганде и внедрении новых советских обрядов и ритуалов 133

П. 5. Кинообслуживание как важная форма культурно-просветительной работы на селе . 146

Заключение 157

Введение к работе

Историческими решениями ХХУІ съезда КПСС перед культурно-просветительными учреждениями, в том числе сельскими, поставлены новые ответственные задачи. В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на І98І-І985 гг. и на период 1990 г., принятых съездом, записано:

"Совершенствовать деятельность культурно-просветительных учреждений, с максимальной отдачей использовать их материальную базу, независимо от ведомственной принадлежности. Расширять сеть массовых библиотек и кяубов, повысить их роль в работе по коммунистическому воспитанию, организации самодеятельного творчества и

«т проведения досуга трудящихся" .

Как отмечалось в докладе члена Политбюро ЦК КПСС секретаря ЦК КПСС т.К.УЛерненко на июньском (1983) Пленуме ЦК КПСС "Досуг должен быть более богатым и интересным, помогать развитию дарований человека, снимать психологические нагрузки, которые несет с

р собой ритм современной жизни" .

Эти задачи вытекают из программных установок партии о том, что успешное выполнение планов дальнейшего экономического развития страны находится в тесной связи с социальным преобразованием, повышением идейно-политического уровня, совершенствованием духовной жизни советских людей.

Культурно-просветительные учреждения всей своей разнообразной деятельностью призваны максимально способствовать росту политичес-

1 Материалы ШІ съезда КПСС. М., 1982, с. 182.

^ Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии: Доклад на Пленуме ЦК КПСС. - Правда, 1983, 15 июня.

кой, социальной и трудовой активности касс, формированию у них лучших качеств строителей нового общества, беззаветной преданности делу партии, идеалам коммунизма.

На современном этапе развитого социализма резко возросла роль учреждений культуры как важных опорных пунктов партийных организаций в идеологической и политико-массовой работе. На них возложена задача разъяснять трудящимся внутреннюю и внешнюю политику КПСС, преимущества и достижения социализма, активно содействовать глубокому изучению ими теоретического наследия марксизма-ленинизма, материалов партийных съездов, пленумов и постановлений ЦК.

Культурно-просветительным учреждениям как в городе, так и на селе отводится важное место в работе по мобилизации тружеников на укрепление трудовой и общественной дисциплины, выполнение народно--хозяйственных планов. Расширилось участие кяубов, домов культуры, библиотек в экономическом образовании трудящихся, повышении их культурного уровня, пропаганде научно-технических достижений, правовых знаний, в трудовом, нравственном и эстетическом воспитании и т.д.

Культурно-просветительные учреждения города и села доходчиво разъясняют массам ленинский миролюбивый внешнеполитический курс КПСС, показывают важность дальнейшего укрепления содружества стран социализма, всех прогрессивных сил в борьбе за сохранение и упрочение дела мира, значение солидарности с международным рабочим классом, национально-освободительным движением.

Иными словами, весь комплекс мероприятий культурно-просветительных учреждении направлен на формирование политической культуры масс. Раскрывая содержание этого понятия, В.И.Ленин в речи на Всесоюзном совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования (1920г.) говорил: "Цель политической культуры,

политического образования - воспитать истых коммунистов, способных победить ложь, предрассудки и помочь трудящимся массам победить старый порядок и вести дело строительства государства..." .

На всех этапах социалистического строительства партия проявляла и проявляет неустанную заботу о том, чтобы вся разветвленная сеть клубов, домов и дворцов культуры, библиотек, музеев в городе и на селе эффективно служила делу коммунистического воспитания народа, повышению его культурного уровня, развитию талантов и дарований.

Значение и цели культурно-просветительной работы в Советском государстве четко определены в трудах В.И.Ленина, в решениях ЦК КПСС. Социально-политическую основу положений о клубах и народных библиотеках составляет ленинское учение о культурной революции, органически сочетающей политическую пропаганду, ликвидацию неграмотности и повышение культурно-технического уровня крестьянства с его кооперированием, глубоким преобразованием всей жизни деревни.

Коммунистическая партия постоянно заботилась о сельских по-литпросветучреждениях, об увеличении ассигнований на культурную работу в деревне, определяла ее формы и содержание.

В специальных резолюциях партийных съездов, пленумов и совещаний тех лет отмечалось, что клубные учреждения - это действенные центры пропаганды, развертывания социально-политической активности, массового отдыха и разумных развлечений широких масс трудящихся.

Верной опорой партии в деревне стали избы-читальни, библио-

Ленин В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов Губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920г.-- Полн.собр.соч., т.41, с.404.

теки, клубы, красные уголки и др.

В ходе осуществления ленинского плана строительства социализма была преодолена противоположность между городом и деревней и в области культуры. Это стало возможным благодаря бурному подъему производительных сил сельского хозяйства, превращению сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального на базе неуклонного роста социалистической промышленности и электрификации всей страны, совершенствования производственных отношений, развития и сближения двух форм социалистической собственности.

Коммунистическая партия целенаправленно руководит процессом социального преобразования деревни. При выработке научно обоснованной политики в области культуры она опирается на знание законов общественного развития, учитывает реальную действительность, запросы и интересы советских людей.

На современном этапе зрелого социализма все более полно раскрываются созидательные силы советского строя, созданы условия для значительного подъема материального благосостояния и всестороннего развития советских людей, обеспечивается создание всех необходимых идеологических и культурных условий для победы коммунизма.

Утверждение колхозного строя и создание государственных предприятий в лице совхозов окончательно закрепили победу общественной собственности в сельскохозяйственном производстве, открыли безграничные возможности применения достижений научно-технического прогресса в этой важной отрасли общественного производства.

В условиях развитого социализма усложнились задачи коммунистического строительства, неизмеримо возросла роль научной обоснованности мероприятий КПСС во всех сферах жизни села.'

Развитие культурно-просветительных учреждений, повышает их

роль в идейном, политическом, трудовом, нравственном и эстетическом воспитании сельских жителей.

Прогресс, охвативший все слои общества, все сферы человеческой деятельности, свидетельствует и о полнокровности культурной жизни на селе, о всесторонности духовного развития каждого сельского жителя*

В период развитого социализма рост культурного уровня трудящихся приобретает исключительное значение.

Тов. К.У.Черненко, выступая с докладом на июльском (1983) Пленуме ЦК КПСС отмечал, что: "Новый человек - это не только отдаленный идеал, но и реальность наших дней .

В настоящее время в сельской местности Узбекистана проживает свыше 62$ всего населения республики. Современный этап жизни узбекского кишлака характеризуется тем, что сельское население все более сближается с городским как в плане духовной жизни, так и по культурно-бытовым условиям. В период развитого социализма в кишлаке проявляются новые тенденции и закономерности, вызванные дальнейшим развитием научно-технического прогресса в сельскохозяйственном производстве, внедрением комплексной механизации, химизации, а также интенсификацией сельскохозяйственного производства. Все эти процессы прямо и непосредственно влияют на повышение культуры села, без чего невозможно осуществление величественных планов построения коммунистического общества.

К настоящему времени в республике осуществлена многоплановая работа, направленная на переустройство культурно-бытового облика кишлаков, на интенсификацию развития производительных сил сельс-

Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической массово-политической работы партии: Доклад на Пленуме ЦК КПСС. - Правда, 1983, 15 июня.

кохозяйственного труда в разновидность индустриального, повышение культуры сельского населения до уровня городского.

Решение этих задач стало возможным в известной мере благодаря бурному развитию сельских учреждений культуры и повышению их роли в коммунистическом воспитании трудящихся.

В развитом социалистическом обществе неуклонно возрастает роль сельских тружеников: существенно меняется их качественный состав. При этом сохраняется преемственность поколений.

Исследование этих явлений, изучение и обобщение опыта, накопленного практикой социалистического строительства в направлении подъема культуры на селе в Узбекистане в период развитого социализма имеет как внутренний, так и международный аспект.

Внутренний аспект заключается в необходимости выявления общих закономерностей, присущих всей стране и частных характерных ддя конкретно-исторической обстановки в республике в исследуемый период.

Изучение факторов, определивших развитие сельских учреждений культуры и повышение их роли в коммунистическом воспитании трудящихся послужат важным компонентом выявления фактов, изменивших духовный и культурный облик сельских тружеников кишлака в целом.

Избранная нами тема диссертационного исследования имеет большое познавательное значение. Осуществление ленинских идей культурной революции, роль в этом процессе сельских учреждений культуры, выполняющих функции коммунистического воспитания сельских тружеников Узбекистана, в прошлом не прошедших капиталистической стадии развития и достигших грандиозных достижений в период развитого социализма, станет еще одним пршлером торжества идей марксизма-ленинизма.

Международный аспект исследуемой проблемы заключается в том,

что исторический опыт народов Узбекистана, кардинально изменивший весь уклад жизни сельского труженика, поднявший на небывалую ранее высоту его общую культуру и быт являются побудительным примером для стран Востока, вставших на путь демократической и социалистической ориентации.

Рассматриваемый диссертантом отрезок времени хронологически ограничен рамками I966-1975гг. Этот период представляет для исследователя особый интерес тем, что данное время было насыщено замечательными событиями в общественной жизни страны и всего прогрессивного человечества. 50-летие Великого Октября, 100-летие со дня рождения В.И.Ленина, 50-летний юбилей создания Союза ССР, 30-летие победы советского народа в Великой Отечественной войне, 50-летие Узбекской ССР, Компартии Узбекистана - эти и другие юбилейные даты вызвали небывалый патриотический подъем трудящихся масс, сыграли огромную роль в воспитательной работе, в значительном расширении сети и качественном изменении всех учреждений культуры.

Глубокая, всесторонняя разработка положения о культурном строительстве на селе дана в решениях мартовского (1965г.) Пленума ЦК КПСС, оказавшего могучее воздействие на весь последующий экономический и сощально-культурный прогресс деревни.

Мартовский Пленум ЦК КПСС сформулировал основные направления стратегии и тактики партии в области сельского хозяйства в условиях зрелого социализма. Осуществление его решений позволило наилучшим образом использовать возросшие ресурсы страны для укрепления материальной базы сельской культуры, обеспечения ее учреждений квалифицированными кадрами. Более совершенной и содержательной становится работа культпросветучреждений на селе.

В годы восьмой и девятой пятилеток (1965-1975гг.) произошли крупные сдвиги в социально-экономическом развитии деревни, во всем

укладе жизни сельских тружеников.

Принятый на Ш Всесоюзном съезде колхозников (1965г.) примерный Устав колхоза стал законом жизни и труда советского крестьянства. В нем получили дальнейшее развитие идеи ленинского кооперативного плана, в частности проблемы культурного строительства.

Согласно Уставу, колхоз принимает меры по улучшению культурно-бытовых условий жизни колхозников и берет на себя расходы, связанные со строительством и оборудованием клубов, библиотек, других культурно-просветительных учреждений.

Прошедшее после мартовского (1965г.) Пленума ЦК КПСС десятилетие отмечено глубокими социально-экономическими преобразованиями кзбекского села, оказавшими огромное влияние на все стороны духовной жизни тружеников сельского хозяйства. Разительные перемены произошли в деятельности сельских учреждений культуры. В соответствии с новыми задачами повысилась их роль в коммунистическом воспитании, получили широкое распространение новые формы культурно--просветительной работы, все более широкие слои сельского населения охватывались художественным творчеством.

В этот период происходит дальнейший подъем жизненного уровня работников сельского хозяйства: была введена ежемесячная гарантированная оплата труда в колхозах, создана единая система пенсионного и социального страхования и т.д.

Значительно расширился круг интересов и потребностей сельчан, повысился уровень их образованности. Так, в 1970г. среди сельского населения, занятого в народном хозяйстве, на каждую 1000 человек приходилось 499 человек с высшим и средним образованием, или в 1,5 раза больше, чем в 1959г.

1 Население СССР. М., 1972, с.117.

С переводом сельскохозяйственного производства на промышленную основу значительно возросла численность производственной интеллигенции. Только за восьмую пятилетку число специалистов в

сельском хозяйстве увеличилось более чем на 300 тыс.чел.

В этот период была осуществлена обширная программа культурно-бытового и жилищного строительства на селе. В результате постоянного внимания партийных организаций, их творческой целеустремленной деятельности существенно изменилось состояние сельских культурно-просветительных учреждений. Строительство клубов ведется по типовым проектам с учетом возрастающих духовных потребностей сельских жителей, обновляется их оборудование.

Происходит упорядочение системы клубных учреждений, чему способствовали новое районирование сельских населенных мест, повышение роли районного звена в руководстве хозяйственным и культурным строительством на селе.

В I965-1975гг. происходит дальнейшая демократизация руководства и управления культурным строительством. Ленинские идеи о привлечении к управлению государством всех трудящихся и программное положение партии о необходимости и дальше развивать демократические начала находят свое воплощение в руководстве культурным строительством на селе.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС от 5 марта 1971г. "0 мерах по дальнейшему улучшению работы районных и городских Советов депутатов трудящихся" перед Советами поставлены задачи улучшить руководство учреждениями культуры, координировать и контролировать в пределах своей компетенции работу всех учрежде-

Народное хозяйство СССР. 1922-1972гг.: Юбилейный статистичео кии сборник. М., 1972, с.289.

ний культуры, независимо от их ведомственной подчиненности, сделать их подлинными центрами массово-политической и культурно-просветительной работы среди трудящихся.

Вопросы культурного обслуживания сельских тружеников, работы учреждений культуры систематически обсуждаются на сессиях Верховного Совета республики, областных и районных Советов депутатов трудящихся, на исполкомах местных Советов. В решении поставленных вопросов участвуют не только депутаты, но и широкие массы трудящихся, проявляющие огромную заинтересованность в развитии культуры на селе;

Вместе с расширением сети учреждений культуры росла и сеть общественных организаций, действующих при этих учреждениях. Это Советы домов культуры и клубов, Советы библиотек, парков, краеведческих музееВ и т.д.

В 70-е годы наряду с дальнейшим укреплением материально--технической базы происходит неустанный поиск новых путей и форм культурного обслуживания сельского населения. Широкое распространение получают народные театры, массовая самодеятельность, техническое изобретательство и другие виды народного творчества. Широкий размах получает творческая деятельность масс во всех областях культуры, как подчеркивается в Программе КПСС, "развитие и обогащение художественной сокровищницы общества достигается на основе сочетания массовой художественной самодеятельности и профессионального искусства1.

Под воздействием научно-технического прогресса у сельских тружеников появилось значительно больше свободного времени, чем прежде. Сельский житель по использованию свободного времени все

1 Программа Коммунистической партии Советского Союза. *М., 1976,

более приближается к уровню горожанина. У селян появляется больше возможностей даю учебы и повышения квалификации, активного участия в общественной жизни, посещения кино, клубов, музеев, выставок; участия в художественной самодеятельности.

"Свободное время, - отмечалось на ХУ съезде профсоюзов, - может считаться действительно общественным богатством, когда оно используется в интересах всестороннего развития человека, его способностей"1.

Все это неуклонно расширяет сферу влияния культурно-просветительной работы, улучшение зрелищного обслуживания населения;

Дальнейшее развитие общественных начал в работе органов и учреждений культуры на селе - одна из важных проблем совершенствования и демократизации управления. Исключительная роль в этом принадлежит также профсоюзным, комсомольским и другим организациям.

Развитие общественных начал в работе культурно-просветительных учреждений свидетельствует о широкой тяге трудящихся к культуре и искусству и о тех богатейших возможностях, которые предоставляет советский общественный строй для удовлетворения возрастающих духовных запросов народа.

Таким образом, в указанный период в деятельности сельских кзщьтпросветучреждений происходят глубокие количественные и качественные изменения; они стали располагать более широким арсеналом средств идейного и культурного воздействия на людей, повысилась их роль в формировании нового человека, утверждении норм социалистического образа жизни.

Материалы ХУ съезда профессиональных союзов СССР. М., 1972,с.13.

Разработанность темы исследования.

Вопросы культурного строительства в СССР, в том числе на селе, всегда привлекали пристальное внимание ученых-обществоведов.

В основе всех работ советских историков лежат труды основоположников научного коммунизма и, прежде всего, В.И.Ленина.

Основные принципы организации и управления клубным делом наиболее полно изложены В.И.Лениным в речах на I Всероссийском съезде работников просвещения и социалистической культуры (31 июля 1919г.), Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования (3 ноября 1920г.), на Ш Всероссийском съезде РКСМ (2 октября 1920г.) "Задачи союзов молодежи", в докладе на П Всероссийском съезде политпросветов (17 октября 1921г.) "Новая экономическая политика и задачи политпросветов", в проекте резолюции "0 пролетарской культуре", в статье "0 кооперации"1.

В этих выступлениях В;И.Ленин раскрыл сущность и характер деятельности учреждений культуры, подчеркивая необходимость общего руководства культурно-просветительными учреждениями со стороны Коммунистической партии, государственный характер управления ими, демократизм, тесную связь с политическими и социально-экономическими задачами.

Известно, что деятельность Глашолитпросвета Наркомпроса РСФСР была предметом постоянного внимания Владимира Ильича.

^ Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде работников просвещения и социалистической культуры 31 июля 1919г. - Пдлн.собр.соч., т.39, СІЗІ; Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. - Там же, т.41, с.298. Ленин В.И. 0 пролетарской культуре. - Там же, с.336. Ленин В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов Губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920. - Там же, с.398; Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов. - Там же, т.44, с.155; Ленин В.И. 0 кооперации. - Там же, т.45, с.369.

"Те, кто работал раньше в Политпросвете,- писала Н.К.Крупская, - знают, какое громадное внимание уделял Ленин вопросам политпрос-ветработы. Владимир Ильич интересовался всем, что касается этой работы: и библиотечным делом, и ликвидацией неграмотности, и распространением газет в широких массах и т.д. Он интересовался этим настолько, что не только выступал на больших собраниях, но и иногда приходил на небольшие совещания, раза два приходил на совещание политпросветов по текущим вопросам, вызывал постоянно к себе ра-ботников-политпросветчиков"1.

Главным в программных указаниях В.И.Ленина по вопросам культурно-просветительной работы, культурного строительства является неуклонное следование принципам партийности. В.И.Ленин во многих своих статьях и выступлениях обосновал и развил принципы комлщгнис-тической партийности, идеи необходимости партийного руководства и руководящей роли партии в культурном строительстве.

"В партийной работе, - говорил В.И.Ленин, мы выработали свои навыки широкого воздействия на массы, но их нужно соединить с ме-тодами культурно-просветительными... . В этом Ленин видел важнейшее условие повышения действенности, проводимой в массах разъяснительной работы.

В.И.Ленин неоднократно подчеркивал, что культурно-просветительная работа как неотъемлемая составная часть идеологической деятельности Коммунистической партии носит строго классовый, глубоко партийный характер и служит делу завоевания рабочим классом господствующего положения в обществе, его победе в борьбе против

1 Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т.7. М., 1958, с.593.

Ленин В.И. Речь на совещании заведующих внешкольными подотделами губернских отделов народного образования 24 января 1919г. Поли.собр.соч., т.37, с.463-464.

эксплуататорских классов. "В Советской рабоче-крестьянской республике вся постановка дела просвещения, как в политико-просветительной области вообще, так и специально в области искусства, - указывал В.И.Ленин, - должна быть проникнута духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры, т.е. за свержение буржуазии, за уничтожение классов, за устранение всякой эксплуатации человека человеком" .

В первые годы Советской власти культурно-просветительные учреждения видели свою главную задачу в том, чтобы всемерно способствовать делу ликвидации неграмотности - важнейшего условия всех культурных преобразований как в городе, так и на селе. Особенно остро стоял вопрос о ликвидации неграмотности сельского населения, составлявшего большинство населения страны. Приобщение крестьян к грамотности В.И.Ленин связывал с их политическим воспитанием,формированием у них научного мировоззрения. Таким образом, в процессе обучения грамоте, политического воспитания и культурного просвещения сельского населения необходимо было решить задачу формирования социалистического сознания у крестьян, вовлечения их в активную общественную жизнь.

В.И.Ленин отмечал, что культурно-просветительная работа среди крестьянства призвана была подготовить его к социальному преобразованию сельского хозяйства, к кооперированию. "...Условие полного кооперирования крестьянства включает в себя такую культурность крестьянства (именно крестьянства, как громадной массы), -писал Ленин, - что это полное кооперирование невозможно без целей культурной революции"*.

Теоретические и практические аспекты культурно-просветитель-

1 Ленин В.И. О пролетарской культуре. - Поли.собр.соч., т.41,с.336.

2 Ленин В.И. О кооперации. - Поли.собр.соч., т.45, с.376.

ной работы как неотъемлемой части осуществления культурной революции разрабатывались в трудах видных партийных и государственных деятелей - Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, М.И.Калинина, А.С.Бубнова и др. Их усилиями создана обширная лирература, в которой всесторонне рассматриваются различные аспекты ленинской культурной революции, практическая деятельность КПСС по ее осуществлению и даль-нейшему развитию . Среди множества работ на эту тему следует отметить труды М.П.Кима, И.С.Смирнова, Г.Г.Карпова, В.В.Горбунова,

А.И.Арнольдова, П.И.Кабанова, В.В.Украинцева и др. , а также ряд

коллективных исследований .

Крупская Н.К. О культурно-просветительной работе: Избранные статьи и речи. М.,1957; Ее же. Вопросы коммунистического воспитания мо-лодежи.М.,1959; Луначарский А.В. О народном образовании. Его же, М.,1958. Ленин и народное образование.М.,1960; Его же. Неизданные материалы.М.,1970: Калинин М.И. Вопросы советского строительства: Статьи и речи (І9І9-І946гг.).М., 1958: 0 некоторых вопросах агитации и пропаганды.М.,1958; Бубнов А.С. Статьи и речи о народном образовании. М.,1959.

Андреева М. Коммунистическая партия - организатор культурно-просветительной работы в СССР (I9I7-I933).М.,1963; Его же. Кабанов П.И. Очерки культурно-просветительной работы в СССР в послевоенные годы (194ъ-1953). 1С, 1953: Гусев Д.И. История культурно-просветительной работы в СССР.М.,1967: Савченко A.M. История куль-турно-просветитедьной работы в СССР.М., 1970; Мазурицкии М.П. История культурно-просветительной работы в СССР.М.,1971; Культурно--просветительная работа в СССР.М., 1974.

Ким М.П Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР.М.,1955; Его же. 40 лет советской культуры.М.,1957; Его же. Коммунизм и культура.М.,1961; Смирнов И.С. Ленин и советская культура.М.,1960:Карпов Г.Г. О советской культуре и культурной революции в СССР.М.,1954; Его же. Партия и культурная революция в СССР.М.,1957; Ленин о культурной революпии.М.,1970; Горбунов В.В. Ленин и социалистическая культура (Ленинская концепция формирования социалистической культуры).!., 1972; Арнольдов А.И. Культура и современность.М.,1973; Его же. Культура развитого социализма. М..1975: Кабанов П.И. История культурной революции в СССР. М., 1971; Украинцев В.В. КПСС - организатор культурного строительства в период развитого социализма. М.,1975.

4 Культурная революция в СССР. І9І7-І965гг.М.,І967; Его же. КПСС во главе культурной революции в СССР. М.,1972; Партия и социалистическая культура.М.,1972; Актуальные вопросы культурного строительства в период развитого социализма. М.,1977.

Имеется немало трудов, посвященных проблемам культурно-просветительской деятельности партии и государства.

Советскими историками созданы специальные труды по истории культурно-просветительной работы в СССР, Большой интерес представляют работы авторов из отдельных союзных республик1.

В последние годы опубликовано большое количество работ, в которых рассматриваются вопросы деятельности культурно-просветительных учреждений на современном этапе развитого социализма, их роль и место в системе идеологической, политико-воспитательной работы, в духовной жизни советских лвдей2;

Особый интерес для нас имеют работы, в которых разрабатываются проблемы культурного переустройства села, преодоления противоположности и существенных различий между городом и деревней в области культуры на современном этапе зрелого социализма0.

Юсупов СЮ. Очерки истории культурно-просветительной работы в -Советском Киргизстане (Ї9І8-І965). Фрунзе,1965. %кеаков С.А; Клубные и библиотечные учреждения Бурятской АССР.Улан-Уде,19ь1; Канапин А^К. Новые формы культурно-просветительной работы. Алма-Ата, 1963; Куватов А. Культурно-просветительная работа на современном этапе. Душанбе,1973: Бердиев Ш. Культурно-просветительная работа в Узбекской ССР. Т., 1982 и др.

Беляков С і А., Петрова З.А* Роль и место клубных учреждений в системе культурно-просветительной работы в СССР. М., 1972; Основные направления развития культурно-просветительных учреждений. М.,1974; Вопросы теории и практики культурно-просветительной работы. Сборник трудовй МТЖ.Вып.1,М.,1974; Красильников Ю.Д. Учреждения культуры - опорные базы партийных комитетов.М.,1974; Его же. Партийное руководство учреждениями культуры.М.,1979; ХХ7 съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи.М.,1976 и др.

Кудрина Т.А. Культурная среда советской деревни и развитие творческой деятельности. - В кн.: Проблемы теории культуры. М.,1977; Культурные комплексы; М.,1978; Сдобнов СИ. Советская деревня на пути социального прогресса.М.Д974; Социальные проблемы культуры современного села; - Труды НИИ культуры, 1974, т. 16, выл* I; Староверов В.И, Советская деревня на этапе развитого социализма. М.,І97І; ІСуровский М;Б. О месте культурного сближения города и деревни в становлении социальных отношений коммунизма.-В кн.: Проблемы теории культуры. М;, 1977; КПСС и культурное преобразование села. М., 1982.

Во многих вышедших трудах в той или иной мере показана руководящая роль партийных организаций колхозов и совхозов в усилении идейно-политической, всей культурно-просветительной работы, раскрывается вклад сельских учреждений культуры в решении производственных задач, совершенствовании духовной жизни советского крестьянства.

Зшетный вклад в разработку проблем культурного строительства и духовной жизни трудящихся внесли ученые-обществоведы Узбекистана, В трудах историков, философов, искусствоведов и других раскрывается огромная организаторская деятельность партии по осуществлению ленинской культурной революции в Узбекистане, развертыванию партийной-массовой и культурно-просветительной работы, созданию разветвленной сети учреждений культуры в городе и на селе.

Большое место в освещении истории культурного строительства в республике отведено в коллективных трудах - "История Узбекской ССР", т.Ш и ІУ. "Очерки истории Коммунистической партии Узбекистана", "Торжество ленинских идей культурной революции в Узбекистане"1",

В этих работах на большом фактическом материале показана деятельность Компартии Узбекистана по осуществлению в республике культурной революции, утверждению во всех сферах духовной жизни общества социалистической идеологии, ликвидации неграмотности, организации и развитию народного образования, подготовке кадров национальной интеллигенции, затрагиваются вопросы культурно-просветительной работы на селе. Следует, однако, отметить, что последняя проблема в этих трудах не получила достаточно полного освещения.

В работах Ш.Р.Рашидова, С.Шермухамедова, Э.Юсупова, Р.Х,Ами-

1 История Узбекской ССР в 4-х т.т.Ш, т.ІУ, Ташкент,1967,1968; Т.,; Очерки истории Коммунистической партии Узбекистана. Т., 1974; Торжество ленинских идей культурной революции в Узбекистане, Т,, 1970.

новой, Р.А.Нуруллина, Х.її.їїулатова, Н.Т.Гаибова, А.Валиева, К.А. Акилова и других рассматриваются различные аспекты культурных преобразований в Узбекистане, сближения и взаимообогащения национальных культур, стирания существенных различий между городом и деревней в области культуры и т.д.

Особый интерес для нас представляют труды по проблемам культуры узбекского села и духовной жизни тружеников сельского хозяй-ста респуйшки2.

Философское осмысление этих проблем мы находим в коллективной монографии, подготовленной Институтом философии и права им.И.М.Му-минова "Іфльтура села Узбекистана в условиях развитого социализма".

В этой работе раскрываются закономерности развития культуры и культуры быта сельских тружеников, влияние различных факторов на изменение культурного облика современного села Узбекистана. Однако в ней не показана деятельность сельских культурно-просветительных учреждений, ничего не говорится об их роли и значении в повышении

Рашидов Ш.Р. Т.оржество ленинской национальной политики. Т., 1974; Его же. Язык дружбы, братства и сотрудничества. Т., 1979; Еро же. Советский Узбекистан, м. ,1982; Шермухамедов С. Расцвет и сближение национальных культур народов СССР, м.,1974; Юсупов Э. Общее и особенное в уничтожении противоположностей между городом и деревней. Т;",1974; Аминова Р.Х., Нуруллин Р.А. Т0ржество ленинской национальной политики. Т. ,1973: їїулатов Х.П. Коммунизм, государство, культура личности. Т. ,1971; Гаибов Н.Г. С0циализм и национальные культуры. Т., 1974; Валиев А.К. Расцвет культурі в Узбекистане. Т ,1974; Его же. Октябрь, культура, интеллигенция. Т., 1977; Акилов К.А. Социалистическая культура Узбекистана в период между ХХШ и ХХІУ съездами КПСС. - Общественные науки в Узбекиста-не/1971, № 9, и др.

Рашидов Ш.Р. Коммунистическое воспитание и вопросы повышения культуры сельского быта. Т.,1975: Ибрагимов Р. Культура села -дело комсомола. Т., 1968; Его же. Расцвет культуры узбекского села. Т.,1974; Джуманиязов Р. Повышение культуры быта села в условиях развитого социализма. Т., 1974; Культура села Узбекистана в условиях развитого социализма. Т ,1977; эштухтаров X. Культура села Узбекистана, Т.,1977.

культурного уровня крестьянства,

Б отдельных трудах, посвященных деятельности партийной организации республики по коммунистическому воспитанию трудящихся, опыт работы сельских учреждений культуры рассматривается лишь в общих чертах как одно из средств идеологической работы среди насе-ленш, духовного развития тружеников полей1.

В содержательном труде Р.Джуманиязова обобщется опыт работы партийной организации, в частности Хорезмской области, по повышению культуры быта сельских тружеников в условиях развитого социализма. В работе приводятся интересные фактические данные о деятельности сельских учреждений культуры2.

Наиболее капитальным исследованием в области истории и практики культурно-просветительной работы в Узбекской ССР является pa's

бота Ш.Бердиева .

В ней на значительном фактическом материале обобщется опыт культурно-просветительной работы в республике за период I9I9-I977 гг. Показана возрастающая роль культпросветучреждений в идейно-политической и культурно-воспитательной деятельности партии и государства по формированию коммунистического мировоззрения, советского патриотизма и социалистического интернационализма, трудовому, нравственному и эстетическому воспитанию советских людей. Рассматриваются различные формы и методы работы учреждений культпросвета.

Однако автор не останавливается спеициально на работе сельских
т

х Салямов III. Деятельность Компартии Узбекистана по коммунистическому воспитанию трудящихся. Т., 1968'; Юн А;Д, Деятельность Компартии Узбекистана по дальнейшему развитию культуры.1 Т., 1970; Искандеров М. Идеологическая работа Компартии Узбекистана на современном этапе. Т.,1971; Шек Л.К. деятельность Компартии Узбекистана по интернациональному воспитанию трудящихся в период строительства коммунизма. Т ,1973; Урунов С Партийное руководства социальным развитием села (на примере Узбекистана). Т#,1979.

2 Джуманиязов Р. Повышение культуры быта села в условиях развитого
социализма. (Из опыта парт.организаций Узбекистана.1960-1973гг.)
Т.,1974.

3 Бердиев Шв Культурно-просветительная работа в Узбекской ССР. Таш
кент, 1982.

клубов и домов культуры - эта сторона проблемы осталась вне рамок исследования,'

Вопросам развития духовной жизни тружеников узбекского села на современном этапе и участия в этом процессе учреждений культуры посвящена книга Ш.Эштухтарова . В ней автор выдвигает ряд проблем,

. о о

направленных на дальнейший подъем культуры села, повышение эффективности форм и методов культурно-просветительной работы. Многие из выдвигаемых автором предложений по улучшению работы сельских библиотек, обеспечению дифференцированного подхода к работе с населением руководителей клубов и домов культуры и др. заслуживают внимания и одобрения. Вся работа Х.Эштухтарова написана в проблемно-постановочном плане и в основном на материалах 1975-1976гг. Между тем исследование и обобщение работы сельских учреждений культуры хотя бы за 10 лет позволяют проследить динамику изменения характера этой работы, который менялся вместе с сощальными и экономическими преобразованиями в жизни узбекского кишлака, выявить качественный и количественный рост культурно-просветительных учреждений на селе.

Отдельным участкам культурно-просветительной работы в Узбекистане - библиотекам, музеям, внедрению новых традиций и др. - посвящен ряд специальных исследований^. Однако их авторы уделяли недостаточное внимание-деятельности культпросветучреждений на селе, их влиянию на идейно-политическое воспитание масс, подъем культуры сельских тружеников.

1 Эштухтаров X. Культура села Узбекистана. Т., 1977.

2 Наджимов Г.Н. Отношение марксизма-ленинизма к народным традициям.
Tt,I965; Касымова А.Г. Библиотечное дело в Узбекистане. Т#,1968,

Ее же. История библиотечного дела в Узбекистане. Т..,1977; Аслет-динова Х.Ю. Культурно-просветительные учреждения и коммунистическое воспитание, т.,1969.

Историографический обзор имеющейся литературы по избранной теме позволяет сделать вывод о том, что советские историки внесли определенный вкяад в ее разработку1, Однако тема данной диссертационной работы в качестве специального предмета исследования еще не стала объектом изучения историков. Это обстоятельство, а также актуальность темы и явились побудительными причинами нашего обращения к ее разработке;

Здесь уместно отметить, что история советских кудьтпросветуч-реждений остается пока малоразработанной темой исторической науки. Мы полностью согласны с мнением Л.М,Зак, что изучение деятельности культпросветучреждений на современном этапе - одна из актуальных задач историков советской культуры1.

Целью диссертации является изучение и обобщение истории развития сельских учреждений культуры и повышения их роли в коммунистическом воспитании трудящихся в Узбекской ССР в период 1965-1975гг.

Б соответствии с поставленной целью в работе намечены следующие конкретные задачи:

показать процесс укрепления материально-технической базы сельских учреждений культуры;

проследить рост кадров сельских учреждений культуры;

раскрыть роль сельских библиотек в коммунистическом воспитании тружеников деревни;

проанализировать роль клубных учреждений и музеев в развертывании политико-массовой и культурно-просветительной работы на селе;

осветить возрастание роли художественной самодеятельности в

Зак Л.М. История изучения советской культуры. М,, 1981, с,134.

эстетическом воспитании тружеников села;

выявить участие сельских учреждений культуры в атеистической пропаганде и внедрении новых советских обрядов и ритуалов;

показать кинообслуживание, как важную форму культурно-просветительной работы на селе.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые в исторической науке Узбекистана и Среднеазиатских республик предпринята попытка на основе ленинских трудов, важнейших решений Коммунистической партии и Советского правительства по вопросам дальнейшего развития культуры, подъема культуры на селе, идеологическим вопросам, выступлений, докладов и речей руководящих деятелей партии и государства, документальных материалов, специальной литературы, проанализировать деятельность сельских учреждений культуры по коммунистическому воспитанию тружеников сельского хозяйства республики в один из знаменательных периодов в жизни советской деревни - I965-I975гг.

До сих пор по этому вопросу специально не было проведено диссертационное исследование. Различные аспекты темы были лишь частично, попутно к основному объекту исследования, затронуты в трудах историков, занимающихся историей культурной революции и аграрной политики.

Впервые в исторической науке предпринято комплексное рассмотрение истории развития сельских учреждений культуры и повышения их роли в коммунистическом воспитании трудящихся республики: показана роль Коммунистической партии по руководству деятельностью сельских учреждений культуры как важнейших опорных пунктов идеологической и культурно-просветительной работы среди сельского населения; помощь партийных, общественных организаций в укреплении материальной базы культпросветучреждений и подготовке кадров культпросветработников;

роль сельских культпросветучреждений в пропаганде политических, экономических и сельскохозяйственных знаний, в трудовом воспитании, формировании лучших черт советского человека - патриотизма и социалистического интернационализма; работа сельских учреждений культуры по пропаганде и внедрению в быт сельских тружеников новых обычаев и ритуалов, по развитию художественного самодеятельного творчества масс, их нравственному и эстетическому воспитанию.

В научный оборот введен ряд новых документов и материалов, почерпнутых из архивохранилищ республики и данные статистических обзоров.

Материалы диссертации значительно углубляют освещение истории культурной революции и ее частного аспекта - развития сельских учреждений культуры и повышения их роли в коммунистическом воспитании трудящихся Узбекистана в период I965-I975гг.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что ее содерясание может способствовать выработке практических рекомендаций по улучшению всего комплекса работ по развитию сельских учреждений культуры и повышению их роли в коммунистическом воспитании трудящихся Узбекистана.

Материалы диссертации явились исходной базой для написания ряда научных статей. Основные теоретические положения диссертации и фактический материал, отображенный и критически осмысленный автором могут быть использованы при создании сводного обобщающего труда, посвященного развитию сельских учреждений культуры и их влиянию на коммунистическое воспитание трудящихся.

Содержащиеся в ней материалы могут быть использованы преподавателями Института культуры, общественных кафедр вузов, культпрос-ветучилищ; читающими лекции по истории культпросветработы в Узбекской CCPf а также на практических занятиях со студентами, слушате-

лями курсов по повышению квалификации руководителей сельских клубов, домов культуры и библиотек.

Теоретической и методологической основой исследования послужили произведения классиков марксизма-ленинизма, решения ХХШ-ХХУІ съездов КПСС» Пленумов ЦК КПСС, ШІ-ХХ съездов Компартии Узбекистана, постановления партии и правительства по вопросам сопиально--экономического развития села, подъему культуры быта сельских тружеников, и прежде всего труды В. И Ленина. В трудах В.И.Ленина содержатся ценнейшие указания по вопросам культурной революции, преобразующей жизнь деревни, вопросам коммунистического воспитания молодежи, о роли и социальной значимости сельского труженика, просвещения широких масс деревни, подъеме их культурного уровня, значение развития сельских учреждений культуры и др. Так, например, в работе "Аграрный вопрос и критики Маркса" В.И.Ленин проводил мысль

0 том, что технический прогресс в условиях социалистического обще
ства сделает доступными для всего народа достижения цивилизации,
науки и искусства, уничтожит отчужденность от культуры миллионов
деревенского населения1.

Гениальное предвидение вождя полностью оправдывается в наши дни.

Методологическое значение для решения задач диссертации имеют статьи, речи, доклады Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В.Андропова, в которых отражены итоги героического труда советского народа в деле социалистического строительства, в том числе в преобразовании сельскохозяйственного производства.

Использованы материалы и решения съездов и пленумов ЦК КПСС,а

1 Ленин В.И. Уничтожение противоположности между городом и дерев
ней. Частные вопросы, поднятые "критиками". - Поли.собр.соч.,т.5,
c;I50-I5I.

также Компартии Узбекистана, в которых конкретизированы и определены задачи по развитию сельских учреждений культурі и повышению их роли в коммунистическом воспитании трудящихся;

Так, ХП съезд РКП(б) подчеркнул важность задачи объединения вокруг изб-читален всех культурных сил деревни, указав, что "вся политико-воспитательная работа изб-читален должна быть также тесно связана с вопросами сельскохозяйственного производства и с повседневными нуждами крестьянина, как работа клуба в городе - с вопроса-

ми производства и повседневными нуждами рабочего фабрики, завода" .

ХШ съезд партии призвал открыть в каждой волости библиотеку и избу-читальню, превратить клубные учреждения в опорные пункты по коммунистическому воспитанию. На первый план содержания клубной работы, подчеркнул съезд, должны быть выдвинуты "пропаганда и разъяснение основных задач, стоящих перед партией, государством и профсоюзами в области хозяйственного, государственного и профессионального строительства, тактики партии и политики Советской власти на

основах ленинизма"*.

Таким образом, Коммунистическая партия, опираясь на прочный теоретический фундамент, разработанный В;И.Лениным, на первый план деятельности культурно-просветительных учреждений выдвигала проведение широкой политической агитации и пропаганды, подчиненной практическим задачам Советской власти и построенной "на политичес-ком опыте хозяйственного строительства.

Однако при этом партия требовала умелого сочетания политико-

х КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК,

Изд.8-е, т.1, М.,1970, с.647. о

КПСС в резолюциях...,т.I, с.732.

Ленин В.И. Речь на Всероссийском совещании политпросветов іуберн-ских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920г. Поли.собр.соч., т.41, с.407

-просветительных мероприятий с организацией культурного отдыха трудящихся, їак, ХІУ съезд партии (декабрь 1925г.) записал: "Сама клубная работа должна быть максимально разносторонней, дабы сочетать в себе удовлетворение потребностей своих членов в отдыхе и

здоровом развлечении с политико-просветительными и воспитательны-„т

ми задачами" .

ХУ партийная конференция (октябрь-ноябрь 1926г.) подвергла резкой критике недооценку использования культурно-просветительных учреждений как средства организации отдыха трудящихся. Партия осудила наметившиеся тенденции использования клуба только для политико-просветительных задач, в результате чего из клуба вытеснялись все виды развлечения и отдыха (танцы, драмкружки, хоры, музыка и пр.). Подобные уклоны сужали размах культработы, не учитывали готовой уклад, индивидуальные и возрастные особенности и запросы рабочих и сельчан.

Значительный вклад в культурное строительство, развитие культурно-просветительной работы на селе внесли решения ХУ съезда ВКП(б), вошедшего в историю как съезд коллективизации. Съезд подчеркнул, что коллективизация создаст "благоприятную базу для общего подъема культурной жизни деревни, роста просветительной и культурной работы, распространения агрономических и технических знаний среди массы сельского населения" .

Вопросы культурного преобразования деревни, в частности повышения роли сельских учреждений культуры, получили отражение в решениях ХХШ-ХХУІ съездов КПСС.

В частности, ХХШ съезд КПСС указал, что недостаточное внима-

КПСС в резолюциях..., т.12, с.103 2 КПСС в резолюциях..., т.4, с.46.

ниє к расширению сети очагов культуры на селе отрицательно сказалось на развитии производительных сил сельского производства. Поэтому съезд подчеркнул, что работу по улучшению политического образования сельских тружеников, воспитанию их в духе коммунизма следует вести широким фронтом. Забота о расширении материальной базы культуры должна быть делом всей партии, всех ее организаций, Советов, профсоюзов, комсомола, всех коллективов трудящихся города и деревни^.

В документах КПСС этого периода получили дальнейшее развитие ленинские идеи о сближении города и деревни. В них связаны воедино перспективы развития сельскохозяйственного производства, совершенствование общественных отношений, приближения культурно-бытовых условий жизни сельских тружеников к городским'.

Новые изменения были закреплены в указах Президиума Верховного Совета СССР "Об основных правах и обязанностях сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся" (1968г.), "Об основных правах и обязанностях районных Советов депутатов трудящихся" (1971г.), постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об упорядочении

Г)

строительства на селе" (1968г.) .

Формирование системы культпросветучреждений в сельской местности отражало закономерный процесс переустройства сел и деревень в связи с глубокими социально-экономическими и научно-техническими преобразованиями в колхозах и совхозах. Эти преобразования стали возможны благодаря тому, что задачи развития производительных сил сельского хозяйства решались в тесной связи с задачами социальными, культурно-воспитательными.

Материалы Ш съехда КПСС. М#, 1966, с.194.

Решения партии и правительства по сельскому хозяйству (1965 -1974гг.). М., 1975, с.257,279,546.

Наряду с мерами по созданию современной материально-технической базы сельского хозяйства и ликвидации различий между городом и деревней, ХХІУ съезд партии поставил задачу дальнейшего совершенствования системы культурного обслуживания населения, создания домов культуры в районных центрах и культурно-просветительных учреждений во всех крупных населенных пунктах .

Важная роль в работе общественных Советов принадлежит сельской интеллигенции. В решениях ХХУ съезда КПСС, постановлениях ЦК КПСС "О работе по подбору и воспитанию идеологических кадров в партийной организации Белоруссии" (1974г.), "О работе Алтайского крайкома КПСС по повышению роли специалистов в развитии колхозного и совхозного производства" (1972г.) особо подчеркивается значение специалистов народного хозяйства, работников идеологического фронта как проводников научно-технического прогресса, современной культуры и знаний, воспитателей широких масс трудящихся.'

Основными источниками для исследования явились документальные материалы, извлеченные из центральных, местных, государственных и ведомственных архивов, в том числе, текущих - Министерства культуры УзССР, Узсовпрофа, областных отделов культуры.

Разнообразный фактический материал о работе сельских учреждений культуры первых лет исследуемого периода содержится в ЦТА УзССР, ф.2487 (Управление культурно-просветительных учреждений Министерства культуры УзССР)';

Много ценных сведений о проведении различных мероприятий, смотров, конкурсов, культурном обслуживании населения кишлаков и сел, о подготовке кадров культпросветработников и др. были почерп-

Материалы ХХІУ съезда КПСС. М., 1971, с.278.

нуты из ф.2344 (Узсовпроф).

В освещении шефской помощи деятелей культуры и искусства сельским культпросветучреждениям большую пользу принесли материалы, хранящиеся в ф.2124 (Республиканский комитет работников культуры). Статистические данные о росте сети сельских культпросветучрежде-ний содержатся в ф.1619 (Статистическое управление при СМ УзССР). Материалы о кинообслуживании сельского населения, работе стационарных киноустановок в клубах и домах культуры, а также о работе кинопередвижек на полевых станах почерпнуты из ф.2343 (Госкомитет по кинематографии СМ УзССР). В ф.2344 (Правление общества "Знание" УзССР) обнаружены материалы о лекционной пропаганде на селе, работе выездных лекторских групп, тематике лекций и т.д. В ф;2607 Республиканского Дома народного творчества хранятся данные о результатам смотров, конкурсов сельских культпросветучреждений; здесь же хранятся методические пособия, рекомендации, тексты различных разработок и т.д.

Автором использованы материалы центральной и республиканской периодической печати, соответствующие сборники, документы, а также общая литература по исследуемой теме.

В работе автор использовал материалы социологического исследования, проведенного преподавателями и студентами кафедры культ-просветработы Ташкентского института культуры в 1978/79 учебном году.

Все это позволило губже и полнее осветить деятельность сельских учреждений культуры республики в изучаемый период.

Укрепление материально-технической базы сельских учреждений культуры

Мартовский (1965г.) Пленум ЦК КПСС, разработавший комплексную научно обоснованную аграрную политику, положил начало новому этапу в развитии производительных сил деревни.

Компартия Узбекистана, творчески следуя курсу, намеченному мартовским пленумом, осуществила широкие мероприятия по укреплению технической базы сельскохозяйственного производства на основе ускорения научно-технического прогресса.

Широкое применение механизации, химизации, мелиорации, новейших достижений агротехнической науки постепенно способствует превращению сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального, ведет к росту производительности труда, увеличению общественного производства, укреплению экономики колхозов и совхозов, повышению производства и благосостояния тружеников села.

Наряду с глубокими преобразованиями в технико-экономической базе сельского хозяйства происходят существенные изменения в социальной жизни села - растет культурный уровень работников сельского хозяйства, улучшаются условия их труда и быта. На ХХІУ съезде КПСС, в частности, отмечалось: "Без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как невозможен он и без соответствующей материально-технической базы" .

За годы восьмой и девятой пятилеток благодаря огромной организаторской деятельности Компартии Узбекистана, самоотверженному ТРУДУ колхозников, рабочих совхозов, всех тружеников республики в сельском хозяйстве Узбекистана произошли значительные количественные и качественные изменения.

За период I965-1975гг. общая сумма капитальных вложений в сельское хозяйство республики выросли с 4f8 млрд.руб. до 8,2 млрд. руб., или в 2,7 раза1.

Основные производственные фонды отрасли возросли почти в 2 раза и к конпу 1975г. составили 5,8 млрд.руб. Значительно выросли энергетические мощности сельского хозяйства и энерговооруженность труда колхозов и совхозов.

Быстрый рост промышленного производства позволял ежегодно направлять в сельское хозяйство значительное количество машин и механизмов. За годы восьмой и девятой пятилеток парк тракторов колхозов и совхозов увеличился с 89,9 тыс. до 147,6 тыс . , хлопкоуборочных машин - с 21,6 тыс. до 28,5 тыс., зерноуборочных комбайнов - с 4,7 тыс. до 6,8 тыс., грузовых автомобилей - с 28,9 тыс. до 46,1 тыс.3

Многие производственные процессы в сельском хозяйстве велись с помощью новой высокоэффективной техники и технологии.

Применение системы машин, отличающихся высокими техническими показателями, позволило внедрить в хлопководство - ведущую отрасль экономики республики - новейшие достижения агротехнической науки, обеспечивающие рост урожайности и увеличение валовых сборов хлопчатника. Так, за исследуемый период колхозы и совхозы республики увеличили производство хлопка-сырца с 3 млн.746,1 тыс,т. в 1965г. до 5 жн.13,3 тыс.т. в 1975г. Урожайность хлопчатника выросла с 24,2 н/га до 28,3 ц/га2. Производительность труда в сельском хозяйстве повысилась за этот период на 13$.

Механизация наиболее трудоемкого процесса в хлопководстве - уборки урожая - позволила значительно сократить ручной труд. В

1975г. почти 50$ урожая было собрано машинами, а в отдельных областях и районах - до 60-70$.

Труженики полей Узбекистана добились значительных успехов в производстве не только хлопчатника, но и других сельскохозяйственных культур. Так, за 10 лет (1965-1975гг.) производство риса возросло в 2,5 раза, кукурузы - в 9 раз, картофеля - в 1,4 раза, овощей - более чем в 3 раза, винограда - в 3 раза и т.д.

Одним из важнейших условий решения социальных задач села является электрификация сельскохозяйственного труда. Общее потребление электроэнергии сельским хозяйством республики выросло с 869,8 млн.кВт.ч до 5123 млн.кВтіч или почти в 5,9 раза .

Наряду с механизацией и электрификацией сельского хозяйства большое внимание уделялось химизации как одному из эффективных факторов интенсификации и повышения эффективности сельскохозяйственного производства. В республике из года в год наращивалось производство минеральных удобрений. Если в 1965г. химическая промышленность произвела 2146 тнсі т минеральных удобрений, то в 1975г.- 6132 тыс.т6.

Роль сельских библиотек в коммунистическом вос питании тружеников деревни

Важным звеном идеологической работы партии на селе, центрами массовой пропаганды политических, научно-технических и сельскохозяйственных знаний являются сельские библиотеки.

Коммунистическая партия всегда придавала большое значение развитию библиотечного дела как одному из действенных средств коммунистического воспитания трудящихся.

Высокая идейность, повышение уровня образования и культуры жителей села - непременная предпосылка дальнейшего подъема сельскохозяйственного производства, роста производительности труда, проявления социальной активности и инициативы тружеников деревни.

Мировоззрение и характер современного человека, его убежденность складываются не только в результате непосредственного общения с людьми, но и в значительной мере под влиянием многогранного и широкого опыта человечества, закрепленного в книгах. Именно поэтому столь велика и важна роль сельских библиотек в идейном и культурном развитии тружеников полей.

Идейно-воспитательная работа библиотек призвана помогать формированию гармонически развитой личности. Важнейшей задачей сельской библиотеки является активное использование книжного фонда, привитие читателям навыков самостоятельного пользования рекомендательной библиографией, внедрение в практику библиотек метода комплексной пропаганды книги, помогающего всесторонне освещать тему, сочетать познавательное и эмоциональное влияние книги.

Важным этапом в укреплении библиотечного дела на селе явилось осуществление мероприятий, намеченных постановлением ЦК КПСС "О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране"1 (сен$ тябрь 1959г.). Б нем указывались пути дальнейшего упорядочения и более рационального размещения сети массовых библиотек, наиболее полного использования книжных фондов.

Претворение в жизнь указанного Постановления ЦК КПСС позволило добиться значительных успехов в улучшении библиотечного дела сельской местности республики. Уже в конце 60-х - начале 70-х годов в кишлаках республики перестали существовать избы-читальни. Б свое время многое сделав для удовлетворения духовных запросов, для роста грамотности населения глубинных сел, они полностью изжили себя. Уже к 1971г. 467 изб-читален были реорганизованы в самостоятельные сельские библиотеки . В последующие два года в самостоятельные библиотеки были реорганизованы все избы-читальни в республике.

К началу исследуемого периода (1965г.) в УзССР насчитывались 4792 массовые библиотеки, книжно-журнальный фонд которых достигал 21,3 млн.экз. В сельской местности республики функционировало 3910 библиотек с 11,1 млн.экз.книг и журналов0.

Роль клубных учреждений и музеев в развертыва нии политико-массовой и культурно-просветитель ной работы на селе

В системе культурно-просветительных учреждений, играющих важную роль в коммунистическом воспитании трудящихся, особое место принадлежит дворцам и домам культуры, клубам, музеям.

Воспитательные и образовательные задачи в клубных учреждениях решаются в органическом сочетании с культурным отдыхом. "Клубная работа должны быть максимально разносторонней, дабы сочетать в себе удовлетворение потребностей своих членов в отдыхе и здоровом развлечении с политико-просветительными и воспитательными задачами" - отмечено в резолюции ХЕУ съезда ВКП(б) о культработе профсоюзов

Таким образом, деятельность клуба носит глногофункциональный характер, при этом агитационно-пропагандистская, научно-просветительная работа, организация здорового досуга и отдыха неразрозненные стороны этой деятельности, а представляют сойой слитное целое, подчиненное единой задаче - формированию всесторонне развитой личности.

В нашей стране клубы, дома и дворцы культуры получили повсеместно широкое развитие. Особенно широко распространена сеть клубных учреждений в сельской местности.

Роль сельских клубов в коммунистическом воспитании тружеников деревни имеет чрезвычайно важное значение. Это и понятно. Если в городах все более растет насыщенность специализированными организациями и учреждениями культуры и искусства - театрами, киноконцертными залами, филармониями, лекториями и т.п., которые в КПСС в резолюциях..., т.З, с.275. значительной степени удовлетворяют культурные потребности городского населения, то на селе в большинстве своем клуб или Дом культуры пока что остается универсальной базой культурно-просветительной работы.

В докладе на Всесоюзной научно-практической конференции, посвященной коммунистическому воспитанию трудящихся и вопросам повышения культуры сельского быта (май 1975г.), кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК КП Узбекистана Шараф Рашидович Рашидов говорил: "Если у жителя города имеется возможность выбора спектакля, кинофильма, концерта и т.д., то житель села зачастую никакого выбора не имеет, он может посетить только те мероприятия, которые предлагает ему клуб .

В 1965г. в сельской местности УзССР функционировало 2640 клубных учреждений. В последующие годы происходил интенсивный рост численности культурно-просветительных учреждений на селе. Этому в значительной степени способствовало постановление ЦК КП Узбекистана и С0вета Министров Узбекской ССР от 23 февраля 1968г., выдвинувшее задачу в ближайшие годы достичь среднесоюзного уровня по сети клубов и библиотек.

Похожие диссертации на Развитие сельских учреждений культуры и повышение их роли в коммунистическом воспитании трудящихся Узбекской ССР (1965-1975 гг.)