Введение к работе
Актуальность проблемы. Культура является органической сос
тавной частью духо&нол системы всякого общества и без нее невоз
можно динамичное развитие всего общественного организма. Нао
борот, коренные преобразования в сферах экономики» политики, со
циальной низни могут быть серьезным образом затормояены и не
дать желаемого результатні, если к отому процессу не будет в долж- ,
ной мере подключен культурный потенциал общества и личности. Иг- |
норирование или умаление данного элемента объективна ведет к куль
турному оскудению народов и бездуховности многих поколений лю
дей. '
Культура как сложный'и противоречивый, но живой общественный продукт многовекового исторического развития каэдой нации и народности проходит неравнозначные по своему характеру и содержанию этапы,- и на этом длительном пути она не всегда получает должную оценку и отношение и, естественно, не становится одним из ведущих факторов обновления общественных отношений. Зто, в частности, прослеживается на материалах исследуемой нами проблемы развития сельских учреждений культуры Узбекистана и гас места в формировании нового человека.
Каждое общество, начиная радикальную перестройку своей сис
темы, как правило, прежде всего опирается на созданную им базу
в той или иной сфе^е на" предыдущих этапах своего развития. На
чатые в нашей стране качественные преобразовательные, процессы
в соответствии с законами преемственности должны базироваться
на фундаменте предшествующего этапа, именуемого ныне как период
застоя. Однако критическое осмысление достигнутого И совершен
ного за прошедшее десятилетие с позиций нового мышления и пред- .
ставлений показывает, что этот культурный фундамент оказался
недостаточно прочным и дееспособным, чтобы на его основе выхо
дить на более высокие ступени в духовном развитии общества и че
ловека. '_
Вместе с тем прмстика и опыт начального втапа перестройки . убеждают, что сэгодня как никогда без активного и всестороннего усвоения как позитивного, так и негативного итогов прошлого нельзя выработать достаточно конструктивную культурную полити-
ку, отвечающую по всем своим параметрам новым направлениям, общечеловеческим ценностям, интересам наций и народностей на' возрождение своей культурной самобытности, традиций. "Культурный слой перестройки создается не в вакууме, не на пустом месте,-подчеркивал М.С.Горбачев, - он как^бы вбирает в себя все то, чего достигли наши народы» наше общество за всю многолетнюю историю.. .В этой связи нам нужно разворачивать широким фронтом исследования, относящиеся к нашей собственной истории. Не вижу
ничего, кроме позитивного, в обращении к истории для того, чтобы воспринять.все лучшие достижения народа и вместе с тем осоз-
нать горький опыт, чтобы избегать Ошибок в будущем."1 Такой,
подход оправдан и методологичен при рассмотрении проблем разви
тия культуры, в региональном аспекте. '
Правомерен и выбор сельских учреждений культуры, т.к., во-первых, на геле.Узбекистана проживает 5Э% всего населения-.республики, во-вторых, указанные культурные объекты пока еще остаются ведущими в духовном развитии трудящихся в сельской местности, в-третьих,;как отмечал М.С.Горбачев, "у общества .есть,немалый долг перед.. сельским жителем. Во, многих районах жи-
...лищные, социально-культурные условия, медицинское обслуживание находятся на низком уровне.;,К этому надо добавить неудовлетворительное обустройство сельских aqkob, трудности с энергоснабжением, использованием бытовой техники, плохое состояние дорог.' Другими словами, быт, который должен обеспечивать культурный ; , рост и развитие сельского населения, также оказался в сфере ос* таточного принципа капитальных вложений.'
Наряду с вышеизложенными мотивами, актуальность проблемы обусловливается прекде всего малоизученностью деятельности сель-
. -ских учреждений культуры в такой сфере, как формирование нового человека, требованиями мархсистско-леншской методологии при исследовании социальных процессов смотреть на каждый воирос с точки зрения того,-как известное явление в истории возникло, кпкче главные этапы в своем развитии это явление проходило, и
-
Горбачев М.С. Выступление на встрече t Щ КПСС с дектеляші нау^ки и культуры 6 января 1989 года. - !/;. :1кшвд;здат,. 1939;-
-
Горбачев М.С. Наращивать инте.-лє;стуа;.ьіїЬ\й потені.;;:.-).;; персетроі';-ки. - Ь'и: Политиздат, 198Э. - С.21.
с какой тонки зрения этого его развития смотреть, чем данная вець стала теперь. Учитывая нынешние потребности культурного строительства и воспитания, ваяно изучить опыт и практику прошлых лет в формировании таких духовных ценностей, как культура общения и отношений, интернационалистическое сознание и т.д.
Культура, как известно, служит не только обогащению и расши
рению знаний, кругозора людей, выявлению способностей и задатков
человека, но и обеспечивает, при условии освоения общечеловечес- ;
ких ценностей, установлению взаимопонимания и взаимодоверия мех-
ду представителями различных народов, укреплению дружбы между
ними. Культур'шЙ человек более активно участвует в общественно-
политической жизни' общества, в научно-техническом прогрессе,
радик&тазации экономики и гармонизации общественных отношений.
Иначе- говоря, многие качества и черты культуры человека заклады
вались и формировались в годы застоя, и, естественно, выявление :
достижений в стой области является актуальным на современном
этапе развития советского общества. Тем более, что сегодня без
включения и задействования сельского населения в перестроечные
процессы невозможны какие-либо сдвиги в качественном обновлении
общества. '"''
Степень изученности проблемы. В исторической, экономической и философской науке последних лет вопросам развития культуры, культурного строительства, сближения города и деревни в культурной сфере и т.д. уделено достаточное внимание. Несколько оживилась работа в этом направлении и в Узбекистане. Здесь уже под-готозіен и издан ряд монографических трудов, которые обобщают определенный опыт культурного развития региона в общественно-гуманитарном' аспекте. Характеризуя их тематическую и проблематическую структуру, можно отметить, что в республике обществоведы
I. Арнольдов А.И. Социалистическая культура: теория и жизнь.-М.: Политиздат, 1984.; Коган Л.И..Йовчук М.Т.Советская социалистическая культура:ИсгорическиЙ опыт и современные проблемы.-М.: Политиздат,1979.; Староверов В.И.Социально-демографические проб- j лемы деревни.-М.:Наука,1975;он же.Советская деревня на этапе- ' развитого социализма.-М.Шолитиздат,1976.іАмвросов А.А.Бюджет времени сельского населения.-М.:Наука,1979.; Кудрина Т.А. Культура современного села.-М.:Мысль,I960.; Рывкина Р.Е.Сбраз жизни сельского населения.-М.:Наука,1979.; Ибрагимов Р.И. Актуальные проблемы культурного строительства на современном этапе. -Красноярск:Кн.изд-во, 1984.; и другие.
сеой интерес сосредоточивают На нескольких направлениях.
В научной, литературе большая часть работ* посвящается рассмотрению общих проблем социального И культурного развития села.
- Немало монографических трудов и общественно-политических работ имеется по проблещем стирания различий ьедду Городом и деревней в/социально-бытовой сфере, 'повышению..материального благосостояния и уровня ккзнн сельского населеная.
Вопросам.культурного строительства И Культурного развития * , села были "посвядекы научно-теоретические и научно-практические конференции в^Таакенте^.Кииикеве; Свердловске. "ч> v
Однако-среди выпущенных-работ, исследугао^их проблемы культур- . кого развития села,! на нал взгляд, єіде мало, встречается публикаций.. по вопросам.культурного строительства.на селе,' особенно последнего ,
I. Урунов С. Партийное руководство социальным развитием села,.-Ташкент: Узбекистан, 1979.; Тохсанов А.К. Комплексный подход к социальному развитию села. - Ташкент: Узбекистані 1,979.: Аки-*;лоз К.А. Развитие культуры Узбекистана.за грды Советской власти. .;- Ташке нт:'ак, 1984. '/.Эргашев А.' Научно-технический прогресс -и - ,. ./ социально-экономическое развитие села. "- Ташкент:Уэбекистт,1984, :Абдушукуров А,- Развитой* социализм:, /ювьпление 'идейнот-подитическо-'га }і культурного уровня тружеников^села.'-іашкентіУзбекистан, :" .' 1964.;. Современные проблемы культурно-прэсветителоской^работы: , , . КСбіЬтатейі/Ред.А.АлСовалев/.-ГаакентїТаііГУ.ідзг;-и^ругие.
1 '2./Артемов А.Л. Преодоление социально-э'кономкческих и ікультурнс-
'' битовых различий ме.вду, городом и деревней. -Ташкент.-Узбекистан, ...<
s 1974.;'Рустамов X. Совершенствование и развитие быта колхозного
' крестьянства э условиях, развитого социализма.-Ташкент:1У74.;
Ахтсмов А.Л." Преодоление социально-экономических и культурно-.
к бнтовідх '.различий мезду, городом и деревней. -Ташкент: 197'і. ; ...
< ;. ' Аб,дуллаев М-.'" Строительство кокаинизма и повьшюние культурно-тех
нического уровня крестьянства.-Ташкент: УэбекистанДУ75.; Зиядов /
! Пути,преодоления социальньк различий (на узб.яз).-Ташкент:Узбе- . ,
: кистан, IS77.-; Вахидова .ft. Повышение^культурного и профессио'-
нально-технйческого уровня колхозного крестьянства Узбекистана.
. -Тешкент: Фан,1285.і'Зиятов А. Пути преодоления социальных раз- '
. личий. - Ташкент:Узбекистан,1977.; Радгабов С. Повышение ма-.'..
сериального благосостояния и культурного .-'уровня колхозного крес
тьянства .'Узбекистана в условиях развитого социализма.-Ташкент: :
, Узбекистан, 1982.; и другие. _ :
.3. Культурная революция в СССР и духовное развитие советского общества. - Свердловск, 1974.; Коммунистическое воспитание тру- жеников села и вопросы повышения культуры сельского быта. -Ташкент: Узбекистан, 1975.; Социальное развитие села в период строительства коммунизма. -Кишинев, 1976.
десятилетия! развитии культурньзс учреждений и их роди n ко^іун^а-тическоч лрсиитанни, оздъе^е- культурно-технического уровня сельского населения И Т.Д."1'
Та те самое ио-».ио сказать о характере и соцрр'кзі-ШИ докторских и кандидатских диссертация на вышеуказанную историческую проблема -тику,4
В республике делались определенные попытки в разработке вопро -воз деятельности нг-каторьк СТРУКТУР И подразделение культурных учреждений» но а тематическом, плане они быди далеки от проблем формирования нового человека,
Проведенные диссертантом «етаридо-бибдиеграфичеекйй «нализ и збзор указанной вьцце рдучноЯ дитердтуры ГШа.а'.ШЙТ, что, несмотря :а актуальность и практичйскув зн.а.ЧИИа.СТЬ радр^батываемщ проблем } области культурі! и культурного строительства, в, большинстве ра-5от не нашій отражение вопросы, непосредственно бРЯЧйИНка с дея-гельностыэ сельских учреждений ї'удьтурн, р уч?Тоц исследуемого ир -дорического периода и возрастания, их роли 8 воспитании трудщікся і формировании ііового чедсрййй. Этот вивод диссертанта подтверзда-' ;тся к решениями научно-практической конференции Р г.Свердловске, де было отмечено, что "р целом история культурц советской деревні^ істается ... одним из отстающих участков исторической HWWt"'*
. Ыирзаев 3. Осуществление дещцеких идей культурного радрития. род-* ременного села. - Ташкент!фан,J993; Дяуманиязйя Р, Повышение культуры быта села в условиях развитого роЦі{адйз'^,-Талтец?:Узбе-кистан, 1974; Рахманов Карймбергад, ЦреЬдрде.ше еоциадькьж различий в культурном развитии сельского Н9РелениЯі^Тацшент;0бц-во "Знание" УзССР,1980; культура седа Узбекистана, йірловиях разви-» того социализма. (Сб. науч.тй. н0тз,редД,КгВадиез/7.^Ташкент:Фан, 1977; и другие.
. Дкуманиязов Р. Деятельность Ко?лцартйН Узбекистана по повышении , культуры быта тружеников села в уелозиях развитого социализма.- , Автореф.докт.дисс.-Тадкенти978;: Мирхасилов С.Культурная кизнь ' сельского населения Ташкентской'области.-Автореф.канд.дисс.-Тащ-, кент:1983; Вахидова С,А.Рост культурного и профессионально-тех-і нического уровня колхозного крестьянства Узбекистана в условия:: развитого социализма (19бб-19?5гг./.-Ташкент,1984; и другие.
. Алтынов М.А. Атеизм и социалистическая культура.-Ташкент:ФАН,1994? . Ергешев И. Историкс-социологическое исследование культуры Узбекистана. -Ташкент Узбекистан, 1985; Научно-техническая революция и социально-классовая структура общества в период развитого а~зциа-/' лизма.-Ташкент.:5ан,1984; и другие.
, Культурная революция в СССР и духовное развитие советского об-* ществатСвердловск,1974.- С.59.
Из имеющейся научной литературы наибольший интерес вызывают у нас труды Т.А.Кудриной, И.Бердымурадова, Л.К. Караджаевой, X. Зштухтарова, З.Мирзаева, Р.Джуманиязова и других. Например, в работе "Культура современного села" Т.А.Кудрина, основываясь на материалах государственной статистики и социологических исследований, раскрывает образ кизни советского села, социальный облик российского селянина, дает'характеристику культурных комплексов на селе. В труде Л.К. Караджиевой "Культурно-просветительная работа в Советском Туркменистане (1960-1985 гг.)" обобщается опыт работы культурно-просветительных учреждений братской республики по ксмілунистическому воспитанию трудящихся и совершенствованию культурного обслуживания населения. Автор затрагивает важные,тенденции и аспекты в'развитии культурных учрєздений, которые типичны и для ряда сельских регионов Узбекистана. В философской работе Х.Эштухтарова "Учреждения культуры и духовная жизнь села" интересны методологические подходы к оценке культурных учрєздений села с точки зрения их влияния на активизацию человеческого фактора, духовной сферы. Среди работ по истории культурного строительства на селе привлекает внимание труд З.Мирэаева "Осуществление ленинских идей культурного развития современного села", в котором дается анализ новых проявлений в культурной жизни села периода конца 70-х «начала 80-х годов, в частности в развитии художественного творчества, распространении прогрессивных национальных и интернациональных традиций _. и обычаев.
Однако, несмотря на ряд положительных моментов, в отих и других работах, исследователи, как правило, ограничивают, сферы изучения, и, естественно, не претендуют на всестороннее и комплексное освещение всех аспектов деятельности культурных учрєздений . по воспитанию, трудящихся. Меяду тем в воспитании и формировании нового1 человека в условиях сельских регионов через соответствующие средства и формы организации культурно-просветительной работы в период застоя было немало драматических моментов и противоречивых тенденций, которые-деформировали политические, идео- > логические и воспитательные процессы, сдеркивали'возможности учреждений культуры в осуществлении своїй социальных функций.
Цель исследования. В многообразной истории культурно!: :ї:із-ни сельского населения и работе культурных учреждений в экономически и социально слаборазвитых регионах республики имеется немало белых пятен, которые требуют выявления, научных разработок и осмысления. На наш взгляд, еще до конца и не в полной мере вскрыты механизмы действия культуры в системе "человек-вос-питанке-поведенпе", изучен ряд важных аспектов деятельности культурных учреждений по сохранению и развитию самобытной национальной культуры и духовного наследил народов Узбекистана в прошедшее десятилетие. Существенные пробелы наблюдаются в исследовании проблем эффективности использования форм и средств по патриотическому, интернациональному, идейно-политическому воспитанию, развитию художественного и самодеятельного творчества сельских тружеников. По нашему мнению, слабо разработан такой весьма важный аспект, как многоплановые культурные и социальные связи города и деревни, роль города в совершенствовании культурной жизни сельского населения. Много неясностей тлеется в дифференцированной' работе культурных учреждений с различными категориями и слоями сельского населения как на производстве, так и по месту жительства.
Исходя из вышеуказанной проблематики, диссертант ставит перед собой цель: выявить общее состояние культурной среды и культурной жизни в сельской местности, позитивные и. негативные тенденции при осуществлении культурными учреждениями своих функций' как ведущего объекта в пропаганде культурного богатства, формировании и воспитании на этой базе у населения новых ценностных ориентации, общей культуры, влияния их на совершенствование образа жизни. Наряду с этим, делается попытка на основе изучения социально-экономического потенциала сельских регионов выйти на позиции научного объяснения причинно-следственных связей застойных явлений как в характере, содержании работы культурных учреждений, так и в их низкой материально-технической оснащенности.
Достижение этих целей объективно потребовало от диссертанта введения в научный оборот новых архивных материалов, ранее относящихся к закрытым, результатов неопубликованных социологических исследований, решений ЦК КПСС, ЦК Компартии Узбекистана,
документов рада міністерств н ведомств, ы^щественних'организаций. При от ом преследовались цель выявления Механизмов взаимоотношений культурных учреждений с местными партийными, советскими н другими органами, осуществления преемственности в их деятельности, обобщения положительного опыта работы по воспитанию трудящихся.
Научная новизна и практическая значимость предпринимаемого .исследования исходят из степени'разработанности проблемы современной советской историографией и той роли,'которую призваны осуществлять культурные .учреждения.села в повышении духовного уровня населения. Культура общечеловеческих ценностей в образе кйзни и нравственных нсрм поведения, культура межличностного общения и межнациональных отношений, политическая, производственная, бытовая культура - все еги элементы формируются в процессе длительного исторического развития и становятся важнейшим инструментом в активизации человеческого фактора в условиях качест-. венного обновления общества, однім из условий жизнедеятельности ладей. В.И.Ленин отмечал, что достигнутым надо считать только то, что вошло е культуру, в быт,.в привычки, в сознание, в повседневный обиход массы. Выявление механизмов, закрепляющих и развивающих элементы культуры в сознании и образе жизни людей, составляет новизну и практическую Ценность диссертационной работы.
, Теоретической я методологической основой диссертации являются принципиальные положения классиков марксизма-ленинизма о роли культуры и ео форм в качественном преобразовании общества и человека, формировании гармоничной личности, взаимосвязи культурного воспитания с трудовой и производственной деятельностью человека, повышением его общественно-политической активности, закреплении нравственных норм поведения и общения.
Особенно большое теоретическое и методологическое значение
имеют работы В.И.Ленина, в которых разработаны многие вопроса
культурного строительства на селе, культурного воспитания сель
ских тружеников, осуществления культурной политики в новых ис
торических условиях развития социализма. v '
Обоснованием современного видения культурного и духовного
I. См.: Ленин В.И. Лолн.собр.соч. 1.45."С.390.
развития общества явились решения партийных съездов, пленумов, постановления партии и правительства, документы партийных, советских, профсоюзных и обществетмх организаций. Ценные методологические положения заложены в материалах съездов-Компартии Узбекистана, в решениях коллегий ряда министерств 'и ведомств республики.
При раскрытии ряда вопросов культурного развития села диссертант опирался на отдельные положения трудов ведущих ученых.
Источников^ базу проведенного исследования составляют научные труду, историографические исследования, посвященные проблемам культурной политики и строительства в Узбекистане, коммунистического воспитания трудящихся. Помимо монографических работ, диссертант широко привлекал материалы диссертаций и научных сообщений, результаты социологических исследований, статистический и информационный материал, связанный непосредственно с развитием культуры, культурной среды, средств и форм культурно-просветительной работы, а также постановления ЦК Компартии Узбекистана, Совета Министров Узбекской ССР по этим вопросам.
С точки зрения фактологии, выявления характера и содержания работы культурных учреждений села по формирования нового человека основньм источником являлись богатый материал, тлеющийся в Государственном архиве Узбекской ССР, Министерстве культуры республики, Узсовпрофе, областных архивах. Диссертант.широко привлекал некоторые закрытые фонды других архивов, библиотек, материалы общественных организаций.
Апробация основных идей и концепции диссертации осуществлялась путем изложения ряда положений на научных конференциях, в выступлениях на совещаниях и периодической печати, в лекционной пропаганде.
'Структура работы;. Диссертация состоит из введения, двух глав, семи параграфов и заключения, раскрывающих в целом наиболее узловые проблемы деятельности сельских культурных учреждений по формированию нового человека.